Законодательное закрепление кпсс как ядра политической системы ссср дата

Обновлено: 02.07.2024

Перестройка в СССР — это масштабные перемены в идеологии, экономической и политической жизни Советского общества в период 1985 - 1991х годов.

Целью реформ была всесторонняя демократизация сложившегося в СССР общественно-политического и экономического строя.

Перестройка в СССР 1985 -1991 ее причины, цели, этапы и последствия

Предпосылки перестройки СССР (различные точки зрения)

Противники ГорбачеваМ.С.: Заговор мирового империализма и масонства с целью ослабления и развала "великой державы"

Михайл Горбачев и его стронники: Обьективная необходимость, обусловленная кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.

Перестроичная реформа общества 1985 года была связана с кризисом, причины которого:

— экономические (неэффективность командно-административной системы)

— внешнеполитические (тенденция к изоляции от мирового сообщества)

— внутриполитические (концентрация власти в руках консервативного партийного аппарата)

— демонтаж командно-административной системы

— обеспечение разнообразия форм собственности

— создание хозяйственного саморегулирующегося механизма при сохранении направляющей роли государства

— повышение экономической активности

— открытость для окружающего мира

Основные этапы перестройки в СССР

Первый этап перестройки 1985-1987 гг.

— Неудача преобразований традиционными командно-административными мерами

— Попытки экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством

— Предоставление предприятиям самостоятельности и перевод их на хозрасчет

— Начало развития частной инициативы (индивидуальная трудовая деятельность, появление кооперативов)

— Начало реформы политической системы

— Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов

— Обострение борьбы общественно-политических сил

— Перестроечные процессы приобретают автономный, неуправляемый характер

— Самоподрыв и самоустранение власти

— Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений

— Усиление борьбы за власть между республиканскими политическими элитами и унитарным центром

Третий этап перестройки 1990-1991 гг.

— Кризис и крах перестройки

— Углубление реформы политической системы

— Отмена монопольного права КПСС на власть

— Учреждение поста Президента СССР

— Выработка путей перехода к рыночной экономике

— Нарастание политического противоборства

— Августовский путч 1991г.

— Обвальный распад общественных структур и государства

Итоги и последствия перестройки СССР кратко

Положительные итоги и результаты:

— Ликвидация тоталитарной системы и и монополии КПСС на власть

— Начало перехода к рыночной экономике

— Создание постоянного действующего парламента

— Начало демилитаризации страны

— Ликвидация гонки вооружения и военного противостояния держав

— Утверждение политическихсвобод, свободы совести и вероисповедания

Отрицательные итоги и результаты:

— Распад СССР и образование СНГ

— Обострение межнациональных противоречий

— Ухудшение продовольственного обеспечения страны

— Ослабление власти в центре и на местах

Схема перестройки в СССР 1985-1991 гг

Схема перестройки в СССР ее цели, осуществление и итоги

Перестройка в СССР ее политика гласности и политические реформы 1985-1991 гг

Политические реформы Перестройки

Мероприятия перестройки СССР

Изменения в кадровой политике

27–28 января 1987г. — пленум ЦК КПСС по вопросам кадровой политики: необходимо осуществлять подбор кадров при условии поддержки целей и идей перестройки

— Массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров на центральном и местном уровнях (за период 1985–1990гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС, на республиканском уровне – до 70%).

— Усиление роли местных руководителей

— Появление публикаций произведений учёных и литераторов, в отношении которых прежде вводились ограничения (БухаринН.И., ИльинИ.А., БердяевН.А., ЗамятинЕ.И., А. Н. и Б. Н. Стругацки, ПлатоновА.П. и другие).

— Сентябрь 1987г. – образование Политбюро ЦК КПСС Комиссии по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями 30-40х гг. и начала 50х гг. (руководитель секретарь ЦК КПСС ЯковлевА.Н.).

— Усиление спонтанного процесса формирования новых политических партий (от монархических до анархистских). — Появление в республиках обще-ственно-политиче-ских организаций:

Политическая реформа перестройки СССР

— Учреждение нового высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР и соответствующих республиканских съездов.

— Выборы сроком на 5 лет народных депутатов:

• март 1989г. – СССР;

• март 1990г. – союзных, автономных республик и местных Советов – проводились на альтернативной основе (лишь на союзном уровне 1/3 депутатских мест резервировалась для выдвиженцев от общественных организаций: КПСС, ВЛКСМ, ВЦСПС и друугие)

— Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик.

— Запрет на совмещение должности министра и статуса депутата.

— Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками министра и статуса депутата.

— Ограничение пребывания на выборных должностях двумя сроками

12-15 марта 1990 г. — 3-й Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР: учреждение института президентства

— 14 марта 1990г. – избрание первым (и последним ) Президентом СССР ГорбачёваМ.С.

— Отмена на 3-ем Съезде народных депутатов ст. 6 Конституции СССР, законодательно закреплявшую руководящую и направляющую роль КПСС.

• Либеральнодемократическая партия России (декабрь 1989г.),

• Демократическая партия России (май 1990г.),

• Конституционнодемократическая партия (сентябрь 1990г.),

• Социал-демократическая партия России (май 1990г.),

• Республиканская партия РФ (ноябрь 1990г.) и другие.

2-13 июля 1990г. — дискуссия на 28 сьезде КПСС по вопросу о преодолении внутрипартийного кризиса среди представителей образовавшихся накануне этого съезда внутрипартийных фракций:

— Центристская (реформистско-обновленческая) платформа

— Расхождение позиций при общем осознании неизбежности изменений и критике политического курса ГорбачёваМ.С..

— Сокращение численности КПСС (с 1985г. по лето 1991г. – с 21 до 15 миллионов человек).

— Из лиц, вышедших из КПСС, были сформированы:

• Движение демократических реформ (ВольскийА., ШеварнадзеЭ., ЯковлевА.).

• Демократическая партия коммунистов России (РуцкойА.).

• Республиканская партия (ЛысенкоВ., ШостаковскийВ.).

Идеологи большевизма не могли поставить судьбу социалистических преобразований в зависимость от исхода выборов, голосования в парламенте. Ленин, обосновывая в 1917 году объединение всех ветвей власти в Советах, считал, что им по силам устранить разрыв между законодательной деятельно­стью и практикой исполнения законов, превратить представительные органы из говорилен в работающие учреждения [16] . В системе Советов должна была во­плотиться давняя мечта многих российских демократов о прямом народовла­стии, о том, что Советы станут властью для трудящихся, причем осуществляе­мой самими трудящимися.

Но на практике органичного сочетания достоинств представительной и непосредственной демократии не получилось, реальная система власти в России с властью Советов, за исключением названия, имела чрезвычай­но мало общего [17] . С первых лет революции советская система существовала и действовала лишь постольку, поскольку за кулисами Советов существовала и действовала иная политическая структура — партия большевиков. Имен­но в рамках партийной иерархии разрешались те конфликты, которые не в состоянии была разрешить иерархически аморфная система Советов. Пар­тийные органы осуществляли то реальное согласование местных интересов с общегосударственными, точнее, обеспечивали подчинение местных вла­стей общегосударственной власти, без которого страна не могла существо­вать как единое целое [18] .

Революционную власть Ленин с самого начала понимал как диктатуру большевистской партии или даже партийных лидеров. Необходимость дик­татуры осознавали Маркс и наиболее твердые его последователи: социализм невозможно ввести без насилия, направленного против владельцев частной собственности, не разделяющих идеи социализма. Ленин думал, что с помо­щью Советов будет проще установить и удержать власть.

Важно, что во взглядах вождя революции на природу советской власти произошел перелом от апологетики Советов к их решительной публичной кри­тике.

Конституция СССР 1936 года, ориентированная, прежде всего, на запад­ное общественное мнение, упразднила областные и республиканские съезды Советов и реорганизовала ЦИК СССР в новый орган власти — двухпалатный Верховный Совет со всеми атрибутами представительного института, хотя его истинное место в политической системе советского общества не претерпе­ло существенных изменений. Отразив общие тенденции концентрации вла­сти, сталинская Конституция вновь прикрыла реальный механизм власти.

Большевикам нужен был не парламент, а собор. Парламент призван осущест­влять государственную власть, собор — символизировать ее.

Все последующие годы до краха СССР высший конституционный орган власти — Верховный Совет — существовал лишь номинально. Порядок его работы, все законодательные акты, указы и постановления предварительно прорабатывались и санкционировались в высших партийных инстанциях. Секретариат ЦК КПСС полностью контролировал деятельность государствен­ного аппарата. Весьма показательно, что за 1937—1966 годы законодатель­ная инициатива только в 3 случаях из 140 исходила от депутатов Верховного Совета. Они лишь делали вид, что управляют страной. Полновластие Советов, провозглашенное основным законом, оставалось фикцией. Ни один Совет, от сельского и поселкового до Верховного, и шага не мог сделать без соот­ветствующего указания партийных органов. Система партийного господства обрела легитимность уже к середине 1920-х годов. Со временем партийная власть была признана законной и за рубежом [29] .

В предвоенные годы в рамках общего курса Сталина на укрепление госу­дарственности, обеспечения безусловной власти центра над периферией проис­ходила милитаризация управления страной, в гражданских отраслях вводились военные порядки. Представление о скором отмирании государства при пере­ходе к социализму было заменено идеологией сильного государства. В 1939 году на XVIII съезде ВКП(б) был сформулирован тезис о возрастании руководящей роли партии. Во время Второй мировой войны продолжалась максимальная централизация политического, хозяйственного и военного руководства.

Про­изошла милитаризация конституционных органов госуправления. Кроме них, были созданы чрезвычайные, внеконституционные органы с особыми полно­мочиями, действовавшие на чрезвычайной нормативно-правовой основе.

К концу правления Сталина в стране отсутствовала политическая кон­куренция, конкуренция внутри правящей элиты, обратная связь между го­сударством и обществом. Успех и процветание страны зависели от воли одного человека — вождя партии. Обстановка в стране и мире, сложившаяся к 1952 году, требовала изменения сталинской политики. Но новое руковод­ство страной — Н.С. Хрущев и его ближайшее окружение — не ставило вопрос о глубокой политической и экономической реформе, которая выходила бы за рамки сложившейся административно-командной системы. Оно считало, что власть нуждалась лишь в оздоровлении, возрождении внутрипартийной демократии и законности. Все дискуссии в высшем руководстве сводились к десталинизации, понимаемой очень узко — как ликвидация крайностей сталинского правления.

Главной проблемой для преемников Сталина была политическая стаби­лизация. Ее проще было достичь через укрепление существовавшей поли­тической системы, чем через ее слом. Свои главные усилия до начала 1960-х годов Хрущев направлял на борьбу с традиционным врагом — бюрократией. При этом властвующей элите нужен был политический механизм самосохра­нения, защиты от неограниченной власти. Отсюда создание так называемого коллективного руководства. И это вовсе не было данью демократии.

Кошмаром для партноменклатуры стал новый устав КПСС, принятый в октябре 1961 года на XXII Съезде КПСС. Он предусматривал необходимость систематического обновления партийных органов от Президиума ЦК КПСС до первичной организации. Низшее звено выборных органов партии на каж­дых выборах должно было обновляться наполовину; на республиканском и областном уровнях — на треть; состав ЦК КПСС и Президиума ЦК — на чет­верть. Ограничивались и возможности для конкретного человека несколько раз быть избранным в один и тот же партийный орган.

Столичная бюрократия неприязненно отнеслась к новшеству: оно и по­нятно — рушилась сложившаяся за десятилетия управленческая вертикаль наркоматов-министерств, а вместе с ней — и рабочие места министерской номенклатуры. Перспектива покинуть Москву, чтобы работать в совнархозах, была и нежелательной, и не слишком реальной — там имелись свои кандида­ты на руководящие органы. Местные партийные и хозяйственные элиты, на­против, видели в ликвидации министерств расширение своих возможностей. В выигрыше оказывались производственники. С апреля 1960 года директо­ров крупнейших предприятий и строек ввели в состав руководящих органов совнархозов, а секретарям обкомов партии там места не нашлось. То есть хо­зяйственники могли стать относительно самостоятельными по отношению к обкомам партии. И все же влияние хозяйственников было несопоставимо с партийным аппаратом. Номенклатурная система ставила их в полную зави­симость от партийных чиновников. Поэтому политика Хрущева не создала ему новых союзников, но добавила много противников среди влиятельных секретарей обкомов — самой многочисленной части пленумов ЦК.

Принятые решения внесли сумятицу в деятельность местной власти. Профсоюзные и комсомольские организации — следом за партийными и со­ветскими органами — стали делиться на сельские и промышленные. Резко увеличилось число управленческих кадров. Но эти решения стали логичным продолжением политики сращивания партийного и государственного аппа­ратов, создавали привычную иллюзию возможности решить проблемы сель­ского хозяйства усилением партийного руководства.

Верховный Совет по-прежнему не имел реального влияния — лишь демон­стрировал народовластие в стране. К тому же Конституция 1977 года легали­зовала антиконституционную практику, когда Президиум Верховного Совета принимал указы, вносившие изменения в действовавшие законы. Присвоив полномочия, отнесенные к ведению Верховного Совета, Президиум не был заинтересован в изменении порядка его работы, удлинения срока сессий, ак­тивном участии депутатов в подготовке и обсуждении проектов законов [34] . Ха­рактерно, что при обсуждении в СМИ проекта Конституции многие авторы писем, направленных в редакции, критиковали неработавший Верховный Со­вет, саму систему, лишившую граждан политических свобод и реальных изби­рательных прав. У них вызывала неприятие 6-я статья Конституции, умаляв­шая роль Советов. Но такая критика в условиях партийной цензуры не могла попасть на газетные полосы.

Общественно-экономическая формация, (или строй) — это исторически сложившийся тип общества, в основе которого лежит определённый способ производства.

Причины длительного существования тоталитарного режима в СССР:

- власть партийной номенклатуры;

- мощный репрессивно-карательный аппарат;

- опора на гигантскую государственную собственность;

- слабость демократических традиций, исторический опыт радикализма и политического террора;

- страх перед репрессиями, перед ГУЛАГом сковывали сопротивление режиму;

Установление тоталитарного режима в СССР не было случайным явлением, оно было обусловлено многими историческими объективными и субъективными причинами и обстоятельствами, верой в коммунистическую утопию.

Первым после победы социалистической революции 1917 года стал переходный этап от капитализма к социализму. Конституция СССР 1924 года закрепляла государственное устройство на базе советской власти и диктатуры пролетариата.

Во второй половине 30-х годов в Советском Союзе было в основном построено социалистическое общество. XVII съезд ВКП(б) (1934 г.) провозгласил, что социализм в СССР победил и в основном построен. Это означало, что уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы (и, следовательно, диктатура пролетариата — пройденный этап), победили социалистические производственные отношения.

СТАТЬЯ 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство рабочих и крестьян.

СТАТЬЯ 2. Политическую основу СССР составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата.

СТАТЬЯ 3. Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.

Состоявшийся в марте 1939 г. XVIII съезд ВКП(б) определил, что СССР вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

В 1959 году КПСС сделала вывод о том, что социализм в СССР одержал полную и окончательную победу — ликвидированы были не только внутренние, но и внешние источники опасности реставрации капитализма. С этого момента и начинается становление зрелого, или развитого, социалистического общества.

Вывод о том, что такое общество в СССР построено, впервые был сделан партией в 1967 году — в дни 50-летнего юбилея социалистической революции 1917 года. Теоретически было обосновано, что развитой социализм — это необходимая, закономерная и исторически длительная стадия общественного развития.




Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

В настоящее время существует несколько мнений на счет общественно-политического строя СССР:

1. В СССР существовал социализм, построенный в полном соответствии с догматами. Опыт советского социализма ввиду превосходства рыночной экономики над централизованной плановой экономикой, не способной обеспечить сравнимый уровень жизни, и отсутствие элементарных гражданских свобод показали всю его утопичность и нежизненность и привели к началу 90-х лет закономерному краху коммунистической системы и фиаско марксизма, как идеологии.

3. Советский строй не вышел за пределы капитализма как способа производства, и по сути представлял собой государственно-монополистический капитализм (большинство средств производства принадлежит одному монопольному собственнику — государству), или, государственно-монополистический социализм, как аналог и зеркальное отражение государственно-монополистического капитализма (пример последнего — Германия при Гитлере), оставшись лишь неоконченной и чрезмерно затянувшейся подготовительной фазой, теоретически предшествующей непосредственному началу строительства социализма, что явилось результатом достаточно точного практического воплощения изначально ошибочного представления о социализме как обществе, существующем на тех же материальных основах (средствах производства), что и капитализм, но с иными производственными отношениями.

5. Социализм в СССР существовал, но по стечению обстоятельств соединился с элементами тоталитаризма и административно-командной системой, которые вообще говоря не обязательны для социализма.


Урок описывает внутриполитическое положение СССР в 1980-е годы. Анализируются реформы М. С. Горбачева: кадровая, конституционная, введение политики гласности. Рассматривается процесс формирования многопартийности.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Реформа политической системы СССР. Цели, этапы, итоги"


В ходе урока вы узнаете о политике Юрия Андропова и Константина Черненко, начале перестройки, политических реформах Михаила Горбачёва.

После смерти Леонида Ильича Брежнева Генеральным секретарём ЦК КПСС стал Юрий Владимирович Андропов. Он первым стал принимать меры для преодоления кризиса. Андропов стремился искоренить в СССР коррупцию, обновить существующую систему, избежать злоупотреблений властью.

Шла работа по укреплению дисциплины. Проводились милицейские облавы в крупных магазинах и кинотеатрах, с целью выявить тех, кто прогуливает работу.

Андропов начал борьбу с нетрудовыми доходами, спекулянтами, злоупотреблениями в сфере торговли. Росло количество людей, осуждённых за уголовные преступления. Началась чистка государственного и партийного аппарата. При Андропове сменились 18 министров.


Особое внимание стоит уделить тому факту, что Андропов высказался за переход к интенсивному развитию экономики, необходимость использования достижений научно-технической революции.

В 1984–1985 годах Генеральным Секретарём ЦК был Константин Устинович Черненко. Он занялся продолжением курса Андропова. Велась борьба с теневой экономикой, усилилась роль профсоюзов в СССР.


При Черненко был официально введён новый праздник – День знаний, впервые прошедший 1 сентября 1984 года.

В 1985 году Черненко умер и на его место пришёл Михаил Сергеевич Горбачёв. В стране существовал ряд проблем, которые требовали решения. Тогда Горбачёв отважился на коренные реформы во всех сферах жизни государства.


Началась Перестройка – курс на модернизацию советской системы путём реформирования хозяйственных, политических, социальных, идеологических структур.

Первоначально у нового правительства не было чёткой программы действий. Поэтому одним из первых шагов Горбачёва стали кадровые перемены. 27–28 января 1987 года прошёл пленум ЦК, на котором было принято решение подбирать кадры, основываясь на том, поддерживают они или нет идеи перестройки. Это было сделано под предлогом борьбы с консерватизмом.

Начала проводиться замена и омоложение кадров во всём государстве. С 1985 по 1990 год сменили 85 % руководящих работников партии.

В СССР росла роль местных руководителей.



Эти меры привели к изданию независимых газет и журналов. На их страницах стали вестись дискуссии о путях общественного развития. Начался всплеск общественной активности граждан СССР.

Стали появляться публикации Николая Бухарина, Ивана Ильина, Николая Бердяева, братьев Стругацких.

Была образована комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями. Начался процесс реабилитации тех, кого невинно осудили при Сталине.

Правительство СССР понимало, что коренные перемены невозможны без глубоких преобразований в политической системе.

В 1987 году ЦК КПСС принял решение о проведении альтернативных выборов секретарей партии и руководителей предприятий. Однако это так и осталось на уровне решения, не получив широкого применения.

В 1988 году прошла девятнадцатая Всесоюзная партийная конференция, на которой обсуждались основные направления политической реформы.

Всесоюзная партийная конференция приняла решение о создании в СССР таких демократических элементов, как система разделения властей, парламентаризм и гражданское общество.


Горбачёвым было предложено создание нового органа власти – Съезда народных депутатов, а также преобразование Верховного Совета в парламент.

Основной целью всех этих событий стала передача власти от партии к советам.

В результате реформы:

учреждён Съезд народных депутатов СССР и республиканские съезды;

в марте 1989 года состоялись всесоюзные выборы народных депутатов, а в марте 1990 года – выборы депутатов союзных республик (из их числа формировались Верховный Совет СССР и Верховные Советы республик);

появился запрет на совмещение должности министра и статуса депутата;

пребывать на должности депутата можно было только в течение двух сроков.


С 12 по 15 марта 1990 года проходил третий Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР, в ходе которого принято решение об учреждении института президентства. 14 марта 1990 года первым президентом СССР стал Михаил Сергеевич Горбачёв.


На третьем Чрезвычайном съезде народных депутатов была отменена шестая статья Конституции, которая закрепляла руководящую роль КПСС. Начали формироваться многочисленные партии.


Либеральное направление было представлено следующими:

В мае 1990 года образована Демократическая партия России, а в ноябре 1990 года – Республиканская партия Российской Федерации.

Социалистическое и социал-демократическое направления представляли:

Социал-демократическая партия России;

В июне 1990 года образована Коммунистическая партия РСФСР, лидером которой стал Иван Полозков.


Целью деятельности коммунистов было развитие общественной собственности и коллективной формы общественной собственности, введение самоуправления,

Либералы в свою очередь стремились к приватизации собственности, переходу к рыночной экономике, парламентской демократии и свободе личности.

Наметился раскол и в КПСС. Со 2 по 13 июля 1990 года проходил 28 Съезд КПСС, на котором началась дискуссия о преодолении кризиса внутри партии. Велась она между образовавшимися течениями: радикально-реформаторским, реформаторско-обновленческим и традиционалистским.

В результате этой дискуссии стали очевидны расхождения в развитии государства, неизбежность изменений. Был подвергнут критике политический курс Горбачёва.


Численность партии стала резко сокращаться. Если в 1985 году она насчитывала 21 миллион человек, то к 1990 году осталось 15 миллионов.

Вышедшие из КПСС сформировали свои партии: Движение демократических реформ, Демократическая партия коммунистов, Республиканская партия.

Всё это время Горбачёву приходилось лавировать между новыми партиями, сдерживая крайние проявления их политики. В это время начался кризис в экономике, который показал несостоятельность перестройки.

Давайте подведём итоги.

Юрий Андропов и Константин Черненко стремились преодолеть кризис эпохи застоя.

С приходом к власти Михаила Горбачёва началась перестройка.

Кадровая реформа была направлена на борьбу с консерватизмом в партии.

Результатами конституционной реформы были создание Съезда народных депутатов и изменение в правилах проведения выборов.

Читайте также: