Законодательное закрепление сословий на податные и неподатные произошло в каком году

Обновлено: 16.05.2024

Население государства может состоять или из различных этнографических групп, или из одной нации, но в любом случае состоит из разных общественных союзов (классов, сословий).
Сословие - социальная группа, которая занимает определенное положение в иерархической структуре общества в соответствии со своими правами, обязанностями и привилегиями, закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий. Закон различал четыре главных сословия:

дворянство,
духовенство,
городское население,
сельское население.

Городское население в свою очередь делилось на пять групп:

почётные граждане,
купцы,
цеховые мастера,
мещане,
мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму

В результате сословного деления общество представляло собой пирамиду, в основании которой стояли широкие социальные слои, а во главе находился высший руководящий слой общества - дворянство.

Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства как господствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуре дворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе.

Эти изменения проходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутренней консолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий между существовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр, дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.).

В этом отношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г., устранившего различия между вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства, владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа все дворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права - недвижимой собственности.

Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательно устранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остатки местничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода и прошлой службе предков) и у становившему для всех дворян обязанность начинать службу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной и морской службе, коллежского регистратора - в гражданской службе и последовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своих заслуг, способностей и преданности государю.

Следует признать, что эта служба была действительно тяжела. Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своих имениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах. Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25 годами.
Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворян обязательную службу.
Значительное число дворян покинуло службу, вышло в отставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено от телесных наказаний.

Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердила эти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы стала возможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основные внешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были уже решены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.

Проводится ряд мероприятий, направленных на дальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усиление административного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них - Учреждение для управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.

К началу 20 века дворянство продолжало быть господствующим классом, самым сплочённым, самым образованным и наиболее привыкшим к политической власти. Первая русская революция дала толчок к дальнейшему политическому объединению дворянства. В 1906 г. на всероссийском съезде уполномоченных дворянских обществ был создан центральный орган этих обществ - Совет объединённого дворянства. Он оказывал заметное влияние на правительственную политику.

Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлось духовенство, которое подразделялось на белое (приходское) и черное (монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями: духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности; подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по слову и делу государеву”).

Подчинение православной церкви государству являлось исторической традицией, коренившейся в ее византийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на эти традиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборы нового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворского местоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковной власти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе была образована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов, четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами.

В 1721 г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод. Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник - обер-прокурор Синода, подчиненный Генерал-прокурору.
Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковные округа - епархии.

После создания Синода, земли вновь были возвращены церкви и церковь обязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.

Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II. Указом 1764 г. церковь стала финансироваться из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом 1721 года.

Реформы церковного управления были проведены не только в православной церкви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782 г. был учрежден Муфтиат. Глава всех мусульман Российской империи - муфтий избирался советом высших мусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788 г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позже переведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.

Городское населени.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особое сословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не было привилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги и повинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.

Городское население в первой половине XIX в. делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.
Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. - почётными гражданами.

Мещанство - основное городское податное сословие в Российской империи - берет начало от посадских Московской Руси, объединенных в черные сотни и слободы.

Мещане были приписаны к своим городским обществам, покидать которые могли только по временным паспортам, а перечислять в другие - с разрешения властей.

Они платили подушную подать, подлежали рекрутской повинности и телесному наказанию, не имели права поступать на государственную службу, а при поступлении на военную службу не пользовались правами вольноопределяющихся.

Для мещан была разрешена мелочная торговля, различные промыслы, работа по найму. Для занятий ремеслом и торговлей они должны были записываться в цехи и гильдии.

Организация мещанского сословия была окончательно установлена в 1785 г. В каждом городе они образовывали мещанское общество, избирали мещанские управы или мещанских старост и их помощников (управы введены с 1870 г.) .

В середине XIX в. мещане освобождаются от телесного наказания, с 1866 г. - от подушной подати.

Принадлежность к мещанскому сословию была наследственной.

Запись в мещане была открыта для лиц, обязанных избирать род жизни, для государственных (после отмены крепостного права - для всех) крестьян, но для последних - лишь при увольнении из общества и разрешения властей

Мещанин не только не стеснялся своего сословия, но даже гордился им.
Слово "Мещанин" - происходит от польского слова “място” – город.

Купцы.
Купечество делилось на 3 гильдии: - первая гильдия купцы с капиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от 1 до 5 тыс. руб.

Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных.

Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д.
Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров. Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т.д.

Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 80 % населения, своим трудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платило львиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивали содержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральской промышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массу вооруженных сил. Они же осваивали новые земли.

Крестьяне составляли основную массу населения, они подразделялись на: помещичьих, государственных посессионных и удельных принадлежащих царской фамилии.

В соответствии с новыми законами 1861 года крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.
Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям. Земля на которой работали крестьяне принадлежала помещикам и пока крестьяне не выкупали её они назывались временнообязанные и несли в пользу помещиков различные повинности.
Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда несколько сельских обществ образовывали волость. В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

В ОСНОВНОМ ТЕКСТЕ МАТЕРИАЛА ОТСУТСТВОВАЛО КАЗАЧЕСТВО КАК ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ

ВОСПОЛНЯЮ ЭТОТ ПРОБЕЛ СВОЕЙ МОДЕРАТОРСКОЙ ВСТАВКОЙ

КАЗАЧЕСТВО

военное сословие в России в XVIII — начале XX вв. В XIV—XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, нёсшие военную службу в пограничных районах (городовые и сторожевые казаки); в XV—XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства (на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке) возникали самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян), которые являлись главной движущей силой восстаний на Украине XVI—XVII вв. и в России XVII—XVIII вв. Правительство стремилось использовать казаков для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие. В начале XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское и Уссурийское). В 1916 казачье население свыше 4,4 млн. человек, свыше 53 млн. десятин земли. В 1-ю мировую войну выставило около 300 тыс. человек

К середине 19 века в городах кроме купцов, заводчиков, банкиров появилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, музыканты, врачи, ученые, инженеры, преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство.

Крестьянская реформа открыла дорогу развитию рыночных отношений в стране. Значительную часть предпринимательства составляло купечество.

Промышленный переворот в России в конце XIX в. превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны. Под мощным напором рынка сословия и сословные привилегии постепенно утрачивают своё былое значение.

Временное Правительство своим Декретом от 3 марта 1917 года отменило все сословные, вероисповедальные и национальные ограничения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов


Неподатые - (освобожденные)мотивировалось их обязательной службой, но при отмене её в 1762 году свобода от податей была сохранена и подтверждена жалованной грамотой дворянству в 1785 году.



Как в 18 веке назывался налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий :А) подворный Б) подушнымВ) посадским Г) пошлинным?

Как в 18 веке назывался налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий :

А) подворный Б) подушным

В) посадским Г) пошлинным.


Что обшее и какие отличия между школами и университетами средневековья и нашего времини очень нужно помогите?

Что обшее и какие отличия между школами и университетами средневековья и нашего времини очень нужно помогите.


Какие сословия относятся к государственнымкакие сословия относятся к дворцовымкакие сословия относятся к владельческимСРОЧНО даю 20б?

Какие сословия относятся к государственным

какие сословия относятся к дворцовым

какие сословия относятся к владельческим


В индийском государстве одно из сословий называлось неприкасаемые?

В индийском государстве одно из сословий называлось неприкасаемые.

Раскройте социальный смысл этого слова.

Почему эту группу людей так называли ?

Составьте социальную лесницу индийского обществаи укажите их отличия.


Что такое сословие ?

Что такое сословие ?

Чем различалось положения разных сословий и что в них было общего?


Название переписей податного населения обязанного платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность?

Название переписей податного населения обязанного платить подушную подать и отбывать рекрутскую повинность.


Введенный в 1718 - 1724 гг?

Введенный в 1718 - 1724 гг.

Основный налог взимавшийся с мужского населения податный сословий вне зависемости от возраста.


Как вы думаете в положение какого сословия произошли наиболее важные изменения?

Как вы думаете в положение какого сословия произошли наиболее важные изменения?

Обомнуйте свою точку зрения.

(Сословия : духовенство, дворянство, податное сословие).


Запишите термин, о котором идёт речь?

Запишите термин, о котором идёт речь.


Сословия Росси в 19 векеТаблица : сословие, права, обязанности?

Сословия Росси в 19 веке

Таблица : сословие, права, обязанности.


Я считаю что это Тамга.


Эпоха викингов - в других странах эту эпоху называют Раннее Средневековье.


Эпоха викингов— принятое в государствахСеверной Европыобозначениераннего Средневековья, особенно периода сVIIIпоXI века, когда жители Скандинавии, известные каквикинги, совершали набеги на сопредельные государства, устанавливали торговые отношения с ..


Небесные Псы, Священные Собаки - так называли индейцы лошадей. Они рассказывали о них как о великолепных неземных созданиях, стройных, рослых, прекрасных.


В июле 356г. До н. Э. до Рождества, Пелла, Греция.


20 - 21 июля 356 г до н. Э.


Гунны жили в 3 века до н. Э. по 4 века н. Э. в 1 тысячелетии до н. Э огомные територи центральной азии от юга монголии до каспия населяли разл племена главный провитель гуннов был моде.


Эдуард Иванович Тотлебен появился на свет в латвийском городе Митава (ныне Елгава) 8 мая 1818 года. Его дед, представитель старинного дворянского рода Тюрингии, отказавшись от всех феодальных прав, предпочел заняться торговлей и перебрался в прибалт..


За свои дела в годы правления. Альфред, прозванный Великим, король Уэссекса, сплотил вокруг себя значительную часть Англии и сделал таким образом важный шаг к созданию английского государства. Альфред увидел ученость мертвой – и возродил ее. Образ..


1)Каменный век - Хронологические рамки каменного века очень широки — он начинается около 3 млн. Лет назад (время выделения человека из животного мира) и длится до появления металла (около 8 - 9 тыс. Лет тому назад на Древнем Востоке и около 6 - 5 т..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Сегодня в России не существует сословного разделения, оно было упразднено после революции, в 1917 году. А что такое сословие в дореволюционной России, к каким социальным группам принадлежали наши предки и какие права и обязанности они имели? Давайте разберемся.

Что такое сословие в Российской империи?

Подобное разделение народа было официальным в дореволюционной России. И в первую очередь сословия разделялись на податное и неподатное. Внутри этих двух больших групп существовали свои подразделения и слои. Государством были предоставлены определенные права каждому сословию. Эти права были закреплены законодательством. Каждая из групп должна была выполнять определенные повинности.

Так что такое сословие? Так в России можно назвать категорию подданных, которая пользовалась особыми правами и имела свои обязанности по отношению к государству.

Когда появились сословия в России?

Сословное разделение начало возникать со времени образования русского государства. Первоначально оно представляло собой сословные группы, не особо различавшиеся между собой в правах. Преобразования в петровско-екатерининскую эпоху сформировали более четкие классовые границы, но при этом отличием русской системы от западно-европейской были гораздо более широкие возможности перехода из одной группы в другую, например, через государственную службу.

Сословия в России перестали существовать в 1917 году.

Основное отличие сословий в Российской империи

Основным заметным различием между ними было их право на привилегии. Представители неподатного сословия имели значительные привилегии:

  • не платили подушную подать;
  • не подвергались телесным наказаниям;
  • были освобождены от воинской повинности (вплоть до 1874 года).

Непривилегированное, или податное, сословие было лишено этих прав.

Привилегированные социальные группы

Дворянство было самым почетным сословием Российской империи, основой государства, опорой монарха, самым образованным и культурным слоем общества. И нужно понимать, что такое сословие было главенствующим в России, несмотря на его немногочисленность.

Дворянское сословие

Дворянское сословие разделялось на две группы: потомственное и личное. Первое считалось более почетным и передавалось по наследству. Личное дворянство можно было получить по порядку службы или особым высочайшим пожалованием, и оно могло быть наследственным (передаваться по наследству потомкам) или пожизненным (на детей не распространялось).

Духовенство - привилегированное сословие. Разделялось на белое (мирское) и черное (монашествующее). По степени священства духовное сословие делилось на три группы: епископ, священник и диакон.

Представители сословий

Принадлежность к духовному сословию передавалась по наследству детям, а также могла приобретаться вступлением в белое духовенство представителей других социальных групп. Исключение составляли крепостные крестьяне без увольнительной от владельцев. Дети священнослужителей по достижении совершеннолетия сохраняли принадлежность к духовному сословию только при условии поступления на священнослужительскую должность. Но они могли избирать и светскую карьеру. В этом случае они имели права, одинаковые с правами личных дворян.

Купечество также являлось привилегированным сословием. Разделялось на гильдии, в зависимости от которых купцы имели различные привилегии и права на торговлю и промысел. Запись в купечество из других сословий была возможна на временных основаниях при оплате гильдейских повинностей. Принадлежность к данной социальной группе определялась размером объявленного капиталла. Дети принадлежали к купеческому сословию, но при достижении совершеннолетия должны были самостоятельно записываться в гильдию для приобретения отдельного свидетельства или же становились мещанами.

Сословия в России

Казачество - особое полупривилегированное военное сословие. Казаки имели право корпоративного владения землями и освобождались от повинностей, но обязались нести военную службу. Принадлежность к казачьему сословию передавалась по наследству, однако записаться в казачьи войска могли и представители других социальных групп. Казаки могли достигать по службе дворянства. Тогда принадлежность к дворянскому сословию совмещалась с принадлежностью к казачеству.

Непривилегированные социальные группы

Мещанство - городское непривилегированное податное сословие. Мещане были в обязательном порядке приписаны к определенному городу, уезжать из которого могли только по временному паспорту. Платили подушную подать, обязаны были нести воинскую повинность, не имели права поступать на государственную службу. Принадлежность к мещанскому сословию передавалась по наследству. Ремесленники и мелкие торговцы также относились к мещанскому сословию, но могли повысить свое положение. Ремесленники записывались в цех и становились цеховыми. Мелкие торговцы со временем могли перейти в купеческое сословие.

Крестьянство - самая многочисленная и зависимая социальная группа, лишенная привилегий. Крестьянство разделялось на:

  • казенное (принадлежавшие государству или царскому дому),
  • помещичье,
  • посессионное (приписанное к фабрикам и заводам).

Представители крестьянства были прикреплены к своей общине, платили подушную подать и подлежали исполнению рекрутской и других повинностей, а также могли подвергаться телесному наказанию. Однако после реформы 1861 года они имели возможность перебираться в город и записываться в мещане при условии покупки в городе недвижимости. Эта возможность ими использовалась: крестьянин покупал недвижимость в городе, становился мещанином и освобождался от части налогов, при этом продолжая жить в деревне и заниматься хозяйством.

Что такое сословие

В начале XIX века, ко времени революции и упразднения сословной организации в России, многие границы и разделения между слоями общества заметно стерлись. Представители сословий имели гораздо больше возможностей перехода из одной социальной группы в другую. Также и повинности каждого сословия претерпели значительные преобразования.

Важной особенностью российского дореволюционного общества была сословность, вокруг которой выстраивались правовые и общественные отношения страны. Для каждого из сословий существовали свои юридически определенные права и обязанности, своя судебная система, сословия сложным образом взаимодействовали между собой, порождая весьма непростые общественные отношения.

Классической принято считать сословную пирамиду Франции, где с XIV-XV веков существовали высшие сословия (духовенство и дворянство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне), которое платило налоги и выполняло различные повинности. Система России была куда сложнее. Законодательством определялось существование четырех основных сословий – дворянства, духовенства, городских жителей (мещан) и сельских жителей (крестьян). Реально существовало шесть сословий, которые разделялись по общим привилегиям на "неподатные" (не облагались податями) и "податные". К первым двум относились дворянство и духовенство. К остальным - мещане, вышедшее из мещан купечество и крестьянство. Отдельным военное-крестьянским сословием было казачество. Внутри сословий существовало собственное деление - три гильдии для купцов, шесть разрядов для мещан и т.д.

Сословная система в России окончательно сложилась в период реформ Петра I и Екатерины II и была отменена лишь в 1917 году.

Рассмотрим основные сословия в соответствии с их иерархией:

Подразделялось на потомственное и личное (пожалованное, но не наследуемое в дальнейшем).

Подразделялось на белое (приходское) и черное (монашеское). Наследовалось лишь белое, так как монахи приносили обет безбрачия или разрывали отношения с миром после пострига.

Подразделялось на три гильдии.

Городские жители. Подразделялось на 6 (без купечества – 5) разрядов.

Люди, по тем или иным причинам не относящиеся ни к одному из сословий, назывались разночинцами. Эта категория населения пополнялась, к примеру, детьми личных дворян, которые не могли унаследовать титул своих родителей.

Одновременно с получением государственного статуса, дворянское сословие было открыто Петром I снизу. Табель о рангах предусматривал, по мере продвижения по службе, присвоение личного дворянства военным в чине от обер-офицера и чиновникам от коллежского асессора. Этим дворянское сословие России принципиально отличалось от других стран, где принадлежность к высшему сословию всегда была только наследуемой.

Дворянин имел право на "фамильное имение, поместье, вотчину" (но только для потомственных дворян), которое находилось в полной его собственности: разрешалось его продавать, дарить, завещать, отдавать в приданое и т.д.

Имущественные права дворян потому настолько подробно прописывались в Грамоте, что привычного нам общепринятого права частной собственности в Российской империи, фактически, не существовало.

Принадлежность к благородному сословию давала, кроме того, право на герб, мундир, езду в экипажах, запряженных четверкой коней, одевания лакеев в особые ливреи и т.п.

Из прав духовенства можно упомянуть освобождение от податей, военной службы. Дома священников были свободны от военных постоев. Представители сословия были подсудны суду духовного ведомства, общий суд мог рассматривал только дела священнослужителей, обвиняемых в особо тяжких преступлениях, и лишь в присутствии представителей церкви.

С другой стороны духовенству было запрещено заниматься торговлей, промыслами, обслуживанием откупов и подрядов, производством спиртных напитков. С XVIII века сословие лишилось права владеть имениями и крестьянами. Черное духовенство не могло иметь собственности, должно было прекратить при постриге в монахи отношения с родней и детьми, если таковые имелись.

В 1807 году был изменен размер требуемых для зачисления в гильдии капиталов – до, соответственно, 50 000 рублей, 20 000 рублей и 8 000 рублей. В 1863 году количество гильдий было сокращено до двух.

Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний и рекрутчины. Купцы имели право свободного передвижения, пользовалось хозяйственными привилегиями. Гильдейское купечество до 1898 имело преимущественное право на занятие предпринимательством.

Все мещане подразделялись на 6 категорий:

6) Посадские люди, т. е. старожилы, занимающиеся промыслами, рукоделиями и работами и не внесенные в другие части [65].

Хотя мещане обязаны были нести рекрутскую повинность, предусматривалась довольно любопытная мера – горожанин имел право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору или откупиться.

Мещанам было дано самоуправление – раз в три года город выбирал Общую городскую думу из представителей всех категорий горожан. Общая городская дума избирала шестигласную Городскую думу (в которой каждому разряду обывателей предоставлялось иметь один голос) под председательством городского главы. Выборные органы решали, преимущественно, вопросы городского благоустройства.

От рабов на плантациях их отличало одно данное законом право - право на жизнь. Владельцу запрещалось убивать крепостного, находящегося в собственности. В остальном крестьяне не имели ни имущественных, ни личных прав. Они не могли приобретать недвижимость, открывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, записываться в гильдии и многое другое. Все имущество крепостных считалось собственностью их владельца. К ведению барина относились нормы выработки, сфера деятельности, объемы барщины и оброка, а также личная свобода, место жительства и даже состав семьи.

Суд над крепостными крестьянами также вершил помещик, причем его права в этой сфере ограничивались лишь запретом выносить смертные приговоры.

В несколько лучшем положении находились государственные и удельные крестьяне. Им разрешалось торговать, а на вырученные средства они могли покупать землю и недвижимость (правда, повинности с них при этом не снимались). Государственным крестьянам было разрешено самоуправление: они избирали волостное управление, состоявшее из волостного головы, старосты и писаря. В селениях избирались старшины и десятские.

С другой стороны, именно из государственных крестьян создавали военные поселения. Содержание армии ложилось тяжелым бременем на казну. Так была изобретена форма армии, которая сама себя и содержала. Крестьян вместе с женами и детьми загоняли в военные поселения, в которых они занимались хозяйством (отдавая половину урожая государству) и, одновременно, военной муштрой.

С отменой крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу, для них были отменены натуральные налоги, снижены нормы "барщины". С реформой крестьянство получало право заниматься торговлей, вступать в обязательства и договоры, разрешалось поступать на службу и отлучаться с места жительства. Но телесные наказания были сохранены.

Крестьяне получили право обращаться в суд на равных с другими сословиями основаниях, однако сохранялись и местные сословные суды, рассматривавшие исключительно дела крестьян (они были отменены лишь в 1917 году).

Формально сословный суд был ликвидирован в результате судебной реформы 1861 года, все сословия стали подсудны единым государственным судам, декларировалось всеобщее равенство перед законом. Однако, как будет показано ниже, не вопреки, а в полном соответствии с утвержденным всеобщим равенством перед законом сословное право действовало в России и дальше - вплоть до Революции.

Глава I Общая характеристика. Военные приготовления, Происхождение фемного устройства

Глава I Общая характеристика. Военные приготовления, Происхождение фемного устройства С началом VII в. в истории Византии можно наметить не только определенные факты, служащие показателем окончательного разрыва с римскими традициями и идеалами, но, вместе с тем, в

Глава VII Основания фемного устройства

Глава VII Основания фемного устройства При изложении военных событий второй половины VII в. в истории Византии все чаще и чаще входит в употребление термин фема, которым обозначается новое административное и военное устройство империи1. Т. к. фемное устройство составляет

Глава 4 Эволюция и деволюция социального устройства

Глава 4 Эволюция и деволюция социального устройства Кроме того, можно говорить также и о деволюции, то есть об эволюционном движении назад, обратно к ранговому или эгалитарному обществу, а равно о циклах эволюций и деволюций, когда в обществе не возникает ни стабильной

Глава I Общая характеристика. Военные приготовления. Происхождение фемного устройства

Глава I Общая характеристика. Военные приготовления. Происхождение фемного устройства С началом VII в. в истории Византии можно наметить не только определенные факты, служащие показателем окончательного разрыва с римскими традициями и идеалами, но вместе с тем в

Глава VII Основания фемного устройства

Глава VII Основания фемного устройства При изложении военных событий второй половины VII в. в истории Византии все чаще и чаще входит в употребление термин фема, которым обозначается новое административное и военное устройство империи [119]. Т. к. фемное устройство

Глава VII Начало права и государственного устройства[1066]

Глава VII Начало права и государственного устройства[1066] Общество Основой всей политической, экономической, правовой и религиозной жизни древних славян был род, затем племя и родоплеменное объединение. Каждая из этих общностей, представлявшая собою ступень в развитии

Глава 7 Тушинский вор ШИЗОФРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Глава 7 Тушинский вор ШИЗОФРЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ Как известно, шизофрения – раздвоение личности – не такая уж и редкая болезнь. Но это когда речь идет об отдельном человеке. А вот шизофрения, имеющая общественный характер, когда болезнь охватывает массовое

Глава 33 ИНДИЙСКИЙ ОПЫТ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Глава 33 ИНДИЙСКИЙ ОПЫТ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В основе индийской модели развития лежали жизненные реалии и адаптированный к ним комплекс идей демократии и социальной справедливости. Эти идеи не были прямым заимствованием из опыта европейских социалистов или

ГЛАВА 34. Описание устройства святейшей гробницы

ГЛАВА 34. Описание устройства святейшей гробницы Эту пещеру, как главу всего, христолюбивейшая щедрость василевса наперед одела отличными колоннами, и многочисленными

Английская очередь как основа общественного порядка

Английская очередь как основа общественного порядка Пожалуй, самое сильное эмоциональное возмущение у англичан вызывает пренебрежительное отношение к очередям, являющимся предметом особого поклонения. Сами англичане, по меткому выражению, образуют очередь даже из

Глава I. ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ КАК ТИП СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА

Глава 9. Основная часть, Основа Кодекс юного славянина – юного бога. Основа практической мощи

Глава 9. Основная часть, Основа Кодекс юного славянина – юного бога. Основа практической мощи Положения Кодекса – есть основа самостоятельного воспитания психологической мощи: или как помощь родителям Каждый с рождения свободен Каждый равен каждому с рождения Ничего

Читайте также: