Закономерен ли финал повести пиковая дама

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Цели урока: познакомить учащихся с творческой историей создания повести; определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры; формировать нравственные ориентиры на истинные ценности.

Задачи урока:

совершенствование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;

совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;

развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;

развивать умение работать с разными источниками информации.

развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;

развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;

развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;

развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

закрепление умения определять элементы сюжета произведения, роль изобразительно-выразительных средств языка;

закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;

закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог

Ход урока

В жизни нет ничего такого,
за что бы можно было отдать нечистому
хотя бы малую часть своей души

А. П. Чехов

Мотивация учебной деятельности. Слово учителя

Сейчас в нашем мире нет четкой границы между Добром и Злом, погоня за удачей и стремление к быстрому обогащению становятся ведущими темами большинства сериалов и телешоу, которые ориентируют на призрачное счастье, материальное благополучие, повесть А.С.Пушкина становится актуальной. Расчет, использование любых средств для достижения цели, погоня за богатством, надежда на случай, выигрыш, а не на собственный труд - все это реалии сегодняшнего дня. Эта повесть заставляет думать, размышлять, искать истину и возвращаться к нравственным истокам - к вечным понятиям чести, совести, благородства. Мы будем сегодня вести разговор про соблазны, страсть, и то, что они делают с человеком. Мы все живем в мире соблазнов - того, что искушает человека и ломает его на неправедные поступки.

Назовите некоторые из них.

Искушение не делать уроки,

желание скрыть правду от родителей,

списать контрольную работу,

взять что-то без разрешения или украсть…

- Нужно ли бороться с соблазнами? Почему? ( Нужно, потому что человек перестает быть человеком, теряет свой человеческий облик)

Правильно, там карты. Зачем они вообще нужны человеку?

Работа по теме урока.

1) Разговор о повести.

Повесть “Пиковая дама” написана осенью 1833 года в Болдино. Тема безумства очень интересовала поэта в этот период. Повесть пользовалась большим успехом у читателей, об этом говорил и сам Пушкин в своем дневнике.

-Как вы считаете, могла ли эта история произойти в реальной жизни?

Курьёзный случай, ставший известным Пушкину, дал толчок к сюжетному замыслу “Пиковой Дамы”. Молодой князь Голицын рассказал ему, как однажды сильно проигрался в карты. Пришлось пойти на поклон к бабушке Наталье Петровне Голицыной , особе надменной и властной (Пушкин был с ней знаком), и просить у неё денег. Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трёх выигрывающих карт. Внук поставил на эти карты и отыгрался.

В этом хвастливом рассказе Пушкин уловил сюжет, вернее, зерно сюжета будущей повести.

2) Работа по сюжету повести.

Работа в группах. А сейчас мы проверим, как вы запомнили сюжет повести. Вам нужно расставить в правильном хронологическом порядке события повести.

1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.

2.Игра Германна с Чекалинским.

3.Рассказ Томского.

4.Видение Германна.

5.Сон Германна.

6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.

7.Проигрыш Германна.

8.Смерть графини.

9.Германн у гроба графини.

ОТВЕТ: 3, 5, 1, 8, 6, 9, 4, 2, 7

Вижу, что сюжет вы запомнили, значит, нам легче будет решить проблему нашего урока

3). Анализ повести. Беседа по прочитанному

Образ Германна

Ф.М. Достоевский, писатель середины 19 в., говорил: “Мы пигмеи перед Пушкиным, нет уж между нами такого гения! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его “Пиковую даму”. Вот фантазия! Тонким анализом проследил он все движения Германна, все его мучения, все его надежды и, наконец, страшное, внезапное поражение”.

- Давайте и мы попробуем проанализировать образ Германна и постараемся понять, почему так закончилась его судьба. В чем его трагедия? (записать проблему )

- Что за человек Германн? Какой он по характеру? Почему в начале повести он не играет в карты? Что говорит о нем автор? Томский? Сам Германн? (он расчетлив, честолюбив, скрытен, для него главное – нажить состояние)

Читаем: “Игра занимает меня сильно, — сказал Германн, — н о я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее ”.

Томский о нём: “Германн немец: он расчётлив, вот и всё!”

Автор о герое: “. не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив. он имел сильные страсти и огненное воображение , но твёрдость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости. ”

Выпишем ключевые слова, характеризующие натуру героя: расчётлив, скрытен, честолюбив, сильные страсти, огненное воображение, твёрдость .

- Как реагирует Герман на историю Томского о трех картах? Что значит Туз?

Обратим внимание учащихся, что Германн, говоря о себе, уже тогда называет эти карты, они скрыты в глаголах УТРОИТ, УСЕМЕРИТ, ДОСТАВИТ ПОКОЙ И НЕЗАВИСИМОСТЬ (записать в тетрадь)

- В снах часто раскрывается подсознательное в человеке. Зачитайте сон Германна. Какой вывод мы делаем о герое? В чем он видит смысл жизни? ( C частье в богатстве, корыстный человек, меркантильный).

- На что готов наш герой ради обогащения?

( Стать любовником старухи, взять на себя чужой грех, убить ).

- С кем сравнивает Германна Томский на балу? Прокомментируйте эти слова.

- Давайте порассуждаем, о каких трех злодействах говорится во фразе, характеризующей Германа? Только ли игра становится для Германа средством достижения цели жизни?

Образ Лизы в повести

- Почему он выбирает Лизу? Что мы можем сказать о жизни Лизы?

- Кем становится для Лизы Германн? (Он для неё таинственный влюблённый, надежда на освобождение от зависимости, надежда на счастье. Для Германна Лиза лишь орудие тщательно задуманного плана - проникнуть в спальню графини. Не влюблённость - расчёт, не искренность - аккуратно выстроенная лживая игра.)

- Как вы думаете, на основе чего мы можем сказать, что Герман и Лизавета Ивановна схожи? Обратите внимание, как развиваются их отношения, какие черты характеров проявляются. (В Лизавете Ивановне есть и расчет (она видит в образе Германна избавителя, который выведет ее из-под гнета графини), и эгоизм (она не жалеет старуху, думает только о том, что Герман разбил ее надежды), и определенная холодность. Отчасти это обусловлено ее положением. Но эти качества не так масштабны, как у Германна, поэтому-то она и становится жертвой)

Итак, Герман совершает злодейство: убивает Лизавету Ивановну морально, обманывает ее. (1-ое злодейство).

- Кто еще становится жертвой Германна?

( Отрывок из спектакля, где Германн встречается с графиней).

- Ребята, какие чувства вызывает у вас этот отрывок? Как эта сцена характеризует Германна?

- Какие два злодейства сразу совершает Герман? (Герман губит другого человека и готов погубить себя, свою душу, он убивает в себе все человеческие чувства. В эпизоде сразу . два злодеяния: смерть графини и духовная смерть самого Германна).

- Почему смерть графини является одновременно смертью и для Германна? (губит другого, при этом сам теряет все человеческое)

2) Финал повести

- Какой эпизод в повести можно назвать кульминацией? (игра в доме Чекалинского)

- Почему эту сцену можно назвать поединком? С кем или с чем был этот поединок? С Чекалинским, старой графиней, с судьбой, с самим собой? За что наказан Германн?

3. Подведение итогов.

Честь и честолюбие.

- В том же 1833 г., когда Пушкин написал повесть “Пиковая дама”, он создаёт поэму “Медный всадник”, в которой Евгений, герой произведения, “пришед домой”, долго размышлял.

О чём же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь.

- Какое слово присутствует и в повести “Пиковая дама”? (независимость) А вот слово честь отсутствует в “Пиковой даме”, зато есть слово “честолюбие”. (“он был скрытен и честолюбив”)

Честь (по словарю В.И. Даля) - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. (на слайде)

Честолюбие или амбиция (по словарю В.И. Даля) – чувство чести, самолюбие; самолюбие, спесь, чванство, требование внешних знаков уважения, почёта.

- Почему Пушкин поменял первоначальное название “Холостой выстрел” на нынешнее?

(Образ пиковой дамы – это не только название карты в колоде, но и возмездие за отказ от нравственных категорий, от чести, за измену самому себе).

- О каких нравственных понятиях размышляет Пушкин в повести “Пиковая дама”?

- Эта проблема вечна, ведь человека всегда ждёт искушение, каждому придётся рано или поздно сделать свой выбор. Вернемся к эпиграфу сегодняшнего урока…

Молодой инженер Германн слышит рассказ приятеля, чьей бабушке-графине якобы известен секрет трех карт, гарантирующих победу при игре в штосс. Германн решает выведать тайну и разбогатеть. Для этого он влюбляет в себя бедную воспитанницу графини Лизу и проникает в дом старухи. Там он угрожает графине незаряженным пистолетом, и женщина от страха умирает.

В ночь после похорон покойная графиня является Германну и открывает секрет: ставить деньги нужно на тройку, семерку и туза. Призрак велит ему жениться на соблазненной Лизе, но Германн этого не делает.

Германн идет играть в карты с миллионером Чекалинским, и в первый же вечер ставит на тройку 47 тысяч рублей (очень большие деньги, по-видимому, все свое состояние). Тройка побеждает, он удваивает выигрыш.

На второй вечер Германн ставит на семерку и удваивает деньги еще раз.

Полный текст и аудиокнига

Также повесть можно послушать в формате аудиокниги на YouTube.

Подробное изложение по главам

Глава 1

Компания обеспеченных молодых людей отдыхает после ночной игры в карты. Не играл лишь военный инженер Германн: он бережет деньги, но всегда с интересом следит за чужой игрой.

Один из игроков Томский рассказывает, будто его бабушка-графиня знает секрет: на какие карты нужно ставить, чтобы выиграть три раза подряд. Эту тайну ей поведал 60 лет назад в Париже граф Сен-Жермен, слывший волшебником. Тогда бабушка крупно проигралась, а муж отказался оплачивать ее долг. Сен-Жермен открыл ей секрет трех карт, и графиня смогла отыграться.

С тех пор она хранит свой секрет, открыв его лишь однажды молодому человеку, проигравшему 300 тысяч, и тот действительно сумел отыграться.


Иллюстрация Д.А. Шмаринова

Глава 2

Старой графине уже 87 лет, но она по-прежнему таскается по балам, одетая по старинной моде; принимает у себя гостей, хотя уже никого не узнает в лицо; челядь обкрадывает ее здесь и там. Старуха постоянно ворчит.


Иллюстрация А.Ф. Алексеева

Однажды Лиза замечает из окна, что на улице возле дома стоит молодой офицер военный инженер и смотрит на нее. Она отводит взгляд. Но офицер приходит снова и снова каждый день, они все дольше смотрят друг на друга.

Этот офицер Германн. Он скрытен и честолюбив, не играет в карты, но в душе игрок бережет унаследованное состояние и страшно мечтает разбогатеть. Услышав от Томского о секрете бабушки-графини, Германн решает узнать тайну трех карт. Он готов был бы даже стать любовником старухи, но это слишком ненадежный способ а вдруг она умрет раньше, чем успеет все рассказать?


Иллюстрация Александра Бенуа

Глава 3

Девушка в ответе просит больше не писать ей, но Германн настойчиво забрасывает ее письмами. Она смягчается, начинает отвечать все нежнее. Он требует свидания, и Лиза соглашается. Она предупреждает Германна, что графиня будет до глубокой ночи на балу, и в это время мужчина сможет войти в дом и найти Лизу в ее комнате.

В назначенный час инженер проникает в дом но идет не к Лизе, а прячется в кабинете рядом со спальней графини и поджидает старуху. Когда та возвращается с бала, Германн выходит из укрытия. Он просит графиню не пугаться и умоляет открыть секрет, назначить ему три победные карты. Но старуха не реагирует на его мольбы, и тогда разозленный мужчина достает пистолет:

— Старая ведьма! — сказал он, стиснув зубы: — так я ж заставлю тебя отвечать…

Графиня падает навзничь она умирает, не выдержав волнения.


Иллюстрация А.Ф. Алексеева

Глава 4

Глава 5

Три дня спустя Германн идет в храм, где отпевают графиню. Он суеверен и хочет попросить у покойницы прощения. Возле гроба он оступается и падает на пол. Одновременно Лиза теряет сознание, ее выносят из храма.

Германн напивается в трактире, чтобы забыться, и дома ложится спать не раздевшись. Ночью ему видится, будто в дом вошла женщина в белом. Он узнает покойную старуху-графиню. Признак открывает ему секрет:

— Я пришла к тебе против своей воли, — сказала она твердым голосом: — но мне велено исполнить твою просьбу. Тройка, семерка и туз выиграют тебе сряду, — но с тем, чтобы ты в сутки более одной карты не ставил, и чтоб во всю жизнь уже после не играл. Прощаю тебе мою смерть, с тем, чтоб ты женился на моей воспитаннице Лизавете Ивановне…


Иллюстрация А.Ф. Алексеева

Глава 6

Вскоре представляется случай проверить силу трех карт. Из Москвы в Петербург приезжает картежник-миллионер Чекалинский. Германн идет к нему в дом и вызывается сыграть с хозяином. Поразив присутствующих, он ставит сразу 47 тысяч рублей. Германн ставит на тройку и выигрывает, удвоив сумму.


Иллюстрация А.Ф. Алексеева

На следующий вечер Германн снова приходит к Чекалинскому. Все гости бросают дела, чтобы посмотреть на небывалую игру. Германн ставит все свои деньги и вчерашний выигрыш на семерку и вновь побеждает, опять удвоив состояние.


Иллюстрация А.Ф. Алексеева

Наступает третий вечер. Германн ставит все на одну карту, он может выиграть целых 396 тысяч. Но удача от него отворачивается. Случайно поставив на даму вместо туза, Германн проигрывает.

Чекалинский стал метать, руки его тряслись. Направо легла дама, налево туз.
— Туз выиграл! — сказал Германн, и открыл свою карту.
— Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский.
Германн вздрогнул: в самом деле, вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам, не понимая, как мог он обдернуться.
В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его…
— Старуха! — закричал он в ужасе.

Заключение

Денег она не дала. Зато благосклонно передала магический будто бы секрет трех выигрывающих карт, сообщенный ей знаменитым в свое время графом Сен-Жерменом. В аристократических кругах Франции он слыл чародеем, которому были открыты тайны черной магии.

— Попробуй, — сказала бабушка.

Внучек поставил и отыгрался.


Бенуа-Шарль Митуар. Портрет Натальи Петровны Голицыной

Во что играли Германн с Чекалинским?

Герои произведения играют в штосс (он же фараон или банк) азартную карточную игру, где успех зависит исключительно от удачи, а не от мастерства участников.

Играют двое. Банкомёт сдает карты. Понтёр делает ставку, выбирая одну из карт. В первый вечер Германн понтирует на тройку. Банкомёт Чекалинский мечет карты: одну направо, другую налево. Если выбранная понтёром тройка ляжет налево от банкомёта, выиграл Германн. Если направо выиграл Чекалинский.

Цена вопроса: 396 тысяч - сколько это на современные деньги?

Понятно, что у Пушкина этот молодой беспринципный человек не вызывает особого сочувствия, как и старая графиня. Единственная, кому Пушкин сочувствует, это бедная воспитанница Лиза.

В 1890 году Петр Ильич Чайковский написал оперу по мотивам повести Пушкина. Премьера состоялась в декабре того же года в Мариинском театре в Петербурге.

Сюжет оперы заметно отличается от пушкинского. Даже главного героя зовут не Германн, а Герман.

Герман из оперы Чайковского влюблен в Лизу внучку и наследницу богатой графини, а вовсе не бедную приживалку. Он хочет разгадать секрет трех карт и разбогатеть, чтобы жениться на возлюбленной. Однако игра губит Германа, он сходит с ума и совершает самоубийство. Влюбившаяся в него Лиза (ради Германа девушка отказалась от свадьбы с князем Елецким) также гибнет, бросившись в воду.


Жанр и направление

О чем произведение?

В повести говорится о том, как однажды за карточной игрой у конногвардейца Нарумова внук старой княгини Томский рассказывает анекдот о трёх картах, известных лишь его бабушке, которые непременно выигрывают. Рассказ производит большое впечатления на молодого офицера Германна, который во что бы то ни стало, решает узнать эту карточную комбинацию. Тот начинает часто появляться у дома графини, обдумывая свои дальнейшие действия, а однажды, замечает у окна её воспитанницу — Елизавету Ивановну. Германн начинает оказывать ей знаки внимания, а через какое то время назначает ей ночное свидание в её комнате.

  • Во-первых, княгиня действительно могла обладать магическими способностями и отомстить молодому человеку за непослушание.
  • Во-вторых, персонаж мог сойти с ума еще на этапе возникновения навязчивой идеи выведать тайну, то есть дальнейшие события – последствия его душевного или умственного расстройства.

Интрига повести, положенная в основу сюжета, взята Пушкиным из устного рассказа князя С.Г. Голицына, приятеля поэта, о своей бабушке Наталье Петровне Голицыной и секрете трёх выигрывающих карт, которым она якобы владела. Рассказ Голицына послужил поводом для мистической истории о молодом офицере, одержимом желанием выиграть в карты состояние, преступающем моральные и нравственные нормы ради достижения своей цели, и трёх таинственных картах, знание которых должно обеспечить выигрыш. Для того чтобы выведать секрет трёх карт, Германн — герой повести — воспользовался доверием Лизы, воспитанницы старой графини, хозяйки тайны, и стал невольной причиной внезапной смерти графини. Призрак графини, явившись ночью Германну, называет ему эти три карты, и, казалось бы, теперь, владея секретом, Германн сможет выиграть целое состояние.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 9 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Главные герои и их характеристика

Проблемы

Несколько интересных сочинений

Главная мысль

Значение числа 17

Число 17 есть число эры Водолея. Цивилизация планеты перешла из эры Рыбы, в эру Водолея. Оно представляет живую и мертвую воду, соединенную воедино. Мертвая вода врачует наше физическое тело, живая – возрождает к жизни новое тонкое, более жизнеспособное. В числе 17 соединяются тайна личности и карма рода, которая довлеет над человеком. Только сосредоточившись на преодолении сопротивления новому чистому, что входит в нашу жизнь, человек способен победить свой рок. Тогда он пишет свою историю жизни, которая сильно отличается от судьбы рода. Число 17 открывает тайну наличия тонкого и духовного мира.

В 1917 году в России произошла революция, резко изменившая и Россию и Мир. Мистики предрекали, что 2020 год будет переломным для всей цивилизации нашей планеты. Год Огненного петуха. Энергия этого года предназначена очистить планету от того, что уже не способно измениться: грядет переход в пятое измерение всей планетой. Все события, происходившие в 1917 году и происходящие в этом 2020 году трудно поддаются осмыслению с физического плана сознания. Мистики взглядом из более высоких миров — взгляд с высоты,- объясняют эти события необходимостью перемен в сердцах, сознании и душах людей.

В мистике Тройка обозначает три ипостаси Бога: Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Далее у любого события есть начало, развитие и конец, человек состоит из духа, души и тела, мы живем в трехмерном мире (длина, ширина и высота), в сказках человеку всегда дается три попытки для преодоления себя и т.д.

Семерка – семь дней Творения, то есть число обозначает полноту исполнения события, а далее семь дней в неделе, семь столпов мудрости, семь нот, семь цветов радуги и т.д.

Двенадцать — двенадцать колен израилевых, то есть Господь изначально разделил все человечество на 12 групп и раздал им по таланту: изначально определил каждому свое дело; у И. Христа было 12 Апостолов, каждый из них делал определенное дело; 12 месяцев в году,- согласно гороскопам в каждом месяце люди рождаются со своим характером (доминирующим); 12 подвигов Геракла — это преодоление своих 12 негативных качеств, изменение их в положительные каждым человеком и т.д.

«Послушай, как гудит река времен, смывая в бездну мертвый шлак материй,

Как издает невидимый каньон рев апокалиптического зверя.

В миру душа бессмертная твоя по воле Неба стала полем брани.

Чему учит?

Кроме того, благородство человека измеряется не полнотой кошелька, а богатством души. Только тот, что воспитывает в себе подлинную добродетель, достоин уважения и счастья. Любовь, искренность и дружбу не купишь на карточный выигрыш, каков бы он ни был.

Пушкин Александр Сергеевич

Год написания повести — 1833, а опубликована она была в 1834 году.
История создания — В основу сюжета легла реальная история, рассказанная поэту князем Голицыным. Проигравшись, князь поставил деньги на три карты, воспользовавшись советом своей бабушки. Голицын полностью отыгрался, а тайну трех карт его бабушке поведал Сен-Жермен – известный алхимик и оккультист.
Жанр — Повесть.
Направление — Романтизм.
Основная идея — Судьба человека непредсказуема. Человеку не стоит доверяться случаю. Его жизнь, здоровье, благосостояние – это не игра. Если стремишься достичь быстрого обогащения нечестным способом: обманом, путем шантажа, то и результат будет соответствующий – полная деградация личности.
Тема — Тема непредсказуемости судьбы.
Проблема — Если человек имеет шаткие нравственные ценности, то он не сможет управлять своей жизнью, а судьба будет управлять им. И он будет чувствовать себя во власти рока.
Композиция — Повесть разделена на шесть частей, а в конце – небольшое заключение. Первая часть – это завязка сюжета, в третьей происходит кульминация, а в шестой – развязка.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Неотвратимость судьбы.

Проблема: Не каждый человек в состоянии влиять на свою судьбу.

2. Тема: Человеку воздается по его деяниям.

3. Тема: Отношение людей к деньгам.

Проблема: Желание разбогатеть для одних людей – источник радости и само актуализации, а для других – повод совершить злодеяние.

Если человек хочет вырваться из нищеты – это естественное и позитивное стремление. Для каждого важно заботиться о себе, обустраивать свою жизнь, иметь деньги для удовлетворения своих потребностей и желаний. Проблема начинается тогда, когда человек во имя денег забывает себя, попирает собственные ценности. Герои повести ведут себя именно так.

Ради денег Германн идет на преступление. Понятно, что он берет с собой пистолет, чтобы припугнуть графиню, но по факту он убивает старую женщину. Германн наносит душевную травму Лизе, которую обманывает, делая ее невольной соучастницей убийства. Он не ценит богатства, которое уже выпало ему на долю – это нежное и трепетное отношение Лизы. Идя напролом, по головам других людей, Германн разрушает сам себя.

Ради денег терпит унижения полусумасшедшей старухи и другая героиня повести - Лиза. Она ничего не делает, а лишь ждет, что появится мужчина, который поможет ее освободиться. Именно поэтому она встречает Германна с распростертыми объятиями, не пытаясь выяснить, какого человека приглашает в дом.

4. Тема: Любовь и равнодушие в повести.

Проблема: Именно равнодушие к людям заводит человека в тупик.

Появление Германна Лиза воспринимает с радостью. Он вызывает в ней душевный отклик, теплые чувства. Можно сказать, что девушка влюблена. Лиза отваживается пригласить молодого человека в дом. Можно было бы в этот момент Германну остановиться. Он искал одно богатство, а нашел другое, но Германн не оставляет в покое своих замыслов. Не меняет их на ночь любви, которую ему подарила судьба. Он равнодушен к Лизе, безразличен к судьбе старухи, которой может нанести явный вред.

Несмотря на то, что Лиза неравнодушна к Германну, ее движет не только чувство влюбленности. При помощи замужества она хочет выйти из зависимости от старухи, и это уже неблагоприятный момент для начала любых отношений.

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Сквозь все произведение мы слышим трагедийный пафос повести. Мы видим те поступки, которые предпринимает главный герой ради желания быстро разбогатеть. Общество ценит и уважает богатых людей. Стремление к обеспеченной жизни становится для него просто маниакальной.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Образ графини двойственен. Ее комната усеяна предметами дамского туалета. С одной стороны, эта женщина – богатая дама, уважающая себя и следящая за собой. С другой стороны, она – взбалмошная старуха со своими возрастными причудами, изводящая своих домочадцев. Комната Лизы, судя по описанию, маленькая и бедно обставлена – крашенная кровать, сальная свеча.

Образы графини и Лизы противопоставлены друг другу. Если сравнить их комнаты, то сразу можно сделать вывод о социальном неравенстве двух героинь. Есть и другое отличие - Лиза молода и полна жизни, а графиня стара, отживает свой век. Старая дама издевается над воспитанницей, как бы мстит ей за молодость и красоту.

Германна и Лизу объединяет то, что они оба амбициозны. Они не согласны со своей бедностью, считают, что достойны лучшей жизни. Люди, имеющие такой характер, самостоятельно пробивают себе дорогу. Германн действует, но стремиться добиться желаемого преступным путем, а Лиза невольно становится его соучастницей. Оба живут в нереальном мире, в мечтах.

И Германн, и Лиза пытаются решить свой наболевший вопрос при помощи друг друга. Германну нужно проникнуть в дом, а Лиза хочет побыстрее выйти замуж и освободиться от графини.

п.4. Литературные приёмы

Символы, используемые в повести, выполняют важную роль – они выводят историю из частной жизни на общечеловеческий уровень. Разберем некоторые из них.

Погода в момент свидания с Лизой была просто ужасной. Был сильный ветер, он выл, что напоминает о воющих волках. Создается ощущение опасности, бессмысленности данного поступка. Еще не поздно отказаться от задуманного, но Германн непреклонен.

Во время пути Германна на свидание меняется освещение, переходя от света к темноте. Сени освещены полностью, передняя освещена слабо, а в кабинете было темно.

п.5. Конфликт произведения

Основной конфликт произведения – непримиримость героя со своим материальным положением, с судьбой. Он борется с роком нечестными, изощренными путями.

Реальные события, которые позже повлекли за собой создание данного произведения, А. С. Пушкин узнал от своего приятеля С. Г. Голицына, бабушка которого действительно жила в Париже и была знакома с известным аферистом (или же магом, как угодно) Сен-Жерменом. От него она узнала карточный секрет. Остальные детали и подробности повести были выдуманы Пушкиным.

А. С. Пушкин

Смысл названия

Пиковая дама – это тот самый призрак, который является к Германну после преступления. Он принял вид графини, чтобы заставить персонажа оторопеть при виде такого зрелища. Это злой дух, порождение тьмы, которое, как ему и подобает, заключает сделку с человеком. Произведения названо его именем, так как данный образ вобрал в себя всю силу азарта, который сводит игроков с ума. По сути, герой стал жертвой своей алчности, воплощенной в пиковой даме, а не мистических демонов.

Жанр и направление

А. С. Пушкин

Книгу можно отнести к мистическому реализму, но тогда такого понятия не было. Современники повести полагали, что в ней можно найти и романтические, и реалистические черты. Так, сам Германн является пародией на романтического героя. Он — немец, а ведь именно в этой стране появился романтизм, и почти все его теоретики родом оттуда. Персонаж сталкивается со сверхъестественным миром, получает доступ к тайнам бытия, но использует их прозаически и чертовски правдоподобно – чтобы разбогатеть. Автор намеренно высмеивает стереотипные образы юношей из романов в духе того времени. Он показывает, как реальный человек использовал бы мистические силы. Также само обращение к мистике, стилистика описания сновидений и неоднозначный финал говорят о том, что писатель использовал романтические каноны для создания произведения. Реализм проявляется в описании быта и нравов дворянского общества, а также в самом поведении героев. Они ведут себя естественно: графиня отыгрывается на зависимости своей воспитанницы, Томский распускает салонные слухи о полной ереси, Германн любой ценой хочет приобрести капитал, а Лиза зазывает к себе на интимное свидание чуть ли не незнакомца. Все, как в жизни.

Композиция

Произведение состоит из шести частей и краткого заключения. Каждую часть предваряет эпиграф, который помогает читателю понять точку зрения автора, настраивает на определенное восприятие.

Композиционно первая часть представляет собой завязку сюжета, в третьей наступает кульминация – сцена смерти графини, в шестой части происходит развязка.

А. С. Пушкин

Весь сюжет закручивается вокруг истории нравственного падения молодого немецкого инженера Германна. Он вел скромный и ничем не примечательный образ жизни, но, как говорится, в тихом омуте черти водятся. Так и получилось.

Встреча читателя с героем происходит в первом же эпизоде произведения. После очередной карточной игры у конногвардейца Наумова, продлившейся до раннего утра, все действующие лица беседуют о прошедшей партии. Некий Томский рассказывает об удивительной удаче своей бабушки, которая получила от Сан-Жермена заветную комбинацию карт. Никто из игроков не воспринимает этот анекдот серьезно, и только Германн ничего не может поделать со своими мыслями. История так сильно его зацепила, что он начал продумывать коварные планы по получению тайной комбинации от старухи. Несмотря на то, что скромное жалование никогда не позволяло ему рисковать своими деньгами, общество игроков и секрет тайной арифметики карточной игры не выпускали из своих сетей мужчину.

В дальнейшем главный герой приводит в действие все свои темные мысли: обманом попадает в дом старухи-графини (влюбляет в себя воспитанницу дворянки и приходит к ней в гости), дожидается её прихода и пытается выпытать из неё три карты. Однако всё идет не по плану. От страха старая графиня умирает.

После всего этого Германну начинают казаться странные вещи: на похоронах труп старухи словно подмигивает ему, в собственном доме он видит её призрака, который раскрывает заветную комбинацию карт. По иронии судьбы, Германн оказывается в психбольнице из-за этих же карт. Заветная комбинация оказывается ложной, и он проигрывает всё своё состояние.

Главные герои и их характеристика

А. С. Пушкин

Германн – главный герой повести, выходец из Германии. Молодой инженер без особого достатка. Живёт скромно, но всегда пытается найти выход из бесконечной бедности. Одержим жаждой богатства и уважения. В грош не ставит других людей, думает только о себе. Имеет пылкое воображение, даже чересчур.

Графиня — это типичный образ богатой сварливой дамы, которая угнетает всех приближенных. Капризный и вздорный характер свой она в большей степени вымещает на своей бедной и беззащитной воспитаннице Лизе. Когда-то была светской львицей, красавицей, очень азартной и кокетливой. Теперь напоминает живой манекен, который наряжают как рождественскую елку.

Образ пиковой дамы имеет много общего с Мефистофелем Гёте. Она вводит героя в соблазн, издевается над ним и смеется даже тогда, когда оставляет его ни с чем. Это дьявольское проявление, в лице которого мы видим порок. Призрак старухи тоже навязывает персонажу принять условия пари, правда, у Пушкина основное грехопадение Германн совершил еще до знакомства со злым духом, и бессмертная душа мужчины уже находилась в лапах тьмы на момент заключения сделки.

Елизавета – воспитанница графини, которая день и ночь должна исполнять все ее указы. Образ героини очень противоречивый. С одной стороны, она вызывает у читателей жалость, ведь ежедневно девушка должна бегать за сварливой старухой и угождать ей. С другой стороны – Лиза не так проста, ведь она во всем угождает графине не из чистых побуждений, а исходя из корыстных целей.

Основная тема повести – судьба. Автор ставит вопрос: может ли человек управлять ею с помощью тайных знаний? Видимо, нет, ибо герой, который дерзнул сразиться с неумолимым роком, с треском проиграл ему и, более того, был наказан за свою дерзость. Люди, по мнению Пушкина, не должны пытаться покорить то, что не находится в их ведении.

А. С. Пушкин

Мистическая тема. Пушкин описывает колдовскую силу карт, погружая читателя в иллюзию. Он до конца не знает, заключается ли магия в загадочной комбинации, или все это лишь игра больного воображения Германна, немецкого романтика, который и не такое мог бы выдумать? Даже в финале нет прямого ответа, автор выдерживает интригу до конца, позволяя мечтателям думать, что персонаж и вправду был наказан самой судьбой.

Проблемы

Алчность разрушает внутренний мир главного героя. Жажда богатства толкает его на самые ужасные поступки: обман, лицемерие, угрозы и убийство. Германн, сам того не понимая, переходит на сторону Дьявола. Мы видим, что он готов идти по головам ради своей ложной мечты. Внутренние монологи героя до и после преступления ещё ярче раскрывают этапы очерствения его души и помрачения рассудка.

А. С. Пушкин

Двуличие и лицемерие. В обществе Германн пытается выставить себя скромным тружеником, который презирает риск, а на деле он поиграл бы, но у него просто нет денег. Также он хочет казаться богаче и значительнее, чем есть на самом деле. Это мучительное несоответствие желаемого и действительного губит молодого человека, он становится все более лицемерным и скрытным. Если бы у него не было утомительной обязанности отыгрывать роль, пускать пыль в глаза, персонаж не стал бы ставить свое будущее на кон.

Равнодушие. Все герои безразличны к судьбе друг друга, поэтому у каждого из них нет никого, кроме себя. Все остальные люди (их родственники и друзья, даже кавалеры) преследуют только меркантильные цели, только это их вместе и удерживает. Но, по сути, Лизе наплевать на графиню, что взаимно, а Германну наплевать на них обеих. Да и все высшее общество пронизано равнодушием, так что судьба человека считается за их игральным столом самой ничтожной разменной монетой.

Основная мысль

Смысл книги в том, что никакое мистическое таинство не может возвысить пошлого и меркантильного человека. Германн искал магию, чтобы достичь банальных и алчных целей — обогащения и авторитета в продажном обществе. Поэтому сама судьба посмеялась над ничтожеством людей, приговорив одного из них к полному проигрышу. Вместе с деньгами герой потерял и рассудок, и честь. Так автор показал, что без материальных благ те, кто живет ради роскоши, ничего собой не представляют, вся сущность таких господ выражена в драгоценностях и деньгах. Как только их развеяло провидение, Германн потерял все то немногое, что у него было.

А. С. Пушкин

Пушкин испытал своего персонажа, и тот не выдержал проверки на прочность. Нежданная удача так исказила его принципы, что он даже не сдержал слово, данное Пиковой даме. Перед нами полный упадок личности, который произошел из-за роковой силы, но не магов, а денег. Описав это превращение человека в чудовище, автор выразил обеспокоенность состоянием современного ему общества, помешанного на чинах и золоте.

Чему учит произведение?

Автор хотел научить своих читателей тому, что вне зависимости от ситуации нужно сохранять чистые помыслы. Ведь важнее всегда то, что у тебя в душе, а не то количество материальных благ, которыми ты владеешь. Поиски постоянной наживы и выгоды очерняют человека изнутри, не предоставляя ему ничего взамен. Вывод прост: нужно обогащаться духовно и интеллектуально, тогда и деньги, и уважение придут сами собой.

Также автор заложил мораль, которая была бы полезна и ему самому: нужно держаться подальше от игрального стола или хотя бы не испытывать удачу бесконечно. Шальные деньги не принесут счастья и устойчивого положения, ведь куда важнее богатства в обществе авторитет, который приобретается годами кропотливой работы. Баловень судьбы так и останется в глазах людей выскочкой, и никто не будет действительно уважать его, ибо не за что.

Отзывы и критика современников

Впервые напечатана повесть была в издательстве “Библиотека для чтения”, во втором номере за 1834 год. Если судить по записи, которую Пушкин внес в свой дневник, “Пиковая дама” была принята читающей публикой на ура.

А. С. Пушкин

В газете “Северная пчела”, в одном из выпусков за 1834 год, была опубликована такая рецензия: “Содержание повести – более чем просто превосходное, а главный герой Германн – настоящий оригинал”.

На французский язык повесть переводили такие мастера слова, как Проспер Мериме и Андре Жид. Последний в начале ХХ века опубликовал большой анализ или, скорее, субъективный, восторженный отзыв о книге “Пиковая дама”. “Пушкин – это более, чем писатель. Если Достоевский показывает русскую личность, то Пушкин показывает дух”, – так обобщил Андре Жид свое отношение к русским классикам.

Вообще, об отношении к русской классической литературе со стороны Андре Жида нужно сказать побольше.

Когда он занимался переводом повести “Пиковая дама” Пушкина, отзыв о ней у Жида был наполнен, мягко скажем, недоумением.

Французский писатель удивлялся, почему у Пушкина нет того, что иногда отпугивает французского писателя: тяжелости, самокритичности, религиозности, которой так много у того же Достоевского.

До того, как была поставлена знаменитая опера Петра Ильича Чайковского, австрийский композитор Франц фон Зуппе написал свою по сюжету повести Пушкина. Произошло это в 1864 году.

Повесть “Пиковая дама” отзывы и критику имела очень положительную практически во всех ведущих литературных журналах той эпохи – от Англии до Италии. Чуть позже, уже в начале ХХ века, повесть была издана и в США.

Читайте также: