Законность как принцип правотворчества

Обновлено: 30.06.2024

Приоритетное значение принципа законности для правовых процессов различного уровня и направленности вряд ли подлежит сомнению. Уникальные по своему месту и выраженности категории - принципы, не могут быть созданы законодателем, они лишь выражаются им в той или иной степени в нормативно-правовых актах.

Законодатель обязан решать важнейшие для правоприменения вопросы в самом законе, определять точно грань между преступным и непреступным для дальнейшего правильного и единообразного применения закона. Важным представляется обязательное законодательное обеспечение единства практики назначения наказания, необходимость максимально полного и точного указания признаков соответствующих преступлений. Полагаем, что, наряду с обозначенными моментами выражения законности в правотворчестве могут возникнуть специфически необходимые вопросы, связанные с особенностями правового регулирования. Законность при этом играет роль не только регулятора правил процесса правотворчества (в том числе правильности применения требований техники юридического письма), связующего императивного звена по исполнению основ уголовно-правовой политики государства, но и регулятора определения соответствия принимаемых уголовно-правовых норм специфике уголовного закона. Принцип по своему назначению, призван, не только направлять реализацию норм права, но и способствовать их изначально правильному формулированию. Значение принципа законности видится здесь в охране закона от возможного вмешательства дисбалансирующих сил.

Принцип законности начинает своё действие уже с момента подготовки законопроекта или проекта отдельных норм для внесения поправок, изменений или дополнений. Практически уже на стадии обсуждения законопроекта выявляются недостатки, несоответствия, что так же, может являться результатом влияния принципа законности и других принципов правотворчества.

Одним из проявлений требований законности является завершение процесса создания нормативного акта - его опубликование. Опубликование имеет особое юридическое значение для вступления в силу и дальнейшего применения законодательного акта и процесс его строго регламентирован[7]. На наш взгляд, опубликование является предпосылкой и формой дальнейшей реализации принципа законности в правоприменительной деятельности. Важно при этом усмотреть момент влияния уже закреплённого принципа на дальнейшее правотворчество в данной области.

Законность как определенный режим общественно-политической жизни, определяя характер взаимоотношений между органами государственной власти и гражданами, означает ограничение их рамками действующих в стране законов. Соблюдение законности в правовых отношениях, возникающих в связи и по поводу совершения преступлений, важно потому, что нарушение требований действующего законодательства при привлечении к уголовной ответственности может повлечь за собой нарушение конституционных прав и свобод граждан, породить судебные ошибки и произвол. Именно поэтому изложение принципов в УК РФ начато с принципа законности, который является специальной гарантией, обеспечивающей решение задач уголовно-правовой политики России [9].

При внесении любого вида возможных изменений в действующее законодательство, последнее с момента своего принятия (обнародования) должно влиять на правотворчество, в чем и проявляется взаимозависимость и ответственность законодательных органов государства. Влияние правового принципа законности при этом предполагает реализацию политики точного и неуклонного соблюдения и исполнения закона всеми участниками интересующих нас уголовных и уголовно-процессуальных правоотношений путём более чёткой формулировки вносимых в законодательство корректив, что позволит правильно воспринимать текст закона и исключит противоречия в системе любого закона. Иными словами, принцип законности, в силу исполнения своего основного назначения в рамках реализации задач социальных, правовых и политических, должен прямым образом контролировать недопущение применения закона по аналогии, исключать коллизии путём прямого влияния на законотворчество, обеспечивать системность. И вполне понятно, что любой вид контроля должен не подразумеваться или предполагаться, а прямо устанавливаться в законе.

Таким образом, возможно сделать следующие выводы:

– правотворчество в области уголовного права неразрывно связано с реализацией принципа законности, имеющей момент своего начала с возникновения проекта правового материала;

– методами реализации принципа законности в правотворчестве я выступают анализ, сопоставление и контроль; средствами – прямое нормативное закрепление в статье закона, юридическое обеспечение выполнения требований путём совместных действий органов государственной власти по исполнению императивных требований принципа;

– реализация принципа законности в правотворчестве характеризуется цикличностью, длительностью и двусторонностью: уголовно-правовая концепция принципа законности приводит к взаимообусловленности и органическому взаимодействию законодательства и законодателя в момент возможного правотворчества в области уголовного права; уголовно-правовой принцип законности непосредственно обеспечивает системность уголовного закона и связь правотворчества с правоприменительной практикой;

– корректировка содержания принципа в настоящее время необходима и позволит воплотить уже имеющиеся объективно-необходимые в праве концептуальные требования законности;

– законодатель должен соблюдать законность по принятию уголовно-правовых и уголовно- процессуальных норм, реально имея и ощущая правовое воздействие на свою деятельность со стороны закона, что позволит более эффективно реализовывать криминалистическую деятельность;

– законодатель не может создавать принципы. Они уже заложены в праве, законодатель лишь формулирует их правильное содержание, закрепляет в законе необходимые элементы принципа с целью эффективного выполнения отраслевых задач;

– правотворчество в области регулирования уголовно-правовых отношений должно предполагать в своей основе рассмотрение природы принимаемых норм, выяснение их отраслевого предназначения и определение соотношения с принципом законности.

Список литературы

1. Ковачев Д.А Механизм правотворчества в соц. государстве. М., 1977

2. Лукич Р., Методология права. М., Прогресс. 1981. С.215

3. Правотворчество в советском государстве. М., Юрид.лит. 1974. С.157

4. Правотворчество в СССР. М., 1974

5. Пиголкин А. С. Процессуальные формы правотворчества / Под ред. П. Е. Недбайло, В. М. Горшнева. М., Юрид. лит. 1976

6. Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996

8. Юридическая энциклопедия / под ред. Тихомирова М. Ю. М., 2000.С. 347.

ГОРОДА: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Волгоград, Воронеж, Владивосток, Ярославль, Обнинск, Калининград, Орел, Тюмень, Томск, Тамбов, Тверь, Улан-Удэ, Смоленск, Саранск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Рязань, Пенза, Оренбург, Набережные Челны, Новгород Великий, Новороссийск, Магадан, Магнитогорск, Липецк, Калуга, Кемерово, Краснодар, Ижевск, Иваново, Иркутск, Забайкальск, Владимир, Вологда, Белгород, Брянск

Инновационный Центр Развития Образования и Науки © 2013 - 2022 гг. Все права защищены
Использование материала сайта разрешено только при наличии активной ссылки на источник.

К основным принципам правотворчества относятся верховенство Конституции, законность, гласность, демократизм, профессионализм, строгая дифференциация правотворческих полномочий, гуманизм, научность, планомерность, оперативность и др.

Принцип верховенства Конституции и законов проявляется как в сущности законодательного процесса, так и в его содержании. Содержание законов как нормативных актов, обладающих высшей юридической силой, должно строго соответствовать основным признакам правового государства, отвечать идеям и установкам гражданского общества и нормам международного права. Этот принцип особенно актуален в федеративных государствах, где законодательство субъектов федерации должно строго соответствовать общефедеральным нормативным актам.

Принцип законности подчеркивает, что правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с положениями законов. Кроме этого, требуется законодательное закрепление пределов правотворческих полномочий различных субъектов.

Принцип гласности заключается в открытости правотворческого процесса, свободном и деловом обсуждении проектов нормативных актов на всех стадиях.

Принцип демократизма выражается в установлении и обеспечении свободного, демократичного порядка подготовки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов, активного участия представителей различных слоев общества и всех ветвей власти в правотворческой деятельности.

В последнее время становится все более ясно, что недостаточный учет требований профессионализма в правотворческом процессе имеет негативные последствия, сказывается на качестве подготовленных и принятых нормативно-правовых актов. В первую очередь это касается высших законодательных государственных органов. Человек без специальной подготовки не берется ремонтировать сложную радиоэлектронную аппаратуру. Общественные отношения, как известно, не менее сложная сфера, чем любая техническая. Однако законотворчеством готовы заниматься даже люди, не обладающие элементарными правовыми знаниями. Поэтому слабая правовая культура законодателей сказывается на качестве принимаемых нормативно-правовых актов. Кроме того, депутаты попадают в большую зависимость от аппарата парламента, в котором, как правило, работают профессионалы. При этом нарушается один из основных принципов законодательной власти, которая должна быть представительным
органом.

Реализация принципа строгой дифференциации правотворческих полномочий имеет огромное значение в условиях государственного управления, основанного на идеях разделения властей, наличия системы сдержек и противовесов. Нарушение равновесия в правотворческом процессе грозит нестабильностью, ростом правового нигилизма в обществе, возможными социальными и экономическими потрясениями.

Принцип гуманизма выражается в направленности издаваемых нормативных актов на защиту прав и свобод граждан, на максимальное удовлетворение их материальных и духовных потребностей. Недопустимо для достижения долгосрочных целей принятие норм, ухудшающих социальное положение людей.

Научность и планомерность правотворческого процесса имеет важное значение в силу необходимости концентрации усилий на приоритетных законодательных работах. Планирование дает возможность избегать непродуманного правотворчества, устранять дублирование и распределять усилия с учетом согласования планов работы государственных органов разного типа и разного уровня. При этом не допускается поспешность в правотворческой деятельности, создаются условия для подготовки документов высокого качества, проводятся подготовительные мероприятия, включая консультирование с ведущими учебными и научными учреждениями.

Принцип оперативности предполагает своевременность издания нормативных актов.

- принятие нормативно-правовых актов компетентными государственными органами;

- издание нормативно-правовых актов отдельными должностными лицами;

- правотворчество избирательного корпуса в ходе референдумов;

- формирование юридического прецедента;

- заключение нормативных договоров;




- правотворчество органов местного самоуправления;

- правотворчество руководителей предприятий, организаций (локальное);

- санкционирование государственными органами правовых обычаев или норм, принятых корпоративными организациями.

Процесс создания нормативно-правового акта представляет собой совокупность последовательных организационных действий, которые регулируются конституционными и иными юридическими нормами.

В теоретическом плане законодательный процесс – это установленная процедура оформления, воплощения в закон соответствующих социальных, политических, экономических и иных интересов.

Обязательному рассмотрению парламентом подлежат те законопроекты, которые вносятся органами или должностными лицами, обладающими правом законодательной инициативы. В России этим правом обладают глава государства, палаты парламента, правительство, группы депутатов, законодательные органы субъектов федерации, а также Конституционный, Верховный, Высший арбитражный суды РФ (Ст. 104 Конституции РФ).

Ограничение числа субъектов права законодательной инициативы имеет целью не допустить перегрузки законодательных органов множеством второстепенных законопроектов. Поэтому право законодательной инициативы предоставляется только основным, наиболее компетентным органам.

Под законодательной процедурой понимается установленный порядок прохождения проектов законов и других нормативно-правовых актов.

В каждой стране законодательная процедура имеет свои особенности. Но везде она строго закреплена и регулируется с помощью Конституции, текущих законов, а также специальных положений и регламентов, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

Для того чтобы принимаемый акт в максимальной степени отвечал потребностям жизни общества и был эффективен, весьма важно заранее разрешить круг проблем, касающихся его характера, формы, внутренней структуры, места и роли в системе других нормативно-правовых актов.

Подготовительный процесс включает в себя:

- принятие концептуального решения о подготовке того или иного нормативного акта;

- определение круга факторов, способствующих (препятствующих) подготовке и принятию конкретного нормативного акта;

- выявление общественной потребности в правовом регулировании данного вопроса;

- прогнозирование возможных позитивных и негативных последствий реализаций требований и установок, содержащихся в предлагаемом нормативно-правовом акте (экономические, социальные, политические, юридические, финансовые и др.);

- разработку самого текста юридического документа;

- обсуждение текста в заинтересованных структурах;

- отзывы ученых в области права.

Каждый, в особенности фундаментальный нормативно-правовой, акт должен в максимальной степени отражать и учитывать:

- материальные условия жизни членов общества;

- уровень развития экономики;

- соотношение различных социальных и политических сил;

- степень политической активности различных политических партий и движений;

- состояние отношений между различными нациями и народностями;

- характер взаимоотношений с другими государствами.

Для решения этих задач законодатель при подготовке нормативно-правового акта стоит перед необходимостью:

- исследования различных социальных факторов, обусловливающих потребность в нормативно-правовом регулировании существующих общественных отношений;

- выявления и тщательного учета при формировании правовых норм многообразных интересов социальных и национальных образований, классов и общества в целом;

- проведения сравнительного анализа подготовленной правовой нормы с аналогичными установлениями прошлых лет и ныне действующих систем других государств;

- постановки и проведения в случае необходимости социальных экспериментов для определения наиболее оптимального варианта регулирования рассматриваемых общественных отношений;

- определения характера взаимосвязи и взаимодействия проектируемой нормы с другими нормами данной правовой системы;

- проведения иных подготовительных действий.

Только после выполнения вышеперечисленных мероприятий наступает первая стадия законотворческого процесса, т. е. вынесение проекта закона на рассмотрение законодательного органа.

Стадии законодательного процесса (на примере РФ):

- внесение проекта закона на рассмотрение представительного органа;

- обсуждение проекта закона;

- принятие закона: принятие закона Государственной думой и его одобрение Советом Федерации;

- промульгация и опубликование закона.

- в первом чтении обычно обсуждаются концептуальные положения проекта и при положительном решении проект передается в соответствующую комиссию (комитет) парламента. При этом учитываются высказываемые замечания и предложения, принимаются во внимание предлагаемые поправки. На комиссию (комитет) возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его для второго чтения;

- во втором чтении заслушиваются доклады авторов законопроекта и председателя комиссии. Обсуждается и голосуется каждая статья законопроекта и поправки;

- в третьем чтении предполагается голосование по законопроекту в целом. Возможны только редакционные поправки.

Принятие закона осуществляется палатами Федерального собрания РФ. Федеральные законы принимаются большинством голосов (50 % + 1 голос) от общего числа депутатов Государственной думы.

Российский парламент построен по принципу бикамерализма, поэтому проекты рассматриваются каждой палатой раздельно. Принятые Государственной думой федеральные законы в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало более 50 % депутатов либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Для принятия федерального конституционного закона необходимо не менее 2/3 голосов депутатов Государственной думы и 3/4 членов Совета Федерации.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам:

- федеральных налогов и сборов;

- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

- ратификации и денонсации международных договоров РФ;

- статуса и защиты государственной границы РФ;

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется президенту, и в течение 14 дней он должен его подписать. Если президент использует предоставленное ему право вето, то Совет Федерации и Государственная дума, каждый в отдельности, могут преодолеть вето президента, повторно рассмотрев в ранее принятой редакции федеральный закон и приняв его двумя третями голосов каждой из палат. В этом случае законопроект подлежит подписанию президентом в течение семи дней после поступления.

Промульгация и опубликование закона – последняя стадия законодательного процесса. Промульгация состоит из ряда действий:

- проверки правильности процедуры принятия закона;

- подписания закона главой государства;

- распоряжения об опубликовании закона.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании в течение семи дней после подписания президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.

Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.

Главное для правотворчества - выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.

Сущность правотворчества:
    • это возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.

    На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.

    Принципы правотворчества

    Принципы правотворчества представляют собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. К ним относятся:

      1. демократизм;
      2. законность;
      3. гуманизм;
      4. научный характер;
      5. профессионализм;
      6. тщательность подготовки проектов;
      7. техническое совершенство принимаемых актов.

      Демократизм проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.

      Законность предполагает, что нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.

      Принцип гуманизма предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

      Научный характер правотворчества подразумевает его максимально полное соответствие назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.

      Профессионализм правотворчества - это участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.

      Тщательность, скрупулезность подготовки проектов предполагает максимальное использование зарубежного и отечественного опыта, результатов социологических и иных исследований, разного рода справок и иных материалов. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.

      Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.

      Формы правотворчества

      В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:

        1. принятие нормативных актов полномочными органами государства;
        2. принятие нормативных актов органами местного самоуправления;
        3. принятие нормативных актов народом путем референдума;
        4. заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).

        Принятие нормативных актов органами государства является наиболее распространенной в Российской Федерации формой правотворчества. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная дума, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевые, областные, автономной области, автономных округов, органы законодательной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.

        К числу правотворческих органов относятся также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав Федерации, главы администраций (губернаторы), правительства, департаменты соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.

        Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество). Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства.

        Принятие нормативных актов органами местного самоуправления (районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы власти и соответствующие им местные администрации) обеспечивает самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.

        Референдум как вид правотворчества - один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.

        Заключение нормативных соглашений , содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используется в правотворческой практике российского государства, причем такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила неодинакова. Примером такого рода соглашений может служить, в частности, Федеративный договор, явившийся правовой базой создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения Федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения. Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными ее членами, между субъектами Федерации.

        Характерной особенностью современных взаимоотношений между общественными объединениями и государственными структурами является заключение разного рода соглашений, содержащих нормативные предписания . В первую очередь, это касается регулирования трудовых отношений. Так, наряду с коллективным договором законом предусматривается также заключение разного рода соглашений - правовых актов, содержащих обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. В зависимости от сферы регулируемых отношений заключаются соглашения генеральные, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, отраслевые (тарифные), которые определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп), и, наконец, специальные, устанавливающие условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.

        Определим сущность правотворчества, а также рассмотрим принципы правотворчества.

        Правотворчество представляет собой деятельность, прежде всего, органов государственной власти, направленная на принятие, изменение и отмену юридических норм и нормативных актов.

        В качестве субъектов правотворчества могут выступать:

        – государственные (федеральные и региональные) органы власти;

        – граждане при принятии законодательных актов на референдумах;

        – негосударственные образования (органы местного самоуправления, профсоюзы), которые были наделены необходимыми полномочиями.

        Сущность правотворчества заключается в создании системы регулятивных предписаний, использование которых позволяет создать предпосылки для гармоничного общественного взаимодействия.

        Правотворчество выступает одним из элементов правообразования, которое является более широким понятием. Правообразование – естественно-исторический процесс становления и развития права, в рамках которого осуществляется анализ и оценка сущности правовой действительности, разработка взглядов и теорий о прогрессивном правовом регулировании, а также выработка и издание нормативных предписаний. При этом правотворчество является завершающей стадией правообразования.

        Возведение государственной воли в нормы права отражает сущность правотворчества. Нормы права принимают форму юридических предписаний, которые наделены общеобязательным характером.

        Сущность правотворческой деятельности проявляется и в том, что она реализуется на основе принятых процессуальных норм и процедур, которые отражены в Конституции, законах, регламентах и т.д.

        Таким образом, сущность правотворчества характеризуется тем, что:

        – оно выступает главным инструментом управления делами общества, в нём находят предметное отражение стратегия развития государства и наиболее важные принципы поведения его представителей;

        – оно предполагает активную и ответственную деятельность государственных служащих;

        – его основным результатом выступают правовые нормы, находящие выражение преимущественно в нормативных актах (а также в правовых обычаях, юридических прецедентах, нормативных договорах);

        – уровень и качество правотворчества, и соответственно качество издаваемых нормативно-правовых актов являются индикаторами развития цивилизованности и культуры общества.

        Принципы правотворчества – основополагающие идеи и начала, исходные ориентиры в деятельности, которая связана с принятием, изменением или отменой юридических норм. Принципы правотворчества вступают ориентиром для субъектов, создающих право.

        Правотворчество как юридическое явление характеризуется следующими основными принципами:

        принцип законности, то есть оно должна производиться в рамках и на основе Конституции и в целом законодательства;

        принцип системности, то есть результаты правотворчества (нормативные акты) должны соотноситься друг с другом в рамках единого правового механизма;

        принцип ясности, то есть содержание нормативных актов должно быть понятно всем заинтересованным адресатам;

        принцип гласности, то есть правотворческий процесс должен иметь открытый и прозрачный характер для широкой общественности;

        принцип профессионализма, то есть правотворчество надлежит поручать лишь компетентным специалистам (юристам, экономистам и т.д.);

        принцип научности, то есть в процессе подготовки нормативно-правовых актов следует учитывать объективные потребности развития общества, а также реальную социально- политическую, экономическую и стороны жизни государства;

        принцип народовластия, то есть должно обеспечиваться максимально уместное участие граждан в данном процессе как непосредственно, так и через представителей;

        принцип оперативности, то есть предполагает своевременность издания нормативных актов.

        Таким образом, сущность правотворчества заключается в создании системы регулятивных предписаний, применение которых позволяет сформировать условия для гармоничного устроения общественных отношений. Правотворчество характеризуется следующими принципами: законность, системность, ясность, гласность, профессионализм, научность, народовластие, оперативность.

        Читайте также: