Законна ли эвтаназия в казахстане

Обновлено: 02.07.2024

Эвтаназия как намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий, проблемы нормативно-правового регулирования данного процесса в современном мире. Перспективы принятия закона об эвтаназии в Казахстане.

Рубрика Социология и обществознание
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 01.10.2013
Размер файла 20,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Эвтаназия в Казахстане - за или против?

С середины прошлого столетия активно обсуждается вопрос об эвтаназии - безболезненном способе умерщвления смертельно больных людей.

Эвтаназия (эйтаназия, эутаназия) (от греч. eu - хорошо и thanatos - смерть), намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий.

В 1952 году в адрес ООН было направлено обращение с более чем 2,5 тыс. подписей, среди которых были имена известных врачей, ученых, деятелей культуры из США и Великобритании. В обращении говорилось о необходимости дополнить Всеобщую декларацию о правах человека правом неизлечимого больного потребовать для себя легкой смерти. Обращение было отклонено как антигуманное.

Закон об эвтаназии был принят в таких странах как Голландия, Нидерланды, Бельгия, Швейцария. В Швейцарии разрешается применение эвтаназии только к людям с тяжелыми психическими заболеваниями. Голландия стала первой страной, в которой был, принят этот закон.

В ст. 3 п. 1 Закона об эвтаназии Голландии говорится «Врач, который осуществляет эвтаназию, не совершает никакого преступления, если он уверен, что:

- больной взрослый или эмансипированный несовершеннолетней, находится в сознании и во время его применения;

- запрос был на добровольной основе, неоднократно рассматривался, и не произошел в результате внешнего давления;

- пациент находится в безнадежном состоянии и невыносимых физических или психических страданиях и это то, что является следствием серьезной и неизлечимой болезни, несчастного случая;

Таким образом, как было указано выше, официально же метод прерывания жизни безнадежно больного человека легализован в Голландии, Бельгии, Швейцарии, а также в единственном штате США - Орегоне. В апреле прошлого года в прессе появилась информация о том, что Совет Федерации готовит законопроект, разрешающий эвтаназию в России.

Согласно предложенному законопроекту, заявление больного должно будет рассматриваться в специальном совете при органе исполнительной власти. В состав совета должны будут войти медики, представители прокуратуры, общественных организаций, адвокаты. За два месяца они должны будут изучить отдельно взятую историю, проверить, не повлиял ли кто-то на просьбу пациента. За это время больной вправе изменить свое решение. Если же за этот срок человек не передумает, ему введут повышенную дозу обезболивающего. Но, несмотря на то, что разработчики предусмотрели, казалось бы, все детали, данный закон так и не был принят.

Гораздо мудрее поступили в Узбекистане. В этом государстве нет специального закона по вопросу об эвтаназии, зато есть статья о праве отказа от медицинского вмешательства. Иначе говоря, если хочешь умирать, делай это дома и не перекладывай ответственность на врачей.

Во-первых, самым главным аргументом наверно можно назвать гуманность этого способа. Проведенные опросы в СМИ, интернете позволили сделать вывод, что люди не против уменьшить страдания больного человека. То есть это не противоречит общечеловеческим принципам.

Во-вторых, право на достойную смерть - это одно из естественных прав человека.

В-третьих, применение эвтаназии к безнадежным людям сократит не только мучение больных, но и их родных.

Во-первых, внедрение эвтаназии может привести к торможению развития медицины, так как легче убить людей чем изобрести лекарства.

Во-вторых, это может привести к духовной деградации общества.

В-третьих, исходя из ментальности современного общества, не исключены случаи вероятности преступных злоупотреблений эвтаназией.

В-четвертых, современная медицина позволяет умерить физическую боль хотя бы на небольшое количество времени.

Пятым аргументом можно привести то, что в любой религии самоубийство и убийство вообще считается большим грехом.

И наконец, мы считаем что люди, которые давали клятву Гиппократа не позволят себе стать палачами.

Список использованной литературы

эвтаназия правовой закон больной

1 Конституция РК от 30. 08. 1995 г.

2 Четав С.Е. Филосoфско-правовые аспекты эвтаназии. Томск: Вестник, 2008. - 52c.

3 Малеин Н.С.О врачебной тайне. - М.: Советское государство и право, 1981. - 1786 с.

4 Михайлова Т.В. Сущность и основные характеристики эвтаназии как социального явления. М:, 2010. - 25 c.

5 Чернега К.А. Правовые проблемы эвтаназии в России. М.: Гражданин и право, 2003. - 32 с.

6 Фомичев Е.К. Эвтаназия как форма реализации права на смерть: Общетеоретический аспект., Тамбов, 2006. - 225 с.

Подобные документы

Понятие и сущность эвтаназии, направления и особенности исследования данного явления на различных этапах развития человеческого общества. Исследование аргументов в защиту и против эвтаназии, их обоснование. Отношение к ней разных религиозных течений.

контрольная работа [47,6 K], добавлен 21.08.2014

Понятие эвтаназии и исторический анализ проблемы. Эвтаназия с юридической точки зрения. Социально-психологическая сторона проблемы. Философские взгляды на права на жизнь и смерть. Медицинский аспект дискуссий. Добровольная и пассивная эвтаназия.

курсовая работа [50,5 K], добавлен 08.10.2012

Морально-психологический и социальный аспект эвтаназии аномальных детей в современном мире, распространение данной проблемы в России, ее причины и предпосылки. Нехватка средств на лечение как одна из основных причин младенческой и детской смертности.

презентация [583,0 K], добавлен 12.12.2010

Исследование влияния унификации женского пенсионного возраста на роль современной женщины в Казахстане. Природное назначение женщины - быть матерью, продолжательницей рода. Расчет экономии для бюджета в связи с повышением пенсионного возраста в РФ.

статья [262,5 K], добавлен 10.03.2014

Понятие и принципы формирования демографической политики, история развития и управление. Особенности развития демографической политики в Казахстане, ее основные цели и задачи, сравнительная характеристика с другими государствами ближнего региона.

презентация [447,5 K], добавлен 18.09.2014

Социологические взгляды общественно-политических деятелей, писателей и поэтов: М. Жумабаева, М. Дулатова, С. Муканова, С. Торайгырова, Шакарима. Неудовлетворенность современной действительностью, страстный протест против феодально-колониального гнета.

реферат [31,2 K], добавлен 18.03.2014

Характеристика процесса социализации. Соотношение данного процесса с возрастной периодизацией жизни человека, описание социально-педагогических механизмов. Особенности социализации молодежи в современном российском обществе. Проблемы и пути их решения.

Хотя сама идея эвтаназии зародилась давно. Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: “я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это”. С недавнего времени, однако, у врачей все чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере, тогда, когда пациент сам просит о смерти. В настоящее время технологии позволяют достаточно долго поддерживать жизнь больного, находящегося в необратимо бессознательном, вегетативном состоянии или испытывающего тяжелые, постоянно нарастающие боли из-за неизлечимой болезни.

Содержание

• Введение
• Что такое эвтаназия
• Моральные аспекты
• Эвтаназия в Казахстане
• Заключение
• Использованная литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

биоэтика.docx

Кафедра менеджмента и маркетин га

СРС на тему: Эвтаназия. Проблема эвтаназии в Казахстане

Подготовила Осадчая Г.

Проверила: Сарымсакова Б.Е.

  • Введение
  • Что такое эвтаназия
  • Моральные аспекты
  • Эвтаназия в Казахстане
  • Заключение
  • Использованная литература

"Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом" (определение голландского законодательства).

Проблема эвтаназии возникла не сегодня, и не вдруг. Свое летоисчисление она начинает в глубокой древности. И уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов и так далее. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) для обозначения легкой безболезненной смерти ввел термин - "эвтаназия" (от греч. euthanasia, eu - хорошо, thanatos - смерть), то есть хорошая, спокойная и легкая смерть, без мучений и страданий. В современных публикациях на русском языке используются два термина: "эвтаназия" и "эйтаназия".

Хотя сама идея эвтаназии зародилась давно. Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: “я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это”. С недавнего времени, однако, у врачей все чаще и чаще появляется готовность прибегнуть к этой практике, по крайней мере, тогда, когда пациент сам просит о смерти.

В настоящее время технологии позволяют достаточно долго поддерживать жизнь больного, находящегося в необратимо бессознательном, вегетативном состоянии или испытывающего тяжелые, постоянно нарастающие боли из-за неизлечимой болезни. Обычно бессознательные состояния и невыносимые боли бывают в масштабе человеческой жизни кратковременными; они или быстро проходят, или заканчиваются летальным исходом. Научно-технический прогресс создал возможности растягивать такие состояния на долгие сроки, которые могут длиться годы и десятилетия. Врачи, ученые, общественность стали задумываться, насколько это правомерно.
Вопрос о легализации эвтаназии поднимался уже в 30-е гг. XX столетия в США и Великобритании. Бесчеловечный опыт нацизма, официально взявшего на вооружение идею эвтаназии и в рамках соответствующей программы отправившего в газовые камеры сотни тысяч людей, оказал отрезвляющее влияние на сторонников эвтаназии. Однако уже в 60-е гг. последние вновь активизировались. С конца 80-х гг. эвтаназия с определенными ограничениями, касающимися прежде всего ее активной формы, легализована в ряде стран (например, Нидерланды, США). Проблема эвтаназии (в ее теоретических и практических аспектах) возникла внутри западной культуры, а в самой западной культуре - главным образом в зоне влияния протестантизма.

Что такое эвтаназия?

Активная эвтаназия может происходить в следующих формах:

3) собственно активная эвтаназия может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает соответствующее устройство, как бы сам накладывает на себя руки.

Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с его предварительно высказанного согласия (заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы стало широко распространённой практикой в США и некоторых других странах Запада).

Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного.

Комбинируя эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной.

Об эвтаназии речь идет лишь тогда, когда мы имеем дело с преднамеренным убийством. В одном случае отнимается жизнь у безнадежно, смертельно больного лица - для того, чтобы избавить его от лишних страданий, - либо при помощи прямого вмешательства (напр., инъекции барбитуратов), либо "оставив его умирать", перестав кормить больного. В другом случае лишается жизни новорожденный ребенок с тяжелыми физическими недостатками, когда его прямо убивают или обрекают на верную смерть, прекращая подачу питания и основного лечения лишь для того, чтобы не причинять новой боли его родителям. Значит, эвтаназия сама по себе ставится на уровень намерений:

· об эвтаназии говорится лишь тогда, когда есть намерение положить конец жизни данного лица или ускорить его смерть;

· об эвтаназии не идет речь, когда стараются облегчить страдания какого-либо лица, находящегося в последней стадии тяжелой болезни, назначая ему медикаменты, которые лишь непрямым образом могут ускорить физиологический процесс умирания. В этом случае не ставят перед собой цели "помочь умереть" пациенту, но пытаются уменьшить его боль при помощи препаратов, которые лишь в качестве побочного эффекта способны ускорить приближение конца. Смерть здесь не провоцируется преднамеренно, прямым образом, но является возможным последствием обезболивающей терапии.

Эвтаназию можно поставить в ряд различных медицинских методов:

·эвтаназия присутствует в том случае, когда употребляется препарат, вызывающий смерть, а также, если больного лишают всего того, что ему необходимо для жизни (еда), или всего того, что для него благотворно (реанимация, которая позволила бы ему прийти в себя и самостоятельно поддерживать жизнь, или такое лечение, которое способно дать шанс на продолжение жизни в нормальных условиях);

·эвтаназии нет в случае, когда прекращается или упускается такое лечение, которое имело бы неблагоприятное влияние на больного (напр., лечение, которое лишь продлило бы саму жизнь в нечеловеческих условиях, не облегчив состояния пациента);

·эвтаназии нет в случае прекращения реанимации, когда состояние церебральной смерти является необратимым (всякое лечение не дает уже никакого результата, не облегчает страданий, не дает никакого шанса на дальнейшее выздоровление, а только продолжает время агонии и, кроме того, приносит невыносимые страдания семье и несоразмерные расходы государству);

·эвтаназии нет в случае нереанимации плохо сформированного новорожденного ребенка, или в тяжелом патологическом случае, если он естественным образом ведет к смерти (когда лишь искусственно можно продолжать жизнь, без надежды на улучшение и на возникновение способности к самостоятельному существованию);

·эвтаназии нет, если "дают спокойно умереть" больному смертельной болезнью, которая естественным образом приводит к смертельному исходу в краткий срок - в случае, когда всякая терапия позволила бы лишь на короткое время продлить жизнь в невыносимых условиях.

Св. Фома Аквинский утверждает, что, в общем, человеческий закон должен основываться на естественном законе — запрещение людям делать то, что не является для них неправильным, не законотворчество, а тиранство. Но, продолжает он, мораль и идеальная законность не тождественны. Иногда то, что с точки зрения морали плохо, не практично юридически запрещать. Есть предел тому, что государство может запретить недобрым людям. В то же время то, что допускает мораль, может быть запрещено законом, поскольку временами для общего блага нам приходится отказываться даже от своих прав.

Некоторые утверждают, что, хотя эвтаназия является безнравственной, её не следует запрещать в законодательном порядке. Два довода, которые обычно приводят в качестве аргументов против применения уголовных санкций: во-первых, слишком высокие затраты на претворение этих санкций в жизнь, и во-вторых, перспектива непослушания настолько широка, что она уже подрывает общее уважение к закону—по-видимому, в данном случае не применимы.

Другие утверждают, что, хотя эвтаназия не во всех случаях неправильна, она не должна быть разрешена законом. Один из вариантов этого аргумента утверждает, что эвтаназия нравственно допустима только в редких случаях, но даже там ее следует запретить, так как этой практикой до того легко злоупотребить, что легализация эвтаназии принесет больше вреда, чем добра. Другой вариант гласит, что легализация ставит пожилых людей в затруднительное положение выбора: либо продолжать жить, либо смертью уйти с дороги — положение, в которое никого нельзя ставить.

В зарубежной литературе предлагается много вариантов нравственной оценки эвтаназии. Большинство авторов поддерживает методы пассивной эвтаназии и отвергает любую возможность применения активной эвтаназии. Однако есть и прямо противоположные мнения. Например, наиболее известным его выразителем является крупный американский философ Дж. Рейгелс, который выступил с резкой критикой Постановления Американской медицинской ассоциации от 4 декабря 1973 года, где сказано: ". намеренное прекращение жизни одного человеческого существа другим - милосердное убийство - противоречит и самому предназначению медицинской профессии и политике Американской медицинской ассоциации".

Дж. Рейгелс считает, что если больной в сознании, понимает, что его дни сочтены, не может более терпеть страшные боли и просит врача ускорить его смерть, и врач выполнит его просьбу, просто прекратив лечение (пассивная эвтаназия), страдания больного могут усилиться, хотя они могли быть менее интенсивными и длительными, чем при продолжении лечения. В этой ситуации смертельная инъекция (активная эвтаназия), по мнению Дж. Рейгелса, более гуманна, поскольку сразу прекратит страдания больного.

Большинство ученых с ним не согласны, и прежде всего потому что это противоречит принципам гуманизма и предназначения медицины. Ценность человеческой жизни побуждает бороться за нее даже вопреки объективным медицинским законам и в самых безнадежных ситуациях, поскольку медицинская наука и практика богаты случаями исцеления самых безнадежных больных.

Многие ученые опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определенным психическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больным. Реанимационная помощь им требует не только больших материальных затрат, но и огромного напряжения физических и душевных сил обслуживающего медперсонала. Именно отсутствие надлежащего лечения и ухода могут стимулировать требования больного ускорить смертельный исход, что позволит врачу полностью прекратить всякое лечение и уход за тяжелым больным. И в этом еще одна из причин необходимости правового регулирования данного вопроса.

Более общим явилось мнение, что эвтаназия с моральной точки зрения допустима только в исключительных случаях, но в таких случаях следует ее узаконить. Недавние законодательные инициативы в тех странах, где она дозволяется, разрешают эвтаназию только в исключительных случаях.

Эвтаназия в Казахстане

Как обстоит дело с проблемой эвтаназии в Республике Казахстан? В Законе РК "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан" законодательно подтвержден факт запрета на осуществление эвтаназии медицинским персоналом. В этой же статье говорится о том, что поддерживающая жизнь аппаратура может быть отключена только в случае констатации смерти. Однако анонимные опросы медицинских работников свидетельствуют о том, что существует множество примеров применения эвтаназии в практической деятельности медиков при отсутствии какого-либо наказания. Чаще всего эти факты остаются незамеченными и не входят в официально зафиксированные случаи применения эвтаназии на практике.

С целью изучения мнений врачей об эвтаназии разработана анкета, включающая 13 вопросов. Опрошено 1132 человека: 737 врачей и 395 средних медицинских работников столицы Казахстана (по статистическим данным 2000 г. в Астане в системе Министерства здравоохранения числились 1991 врач и 2834 средних медработников). Выборка репрезентативная. Среди опрошенных - практикующие врачи, преподаватели Медицинской академии, сотрудники Министерства здравоохранения, фельдшеры и медицинские сестры.

Анализ анкет показал, что 42,5% врачей поддерживают, а 37,6% отвергают эвтаназию. Любопытно, что число врачей, затруднившихся с ответом как в целом, так и в отдельных возрастных группах, составило примерно 20%. Отношение врачей к эвтаназии меняется с возрастом в пользу противников последней: молодые врачи чаще поддерживают эвтаназию, врачи в возрасте старше 50 лет чаще высказываются против. При этом во всех возрастных группах, кроме самой молодой (до 29 лет), число противников эвтаназии оказалось больше, чем ее сторонников.

Вопрос эвтаназии всегда был спорным, и его рассматривали с двух сторон — гуманности и законности. И если де-факто это избавление от мук, то де-юре — преступление. В Казахстане прекращение жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего невыносимые страдания, законодательно запрещено.

Эвтаназия — зло или благо?

Билет в один конец

В некоторых государствах эвтаназию юридически признают гуманным актом. Но стран, где человеку дают право распоряжаться собственной жизнью, не так много. В 1984 году Нидерланды первыми узаконили право на добровольный уход из жизни тяжело и мучительно болеющих людей. К Нидерландам присоединились и другие страны Бенилюкса. В Швейцарии есть несколько учреждений, где можно по собственному желанию уйти в мир иной, даже иностранцам. В швейцарский кантон Цюрих, где еще с 1941 года разрешена эвтаназия, ежегодно прибывают до 200 человек. За смертельной инъекцией едут преимущественно граждане Англии и Германии. Благодаря мягкости местных законов люди буквально встают в очередь за возможностью уйти из жизни. Причем до 2011 года в Цюрихе это было возможно сделать даже здоровым людям. Но общественность вынудила правительство принять соответствующие поправки, и теперь только тяжелобольные граждане могут добровольно принять здесь смерть.

Есть и пассивная эвтаназия — когда она не разрешена, но и не запрещена законом. Существует в таких странах, как Германия, Испания, Франция, Албания, Израиль.

Сама процедура достаточно проста: лекарство вводят путем постановки венозного катетера. Но ее юридическая часть осуществляется по-разному. В Бельгии пациент, страдающий от неизлечимого заболевания, должен дважды подать заверенную нотариусом просьбу. Это заявление специальная комиссия рассматривает около трех месяцев. Она должна проверить всю медицинскую документацию, ход лечения, выяснить, нет ли больше никаких методик для улучшения состояния пациента. В случае если действительно сделать ничего нельзя, комиссия выносит заключение, которое впоследствии рассматривают судья и другие специалисты. Если же и суд подтверждает решение комиссии, то больному сообщают, что его просьба подлежит удовлетворению. Но у пациента есть право отказа. В Люксембурге пациент, намеревающийся получить эвтаназию, должен заручиться согласием сразу двух врачей. Здесь доктора делают и хранят соответствующие записи, чтобы доказать, что решение уйти из жизни принял больной или его родственники, что это не стало ошибкой или преступной волей самого врача.


Несмотря на то, что общественные деятели, политики, медицинский мир отрицают эвтаназию в подавляющем большинстве стран, общественность в целом не является противником такой идеи. В Казахстане в свое время на эту тему проводили исследования. Большинство респондентов считают, что это гуманный метод избавления от страданий. Психологи полагают, что это связано с личными установками большинства людей, которые в случае неизлечимой болезни не хотели бы стать обузой для родственников и испытывать мучения. Но только треть опрошенных готовы помочь своим близким безболезненно умереть. По мнению большинства, принятие решения об эвтаназии должен взять на себя сам больной. Опросы медицинских порталов, проводимые среди молодых врачей, показывают похожее разделение и в профессиональной сфере — только половина опрошенных в целом за применение эвтаназии.

Аргументы за и против

Отечественные правозащитники считают, что надо не убивать человека, а помогать ему в его последние дни. Но, к сожалению, в стране недостаточно хосписов и не развита паллиативная помощь. Конечно, эвтаназия менее затратна, чем развитие паллиативной медицины, которая включает в себя не только хосписы, но и помощь на дому, подготовку необходимых специалистов в вузах.

Учитывая, в каких странах разрешена эвтаназия и почему, сложно не согласиться, что это развитые и благополучные государства с высоким уровнем жизни, где именно качество этой жизни выходит на первое место. Возможно, этим объясняют лояльность законов, позволяющих применять эвтаназию.

Справка МК:

В 1974 в США вышел манифест в защиту эвтаназии, подписанный более чем 40 известными людьми, в их числе были и лауреаты Нобелевской премии. По их мнению, требовать от больных жить против их воли бесчеловечно.

Бельгийский писатель Хьюго Клаус, пользуясь лояльными законами своей страны, принял эвтаназию, хотя и имел лишь первую стадию рака. А вот французская учительница Шанталь Себир, лицо которой было обезображено редкой формой опухоли, не получив права на добровольный уход из жизни в родной стране, намеревалась поехать в Швейцарию. Однако в 2008 году она покончила жизнь самоубийством с помощью инъекции барбитуратов. Громкий скандал вызвала и эвтаназия двух братьев-сапожников, которые начали терять зрение и не смогли смириться с тем, что никогда больше не увидят друг друга. Несмотря на отсутствие серьезного заболевания, они получили смертельные инъекции в Швейцарии

Из известных людей на эвтаназию решился психолог Зигмунд Фрейд, который из-за неизлечимой формы рака полости рта с помощью доктора Шура совершил эвтаназию в своем лондонском доме 23 сентября 1939 года, пережив прежде 31 операцию по удалению опухоли под местной анестезией.

В 2013 году бельгийский цитолог и биохимик, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1974 года Кристиан де Дюв ушел из жизни в кругу семьи с помощью эвтаназии в возрасте 95 лет.

Проблема эвтаназии возникла не сегодня, и не вдруг. Свое летоисчисление она начинает в глубокой древности. И уже тогда она вызывала многочисленные споры среди медиков, юристов, социологов, психологов и так далее. Отношение к умышленному ускорению наступления смерти неизлечимо больного, даже с целью прекращения его страданий никогда не было однозначным. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) для обозначения легкой безболезненной смерти ввел термин - "эвтаназия" (от греч. euthanasia, eu - хорошо, thanatos - смерть), то есть хорошая, спокойная и легкая смерть, без мучений и страданий. В современных публикациях на русском языке используются два термина: "эвтаназия" и "эйтаназия".

Содержание работы
Файлы: 1 файл

Эвтаназия.docx

Церковь полностью осуждает эвтаназию.

Осуждение касается всякого посягательства на человеческую жизнь - как аборта, так и эвтаназии.

Однако в вопросе об отказе от искусственного жизнеобеспечения церковь не так категорична и выдвигает следующие критерии:

В случае наличия малейшего шанса на выход из коматозного состояния необходимо использовать все возможные методы для того, чтобы поддержать жизнь пациента, поскольку дело спасения человеческой жизни стоит любых усилий. Это особенно важно тогда, когда больной не способен самостоятельно высказать своего согласия.

Если коматозное состояние является необратимым и безысходным, то не обязательно использовать мучительные и дорогостоящие методы как материального, так и личного характера, поскольку все это лишь продлило бы агонию без какой-либо надежды на то, что больной придет в сознание. Но обязательным является оказание обычного лечения (особенно гидратация и парентеральное питание). Следует повторить, что определение необратимости и безнадежности на возвращение к сознанию всегда является одним из наиболее сложных и сомнительных.

Искусственное поддержание жизни при полном отсутствии мозговой деятельности, прямой ЭЭГ, отсутствии рефлексов, дыхания и сердцебиения было бы надругательством над умершим и его смертью и тяжелым ударом для родственников покойного.

Эвтаназия в Казахстане

Как обстоит дело с проблемой эвтаназии в Республике Казахстан? В Законе РК "Об охране

здоровья граждан в Республике Казахстан" законодательно подтвержден факт запрета на осуществление эвтаназии медицинским персоналом. В этой же статье говорится о том, что

поддерживающая жизнь аппаратура может быть отключена только в случае констатации смерти. Однако анонимные опросы медицинских работников свидетельствуют о том, что существует множество примеров применения эвтаназии в практической деятельности медиков при отсутствии какого-либо наказания. Чаще всего эти факты остаются незамеченными и не входят в официально зафиксированные случаи применения эвтаназии на практике.

С целью изучения мнений врачей об эвтаназии разработана анкета, включающая 13 вопросов. Опрошено 1132 человека: 737 врачей и 395 средних медицинских работников столицы Казахстана (по статистическим данным 2000 г. в Астане в системе Министерства здравоохранения числились 1991 врач и 2834 средних медработников). Выборка репрезентативная. Среди опрошенных - практикующие врачи, преподаватели Медицинской академии, сотрудники Министерства здравоохранения, фельдшеры и медицинские сестры.

Анализ анкет показал, что 42,5% врачей поддерживают, а 37,6% отвергают эвтаназию. Любопытно, что число врачей, затруднившихся с ответом как в целом, так и в отдельных возрастных группах, составило примерно 20%. Отношение врачей к эвтаназии меняется с возрастом в пользу противников последней: молодые врачи чаще поддерживают эвтаназию, врачи в возрасте старше 50 лет чаще высказываются против. При этом во всех возрастных группах, кроме самой молодой (до 29 лет), число противников эвтаназии оказалось больше, чем ее сторонников.

в Казахстане вопрос о разрешении добровольного ухода из жизни никогда не выдвигался на рассмотрение законодательных органов. У нашего народа все-таки осталось патриархальное сознание, религиозное табу. Ни одна мировая религия не приветствует самоубийство. Русская православная церковь категорически не признает эвтаназии.

– Рождение человека, как и его уход, в руках Божьих, – говорит дьякон Иоанн. – Добровольный уход расценивается как само­ убийство, помощь в этом – убийство. Некоторым людям мучения даются для того, чтобы они облегчили себе страдания на том свете. Это в какой-то мере компенсация за совершенные в этой жизни грехи. Если их не искупить хотя бы частично на земле, то там расплата будет много жестче. Многие афонские монахи поэтому выпрашивают у Господа онкологические болезни, чтобы отмучиться здесь и предстать перед Богом с более чистой душой. Болезни людей – это и испытание для близких, пройти эти испытания мы все должны с терпением и пониманием.

В Центральной мечети Алматы также ответили отрицательно. Человеку жизнь дана для прохождения определенных испытаний, и мы обязаны пройти их достойно и терпеливо. В иудаизме позиция служащих неоднозначна. Категорически не признается активная эвтаназия, пассивная допускается в отдельных случаях, считается, что больного убивает болезнь, а не врач.

С огромным сомнением к этой идее относятся юристы. Сколько преступлений таится за легализацией эвтаназии! Ждет не дождется молодой человек, когда любимый дедуля преставится, оставит после себя квартиру, а старик все сопротивляется. Ну как не помочь немощному человеку? А уж бизнесменов можно будет хоронить с регулярностью боя курантов.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема эвтаназии не нова. Она существует столько же веков, сколько живут и умирают люди на земле. Правда, общество не склонно обсуждать её широко, имеет место нечто вроде молчаливого согласия считать её компетенцией медиков. Общество отдаёт решение вопроса в конкретных ситуациях в ведение врачей; при этом предполагается, что одобряемые им этические нормы медицинской профессии однозначно диктуют линию их поведения.

Научно-технический прогресс в медицине постоянно сталкивает людей с новыми, неожиданными и непростыми проблемами. Расширяя возможности человека, этот прогресс одновременно увеличивает и многообразие ситуаций, в которых человеку надлежит сделать выбор. В немалой степени это связано с тем, что новейшие медицинские приборы и препараты позволяют бороться за жизнь больного в таких ситуациях, в которых совсем недавно это было немыслимо. С другой стороны, в настоящее время существуют специальные медико-социальные учреждения – хосписы, предназначенные для безнадёжно больных людей, где наряду с врачами за ними ухаживают психологи, пытающиеся облегчить страдания своих пациентов.

Вопрос об эвтаназии нельзя считать закрытым ни с точки зрения права, ни с этической и социальной точки зрения. Однако, несмотря на тяжесть объективных обстоятельств, общество, прежде всего в лице научного, медицинского и правового сообщества, должно найти подобающие формы практики и убедительные аргументы, которые помогут более глубокому пониманию эвтаназии в сознании людей. И начинать необходимо именно с правового прояснения этой сложной и важной проблемы.

Фото shutterstock

Фото shutterstock

Разработчики документа рассказали, какие проблемы решит новый кодекс и с какими трудностями могут столкнуться медики.

В Алматы прошли общественные слушания по проекту Кодекса о здоровье нации. Документ уже прошёл процедуру согласования с госорганами. Было несколько публичных обсуждений с экспертами. Поступившие предложения проанализировали и внесли в текст проекта. Сейчас кодекс находится на рассмотрении в Мажилисе.

Как прошли слушания, какие новеллы кодекса предлагает Минздрав и что по этому поводу думает общественность – в материале Informburo.kz.

Что предлагают изменить

В Кодексе о здоровье народа и системе здравоохранения шесть основных направлений.

Первое – общественное здоровье. Разработчики предлагают:

  • ввести информированное добровольное согласие или отказ от диагностических, профилактических и лечебных услуг (за исключением хирургического вмешательства) для детей в возрасте от 16 до 18 лет;
  • обязать граждан учиться навыкам оказания первой помощи;
  • обязать работодателей создавать условия для прохождения работниками скрининговых исследований, в том числе отпускать их для этого с работы, сохраняя должность и оклад;
  • запретить непривитым детям посещать детские сады;
  • запретить выкладывать табачную продукцию в магазинах;
  • функции по охране здоровья населения закрепить за центральными госорганами;
  • развивать дошкольную и школьную медицину.

Второе – медицинская помощь. Минздрав предлагает разделить её на три уровня:

  • первичная медико-санитарная помощь;
  • помощь профильных специалистов;
  • помощь профильных специалистов с применением высокотехнологичных медицинских услуг.

Третье – образование и наука в области здравоохранения. Основные предложения:

  • внедрить международные стандарты подготовки медработников;
  • предоставить автономию организациям высшего и послевузовского медицинского образования.
  • ввести солидарную ответственность за качество подготовки медработников;
  • регламентировать деятельность субъектов научной деятельности и определить требования к биомедицинским исследованиям.

Четвёртое – фармацевтическая деятельность:

  • систематизировать нормы в этой сфере;
  • внедрить сооплату за лекарства на добровольной основе;
  • ввести фармацевтический инспекторат и должность фарминспектора для контроля за соблюдением норм закона.

Пятое – кадровая политика:

  • повысить статус медицинского работника;
  • изменить параметры сертификации медработников с учётом непрерывного профессионального развития;
  • вести нормы повышения квалификации за счёт работодателя или бюджета;
  • изменить нормы оплаты труда и мотивации;
  • ввести ответственность за воспрепятствование законной деятельности медицинских и фармацевтических работников;
  • дать медработникам приоритетное право на бюджетную соцподдержку;
  • ввести страхование профессиональной ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пациента.

Шестое – цифровое здравоохранение:

  • регламентировать наличие в больницах медицинских информационных систем и их интеграцию с аналогичными системами Минздрава;
  • конкретизировать порядок использования персональных и деперсонифицированных медицинских данных и определить ответственность для медработников за их корректный ввод в базу.

В Казахстане разрешат вывоз органов и тканей за пределы страны

Однако обсудить все предполагаемые нововведения на этом слушании не удалось – пришлось сконцентрироваться на тех, что будоражат общественность больше всего. Главным вопросом оказалась трансплантология: люди переживают, что после смерти их внутренние органы будут продавать иностранцам.

В проекте кодекса предусмотрена целая глава о ввозе/вывозе органов и тканей. Заместитель председателя правления Национального научного центра хирургии имени Сызганова Улугбек Медеубеков заметил, что прежде не было случаев вывоза органов казахстанцев для операций за рубежом.

"Эта норма внесена в проект для оказания помощи нашим согражданам, которые находятся в командировках, проживают или работают за рубежом, у них там есть родственники. Это нужно в редких и исключительных случаях, когда пациент может оказаться не транспортабельным. В таких случаях государство не может оставить их без помощи. Норма необходима, чтобы оказать помощь нашим соотечественникам и обеспечить реализацию их прав на медицинскую помощь", – пояснил Улугбек Медеубеков.

На вопрос из зала о том, поступали ли от казахстанцев подобные заявки, г-н Медеубеков ответил отрицательно.

Участник слушаний, представившийся Станиславом Витальевичем, предложил поднять вопрос наследования внутренних органов. По его мнению, тело и отдельные его части – собственность каждого человека. Поэтому решение о том, что будет с органами после его смерти, должен принимать их владелец.

"Сейчас, получается, это воровство – человек лишается своих органов, своей собственности. Органы бесплатно достаются медикам, которые их изымают. Это неправильно. Я считаю, что не должно быть презумпции согласия на лишение органов. Должна быть презумпция оставления органов у человека, если он сам специально не разрешит их продавать, изымать. Пусть он идёт к нотариусу и пишет, что он оставляет органы такому-то человеку и оценивает их в такую-то сумму", – считает Станислав Витальевич.

В ответ на это предложение вице-министр здравоохранения Ляззат Актаева напомнила, что согласно действующему законодательству купля-продажа органов, их частей и тканей запрещена. А значит, речи о каких-либо компенсациях идти не может – донорство должно быть на безвозмездной основе. Кроме того, разработчики обещают регламентировать ответственность за рекламу продажи органов.

Детского донорства не будет

Ещё один важный вопрос в разделе трансплантологии – презумпция согласия на донорство. Эта норма действует с 2009 года. После принятия новой редакции предполагается, что каждый гражданин по-прежнему автоматически соглашается быть донором, если не оформляет при жизни отказ.

"У нас психология такая, что мы не думаем о том, что попадём завтра в какой-то несчастный случай. Мы понимаем, что донорство – это важно, нужно это пропагандировать и объяснять людям. Но народ не доверяет нашему здравоохранению, боится, и чаще всего необоснованно. Поэтому я думаю, что стоит оставить норму о том, что если хочешь быть донором, нужно прижизненное согласие", – высказалась директор Фонда диабетического просвещения Наталья Тукалевская.

Заявить о своём нежелании быть посмертным донором может любой гражданин, а также его близкие родственники. Соответствующая отметка автоматически появится в электронной базе.

Согласно новой редакции кодекса, неопознанные лица, а также недееспособные и несовершеннолетние, не смогут быть донорами.

Термин "смерть мозга" не предусмотрели в проекте нового кодекса

На слушаниях присутствовала Ольга Максутова – реципиент почки. Операцию она ждала полтора года. В своей эмоциональной речи девушка попросила защитить врачей:

"Не думайте, что наши хирурги режут всех направо и налево и изымают органы. У нас за прошлый год было произведено всего две операции от доноров, у которых произошла смерть мозга. Трансплантологию нужно развивать, и я за презумпцию согласия. Но считаю, что на законодательном уровне надо защитить хирургов, чтобы к ним не было претензий со стороны родственников".

Девушку поддержала и президент Национальной медицинской ассоциации Айжан Садыкова. Медик считает, что необходимо оставить презумпцию согласия, а для желающих стать донором – ввести специальный штрих-код в удостоверяющие личность документы. Это поможет снять многие вопросы по защите медицинских работников.

"Если человек при жизни дал согласие, врача никогда не обвинят в том, что он преступник. Но тут ещё важен вопрос по смерти мозга. Если у судмедэксперта спросить, является ли человек живым при смерти мозга, он ответит: "Да, он ещё не умер". Тогда это уже эвтаназия, это нанесение тяжкого вреда с летальным исходом. И опять пострадают врачи. Они сегодня боятся заниматься трансплантацией, потому что могут оказаться крайними при возбуждении уголовного дела", – сказала Айжан Садыкова.

Чтобы этого не случилось, по мнению Садыковой, нужно широко информировать население о возможности спасти чью-то жизнь. А ещё ввести государственную социальную поддержку тем, кто отдаёт свои органы. Тогда, возможно, люди охотнее будут соглашаться быть донорами.

Но прежде всего нужно внимательно отнестись к тексту самого законопроекта, считает детский невропатолог Каиргали Конеев. Помимо неувязки с эвтаназией мужчина нашёл множество других ошибок. Например, определение смерти мозга из кодекса слово в слово повторяет определение из Википедии. А проблема гораздо глубже.

"У нас, если один и тот же пациент пойдёт к 10 разным врачам, у него будет 10 разных диагнозов. Но если он поедет в Берлин, Нью-Йорк или Куала-Лумпур, у него везде будет один и тот же диагноз. В нашей стране не внедряются принципы доказательной медицины, потому что они невыгодны нынешнему министерству и мешают усиливать государственную монополию в сфере здравоохранения. Кодекс совершенно сырой, и его принятие будет преступлением против народа Казахстана", – сказал Каиргали Конеев.

По окончании обсуждений разработчики кодекса предложили всем выступавшим в письменном виде изложить свои предложения и замечания, пообещав внимательно их изучить.

Читайте также: