Можно ли предотвратить злоупотребление властью

Обновлено: 28.06.2024

Политика представляет собой один из основополагающих и интегральных аспектов человеческого существования. Каждый отдельно взятый человек в той или иной форме и степени имеет дело с феноменом политического.

Жизнеспособная и прочная политическая система – это власть плюс законность и эффективность, то есть способность обеспечить основные функции управления. Законность и эффективность во многом определяются тем, насколько государственные институты и сама политическая система в целом соответствуют господствующим в обществе идеалам и ценностям, где морально-этическое начало играет немаловажное значение. Под этической системой можно понимать: общепринятые в данном обществе правила поведения людей и социальных групп; систематический кодекс моральных принципов; философскую теорию, призванную обосновать моральные действия. Она включает в себя определение того, что есть добро и зло, убеждение о том, что хорошо и что плохо, что правильно и что неправильно. Здесь важно отделить моральные нормы от религиозных, правовых, политических или просто норм этикета, хотя следует заметить, что моральные нормы так или иначе пронизывают все остальные аспекты жизни. В целом же, включая учение о добродетели, о совести или сознании долга, правила, с которыми должны сообразоваться человеческие действия, этика представляет собой науку о законах и нормах человеческого поведения. Она зиждется на таких категориях, как высшее благо, добро, должное и т.д. Поэтому этика, включая в себя основополагающий элемент идеального, в значительной мере превращается в учение о конечных целях.

Этика или мораль – одно из сущностных проявлений мира человека, занимающее особое место по отношению ко всем видам человеческой деятельности. Поскольку же политика представляет собой одну из важнейших сфер этой деятельности, то невозможно политику отделить от этики, и тем более противопоставлять ей. Моральные ценности и нормы, касающиеся политического мира, его институтов, отношений, политического мировоззрения и поведения членов того или иного общества, в совокупности составляют политическую этику. Это нормативная теория политической деятельности, затрагивающая такие основополагающие проблемы, как справедливое социальное устройство, взаимные права и обязанности руководителей и граждан, фундаментальные права человека и гражданина, разумное соотношение свободы, равенства и справедливости.

Практические аспекты

Однако нормативная теория редко совпадает с политической практикой. Тогда возникает вопрос: можно ли вообще говорить о политической этике, правомерно ли применение к сфере политики категории этики и морально-этических ценностей? Если да, то какова их взаимозависимость и взаимообусловленность? Если нет, то можно ли говорить о человеческом измерении в политике?

Первоначально в рамках господствовавших общественно-политических и социокультурных парадигм политические феномены изучались в связи со всем комплексом общественных явлений. От античности вплоть до XVIII в. ученый смотрел на себя не как на специалиста в какой-либо области знания, а как на искателя знаний и мудрости вообще во всех сферах и проявлениях человеческой жизни. У Аристотеля, например, вся общественная жизнь укладывалась в рамки политической жизни и ставилась на службу государству. Определяя в качестве главной цели политики обеспечение “высшего блага” граждан и предписывая ей нравственно-воспитательную роль, он утверждал: “Государственным благом является справедливость, т.е. то, что служит общей пользе”. Если традиция, идущая от Платона и Аристотеля, рассматривает мораль и политику как единое целое, направленное на справедливость, то христианская традиция разделяет понятия “этика” и “политика”. В средние века право, теология и медицина уже существовали как самостоятельные дисциплины в университетах, но философия продолжала охватывать подавляющую часть знаний о человеке и обществе. Лишь к середине XVIII в. “моральные науки”, т.е. социальные и гуманитарные, выделились в качестве самостоятельных дисциплин.

Впервые в четко сформулированной и резкой форме проблему соотношения этики и политики поставил Н. Макиавелли. Он разработал политическое искусство создавать твердую государственную власть любыми средствами, не считаясь с какими бы то ни было моральными принципами. Основная форма макиавеллизма – “цель оправдывает средства”. Для пользы и в интересах государства правитель должен сочетать в себе хитрость и силу. Он может не хранить верность своему слову, прибегать к лукавству и вероломству и т.д., т.е. использовать все средства, которые способны укрепить государство. Для Макиавелли высшая ценность – это государство, перед которым ценность отдельно взятой личности или какие бы то ни было другие ценности должны отступить на задний план или же полностью игнорироваться. Одним словом, изгнав этику из сферы политики, Макиавелли заменил ее ценностно-нейтральным подходом.

К аналогичному выводу, хотя и с прямо противоположных исходных позиций, пришел и марксизм, особенно в его ленинской ипостаси. Следует отметить, что в период своего возникновения социалистические и коммунистические идеи выражали идеальные и нравственные устремления людей своей эпохи. При этом необходимо учесть, что существуют некие внутренние механизмы и особенности зарождения, созревания и постепенного самоисчерпания мобилизационных и интеграционных возможностей разного рода идей и концепций. Провозгласив целью социализма “грядущее избавление от рабства и нищеты”, К. Маркс и Ф. Энгельс выступили против “фантастических сентиментальных бредней”, которые, по их мнению, могли оказать лишь “деморализующее влияние на рабочих”. Они высказывались за свободное самостоятельное творчество “нового мира, покоящегося на чисто человеческих, нравственных жизненных отношениях”.

В марксистской этике центральное место занимает противопоставление “классовой морали” универсальным гуманистическим ценностям.

Ф. Энгельс писал: “Мы поэтому отвергаем всякую попытку навязать нам какую бы то ни было моральную догматику в качестве вечного, окончательного, отныне неизменного нравственного закона… Напротив, мы утверждаем, что всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества… Мораль, стоящая выше классовых противоположностей и всяких воспоминаний о них, действительно человеческая мораль станет возможной лишь на такой ступени развития общества, когда противоположность классов будет не только преодолена, но и забыта в жизненной практике”.

Наиболее далеко идущие выводы из такой постановки вопроса сделали В.И. Ленин и его сподвижники и последователи. Ленин писал: “Наша нравственность подчинена интересам классовой борьбы пролетариата. Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата”. Здесь мораль всецело поставлена на службу политическим целям по принципу: цель оправдывает средства, мораль и нравственность сведены до уровня элемента идеологии. Более того, идеология приобрела универсальный характер в том смысле, что, тотально подчинив себе политику, как ее фактическую сторону, так и интерпретацию, марксизм по сути дела изгнал из сферы исследования не только мораль, но и огромный массив факторов, не сообразующихся с определенным набором идеологических установок, тем самым предельно редуцировав и исказив реальную жизнь.

Особого внимания заслуживает позитивизм. Руководствуясь рационалистической традицией, восходящей к Р. Декарту, Т. Гоббсу и другим мыслителям нового времени, позитивисты стремились свести политику всецело к науке с целью создания механизма разрешения или смягчения политических конфликтов.

Торжество рационализма и научных методов естественных наук привело к полному отделению фактов от ценностей. Постулировалась несовместимость фактов и ценностей на том основании, что суждения о последних составляют эмоциональную реакцию на конкретные обстоятельства, истинность которой не поддается научному определению. Провозглашенная позитивистами нейтральность политической науки привела к тому, что нравственные аспекты политики были объявлены “личным делом” участников политического процесса, не имеющим никакого отношения к политическому анализу. В результате и позитивизм и марксизм оказались непродуктивны для анализа нормативных и морально-этических аспектов мира политического.

Сама постановка вопроса в форме “или этика, или политика” неправомерна. Как отмечает К. Г. Баллестрем, “политическое действие развертывается в поле напряжения между властью и моралью”. Поэтому задача политики состоит в том, чтобы найти оптимальную линию для адекватного отображения мира политического и, соответственно, поиска оптимальных для всего общества решений.

Теоретические аспекты

Политический анализ не может основываться на одних только фактах, поскольку конкретные факты приобретают значимость лишь в той мере, в какой их можно соотносить с целым, обеспечивающим теоретически обоснованный контекст для интерпретации. Невозможно рассматривать политические институты в отрыве от политической мысли, поскольку мысль и действие пронизывают друг друга. Задача политолога состоит в достижении самого тесного взаимодействия теории и эмпирического начала, рефлексии и действия, интерпретации и практической вовлеченности. Политическая теория имеет дело как со средствами достижения обществом поставленных перед ним целей, так и с самими целями. Сюда относятся содержание политических целей, возможность или невозможность их достижения, цена, которую нужно заплатить за их достижение, последствия и пределы их реализации.

Власть и мораль

Проблема злоупотребления властью

Политическая власть, или господство, отличается от всех других форм общественной власти своей суверенностью; всеобщие законы и порядки распространяют ее на всех граждан; она выносит окончательное решение во всех спорных случаях; самостоятельно представляет гражданское общество в международных делах. В качестве решающего средства применения власти выступает монополия на физическое насилие, как внутреннее (право наказания), так и внешнее (право на войну).

Если мы говорим о злоупотреблении властью, то подразумеваем, что носитель власти не оправдывает той ответственности, которая на него была возложена, что общему благу он предпочитает либо свои личные интересы, либо интересы своей партии или группы. Это можно объяснить прежде всего двумя объективными причинами: власть слишком велика – неограниченна, неконтролируема и произвольна; власть слишком мала, подвержена многочисленным общественным воздействиям и не способна выполнять соответствующие организационные функции. Тиран или абсолютный властитель склонен к злоупотреблениям своим положением для проведения политики в собственных интересах. Политику-демократу грозит опасность впасть в злоупотребления властью в тех случаях, если на него воздействуют мощные общественные группы, стремящиеся реализовать свои цели в политике.

Обе эти формы злоупотребления властью имеют известную традицию. Если посмотреть, что писали Платон и Аристотель о тиране, Монтескье – о деспоте, Шефтсбери – об абсолютном монархе, то видно правителя, удаленного от гражданского сообщества; рядом с ним нет друзей, он окружен лишь льстецами и наемниками; он устранил от себя всех способных самостоятельно мыслить людей для того, чтобы беспрепятственно манипулировать народом; чем дальше с помощью пособников своей власти он отдаляет себя от народа, тем больший страх вселяется в его сердце; и страх, внушаемый его властью, становится единственной опорой его авторитета.

В российском уголовном праве есть две сходные, но, тем не менее, абсолютно разные статьи – злоупотребление должностными полномочиями и их превышение. Нередко действия должностных лиц трактуются неверно – злоупотребление полномочиями заявляется как их превышение и наоборот.

В данной статье мы расскажем, какие существуют различия между преступлениями, как отличить одно деяние от другого, а также их основные признаки.

Злоупотребление и превышение должностных полномочий: определяемся с понятиями

Когда идет речь о должностных правонарушениях и различиях между ними, важно понимать, кто выступает субъектом преступления, в чем выражается объективная и субъективная стороны. Далее мы рассмотрим подробно каждое из данных деяний.

Злоупотребление должностными полномочиями

Согласно Уголовному кодексу (ст. 285) объектом преступления выступает должностное лицо – то есть, государственный служащий, представитель местной или федеральной власти, чиновник, руководитель государственных предприятий и т.д. Объективная сторона данного правонарушения заключается в том, что указанное лицо действует против интересов службы в собственных корыстных целях, используя имеющиеся полномочия. При этом обязательным условиям для трактовки деяния по данной статье должно иметь место существенное ущемление прав и свобод граждан, нарушение интересов компаний, общества или государства. Субъективная сторона преступления, она же обязательный признак злоупотребления должностными полномочиями – это корыстный мотив, действия в личных целях, в интересах родственников или приближенных лиц.

Если разбирать более подробно, то признаками злоупотребления должностными полномочиями могут считаться действия, которые привели к подрыву авторитета власти на местах, создали препятствия для предпринимательской деятельности, привели к нарушению общественного порядка, помехам в работе государственных органов, были прикрытием для незаконных действий (например, хищений бюджетных средств и т.д.). Для того чтобы оценить, насколько существенным был ущерб от действий должностного лица, учитывается тяжесть последствий для государства, государственной организации, отдельных лиц, подсчитывается суммарный материальный ущерб.

Превышение служебных полномочий

Как и в предыдущем случае, в качестве субъекта преступления, квалифицируемого по ст. 286 УК РФ, может выступать исключительно должностное лицо – представитель власти, руководитель государственной компании, другой госслужащий, наделенный определённым кругом полномочий. Объективная сторона преступного деяния – совершение действий, которые выходят за рамки полномочий конкретного должностного лица, результатом которых стало нарушение интересов отдельных граждан, организаций или государства. Примеры таких действий – принятие решений, которые входят в компетенцию другого должностного лица, выполнение единолично действий, которые требуют коллегиального утверждения, нарушение установленного порядка выполнения того или иного действия (например, игнорирование требований по обязательному согласованию решения с вышестоящими органами) и т.д.

Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями

Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:

  1. Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
  2. Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
  3. Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.

Помощь адвоката по уголовным делам о злоупотреблении и превышении должностных полномочий

Столкнуться с обвинениями в злоупотреблении или превышении служебных полномочий может практически каждый чиновник или руководящее звено государственных компаний – очень большой круг действий, даже вполне безобидных, могут трактовать как нарушение законодательства, потому нужно знать, как себя вести в подобных ситуациях. Первое, что рекомендуется – это обратиться за помощью адвоката по уголовным делам . Это нужно сделать сразу же, как только появилась информация о возбуждении уголовного или при выдвижении обвинений. Даже если вы уверены, что не нарушали закон, все равно помощь адвоката по ст. 285 УК РФ будет незаменимой – он сможет быстро доказать вашу невиновность. А в случае, если все-таки правонарушение имело место, приложит все усилия для минимизации наказания – к примеру, добившись условного срока или штрафа вместо реального лишения свободы.

Несмотря на некоторое сходство и двоякую трактовку, злоупотребление должностными полномочиями и их превышение – это два совершенно разных правонарушения, за которые предусмотрено различное наказание. Они имеют свои отличительные черты и характерные признак. Но по какой бы статье не было выдвинуто обвинение, грамотный адвокат поможет минимизировать наказание.


Неограниченная власть предпринимателя может способствовать уничтожению возглавляемой им компании. Если принимаемые решения будут оторванными от реальности, то предприниматель рискует, в конечном итоге, оказаться у разбитого корыта.

Общая информация


Одиночки хорошо себя чувствуют в фильмах. Но в реальной жизни бесконтрольная деятельность часто оборачивается катастрофой. Даже в самых крупных организациях возможна такая ситуация. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с главой исполнительной власти Google. Его преступления, включающие в себя физические нападения и сексуальные домогательства, длительное время скрывались технологическим гигантом. Следует помнить, что все руководители являются людьми со всеми сопутствующими слабостями. Но это не значит, что они молча должны быть приняты. Следует бороться и побеждать! Ведь чем лучшие личные качества человек может продемонстрировать, тем успешнее он в жизни.

Выявление и анализ злоупотреблений


Бизнес требует внимательного и адекватного отношения к себе. Злоупотребление имеющейся властью его только разрушает. Например, постоянные угрозы и давление на сотрудников оборачивается повышенной текучестью кадров. Личности, у которых сильная моральная идентичность, защищены от коррупции власти. В противном случае люди поддаются собственным интересам и ставят их выше выполняемых обязанностей. При этом доступная власть используется для удовлетворения своих запросов. Высшему руководству признать наличие злоупотребления властью может быть очень сложно.


То, что бизнес возглавляет предприниматель, организовавший его и ни перед кем не отчитывающийся, только все ухудшает. Ориентирование на себя, а не на клиентов с их проблемами, отсутствие контроля по отношению к самому человеку, обделенному властью, и чрезмерное слежение за действиями других сотрудников приводит к тому, что рано или поздно начинают проявляться многочисленные злоупотребления. В случае наличия проблем на самой вершине под вопросом дальнейшее существование бизнеса. Чтобы улучшить ситуацию, необходимо менять подход и бороться со своими слабостями. Это сложно, но нужно. Начать рекомендуем с трех разумных советов.

Создайте раду директоров


Если позволяют масштабы деятельности, необходимо нанять группу людей, которые смогут взять на себя выполнение части обязанностей. Более бюджетный вариант – это простой опрос сотрудников с целью информирования о возможных проблемах. Но имейте в виду, что слушать правду может оказаться нелегко. Необходимо учиться принимать критику и улучшать собственный эмоциональный интеллект. Привлечение дополнительных людей кроме делегирования им части обязанностей еще и позволяет знакомиться с мнениями специалистов, которые смогут держать высшего руководителя в рамках нормального. Необходимо стремиться ограничить собственные полномочия и развивать с адекватными сотрудниками равные взаимоотношения. Если произойдет какая-то проблема, они не должны бояться прийти и сообщить о ней, чтобы можно было приступить к ее решению. И об этом следующий пункт.

Формирование доверительных отношений


Люди чувствуют себя значительно лучше, встречаясь с рисками, инновациями и высказыванием собственных мыслей, когда не приходится опасаться за возможные последствия. Как показывают исследования, подотчетность способствует сдерживанию чрезмерной власти. Когда приходится взаимодействовать с людьми, по отношению к которым есть существенное уважение, то в таком случае наблюдается адекватное самоограничение. Честность при это на порядок более важна, нежели популярность среди людей. Необходимо стремиться к адекватному развитию взаимоотношений. Например, многие люди часто пробуют избегать конфликтов любой ценой. Но это нормальная и здоровая ситуация, приводящая к решению проблем. Не нужно бояться обеспечивать обратную связь. Предпринимателю лучше давать высказаться компетентным людям для улучшения принимаемых решений. Ведь просто услышать чье-то мнение – это вовсе не значит, что необходимо все бросать и выполнять его.

Признание собственных ошибок


Выводы


Предпринимателей уважают из-за их личных качеств, смелости, напористости, пристрастия к делу. Необходимо понимать, что большие возможности означают и огромную ответственность. Следует убедиться в том, что амбиции не мешают формировать адекватные суждения. В противном случае происходит отрыв от реальности, в результате чего предприятие оказывается на грани. Можно даже в последний момент спохватиться и начать предпринимать действия, но значительно лучше, если не опускаться, а стараться приблизиться к успеху с той позиции, которая есть уже сейчас.


Что, впрочем, и не удивительно. Ведь предприниматели – это люди, которые решили обеспечить себе автономию и не зависеть от работодателя, как в принимаемых решениях, так и выполняемых работах. Такой выбор имеет свою плату. Приходится нести определенные издержки и подвергать риску здоровье и даже жизнь. Ведь нет уверенности, что дело получится развить, найдется ниша на рынке, что не придется обанкротиться. И те, кто принимает эти риски как должное, получают возможность зарабатывать в несколько раз больше, нежели обычные наемные работники. Они создают свой собственный успешный бизнес. И это лучшее вознаграждение за все те тяготы, которые приходится переносить.

Понятие взяточничества. Злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстных целей или иной личной заинтересованности. Взяточничество и коррупция.

Рубрика Государство и право
Вид доклад
Язык русский
Дата добавления 29.07.2010
Размер файла 25,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА И.П.ПАВЛОВА

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

ВЫПОЛИНИЛА:

СТУДЕНТКА III КУРСА

ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

ФЕТИСОВА А.В.

ПРОВЕРИЛА: КУЗИНА Е.А.

РЯЗАНЬ 2002г.

Злоупотребление властью или служебным положением дается в старом УПК РСФСР. В новом УПК, в ст. 285 рассматривается, как злоупотребление должностными полномочиями.

Злоупотребление должностными полномочиями - это использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Использование должностным лицом служебного положения означает совершение им таких действий, которые хотя и находятся в пределах его служебных полномочий, однако в конкретном случае совершаются незаконно, либо умышленное несовершение действий, которые должностное лицо обязано было совершить в силу служебного положения.

Использование служебного положения вопреки интересам службы означает совершение должностным лицом действий, которые противоречат интересам общества и государства, а также надлежащей деятельности учреждения, предприятия, организации.

Злоупотребление должностными полномочиями наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

Понятие взяточничества. Взяточничество и коррупция

В законодательстве любой страны мира взяточничество рассматривается как корыстное служебное (должностное) преступление, в качестве одного из видов нарушения служебного долга. Суть его заключается в том, что должностное лицо получает от других лиц или организаций заведомо незаконное материальное вознаграждение за свое служебное поведение или в связи с занимаемой должностью. За взятки выдаются лицензии на право заниматься определенной деятельностью, обеспечивается заключение выгодных контрактов и проведение нужных экспертиз, затрудняется доступ к государственным заказам фирмам конкурентам и т.д. “Взяточничество в органах власти и управления, - подчеркивается в Указе Президента РФ от 4 апреля 1992 г. “О борьбе с коррупцией в системе государственной службы”, - ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы”.

Взяточничество относится к числу наиболее латентных преступлений. Несмотря на широкую распространенность этого явления, статистика выявленных в России за 1991-1996 гг. фактов взяточничества выглядит достаточно скромно: 1991 г. - 2534, 1992 г. - 3331, 1993 г. - 4497, 1994 г. - 4921, 1995 г. - 4889, 1996 г. - 5453. Уголовное право России. Особенная часть. /Под ред. А.Н. Игнатова. - М. 1998 г. НОРМА-ИНФРА. Официальные данные за 1997-1999 гг. автор, к сожалению, не нашел. Согласно представленным данным доля взяточничества в общем массиве выявленных преступлений колеблется в пределах 0,1-0,2%. По данным Министерства внутренних дел РФ, структура привлеченных к ответственности коррумпированных должностных лиц в 1996 г. Представляла собой следующее: работники министерств, комитетов и структур на местах - 41,1%, сотрудники правоохранительных органов - 8,9%, работники таможенной службы - 3,2%, депутаты - 0,8%, прочие - 7,8%. Особенно высокая криминальная активность чиновников в сфере приватизации, где выявлено свыше 1,7 тыс. преступлений. Российская газета. 1997. 21 февраля.

И теперь необходимо остановиться на таком явлении, как коррупция.

Под коррупцией (от лат corruptio- разламывать, портить, поверждать), как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Ведь взяточничество - одно из древнейших и распространенных проявлений коррупции.

Коррупция - преступная деятельность в сфере политики или государственного управления, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения. Коррупция является не самостоятельным составом преступления в уголовном законодательстве РФ, а собирательным понятием, охватывающим ряд должностных преступлений (таких, как взяточничество, злоупотребление служебным положением). Энциклопедический Юридический словарь, 1998 г.

Коррупционная преступность - традиционный и распространенный вид преступности в большинстве стран мира.

Коррупционная преступность - целостная относительно массовая совокупность преступлений посягающих на авторитет государственной службы или в органах местного самоуправления, выражается в незаконном получении преимущественными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих лиц.

Особенно опасна коррупция в органах государственной власти.

В России в условиях системного (экономического, политического, правового, организационного и идеологического) переходного периода эта проблема приобрела особую криминологическую остроту политическую значимость. О коррупции государственных служащих постоянно говорится не только в средствах массовой информации (СМИ), наших и зарубежных, но и на самом высоком государственном уровне (Выступление Президента РФ перед Федеральным собранием). Однако реальные сдвиги в борьбе с этим явлением практически ничтожны.

Коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения. Она, как правило, не влечёт за собой жалоб, т.к. виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки. Даже вымогательство взятки не всегда бывает обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. И для этого есть достаточно оснований, объективных и субъективных, отечественных и международных. Коррупционные действия обычно совершаются в сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где разобраться непрофессионалу трудно. Это явление имеет высочайшую приспособительную способность. Коррупция непрерывно иммигрирует, видоизменяется и совершенствуется. Поэтому нигде нет сколько-нибудь полных, или хотя бы репрезентативных данных об этом явлении, ещё меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них, причём самой низшей категории, назначается реальное уголовное наказание.

Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почётных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счёт госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции.

Критерием установления уголовной ответственности в ряде случаев предлагается не оценка общественной пользы принятого решения, что очень трудно сделать, а открытость процесса принятия решения: должностное лицо не вправе принимать решение без представления всей информации. Если это условие нарушено, оно может быть признано виновным. Классической иллюстрацией к этому могли бы служить келейные аукционы в России, проводимые Госкомимуществом. К подобным видам коррупционных деяний присоединяется непредоставление информации о всех финансовых активах, обязательствах, связях при занятии должности и ежегодной отчётности. Причём санкции за них предлагаются не меньше санкций, чем за традиционные виды коррупции, чтобы нарушение было не выгодным и за него нельзя было спрятаться при совершении традиционных коррупционных действий. Особое внимание уделяется представлению информации о финансовой поддержке партий.

В мире общепризнанно, например, что государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного периода времени должно получить разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, если они имели отношение к его прежней должности. В России только за последние несколько лет сменилось более 15 министров экономики, финансов и заместителей председателя Правительства по экономическим проблемам, большинство из которых буквально на следующий день после увольнения с государственной должности занимали руководящие посты в крупных коммерческих банках, компаниях и концернах. За какие заслуги их принимали на столь почётные и денежные должности? - Вопрос риторический. Можно ли их привлечь к ответственности за взяточничество? Нет. Но в демократических странах такое поведение рассматривается как коррупционное.

По Уголовному Кодексу РФ 1996 г. понятие “взяточничество” охватывает два преступления: получение взятки (ст.290) и дачу взятки (ст. 291). Специальной статьи, говорящей об ответственности за посредничество во взяточничестве, в Кодексе нет. Провокация взятки (ст. 304) отнесена к числу преступлений против правосудия. Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством от 16 декабря 1996 года определяет взяточничество несколько расширено по сравнению с российским законодательством. Так согласно этой Декларации взяточничество может включать, в частности, следующие элементы:

a) предложение, обещание или передачу любой частной или государственной корпорацией, в том числе транснациональной корпорацией, или отдельным лицом какого-либо государства лично или через посредников любых денежных сумм, подарков или других выгод любому государственному должностному лицу или избранному представителю другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией;

b) вымогательство, требование, согласие на получение или фактическое получение любым государственным должностным лицом или избранным представителем какого-либо государства лично или через посредников денежных сумм, подарков или других выгод от любой частной или государственной корпорации, в том числе транснациональной корпорации, или отдельного лица из другой страны в качестве неправомерного вознаграждения за выполнение или невыполнение этим должностным лицом или представителем своих служебных обязанностей в связи с той или иной международной коммерческой операцией.

И так, при анализе уголовно-правовых норм, направленных на борьбу со взяточничеством, авторы справедливо, как правило, сосредоточивают внимание на анализе норм, предусматривающих ответственность за получение взятки, а вопросы, связанные с ответственностью взяткодателей, чаще всего остаются в тени. Между тем, во взятке участвуют два лица - взяткодатель и взяткополучатель. И высокая латентность этих преступлений объясняется во многом тем, что первый не заинтересован в разоблачении второго, так как сам подлежит уголовной ответственности. Вносилось предложение отказаться от ответственности взяткодателей, если взятки даются за совершение должностным лицом в пользу взяткодателя или указанных им лиц законных действий. А наказывать только за подстрекательство в тех случаях, когда в результате взятки должностное лицо совершает противозаконное действие - злоупотребление властью или превышение власти, но эти предложения не нашли отклика. А напрасно. В таком случае была бы разорвана та цепочка, которая связывает взяткодателя с взяткополучателем и значительно была бы облегчена задача разоблачения последнего.

Понизить уровень коррупции в стране может упорядочивание деятельности органов государственного управления. Нужно упрощать правовые нормы, делать их понятными и общедоступными. Санкция в отдельной норме права должна иметь как можно меньший диапазон. Чиновник должен обеспечивать выполнение закона, у него должно быть минимум возможностей для проявления своей личной воли.

Список литературы:

1. “КРИМИНОЛОГИЯ” Учебник для вузов под редакцией академика В.Н. Кудрявцева, профессора В.Е. Эминова.

2. “КРИМИНОЛОГИЯ” Учебник для вузов под редакцией Долговой А.И. Инфра. Норма М. 97г

3. МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ КОРРУПЦИЯ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Материалы научно-практической конференции (26-27 марта 1996года) Выпуск 2 Москва, 1996

4. работа доцента Москопсюто института МВД России, кандидата юридических наук Л.В.Астафьева. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОРРУПЦИИ

Читайте также: