Значение ознакомления дошкольников с цифрой как знаком числа
Обновлено: 04.07.2024
Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. Знаки и символы включаются в предметную деятельность детей 7-го года жизни, прежде всего, для решения задач, близких к жизненным, а затем уже математических. Это делает более понятной и мотивированной в дальнейшем математическую символику и задания, предполагающие выполнение кодирования/декодирования
После знакомства с образованием числа необходимо научить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной.
Цифры размещают под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов или рядом как общепринятый знак числа, свидетельствующий о том, что предметов определенное количество.
Для ознакомления с цифрами можно выполнить следующие действия.
Также происходит знакомство и с другими цифрами. На одном занятии детей не знакомят с несколькими цифрами.
После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (ноль). Наличие предметов показывается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля).
Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.
К заданному множеству предметов подобрать нужную цифру (4 зайчика, каждому дали по морковке. Всего 4 морковки. Показать цифрой, сколько морковок взято. Проверить, посчитать вместе хором, прикрепить цифру 4).
К цифре подобрать предметное множество, например, Незнайка показывает цифру 3, просит показать столько же мячей, картинок или других предметов. Дети показывают картинки с тремя мячами).
Для закрепления записи цифр используются различные обследовательские действия:
· написание цифр пальцем в воздухе,
· выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,
· лепка цифр из пластилина,
· написание цифр пальцем на крупе,
· штриховка контурных цифр,
· чтение известных литературных произведений.
Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры ее внимательно рассматривают, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр.
Например, при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа (на цифру 1), сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Дети сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.
При сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.
Своевременное ознакомление детей с цифрами способствует осмыслению ими числа как показателя количества, абстрагированию его от конкретного содержания, расширению возможностей применения чисел в практической деятельности.
Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.
Цифры рисуем на плотной бумаге, цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.
Дети смеются. Им весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорят, что она была одна.
Затем вы спрашиваете: сколько у детей голов, ртов, носов? И они вам отвечают: один.
И дальше таким же образом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. Знаки и символы включаются в предметную деятельность детей 7-го года жизни, прежде всего, для решения задач, близких к жизненным, а затем уже математических. Это делает более понятной и мотивированной в дальнейшем математическую символику и задания, предполагающие выполнение кодирования/декодирования
После знакомства с образованием числа необходимо научить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной.
Цифры размещают под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов или рядом как общепринятый знак числа, свидетельствующий о том, что предметов определенное количество.
Для ознакомления с цифрами можно выполнить следующие действия.
Также происходит знакомство и с другими цифрами. На одном занятии детей не знакомят с несколькими цифрами.
После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (ноль). Наличие предметов показывается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля).
Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.
К заданному множеству предметов подобрать нужную цифру (4 зайчика, каждому дали по морковке. Всего 4 морковки. Показать цифрой, сколько морковок взято. Проверить, посчитать вместе хором, прикрепить цифру 4).
К цифре подобрать предметное множество, например, Незнайка показывает цифру 3, просит показать столько же мячей, картинок или других предметов. Дети показывают картинки с тремя мячами).
Для закрепления записи цифр используются различные обследовательские действия:
· написание цифр пальцем в воздухе,
· выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,
· лепка цифр из пластилина,
· написание цифр пальцем на крупе,
· штриховка контурных цифр,
· чтение известных литературных произведений.
Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры ее внимательно рассматривают, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр.
Например, при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа (на цифру 1), сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Дети сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.
При сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.
Своевременное ознакомление детей с цифрами способствует осмыслению ими числа как показателя количества, абстрагированию его от конкретного содержания, расширению возможностей применения чисел в практической деятельности.
Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.
Цифры рисуем на плотной бумаге, цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.
Дети смеются. Им весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорят, что она была одна.
Затем вы спрашиваете: сколько у детей голов, ртов, носов? И они вам отвечают: один.
И дальше таким же образом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗНАКОМСТВО СО ЗНАКАМИ ДЕЙСТВИЙ
После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, познакомился с цифрами его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких — знак вычитания.
В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий, показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.
Упражнение 1
Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.
Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:
Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей — на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)
Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.
Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.
А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)
Упражнение 2
Цель. Знакомить СО ЗНАКОМ СЛОЖЕНИЯ.
Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу:
Упражнение 3
Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа.
Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.
— У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП
(Фигурки дети выбирают сами.)
Упражнение 4
Цель. Учить детей переводу символической модели в предметную, а затем в словесную.
Задание.
— Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы — обозначать числа в этой же записи фигурками у себя на столе.
Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по одному)
2 + 3; 3+1; 4 + 2; 3 + 3; 4+1.
Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют соответствующий рассказ.
При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе словесно заданной ситуации на язык математической символики, последовательность указаний педагога такова:
а) обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.);
б) обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;
в) поставьте между ними нужный знак действия.
Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одной вазе?
Составляется запись: 4 + 3.
Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:
3 + 4 = 7 значение выражения
Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания.
Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет.
В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие — вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.
ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВИЕМ ВЫЧИТАНИЯ И ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ в старшей группе происходит с помощью серии заданий.
Упражнение 1
Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.
Материалы. Фланелеграф, модели фигур.
Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)
Упражнение 2
Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия.
Задание.
— Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)
Упражнение 3
Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ.
Задание.
Упражнение 4
Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.
Задание.
Ответ во всех случаях получен пересчетом.
После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.
Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).
28. Методика ознакомления с монетами.
Рассказать детям как появились деньги, что такое монета и купюра, об их достоинстве, о том какую роль играют деньги в жизни людей, о труде людей и оплате их работы деньгами (зарплата), о семейном бюджете и др.
В качестве примера рассмотрим проведение занятия по ознакомлению с деньгами.
Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. Знаки и символы включаются в предметную деятельность детей 7-го года жизни, прежде всего, для решения задач, близких к жизненным, а затем уже математических. Это делает более понятной и мотивированной в дальнейшем математическую символику и задания, предполагающие выполнение кодирования/декодирования
После знакомства с образованием числа необходимо научить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной.
Цифры размещают под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов или рядом как общепринятый знак числа, свидетельствующий о том, что предметов определенное количество.
Для ознакомления с цифрами можно выполнить следующие действия.
Также происходит знакомство и с другими цифрами. На одном занятии детей не знакомят с несколькими цифрами.
После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (ноль). Наличие предметов показывается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля).
Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.
К заданному множеству предметов подобрать нужную цифру (4 зайчика, каждому дали по морковке. Всего 4 морковки. Показать цифрой, сколько морковок взято. Проверить, посчитать вместе хором, прикрепить цифру 4).
К цифре подобрать предметное множество, например, Незнайка показывает цифру 3, просит показать столько же мячей, картинок или других предметов. Дети показывают картинки с тремя мячами).
Для закрепления записи цифр используются различные обследовательские действия:
- обведение пальцем,
- написание цифр пальцем в воздухе,
- «песчаные цифры,
- выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,
- лепка цифр из пластилина,
- написание цифр пальцем на крупе,
- штриховка контурных цифр,
- чтение известных литературных произведений.
Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры ее внимательно рассматривают, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр.
Например, при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа (на цифру 1), сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Дети сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.
При сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.
Своевременное ознакомление детей с цифрами способствует осмыслению ими числа как показателя количества, абстрагированию его от конкретного содержания, расширению возможностей применения чисел в практической деятельности.
Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.
Цифры рисуем на плотной бумаге, цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.
Дети смеются. Им весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорят, что она была одна.
Затем вы спрашиваете: сколько у детей голов, ртов, носов? И они вам отвечают: один.
И дальше таким же образом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗНАКОМСТВО СО ЗНАКАМИ ДЕЙСТВИЙ
После того как ребенок научится правильно понимать на слух и моделировать все означенные виды предметных действий, познакомился с цифрами его можно знакомить со знаками действий. Знаки действий, как и любая другая математическая символика, являются условными соглашениями, поэтому детям просто сообщается, в каких ситуациях используется знак сложения, а в каких — знак вычитания.
В качестве примера приведем взаимосвязанную серию заданий, показывающих, как может выглядеть такое знакомство на занятии в старшей группе.
Упражнение 1
Цель. Учить ребенка составлять условную предметную модель словесно заданной ситуации.
Способ выполнения. Педагог использует сюжетную ситуацию:
Сейчас я расскажу вам одну историю. Жил-был во дворе воробей. (Педагог выставляет изображение птички на фланелеграфе по ходу рассказа) Он любил по утрам сидеть на рябине и ждать, когда дети выйдут на прогулку и принесут ему крошки. Однажды прилетел он утром на рябину и видит: сидят там вот такие гости. (Педагог выставляет на фланелеграф карточки с изображением снегирей — на каждой карточке один снегирь.) Кто это? (Снегири.)
Дети должны самостоятельно выложить группу разных фигурок: одна и три.
Когда дети справятся с заданием, группу-заместитель выкладываем на фланелеграфе с объяснением: воробей отличается от снегирей, значит, фигурка должна быть другая.
А как назвать одним словом воробья и снегирей? (Птицы.)
Упражнение 2
Цель. Знакомить СО ЗНАКОМ СЛОЖЕНИЯ.
Способ выполнения. Воспитатель продолжает беседу:
Упражнение 3
Цель. Учить соотнесению математического выражения и сюжетного рассказа.
Задание. Воспитатель предлагает детям составить рассказ по такой записи: 2 + 1. Хотите опять про птиц, хотите про что-нибудь другое.
— У вас нет цифр, обозначьте то, о чем говорится в рассказе, фигурками: ООП
(Фигурки дети выбирают сами.)
Упражнение 4
Цель. Учить детей переводу символической модели в предметную, а затем в словесную.
— Я буду составлять на фланелеграфе запись, а вы — обозначать числа в этой же записи фигурками у себя на столе.
Педагог составляет из карточек на фланелеграфе выражения (по одному)
2 + 3; 3+1; 4 + 2; 3 + 3; 4+1.
Каждое выражение дети моделируют на фигурках и составляют соответствующий рассказ.
При выполнении задания, обратного данному, т. е. при переводе словесно заданной ситуации на язык математической символики, последовательность указаний педагога такова:
а) обозначьте то, о чем говорится в задании, кружками (палочками и т. п.);
б) обозначьте указанное число кружков (палочек и т. п.) цифрами;
в) поставьте между ними нужный знак действия.
Например: в вазе 4 тюльпана белых и 3 розовых. Обозначьте число белых тюльпанов цифрой; число розовых тюльпанов цифрой. Какой знак нужно поставить в записи, чтобы показать, что все тюльпаны стоят в одной вазе?
Составляется запись: 4 + 3.
Не стоит сразу ориентировать ребенка на получение значения выражения:
3 + 4 = 7 значение выражения
Когда педагог убедится, что дети хорошо справляются со всеми этими видами заданий, правильно соотнося все ситуации, связанные со сложением, с соответствующими выражениями, можно знакомить их с действием вычитания и знаком вычитания.
Психологически понимание смысла вычитания и соотнесение его с математической записью сложнее, чем понимание смысла сложения. Это объясняется тем, что в процессе моделирования ситуации вычитания множество, соответствующее вычитаемому, убирается из поля зрения ребенка и перед ним остается множество, соответствующее остатку, а для составления правильной записи необходимо помнить первоначальное количество и удаляемое количество, которых перед глазами ребенка уже нет.
В этой связи наблюдаются так называемые типичные ошибки усвоения вычитания. Например, педагог выставляет на фланелеграфе 6 фигурок, затем 2 убирает. Дети безошибочно опознают действие — вычитание, но при составлении записи могут написать: 6-4. Это обусловлено тем, что 4 фигурки они непосредственно наблюдают после совершения предметного действия.
ЗНАКОМСТВО С ДЕЙСТВИЕМ ВЫЧИТАНИЯ И ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ в старшей группе происходит с помощью серии заданий.
Упражнение 1
Цель. Уметь сосредотачивать внимание детей на изменениях количественных характеристик ситуаций.
Материалы. Фланелеграф, модели фигур.
Способ выполнения. Педагог выставляет на фланелеграф несколько любых фигур (или изображений). По его просьбе дети закрывают глаза, а он в этот момент убирает или добавляет фигуры на фланелеграфе. Затем дети должны сказать, что изменилось: убрали или добавили, больше стало или меньше. Фигурки надо брать одинаковые или похожие. Например, яблоки, треугольники и т. д. Каждый раз педагог просит детей объяснить, почему они так думают. (Было 5 яблок. Теперь стало 3. Стало меньше, значит, яблоки убрали.)
Упражнение 2
Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия.
— Теперь будем составлять запись изменений. (Педагог ставит 3 яблока.) Каким числом обозначим количество яблок? Закройте глаза. (Педагог добавил 3 яблока.) Что я сделала? Что изменилось? (Яблок стало больше, значит, добавили 3 яблока.) Каким числом обозначим те яблоки, что я добавила? Какой математический знак надо использовать, чтобы записать то, что я сделала? (Плюс.) Составляем запись на фланелеграфе: 3 + 3. Прочитайте запись. (К трем прибавить три.) А всего яблок? (6)
Упражнение 3
Цель. Соотносить предметную ситуацию с записью действия, знакомить с действием вычитания и ЗНАКОМ ВЫЧИТАНИЯ.
Упражнение 4
Цель. Соотносить предметную ситуацию на вычитание с записью действия.
Ответ во всех случаях получен пересчетом.
После того как дети научатся правильно выбирать знак действия и объяснять свой выбор (обязательно!), можно перейти к составлению равенства и фиксированию результата действия.
Поскольку обучение дошкольника специальным приемам вычислительных действий не предусмотрено программой, ребенок получает результат либо пересчетом, либо присчитыванием (отсчитывааием), но может опираться и на знание состава числа (шесть это два и четыре, значит, шесть без двух это четыре).
Выполнение математических заданий уже с самого начала по любым действующим программам требует использования разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы), которые нигде не выступают специальным объектом усвоения. Знаки и символы включаются в предметную деятельность детей 7-го года жизни, прежде всего, для решения задач, близких к жизненным, а затем уже математических. Это делает более понятной и мотивированной в дальнейшем математическую символику и задания, предполагающие выполнение кодирования/декодирования
После знакомства с образованием числа необходимо научить детей обозначать это число цифрой как печатной, так и прописной.
Цифры размещают под соответствующим множеством предметов, под картинкой с изображением предметов или рядом как общепринятый знак числа, свидетельствующий о том, что предметов определенное количество.
Для ознакомления с цифрами можно выполнить следующие действия.
Также происходит знакомство и с другими цифрами. На одном занятии детей не знакомят с несколькими цифрами.
После ознакомления детей с несколькими цифрами необходимо познакомить их с цифрой 0 (ноль). Наличие предметов показывается соответствующей цифрой, отсутствие их — тоже цифрой 0. Запись числа 10 состоит из двух цифр: 1 и 0 (единицы и нуля).
Для закрепления понятия цифры и соответствующего ей множества можно использовать упражнения. Дошкольник тренируется в подборе цифр к нужному количеству фигур. И наоборот, подбирает нужное их количество около соответствующей цифры.
К заданному множеству предметов подобрать нужную цифру (4 зайчика, каждому дали по морковке. Всего 4 морковки. Показать цифрой, сколько морковок взято. Проверить, посчитать вместе хором, прикрепить цифру 4).
К цифре подобрать предметное множество, например, Незнайка показывает цифру 3, просит показать столько же мячей, картинок или других предметов. Дети показывают картинки с тремя мячами).
Для закрепления записи цифр используются различные обследовательские действия:
· написание цифр пальцем в воздухе,
· выкладывание из счетных палочек, деталей конструктора, из ниток на бархатной бумаге,
· лепка цифр из пластилина,
· написание цифр пальцем на крупе,
· штриховка контурных цифр,
· чтение известных литературных произведений.
Дети легко и с интересом усваивают цифры. Однако нередко у них возникают трудности в различении цифр, похожих по начертанию: 1 и 4; 2 и 5; 6 и 9. Поэтому при изучении цифры ее внимательно рассматривают, выделяют ее элементы, подыскивают предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы дети лучше запомнили образ цифры, не смешивали ее с другими образами цифр.
Например, при изучении цифры 4 нужно, рассмотрев ее начертание, предложить вспомнить, на какую знакомую цифру она похожа (на цифру 1), сравнить их по начертанию, выделить общее и то, чем они отличаются. Дети сами сравнивают 2 и 5; а в старшей группе — 3 и 8; 6 и 9.
При сравнении цифр 2 и 5 детям предлагают посчитать сначала одну группу предметов на столе у воспитателя и поднять соответствующую цифру, потом посчитать вторую группу и также соотнести количество игрушек с определенной цифрой. Начертания этих цифр анализируют и сравнивают между собой. Обращают внимание на то, что в цифре 2 неполный круг вверху, а в цифре 5 — он внизу справа; короткая линия слева направо в цифре 2 — внизу, а в цифре 5 — вверху.
Своевременное ознакомление детей с цифрами способствует осмыслению ими числа как показателя количества, абстрагированию его от конкретного содержания, расширению возможностей применения чисел в практической деятельности.
Необходимо придерживаться принципа: одно занятие — одна цифра.
Цифры рисуем на плотной бумаге, цветные. Карточка с цифрой размером в пол-листа школьной тетради.
Дети смеются. Им весело представлять, что много Красных Шапочек пошли ко многим Бабушкам. Но все-таки говорят, что она была одна.
Затем вы спрашиваете: сколько у детей голов, ртов, носов? И они вам отвечают: один.
И дальше таким же образом, пока не изучены все цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
2. Познакомить с составом числа из двух меньших чисел.
3.Познакомить с действиями сложения и вычитания.
4.Познакомить со знаками: +, -, =, .
5.Научить решать и составлять арифметические задачи.
6.Познакомить с денежными знаками.
В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел. Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.
Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.
Наглядный материал: треугольники голубые и красные, цифровые карточки.
-Какой цифрой можно обозначить?
-А теперь сколько всего?
-Как мы составили число 4?
-Как можно по-другому?
-Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.
РАЗВИТИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (С 6-ГО ГОДА ЖИЗНИ) МБДОУ"Ясли-сад№9"Солнышко"с.Яркое Поле« Кировского района Республики Крым
Составила: Полищук М.В.
Анализ программных задач
Средняя группа
2-я младшая группа
1.Познакомить с приёмами счёта предметов.
1.Учить видеть, называть и различать отдельные предметы, замечать их существенные признаки: цвет, форму, размер и др.
2.Учить видеть множество и выделять его элементы:
2.Познакомить с приёмами счёта с помощью различных анализаторов:
а)на ограниченном пространстве;
а)счёт по образцу;
б)счёт по названному числу;
б)в подготовленной обстановке.
в)счёт по цифровому изображению;
3.Учить составлять множества:
а)из одинаковых элементов;
б)из разных элементов;
3.Показать принцип построения натурального ряда (n+1,
а)образование соседних чисел;
4. Учить сравнивать множества по количеству:
4.Научить сравнивать множества на основе счёта.
5.Показать абстрактность числа:
*способом наложения;
*способом приложения;
а)независимость числа от размеров предметов;
*составлением пар;
б)независимость числа от расстояния между
*соединением рисунков линиями и др.
в)независимость числа от формы расположения предметов;
5. Учить уравнивать множества, добавляя или убирая один элемент.
г)независимость числа от направления количественного счёта.
6.Познакомит с порядковым счётом.
7.Познакомит с обратным счётом.
8.Познакомить с цифрами.
Старшая и подготовительная группы
1.Познакомить с составом числа из единиц.
2. Познакомить с составом числа из двух меньших чисел.
3.Познакомить с действиями сложения и вычитания.
4.Познакомить со знаками: +, -, =, .
5.Научить решать и составлять арифметические задачи.
6.Познакомить с денежными знаками.
Методика ознакомления с составом числа из единиц
Необходимо научить детей, рассматривая множества, рассказывать, как составлена группа, называть каждый элемент и их общее количество.
В старшей группе рассматриваем числа в пределах первого пятка, в подготовительной- в пределах второго пятка.
Примерные задания:
- Составь число 4 из флажков разного цвета так, чтобы каждый цвет использовался только один раз. Расскажи, как ты это сделал.
-Расскажи по карточке, как составлено число.
-Составь число 5 из названий цветов.
Сначала используем реальные предметы, затем картинки, фигуры, потом даются задания по представлению, без наглядности.
В конце работаем с карточками( демонстрационными и раздаточными ).
Особенности наглядного материала
Множества , составленные из разных элементов, называемых одним словом(как для ознакомления с порядковым счётом): фрукты, овощи, фигуры, цвета, имена и др.
Карточки с изображением картинок на обобщающее слово.
Методика ознакомления с составом числа из двух меньших чисел
В подготовительной группе на основе предметно-практических действий знакомим с составом чисел из двух меньших чисел . Дети в процессе многократных упражнений запоминают таблицу сложения в пределах десяти и соответствующие случаи вычитания, что имеет большое значение при обучении решению арифметических задач.
Программная задача: познакомить с составом числа 4 из двух меньших чисел.
Наглядный материал: треугольники голубые и красные, цифровые карточки.
-Какой цифрой можно обозначить?
-А теперь сколько всего?
-Как мы составили число 4?
-Как можно по-другому?
-Число 4 можно составить по-разному: 3 и 1, 2 и 2, 1 и 3.
Особенности наглядного материала
Два множества, различающиеся одним признаком (красные и синие круги) или связанные логически (зайцы и белки).
Числовые и цифровые карточки.
Методика формирования умения решать и составлять арифметические задачи
* Подготовительный этап:
*Первый этап:
а) формирование представления об арифметической задаче;
б) усвоение структуры задачи и выделение её частей;
в) практическое составление задач;
г) полная формулировка ответа.
*Второй этап:
Запись и формулировка решения задачи:
а) знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием;
б) поиск нужного арифметического действия и его формулировка;
в) выкладывание решения задачи с помощью карточек;
г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку.
*Третий этап:
Выработка вычислительных навыков и логических рассуждений:
а) присчитывание и отсчитывание по единице;
б) применение знания состава числа из двух меньших чисел;
в) использование моделей арифметических действий;
г) решение косвенных задач, логических задач и др.
Особенности наглядного материала
В процессе обучения дошкольников умению решать и составлять арифметические задачи применяем различные модели: вещественные (предметы и их заменители), графические (рисунки, схемы), словесные и математические (числовые выражения).
По характеру наглядности задачи делятся на:
а)картинки, обеспечивающие предметную наглядность (предметы и действия ярко выражены: в вазе лежат 3 яблока, девочка кладёт ещё 2 яблока);
б)парные картинки(на левой 3 красные звезды, на правой- 2 красные, а 1 синяя);
в)картинки, обеспечивающие частичную наглядность (3 снежные бабы и 2 лужи);
г)картинки, отражающие только жизненную ситуацию (на верхней полке 4 книги, а на нижней-3 книги).
Читайте также: