Автомобиль попал в дтп и не подлежит восстановлению бухгалтерские проводки

Обновлено: 30.04.2024

Бухучет и налогообложение операций, связанных с устранением последствий ДТП, зависят:

  • от условий договора, по которому был застрахован автомобиль организации;
  • от того, кем признан водитель автомобиля: виновным в ДТП или потерпевшей стороной.

В ДТП могут участвовать автомобили:

Страхование ОСАГО: водитель признан потерпевшим

В этом случае страховая компания выплатит организации страховое возмещение.

При этом за прямым возмещением убытков пострадавший должен обратиться в свою страховую компанию, если:

  • авария произошла с участием двух машин;
  • у обоих владельцев есть полис ОСАГО;
  • вред причинен только автомобилям.

Если же указанные условия не соблюдены, то порядок прямого возмещения убытков по ОСАГО не действует. Тогда потерпевший может обратиться за выплатой возмещения в страховую компанию виновника ДТП.

Об этом сказано в статье 14.1 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ и пункте 3.15 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П.

Страховая компания принимает решение о выплате страхового возмещения при наличии документов о происшествии, оформленных сотрудниками полиции (п. 5 ст. 11 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). В исключительных случаях такие документы могут быть оформлены без участия полиции. Это возможно при одновременном выполнении условий:

  • в результате ДТП причинен вред только транспорту;
  • указанное ДТП произошло с участием двух транспортных средств. При этом ответственность владельцев каждого транспортного средства застрахована;
  • обстоятельства причинения вреда, характер повреждения транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП и зафиксированы в извещении.

Такой порядок установлен в пункте 1 статьи 11.1 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ.

Если документы будут оформлены без участия полиции, то размер страхового возмещения составит не более:

  • 25 000 руб.;
  • 50 000 руб., если договоры ОСАГО обоих участников заключены после 1 августа 2014 года.

А в случае, когда ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской или Ленинградской областей, максимальная сумма выплаты составит 400 000 руб. Но только при следующих условиях:

  • договоры ОСАГО обоих участников заключены после 1 октября 2014 года;
  • потерпевший представил своему страховщику данные об обстоятельствах ДТП, зафиксированные на фото- или видеосъемке.

В этом случае организация не вправе обратиться к своей страховой компании за дополнительным возмещением (п. 8 ст. 11.1 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ).

В бухучете сумму страхового возмещения включите в состав прочих доходов (п. 9 ПБУ 9/99). Такие доходы признаются на дату поступления страховых выплат на расчетный счет организации. Это связано с тем, что акт о страховом случае, на основании которого начисляется возмещение, страховые компании представляют только после перечисления выплаты. Если дело рассматривалось в суде, то доходы признайте на дату вступления судебного решения в законную силу. Это следует из положений пунктов 4.22, 4.23 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П, а также пункта 16 ПБУ 9/99.

Операции, связанные с поступлением страхового возмещения, отразите проводками:

Дебет 76 Кредит 91-1

– начислена сумма страхового возмещения.

Дебет 51 Кредит 76

– получено страховое возмещение;

Если страховая выплата не полностью покрывает ущерб, нанесенный организации, разницу должна возместить виновная сторона (п. 3.7 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П, п. 1 ст. 1068, ст. 1072 ГК РФ). В этом случае в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1

– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению виновной стороной;

Дебет 51 (50) Кредит 76

– поступили средства от виновной стороны в счет возмещения ущерба.

Страхование ОСАГО: водитель признан виновным

В этом случае у организации может возникнуть два вида расходов:

  • на ремонт собственного автомобиля;
  • на возмещение потерпевшей стороне ущерба, не покрытого страховкой.

Оба вида расходов организация оплачивает за счет собственных средств.

В бухучете затраты, связанные с ремонтом собственного автомобиля, включите в состав прочих расходов (п. 13 ПБУ 10/99).

Если организация ремонтирует автомобиль собственными силами, в учете сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 20 (23, 25, 26, 44. )

– списаны расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если организация ремонтирует автомобиль силами подрядчика (например, в автосервисе), сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)

– списаны расходы на ремонт, выполненный подрядчиком.

Если по результатам экспертизы автомобиль не подлежит восстановлению, его следует списать с учета.

Возместить ущерб, нанесенный автомобилю потерпевшей стороны, организация должна в размере, превышающем сумму страховой выплаты по договору ОСАГО (ДСАГО). Если страховка полностью покрывает причиненный ущерб, выплачивать потерпевшей стороне ничего не нужно. Это следует из положений пункта 3.7 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П, пункта 1 статьи 1068 и статьи 1072 Гражданского кодекса РФ.

В бухучете сумму возмещения ущерба потерпевшей стороне включите в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Операции, связанные с возмещением ущерба, отразите проводками:

Дебет 91-2 Кредит 76

– отражена задолженность перед пострадавшей стороной сверх суммы, покрытой страховым возмещением (на основании документов, подтверждающих обязательства организации, например, по решению суда);

Дебет 76 Кредит 51 (50)

– погашена задолженность по возмещению ущерба потерпевшей стороне.

Водитель, виновный в ДТП, в отдельных случаях обязан в полной сумме возместить ущерб, нанесенный организации (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ). Таким образом, из его заработка можно удержать:

  • сумму, которую организация выплатила пострадавшей стороне сверх страховки ОСАГО (ДСАГО);
  • стоимость ремонта собственного автомобиля (если автомобиль не был застрахован по договору каско).

Страхование по договорам ОСАГО и КАСКО

Суммы поступивших страховых выплат и расходы на ремонт учитывайте в общем порядке.

Если водитель автомобиля организации признан виновным в ДТП, у организации могут возникнуть расходы в сумме возмещения ущерба потерпевшей стороне (в части, не покрытой страховкой по договору ОСАГО (ДСАГО)) (п. 3.7 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П, п. 1 ст. 1068, ст. 1072 ГК РФ). В бухучете сумму возмещения ущерба потерпевшей стороне включите в состав прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99).

Затраты на ремонт собственного автомобиля покроет страховое возмещение по договору каско. Страховая компания, с которой заключен договор каско, может:

  • отремонтировать автомобиль за свой счет;
  • перечислить на счет организации страховое возмещение на покрытие стоимости ремонта автомобиля (полной стоимости автомобиля, если автомобиль не подлежит восстановлению).

Такой порядок установлен пунктами 2 и 4 статьи 10 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1.

Суммы поступивших страховых выплат и расходы на ремонт учитывайте в общем порядке.

Договор ОСАГО не заключен

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств является обязательным условием эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). Поэтому ДТП с участием незастрахованных автомобилей бывают нечасто.

Если виновником такого ДТП признан водитель незастрахованного автомобиля организации, то все расходы, связанные с ремонтом собственного автомобиля и возмещением ущерба потерпевшей стороне, организация оплачивает за свой счет (п. 6 ст. 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ). При этом в учете указанные операции отражаются следующим образом.

Если организация ремонтирует собственный автомобиль своими силами, в учете сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 20 (23, 25, 26, 44. )

– списаны расходы на ремонт, выполненный собственными силами.

Если организация ремонтирует собственный автомобиль силами подрядчика (например, в автосервисе), сделайте проводку:

Дебет 91-2 Кредит 60 (76)

– списаны расходы на ремонт, выполненный подрядчиком.

Операции, связанные с возмещением ущерба, отразите проводками:

Дебет 91-2 Кредит 76

– отражена задолженность перед пострадавшей стороной по выплате, связанной с возмещением ущерба (на основании документов, подтверждающих обязательства организации, например, по решению суда);

Дебет 76 Кредит 51 (50)

– погашена задолженность по возмещению ущерба потерпевшей стороне.

Если водитель организации признан потерпевшей стороной, то возместить организации ущерб должен виновник ДТП, управлявший незастрахованным автомобилем. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 4 Закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ. Если виновник аварии отказывается сделать это добровольно, возмещение ущерба следует потребовать через суд. В этом случае в учете сделайте проводки:

Дебет 76 Кредит 91-1

– отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению виновной стороной;

Дебет 51 (50) Кредит 76

– поступили средства от виновной стороны в счет возмещения ущерба.

ОСНО: водитель признан потерпевшим

Страховое возмещение (сумму, полученную в возмещение ущерба от виновной стороны) включите в состав внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ). Датой признания таких доходов является:

  • при методе начисления – день поступления средств от страховой компании или день вступления в законную силу судебного решения о возмещении ущерба (подп. 4 п. 4 ст. 271 НК РФ, п. 4.22, 4.23 Правил, утвержденных положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П);
  • при кассовом методе – день поступления средств на расчетный счет (в кассу) организации (п. 1 ст. 273 НК РФ).

При этом расходы на ремонт автомобиля уменьшат налоговую базу по налогу на прибыль в обычном порядке .

ОСНО: водитель признан виновным

Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, в определенных случаях обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Сотрудник должен возместить:

  • сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
  • стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).

При расчете налога на прибыль стоимость ущерба, которую должен погасить виновный, отразите в составе внереализационных доходов (п. 3 ст. 250 НК РФ).

При кассовом методе размер внереализационных доходов будет равен сумме удержаний из зарплаты сотрудника в каждом отчетном периоде (п. 2 ст. 273 НК РФ).

При методе начисления доход определяйте на дату признания ущерба виновным лицом. Если организация добивается возмещения ущерба через суд, датой признания дохода является день вступления судебного решения в законную силу. Об этом сказано в подпункте 4 пункта 4 статьи 271 Налогового кодекса РФ. Если решение не будет обжаловано, оно вступает в силу через 10 дней после вынесения (ст. 321 Гражданского процессуального кодекса РФ). В этом случае доходы признаются в размере, указанном в судебном решении.

Ситуация: как при расчете налога на прибыль учесть расходы, связанные с устранением последствий ДТП, виновником которого признан сотрудник организации?

Если материальный ущерб с сотрудника не удерживается, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, компенсирует ли сотрудник материальный ущерб, нанесенный организации, или нет.

Ущерб при ДТП, который сотрудник нанес третьим лицам (сверх возмещения по страховке), возмещайте за счет средств организации (ст. 1068 ГК РФ). При этом сотрудник, нанесший ущерб, обязан компенсировать такие расходы в полном объеме (подп. 6 ч. 1 ст. 243 ТК РФ).

Сотрудник должен возместить:

  • сумму, которую организация перечислила пострадавшей стороне сверх возмещения по договору страхования;
  • стоимость ремонта автомобиля организации (если организация не заключала договор добровольного страхования имущества или страховка не полностью покрыла расходы на ремонт).

Однако по решению руководителя организации сотрудник может полностью или частично не возмещать причиненный им ущерб (ст. 240 ТК РФ).

Если виновный в аварии установлен, но по решению руководителя материальный ущерб с сотрудника не удерживается, расходы, связанные с ДТП (возмещение потерпевшей стороне и ремонт собственного автомобиля) при расчете налога на прибыль учесть нельзя. Такая позиция объясняется следующим.

Поскольку ущерб нанес сотрудник, то в соответствии со статьями 238 и 243 Трудового кодекса РФ он должен его компенсировать. Отказ от взыскания суммы ущерба с виновного сотрудника – это право, а не обязанность организации (ст. 240 ТК РФ). Воспользовавшись этим правом, организация не может признать расходы по возмещению ущерба потерпевшей стороне (сверх страховки) экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Подпункт 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ в данном случае не применяется. По мнению Минфина России, эта норма распространяется только на расходы по возмещению ущерба, нанесенного третьим лицам действиями самой организации. Например, при нарушении договорных обязательств (письма Минфина России от 24 июля 2007 г. № 03-03-06/1/519, от 9 апреля 2007 г. № 03-03-06/2/66).

Если виновник ДТП установлен, но ущерб с него не взыскан, то при расчете налога на прибыль организация не сможет учесть расходы на ремонт своего автомобиля. Положения пункта 1 статьи 260 Налогового кодекса РФ распространяются лишь на те виды ремонта, в ходе которых основные средства предохраняются от преждевременного износа или восстанавливаются после эксплуатации в обычных условиях. Расходы на ремонт автомобиля после ДТП (при наличии виновного лица, с которого не взыскан ущерб) этим критериям не отвечают (см., например письмо УМНС России по г. Москве от 10 января 2003 г. № 26-12/02226).

Совет: есть аргументы, позволяющие организациям учесть при расчете налога на прибыль как расходы по возмещению причиненного ущерба, так и расходы на ремонт своего автомобиля, поврежденного в результате ДТП. Даже в том случае, если виновник аварии установлен, но сумма ущерба с него не взыскана. Эти аргументы заключаются в следующем.

Если вред третьему лицу причинен сотрудником во время исполнения трудовых обязанностей, то обязанность по возмещению вреда возлагается на организацию (ст. 1068 и 1079 ГК РФ). Следовательно, эти расходы можно признать экономически обоснованными и учесть их при расчете налога на прибыль (подп. 13 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если сотрудник документально подтвердил свою задолженность по возмещению ущерба перед организацией (например, подписал приказ об удержании суммы ущерба из его зарплаты), то расходы, связанные с ДТП (ремонт собственного автомобиля и возмещение ущерба потерпевшей стороне), при расчете налога на прибыль можно учесть (п. 1 ст. 260, подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ, письмо Минфина России от 16 октября 2009 г. № 03-03-06/1/668).

Датой признания расходов, связанных с возмещением ущерба потерпевшей стороне (сверх страховки), является:

  • при методе начисления день признания задолженности или день вступления в законную силу судебного решения (подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ);
  • при кассовом методе день фактической выплаты возмещения ущерба потерпевшей стороне (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Расходы на ремонт собственного автомобиля включите в состав прочих расходов (п. 1 ст. 260 НК РФ). Подробнее об учете расходов на ремонт основных средств см. Как отразить в налоговом учете ремонт основных средств .

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов, связанных с ДТП, виновником которого признан водитель организации. Организация применяет общую систему налогообложения, использует метод начисления

В августе автомобиль организации был отремонтирован силами собственного ремонтного подразделения. Сумма расходов на ремонт – 60 000 руб.

  • сумма ремонта собственного автомобиля организации удерживается с водителя, признанного виновным в аварии (к размеру удержаний сотрудник претензий не имеет, с приказом ознакомлен)
  • сумма возмещения потерпевшей стороне (80 000 руб.) с виновника аварии не удерживается (уплачивается за счет организации).

В учете организации сделаны следующие записи.

Дебет 23 Кредит (70, 69, 10. )
– 60 000 руб. – отражены затраты на ремонт автомобиля, выполненный собственными силами;

Дебет 91-2 Кредит 23
– 60 000 руб. – списана на расходы стоимость ремонтных работ;

Дебет 73 Кредит 91-1
– 60 000 руб.– отражена задолженность виновного лица по возмещению ущерба.

Дебет 91-2 Кредит 76
– 80 000 руб. – отражена сумма ущерба, подлежащего возмещению потерпевшей стороне (на основании решения суда);

Дебет 76 Кредит 51
– 80 000 руб. – перечислено возмещение ущерба на расчетный счет потерпевшей стороны.

Сумма возмещения потерпевшей стороне на основании приказа руководителя с водителя не удерживается. Поэтому эта выплата не учитывается в составе расходов при расчете налога на прибыль. В связи с тем, что в бухучете возмещение ущерба третьим лицам отражается в полной сумме, а в налоговом учете не отражается вообще, возникает постоянная разница. С нее нужно рассчитать постоянное налоговое обязательство:
80 000 руб. × 20% = 16 000 руб.

фото автомобиля не подлежащего восстановлению по ОСАГО

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Полная гибель авто: общее понятие

  • невозможно провести ремонт поврежденного имущества;
  • стоимость восстановительных работ равен или превышает цену автомобиля на момент наступления страхового случая.

После того, как была установлена конструктивная гибель авто, страховая компания обязана выплатить собственнику машины компенсацию. Чтобы определить целесообразность ремонта машины проводится ее экспертиза. Принимается во внимание рыночная стоимость автомобиля из которой вычитают цену уцелевших деталей, узлов и агрегатов. Эти элементы, которые можно в дальнейшем использовать или продать, называются годными остатками. Их стоимость определяется по специальной методике. Эксперт принимает во внимание:

  • цена неповрежденного автомобиля;
  • дата выпуска авто и период эксплуатации до ДТП;
  • количество полученных повреждений;
  • затраты на снятие, хранение и предпродажную подготовку уцелевших элементов;
  • процентное соотношение стоимости годных остатков и машины.

Далее сравнивается стоимость восстановительных работ без учета износа подлежащих замене комплектующих и средняя рыночная цена такого же автомобиля.

Тотал могут признать, если расходы на восстановление авто составляют 60-85% от его рыночной стоимости. Эта цифра у разных СК может отличаться, так как страховщики ее устанавливают, руководствуясь внутренней политикой компании.

В каких случаях страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля

Пытаясь сохранить прибыль страховые компании нередко идут на всевозможные ухищрения. В таком случае владельцу транспортного средства ничего не остается кроме как проверить результаты полученной оценки. Для этого приходится обращаться к независимому эксперту.

Расчет размера выплаты

Как мы уже говорили, при конструктивной выплате для определения размера компенсации из рыночной стоимости автомобиля вычитают цену годных остатков. Используется простая формула:

  • Ср – рыночная цена авто на момент гибели;
  • Сго– стоимость годных остатков.

При этом нельзя забывать о том, что максимальная сумма возмещения материального ущерба по ОСАГО на сегодняшний день составляет 400 тысяч рублей. Соответственно выплатить страховку в полном объеме за дорогостоящий автомобиль страховая компания не сможет.

⇓ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ПРИМЕР: ⇓

Экспертиза показала, что стоимость ремонта поврежденного автомобиля составляет 250 тысяч рублей. На момент аварии рыночная цена автомобиля – 300 тысяч рублей. Стоимость годных остатков – 200 тысяч рублей.

Если воспользоваться вышеуказанной формулой, то пострадавшему автовладельцу страховщик должен выплатить:

300000-200000 = 100000 рублей.

Естественно, что в таком случае проводить восстановительные работы за 250 тысяч рублей нецелесообразно. В таком случае страховщику намного выгоднее признать тотал, чем отремонтировать машину. А вот владельцам авто с пробегом стоит побороться за свои права и попробовать добиться проведения ремонта. Сделать это можно только в том случае, если независимая экспертиза покажет, что результат первичной оценки не соответствует действительности. Спросите – для чего? Ответ прост. Закон не позволяет при ремонте использовать бывшие в употреблении запасные части. Соответственно восстановление пострадавшего в аварии автомобиля окажется для его владельца более выгодным, чем признание его полной гибели.

Годные остатки: кому достанутся уцелевшие детали?

Чтобы максимально уменьшить выплату после признания конструктивной гибели автомобиля страховщики делают все возможное, чтобы подороже оценить оставшиеся годные детали. Эти элементы являются собственностью автовладельца и передаются ему после завершения процедуры. Но собственники авто не всегда хотят связываться с продажей запчастей. Как поступить в такой ситуации? Обязаны ли они забирать годные остатки? Свои разъяснения по данному вопросу дал Пленум Верховного суда РФ. Он постановил, что возвращать собственнику уцелевшие после аварии детали против его воли страховая компания не имеет права (Постановление Пленума СВ РФ №58 от 26.12.2017 года).

Оставив страховщику пригодные детали автовладелец может рассчитывать на полную выплату компенсации. Если собственник машины забирает уцелевшие элементы, то их стоимость вычитается из страховки. Принять решение может только владелец автомобиля. Навязывать ему выгодный для себя вариант страховщик не имеет права.

фото запчастей после полной гибели авто

Получение страховой выплаты при конструктивной гибели авто

Процедура обращения в страховую компанию и последующее получение компенсации при тотале ничем не отличается от стандартной. Автовладелец:

  1. Принимает участие в оформлении ДТП. Обращаем внимание, что при соблюдении определенных условий сделать это можно при помощи Европротокола, так как с 01.10.2019 года максимальный размер компенсации при использовании Извещения о ДТП для жителей всех регионов России составляет 400 тысяч рублей.
  2. Подать заявление о наступлении страхового случая и пакет дополняющих его документов (их перечень мы озвучим ниже).
  3. Предоставить транспортное средство для осмотра. Изначально экспертизу проводят специалисты, сотрудничающие со страховщиком.
  4. Дождаться принятия решения. Страховая компания может отказать в выплате (для этого у нее должны быть веские основания) или возместить ущерб.
  5. Получить компенсацию.

Чтобы у страховщика не было оснований отказать в возмещении ущерба автовладельцу нужно не только своевременно обратиться с соответствующим заявлением, но и собрать пакет документов. Понадобится:

  • гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
  • водительские права;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД или Извещение о ДТП;
  • ПТС, СТС;
  • постановление о возбуждении административного (уголовного) дела или об отказе в возбуждении;
  • квитанции и чеки, подтверждающие понесенные расходы;
  • другие документы, имеющие отношение к аварии.

При значительных повреждениях транспортного средства, когда есть вероятность того, что страховая компания признает его полную гибель, мы настоятельно рекомендуем внимательно следить за исследованиями, которые проводятся экспертом и детально изучить заключение специалиста. При возникновении малейших сомнений следует воспользоваться услугами независимого эксперта.

Если сторонний специалист выявит, что заключение эксперта не соответствует действительности, автовладельцу придется готовиться к судебному разбирательству.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

фото автомобиля не подлежащего восстановлению по ОСАГО

Содержание статьи (нажмите для быстрого перехода):

Полная гибель авто: общее понятие

  • невозможно провести ремонт поврежденного имущества;
  • стоимость восстановительных работ равен или превышает цену автомобиля на момент наступления страхового случая.

После того, как была установлена конструктивная гибель авто, страховая компания обязана выплатить собственнику машины компенсацию. Чтобы определить целесообразность ремонта машины проводится ее экспертиза. Принимается во внимание рыночная стоимость автомобиля из которой вычитают цену уцелевших деталей, узлов и агрегатов. Эти элементы, которые можно в дальнейшем использовать или продать, называются годными остатками. Их стоимость определяется по специальной методике. Эксперт принимает во внимание:

  • цена неповрежденного автомобиля;
  • дата выпуска авто и период эксплуатации до ДТП;
  • количество полученных повреждений;
  • затраты на снятие, хранение и предпродажную подготовку уцелевших элементов;
  • процентное соотношение стоимости годных остатков и машины.

Далее сравнивается стоимость восстановительных работ без учета износа подлежащих замене комплектующих и средняя рыночная цена такого же автомобиля.

Тотал могут признать, если расходы на восстановление авто составляют 60-85% от его рыночной стоимости. Эта цифра у разных СК может отличаться, так как страховщики ее устанавливают, руководствуясь внутренней политикой компании.

В каких случаях страховщику выгодно признать конструктивную гибель автомобиля

Пытаясь сохранить прибыль страховые компании нередко идут на всевозможные ухищрения. В таком случае владельцу транспортного средства ничего не остается кроме как проверить результаты полученной оценки. Для этого приходится обращаться к независимому эксперту.

Расчет размера выплаты

Как мы уже говорили, при конструктивной выплате для определения размера компенсации из рыночной стоимости автомобиля вычитают цену годных остатков. Используется простая формула:

  • Ср – рыночная цена авто на момент гибели;
  • Сго– стоимость годных остатков.

При этом нельзя забывать о том, что максимальная сумма возмещения материального ущерба по ОСАГО на сегодняшний день составляет 400 тысяч рублей. Соответственно выплатить страховку в полном объеме за дорогостоящий автомобиль страховая компания не сможет.

⇓ДАВАЙТЕ РАССМОТРИМ ПРИМЕР: ⇓

Экспертиза показала, что стоимость ремонта поврежденного автомобиля составляет 250 тысяч рублей. На момент аварии рыночная цена автомобиля – 300 тысяч рублей. Стоимость годных остатков – 200 тысяч рублей.

Если воспользоваться вышеуказанной формулой, то пострадавшему автовладельцу страховщик должен выплатить:

300000-200000 = 100000 рублей.

Естественно, что в таком случае проводить восстановительные работы за 250 тысяч рублей нецелесообразно. В таком случае страховщику намного выгоднее признать тотал, чем отремонтировать машину. А вот владельцам авто с пробегом стоит побороться за свои права и попробовать добиться проведения ремонта. Сделать это можно только в том случае, если независимая экспертиза покажет, что результат первичной оценки не соответствует действительности. Спросите – для чего? Ответ прост. Закон не позволяет при ремонте использовать бывшие в употреблении запасные части. Соответственно восстановление пострадавшего в аварии автомобиля окажется для его владельца более выгодным, чем признание его полной гибели.

Годные остатки: кому достанутся уцелевшие детали?

Чтобы максимально уменьшить выплату после признания конструктивной гибели автомобиля страховщики делают все возможное, чтобы подороже оценить оставшиеся годные детали. Эти элементы являются собственностью автовладельца и передаются ему после завершения процедуры. Но собственники авто не всегда хотят связываться с продажей запчастей. Как поступить в такой ситуации? Обязаны ли они забирать годные остатки? Свои разъяснения по данному вопросу дал Пленум Верховного суда РФ. Он постановил, что возвращать собственнику уцелевшие после аварии детали против его воли страховая компания не имеет права (Постановление Пленума СВ РФ №58 от 26.12.2017 года).

Оставив страховщику пригодные детали автовладелец может рассчитывать на полную выплату компенсации. Если собственник машины забирает уцелевшие элементы, то их стоимость вычитается из страховки. Принять решение может только владелец автомобиля. Навязывать ему выгодный для себя вариант страховщик не имеет права.

фото запчастей после полной гибели авто

Получение страховой выплаты при конструктивной гибели авто

Процедура обращения в страховую компанию и последующее получение компенсации при тотале ничем не отличается от стандартной. Автовладелец:

  1. Принимает участие в оформлении ДТП. Обращаем внимание, что при соблюдении определенных условий сделать это можно при помощи Европротокола, так как с 01.10.2019 года максимальный размер компенсации при использовании Извещения о ДТП для жителей всех регионов России составляет 400 тысяч рублей.
  2. Подать заявление о наступлении страхового случая и пакет дополняющих его документов (их перечень мы озвучим ниже).
  3. Предоставить транспортное средство для осмотра. Изначально экспертизу проводят специалисты, сотрудничающие со страховщиком.
  4. Дождаться принятия решения. Страховая компания может отказать в выплате (для этого у нее должны быть веские основания) или возместить ущерб.
  5. Получить компенсацию.

Чтобы у страховщика не было оснований отказать в возмещении ущерба автовладельцу нужно не только своевременно обратиться с соответствующим заявлением, но и собрать пакет документов. Понадобится:

  • гражданский паспорт или другое удостоверение личности;
  • водительские права;
  • протокол, составленный сотрудниками ГИБДД или Извещение о ДТП;
  • ПТС, СТС;
  • постановление о возбуждении административного (уголовного) дела или об отказе в возбуждении;
  • квитанции и чеки, подтверждающие понесенные расходы;
  • другие документы, имеющие отношение к аварии.

При значительных повреждениях транспортного средства, когда есть вероятность того, что страховая компания признает его полную гибель, мы настоятельно рекомендуем внимательно следить за исследованиями, которые проводятся экспертом и детально изучить заключение специалиста. При возникновении малейших сомнений следует воспользоваться услугами независимого эксперта.

Если сторонний специалист выявит, что заключение эксперта не соответствует действительности, автовладельцу придется готовиться к судебному разбирательству.

Мы можем помочь!

Ниже часть выигранных дел с подтверждающими документами. Мы гарантированно поможем Вам в борьбе с нечестными страховщиками. Оплата только по факту и только при положительном исходе дела.

Читайте также: