Аварийность в городах на загородных дорогах в сельской местности причины возникновения дтп

Обновлено: 28.04.2024

В комментариях к моей статье "Действия водителя, которые кратно снижают вероятность наступления дорожно-транспортного происшествия" я вступил в обсуждение причин ДТП и по мнению некоторых читателей превышение ограничений скорости не является доминирующим фактором, который приводит к ДТП

Совершенно очевидно, что следует разделять аварийные ситуации, произошедшие в городской черте и на трассе. В работе "Анализ причин и последствий ДТП на федеральных и региональных дорогах РФ" авторами Несватом К.К и Осинцевой М.Г. [ 1 , С.14] указывается, что "основным видом ДТП на федеральных и региональных трассах является столкновение транспортных средств, на долю которого приходится более 80% всех случаев. Главными причинами являются превышение установленной скорости движения (47,1%) и нарушение правил обгона (26,6%)". Объем анализируемой выборки составил 874 случая ДТП. Таким образом, из-за нарушения скоростного режима произошло 412 ДТП . Я бы хотел отметить, что, поскольку большинство наших трасс является двухполосными, поэтому сочетание факторов превышения скорости и выполнение обгона делают поездки по трассе настолько опасными.

Немного другие факторы, провоцирующие ДТП, указывают в работе "Анализ причин и разработка мероприятий по снижению числа ДТП" группа авторов [ 2 , С. 49-50]:

  • Нарушение правил дорожного движения водителями (85% от общего числа)
  • Нарушение правил дорожного движения пешеходами
  • Неудовлетворительное состояние дорожного покрытия
  • Технические неполадки транспортного средства

При этом 25% нарушений ПДД происходит по причине несоблюдения скоростного режима .

Аналогичная разбивка факторов, влияющих на аварийность, приводится в работе "Анализ аварийности, причин и последствий ДТП на автомобильных дорогах Российской Федерации " авторами Куликовым В.А., Сергеевым П.Д. и Козликиным В.И. [ 3 , С. 79]: из-за нарушения ПДД водителями происходит 84,5% ДТП, из-за нарушений ПДД пешеходами - 17,4%, из-за плохого состояния улиц и дорог 17,1%, а из-за технических неполадок - только 1% от общего числа ДТП.

Однако давайте посмотрим распределение вклада различных типов нарушений ПДД водителями (С. 80 этой же работы 3 ), собранных за временной промежуток с января по март 2014 года:

  • Превышение установленной скорости (2% или же 466 случаев)
  • Несоответствие скорости конкретным условиям (32% или же 8279 случаев)

Лично для меня данные факторы равнозначны. Например, висит ограничение 60 км/ч, а на дороге - гололедица. А водитель еще на летней резине, он же умный, поэтому когда все не такие умные водители уже переобулись на зимние комплекты резины он еще немного поэкономит и поездит на летней. Так вот, едет он со скоростью 59 км/ч. Занос и ДТП. Нарушал ли он правила в плане превышения разрешенной скорости? Нет, не нарушал. Но правильно ли он оценил погодную обстановку? Нет, не правильно. И, соответственно, ошибочно выбрать скорость транспортного средства.

Таким образом, утверждать, что нарушение скоростного режима не оказывает значимого влияния на количество ДТП нельзя

Теперь перейдем к такому важному фактору как личность водителя. Точнее даже не личность, а совокупность психо-эмоциональных факторов, которые обуславливают как стиль вождения, так и конкретные реакции на изменение событий на дороге. Для этого обратимся к такому любопытному статистическому наблюдению, согласно [ 4 , C. 226]:

"Из 136285 ДТП, повлекших последствия, ответственность за которые предусмотрена ст. 264 УК РФ, произошедших за период январь-ноябрь 2016 г, 10841 ДТП было совершено водителями со стажем до 2 лет"

Давайте разберемся с деталями этой статистики. Статья 264 - это причинение тяжкого вреда здоровью человека по неосторожности [ 5 ] вследствие нарушения ПДД. Т.е. это не банальное "притерлись на парковке" или "не заметил столбик парковочный", а ДТП с серьезными последствиями. И в них 7,95% вклада приходится на неопытных водителей (стаж вождения менее 2-х лет). Статистика, на самом деле, ужасная.

Почему так происходит? Очень красноречиво и, считаю, правильно, о текущем состоянии подготовки молодых водителей сказано в статье "О критическом состоянии автошкольной подготовки водителей в России и механизме вывода её из кризиса" [ 6 ]. Позволю себе привести следующую цитату (С. 25 из 6 ):

"В российской нормативно-правовой базе ни словом не упоминается необходимость формирования и последующей оценки личностных качеств, компетенций водителя, более всего способствующих предотвращению причин возникновения ДТП. Она почти целиком ориентирована на формирование у него только первичных навыков управления ТС, почти не влияющих на безопасность дорожного движения"

Сейчас выбор автошколы, во всяком случае в нашем городе, сводится к выбору автоинструктора. Именно человеческий фактор и степень профессионализма инструктора обеспечивает не только приобретение механических навыков (трогаться с места, переключать передачи, заезжать в гараж и т.п.), но и начальных контраварийных.

Но есть вещи, которые в автошколе не изучаются в принципе. Например, вождение автомобиля по трассе было лишь недавно включено как элемент обучения курсанта автошколы, но при этом ему нельзя превышать скорость 60 км/ч . И, фактически, такой очень важный вопрос отдается на "самообучение", ибо на скорости 60 км/ч никто на трассе не ездит. Хотя именно на трассах происходят ДТП с самыми тяжелыми последствиями. Как выбрать момент для обгона? Что такое безопасная скорость на трассе? Если есть риск ДТП, то как нужно действовать? Хорошо, если загородная трасса - это многополосная дорога с разделительным барьером (как под Новосибирском или под Барнаулом). Там, в принципе, много ума не требуется в управлении автомобилем. Не уверен в своих навыках, занял крайнюю правую полосу и едь себе. Но большинство наших трассовых дорог - это двухполосные. Надо и фуры обгонять и уворачиваться от других рьяных обгоняльщиков.

Недалеко от Барнаула междугородняя трасса выглядит так, как она и должна выглядеть - встречные потоки разделены барьером и в попутном направлении минимум две полосы. Автор фотографии kua1102

Недалеко от Барнаула междугородняя трасса выглядит так, как она и должна выглядеть - встречные потоки разделены барьером и в попутном направлении минимум две полосы. Автор фотографии kua1102

И, наконец, стоп-факторы для тех, кто любит нарушать скоростной режим. В России их нет. Штраф за превышение скорости до 40 км/ч со "скидкой" составляет всего лишь 250 рублей. А в городе, на минуточку, это уже 100 км/ч. Для сравнения почитайте мою статью , где я рассказываю о штрафах для нарушителей скорости в Германии. И почувствуйте, как говорится, разницу - почему у нас так много ДТП по сравнению со странами Европейского Союза.

Также необходимо отметить недостаточную профилактическую работу с пешеходами. Например, в нашем городе почти никто из велосипедистов не спешивается при переходе пешеходного перехода. Как шпарил на своём велике, так дальше и несется через переход. И других примеров - масса.

Многие водители для собственного передвижения любят использовать не крупные автомагистрали, а небольшие сельские дороги, проходящие рядом с населенными пунктами. Это дает определенные преимущества – там обычно невысокая интенсивность движения, а максимальные разрешенные скорости довольно высокие, чтобы чувствовать себя комфортно. Но, тем не менее, следует помнить, что на сельские дороги приходится около трех четвертей всех ДТП со смертельным исходом. Автошколы Москвы, опираясь на собственную статистику, раскрывают ряд причин, по которым вождение по таким шоссе может быть достаточно опасным и требующим умелого управления транспортным средством, а также предвидения определенных ситуаций:

Ограничения скорости.

Как правило, максимальная разрешенная скорость на таких дорогах составляет 60 км/ч для автомобилей и мотоциклов. Это значит, что Вы имеете право двигаться на такой скорости, если это безопасно. Но золотое правило каждого автолюбителя заключается в том, что он всегда должен быть в состоянии остановить свое транспортное средство в пределах зоны видимости. На извилистых дорогах и дорогах в холмистой местности, где видимость на отдельных участках, очевидно, ограничена, следует подумать о снижении скорости движения, с целью успеть остановиться в непредвиденной ситуации.

В плохую погоду, в сумерки или ночью, по мнению специалистов автошколы на Войковской, также необходимо снижать скорость в соответствии с обстановкой.

Как поделить дорогу с сельскохозяйственными машинами.

Зачастую, сельские дороги имеют всего по две полосы для движения (по одной в попутном и во встречном направлении). Давайте теперь подумаем о том, как поделить дорожное пространство с сельскохозяйственной техникой. Обычно водители таких транспортных средств берут правее, вплоть до съезда на обочину, чтобы не затруднять движение другим его участникам. Но бывают случаи, когда водители тракторов, комбайнов и прочей техники не имеют зеркал заднего вида и носят защитные наушники, поэтому они нас не видят и не слышат. В других ситуациях такие транспортные средства не имеют возможности съехать на обочину из-за ее отсутствия или вследствие своих габаритов. Но это не значит, что нужно плестись у них в хвосте с минимальной скоростью-следует заранее обдумать план обгона. Завидя такое тихоходное транспортное средство, постарайтесь подать ему сигнал переключением света фар с ближнего на дальний (подача звукового сигнала в населенных пунктах запрещена), тем самым привлекая внимание водителя сельскохозяйственной техники. Если Ваши действия не возымели успеха-попытайтесь совершить обгон, отдалившись на некоторое расстояние от данного транспортного средства с целью добиться лучшей видимости и возможности для обратного маневра, ведь, как правило, за такими машинами ничего не видно. Никогда не пытайтесь совершить обгон при наличии сплошной линии разметки слева или ограниченной видимости перед вашим и обгоняемым авто (конец подъема или крутой поворот). Кроме того, перед началом данного опасного маневра проверьте зеркала заднего вида и убедитесь, что никто уже не обгоняет Ваш автомобиль.

Животные на дороге.

Всегда ожидайте увидеть собак, лошадей, овец, коров, домашнюю птицу и другую живность непосредственно перед Вашим транспортным средством. Они могут оказаться на дороге потому, что их куда-то перегоняли, или просто гуляя сами по себе-в любом случае, их поведение совершенно непредсказуемо.

Также, в подобных местах всегда ожидаемо появление диких животных. Олени или лоси, например, тяжелые животные, способные развивать довольно высокие скорости передвижения и, вследствие этого, столкновение с ними всегда очень опасно. В большинстве случаев взаимодействие с такими животными заканчивается фатально и для водителя, и для оленя. Наша автошкола на Водном стадионе напоминает-если Вы видите знаки, предупреждающие о появлении диких животных на дороге, отнеситесь к ним серьезно и просто снизьте скорость движения, а также будьте начеку.

Взаимодействие с велосипедистами и пешеходами.

Велосипедисты, туристы, семьи, прогуливающиеся с детьми, как правило, не проявляют особой бдительности при движении по проезжей части дороги или обочине. Возьмите за привычку снижать скорость в ожидании появления подобных путешественников, особенно вблизи зон с ограниченной видимостью-перед изгибами дороги, крутыми поворотами, выступами, холмами. В любом случае, завидев издали пешехода, будьте осторожны и ожидайте, что он, возможно, будет перебегать дорогу. Кроме того, всегда неожиданным бывает появление людей из-за припаркованных автомобилей.

Велосипедисты, как правило, движутся по краю проезжей части и, в большинстве случаев, не имеют зеркал заднего вида. Именно поэтому их маневрирование почти всегда является непредсказуемым, а подача сигналов поворота многими из них просто игнорируется. При поворотах направо обязательно займите крайнее положение на проезжей части, посмотрите в правое зеркало заднего вида и поворотом головы направо проверьте наличие там велосипедистов и водителей мопедов-наиболее неприятной ситуацией будет задеть кого-то из этих участников дорожного движения в процессе маневрирования.

Совместное использование дороги с другими транспортными средствами.

Многие водители, путешествующие по сельским дорогам-отдыхают и любуются красотами окружающей природы. Вследствие этого, они никуда не спешат, а зачастую едут очень медленно. Будьте готовы следовать за машиной с прицепом на колесах на довольно малых скоростях, особенно летом. Не раздражайтесь и не сигнальте, не портите жизнь себе и окружающим-правильно спланируйте обгон и завершите маневрирование наиболее безопасным способом.

Встреча с мотоциклистами.

Спросите у любого байкера, по какой дороге он любит путешествовать? Без сомнения, ответ будет однозначен-в сельской местности, по шоссе со сложными изгибами и великолепными видами. Если мотоциклист появился позади Вашего авто-не пытайтесь намеренно воспрепятствовать его движению, если он идет на обгон. Не пугайтесь, если байкер вдруг переместился на середину дороги, а потом резко пропал сзади- таким образом он получает лучший обзор перед своим транспортным средством. Наконец, если Вы видите приближение мотоциклиста в зеркалах заднего вида, ожидайте увидеть и его спутников, как правило, байкеры редко путешествуют в одиночку.

Собственное поведение на дороге.

Мы уже говорили о множестве опасностей и рисков на сельских дорогах, но не учли один важный момент-собственное поведение среди других участников дорожного движения. Вполне возможно возникновение ситуации, когда мы движемся довольно медленно, любуясь красотами окружающей природы, при этом не думая о других водителях, которые, возможно, желают двигаться с более высокой скоростью, раздражаются и вовлекаются в конфликт, который, в свою очередь, спровоцировали именно мы. Поэтому, в процессе получения удовольствия от окружающих видов, проверяйте свои зеркала как можно чаще, чтобы быть в курсе намерений других участников дорожного движения и не стать эпицентром опасного конфликта.

Некоторые особенности сельских дорог.

В некоторых случаях, передвижение по сельским дорогам может быть довольно опасным предприятием вследствие особенностей деревенского быта. Довольно часто на проезжей части можно увидеть кучки навоза или грязи, которые могут напрямую повлиять на безопасные условия управления транспортным средством. Действительно, попадая на такой грязный участок, автомобиль легко может пойти в занос и вообще потерять управление или перевернуться.

Кроме того, дорожное покрытие может быть очень плохим-в ямах, рытвинах, с довольно глубокими лужами. Поэтому, в подобных условиях необходимо проявлять бдительность и собственные умения, необходимые, чтобы вовремя отреагировать на опасность.

Планируя путешествие по сельским дорогам, не расслабляйтесь и не теряйте бдительности, ведь именно в подобных условиях движения водителя поджидает множество непредвиденных неожиданностей. Наша автошкола на Речном вокзале желает своим читателям приятной осенней погоды и хорошего настроения.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Классный час

Расширить знания детей о правилах поведения на дорогах.

Формирование здорового образа жизни учащихся.

Воспитание высокой общей культуры.

Профилактика безнадзорности и беспризорности.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

ЗАДАЧИ:

1. Приобщение детей к изучению вопросов безопасности.

2. Широкое привлечение к пропаганде безопасного поведения на дорогах и улицах

среди детей младшего и среднего возраста.

3. Отвлечение детей и подростков от пустого времяпровождения, вовлечение их в активную работу по сохранению жизни и здоровья юных участников дорожного движения.

4. Воспитание у детей активной жизненной позиции.

Оборудование: плакаты «Правила дорожного движения

Ход урока

Повторение пройденного материала.

Работа над новым материалом.

Учитель.

Бегут машины в ряд,

И день и ночь горят.

За улицей следи

И только там, где можно,

И там, где днем трамваи

Спешат со всех сторон,

Нельзя ходить зевая!

Нельзя считать ворон!

Шагая осторожно, За улицей следи

И только там, где можно,

Ребята! Как вы думаете, о чем сейчас пойдет речь?

Учащиеся: о движении на дорогах.

Учитель: Правильно, молодцы, догадались. Сегодня мы продолжаем говорить с вами об опасностях на дорогах. А сейчас немного статистики: о состоянии детского дорожно-транспортного травматизма по России в 2010 году.

В 2010 году в нашей стране произошло 21 970 дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Из них погибли 1018 и ранены 22 785 человек. Каждое десятое происшествие происходило с участием юных граждан.

Основным видом дорожных происшествий с участием детей стали наезды на пешеходов, которые составили более половины (52%, или 11 362 ДТП) всех происшествий. В среднем по стране ежедневно совершалось более 30 наездов.

4965 ДТП произошло из-за нарушений Правил дорожного движения юными пешеходами. Однако за 4 года число детей, пострадавших в результате ДТП по собственной неосторожности снизилось на 30%, с 10 266 человек (2004 год) до 7201 (2010 год).

Самые распространённые причины наездов на детей-пешеходов — переход проезжей части детьми в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.

Участником ДТП в качестве пассажира стал 8051 ребёнок, это 36% общего числа ДТП с участием детей, из них 517 детей погибли и 8667 получили ранения.

Цифры статистики говорят о том, что нам с вами надо знать правила движения и строго их соблюдать!

Знания основных причин детского дорожно-транспортного травматизма и правил поведения на дорогах - залог жизни и здоровья человека.

Поэтому мы с Вами ещё раз повторим и изучим причины детского дорожно-транспортного травматизма.

Причины детского дорожно - транспортного травматизма:

Нарушения ПДД участниками движения

Слабое использование возможностей пассивной безопасности

Следует обратить внимание на то, что если вопросы пассивной безопасности и профилактики тяжести транспортных травм у взрослых сегодня отчасти решены и работают (ремни и подушки безопасности, подголовники и т.д.), то специальные детские сиденья и удерживающие устройства являются большой редкостью и вопросы безопасности и профилактики травм все еще остаются открытыми.

Влияние поло - возрастных особенностей детей

«Среди детей, пострадавших на дорогах от транспорта, мальчиков в два раза больше, чем

девочек. При этом возраст детей откладывает четкий отпечаток на частоту возникновения травм — подавляющее большинство составляют школьники в возрасте от 8 до 16 лет, количество же дошкольников и первоклассников в три раза меньше.

Отсутствие должного контроля за передвижением школьников

Аварийное время

«При выборе мер профилактики необходимо учитывать время пребывания детей в школе, знать, когда школьники находятся под контролем учителей, а когда предоставлены сами себе.

Аварийные дни

Известно, что день недели и время года влияют на число детей, находящихся на улице, и количество транспорта в городе. Изучение детских транспортных травм показало, что если в течение всего учебного года травматизм распределяется равномерно только в середине недели и имеет день наибольшего числа травм (понедельник - 18%), то во время летних каникул частота травматизма практически одинакова в любой день недели.

И в этом случае данные исследователей и сегодняшние данные у ГИБДД совпадают:

ДТП с участием детей по дням недели:

♦ понедельник - 147; ♦ пятница-139;

♦ вторник - 110; ♦ суббота-121;

♦ среда - 118; ♦ воскресенье - 109.

Сезонные и погодные условия

Недостаточное использование градостроительных возможностей

Несчастный случай на дороге

Застал меня почти врасплох

Я понимаю, мы - не боги,

Но так хотелось, чтоб я смог

Вернуть события обратно,

Спасти мальчишку от беды…

Как это сделать? Непонятно!

Ведь все в руках самой Судьбы…

Но так ли это? Может, сами

Порой играем с жизнью мы,

Спешим, гоняемся часами

По бездорожию судьбы

Водитель! Вдумайся скорее:

Трагедии могло не быть.

Скажи мне честно, ты сумеешь

Того мальчишку позабыть?

Скажи мне прямо, жить как будешь,

Смотреть в глаза его родным,

Как объяснишь им, что не любишь

Спокойной, грамотной езды?

Что вышло все почти случайно,

Превысил скорость, ну и что ж?

Глаза закрой, и ты увидишь,

Что мальчик - мёртв, а ты – живешь!

Перед глазами будут книжки,

Вторая обувь и портфель,

Дневник несчастного мальчишки…

Ведь не вернёшь его теперь.

«Водитель, помни! – крикну громко, -

Не допусти другой беды,

В твоих руках – душа ребенка,

1У. Закрепление нового материала .

Ребята! По какой причине вы можете стать жертвой ДТП?

Учащиеся называют причины.

Учитель: Правильно, молодцы!

У. Итог урока

Учащиеся:

нарушение правил дорожного движения, в том числе:

превышение допустимой скорости движения;

разговоры по мобильному телефону ;

неиспользование ремней безопасности;

использование неисправного транспортного средства;

разговор с пассажирами;

курение за рулём ;

управление электронными устройствами (например радио, CD проигрывателем или GPS) во время движения;

усталость водителя (водитель при сильной усталости может уснуть за рулём ).

Исследования показали, что водители, которые во время езды слушают музыку, более склонны к превышению скорости и чаще попадают в ДТП, так как становятся невнимательными.

Генеральная Ассамблея ООН в 2005 году предложила государствам-членам ООН и международному сообществу объявить ежегодный Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий .

Само по себе совершение ДТП не является основанием для возникновения ответственности. Ответственность возникает в тех случаях, когда в действиях водителя имеется состав административного правонарушения, либо преступления. Как в первом, так и во втором случае могут возникать основания для гражданско-правовой ответственности (обязанности по возмещению причиненного вреда). Бывают ситуации когда пострадавшая сторона вершит самосуд над водителем, допустившим ДТП, в том числе с помощью огнестрельного оружия

Классификация ДТП

Устранение последствий ДТП

наезд на стоящее транспортное средство

наезд на препятствие

наезд на пешехода

наезд на велосипедиста

наезд на гужевой транспорт

наезд на животное

иные виды ДТП (происшествия, не относящиеся к указанным выше видам)

Основные поражающие факторы при ДТП

динамический удар, вызванный почти мгновенной остановкой транспортного средства

травмирование обломками и частями транспортных средств

синдром длительного сдавления при зажатии пострадавших частями транспортных средств

воздействие высокой температуры и выделяющихся газов в случае возникновения пожара

воздействие опасных веществ при участии спецтранспорта, перевозящего опасные грузы

По данным ГИБДД в России ежегодно в ДТП погибает около 26 тыс. человек. За 1997-2007 гг. в ДТП погибло 350 254 человека, для сравнения в Афганской войне (1979—1989) погибло 15 051 человек.

Некоторые показатели, характеризующие причины ДТП:

Примерно 30 % ДТП происходит из-за того, что водитель транспортного средства находился в состоянии алкогольного опьянения. (спорное утверждение, см. статистику ниже)

Примерно 25 % ДТП происходит из-за несоблюдения скоростного режима водителями на дорогах.

Примерно 15 % ДТП происходит из-за нарушений правил проезда перекрёстка.

Около 10 % ДТП занимает выезд на встречную полосу движения.

Примерно 80 % ДТП происходит по вине водителей. (спорное утверждение, см. статистику ниже)

ДТП из-за нарушения ПДД водителями транспортных средств в состоянии опьянения

за 2007 год - 15593 (6,67%), за 2008 год - 13611 (6,23%), за 2009 год - 12326 (6,05%), за январь-июнь 2010 года - 4697 (5,74%)

ДТП из-за нарушения ПДД пешеходами

за 2007 год - 43645 (18,67%), за 2008 год - 38858 (17,80%), за 2009 год - 32435 (15,93%), за январь-июнь 2010 года - 12963(15,84%)

ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог

за 2007 год - 43825 (18,74%), за 2008 год - 39087 (17,90%), за 2009 год - 38105 (18,72%), за январь-июнь 2010 года - 18746(22,91%)

ДТП из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств

за 2007 год - 2221 (0,95%), за 2008 год - 1725 (0,79%), за 2009 год - 1389 (0,68%), за январь-июнь 2010 года - 474 (0,58%)

Оказание помощи

Во многих странах в том числе и в России, различными нормативными и правовыми актами устанавливаются перечни лиц, обязанных оказать помощь. Среди них: медицинские сотрудники, спасатели, инструктора медицинской специальной подготовки и др. Причем они обязаны оказать помощь, даже если находятся не на дежурстве. В уголовном законодательстве большинства стран предусмотрена ответственность за неоказание помощи такими лицами.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП), событие возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, окружающая среда, либо причинен иной материальный ущерб.


ДТП является следствием транспортной аварии, возникшей в процессе дорожного движения из-за отказов транспортного средства, ошибок водителей, пассажиров, пешеходов, повреждений дорог, путей, при-дорожных сооружений и транспортируемых грузов. ДТП может быть вызвано также неблагоприятными и опасными природными процессами – ураганами, лавинами, селями, наводнениями, землетрясениями, снегопадами.

Анализ аварийности в Российской Федерации показывает, что по сравнению с зарубежными странами число погибших в результате ДТП в относительных величинах на 10 тыс. транспортных средств у нас в не-сколько раз превышает аналогичные показатели экономически развитых стран:

Основными видами ДТП, при которых необходимо проведение АСР, являются столкновения, которые подразделяются на:

касательное — столкновение ТС боковыми сторонами при встречном движении или движении в одном направлении;

наезд на стоящее ТС — происшествие, при котором движущееся ТС наехало на стоящее ТС, а также прицеп или полуприцеп;

наезд на препятствие — происшествие, при котором ТС наехало или ударилось о неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т. д.).

При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.

При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.

Спасатели аварийно-спасательных служб несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их неправильными действиями* в ходе проведения работ по ликвидации ЧС. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За противоправные действия или бездействие сотрудники ГИБДД несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный сотрудником ГИБДД юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

информирование (оповещение) заинтересованных органов управления, участвующих в ликвидации последствий ДТП, о факте и характере происшествия; координация действий органов управления, подразделений и сил, привлекаемых для ликвидации последствий ДТП, связь и оповещение на месте ДТП; содействие беспрепятственному проезду к месту происшествия ТС, задействованных в ликвидации по-следствий ДТП; принятие мер по оказанию ПП пострадавшим на месте ДТП; обеспечение эвакуации пострадавших с места ДТП; оповещение участников дорожного движения об опасности, вызванной ДТП; организация движения на подъездах к месту ДТП; участие в АСР в части, касающейся сохранения и фиксации вещественных доказательств, следов, имущества и других предметов, имеющих отношение к происшествию; охрана общественного порядка и имущества на месте ДТП;

привлечение необходимых сил к ликвидации последствий ДТП (деблокирование и извлечение людей из поврежденных ТС, оказание ПП и др.); организация, при необходимости, проведения специальной разведки и контроля за состоянием окружающей среды на месте ДТП; организация, при необходимости, проведения комплекса работ по специальной обработке (дегазации, дезактивации, демеркуризации, дезинфекции и др.) ТС, места ДТП и прилегающей территории, проведния мероприятий по локализации и ликвидации источников опасности; организация тушения пожаров и проведения первоочередных АСР; организация, при необходимости, применения средств индивидуальной защиты, соблюдения режимов радиационной, химической и биологи-ческой безопасности;

привлечение необходимых сил (в том числе службы медицины катастроф) для оказания в полном объеме медицинской помощи по-страдавшим;

обеспечение оказания пострадавшим медицинской помощи на месте ДТП, при эвакуации пострадавших с места ДТП и непосредственно в медицинских учреждениях.

-оценить обстановку на месте ДТП, передать необходимую ин-формацию и организовать, при необходимости, спасение пострадавших;

При возникновении пожара на месте ДТП непосредственное руководство тушением пожара осуществляет прибывшее на пожар должностное лицо пожарной охраны, указания которого по ликвидации пожара обязательны для исполнения представителями всех органов управления, подразделений и сил, привлекаемых к тушению пожара.

При проведении работ по ликвидации последствий ДТП всеми участниками работ должны соблюдаться меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств и, по возможности, фиксации обстановки на месте ДТП до окончания оперативных и следственных действий.

Спасатели аварийно-спасательных служб несут материальную ответственность за ущерб, нанесенный их неправильными действиями* в ходе проведения работ по ликвидации ЧС. Размер ущерба и порядок его возмещения определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

За противоправные действия или бездействие сотрудники ГИБДД несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный сотрудником ГИБДД юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Задачами и целью управления АСР при ДТП, исходя из основополагающих принципов безопасности дорожного движения, являются обеспечение условий и действий аварийно-спасательных служб по минимизации ущерба для жизни, здоровья людей и окружающей среды в ЧС, обусловленных ДТП.

С целью повышения эффективности спасения пострадавших при ликвидации последствий ДТП федеральными органами исполнительной власти, организациями РФ, подведомственными им региональными, территориальными и муниципальными органами управления МЧС России, определяются зоны обслуживания (ответственности) а также состав аварийно-спасательных, поисково-спасательных служб и формирований, а также пожарно-спасательных подразделений привлекаемых к ликвидации последствий (далее - подразделений МЧС России).

Зоны обслуживания подразделений МЧС России, участвующих в спасении пострадавших в ДТП, устанавливаются ведомственной нормативной правовой документацией в соответствии с территориально-административным делением РФ, по согласованию с соответствующей комиссией по ЧС, и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС федеральных и региональных органов управления по делам ГОЧС, комиссий по ЧС субъектов РФ и местных административно-территориальных образований.

Размеры зон обслуживания (ответственности) определяются с учетом статистических данных по количеству и масштабам ДТП, а также возможностей подразделений МЧС России. При этом должна обеспечиваться перекрываемость дорог зонами ответственности, а также предусматриваться возможность дублирования или дополнения мероприятий по спасению пострадавших в зоне ДТП несколькими подразделениями МЧС России.

-определение состава сил и средств, необходимых для ликвида-ции последствий ДТП в зоне их ответственности;

-обеспечение оповещения подразделений МЧС России о факте ДТП и связи между органами и подразделениями, действующими в зоне ответственности и проведения АСР;

-оперативное планирование времени прибытия подразделений МЧС России на место ДТП и действий в условиях различного характера АСР.

-в городах — районы с населением 100 тысяч человек, соответ-ствующие принятой статистической единице при оценке показателей последствий ДТП;

-в населенных пунктах — районы с численностью населения, кратной основной статистической единице, т.е. 10, 25, 50 тысяч человек;

-на автодорогах (федеральных, межрегиональных, региональных) — районы территории в радиусе не более 25 км, исходя из нормативных требований размещения лечебных учреждений по удаленности от места ДТП. не более 50 км

Эффективность ликвидации ДТП должна обеспечиваться за счет оперативности и своевременности прибытия подразделений МЧС России на место ДТП, достаточностью и адекватностью сил и средств подразделений МЧС России для проведения АСР, а в динамике — за счет корректирования работ по ликвидации ДТП на основе результатов анализа причин и тяжести их последствий.

В составе сил и средств, действующих в зоне ответственности подразделений МЧС России, должны быть многофункциональные или специальные АСМ для проведения работ, связанных с возникновением радиационного загрязнения или химического заражения местности в ре-зультате ДТП и наличием в них взрыво- и пожароопасных грузов.

Планирование времени оперативного реагирования подразделений МЧС России на факт ДТП должно проводиться из расчета прибытия к месту ДТП не позднее нормативного времени, установленного для средств скорой медицинской помощи.

Оповещение и связь между участниками ликвидации последствий ДТП в зоне ответственности должна осуществляться по правилам в рамках объединенной системы диспетчерской связи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Данные о фактах и последствиях ДТП должны документироваться, обобщаться по установленным форме и порядку, согласовываться между участниками проведения АСР и представляться по каналам официальной статистики в МВД России и МЧС России.

Управление процессом проведения АСР на уровне взаимодействия органов и подразделений осуществляется представителем МВД России, а на уровне деятельности подразделений МЧС России — старшим представителем в рамках его функциональных обязанностей, определен-ных соответствующими нормативными документами.

Читайте также: