Зависят ли профсоюзы от правящей партии

Обновлено: 30.06.2024

В данной статье рассматривается проблема взаимодействия с властью профсоюзов как важного субъекта политического процесса в обществе, что представляется особенно актуальным в силу ряда обстоятельств.

Профессиональные союзы относится к числу важнейших субъектов современной политической жизни мира. Профессиональные союзы – действующие институты гражданского общества, с помощью которых индивиды осуществляют свою политическую активность. В отличие от политических партий, профсоюзы представляют и защищают интересы граждан в социально-трудовой сфере. В данной статье рассматривается проблема взаимодействия с властью профсоюзов как важного субъекта политического процесса в обществе, что представляется особенно актуальным в силу ряда обстоятельств.

Во-первых, профсоюзы среди других субъектов политического процесса (политические партии, общественные движения и т. д.) были и остаются наиболее массовыми организациями трудящихся. Со своим общественным функциям и задачам профсоюзы находят опору во всех слоях населения, во всех регионах, а в своих организационных структурах доходят до самых низовых ячеек общества, хозяйственной системы.

Во-вторых, программные цели, политико-идеологическая база профсоюзов обуславливается, прежде всего, повседневными нуждами и интересами людей, совокупностью требований по обеспечению и улучшению условий труда, быта и отдыха работников, т. е. общностью таких социально-бытовых условий, которые определяют повседневную жизнь максимального большинства людей.

В-третьих, профсоюзы в настоящее время являются таким общественным объединением, в котором отразились самые различные, порой противоречивые, интересы, настроения, ориентации переходного общества. В силу этой характеристики профсоюзы стали общественным инструментом, наиболее чувствительно реагирующим на частые и резкие повороты политического процесса. Изучение этих реакций может пролить свет на скрытые пружины социально-политических изменений и финансово-экономического положения, тенденции общественного и общемирового развития.

В-четвертых, в деятельности современных профсоюзов обнаруживается серьезное противоречие между аполитичностью, заключающейся в реализации по преимуществу традиционной функции защиты экономических и социально-трудовых интересов работников, с одной стороны и необходимостью активного политического участия в общественной жизни переходного общества в качестве непосредственных акторов, представляющих интересы всего общества в целом, с другой. В этом противоречии – корень многих проблем современной ситуации в мире.

С момента появления первых профессиональных союзов данный институт стал активно участвовать в политических и социально-экономических процессах. Это обусловлено тем, что профсоюзы совместно с государственными органами выполняют определенные функции (трудовая инспекция, социальное страхование, обеспечение условий труда и рекреации трудящихся). В настоящее время деятельность профсоюзов контролируется всемирным профцентром – Международной конфедерацией свободных профсоюзов (МКСП) – высшим органом, которого является конгресс, проходящий 1 раз в 4 года.

Профсоюзы являются основными защитниками интересов работающих категорий населения перед работодателями, способствуют реализации прав трудящихся, улучшению условий труда и обеспечению соответствующего уровня заработной платы. Для достижения этой цели используются механизмы переговоров и двух- трехсторонних консультаций, стачечное и забастовочное движение и т.п. Профсоюзы в различных формах сотрудничают с парламентами или оказывают на них влияние, в том числе и путем лоббирования своих интересов.

В современном мире профсоюзное движение играет значительную роль в общественно-политической жизни. Роль и значение этого важного института гражданского общества растет из года в год. Этому способствует и разразивший мировой финансово-экономический кризис. В условиях всеобщей экономии ресурсов государство и частные работодатели вынуждены урезать объемы различных льгот, социальных выплат, а самое главное – заморозить заработную плату или еще хуже – сокращать численность наемных работников. В таких непростых ситуациях граждане стараются защищать своих интересов с помощью профсоюзов.

Таким образом, первостепенная задача профсоюзов связана с защитой социально-трудовых интересов и прав лиц наемного труда. Основа деятельности профсоюзов – их членская база. В настоящее время в мире членами профсоюзов являются около 25 % трудоспособных граждан [1].

Статистические данные свидетельствуют о том, что, несмотря на существенное изменение профессионального состава трудящихся, лица, работающие по найму, как и прежде, составляют подавляющее большинство активного населения экономически развитых стран. Это означает, что потенциальная массовая база профсоюзов отнюдь не сократилась, но им надо в чем-то изменить, дополнить, обновить свои требования с учетом специфических интересов новых слоев наемных трудящихся. Эту задачу профсоюзы западноевропейских стран решают, однако не везде им удается осуществить свою концептуальную и организационную модернизацию в сжатые сроки, что сказывается, конечно, на их численности и степени влиянии в обществе.

Согласно официальным статистическим данным за 2007 г., сохраняют без потерь свою массовую базу профсоюзы скандинавских стран: в Швеции состоят в профсоюзах 78% трудящихся, в Дании – 70,4%, в Финляндии – 74,1%, то есть профсоюзы объединяют от 2/3 до 3/4 трудящихся этих стран. В Австрии, Италии, Ирландии этот показатель составляет около 35% (т.е. треть работающих). В Германии членами профсоюзов являются 22,6% трудящихся, в Испании – 16,3%, во Франции – 8,3% [2].

Для того, чтобы оценить, насколько профсоюзы некоторых западноевропейских стран учитывают в своей деятельности изменения, происходящие в мире труда и в обществе в целом, следует проанализировать, как изменилась их численность и состав за последние 20-25 лет. Интересен, например, опыт профсоюзов Италии. В 1986 г. три наиболее представительных профцентра этой страны:Всеобщая итальянская конфедерация труда (ВИКТ), Итальянская конфедерация профсоюзов трудящихся (ИКПТ)и Итальянский союз труда (ИСТ) насчитывали 8,9 млн. членов. Несмотря на различия в своих программных установках три конфедерации и поныне осуществляют принцип единства действий, что обеспечивает им доверие трудящихся.

В 2007 г. численность членовВИКТ, ИКПТ и ИСТдостигла 12,4 млн.человек, то есть возросла почти на 40 %, при этом численность трех профсоюзов пенсионеров увеличилась с 2,7 млн. человек в 1986 г. до 5,7 млн.чел. в 2007 г., иным словами, удвоилась, и теперь пенсионеры составляют около половины членов итальянских профсоюзов [3]. Примерно пятая часть – люди преклонного возраста, которые редко выходят из дома, но 80% итальянских пенсионеров – люди мобильные, как принято говорить, с активной гражданской позицией. Часть из них являются бывшими профсоюзными активистами, сторонниками левых партий, так что массовый характер митингам и демонстрациям, которые регулярно организуют итальянские профсоюзы, благодаря энтузиазму и дисциплинированности пенсионеров всегда обеспечен. В этом может убедиться всякий, кто посмотрит новостные передачи итальянского телевидения.

Следует отметить, что в течение последних 10-12 лет активизировали свою работу среди пенсионеров и профсоюзы Франции, Испании, Бельгии и других стран Западной Европы.Европейская федерация профсоюзов пенсионеров насчитывает около 12 млн. членов, эта организация тесно сотрудничает с Европейской конфедерацией профсоюзов.Доля трудящихся, которые состоят в профсоюзах, это, конечно, важный показатель их влияния в обществе, однако отнюдь не главный.

Массовое движение протеста против увеличения пенсионного возрасти на 2 года, которое организовали профсоюзы Франции, где, как говорят у нас, охват профсоюзным членством самый низкий в Европе (менее 10%), наглядно показал, что нельзя зацикливаться на статистических показателях, когда речь идет о социальных движениях, об общественных организациях, о мире труда. Главной причиной недавних демонстраций и забастовок во Франции, за которыми следили все европейцы, было абсолютно не поддающееся ни статистическому учету, ни математическому анализу мировосприятие большинства французов.

В зарубежном профдвижении, проблемы, связанные с членством трудящихся в профсоюзах, носят в последние годы крайне острый характер.

Начиная с середины 80-х годов и практически до конца ХХ века, происходил масштабный отток значительной части членов профсоюза в большинстве стран мира. Международная организация труда периодически публикует данные по этому вопросу. В США и Японии снижение числа членов профсоюзов относительно небольшое: американские профсоюзы объединяли в 1985 г. почти 17 млн. членов, а в 1995 г. – 16,3 млн., в Японии соответственно 12418 тыс. и 12410 тыс. чел. А вот в Британии их количество упало за тот же период с 9,7 до 7,3 млн., Франции с 2,6 до 1,8 млн., Германии за 1991-1995 гг. с 11,7 до 9,3 млн. [4].

Процент охвата профсоюзным членством составил:

В 90-ые годы XX века серьезные изменения произошли в странах Центральной и Восточной Европы. За период после распада прежней системы профдвижения, при которой охват трудящихся профчленством был, чуть ли не 100%, в этих странах профчленство снизилось в Венгрии на 38%, Польше на 45,7%, Словакии на 40,1%, Чехии на 50,6%, в Эстонии более чем на 70% [5].

Существенный отток трудящихся из профсоюзных рядов заставил профдвижения во многих странах проанализировать причины такого явления и задуматься о том, что привлекает людей в профсоюзы и что их не удовлетворяет в профработе. Общее заключение можно свести к нескольким пунктам, характеризующим как объективные, так и субъективные причины снижения профчленства в последние десятилетия.

В современном мире меняется социальный состав общества. Все больший процент трудящихся составляют не производственные работники, а сотрудники сферы обслуживания, сервиса, науки и культуры.

В последнее десятилетие значительного размаха в большинстве развитых стран с рыночной экономикой достигли антипрофсоюзные законодательство и практика. Классическим примером могут служить законы, принятые при консервативном правительстве М. Тэтчер в Британии. Нынешнее, лейбористское правительство обещало отменить это законодательство и принять новые акты, которые бы закрепили права профсоюзов, но в полной мере эти обещания пока не реализованы.

Однако, несмотря на указанные факторы, профдвижение в основных зарубежных странах в целом остается существенным элементом общественно-политической и экономической жизни. При этом оно стремится уравновесить негативные последствия упомянутых выше явлений и тенденций мерами внутреннего характера, призванными активизировать работу профсоюзов как среди членского состава, так и в неорганизованной части трудящихся.

В современных системах отношений в промышленности функции, выполняемые профсоюзами, являются, в основном следующими: защита и поддержка интересов членов; политическое представление; оказание услуг членам профсоюзов. Оборотная сторона представительской функции профсоюзов – их контрольная функция: т. е. законность их существования зависит частично от их способности наладить дисциплину среди членов, например, при организации или окончании забастовки. Постоянные задачи профсоюзов – увеличивать свою плотность, то есть удельный вес членов в общей численности официальной рабочей силы во всех секторах экономики.

Профсоюзы структурированы по различным линиям: по ремеслу или профессии, по отрасли промышленности, независимо от того, являются ли они служащими или рабочими, а иногда даже по предприятиям. Имеются также общие профсоюзы, которые включают рабочих различных профессий и отраслей промышленности. Даже в странах, где слияние промышленных профсоюзов и общих профсоюзов является тенденцией, ситуация с сельскохозяйственными или сельскими рабочими часто благоприятствует развитию специальных структур для этого сектора.

На вершине этого разбиения часто находится территориальное отделение с региональными и иногда местными подразделениями внутри профсоюза. В некоторых странах имелось разделение рабочего движения по идеологическим (партийная политика), национальным и даже религиозным линиям, которое затем было отражено в структуре профсоюза и его членстве. Работники государственного сектора стремятся быть представленными профсоюзами отдельно от тех профсоюзов, которые представляют работников частного сектора, хотя также имеются исключения.

В функционировании профсоюзов как полноценных субъектов социально-трудовых отношений должны быть заинтересованы не только они сами, но и потенциальные союзники – правозащитные общественные организации, политические партии. Возможность диалога профсоюзов и власти позволяет предупреждать социальные конфликты и способствует общественной стабильности. Отсутствие слаженной политики в отношениях государства и профсоюзов приводит к социальным кризисам, что особенно ярко видно на примере развития современной Греции.

Профсоюзному движению во всем мире сегодня предстоит серьезная проверка его жизнеспособности в связи с модернизацией, которая изменит не только экономику и рынок труда, но и социально-трудовые отношения. Наряду с другими факторами, они будут влиять на ход модернизации, так как во многом определят положение дел на рынке труда, развитие и реализацию трудового потенциала наемных работников, социальную стабильность в обществе, выполнение трудового законодательства.

Профсоюзам крайне необходимо разработать стратегию и тактику с учетом изменений, которые несет с собой модернизация. Осуществление модернизации неизбежно связано с определенными издержками и задача профсоюзов состоит в том, чтобы не допустить чтобы наемные работники стали той социальной группой, на плечи которой ляжет основной груз перемен. Для этого профсоюзы должны использовать все имеющиеся у них средства. И прежде всего – институт социального партнерства, механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на макро-, мезо- и микроуровне.

В ходе коллективных переговоров представителям профсоюзов придется убедить работодателей в нецелесообразности использования низкой оплаты труда в качестве конкурентного преимущества, а также в необходимости инвестирования прибылей в управление, производство, повышение уровня жизни наемных работников. Эти институциональные действия профсоюзов должны подкрепляться готовностью к проведению коллективных действий в поддержку требований профсоюзов за столом переговоров.

Профсоюзы наиболее заинтересованы в развитии социального партнерства. В его рамках они стремятся побудить правительство проводить экономическую и финансовую политику, позволяющую разумно сбалансировать действие рыночных сил в интересах всех участников экономической деятельности, отстаивать интересы трудящихся.

Надо отметить, что представители органов государственной власти, декларируя необходимость развития социального партнерства, на деле далеко не всегда способствуют его реализации. Нередко предложения и замечания, высказанные во время переговоров с представителями трудящихся и бизнеса, не учитываются. В сложившейся системе социального партнерства профсоюзная сторона не обладает достаточной силой для оказания давления на решения партнеров, принимаемые в ходе переговоров.

Это довольно гибкие формы сотрудничества, поэтому бывает трудно отследить, кто, с кем и когда вступает в подобные альянсы. Если говорить об общественных организациях, то союзниками профсоюзов становятся чаще всего ориентированные на демократические ценности правозащитные и региональные центры. Они, как правило, не занимаются политикой и тредюнионистская позиция профсоюзов, не предусматривающая политическую борьбу, не противоречит базовым принципам их деятельности.

Проведенный сравнительный политологический анализ роли профсоюзов в политической жизни мира позволяет сделать такие выводы:

Во-первых, профсоюзы являются одним из активных субъектов политических отношений в современном мире, поскольку в последние годы они в различных формах принимали активное участие в политическом процессе. Это выражалось и в участии представителей профсоюзов в законотворческом процессе, в создании нового политико-правового пространства, и в постоянных рабочих контактах с правительством, и в проведении по инициативе профсоюзов ряда массовых акций трудящихся, направленных на изменения как в социально-экономической, так и в политической области.

Во-вторых, профсоюзы являются специфическим субъектом в системе политических отношений общества. Эта специфика заключается в том, что профсоюзы всегда были носителями противоречивого взаимодействия двух функций – борьба за социально-экономические и социально-бытовые интересы, с одной стороны, и борьба за политические интересы трудящихся, с другой стороны.

В-третьих, профсоюзы являются специфическим субъектом специфической системы политических отношений современного общества. В последние несколько лет в мире происходят радикальные перемены во всех областях общественной жизни. Это в первую очередь связана с мировым экономическим кризисом. Этот глобальный кризисный процесс развивается сложно и противоречиво, приводит к разрушительным последствиям в различных сферах общества, к понижению уровня жизни населения.

В этих условиях профсоюзы естественным образом оказываются втянутыми в политическую борьбу, в острые политические схватки между различными политическими силами, между различными идеологическими платформами и моделями. Деятельность профсоюзов, во-первых, начинает носить многофункциональный характер, они зачастую выступают одновременно и как традиционные профсоюзы, и как общественно-политическое движение; во-вторых, неизмеримо вырастает политическая роль профсоюзов. Профсоюзы начинают вырабатывать собственную идейно-теоретическую и идеологическую платформу, определенный идеал, модель общественного устройства, на реализацию которого и направляются усилия. От отдельных политических требований в ходе массовых акций протеста профсоюзы переходят к прямому участию в политической борьбе в качестве отдельного избирательного блока в период выборов.

Таким образом, главный вывод, который необходимо сделать из политического анализа развития профсоюзного движения в мире в последние годы состоит в следующем: происходит обострение и усугубление противоречия в функциональной базе деятельности профсоюзов. Лидеры профсоюзов прекрасно отдают отчет в том, что например, экономическое требование о погашении задолженности по зарплате в ходе массовых акций протеста не может не перерастать в требования об отставке правительства, изменение курса социально-экономической политики, т. е. в политические требования.

Список использованной литературы:

1. Антропов В. Модели социальной защиты в странах ЕС // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 11. – С. 70-77.

2. Рупец В. Мифы и реалии профсоюзного движения (Диалог с Сергеем Храмовым). М., 1996. – С. 8.

3. Ориентиры партнерства. Информационно-методический бюллетень. 2008. № 2 (18).

4. Вишневская Н. Рынок труда в канун XXI века: основные тенденции // Труд за рубежом. 2001. № 2. – С. 17-18.

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.

Каждый человек, достигший 16-летнего возраста и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему усмотрению создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. В российских профсоюзах могут состоять не только граждане Российской Федерации, проживающие как на территории России, так и вне ее территории, но также иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Профсоюзы могут создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные и территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов (ст. 2 Закона о профсоюзах).

Первичная профсоюзная организация объединяет членов профсоюзов, как правило, одного предприятия, организации независимо от форм собственности и подчиненности, действует на основании положения, принятого в соответствии с уставом, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза.

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателя, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности (ст. 5 Закона о профсоюзах).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, организуют свою деятельность. Эти акты регулируют отношения внутри самого профсоюза с его членами и профсоюзными органами. Они не являются источниками права, так как это акт общественности.

Правосубъектность профсоюза как юридического лица возникает с момента их государственной (уведомительной) регистрации в Министерстве юстиции РФ или его территориальном органе в субъекте РФ по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа. Но профсоюзы вправе и не регистрироваться, тогда они не приобретают прав юридического лица (ст. 8 Закона о профсоюзах). Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации может осуществляться только по решению их членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, положением о первичной профсоюзной организации, а их ликвидация как юридического лица в соответствии с федеральным законом.

В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции РФ, Конституциям (уставам) субъектов Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

Таким образом, профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных, непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. Закон о профсоюзах в ст. 11 "Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников" и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др. Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Государство и церковь.

Главные признаки церкви:

а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы;

б) иерархический характер, централизация управления;

в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих).

Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления - городская община, дворец и храм.

Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства:

а) наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;

б) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество государства и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви. В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх. Почти в тридцати мусульманских странах государственной религией официально признан ислам.

Статус государственной церкви характеризуется следующими моментами:

1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п.

2. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь.

3. Церковь наделяется рядом юридических полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений).

4. Имеет право участвовать в политической жизни, в частности, через свое представительство в государственных органах.

5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии.

Для режима отделения церкви от государства (Россия, Франция, Герма­ния, Португалия и др.) характерно следующее:

1. Государство регулирует деятельность религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутреннюю, внутрицерковную деятельность.

2. Государство не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки.

3. Церковь не выполняет государственных функций и вообще не вмешивается в дела государства: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан.

4. Отношения между государством и церковью строятся на основе юридически закрепленного принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права государства контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учет по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом.

Нормальное состояние взаимоотношений государства и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.

В Советском государстве религиозные организации вообще исключались из политической системы социализма. В современной России религиозные объединения (именно объединения, а не отдельные верующие) не могут вмешиваться в дела государства и участвовать в выборах органов государственной власти и управления. Провозглашен также светский характер системы государственного образования.

Теократическая модель общественно-политического устройства предполагает:

1. Признание верховного божества, передающего полномочия государственного управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры правителя.

2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акты и т. п.

3. Примат государства над обществом, авторитарность политического ре­жима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д.

5. В теократически организованном обществе существует не просто государственная религия, а религиозное государство, то есть государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти.

6. Жесткую иерархию и централизацию государственного аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы государства, бесконтрольность администрации.

7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов.

8. Деспотические и абсолютистские формы правления.

9. Религиозное начало, которое исключает идеалы свободы и прав человека.

10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами государства.

11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д.

12. Запрет на создание политических партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, которые утверждают ценности ислама (Алжир, Египет).

Таким образом, теократические тенденции в организации общества и государства следует в основном оценивать негативно. Положительные результаты сотрудничество государства и церкви дает лишь на основе принципа свободы совести, светской организации государственной власти.

Читайте также: