Законно ли продавать игровую валюту за реальные деньги

Обновлено: 01.07.2024

Зарабатывать на играх могут не только профессиональные киберспортсмены и студии-разработчики, но и просто смышленые люди. Вариантов много: купля-продажа скинов и игрового инвентаря, заказная прокачка персонажей и артефактов в MMORPG, стриминг игр на популярных платформах, привлечение новой аудитории. Единственное, что отталкивало людей от заработка в этих направлениях, — отсутствие специализированных знаний и времени. Но с развитием мобильного гейминга появилось множество менее трудозатратных способов зарабатывать реальные деньги, и сейчас мы подробнее расскажем, как это работает.

Как развивался пользовательский бизнес в мобильных играх

Изначально всё началось как прямой обмен ресурсами между пользователями. Условно, у одного — золото, а у второго — алмазы, и у обоих нехватка противоположных ресурсов. Они меняли их между собой, чтобы прокачивать то, что им нужно. Раскусив эту особенность внутриигровых экономических отношений, разработчики начали внедрять систему микротранзакций, позволяющую покупать необходимые предметы за реальные деньги. Это вызвало краткосрочный интерес некоторых игроков, которые стали вкладывать крупные суммы, чтобы ускорить прокачку своих персонажей.

Но вскоре в самих играх более опытные пользователи стали предлагать ресурсы по цене гораздо ниже официального доната. С этого момента стали появляться аккаунты фермы, основной целью которых была уже не сама игра, а накопление игровых валют, оружия, артефактов с целью продажи. Люди стали объединяться в альянсы и совместно наживать и торговать. Сейчас уже вовсю создаются и продаются франшизы на игровые фермы в разных мобильных играх, которые позволяют сокращать время накопления ресурсов и выходить на уровень крупных продаж. Так произошло и в случае Виталия Куринова — создателя франшизы Ants of Game.

Увидел рекламу — понравилось — и установил игру. Стал лидером русского альянса. Потом — китайский альянс с помощью денег; стали сильнее. Начали нападать на нас. Мне пришлось начать тратить деньги, чтобы спасти свой альянс. Я начал играть постоянно. В течение 4 месяцев изучил всю игру, но потратил кучу денег, нервов; бизнес накренился. Узнал, что китайцы сами производят ресурсы на фермах и продают на тысячи долларов ежемесячно только на нашем сервере. А всего — более 500 серверов только в этой игре. Через 2 месяца смогли узнать китайский метод и разработали свой. Приступили к тестам — результаты оказались отличные. Начали сами производить и торговать. Нанял рабочих, настроил отдел продаж, проработал варианты приема денег из-за границы. Решил масштабироваться. Освоил еще несколько подобных игр. Увидел огромную перспективу, ведь ежемесячно открывается более 40 новых серверов.

Самые подходящие для фарминга и торговли игры

— Guns of Glory (ежемесячный оборот — $19 000 000);
— King of Avalon (ежемесячный оборот — $11 000 000);
— Last Empire — War Z (ежемесячный оборот — $5 000 000);
— Iron Throne (ежемесячный оборот — $1 200 000);
— Z Day: Hearts of Heroes (ежемесячный оборот — $800 000);
— Clash of Queens (ежемесячный оборот — $700 000).

Все они имеют схожий принцип работы, что позволяет в короткие сроки освоить систему фарминга и зарабатывать параллельно в нескольких играх. Хотим заметить: высокая сумма оборота не означает, что твоя прибыль будет выше. Это говорит о большом ресурсообороте, а значит, и конкуренции. Не стоит недооценивать набирающие популярность проекты, так как ресурсы в них значительно ценнее.

Что нужно знать, решив начать торговлю

Решив начать свой путь с нуля, ты должен быть готовым к тому, что на первых порах придётся уделять развитию своей фермы много времени. Более того, нужно ознакомиться с пособиями и инструкциями в Сети, чтобы каждый шаг прокачки был максимально эффективным и не привёл тебя в тупик. В противном случае тебе самому понадобятся ресурсы для дальнейшей прокачки. Чтобы перестраховаться, лучше всего иметь несколько ферм: это позволит обмениваться ресурсами между ними и повысить продуктивность фарминга.

Если использовать франшизы, то получится избежать ошибок на первоначальных этапах, так как франчайзер предоставляет тебе подробную инструкцию со всеми действиями и первоначальные фермы. Но что важнее, тебе объяснят, где и как правильно сбывать накопленные ресурсы, предоставят свои источники с проверенной клиентской базой и защитят от посягательств на твои территории. Да, в отличие от самостоятельного фарминга, тебе придётся вложить средства, но ты получишь мощную базу, сократив время прокачки в несколько раз.

Так, например, у франшизы Ants of Game начальный пакет, включающий 20 ферм, обучение, необходимое ПО, подробные инструкции и личного куратора, обойдётся всего в 125 000 рублей. При этом отсутствует роялти, а срок окупаемости вложений в 95 % случаев составляет всего 2 месяца. После чего среднемесячный доход будет варьироваться от 50 до 100 тысяч в зависимости от твоей активности. Если же в течение 6 месяцев вложения не окупятся, франчайзер обязуется возместить полную стоимость затрат.

Преимущества заработка на продаже игровых ресурсов

Помимо высокой рентабельности, у бизнеса в сфере торговли мобильными ресурсами есть ряд преимуществ:

— Возможность совмещать бизнес с основной работой и получать стабильный заработок. Тебе не придётся увольняться (только если ты сам не захочешь) — достаточно уделять время сбору ресурсов утром и вечером.

— Полная мобильность. В отличие от полноценных MMORPG, игрок не привязан к своему стационарному ПК. Главное — иметь смартфон, оптимально поддерживающий выбранную игру, и стабильное соединение с интернетом. Это полностью развязывает руки пользователю и позволяет зарабатывать деньги даже в путешествиях.

— Отсутствие руководства. Ты работаешь только на себя и сам определяешь план работ в зависимости от желания и возможностей. Все заработанные деньги будут только твоими, и размер заработка зависит только от тебя.

— Не нужно ездить в офис. В отличие от обычной работы тебе не нужно ездить в офис через весь город по пробкам и тратить на это четверть всего дня. Вместо этого ты можешь обустроить удобное рабочее место прямо у себя дома или вообще работать в кровати.

— Не типичная рутинная работа. Ты не офисный клерк, работающий с документацией, или официант в сфере обслуживания, которому постоянно хамят. Тебе не приходится изо дня в день выполнять бессмысленные поручения, только потому что нужно. По сути, сбылась детская мечта: ты играешь, и тебе за это платят.

— Возможность уделять больше времени родным и друзьям. Выполнив все действия на своих фермах, ты будешь волен распоряжаться временем как угодно. В том числе проводить время с детьми или встречаться с друзьями.

Зарабатывать на играх могут не только профессиональные киберспортсмены и студии-разработчики, но и просто смышленые люди. Вариантов много: купля-продажа скинов и игрового инвентаря, заказная прокачка персонажей и артефактов в MMORPG, стриминг игр на популярных платформах, привлечение новой аудитории. Единственное, что отталкивало людей от заработка в этих направлениях, — отсутствие специализированных знаний и времени. Но с развитием мобильного гейминга появилось множество менее трудозатратных способов зарабатывать реальные деньги, и сейчас мы подробнее расскажем, как это работает.

Как развивался пользовательский бизнес в мобильных играх

Изначально всё началось как прямой обмен ресурсами между пользователями. Условно, у одного — золото, а у второго — алмазы, и у обоих нехватка противоположных ресурсов. Они меняли их между собой, чтобы прокачивать то, что им нужно. Раскусив эту особенность внутриигровых экономических отношений, разработчики начали внедрять систему микротранзакций, позволяющую покупать необходимые предметы за реальные деньги. Это вызвало краткосрочный интерес некоторых игроков, которые стали вкладывать крупные суммы, чтобы ускорить прокачку своих персонажей.

Но вскоре в самих играх более опытные пользователи стали предлагать ресурсы по цене гораздо ниже официального доната. С этого момента стали появляться аккаунты фермы, основной целью которых была уже не сама игра, а накопление игровых валют, оружия, артефактов с целью продажи. Люди стали объединяться в альянсы и совместно наживать и торговать. Сейчас уже вовсю создаются и продаются франшизы на игровые фермы в разных мобильных играх, которые позволяют сокращать время накопления ресурсов и выходить на уровень крупных продаж. Так произошло и в случае Виталия Куринова — создателя франшизы Ants of Game.

Увидел рекламу — понравилось — и установил игру. Стал лидером русского альянса. Потом — китайский альянс с помощью денег; стали сильнее. Начали нападать на нас. Мне пришлось начать тратить деньги, чтобы спасти свой альянс. Я начал играть постоянно. В течение 4 месяцев изучил всю игру, но потратил кучу денег, нервов; бизнес накренился. Узнал, что китайцы сами производят ресурсы на фермах и продают на тысячи долларов ежемесячно только на нашем сервере. А всего — более 500 серверов только в этой игре. Через 2 месяца смогли узнать китайский метод и разработали свой. Приступили к тестам — результаты оказались отличные. Начали сами производить и торговать. Нанял рабочих, настроил отдел продаж, проработал варианты приема денег из-за границы. Решил масштабироваться. Освоил еще несколько подобных игр. Увидел огромную перспективу, ведь ежемесячно открывается более 40 новых серверов.

Самые подходящие для фарминга и торговли игры

— Guns of Glory (ежемесячный оборот — $19 000 000);
— King of Avalon (ежемесячный оборот — $11 000 000);
— Last Empire — War Z (ежемесячный оборот — $5 000 000);
— Iron Throne (ежемесячный оборот — $1 200 000);
— Z Day: Hearts of Heroes (ежемесячный оборот — $800 000);
— Clash of Queens (ежемесячный оборот — $700 000).

Все они имеют схожий принцип работы, что позволяет в короткие сроки освоить систему фарминга и зарабатывать параллельно в нескольких играх. Хотим заметить: высокая сумма оборота не означает, что твоя прибыль будет выше. Это говорит о большом ресурсообороте, а значит, и конкуренции. Не стоит недооценивать набирающие популярность проекты, так как ресурсы в них значительно ценнее.

Что нужно знать, решив начать торговлю

Решив начать свой путь с нуля, ты должен быть готовым к тому, что на первых порах придётся уделять развитию своей фермы много времени. Более того, нужно ознакомиться с пособиями и инструкциями в Сети, чтобы каждый шаг прокачки был максимально эффективным и не привёл тебя в тупик. В противном случае тебе самому понадобятся ресурсы для дальнейшей прокачки. Чтобы перестраховаться, лучше всего иметь несколько ферм: это позволит обмениваться ресурсами между ними и повысить продуктивность фарминга.

Если использовать франшизы, то получится избежать ошибок на первоначальных этапах, так как франчайзер предоставляет тебе подробную инструкцию со всеми действиями и первоначальные фермы. Но что важнее, тебе объяснят, где и как правильно сбывать накопленные ресурсы, предоставят свои источники с проверенной клиентской базой и защитят от посягательств на твои территории. Да, в отличие от самостоятельного фарминга, тебе придётся вложить средства, но ты получишь мощную базу, сократив время прокачки в несколько раз.

Так, например, у франшизы Ants of Game начальный пакет, включающий 20 ферм, обучение, необходимое ПО, подробные инструкции и личного куратора, обойдётся всего в 125 000 рублей. При этом отсутствует роялти, а срок окупаемости вложений в 95 % случаев составляет всего 2 месяца. После чего среднемесячный доход будет варьироваться от 50 до 100 тысяч в зависимости от твоей активности. Если же в течение 6 месяцев вложения не окупятся, франчайзер обязуется возместить полную стоимость затрат.

Преимущества заработка на продаже игровых ресурсов

Помимо высокой рентабельности, у бизнеса в сфере торговли мобильными ресурсами есть ряд преимуществ:

— Возможность совмещать бизнес с основной работой и получать стабильный заработок. Тебе не придётся увольняться (только если ты сам не захочешь) — достаточно уделять время сбору ресурсов утром и вечером.

— Полная мобильность. В отличие от полноценных MMORPG, игрок не привязан к своему стационарному ПК. Главное — иметь смартфон, оптимально поддерживающий выбранную игру, и стабильное соединение с интернетом. Это полностью развязывает руки пользователю и позволяет зарабатывать деньги даже в путешествиях.

— Отсутствие руководства. Ты работаешь только на себя и сам определяешь план работ в зависимости от желания и возможностей. Все заработанные деньги будут только твоими, и размер заработка зависит только от тебя.

— Не нужно ездить в офис. В отличие от обычной работы тебе не нужно ездить в офис через весь город по пробкам и тратить на это четверть всего дня. Вместо этого ты можешь обустроить удобное рабочее место прямо у себя дома или вообще работать в кровати.

— Не типичная рутинная работа. Ты не офисный клерк, работающий с документацией, или официант в сфере обслуживания, которому постоянно хамят. Тебе не приходится изо дня в день выполнять бессмысленные поручения, только потому что нужно. По сути, сбылась детская мечта: ты играешь, и тебе за это платят.

— Возможность уделять больше времени родным и друзьям. Выполнив все действия на своих фермах, ты будешь волен распоряжаться временем как угодно. В том числе проводить время с детьми или встречаться с друзьями.


Государственное Агентство по финансовым услугам Японии (FSA) обсуждает возможность регулирования операций в валюте PokeCoins, использующейся в игре Pokemon GO. Если решение о введении ограничений в этой сфере будет принято, оно может распространиться и на другие мобильные игры, а в перспективе — на видеоигры вообще. Таким образом японцы планируют бороться с мошенничеством и отмыванием денег, которые в последние годы стали настоящим бичом индустрии компьютерных развлечений.

Популярность массовых многопользовательских игр (ММО) продолжает расти, игровая отрасль становится все более значимой частью мировой экономики. В текущем году объем рынка ММО может, по некоторым прогнозам, составить более 100 миллиардов долларов. Есть все основания полагать, что в обозримом будущем рынок этот будет только расти: каждое новое поколение пополняет ряды игроков, а выросшие на играх взрослые с годами не спешат расставаться с этим увлечением.

Отмыть деньги эльфов

Объем рынка MMO может превысить 100 миллиардов долларов — чем он больше, тем выше интерес к нему со стороны финансовых регуляторов

Объем рынка MMO может превысить 100 миллиардов долларов — чем он больше, тем выше интерес к нему со стороны финансовых регуляторов

Фото: Nir Elias / Reuters

Поначалу далеко не все игры допускали обратный обмен. Результат таких ограничений не заставил себя ждать: интернет наводнили сайты, предлагающие услуги по валютному обмену. Только в Рунете можно обнаружить десятки таких площадок. По сути они выполняют роль уличных менял в закрытой экономике — там, где эмитент запрещает обменивать свою валюту на иностранную, за дело берутся ушлые частники. Появляется черный рынок.

Часто это противоречило правилам игры, но по крайней мере было законным с точки зрения государства. Однако вскоре в игровых мирах стали происходить вещи, которые уже вызывали вопросы у правоохранительных органов и финансовых регуляторов.

Возможность свободно менять игровую валюту на реальную привлекла в ММО людей, для которых игры оказались возможностью вести теневые дела. Проще говоря, популярные игровые миры стали местом, где чрезвычайно удобно отмывать настоящие деньги. Это понравилось хакерам, которые крали персональные данные игроков, а затем продавали заработанные ими игровые деньги за реальные.

Сейчас даже не обязательно что-либо взламывать, чтобы заниматься отмыванием в ММО. В теневой сети продаются данные кредитных карт, которые затем можно использовать для покупки игровой валюты и снаряжения на десятки тысяч аккаунтов с целью последующей перепродажи. Таким образом украденные средства частично возвращаются к мошенникам уже совершенно чистыми — отследить их происхождение практически нереально.

Следующим шагом можно представить отмывание через игры средств, которые вообще никакого отношения к киберпреступности не имеют, — например, вырученные от торговли наркотиками. Данных о том, насколько широко игры используются в этом качестве, пока нет, но можно предположить, что попытки легализовать такие деньги наверняка предпринимаются.

Виртуальное Зимбабве

К примеру, гиперинфляция, о которой уже давно успели забыть в большинстве развитых стран мира (но хорошо помнят, например, заставшие 90-е годы в России), оказалась верным спутником видеоигр и их внутренних валют.

В Diablo III случилось то, что происходило в Зимбабве и в России: стоимость игровой валюты резко упала, посеяв панику на местном рынке

В Diablo III случилось то, что происходило в Зимбабве и в России: стоимость игровой валюты резко упала, посеяв панику на местном рынке

Изображение: скриншот игры Diablo III

Восстание машин Роботы все чаще приводят мировые биржи к краху

В Японии вопрос стоит довольно остро, поскольку жители этой страны просто помешаны на играх, а объем рынка одних только мобильных развлечений (составляющий обычно около трети всего рынка видеоигр) превышает восемь миллиардов долларов. Регуляторы озабочены нестабильностью внутриигровых валют и возможностями, которые благодаря этому открываются перед кибер- и обычными преступниками.

Решение предлагается простое: обеспечивать виртуальную валюту реальными депозитами. Таким образом в игровом мире будет создано что-то вроде золотого стандарта. В качестве золота будут использоваться государственные валюты, в случае Японии — иена. Японские власти, судя по всему, верят, что этот шаг позволит ограничить мошенническую деятельность. Не исключено, что введение обеспечения спасет игроков и от гиперинфляции виртуальных денег. В любом случае этот опыт наверняка будет интересен и для регуляторов других стран.


Государственное Агентство по финансовым услугам Японии (FSA) обсуждает возможность регулирования операций в валюте PokeCoins, использующейся в игре Pokemon GO. Если решение о введении ограничений в этой сфере будет принято, оно может распространиться и на другие мобильные игры, а в перспективе — на видеоигры вообще. Таким образом японцы планируют бороться с мошенничеством и отмыванием денег, которые в последние годы стали настоящим бичом индустрии компьютерных развлечений.

Популярность массовых многопользовательских игр (ММО) продолжает расти, игровая отрасль становится все более значимой частью мировой экономики. В текущем году объем рынка ММО может, по некоторым прогнозам, составить более 100 миллиардов долларов. Есть все основания полагать, что в обозримом будущем рынок этот будет только расти: каждое новое поколение пополняет ряды игроков, а выросшие на играх взрослые с годами не спешат расставаться с этим увлечением.

Отмыть деньги эльфов

Объем рынка MMO может превысить 100 миллиардов долларов — чем он больше, тем выше интерес к нему со стороны финансовых регуляторов

Объем рынка MMO может превысить 100 миллиардов долларов — чем он больше, тем выше интерес к нему со стороны финансовых регуляторов

Фото: Nir Elias / Reuters

Поначалу далеко не все игры допускали обратный обмен. Результат таких ограничений не заставил себя ждать: интернет наводнили сайты, предлагающие услуги по валютному обмену. Только в Рунете можно обнаружить десятки таких площадок. По сути они выполняют роль уличных менял в закрытой экономике — там, где эмитент запрещает обменивать свою валюту на иностранную, за дело берутся ушлые частники. Появляется черный рынок.

Часто это противоречило правилам игры, но по крайней мере было законным с точки зрения государства. Однако вскоре в игровых мирах стали происходить вещи, которые уже вызывали вопросы у правоохранительных органов и финансовых регуляторов.

Возможность свободно менять игровую валюту на реальную привлекла в ММО людей, для которых игры оказались возможностью вести теневые дела. Проще говоря, популярные игровые миры стали местом, где чрезвычайно удобно отмывать настоящие деньги. Это понравилось хакерам, которые крали персональные данные игроков, а затем продавали заработанные ими игровые деньги за реальные.

Сейчас даже не обязательно что-либо взламывать, чтобы заниматься отмыванием в ММО. В теневой сети продаются данные кредитных карт, которые затем можно использовать для покупки игровой валюты и снаряжения на десятки тысяч аккаунтов с целью последующей перепродажи. Таким образом украденные средства частично возвращаются к мошенникам уже совершенно чистыми — отследить их происхождение практически нереально.

Следующим шагом можно представить отмывание через игры средств, которые вообще никакого отношения к киберпреступности не имеют, — например, вырученные от торговли наркотиками. Данных о том, насколько широко игры используются в этом качестве, пока нет, но можно предположить, что попытки легализовать такие деньги наверняка предпринимаются.

Виртуальное Зимбабве

К примеру, гиперинфляция, о которой уже давно успели забыть в большинстве развитых стран мира (но хорошо помнят, например, заставшие 90-е годы в России), оказалась верным спутником видеоигр и их внутренних валют.

В Diablo III случилось то, что происходило в Зимбабве и в России: стоимость игровой валюты резко упала, посеяв панику на местном рынке

В Diablo III случилось то, что происходило в Зимбабве и в России: стоимость игровой валюты резко упала, посеяв панику на местном рынке

Изображение: скриншот игры Diablo III

Восстание машин Роботы все чаще приводят мировые биржи к краху

В Японии вопрос стоит довольно остро, поскольку жители этой страны просто помешаны на играх, а объем рынка одних только мобильных развлечений (составляющий обычно около трети всего рынка видеоигр) превышает восемь миллиардов долларов. Регуляторы озабочены нестабильностью внутриигровых валют и возможностями, которые благодаря этому открываются перед кибер- и обычными преступниками.

Решение предлагается простое: обеспечивать виртуальную валюту реальными депозитами. Таким образом в игровом мире будет создано что-то вроде золотого стандарта. В качестве золота будут использоваться государственные валюты, в случае Японии — иена. Японские власти, судя по всему, верят, что этот шаг позволит ограничить мошенническую деятельность. Не исключено, что введение обеспечения спасет игроков и от гиперинфляции виртуальных денег. В любом случае этот опыт наверняка будет интересен и для регуляторов других стран.

Читайте также: