Зависимость исполнительной власти от законодательной милюков какая партия

Обновлено: 30.04.2024

А2. Какое из названных понятий относится к периоду Первой мировой войны?

А3. Прочтите отрывок из постановления СНК (1917 г.) о создании чрезвычайного органа революционной власти и определите, кто из большевистских деятелей его возглавил.

1) Ф.Э. Дзержинский

А4. Первая Конституция РСФСР была принята в

1) 1916 г. 2) 1917 г. 3) 1918 г. 4) 1924 г.

А5. Прочтите отрывок из телеграммы, адресованной Николаю II, и укажите год, к которому относятся описанные события.

«Правительство совершенно бессильно подавить беспорядок. На войска гарнизона надежды нет. Запасные батальоны гвардейских полков охвачены бунтом. Повелите немедленно призвать новую

власть… Прикажите вновь созвать законодательные палаты… Государь, не медлите. Если революционное движение перебросится в армию, победят немцы, и гибель России, а с ней и династии будет неминуема. От имени всей России прошу Ваше Величество об исполнении изложенного. Завтра может быть уже поздно.

1) 1905 г. 2) 1907 г. 3) 1914 г. 4) 1917 г.

А6. Общей чертой либерального и социалистического направлений в общественном движении России в начале XX века было требование

1) национализации промышленности

2) введения политических прав и свобод

3) установления однопартийной диктатуры

4) сохранение частной собственности на землю

А7. Прочтите отрывок из исторического текста о событиях августа 1917 г. и укажите, кто выступил с этим заявлением.

А8. Как называлось Советское правительство, созданное большевиками в 1917 г.?

1) Съезд Советов

2) Всероссийская Чрезвычайная комиссия

3) Учредительное собрание

4) Совет Народных Комиссаров

А9. В каком году начала работу I Государственная дума?

1) 1905 г. 2) 1906 г. 3) 1914 г. 4) 1917 г.

А11. Одним из результатов июльского кризиса Временного правительства было

1) формирование однопартийного правительства

2) закрытие социалистических газет

3) запрещение деятельности большевистской партии

4) определение сроков выборов в Учредительное собрание

А12. Прочтите фрагмент из заявления партии кадетов и укажите событие, в связи с которым оно было сделано.

1) русско-японская война

2) первая российская революция

3) Первая мировая война

4) Февральская революция

А13. Укажите даты, обозначающие период деятельности I–IV Государственных дум в России.

А14. Прочитайте фрагмент описания военным историком одной из битв Первой мировой войны. Укажите название битвы, о которой идет речь.

Неману и уничтожить, Людендорф направил три корпуса и две кавдивизии через озёрные дефиле-Летцен против русского левого фланга, а четыре корпуса – севернее озёр.

1) Брусиловский прорыв

2) Битва на Марне

3) Восточно-Прусская операция

4) Сарыкамышская операция

А15. Для экономического развития России в начале XX века было характерно

1) монополизация промышленности

2) начало промышленного переворота

3) начало железнодорожного строительства

4) отсутствие иностранных инвестиций в экономику

А16. Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?

1) созыв Учредительного собрания

2) третьеиюньский переворот

3) смерть П.А. Столыпина

4) заключение Портсмутского мира с Японией

А17. Комбеды летом 1918 г. создавались для того, чтобы

1) провести в жизнь решение о ликвидации помещичьего землевладения

2) обеспечить переход от продразверстки к продналогу

3) преодолеть раскол между середняками и бедняками

4) установить режим продовольственной диктатуры в деревне

А18. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию государственного деятеля, о котором идет речь.

1) А.Х. Бенкендорф

3) М.М. Сперанский

А19. Что из названного относится к последствиям Брестского мира для России?

1) значительные территориальные потери

2) длительная мирная передышка

3) преодоление угрозы Гражданской войны

4) восстановление торговых отношений с Великобританией и Францией

А20. Прочтите отрывок из воспоминаний русского дипломата Георгия Михайловского и определите, к какому году они относятся.

«Мне особенно врезался в память один разговор… с моим старым знакомым… гвардейским полковником Мезенцовым… Он говорил, что нельзя требовать от страны величайшего напряжения в этой войне и в то же время продолжать "политику реакционных дрязг", что авторитет Государственной думы очень силен в армии, но что нельзя

1) 1904 г. 2) 1911 г. 3) 1915 г. 4) 1918г.

А21. Что было одной из причин кризисов Временного правительства весной – летом 1917 г.?

1) отказ союзников по Антанте признать новое правительство России

2) стремление Временного правительства продолжать войну

3) отказ включить в состав правительства представителей кадетской партии

4) массовые выступления монархистов

ЧАСТЬ В

В1. Установите соответствие между историческими деятелями начала XX в. и их позициями в вопросе о политическом устройстве России. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ НАЧАЛА XX В. ПОЗИЦИИ
А) А.И. Гучков 1) немедленная ликвидация всякой государственной власти
Б) П.Н. Милюков 2) установление в России парламентской монархии английского типа
В) В.И. Ленин 3) сохранение за царем всей полноты исполнительной власти при разделении законодательных полномочий с Государственной Думой
Г) К.П. Победоносцев 4) свержение самодержавия, установление диктатуры пролетариата
5) сохранение самодержавия в неприкосновенности

В2. Расположите события Первой российской революции 1905–1907 гг. в хронологической последовательности.

А) открытие заседаний I Государственной Думы

Б) вооруженное восстание в Москве

В) третьеиюньский переворот

В3. Установите соответствие между именами деятелей культуры XIX – начала ХХ вв. и сферами их творчества.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ИМЕНА ДЕЯТЕЛЕЙ СФЕРА ТВОРЧЕСТВА
А) Ф.И. Шаляпин 1) художник
Б) О.И. Бове 2) композитор
В) К.С. Малевич 3) оперный певец
Г) П.И. Чайковский 4) архитектор
5) литературный критик

В5. Установите соответствие между законодательными актами начала XX в. и годами их принятия.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ ГОДЫ
А) указ о свободном выходе крестьян из общины 1) 1905 г.
Б) манифест о законосовещательной Государственной думе 2) 1906 г.
В) манифест о начале войны с Германией 3) 1907 г.
Г) манифест о роспуске II Государственной думы 4) 1911 г.
5) 1914 г.

В6. Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите краткое название политической партии, о которой идет речь.

«После издания царского Манифеста в основном завершилось партийное размежевание в либерально-оппозиционном лагере. Посчитав, что в России созданы необходимые предпосылки для движения по пути к конституционной монархии, правое крыло земско-городских съездов приступило к созданию собственной

В7. Какие три из перечисленных органов управления действовали в Российской империи в начале XX века?

1) Государственный Совет

3) Верховный тайный совет

4) Консилия министров

5) Учредительное собрание

6) Государственная дума

В8. Какие три из перечисленных положений относятся к первым декретам, принятым советским правительством в октябре 1917 – феврале 1918 гг.?

1) об отделении церкви от государства

2) о коллективизации сельского хозяйства

3) о всеобщей воинской повинности

4) о национализации банков

5) об отмене частной собственности на землю

6) о введении продовольственного налога

В9. Прочтите отрывок текста и напишите фамилию священника, о котором идет речь.

В10. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите название собрания, о котором в нем говорится.

В11. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Партии начала ХХ в. Лидеры Положения программы
----------------- (А) ---------------------- (Б) Социализация земли
----------------- (В) П.Н. Милюков Зависимость исполнительной власти от законодательной
октябристы ---------------------- (Г) ---------------------- (Д)
------------------ (Е) В.И. Ленин Национализация всех помещичьих земель

4) В.М. Пуришкевич

8) сохранение всей полноты исполнительной власти в руках монарха

9) право наций на самоопределение, вплоть до отделения

В12. Ниже приведен перечень названий партий и общественных течений XIX - начала ХХ в. Все они, за исключением одной (одного) относились к социалистическому направлению общественной мысли.

Октябристы, народники, эсеры, меньшевики, анархисты, большевики.

Найдите и запишите название партии (общественного движения), представители которой (которого) не относились к социалистическому направлению общественной мысли.

ЧАСТЬ С

К заданиям С1-С3

«На мой взгляд, дело обстоит так: смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах [интересах]. . Но как устроить таким образом: чтобы и революционера взгреть, и рабочих удовлетворить (дабы тем самым вывести на свежую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую почву для успеха)? Делать упорно, делать и систематически сие необходимо, иначе нас накроют.

С1. Укажите фамилию автора записки. Определите время, когда реализовывался курс, предложенный автором записки. Укажите название этого курса.

С3. Чьи интересы автор документа предлагает правительству защищать? Какие меры для этого он предлагает? Укажите не менее двух таких мер.

С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале 1917 г. в Петрограде начались революционные беспорядки. Император стоял во главе армии и рассчитывал, что сможет удержать ситуацию под контролем. Но 2 марта он подписал

акт об отречении.

Приведите не менее трех причин, которые могли служить основанием для отказа Николая II от борьбы. Укажите одно основное последствие для русской армии событий февраля – марта 1917 г.

С5. Ниже приведены две точки зрения на причины прихода большевиков к власти в 1917 г.:

2. Большевики пришли к власти, потому что их программа оказалась наиболее понятна и близка населению, благодаря своей лучшей организованности.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую точку зрения.

С6. Ниже назван исторический деятель.

П.А.Столыпин

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Может быть указано, что

1) автор — С.В. Зубатов;

2) начало XX в. (1901 -1903 гг.);

Могут быть указаны следующие методы:

1) улучшение быта рабочих;

2) улучшение образования рабочих;

3) повышение заработной платы;

6) нейтрализация революционных организаций.

Может быть указано, что

1) автор предлагает защищать интересы рабочего класса;

б) правительственное улучшение положения рабочих, на почве их мелких нужд и требований.

С4. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В феврале 1917 г. в Петрограде начались революционные беспорядки. Император стоял во главе армии и рассчитывал, что сможет удержать ситуацию под контролем. Но 2 марта он подписал

акт об отречении.

Приведите не менее трех причин, которые могли служить основанием для отказа Николая II от борьбы. Укажите одно основное последствие для русской армии событий февраля – марта 1917 г.

Названы причины отречения от престола:

– гарнизон Петрограда перешел на сторону восставших;

– Николай II не пользовался популярностью в армии и не мог полностью рассчитывать на ее поддержку;

– Николая II не захотел снимать с фронта части для подавления революционных выступлений;

– опасения Николая за судьбу семьи, находившейся в Петрограде.

Могут быть названы последствия для армии:

– развал армии, снижение ее боеспособности;

– политизация в армии под влиянием революционных идей.

Содержание критерия Баллы

Названы 3 причины и 1 последствие. 4

Названы 2 причины и 1 последствие (или 3 причины последствие не

Названы 1 причина и 1 последствие (или названы 2 причины,

последствие не названо). 2

Назван 1 любой элемент ответа. 1

Все элементы названы неверно. 0

С5. Ниже приведены две точки зрения на причины прихода большевиков к власти в 1917 г.:

2. Большевики пришли к власти, потому что их программа оказалась наиболее понятна и близка населению, благодаря своей лучшей организованности.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую точку зрения.

Первая точка зрения:

- в октябре 1917 г. большевиков поддержали солдаты и матросы, не желавшие идти на фронт;

- продолжавшаяся война вела к ухудшению положения населения, готового поддержать любую партию, выступившую против войны;

- именно продолжение войны не позволило приступить Временному правительству к решению аграрного и рабочего вопросов, что подорвало его авторитет.

Вторая точка зрения:

- в партии большевиков была железная дисциплина, что обеспечивало лучшую организованность в условиях революции;

- все лозунги большевиков были понятны и близки малообразованному населению, так как обещали простое решение сложных проблем (аграрного вопроса и т.д.);

- значительная часть населения страны поддерживала социалистические лозунги;

- большевики были единственной крупной партией, обещавшей немедленный переход к преобразованиям.

политик, лидер кадетской партии, министр иностранных дел Временного правительства, публицист и историк прозападного направления.

Из древнего дворянского рода. Сын профессора-архитектора Николая Павловича Милюкова. Получил домашнее образование, окончил 1-ю Московскую гимназию (1877 г.). Летом 1877 г. находился в Закавказье в качестве казначея войскового хозяйства, а затем – уполномоченного Московского санитарного отряда. В сентябре 1877г. поступил на историко-филологический факультет Московского университета, среди его преподавателей были П.Г. Виноградов, В.О. Ключевский и Н.С. Тихонравов.

Научная деятельность

Постепенно у Милюкова сформировался собственный взгляд на историю. Он отрицал закономерности исторического процесса, противопоставлял историческое развитие России и Запада и, основываясь на теории об извечной культурной отсталости Руси, делал вывод о прогрессивной роли иностранных заимствований и т.д. Милюков хотел доказать, что народные массы в России всегда отличались инертностью. Помимо этого, Милюков утверждал, что решающую роль в истории страны играла государственная власть, которая имела надклассовый характер.

Политическая деятельность

Депутат Государственной думы

Милюков не был избран в 1-ю Государственную думу; сказалось противодействие со стороны властей, хотя формальным предлогом для отстранения от участия в выборах стало несоответствие требованиям квартирного ценза. После роспуска думы, он был один из составителей Выборгского воззвания, призывавшего население к гражданскому неповиновению. Из-за участия Милюкова в составлении Выборгского воззвания, ему было запрещено участвовать в выборах во 2-ю Государственную думу.

Осенью 1907 г. Милюков избран депутатом в 3-ю Государственную думу. Как председатель фракции кадетов именно Милюков взял на себя все выступления в Думе по вопросам, что касались конституционно-политического характера. Однако, главной специальностью, на которую обращал свое внимание Милюков, стали вопросы внешней политики.

27 февраля 1917 г. Милюков на частном совещании Думы выступил с предложением выждать немного времени, пока будет ясен характер движения, а те временем создать временный комитет членов Думы для восстановления порядка в стране. Данное предложение было принято, и Милюков был избран членом Временного комитета Государственной думы. На заседаниях Прогрессивного блока и Временного комитета Милюков активно участвовал при обсуждении всех вопросов революции, в том числе состава правительства.

Министр иностранных дел

Эмиграция

После отставки он продолжил политическую деятельность в качестве лидера кадетской партии, поддерживал Корниловское движение (после поражения выступления был вынужден уехать из Петрограда в Крым). Милюков резко негативно отнесся к приходу к власти большевиков, был последовательным сторонником вооруженной борьбы с ними. 14 ноября Милюков избран в Учредительное собрание но в его деятельности не участвовал, так как уехал на Дон.

Перебравшись с Дона в Киев, Милюков вступил в контакт с командованием германских войск (май 1918 г.), так как рассматривал Германию в качестве потенциального союзника в борьбе с властью большевиков. ЦК партии кадетов осудил подобную политику, и Милюков сложил с себя обязанности председателя ЦК. В конце октября он признал свою политику по отношению к немецкой армии ошибочной. С конца 1918 г. Милюков находиться за границей (в Румынии, Париже, Лондоне).

В 1922 г. во время выступления в Берлине на Милюкова было совершено покушение монархистами, но пуля попала в В.Д. Набокова, который собой закрыл его собой.

В канун Второй мировой войны Милюков был решительным противником Германии и незадолго до своей смерти он искренне радовался победе советских войск под Сталинградом. В 1954 г., после того, как истек срок аренды могилы, прах был перенесен в Париж, на кладбище Батиньоль, где он был похоронен рядом с А.С. Милюковой.

Семья

1-м браком, Милюков был женат на дочери ректора Московской духовной академии Анне Сергеевне Смирновой (1861 – 1935); 2-м браком – на Нине Васильевной Григорьевной (1881 – 1960). Дети: Николай (1889–1957), Сергей (1894–1915), Наталья (1898–1921).

События русской революции 1905 года застали Милюкова в Америке, где он читал курс лекций в Чикагском университете. Перед отъездом в Россию он спешно завершил работу над книгой “Россия и ее кризисы”, вышедшей в 1905 году в Америке и во Франции, — в ней западной общественности был представлен русский либерализм, воплощением которого вскоре станет партия конституционных демократов.[34]

В своих статьях Милюков призывал создавать кадры убежденных конституционалистов и готовиться к созданию политической либеральной партии. В этом плане большое значение он придавал парижской конференции революционных и оппозиционных партий, состоявшейся в 1904 г., где председательствовал и в известной мере направлял ход ее работы. В резолюции совещания, составленной при участии Милюкова, формулировались общие цели борьбы с самодержавием, главной из которых была замена его демократическим строем, а также признавалась самостоятельность всех принимавших участие в совещании партий и разнообразие способов действия в достижении политической свободы.

Зимой 1904 г. Милюков приехал в Чикаго и сразу же начал читать курс лекций по истории славянства.

Таким образом, впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века.

Муравьев придерживался очень умеренных позиций, сведя в один документ многие нереализованные конституционные проекты эпохи Александра I.

Единственным условием, дававшим возможность реализации революционных проектов декабристов, было антиправительственное восстание. Однако восстание декабристов потерпело поражение.

Александром I Царству Польскому была дарована Конституция, которая гарантировала свободу печати, неприкосновенность личности, создание двухпалатного сейма. Эта Конституция должна была стать пробным шагом для подготовки введения Конституции в России. После бунта в 1830 году, Конституция в Польше была отменена.

Проект Лорис-Меликова М.Т. ограничивал привлечение земских и думских представителей к рассмотрению законопроектов. Он предложил программу преобразований, включавшую проекты податной реформы, перестройку местного управления, расширение прав старообрядцев, пересмотр паспортной системы и др.

Во второй половине XVIII - XIX столетий представителями государства и общества был выдвинут целый ряд конституционных проектов, предполагавших внедрение парламентских начал в государственное устройство Российской империи.

Большая их часть даже и не предполагала формирования законодательных учреждений народного представительства.

Тем не менее, они не были реализованы, так как российская монархия видела в народном представительстве с любыми полномочиями претензии на ее абсолютный характер.

Список использованной литературы

1. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, Сашко, 2000.

2. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – В 2 т. Т.1. – М.: Юристъ, 2006.

3. Алексеев П.В. Философы России 19-20 столетий. Биографии, идеи, труды. – М., 1999.

4. Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996.

5. Думова Н. Г. П. Н. Милюков. // Политическая история России в партиях и лицах. - М., 1993.

6. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995.

7. История политических и правовых учений. /Под ред. В.С.Нерсесянца. – М.,1998.

8. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. М., 1991.

9. Конституция // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. - М., 1974.

10. Лебедев Н.М. Пестель - идеолог и руководитель декабристов. - М., 1972.

11. Леонтович В.В. История либерализма в России 1762 – 1914.- М., 1995.

12. Милюков П. Н. Воспоминания.- М., 1991.

13. Муравьев А.М. Мой журнал // Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А.- М., 1981.

14. Нечкина М.В. Декабристы. -М., 1976.

15. Оболенский Е.П. Воспоминания о Кондратии Федоровиче Рылееве // Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А.- М., 1981.

16. Русская Правда //Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. - М., 1974.

17. Смоленский, М.Б., Мархгейм, М.В. Конституционное право Росси1ской Федерации: Учебник. – М.: ИКЦ МарТ, 2003.

В Москве в 1499 году к судье были доставлены три преступника: первый был уличен в умышленном поджоге, второй – в краже одежды у соседа, а третий в краже сбруи из торговых рядов. Кроме того, было установлено, что третий преступник ранее уже наказывался за кражу холста из лавки.

Какие наказания преступникам должен был вынести суд

Согласно Судебника 1497 года суд вынес решение:

Первому преступленнику применить наказание по ст.7

ст.7. А побиются на поли в пожеге, или в душегубстве, или в разбои, или в татбе, ино на убитом исцево доправити; да околничему на убитом полтина да доспех, а диаку четверть, а неделщику полтина, да неделщику ж вясчего 4 алтыны. А сам убитой в казни и в продажи боярину и диаку.

Второму преступленнику применить наказание по ст.10

ст.10. О ТАТЕХ. А котораго татя поймают с какою татбою ни буди впервые, опроче церковные татбы и головные, а в ыной татбе в прежней довода на него не будет, ино его казнити торговою казнию, бити кнутием да исцево на нем доправя, да судне его продати. А не будет у того татя статка, чем исцево заплатить, ино его бив кнутиемь, да исцу его выдать вь его гибели головою на про-дажю, а судье не имати ничего на нем.

Третьему преступленнику приманить наказание по ст.11

ст.11. А поймают татя вьдругые с татбою, ино его казнити смертною казнию, а исцево заплатите изь его статка, а досталь его статка судье. А не будет у того татя статка с ысцеву гыбель, ино его исцу в гибели не выдати, казнити его смертною казнью.

[1] Авакьян, С.А. Конституционное право России: Учебный курс. – В 2 т. Т.1. – М.: Юристъ, 2006. - С. 121

[2] Смоленский, М.Б., Мархгейм, М.В. Конституционное право Росси1ской Федерации: Учебник. – М.: ИКЦ МарТ, 2003. - С. 51

[3] Алексеев П.В. Философы России 19-20 столетий. Биографии, идеи, труды. – М., 1999. – С.339

[4] История политических и правовых учений. /Под ред. В.С.Нерсесянца. – М.,1998. – С.437

[5]Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995. - С.209

[6] История политических и правовых учений. Там же. – С.438

[7] Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. - М., 1991. – С.128

[8] Смоленский,М.Б., Мархгейм, М.В. Конституционное право Росси1ской Федерации: Учебник. – М.: ИКЦ МарТ, 2003. - С. 58

[9]Леонтович В.В. История либерализма в России 1762 – 1914. М., 1995.- С.107

[10] Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995. - С.214

[11]Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996. – С.311

[12]Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995. - С.202

[13] История политических и правовых учений. /Под ред. В.С.Нерсесянца. – М., 1998. – С.433

[14]Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995. - С.204

[15] История политических и правовых учений. /Под ред. В.С.Нерсесянца. – М., 1998. – С.435

[16] Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М.,1996. – С. 317

[17] История политических и правовых учений. /Под ред. В.С.Нерсесянца. –М., 1998. – С.438

[18] Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России. Там же. – С.128

[20] Русская Правда //Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. С.163.

[21] Нечкина М.В. Декабристы. -М., 1976. -С.74.

[22] Оболенский Е.П. Воспоминания о Кондратии Федоровиче Рылееве // Мемуары декабристов. Северное общество / под ред. Федорова В.А. -М., 1981. -С. 82.

[23] Русская Правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. -М., 1974.- С.162.

[24] Русская Правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. -Там же. С. 179.

[25] Русская Правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. М., 1974. - С. 179

[26] Русская Правда // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. -М., 1974. С. 161

[27] Нечкина М.В. Декабристы. - М.: Наука, 1976. - С. 88.

[29] Конституция // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. - М., 1974. - С.185.

[30] Конституция // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. Первая половина XIX века / под ред. Федорова В.А. - М., 1974. - С.184.

[32] Конституция // Сборник документов по истории СССР для семинарских практических занятий. - Там же. - С.184.

[34] Думова Н. Г. П. Н. Милюков. // Политическая история России в партиях и лицах. -М., 1993. - С. 269—270.

[35] Милюков П. Н. Воспоминания. -М., 1991.-С. 176

[36] Милюков П.Н. Воспоминания (1853 – 1917): В 2-х томах. – М., 1990. - С. 95

[37] Милюков П.Н. Воспоминания (1853 – 1917). - Там же. – С. 235

Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 74507
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Литературно-исторические заметки юного техника

Павел Николаевич Милюков

Семья и ранние годы

Павел был старшим из двух родившихся в браке детей. С ранних лет у него возник устойчивый интерес к поэзии и музыке. Он рано начал писать стихи: вначале это были подражания Никитину, Пушкину, позднее - свои оригинальные произведения. Любовь к музыке П. Н. Милюков пронес через всю жизнь: у него был абсолютный музыкальный слух, он прекрасно играл на скрипке.

Образование будущий историк получил в 1-й Московской гимназии, расположенной на Сивцевом Вражке. По окончании гимназии, летом 1877 года, вместе с П.Д. Долгоруковым П.Н. Милюков добровольцем участвовал в Русско-турецкой войне 1877 - 1878 годов в качестве казначея войскового хозяйства, а затем уполномоченного московского санитарного отряда в Закавказье.

В 1879 году, после смерти отца, семья Милюковых оказалась на грани разорения. Чтобы обеспечить достойное существование матери (младший брат Алексей к тому времени с семьёй не жил), студент вынужден был давать частные уроки.

Кроме того, период учёбы П. Н. Милюкова в университете отмечен особенно сильным всплеском студенческого движения. 1 апреля 1881 года Милюков был арестован за присутствие на студенческой сходке. Итогом стало исключение из университета, правда, с правом поступления через год.

Перерыв в учёбе был использован П. Н. Милюковым для изучения греко-римской культуры в Италии. После окончания университета П. Н. Милюков был оставлен на кафедре В. О. Ключевского. Параллельно он преподавал в 4-ой женской гимназии (с 1883 по 1894 годы), давал уроки в частной женской школе и в Земледельческом училище. Успешно сдав магистерские экзамены и прочитав две пробные лекции, П. Н. Милюков стал в 1886 году приват-доцентом Московского университета, что значительно изменило его социальное положение и круг знакомств. Он стал членом многих московских исторических обществ: Московского археологического общества, Общества естествознания, географии и археологии. В университете историк читал спецкурсы по историографии, исторической географии и истории колонизации России.

Магистерская диссертация П.Н.Милюкова

Оппонентами на защите выступали В.О. Ключевский и В.Е.Якушкин, который заменил отказавшегося по болезни И.И. Янжула.

(Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого. С.123.)

Милюков первым в истории отечественной историографии высказал мысль о том, что реформы Петра I были процессом спонтанным и совершенно неподготовленным. Они дали куда меньший результат, чем могли бы, потому что шли вразрез с мнением и пожеланиями общества. Более того, по Милюкову, Пётр I не только не осознавал себя реформатором, но фактически таковым не являлся. Личную роль царя Милюков считал наименее важным фактором проведения преобразований:

Вывод об ограниченности влияния Петра I на выработку и сам ход реформы явился одним из основополагающих тезисов диссертации Милюкова. Несмотря на уже имевшиеся в научной литературе критические замечания о роли царя-реформатора (в частности, в работах Н.К. Михайловского и А. С. Лаппо-Данилевского), именно у Милюкова этот вывод был сформулирован в наиболее категоричной форме и с его именем вошёл в последующую литературу.

Высокие научные достоинства работы, масштабность и полнота изученного материала, аргументированные и строго доказанные выводы, новизна исследования вызвали массу положительных реакций на диссертацию среди научной общественности и профессуры Московского университета. Было даже внесено предложение о присвоении П.Н. Милюкову сразу докторской степени. Скорее всего, учёный именно на это и рассчитывал, представив в качестве диссертационного исследования крайне спорную, но оригинальную работу. Однако категорически против выступил его учитель В.О. Ключевский, который и склонил на свою сторону Учёный совет.

Большинство исследователей объясняют позицию Ключевского личной обидой на амбициозного Милюкова. Тот отверг ранее предложенную ему учителем тему магистерской диссертации и, взяв в качестве объекта исследования реформы Петра I, демонстративно устранился от его научного руководства. Ключевский так и не смог смириться с быстрым успехом самовольного ученика, что навсегда испортило их отношения.

Работа о Петре I принесла Милюкову громкую славу и авторитет. Практически все научные и общественно-политические журналы поместили на своих страницах отклики на его книгу. За своё исследование П.Н. Милюков был удостоен премии имени С.М. Соловьёва.

В конце 1880-х годов произошли перемены в личной жизни П.Н. Милюкова: он женился на Анне Сергеевной Смирновой, дочери ректора Троице-Сергиевой академии С.К. Смирнова, с которой познакомился в доме В.О. Ключевского. Подобно своему мужу, всю жизнь увлекавшемуся игрой на скрипке, Анна Сергеевна любила музыку: по отзывам окружающих, она была талантливой пианисткой. Покинув вопреки воле родителей семью, Анна проживала в частном пансионе (основным источником её существования были уроки фортепиано) и посещала женские курсы всеобщей истории профессора В. И. Герье, на которых преподавал В.О. Ключевский. Анна стала верной спутницей Милюкова, была активисткой движения за эмансипацию женщин, принимала деятельное участие в жизни кадетской партии. Вместе они оставались ровно полстолетия — вплоть до её кончины в 1935 году в Париже. В семье Милюковых родилось трое детей: в 1889 году - сын Николай, в 1895 году - сын Сергей, младшим ребёнком была единственная дочь Наталья.

Шаткое общественное и финансовое положение заставляет П.Н. Милюкова искать новые области, где он смог бы полнее реализовать свой потенциал. Хотя в этот период Милюков продолжает активно заниматься историческими исследованиями, принимает участие в деятельности научных обществ, публикуется в журналах, к этим его занятиям всё больше и больше примешивается общественная, а затем и политическая деятельность.

На примерах эпохи Екатерины II Милюков пытался донести до слушателей необходимость развития диалога между обществом и властью, воспитания гражданственности и создания общественных институтов в России.

В ноябре 1898 года, по окончанию двухлетнего срока надзора, Милюкову было разрешено проживать в Санкт-Петербурге.

П.Н. Милюков - политик

С лета 1905 года бывший историк становится одним из создателей и неоспоримым лидером партии конституционных демократов. Он же является издателем и редактором органов кадетской печати, бессменным руководителем кадетской фракции во всех 4-х Думах.

Заветная мечта Милюкова о парламентской деятельности осуществилась осенью 1907 года — он был избран в III Думу. Лидер партии кадетов, возглавив её парламентскую фракцию, стал ещё более влиятельной и заметной фигурой. Шутили, что Милюков — идеальный парламентарий, он создан как по заказу специально для Британского парламента и Британской энциклопедии. В III Думе кадетская фракция оказалась в меньшинстве, но её лидер П.Н. Милюков стал наиболее активным оратором и главным экспертом по внешнеполитическим вопросам. Этими вопросами он занимался и в IV Думе, а также выступал по различным проблемам от имени фракции.

В конце 1915 года П.Н. Милюков пережил глубокую личную трагедию: во время отступления от Бреста был убит его второй сын Сергей, ушедший на войну добровольцем.

После Февральской революции П.Н. Милюков принимал участие в формировании Временного правительства, в состав которого вошёл как министр иностранных дел. После отречения Николая II пытался добиться сохранения в России монархии до созыва Учредительного собрания.

На министерском посту начался закат политической карьеры П.Н. Милюкова: война была непопулярна в народе, а он 18 апреля 1917 года отправил союзникам ноту, в которой изложил свою внешнеполитическую доктрину: война до победного конца. В этом проявился главный недостаток П.Н. Милюкова-политика, стоивший ему карьеры: будучи убеждён в правоте своих взглядов и твёрдо уверен в необходимости осуществления программных установок своей партии, он невозмутимо шёл к поставленным целям, не обращая внимания на внешние влияния, на реальную обстановку в стране, на умонастроения населения. Проявление недовольства и демонстрации в столице после ноты П.Н. Милюкова вызвали отставку министра 2 мая 1917 года.

Летом - осенью 1917 года П.Н. Милюков участвовал в политической жизни России как председатель ЦК Конституционно-демократической партии, член постоянного бюро Государственного совещания и Предпарламента. В августе 1917 года он поддержал предложения генерала Л.Г. Корнилова, тогда же активно выступал с призывами к русской общественности о необходимости борьбы с большевизмом.

Эмигрант

В эти же годы он получил из Советской России трагическое известие о смерти от дизентерии дочери Натальи.

В 1920 году П.Н. Милюков переехал в Париж, где возглавил Союз русских писателей и журналистов в Париже и совет профессоров во Франко-русском институте.

В условиях Второй мировой войны П.Н. Милюков безоговорочно был на стороне СССР, рассматривая Германию как агрессора. Он искренне радовался Сталинградской победе, оценивая её как перелом в пользу СССР.

П.Н. Милюков умер в Экс-ле-Бен 31 марта 1943 года в возрасте 84 лет, был похоронен на временном участке местного кладбища. Вскоре после окончания войны единственный из оставшихся в живых детей П.Н. Милюкова, старший сын Николай, перевёз гроб отца в Париж, в семейный склеп на кладбище Батильон, где ранее была похоронена А.С. Милюкова.

Оценки личности П.Н.Милюкова

Надо сказать, что отношение современников к Милюкову на протяжении всей его жизни оставалось сложным и противоречивым, а оценки его личности - зачастую полярно противоположными. В мемуарной литературе практически невозможно найти беспристрастные, не окрашенные личным отношением суждения об этом неординарном человеке. У него всегда было множество врагов и в то же время немало друзей. Иногда друзья становились врагами, но бывало - правда, редко - и наоборот.

Милюков никогда не придавал значения бытовому комфорту, одевался чисто, но предельно просто: притчей во языцех был его поношенный костюм и целлулоидовый воротничок.

О работоспособности Милюкова ходили легенды. За день Павел Николаевич успевал сделать огромное количество дел, всю жизнь ежедневно писал серьезные аналитические статьи, работал над книгами (составленный в 1930 году библиографический перечень его научных трудов составил 38 машинописных страниц). Вместе с тем он уделял много времени редакторской, думской и партийной деятельности. А по вечерам поспевал ещё на разного рода развлечения: был завсегдатаем балов, благотворительных вечеров, театральных премьер, вернисажей. До преклонного возраста оставался большим дамским угодником и пользовался успехом, как вспоминал один из близких к нему людей - Д. И. Мейснер.

Историческое наследие П.Н.Милюкова

Несмотря на широкую известность и популярность, Милюков как историк до революции фактически не изучался. Важные критические оценки его взглядов были даны лишь Н. П. Павловым-Сильванским и Б. И. Сыромятниковым. Остальному научному сообществу претило увлечение его недавнего члена политикой, а потому П.Н.Милюкова всерьёз как историка уже не воспринимали.

В советское время научная концепция П.Н.Милюкова также рассматривалась сквозь призму его политических взглядов. Эта традиция оставалась почти неизменной в советской литературе с 1920-х по середину 1980-х годов. Согласно точке зрения А. Л. Шапиро и А. М. Сахарова, Милюков стоял на принципах позитивизма и принадлежал к школе неогосударственников. Они называют его самым тенденциозным историком начала ХХ века, умело подчинившим исторический материал аргументации политических позиций российской буржуазии.

Лишь в начале 1980-х годов авторы стали освобождаться от идеологических стандартов в отношении историка. Впервые появляется интерес к историографическому творчеству П. Н. Милюкова. В этот период И. Д. Ковальченко и А. Е. Шикло высказали точку зрения на методологические взгляды П. Н. Милюкова и определили их как типично неокантианские. Было признано, что, научившись кое-чему у исторического материализма, П. Н. Милюков остался на идеалистических позициях и попытался использовать свою теоретическую вооружённость для опровержения марксистской исторической концепции.

Наиболее подробное изучение исторической концепции П.Н.Милюкова началось в 1990-ые годы, когда одним из главных объектов изучения отечественных историков стало наследие Русского Зарубежья.

Сегодня мы имеем все основания утверждать, что историческая концепция Милюкова развивалась на основе, во взаимодействии и в противоречии с различными теоретико-методологическими и научно-историческими теориями как отечественной, так и зарубежной науки. Источники воздействия на исторические построения Милюкова были разнообразны, а в его теоретико-методологических взглядах преломилась сложная историографическая ситуация конца XIX-начала XX века, когда столкнулись три основные методологические системы - позитивизм, неокантианство и марксизм.

Сама историческая концепция П.Н.Милюкова изначально строилась на позитивистском многофакторном подходе к анализу исторического материала.

Демографический фактор

Географический и экономический факторы

По П. Н. Милюкову, население обычно начинает с того, что расхищает природные богатства. Когда их не хватает, население начинает мигрировать и размещаться по другим территориям. Этот процесс, по мнению историка, совершался в течение всей истории России и в XIX веке далеко не закончился. Основными направлениями колонизации исследователь называет север и юго-восток. Непрерывное перемещение русского народа мешало росту плотности населения, что и определило примитивный характер нашего экономического хозяйства:

Начало промышленного развития России Милюков связывал исключительно с деятельностью Петра I и фактором государственной необходимости. Второй этап развития промышленности - с именем Екатерины II; новый тип вполне капиталистической фабрики – с реформой 1861 года, причём традиционное покровительство государства промышленности, по мнению историка, достигло к концу XIX века своего апогея.

В России, в отличие от Запада, мануфактура и фабрика не успела развиться органически из домашнего производства. Они были созданы правительством искусственно. Новые формы производства были перенесены с Запада в готовом виде. В тоже время Милюков замечает, что со второй половины XIX века наблюдается стремительный разрыв России с её экономическим прошлым.

Роль государства

Преобладающую роль государства в русской истории П.Н.Милюков объясняет чисто внешними причинами, а именно: элементарностью экономического развития, вследствие демографических и климатических факторов; наличием внешних угроз и географическими условиями, способствовавшими непрерывной экспансии. Поэтому главной отличительной чертой русского государства является его военно-национальный характер.

Согласно П.Н.Милюкову, развитие России происходит в соответствии с теми же универсальными закономерностями, что и на Западе, но с огромным опозданием. Историк считал, что и в конце XIX-начале XX веков Россия уже проходит стадию гипертрофии государства и развивается в том же направлении, что и Европа.

В данном вопросе П. Н. Милюков продолжает традицию своего учителя В. О. Ключевского, который считает, что XVII век знаменует собой начало новой русской истории, однако, процесс европеизации затрагивает только верхние слои русского общества, в основном дворянства, что и предопределило его дальнейший разрыв с народом.

Характерная черта русской культуры, по П. Н. Милюкову, - духовный разрыв интеллигенции и народа, который обнаружился, прежде всего, в области веры. В результате слабости и пассивности русской церкви, отношение интеллигентного человека к церкви было уже изначально безразличным, в то время как для народа была характерна религиозность (хотя и формальная), безмерно усилившаяся во времена раскола. Окончательный рубеж между интеллигенцией и народом пролёг в результате возникновения у нас новой культурной традиции: интеллигенция оказалась носителем критических элементов, в то время как народная масса националистических.

Само возникновение интеллигенции в России Милюков относит к 50-60-м годам XVIII века, но количество и влияние её в это время настолько незначительно, что непрерывную историю российского интеллектуального общественного мнения историк начинает с 70-х - 80-х годов XVIII века. Именно в эпоху Екатерины II в России появилась среда, могущая служить объектом культурного воздействия.

Историк выделяет четыре периода развития литературы и искусства. Первый период - до XVI века - характеризуется механическим воспроизведением византийских образцов. Второй период - XVI-XVII века - период бессознательного народного творчества с активным использованием местных национальных особенностей. Под давлением ревнителей настоящей греческой старины всякое национальное творчество подвергается преследованию. Поэтому, во время третьего периода искусство стало служить высшему классу и заниматься копированием произведений западных образцов. Все народное в это время становится достоянием низших слоев общества. С наступлением четвёртого периода искусство сделалось истинной потребностью русского общества, в нём обнаружились попытки самостоятельности, целью которых стало служение обществу, а средством - реализм.

В самой тесной зависимости от истории русской церкви стоит и история русской школы. В результате неспособности церкви устроить школу, знания стали проникать в общество вне её. Поэтому, приступив к созданию школы, государство не встретило конкурентов, что и предопределило в дальнейшем очень сильную зависимость русской школы от настроений русской власти и общества.

Таким образом, П. Н. Милюков рассматривает историю русской духовной культуры как единство социальных, властных фактов и внутренних ментальных процессов. К сожалению, в советской традиции такой синтетический подход к истории культуры был утрачен и подменён классовым анализом.

Тема революции в историко-публицистических работах Милюкова

Для Милюкова, как для участника событий, был характерен политико-правовой подход к первой русской революции. Поэтому эти работы нельзя назвать даже историко-публицистическими. Участник событий высказал своё мнение – и всё.

Конъюнктурность выводов и слабость источниковедческой базы вышеперечисленных исследований отчасти объясняются тем, что политик П.Н.Милюков в 1917-1920 годах не имел реальной возможности создать, собственно, историческую работу.

Анализируя причины революции, автор вновь обращает внимание на сложную систему взаимодействия географических, экономических, политических, социальных, интеллектуальных, культурных, психологических факторов, разбавляя всё это примерами, почёрпнутыми из материалов периодики.

Отчасти по этой причине, а отчасти по причине не слишком высокого профессионализма и сугубо позитивистского подхода к методологии исследования, последние работы Милюкова успеха не имели. Не даром говорят, что в одну реку нельзя вступить дважды. Историк, который сам стремится вершить историю, как правило, умирает для науки навсегда.

Елена Широкова

При подготовке статьи использована литература:

    Александров С.А. Лидер российских кадетов П.Н. Милюков в эмиграции. М., 1996.

В беспечные гимназические годы Милюков с друзьями увлекался рыб­ной ловлей, сбором коллекций бабочек, охотой, далекими лесными про­гулками. Все это происходило на даче в Пушкино, построенной в рус­ском стиле по проекту отца. В это время зародился устойчивый интерес Милюкова к поэзии и музыке. Он рано начал писать стихи; вначале это были подражания Никитину, Пушкину, затем свои, оригинальные произ­ведения.

Русско-турецкая война 1877—1878 гг. застала Милюкова в последнем классе гимназии. Патриотические настроения в защиту славян были силь­ны в России, особенно в среде молодежи. Милюков отправился на театр войны в Закавказье, где служил казначеем в войсковом хозяйстве, упол­номоченным московского санитарного отряда.

После окончания в 1882 году университета Милюков был оставлен на кафедре Ключевского для подготовки к профессорскому званию. Напря­женная умственная работа поглощала много времени. Оставление в уни­верситете налагало обязанность готовиться к магистерским экзаменам, от­крывало возможности вести преподавание и улучшить свое материальное положение.

Во время неоднократных и продолжительных поездок в Петербург для написания магистерской диссертации Милюков сблизился и с петербург­ской школой историков. Среди них — Е. Ф. Шмурло, В. А. Мякотин, К. Н. Бестужев-Рюмин, С. М. Середонин, А. С. Лаппо-Данилевский, Н. П. Павлов-Сильванский, В. И. Семевский, С. Ф. Платонов. Общение с ними давало много для профессиональной работы.

1897—1899 гг. Милюков провел в Болгарии и Македонии. В Высшем Софийском училище, куда его пригласили возглавить кафедру всеобщей истории, он читал два курса: один по всеобщей истории — период падения Римской империи и переход к средним векам и второй, посвященный древностям и археологии. Милюков читал лекции и вел се­минары по-русски, осваивая одновременно и болгарский язык. Контакты с прогрессивными болгарскими деятелями, игнорирование приема у русского посла в день рождения Николая II привели к отставке Милюкова. Ему выплатили годовое содержание. Оставался еще год до окончания ссылки из России. Этот год Милюков провел в Болгарии. Его болгарские друзья пробудили интерес к своей стране, ее освободительной борьбе и глубокие симпатии к болгарскому народу. Итогом явились статьи Милюкова о бол­гарской конституции и сербо-болгарских отношениях.

В своих статьях Милюков призывал создавать кадры убежденных конституционалистов и готовиться к созданию политической либеральной партии. В этом плане большое значение он придавал парижской конфе­ренции революционных и оппозиционных партий, состоявшейся в 1904 г., где председательствовал и в известной мере направлял ход ее работы. В резолюции совещания, составленной при участии Милюкова, формулиро­вались общие цели борьбы с самодержавием, главной из которых была замена его демократическим строем, а также признавалась самостоятель­ность всех принимавших участие в совещании партий и разнообразие способов действия в достижении политической свободы.

Зимой 1904 г. Милюков приехал в Чикаго и сразу же начал читать курс лекций по истории славянства.

Во время съезда конституционных демократов правительством был из­дан Манифест 17 октября, в котором были обещаны конституция и выбо­ры в Думу. С помощью Манифеста царизм стремился привлечь па свою сторону либералов. Оценка Манифеста со стороны разных политических сил была различной. Разъясняя сущность Манифеста, большевики, напри­мер, призывали все силы сосредоточить на подготовке вооруженного вос­стания. Октябристы признали обещания Манифеста и открыто стали на путь его поддержки. Правые кадеты также считали, что после Манифеста 17 октября Россия стала конституционной страной и созрели условия для образования конституционного правительства.

Деятельность Милюкова в Государственных думах России составила целую эпоху в его жизни и в жизни самой России.

Поэтому тактика стала стержнем политического поведения кадетов и их лидера. Только она могла обеспечить выполнение кадетской програм­мы в конкретной и реальной политической борьбе. И не случайно вы­ступления Милюкова на крупных политических форумах, съездах, конфе­ренциях, в Думах всегда начинались с доклада о тактике. Это происхо­дило не от особого пристрастия к тактике и не от абсолютизации ее как средства политической борьбы, а от сущности его позитивной программы, основанной на реальном учете сил.

Однако, разумеется, не все действия кадетской партии и ее лидера можно объяснить достоинствами или недостатками избранной тактической линии. В реальной практике в поведении всех политических партий име­лись ошибки, просчеты и заблуждения, связанные не только с проводимой ими тактикой, а, главным образом, с самой реальной действительностью и реальным соотношением сил. Под углом зрения этих исходных позиций и подходил Милюков к своей парламентской деятельности. Его политическое credo состояло в том, чтобы сохранить парламентаризм, существование и развитие которого он обуславливал исторической реальностью, разумеется, понимаемой им с точки зрения идеолога своей политической платформы.

На этом пути предстояли сложные политические комбинации, отступления, трюки, демагогия, что всегда сопровождают политическую деятель­ность. Однако при всех, казалось бы, видимых и действительно имеющих место противоречиях Милюкова он сохранял последовательность и вер­ность своей основной идее — идее сохранения русского парламентаризма. Он был и политиком, и борцом, обнаруживая удивительные силу воли и упорство в достижении поставленной цели. Этим в значительной степени объяснялось существование русского парламентаризма до революционных событий 1917 года.

На работу первой Государственной думы Милюков воздейство­вал через своих друзей, единомышленников по партии М. М. Винавера и И. И. Петрункевича. Ход работы самой Думы он мог непосредственно на­блюдать, присутствуя на ее заседаниях в качестве представителя прессы.

В условиях усиления рабочего и крестьянского движения Милюков призывал к примирению большевиков с ликвидаторами при лидерстве последних и победе реформистских тенденций в социал-демократическом течении.

По возвращении в Россию при открытии Думы 1 ноября Милюков произнес свою знаменитую речь, в которой решительной критике подверг правительство Штюрмера, его политику, императрицу, распространявшиеся в обществе слухи об измене России в войне и т. д.

1 марта 1917 г Временный комитет вынес решение об образовании Временного правительства во главе с князем Львовым. Милюкову была отведена роль министра иностранных дел. Ближайший сподвижник Ми­люкова А И Шингарев стал министром земледелия, А. А. Мануйлов — министром просвещения Эти трое составляли кадетскую часть Кабинета. Руководящая роль кадетов особенно проявилась во время переговоров Временного правительства и Совета рабочих депутатов, происходивших в ночь с 1 на 2 марта.

Свою политическую деятельность Милюков продолжал в качестве председателя ЦК кадетской партии, а также участвовал в политических организациях, в двух представительных собраниях, организованных вторым и третьим коалиционными правительствами.

В Белграде, Софии, Константинополе, Берлине, Лондоне, словом, вез­де, где находились русские эмигранты, возникла оппозиция Милюкову.

В действительности же Милюков оставался все тем же реальным политиком и прагматиком. В 20—30-е годы среди эмигрантов предпринимались неоднократные попытки объединения различных эмигрантских течений, не увенчавшиеся, однако, успехом. Милюков принимал в них самое активное участие.

В часы досуга он совершал прогулки по набережной Сены, искал у букинистов интересные книги, иногда его видели за шахматной доской. Сохранилась фотография: Милюков играет в шахматы со Струве, а рядом с ними в качестве арбитра — шахматный король А. А. Алехин.

Милюков не завершил своих воспоминаний. Он умер 31 марта 1943 годе в возрасте 84 лет.

Однако не все, что терпит поражение, проходит бесследно и не дает результатов. Приобретенный опыт всегда служит источником новых идей, новых теорий и предостерегает от новых потерь. В этом историческое оп­равдание неудач и поражений. Главное — уметь прислушаться к прошло­му и уметь использовать все ценное, что накоплено временем.

1. История отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России XIX-XX вв. – М., 1991

2. Луначарский А.В. и др. Силуэты: политические портреты. – М., 1991

3. Милюков П.Н. Воспоминания (1853 – 1917): В 2-х томах. – М., 1990

4. Россия на рубеже веков: исторические портреты. – М., 1991

Читайте также: