Животный мир как предмет правовой охраны

Обновлено: 30.06.2024

Животный мир - совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию РФ и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ.

Объект животного мира - организм животного происхождения (дикое животное) или их популяция.

Животный мир, находящийся в пределах территории РФ, является государственной собственностью.

Объекты животного мира, относящиеся к федеральной собственности:

1) редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

2) обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

3) населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

4) подпадающие под действие международных договоров РФ;

5) отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

6) естественно-мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.

Пользование животным миром – юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.

Пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами РФ и законами и иными нормативны правовыми актами субъектов РФ предоставлена возможность пользования жив.миром.

Юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии органами государственной власти могут предоставляться объекты животного мира. Права владения и пользования объектами животного мира принадлежат пользователю на условиях и в пределах, установленных законодательством РФ, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром. Виды пользования животным миром в РФ:

2) рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

3) добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

4) использование полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.;

5)изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительных, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания;

6) извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

7) получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира.

Использование объектов животного мира -изучение, добывание объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового.

Заключение государственной экологической экспертизы

Экологическая экспертиза (государственная или общественная) проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области охраны окружающей среды.

Гос.экол.эксперт. – обязат.мера охраны животного мира, кот. Осуществляется согласно законодательству, предшествует понятию гос-ми органами исполнит. власти РФ и субъектов РФ решения, способного влиять на объекты животного мира и среду их обитания.

Обязат.экол. экспртизе подлежат:

- Удобрения, пистциды и биостимуляторы роста растений, которые могут повлиять на объекты животного мира и среду их обитания;

- материалы, обосновывающие объемы изъятия животного мира и проведение работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов.

Заключение может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является обязательным условием финансирования и реализации объекта экспертизы и действует в течение срока, определенного специально уполномоченным органом. В законе указаны условия, когда оно теряет силу (например, в связи с доработкой и изменением проекта). Отрицательное заключение влечет ряд правовых последствий:

а) оно означает запрет на реализацию объекта;

б) предоставляет хозяйственной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, определен перечень объектов, обязательно подлежащих процедуре ОВОС. Это, как правило, крупные проекты энергетики, промышленности, сельского хозяйства и иные.

Правовая охрана животного мира РФ – совокупность всех разновидностей представителей фауны, свободно находящихся на российской территории (мигрирующих либо живущих постоянно). Этот неотъемлемый от природы элемент относят к ресурсам природного происхождения континентального шельфа, а также экологической зоне РФ.

Серьезные проблемы охраны животного мира, связанные с сохранением экологического порядка во время деятельности генной инженерии, развития биотехнологий, а также племенного разведения животных выходят на государственный уровень.

Развитие законодательства о животном мире зависит от защиты и пользования, регламентирующих комплекс норм и актов, поддерживаемых, занимающими свои места в законодательстве, экологическом и природоресурсном праве, законодательством о животном мире и фаунистическим правом.

Объект животного мира

Российский Федеральный Закон определяет:

  • цель закона, ключевые понятия;
  • права и обязанности органов публичной власти;
  • особенности государственного регулирования использования животного мира и его защиты;
  • полномочия и защиту официальных лиц, уполномоченных охранять животного мира, а также держать под контролем сохранение среды его обитания;
  • классический вид использования и защиты объектов животного мир.

Проблема законодательного развития в отношении животного мира определяются следующими понятиями:

  • биоразнообразие (многообразие биологических объектов животного происхождения в пределах одного вида, среди разновидностей и в природоохранных системах);
  • генетические ресурсы (та часть ресурсов, которая включает в себя материал, содержащий ДНК, животного происхождения);
  • устойчивое использование объектов животного мир (не приводящее к исчезновению биоразнообразия, фауна сохраняет возможность к воспроизведению).

Соглашения России и других стран о сохранении животного мира

Кроме этих документов, заключенных Россией с другими странами, существует большое количество соглашений о деятельности в отношении биологического разнообразия, а также других характеров защиты окружающей природной среды, например:

Животный мир – государственная собственность

Защита объектов животного мира зависит от влияния форм собственности, как впрочем и другие ресурсы природы.

В соответствии с фаунистическим правом и законодательством России животный мир – государственная собственность. В ст. 48 ФЗ о животном мире граждане РФ говорится о том что, те кто не способны существовать без традиционной системы жизнеобеспечения могут рассчитывать на использование методов добычи объектов животного мира, если это не ведет к существенному сокращению либо полному уничтожению какой-либо разновидности фауны, а также среда обитания не ухудшается под этим влиянием и ничто не угрожает безопасности людей.

Взаимосвязь экономики и животного мира

Условия становления рыночной экономики побуждают рост значимости экономического регулирования использования и защиты объектов животного мира. Механизм экономического регулирования, относительно объектов животного мира, заключает в себе:

  • подсчет и экономическую оценку;
  • субсидирование мероприятий посвященных защите и восполнению объектов животного мира;
  • систему штрафов и исков, что экономически обусловлено, в случае нарушения законов охраны и использования животного мира;
  • использование, полученных в момент конфискации объектов животного мира, средств и взносов физических и юридических лиц целенаправленно.

Правовая охрана животного мира

Установление правовой охраны реализуется благодаря федеральным и региональным законам:

Меры административной и уголовной ответственности, касающиеся экологического права

Необходимая мера административной, а также мера уголовной ответственности применяются для сохранения животного мира.

В области природоресурсного и экологического права проблемы юридических форм (уголовной и административной) ответственности являются:

  • латентность;
  • низкая раскрываемость правонарушений;
  • недооценка опасности экологических преступлений гражданами и органами правовой охраны;
  • избежание ответственности любого вида наказания нарушителями законодательства.

Следовательно, теряется смысл постоянного обновления законов, ведь на практике не реализуется их применение.

В Москве в августе 2009 г. на XXIX конгрессе биологов-охотоведов на международном уровне выявилась значимость во время развития законодательства, касательно фауны, экологической системы, что признано в Европе, а также одобрено парламентом Совета Европы и другими документами мирового сообщества документах. Базовая матрица развития отраслей природного использования (учитывая те, которые влияют на разнообразии биологических видов) не допускается приватизация мест предназначенных для охоты, лицами, располагающими большой финансовой поддержкой. Возникает множество вопросов: на что было потрачено 1,5 десятилетия? Как законодатель и общественность взаимодействуют друг с другом? Ответы на которые подтверждаются ранее изложенными мыслями о невозможности правотворчества быть поверхностным и поспешным.

Животный мир - один из компонентов природной среды, естественных экологических систем, активно влияющий на состояние и качество их отдельных элементов: земель, лесов, вод и т. д., а также окружающей среды в целом.

Указанная задача реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.

Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Понятие и виды права пользования животным миром

Право пользования животным миром - это система правовых норм, которые регламентируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обязанности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов означает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отношению к предоставленным им в пользование объектам животного мира.

Объектами права пользования животным миром являются объекты животного мира - организмы животного происхождения (дикие животные) или их популяции.

Право пользования животным миром можно классифицировать на отдельные виды по срокам, целям и способам пользования.

Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим лицам) или краткосрочным (при предоставлении гражданам). Законом о животном мире не определяются конкретные сроки пользования или их предельные размеры.

Пользование животным миром может осуществляться двумя способами - с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.

По целевому назначению выделяются следующие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона о животном мире):

- рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;

- добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Этот вид пользования связан с изъятием животных из естественной среды их обитания (например, для научных экспериментов, зоологических коллекций, получения лекарственного сырья и др.) и допускается только по разрешениям компетентных органов (ст. 43 Закона о животном мире);




- извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей природной среды, опылителей растений, биофильтраторов и др. Осуществляется в естественных условиях без изъятия животных из природной среды, а пользователями в таких случаях выступают сельскохозяйственные, лесохозяйственные организации, граждане - владельцы личных подсобных хозяйств, садовых участков и др. (ст. 45 Закона о животном мире);

- изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических целях. Возможно без изъятия животных из среды их обитания (путем различных форм наблюдения, мечения, фотографирования и других методов исследования) или с изъятием объектов животного мира из природной среды. В первом случае оно допускается без разрешения компетентных органов и бесплатно, во втором - по разрешениям бесплатно или за определенную плату (ст. 44 Закона о животном мире);

- получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, пантов и т. д.). Допускается без изъятия животных из природной среды и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания (ст. 46 Закона о животном мире).

Основаниями возникновения права пользования животным миром являются юридические факты, главное место среди которых занимает лицензия - разрешение специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.

Юридическим лицам объекты животного мира предоставляются в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии, которую выдает указанный государственный орган по решению Правительства РФ (в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности) или органа исполнительной власти субъекта РФ.

Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.

Право пользования животным миром является платным. Система платежей включает в себя:

- плату за пользование животным миром;

- штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором (для юридических лиц). Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о животном мире (ст. 33). Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.

Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязанности пользователя животным миром, которые составляют содержание рассматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъектов пользования.

Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):

- пользоваться предоставленными им объектами животного мира;

- пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории в установленном порядке, если эти объекты содержатся в полу-вольных условиях;

- собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;

- выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;

- заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;

- вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реализовывать произведенную продукцию и изделия;

- на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления деятельности, связанной с пользованием животным миром;

- предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;

- оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользователями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.

Пользователи животным миром обязаны:

- осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;

- соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;

- применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;

- не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;

- осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;

- проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;

- оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;

- обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;

- применять при пользовании животным миром гуманные способы.

Основаниями прекращения права пользования животным миром являются юридические факты, перечисленные в ст. 47 Закона о животном мире:

- отказ от пользования;

- нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром;

- возникновение необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;

- использование территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;

- ликвидация предприятия, организации, учреждения-пользователей животным миром.

Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования соответствующими органами лицензии на пользование объектами животного мира.

13.1. Понятие животного мира. Принципы охраны
и использования животного мира

Принцип гуманности - осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности. В связи с реализацией данного принципа запрещены, например, такие способы охоты, которые могут причинить животному физические страдания (использование ногозахватывающих удерживающих капканов).
Недопустимость совмещения деятельности по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира. Данный принцип направлен на недопущения злоупотребления своими полномочиями лицами, которые осуществляют функции по государственному надзору в данной сфере.
Отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами. Смысл данного принципа заключается в том, что если физическому или юридическому лицу предоставляется в собственность или пользование земельный участок (лесной участок и т.п.), то у этого лица не возникает автоматически право пользования объектами животного мира, обитающими на этой территории. Разрешение (лицензия) на пользование объектами животного мира выдается отдельно от иных разрешений (лицензий) на право пользования иными природными ресурсами.
Платность пользования животным миром. В соответствии с главой 25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ в Российской Федерации устанавливаются ставки сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В соответствии со ст. 333.2 Налогового кодекса в некоторых случаях ставки сбора могут составлять 0 рублей, например, если пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека. Также в соответствии с вышеуказанной статьей не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в рублях, например пятнистый олень, лань, снежный баран, сибирский горный козел, серна, тур, муфлон - 600 рублей. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в рублях за одну тонну (например, краб камчатский западного побережья Камчатки - 35 000). Пользование объектами животного мира может быть бесплатным, например, если это не связано с изъятием из естественной среды обитания при осуществлении наблюдения за животными в научно-исследовательских целях.
Неотвратимость юридической ответственности за совершение правонарушений в области охраны и использования объектов животного мира. Данный принцип не содержится в Федеральном законе "О животном мире", но он явствует из смысла закона, так как глава 8 устанавливает ответственность за нарушения законодательства в данной сфере.

Читайте также: