Как возместить витр намаз

Обновлено: 28.06.2024

Вопрос о витр-намазе

Ассаламу алайкум! Уважаемая коллегия, ответьте пожалуйста, как совершается витр намаз в 1 ракъат? И должен ли мусульманин восполнять када-витр намазы за пропущенные годы, в которых он не совершал намаз? Должен ли он как и фард-намазы восполнить витр када-намазы? Если можно с далилом.

Ответ:

Бисмиллахир Рахманир Рахим

О ВИТРЕ

567- عَنْ عَلِيٍّ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: يَا أَهْلَ الْقُرْآنِ أَوْتِرُوا فَإِنَّ اللهَ وِتْرٌ يُحِبُّ الْوِتْر. رَوَاهُ أَصْحَابُ السُّنَنِ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Поэтому в ханафитском мазхабе совершение намаза витр относится к категории ваджиб-деяний, а в других мазхабах — нет. Как мы рассмотрели выше, во всех мазхабах, кроме ханафитского, понятия фард и ваджиб заключают в себе один смысл — смысл фарда ханафитского мазхаба. Поэтому представители трех мазхабов, приводя аргументы и доказательства об обязательности пятиразового намаза, говорили, что если и намаз витр считать обязательным (ваджибом), то количество предписанных намазов станет шесть раз в день.

А ханафиты говорят, что между фардом и сунной существует категория ваджиб, а аргументы о намазе витр слабее фарда, но сильнее сунны, поэтому намаз витр является ваджибом. Этот хадис является одним из их аргументов.

  1. Передается от Хариджы ибн Хузафы радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышел к нам и сказал:

— Поистине, Всевышний Аллах несомненно снабдил вас (одним) намазом. И он для вас лучше, чем красные верблюды. И это — витр. Он назначил его для вас от намаза иша вплоть до восхода солнца.

В то же время это сильный аргумент в пользу того, что ханафиты считают этот намаз ваджибом.

569- عَنِ ابْنِ عُمَرَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: اجْعَلُوا آخِرَ صَلَاتِكُمْ بِاللَّيْلِ وِتْرًا. رَوَاهُ الْأَرْبَعَةُ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Пояснение: Поэтому каждый мусульманин ночью, перед сном должен совершить намаз витр. А если уверен в своих возможностях и не боится проспать его, то должен совершать намаз витр, пробуждаясь ночью.

570- عَنْ مَسْرُوقٍ t قُلْتُ لِعَائِشَةَ: مَتَى كَانَ يُوتِرُ رَسُولُ اللهِ r؟ قَالَتْ: كُلَّ ذَلِكَ قَدْ فَعَلَ، أَوْتَرَ أَوَّلَ اللَّيْلِ وَوَسَطَهُ وَآخِرَهُ، وَلَكِنِ انْتَهَى وِتْرُهُ حِينَ مَاتَ إِلَى السَّحَرِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.

«Я сказал Аише (радияллаху анха):

— Когда совершал витр Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?

Она сказала:

Пояснение: Из этого ривайата следует, что человеку, если есть возможность, лучше совершать витр ближе к концу ночи — к рассвету. А если он не способен на это, то можно совершать его после ночного намаза в любое время.

571- عَنْ جَابِرٍ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: مَنْ خَافَ أَنْ لَا يَقُومَ مِنْ آخِرِ اللَّيْلِ فَلْيُوتِرْ أَوَّلَهُ، وَمَنْ طَمِعَ أَنْ يَقُومَ آخِرَهُ فَلْيُوتِرْ آخِرَ اللَّيْلِ، فَإِنَّ صَلَاةَ آخِرِ اللَّيْلِ مَشْهُودَةٌ وَذَلِكَ أَفْضَلُ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَالتِّرْمِذِيُّ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Передали Муслим и Тирмизи.

572- عَنْ أَبِي قَتَادَةَ t أَنَّ النَّبِيَّ r قَالَ لِأَبِي بَكْرٍ: مَتَى تُوتِرُ؟ قَالَ: أُوتِرُ مِنْ أَوَّلِ اللَّيْلِ، وَقَالَ لِعُمَرَ: مَتَى تُوتِرُ؟ قَالَ: أُوتِرُ آخِرَ اللَّيْلِ، فَقَالَ لِأَبِي بَكْرٍ: أَخَذَ هَذَا بِالْحَزْمِ، وَقَالَ لِعُمَرَ: أَخَذَ هَذَا بِالْقُوَّةِ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Абу Бакру:

— Когда ты совершаешь витр?

Тот сказал:

— Я совершаю витр в начале ночи.

Он сказал Умару:

— Когда ты совершаешь витр?

— Я совершаю витр в конце ночи.

Он сказал Абу Бакру:

— Этот выбрал осмотрительность.

Передал Абу Давуд.

Пояснение: Действительно, тот, кто уверен в своих силах, возможностях, путь совершает витр в конце ночи. Кто выберет предусмотрительность (чтобы не проспать), пусть совершает его в начале ночи.

بيان الوتر

РАЗЪЯСНЕНИЕ ВИТРА

573- عَنِ ابْنِ عُمَرَ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: صَلَاةُ اللَّيْلِ مَثْنَى مَثْنَى، فَإِذَا أَرَدْتَ أَنْ تَنْصَرِفَ فَارْكَعْ رَكْعَةً تُوتِرُ لَكَ مَا صَلَّيْتَ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Пояснение: На основе этого хадиса шафиъитский мазхаб принял за правило совершать витр в таком порядке: сначала совершается два ракъата, что завершается приветствием (саламом), а затем совершается отдельно еще один раъкат.

574- وَعَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: الْوِتْرُ رَكْعَةٌ مِنْ آخِرِ اللَّيْلِ. رَوَاهُ مُسْلِمٌ وَالنَّسَائِيُّ وَأَحْمَدُ.

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Передали Муслим, Насаи и Ахмад.

Пояснение: Как было сказано выше, представители шафиъитского мазхаба, взяв в качестве довода этот ривайат хадиса, намаз витр совершают только одним ракъатом.

Также из этого видно, что лучше совершать намаз витр в конце ночи.

575- عَنْ أَبِي أَيُّوبَ الْأَنْصَارِيِّ t، عَنِ النَّبِيِّ r قَالَ: الْوِتْرُ حَقٌّ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ، فَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يُوتِرَ بِخَمْسٍ فَلْيَفْعَلْ، وَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يُوتِرَ بِثَلَاثٍ فَلْيَفْعَلْ، وَمَنْ أَحَبَّ أَنْ يُوتِرَ بِوَاحِدَةٍ فَلْيَفْعَلْ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالنَّسَائِيُّ.

  1. Передается от Абу Аййуба ал-Ансари радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Передали Абу Давуд и Насаи.

Поэтому этот хадис считается одним из самых весомых доводов ханафитского мазхаба. Пророк саллаллаху алайхи васаллам, подчеркивая, что намаз витр является обязанностью (долгом) каждого мусульманина, в то же время дает свободу выбора количества ракъатов в нем — один, три или пять. Шафиъитский мазхаб взял за правило совершать витр в один ракъат, ханафитский мазхаб — три.

وَفِي رِوَايَةٍ: الْوِتْرُ حَقٌّ فَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِسَبْعٍ، وَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِخَمْسٍ، وَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِثَلَاثٍ، وَمَنْ شَاءَ أَوْتَرَ بِوَاحِدَة.ٍ

Пояснение: Отличие этой передачи хадиса от предыдущей в том, что витр можно совершать и в семь ракъатов.

عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ الصَّنَابِحِيِّ t قَالَ: زَعَمَ أَبُو مُحَمَّدٍ أَنَّ الْوِتْرَ وَاجِبٌ، فَقَالَ عُبَادَةُ بْنُ الصَّامِتِ: كَذَبَ أَبُو مُحَمَّدٍ أَشْهَدُ أَنِّي سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ r يَقُولُ: خَمْسُ صَلَوَاتٍ افْتَرَضَهُنَّ اللهُ عَزَّ وَجَلَّ، مَنْ أَحْسَنَ وُضُوءَهُنَّ وَصَلاَّهُنَّ لِوَقْتِهِنَّ وَأَتَمَّ رُكُوعَهُنَّ وَخُشُوعَهُنَّ كَانَ لَهُ عَلَى اللهِ عَهْدٌ أَنْ يَغْفِرَ لَهُ وَمَنْ لَمْ يَفْعَلْ فَلَيْسَ لَهُ عَلَى اللهِ عَهْدٌ إِنْ شَاءَ غَفَرَ لَهُ وَإِنْ شَاءَ عَذَّبَهُ. رَوَاهُ أَبُو دَاوُدَ وَالنَّسَائِيُّ.

«Абу Мухаммад заявил о том, что намаз витр является ваджибом. Тогда Убада ибн Самит сказал:

Передали Абу Давуд и Насаи.

Пояснение:

Опираясь на этот хадис, улемы неханафитских мазхабов считают, что намаз витр не является ваджибом.

Для правильного понимания этого вопроса следует напомнить о том, что во всех неханафитсиких мазхабах деяния подразделяются только на фард-деяния и сунна-деяния, тогда как в мазхабе Ханафийа они делятся на фард, ваджиб и сунна-деяния. В других мазхабах фард и ваджиб означают одно и то же, оба термина используются как взаимозаменяющие. В мазхабе же Ханафийа фард и ваджиб являются разными понятиями. Ваджиб представляет собой категорию деяний, которая будучи сильнее (обязательнее) сунна-деяний, в то же время, не имеет достаточной силы, чтобы считаться фардом.

Согласно сказанному в хадисе, в качестве аргумента в обсуждении вопроса о том, является ли намаз витр ваджибом или нет, приводится положение о том, что Аллах сделал фардом для мусульман только пятикратные намазы.

Улемы ханафитского мазхаба, объявив витр-намаз ваджибом исходили не из своих личных желаний, а опирались на Сунну Пророка саллаллаху алайхи васаллам.

В хадисе, переданном восьмерыми сподвижниками, в том числе, Абдуллахом ибн Аббасом радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

В хадисе, переданном имамом Абу Давудом, Насаи, Ибн Маджой, Ахмадом ибн Ханбалом, Ибн Хиббаном и имамом ал-Хакимом от Абу Айюба ал-Ансари радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

Как видно, степень намаза витр — выше намаза сунна. Если бы это было не так, этих хадисов бы не было. В то же время эти хадисы не имеют той силы, которой обладают аяты и хадисы о фард-намазах. Именно поэтому улемы-ханафиты определили намаз витр ваджиб-деянием, следующим после намаза фард, но перед (выше) намазом сунна.

Точно так же, витр не объявляли шестым фард намазом и ученые ханафитского мазхаба. Они лишь назвали ваджибом намаз витр, совершаемый после намаза иша.

Самым сильным их (ханафитов) аргументом является то, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам никогда не пренебрегал этим намазом. А это явно свидетельствует о том, что данный намаз не является обычным сунна-намазом. Это подтверждают и другие мазхабы. Самое главное это то, что и те, кто считает витр ваджибом, и те, кто относит его сунна-деяниям, подчеркивают необходимость его совершения.

…Возместительный намаз совершается точно так же, как намаз, совершаемый своевременно. Вместо пропущенного намаза не в пути — полный, а в пути — каср (сокращенный). Чтение Куръана вслух или про себя так же зависит от того, какой намаз был пропущен. Возместительный намаз также совершается и за пропущенный намаз витр.

В ханафитском мазхабе молитва кунут кроме намаза витр читается в случаях, когда человека постигло несчастье, и при этом только в тех намазах, в которых кираат читается вслух. Чтение кунута в намазе фаджр было отменено (стало мансухом).

Имам Баззар, Табарани, Ибн Аби Шайба и Тахави передают от Ибна Масъуда радияллаху анху:

Ханафитский мазхаб приводит следующие аргументы в пользу того, что кунут читается в намазе витр перед рукуъ:

  1. Почтенный Умар, Али ибн Абу Талиб, Абдуллах ибн Масъуд, Абдуллах ибн Аббас, Убайй ибн Каъб радияллаху анхум передают:
  1. Дора Кутни передает от Ибн Аббаса радияллаху анху:
  1. Вышеприведенный хадис Хасана ибн Али радияллаху анхума и многие другие хадисы.

Ханафитский и маликитский мазхабы в пользу того, какая молитва читается в кунуте, приводят следующий аргумент:

Имам Абу Давуд передает от Халида ибн Абу Имрана:

— О Мухаммад! Поистине, Аллах не посылал тебя ни хулителем, ни проклинающим. Поистине, Он послал тебя милостью мирам. Нет тебе ничего в этом деле.

А затем он научил его следующим словам молитвы кунут:

Читайте также: