Задержание транспортного средства как мера обеспечения производства по делу

Обновлено: 16.05.2024

Задержание транспортного средства — это еще одна мера обеспечения производства по делу об административном нарушении. Водители обычно называют ее проще: эвакуация или штрафстоянка.

установленных законом случаях.

Цитата из ст. 27.13 КоАПРФ. 1.

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено, в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо лицом, указанным в части 3 настоящей статьи, в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой. Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.

Теперь переведем сухой язык закона в более понятные для нас слова.

Отсутствие у водителя при себе водительского удостоверения, либо регистрационных документов, либо доверенности (или других документов на право владения автомобилем, если за рулем находится не его собственник). ?

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления или лишенным его. ?

Управление автомобилем в состоянии опьянения. ?

Стоянку транспортного средства с нарушением ПДД, когда это создает препятствия движению других транспортных средств.

Автомобилисту на заметку.

Задерживать автомобиль за неправильную стоянку могут только тогда, когда он создает препятствие движению других автомобилей. В разных городах нашей страны к этому вопросу подходят неодинаково. Самая жесткая позиция — любое нарушение правил стоянки автоматически создает помехи для движения других транспортных средств. Если Вы считаете, что ваша машина не создавала помехи, хоть и нарушала правила стоянки, то обязательно обжалуйте постановление ГИБДД и докажите это в суде. ?

Нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов. ?

Отказ от медицинского освидетельствования.

Задержание транспортного средства должно происходить в соответствии с законом, но зачастую на практике правила задержания выполняются не точно, поэтому важно знать

последовательность процедуры задержания, чтобы вовремя обнаружить ее нарушение. Итак, по порядку: 1.

Инспектор заметил нарушение. 2.

Если инспектор знает, кто водитель, то он составляет протокол об административном правонарушении и протокол о задержании транспортного средства (допускается сделать запись о задержании в протоколе о правонарушении, а не составлять отдельный). 3.

Вызывается эвакуатор. 4.

Автомобиль опечатывается и грузится на эвакуатор, при этом он передается уполномоченной организации.

Письменно описываются все внешние дефекты автомобиля (царапины, сколы и т. д.), чтобы в дальнейшем выявить те, что возникли во время перевозки или хранения. Помимо этого, обязательно описывается находящееся в автомобиле имущество.

Автомобилисту на заметку.

Опечатывать все двери автомобиля требуется по постановлению Правительства РФ № 759, но на практике я этого не встречал. Если передача автомобиля уполномоченной организации происходит без участия водителя, то в этом случае обязательно присутствие двух понятых. 5.

Если водитель не присутствует при задержании, то информация о том, что машина задержана, передается в дежурную часть ближайшего отдела милиции. Сотрудники милиции должны установить владельца автомобиля и сообщить ему о задержании и месте нахождения автомобиля.

Автомобилисту на заметку.

На практике владелец автомобиля вынужден сам разыскивать свой автомобиль. В некоторых городах информацию о задержанных транспортных средствах можно получить по телефону, например, в Санкт-Петербурге — 001 и 4.

Известны случаи, когда хозяин автомобиля обращался в ближайший отдел милиции и даже заявлял об угоне машины, но информацию о задержании так и не получал. Поэтому лучше не надеяться на помощь милиции, а самостоятельно разыскать свою машину. 6.

Водитель устраняет причину задержания. 7.

В том подразделении ГИБДД, чей сотрудник произвел задержание, водитель получает отметку об устранении причины задержания — разрешение забрать автомобиль. 8.

Водитель оплачивает услуги стоянки, если машина простояла более суток, и забирает автомобиль.

Автомобилисту на заметку.

Согласно ст. 27.13 КоАП РФ, первые сутки хранения и перемещение (перевозка) не оплачиваются автомобилистом.

Очень важный момент, на который необходимо обратить внимание — новая редакция Административного кодекса, действующая с 1 июля 2008 г, не позволяет каким-либо образом прерывать процесс задержания. Задержание транспортного средства уже включает в себя и перемещение, и хранение автомобиля. А это означает, что даже если вы успели устранить причину задержания раньше, чем машину увезли, то процесс задержания, к сожалению, необратим.


В работе рассматривается такой аспект производства по делам об административных правонарушениях, как меры обеспечения административного производства по делам о правонарушениях применительно к транспортным правоотношениям. Изучаются вопросы правомерности и необходимости применения таких мер.

Ключевые слова: административное производство, транспорт, меры обеспечения, административное правонарушение.

Целевое назначение перечисленных обеспечительных мер административного производства направлено на: пресечение административного правонарушения; установление личности нарушителя; − составление протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения; обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении; исполнение принятого по делу постановления.

Таким образом, меры обеспечения административного производства по всем без исключения административным делам прямо раскрыты в ст.27.1 КоАП РФ, указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию [3].

Из анализа рассмотренных мер обеспечения административного производства, предлагается выделить непосредственно меры обеспечения административного производства по делам о правонарушениях на транспорте, к которым можно отнести:

– досмотр транспортного средства (п.3 ч.1 ст.27.1; 27.9 КоАП РФ) подразумевает обследование транспортного средства без нарушения его целостности, производится для обнаружения предметов или орудий административного правонарушения. Проводится лицами, имеющими право проводить досмотр вещей и осуществлять личный досмотр. Может осуществляться в присутствии водителя или без него, но при обязательном наличии двух понятых или ведении видеозаписи. При проведении досмотра транспортного средства должен составляться протокол или указывается соответствующая запись в протоколе;

– отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида (п.5 ч.1 ст.27.1; 27.12 КоАП РФ) эта мера может применяться, когда существуют основания полагать, что лицо находиться в состоянии опьянения, к лицам совершившим административные правонарушения управляя транспортным средством без документов; к водителям, не имеющим права либо лишенным права управления транспортным средством; к лицам, управляющим транспортным средством с заведомо неисправными тормозной системой, сцепным устройством и рулевым управлением. До устранения причин лицо отстраняется от управления транспортным средством;

– медицинское освидетельствование на состояние опьянения (п.6 ч.1 ст.27.1; 27.12 КоАП РФ) осуществляется при несогласии с результатами проверки на состояние опьянения, проведенной сотрудниками ГИБДД, при отказе от проверки на состояние опьянения, а так же если у сотрудников ГИБДД существуют основания полагать, что водитель находиться в состоянии алкогольного опьянения, даже если алкотестер не выявил наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, если водитель стал участником ДТП, в результате которого пострадали люди, при подозрении водителя в совершении преступления.

  1. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях: ВС СССР от 23.10.1980 // Ведомости ВС СССР. 1987. № 22. Ст. 312; 1988. № 31. Ст. 506 (утратил силу с 1.07.2002 в связи с ведением в действие КоАП РФ)/
  2. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (в ред. от 26.07.2019) // Российская газета 2002. 31 июля.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) — Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1. — Ст. 1.

Основные термины (генерируются автоматически): административное правонарушение, транспортное средство, административное производство, РФ, состояние опьянения, мера обеспечения, алкогольное опьянение, дело постановления, медицинское освидетельствование, правильное рассмотрение дела.

Задержание транспортного средства — это еще одна мера обеспечения производства по делу об административном нарушении. Водители обычно называют ее проще: эвакуация или штрафстоянка.

установленных законом случаях.

Цитата из ст. 27.13 КоАПРФ. 1.

При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных статьей 11.9, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1 и 3 статьи 12.8, частью 4 статьи 12.19, частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26 настоящего Кодекса, применяется задержание транспортного средства, включающее его перемещение при помощи другого транспортного средства и помещение в специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если создаются препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, а подлежащее задержанию транспортное средство по его техническим характеристикам не может быть помещено на специализированную стоянку, оно может быть перемещено, в том числе путем управления задержанным транспортным средством его водителем либо лицом, указанным в части 3 настоящей статьи, в близлежащее место, где не будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, с последующей блокировкой. Плата за перемещение транспортного средства, за первые сутки его хранения на специализированной стоянке и за блокировку не взимается.

Теперь переведем сухой язык закона в более понятные для нас слова.

Отсутствие у водителя при себе водительского удостоверения, либо регистрационных документов, либо доверенности (или других документов на право владения автомобилем, если за рулем находится не его собственник). ?

Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления или лишенным его. ?

Управление автомобилем в состоянии опьянения. ?

Стоянку транспортного средства с нарушением ПДД, когда это создает препятствия движению других транспортных средств.

Автомобилисту на заметку.

Задерживать автомобиль за неправильную стоянку могут только тогда, когда он создает препятствие движению других автомобилей. В разных городах нашей страны к этому вопросу подходят неодинаково. Самая жесткая позиция — любое нарушение правил стоянки автоматически создает помехи для движения других транспортных средств. Если Вы считаете, что ваша машина не создавала помехи, хоть и нарушала правила стоянки, то обязательно обжалуйте постановление ГИБДД и докажите это в суде. ?

Нарушение правил перевозки крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов. ?

Отказ от медицинского освидетельствования.

Задержание транспортного средства должно происходить в соответствии с законом, но зачастую на практике правила задержания выполняются не точно, поэтому важно знать

последовательность процедуры задержания, чтобы вовремя обнаружить ее нарушение. Итак, по порядку: 1.

Инспектор заметил нарушение. 2.

Если инспектор знает, кто водитель, то он составляет протокол об административном правонарушении и протокол о задержании транспортного средства (допускается сделать запись о задержании в протоколе о правонарушении, а не составлять отдельный). 3.

Вызывается эвакуатор. 4.

Автомобиль опечатывается и грузится на эвакуатор, при этом он передается уполномоченной организации.

Письменно описываются все внешние дефекты автомобиля (царапины, сколы и т. д.), чтобы в дальнейшем выявить те, что возникли во время перевозки или хранения. Помимо этого, обязательно описывается находящееся в автомобиле имущество.

Автомобилисту на заметку.

Опечатывать все двери автомобиля требуется по постановлению Правительства РФ № 759, но на практике я этого не встречал. Если передача автомобиля уполномоченной организации происходит без участия водителя, то в этом случае обязательно присутствие двух понятых. 5.

Если водитель не присутствует при задержании, то информация о том, что машина задержана, передается в дежурную часть ближайшего отдела милиции. Сотрудники милиции должны установить владельца автомобиля и сообщить ему о задержании и месте нахождения автомобиля.

Автомобилисту на заметку.

На практике владелец автомобиля вынужден сам разыскивать свой автомобиль. В некоторых городах информацию о задержанных транспортных средствах можно получить по телефону, например, в Санкт-Петербурге — 001 и 4.

Известны случаи, когда хозяин автомобиля обращался в ближайший отдел милиции и даже заявлял об угоне машины, но информацию о задержании так и не получал. Поэтому лучше не надеяться на помощь милиции, а самостоятельно разыскать свою машину. 6.

Водитель устраняет причину задержания. 7.

В том подразделении ГИБДД, чей сотрудник произвел задержание, водитель получает отметку об устранении причины задержания — разрешение забрать автомобиль. 8.

Водитель оплачивает услуги стоянки, если машина простояла более суток, и забирает автомобиль.

Автомобилисту на заметку.

Согласно ст. 27.13 КоАП РФ, первые сутки хранения и перемещение (перевозка) не оплачиваются автомобилистом.

Очень важный момент, на который необходимо обратить внимание — новая редакция Административного кодекса, действующая с 1 июля 2008 г, не позволяет каким-либо образом прерывать процесс задержания. Задержание транспортного средства уже включает в себя и перемещение, и хранение автомобиля. А это означает, что даже если вы успели устранить причину задержания раньше, чем машину увезли, то процесс задержания, к сожалению, необратим.

Читайте также: