Законны ли радары ручные

Обновлено: 02.07.2024

Можно ли считать увеличение камер видеофиксации на треногах эффективным средством борьбы с нарушениями правил дорожного движения? Законна ли и установка, кто и на основании каких законодательных норм имеет право их устанавливать? Об этом поговорим в статье ниже.

фото 1

Частные камеры видеофиксации на треногах: основания для установки

Видеооборудование для фиксации нарушений ПДД – это стационарные и мобильные комплексы, которые должны устанавливаться на участках дорог, где наиболее высокий уровень аварийности, нарушений скоростного режима и других требований ПДД. Задача видеокамер – предотвращение правонарушений и их автоматическая фиксация.

Хотя нарушение ПДД - это зона ответственности ГИБДД, сама Госавтоинспекция установкой камер видеофиксации не занимается. Их имеют право устанавливать региональные представительства государственного Центра безопасности движения РФ. То есть, эти функции переданы на баланс региональных бюджетов. Поскольку не у каждого региона есть на это бюджетные средства, установкой и обслуживанием видеокамер получили право заниматься коммерческие компании и ИП на условиях аутсорсинга.

Что это дает? Субъекты хозяйствования заключают государственное концессионное соглашение с региональной администрацией и получают право:

  • установить и обслуживать мобильные видеокамеры с треногами на дорогах;
  • использовать оборудования для видеофиксации нарушений ПДД;
  • распечатывать фотофиксацию;
  • доставлять постановления о штрафах нарушителям;
  • организовывать уплату штрафов, с суммы которых получают свой процент.

Проверьте наличие неолпаченных штрафов с помощью нашего сервиса .

Правила установки и использования треног

Согласно АПК РФ (статья 2.6.1), фиксация нарушений ПДД может осуществляться различными средствами, в том числе – техническими средствами видеофиксации специальным оборудованием.

Каждый мобильный радар или видеокамера на дороге должны устанавливаться в соответствии с едиными федеральными правилами:

  • мобильные видеокамеры устанавливаются только в тех местах, где нет стационарного видеонаблюдения;
  • нарушения ПДД должны фиксироваться и подкрепляться фотораспечатками;
  • обслуживающий персонал сам обеспечивает доставку постановлений о наложении штрафа на конкретного нарушителя ПДД;
  • услуги по установке и обслуживанию видеокамер оплачиваются из суммы уплаченных штрафов за зафиксированные нарушения ПДД (фиксированный процент).

При покупке оборудование проверяется и сертифицируется, а обслуживающий персонал обязан пройти специальную подготовку.

Обозначение треног на дороге специальными предупреждающими знаками не требуются. Согласно статье 8.23 ПДД, в зоне видеофиксации должен быть установлен специальный знак, но не указано, с какими средствами он устанавливается. Поэтому установщики руководствуются ГОСТ Р 52289-2004, согласно которому мобильные технические средства фиксации ПДД (а треноги – именно мобильное средство) знака не требуют.

фото 2

Проблемы установки треног

Таким образом, с одной стороны, частники, вкладывая свои средства и труд, помогают ГИБДД увеличить территорию контроля над дорожным движением и потенциально сократить количество нарушений ПДД. Собственно, ради этого и введена видеофиксация с привлечением инвесторов на аутсорсинг.

Чем больше штрафов, тем выгоднее частнику, который получает от 20-50% суммы штрафных денег (либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа). В среднем по России, такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10-11 миллионов в день, и, чтобы увеличить прибыль, идут на простые, но не слишком законные ухищрения:

В результате штрафы растут, зарабатывает бюджет, зарабатывают частные обслуживающие организации, расходы водителей растут. Не решается только сама проблема повышения безопасности дорожного движения, что требует пересмотра эффективности частных треног.

Важно! Согласно правилам использования видеокамер фиксации ПДД, контролю подлежит прямой участок дороги до 50-60 метров, камера должна быть установлена не ближе 3 и не далее 17 метров от дороги, не должна быть скрыта, а угол поворота объектива настроен по ориентиру (параллельно кромке дороги).

Будут ли отменены частные видеокамеры на дорогах?

Признавая, что аутсорсинг мобильной видеофиксации ПДД – это нормальная мировая практика, эксперты по безопасности дорожного движения РФ, утверждают, что на российских дорогах от нее следует отказаться. Специфика отечественного законодательства и коррупция ведут не к снижению аварийности на дорогах, а к не совсем законному обогащению частных компаний, росту мошеннических схем и нарушению прав автовладельцев.

Государственная Дума уже рассматривает необходимость внесения изменений в КоАП РФ (статья 2.6.1) по вопросу привлечения водителей к административной ответственности на основании автоматической видеофиксации. Одним из пунктов изменений заявлен отказ от услуг частных организаций и передачу всех камер видеофиксации в собственность субъектов РФ.

Президент России также потребовал ужесточить правила видеофиксации нарушений ПДД, обязать владельцев видеокамер информировать водителей о местах установки оборудования и увеличить штрафы за неправильное его использование. В связи с этим, вероятно, законопроект будет принят в ближайшее время.

фото 3

Можно ли оспорить штраф с треноги?

Юристы предлагают несколько вариантов борьбы со штрафами от автоматической видеофиксации:

Таким образом, возмущение многих автолюбителей большим числом камер видеофиксации не имеет юридических оснований: частные коммерческие организации имеет право их устанавливать и обслуживать, присылать распечатки и постановление о штрафах за нарушения ПДД. Однако у частника должно быть государственное концессионное соглашение с муниципалитетом определенного населенного пункта, документы и сертификаты на видеооборудование и виза руководства местного ГИБДД на установку камеры в определенном месте.

Штрафные санкции по результатам автоматической видеофиксации будут законными в случае, если камера установлена в разрешенном месте, на положенной дистанции от дорожного полотна и правильно настроена. Если вы уверены, что частная тренога выписала вам штраф незаконно, его можно оспорить, собрав всю необходимую информацию о нарушении ПДД (в том числе, файл видеофиксации).


Законны ли треноги на дороге

Нарушение правил дорожного движения является ответственностью ГИБДД, но функцию установки берут на себя региональные представительства ЦБД РФ. Такие функции передаются на баланс местных властей, но из-за отсутствия необходимых средств функции покупки и получения части прибыли передаются ИП и коммерческим фирмам.


При рассмотрении, законны ли камеры, стоит отметить еще один момент. Между бизнесом и региональными властями заключается договор, позволяющий:

  1. Ставить и обслуживать треноги на дорогах.
  2. Применять аппаратуру для фиксации нарушений ПДД.
  3. Печатать фото.
  4. Передавать постановления о штрафах автовладельцам.
  5. Организовать оплату штрафов и получить процент с каждого платежа.
  6. Контролировать проверку выплаты штрафов через специальный сервис.


Правила установки

С учетом сказанного камеры треноги на дорогах РФ — это законно. Но стоит разобраться с правилами установки оборудования — можно ли его ставить где попало. По КоАП РФ (ст. 2.6.1) нарушения фиксируются разными средствами, в том числе техническими.


Аппарат должен монтируются с учетом действующих норм и федеральных законов. Базовые правила:

  1. Установка в местах, где отсутствует стационарное наблюдение.
  2. Обязательное подтверждение нарушения фотографией.
  3. Доставка постановлений обслуживающими работниками в органы ГИБДД.
  4. Получение за монтаж / обслуживание определенного процента от штрафов.

Купленное оборудование проходит сертификацию, а персонал, который занимается обслуживанием, специальное обучение.

Вопрос, законны ли камеры треноги на дорогах, возникает на фоне отсутствия знаков об их установке. В ПДД, пункт 8.23, сказано, что в районе фиксации скорости устанавливается специальный знак. При этом не указываются средства его монтажа. Это позволяет установщикам ориентироваться на ГОСТ Р 52289-2004, по которому установка треног на дорогах установка знака не требуется. Именно этот момент является ключевыми при возникновении споров с автовладельцами. Водители сомневаются, законны ли основания для установки, а главной точкой опоры для владельцев оборудования является ГОСТ.


Плюсы и минусы установки треног

Разобравшись, законны ли треноги на дорогах, стоит определиться с мотивацией властей и коммерческих организаций.

С глобальной позиции монтаж треног на дорогах дает следующие преимущества:

  1. Соблюдение ПДД участниками дорожного движения.
  2. Уменьшение количества ДТП в местах повышенной аварийности и скопления транспорта. Во многих регионах число аварий уменьшилось на 20%, дорожных происшествий — на 8%.
  3. Исключение личного контакта работников ГИБДД и автовладельцев, что снижает уровень коррупции.
  • Риск погрешности по вине прибора или оператора. В частности, оптимальным углом поворота является 25 градусов. При этом погрешность составляет 1 км/ч. Если изменить этот параметр, меняются и показатели скорости.
  • Скорость нарушения для определенного участка дороги на комплексе ставится самостоятельно. И с этой позиции также возможны ошибки.


Треноги не только законны, но еще и позволяют заработать коммерческим организациям. В частности, при покупке такого оборудования можно получить следующие преимущества:

  1. Получение дополнительных доходов.
  2. Долгий срок службы оборудования, возможность его ремонта / замены.
  3. Наличие определенного срока выплат.
  4. Возможность нести пользу, предупреждая нарушения.

У такого бизнеса имеются и минусы:

  • Постоянные конфликты с автовладельцами, считающими, что такие треноги на дороге — не законны.
  • Со временем люди запоминают место установки камеры, и число штрафов снижается.
  • Ограниченный срок сотрудничества — 12 лет с момента установки камеры.
  • Необходимость соблюдения правил установки.


Можно ли бороться с треногами

Несмотря на тот факт, что применение такого оборудования законно, конфликты не прекращаются. Автовладельцы постоянно подают запросы, разрешены ли треноги на дорогах в 2021 году, и можно ли обойти такие ограничения. Отметим, что практика установки подобного оборудования имеется не только в России, но и других странах. Минус в том, что законодательство России не идеально, а это создает дополнительные коррупционные риски и высокую вероятность обогащения.

Многие автовладельцы до сих пор сомневаются, что треноги на дорогах законны. Они останавливаются возле них, разбивают, накрывают, опрокидывают, а иногда даже выкладывают в Интернет. Такие действия вызывают одобрение со стороны Интернет-сообщества, но с позиции закона являются преступлением.

Многие автовладельцы придумывают оригинальные способы защиты от таких наказаний:

  1. Блокировка видимости для треноги с помощью другого автомобиля. Такие действия законны, ведь человек может остановиться, к примеру, из-за неисправности. При этом владельцу приходится переместиться оборудование в другое место.
  2. Фотографирование установщиков такого оборудования, которые часто паркуются на газонах. Им приходится убирать машины и аппаратуру, чтобы самим избежать наказания.
  3. Указание на нарушение законодательства при установке треног. В таком случае может потребоваться помощь квалифицированного юриста.


В Госдуме уже планируется внести изменения в КоАП РФ (ст. 2.6.1) в вопросе взыскания штрафов при фиксации нарушений. На этом этапе планируется передать все камеры во владение субъектов РФ. При этом наблюдается тенденция уменьшения количества таких комплексов. К примеру, в 2020-м их число снизилось на 5,4% до 3500 единиц.

Как обжаловать штрафы с треног

Сомнения по поводу того, законны ли треноги на дорогах, заставляют автовладельцев оспаривать штрафы. На практике это почти бесполезно, если устройство имеет сертификат и прошло метрологическую проверку. Никто не будет измерять наклон, влияющий на точность измерений.

Если же владелец решится на оспаривание, сначала это делается в ГИБДД, а потом в судебном органе. На практике опротестовать штраф можно в следующих случаях:

  1. Ошибка в постановлении и указание неправильного места установки треноги на дороге.
  2. Предельная скорость в постановлении не соответствует реальной. К примеру, стоит знак 80 км/ч, а у треноги — 60.
  3. Настройки оборудования сбиты, из-за чего штрафы получают и другие невиновные автовладельцы.


Для собственной защиты рекомендуется собрать все данные и запросить файл нарушения в ЦАФАП ГИБДД. Можно еще раз проехать по тому же участку с видеорегистратором. Если устройство не зарегистрировало нарушение, а тренога — зафиксировала, нужно обращаться в ГИБДД с жалобой. Она отправляется почтой в отделение. Представители органа рассматривают, законны ли претензии и дают ответ. После этого можно обращаться в суд.

Таким образом, треноги на дорогах законны, а автовладельцы вынуждены платить штрафы. Но это не касается ситуаций, когда имеются явные нарушения в постановлении, указании максимальной скорости или сбитых настройках оборудования.

Читайте также: