Значение ознакомления дошкольников с цифрой как знаком числа

Обновлено: 04.07.2024

Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. Знаки и символы включаются в предметную деятельность детей 7-го года жизни, прежде всего, для решения задач, близких к жизненным, а затем уже математических. Это делает более понятной и мотивированной в дальнейшем математическую символику и задания, предполагающие выполнение кодирования/декодирования

После знакомства с образованием числа необходимо научить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной.

Цифры размещают под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов или рядом как общепринятый знак числа, сви­детельствующий о том, что предметов определенное количество.

Для ознакомления с цифрами можно выполнить следующие действия.

Также происходит знакомство и с другими цифрами. На одном занятии детей не знакомят с несколькими циф­рами.

После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (ноль). Наличие предметов показы­вается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля).

Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

К заданному множеству предметов подобрать нужную цифру (4 зайчика, каждому дали по морковке. Всего 4 морковки. Показать цифрой, сколько морковок взято. Проверить, посчитать вместе хором, прикрепить цифру 4).

К цифре подобрать предметное множество, например, Незнайка показывает цифру 3, просит показать столько же мячей, картинок или других предметов. Дети показывают картинки с тремя мячами).

Для закрепления записи цифр используются различные об­следовательские действия:

· написание цифр пальцем в воздухе,

· выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,

· лепка цифр из пластилина,

· написание цифр пальцем на крупе,

· штриховка контурных цифр,

· чтение известных литературных произ­ведений.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры ее внимательно рассматривают, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр.

Например, при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа (на цифру 1), сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Дети сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

При сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.

Своевременное ознакомление детей с цифрами способствует ос­мыслению ими числа как показателя количества, абстрагированию его от конкретного содержания, расширению возможностей при­менения чисел в практической деятельности.

Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.

Цифры рисуем на плотной бумаге, цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.

Дети смеются. Им весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорят, что она была одна.

Затем вы спрашиваете: сколько у детей голов, ртов, носов? И они вам отвечают: один.

И дальше таким же образом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. Знаки и символы включаются в предметную деятельность детей 7-го года жизни, прежде всего, для решения задач, близких к жизненным, а затем уже математических. Это делает более понятной и мотивированной в дальнейшем математическую символику и задания, предполагающие выполнение кодирования/декодирования

После знакомства с образованием числа необходимо научить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной.

Цифры размещают под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов или рядом как общепринятый знак числа, сви­детельствующий о том, что предметов определенное количество.

Для ознакомления с цифрами можно выполнить следующие действия.

Также происходит знакомство и с другими цифрами. На одном занятии детей не знакомят с несколькими циф­рами.

После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (ноль). Наличие предметов показы­вается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля).

Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

К заданному множеству предметов подобрать нужную цифру (4 зайчика, каждому дали по морковке. Всего 4 морковки. Показать цифрой, сколько морковок взято. Проверить, посчитать вместе хором, прикрепить цифру 4).

К цифре подобрать предметное множество, например, Незнайка показывает цифру 3, просит показать столько же мячей, картинок или других предметов. Дети показывают картинки с тремя мячами).

Для закрепления записи цифр используются различные об­следовательские действия:

· написание цифр пальцем в воздухе,

· выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,

· лепка цифр из пластилина,

· написание цифр пальцем на крупе,

· штриховка контурных цифр,

· чтение известных литературных произ­ведений.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры ее внимательно рассматривают, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр.

Например, при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа (на цифру 1), сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Дети сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

При сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.




Своевременное ознакомление детей с цифрами способствует ос­мыслению ими числа как показателя количества, абстрагированию его от конкретного содержания, расширению возможностей при­менения чисел в практической деятельности.

Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.

Цифры рисуем на плотной бумаге, цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.

Дети смеются. Им весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорят, что она была одна.

Затем вы спрашиваете: сколько у детей голов, ртов, носов? И они вам отвечают: один.

И дальше таким же образом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

УПРАЖНЕНИЯ НА ЗНАКОМСТВО СО ЗНАКАМИ ДЕЙСТВИЙ

После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, познакомился с цифрами его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких — знак вычитания.

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий, показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей — на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)

Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.

Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.

А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

Упражнение 2

Цель. Знакомить СО ЗНАКОМ СЛОЖЕНИЯ.

Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу:

Упражнение 3

Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа.

Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.

— У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП

(Фигурки дети выбирают сами.)

Упражнение 4

Цель. Учить детей переводу символической модели в предметную, а затем в словесную.

Задание.

— Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы — обозначать числа в этой же записи фигурками у себя на столе.

Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по одному)

2 + 3; 3+1; 4 + 2; 3 + 3; 4+1.

Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют соответствующий рассказ.

При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе словесно заданной ситуации на язык математической символики, последовательность указаний педагога такова:

а) обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.);

б) обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

в) поставьте между ними нужный знак действия.

Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одной вазе?

Составляется запись: 4 + 3.

Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

3 + 4 = 7 значение выражения

Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания.

Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет.

В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие — вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВИЕМ ВЫЧИТАНИЯ И ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ в старшей группе происходит с помощью серии заданий.

Упражнение 1

Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

Упражнение 2

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия.

Задание.

— Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

Упражнение 3

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ.

Задание.

Упражнение 4

Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

Задание.

Ответ во всех случаях получен пересчетом.

После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

28. Методика ознакомления с монетами.

Рассказать детям как появились деньги, что такое монета и купюра, об их достоинстве, о том какую роль играют деньги в жизни людей, о труде людей и оплате их работы деньгами (зарплата), о семейном бюджете и др.

В качестве примера рассмотрим проведение занятия по ознакомлению с деньгами.

Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. Знаки и символы включаются в предметную деятельность детей 7-го года жизни, прежде всего, для решения задач, близких к жизненным, а затем уже математических. Это делает более понятной и мотивированной в дальнейшем математическую символику и задания, предполагающие выполнение кодирования/декодирования

После знакомства с образованием числа необходимо научить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной.

Цифры размещают под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов или рядом как общепринятый знак числа, свидетельствующий о том, что предметов определенное количество.

Для ознакомления с цифрами можно выполнить следующие действия.

Также происходит знакомство и с другими цифрами. На одном занятии детей не знакомят с несколькими цифрами.

После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (ноль). Наличие предметов показывается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля).

Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

К заданному множеству предметов подобрать нужную цифру (4 зайчика, каждому дали по морковке. Всего 4 морковки. Показать цифрой, сколько морковок взято. Проверить, посчитать вместе хором, прикрепить цифру 4).

К цифре подобрать предметное множество, например, Незнайка показывает цифру 3, просит показать столько же мячей, картинок или других предметов. Дети показывают картинки с тремя мячами).

Для закрепления записи цифр используются различные обследовательские действия:

  • обведение пальцем,
  • написание цифр пальцем в воздухе,
  • «песчаные цифры,
  • выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,
  • лепка цифр из пластилина,
  • написание цифр пальцем на крупе,
  • штриховка контурных цифр,
  • чтение известных литературных произведений.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры ее внимательно рассматривают, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр.

Например, при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа (на цифру 1), сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Дети сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

При сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.

Своевременное ознакомление детей с цифрами способствует осмыслению ими числа как показателя количества, абстрагированию его от конкретного содержания, расширению возможностей применения чисел в практической деятельности.

Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.

Цифры рисуем на плотной бумаге, цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.

Дети смеются. Им весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорят, что она была одна.

Затем вы спрашиваете: сколько у детей голов, ртов, носов? И они вам отвечают: один.

И дальше таким же образом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

УПРАЖНЕНИЯ НА ЗНАКОМСТВО СО ЗНАКАМИ ДЕЙСТВИЙ

После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, познакомился с цифрами его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких — знак вычитания.

В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий, показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.

Упражнение 1

Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.

Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:

Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей — на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)

Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.

Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.

А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)

Упражнение 2

Цель. Знакомить СО ЗНАКОМ СЛОЖЕНИЯ.

Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу:

Упражнение 3

Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа.

Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.

— У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП

(Фигурки дети выбирают сами.)

Упражнение 4

Цель. Учить детей переводу символической модели в предметную, а затем в словесную.

— Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы — обозначать числа в этой же записи фигурками у себя на столе.

Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по одному)

2 + 3; 3+1; 4 + 2; 3 + 3; 4+1.

Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют соответствующий рассказ.

При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе словесно заданной ситуации на язык математической символики, последовательность указаний педагога такова:

а) обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.);

б) обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;

в) поставьте между ними нужный знак действия.

Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одной вазе?

Составляется запись: 4 + 3.

Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:

3 + 4 = 7 значение выражения

Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания.

Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет.

В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие — вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.

ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВИЕМ ВЫЧИТАНИЯ И ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ в старшей группе происходит с помощью серии заданий.

Упражнение 1

Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.

Материалы. Фланелеграф, модели фигур.

Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)

Упражнение 2

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия.

— Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)

Упражнение 3

Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ.

Упражнение 4

Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.

Ответ во всех случаях получен пересчетом.

После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.

Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).

Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. Знаки и символы включаются в предметную деятельность детей 7-го года жизни, прежде всего, для решения задач, близких к жизненным, а затем уже математических. Это делает более понятной и мотивированной в дальнейшем математическую символику и задания, предполагающие выполнение кодирования/декодирования

После знакомства с образованием числа необходимо научить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной.

Цифры размещают под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов или рядом как общепринятый знак числа, сви­детельствующий о том, что предметов определенное количество.

Для ознакомления с цифрами можно выполнить следующие действия.

Также происходит знакомство и с другими цифрами. На одном занятии детей не знакомят с несколькими циф­рами.

После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (ноль). Наличие предметов показы­вается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля).

Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.

К заданному множеству предметов подобрать нужную цифру (4 зайчика, каждому дали по морковке. Всего 4 морковки. Показать цифрой, сколько морковок взято. Проверить, посчитать вместе хором, прикрепить цифру 4).

К цифре подобрать предметное множество, например, Незнайка показывает цифру 3, просит показать столько же мячей, картинок или других предметов. Дети показывают картинки с тремя мячами).

Для закрепления записи цифр используются различные об­следовательские действия:

· написание цифр пальцем в воздухе,

· выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,

· лепка цифр из пластилина,

· написание цифр пальцем на крупе,

· штриховка контурных цифр,

· чтение известных литературных произ­ведений.

Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры ее внимательно рассматривают, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр.

Например, при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа (на цифру 1), сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Дети сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.

При сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.

Своевременное ознакомление детей с цифрами способствует ос­мыслению ими числа как показателя количества, абстрагированию его от конкретного содержания, расширению возможностей при­менения чисел в практической деятельности.

Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.

Цифры рисуем на плотной бумаге, цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.

Дети смеются. Им весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорят, что она была одна.

Затем вы спрашиваете: сколько у детей голов, ртов, носов? И они вам отвечают: один.

И дальше таким же образом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Познакомить с составом числа из двух меньших чисел.

3.Познакомить с действиями сложения и вычитания.

4.Познакомить со знаками: +, -, =, .

5.Научить решать и составлять арифметические задачи.

6.Познакомить с денежными знаками.

В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.

Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.

Наглядный материал: треугольники голубые и красные, цифровые карточки.

-Какой цифрой можно обозначить?

-А теперь сколько всего?

-Как мы составили число 4?

-Как можно по-другому?

-Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.

 РАЗВИТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ) МБДОУ

РАЗВИТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ) МБДОУ"Ясли-сад№9"Солнышко"с.Яркое Поле« Кировского района Республики Крым

Составила: Полищук М.В.

Анализ программных задач

Средняя группа

2-я младшая группа

1.Познакомить с приёмами счёта предметов.

1.Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.

2.Учить видеть множество и выделять его элементы:

2.Познакомить с приёмами счёта с помощью различных анализаторов:

а)на ограниченном пространстве;

а)счёт по образцу;

б)счёт по названному числу;

б)в подготовленной обстановке.

в)счёт по цифровому изображению;

3.Учить составлять множества:

а)из одинаковых элементов;

б)из разных элементов;

3.Показать принцип построения натурального ряда (n+1,

а)образование соседних чисел;

4. Учить сравнивать множества по количеству:

4.Научить сравнивать множества на основе счёта.

5.Показать абстрактность числа:

*способом наложения;

*способом приложения;

а)независимость числа от размеров предметов;

*составлением пар;

б)независимость числа от расстояния между

*соединением рисунков линиями и др.

в)независимость числа от формы расположения предметов;

5. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один элемент.

г)независимость числа от направления количественного счёта.

6.Познакомит с порядковым счётом.

7.Познакомит с обратным счётом.

8.Познакомить с цифрами.

Старшая и подготовительная группы 1.Познакомить с составом числа из единиц. 2. Познакомить с составом числа из двух меньших чисел. 3.Познакомить с действиями сложения и вычитания. 4.Познакомить со знаками: +, -, =, . 5.Научить решать и составлять арифметические задачи. 6.Познакомить с денежными знаками.

Старшая и подготовительная группы

1.Познакомить с составом числа из единиц.

2. Познакомить с составом числа из двух меньших чисел.

3.Познакомить с действиями сложения и вычитания.

4.Познакомить со знаками: +, -, =, .

5.Научить решать и составлять арифметические задачи.

6.Познакомить с денежными знаками.

Методика ознакомления с составом числа из единиц

Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.

В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной- в пределах второго пятка. Примерные задания: Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал. -Расскажи по карточке, как составлено число. -Составь число 5 из названий цветов. Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности. В конце работаем с карточками( демонстрационными и раздаточными ).

В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной- в пределах второго пятка.

Примерные задания:

  • Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.

-Расскажи по карточке, как составлено число.

-Составь число 5 из названий цветов.

Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности.

В конце работаем с карточками( демонстрационными и раздаточными ).

Особенности наглядного материала Множества , составленные из разных элементов, называемых одним словом(как для ознакомления с порядковым счётом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др. Карточки с изображением картинок на обобщающее слово.

Особенности наглядного материала

Множества , составленные из разных элементов, называемых одним словом(как для ознакомления с порядковым счётом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.

Карточки с изображением картинок на обобщающее слово.

Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел . Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач. Фрагмент : Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел. Наглядный материал: треугольники голубые и красные, цифровые карточки. Ход: - Что это? -Какие? -Сколько? -Какой цифрой можно обозначить? -А теперь сколько всего? -Сколько каких? -Обозначьте цифрами. -Как мы составили число 4? -Как можно по-другому? Вывод: -Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.

Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел

В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел . Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.

Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.

Наглядный материал: треугольники голубые и красные, цифровые карточки.

-Какой цифрой можно обозначить?

-А теперь сколько всего?

-Как мы составили число 4?

-Как можно по-другому?

-Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.

4 3 1 2 2 1 3

Особенности наглядного материала Два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки). Числовые и цифровые карточки. 3 + 4 = 7

Особенности наглядного материала

Два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки).

Числовые и цифровые карточки.

Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи

* Подготовительный этап:

*Первый этап:

а) формирование представления об арифметической задаче;

б) усвоение структуры задачи и выделение её частей;

в) практическое составление задач;

г) полная формулировка ответа.

*Второй этап:

Запись и формулировка решения задачи:

а) знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием;

б) поиск нужного арифметического действия и его формулировка;

в) выкладывание решения задачи с помощью карточек;

г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку.

*Третий этап:

Выработка вычислительных навыков и логических рассуждений:

а) присчитывание и отсчитывание по единице;

б) применение знания состава числа из двух меньших чисел;

в) использование моделей арифметических действий;

г) решение косвенных задач, логических задач и др.

Особенности наглядного материала

В процессе обучения дошкольников умению решать и составлять арифметические задачи применяем различные модели: вещественные (предметы и их заменители), графические (рисунки, схемы), словесные и математические (числовые выражения).

По характеру наглядности задачи делятся на:

а)картинки, обеспечивающие предметную наглядность (предметы и действия ярко выражены: в вазе лежат 3 яблока, девочка кладёт ещё 2 яблока);

б)парные картинки(на левой 3 красные звезды, на правой- 2 красные, а 1 синяя);

в)картинки, обеспечивающие частичную наглядность (3 снежные бабы и 2 лужи);

г)картинки, отражающие только жизненную ситуацию (на верхней полке 4 книги, а на нижней-3 книги).

Читайте также: