Можно ли отправить в командировку самозанятого

Обновлено: 27.04.2024


Не только большие компании уделяют внимание фрилансу и самозанятым. ИП тоже активно используют работу с новыми представителями рынка. Но только опыт этот часто оказывается негативным. Почему предприниматели вместо экономии на налогах и взносах получают блокировки счетов и штрафы? Мы все выяснили и вам расскажем.

Начнем с небольшой статистики. По данным электронных изданий, таких как Коммерсантъ, Интерфакс и сайта ФНС число самозанятых с начала 2021 года только растет. Например:

  • В Краснодарском крае количество самозанятых выросло почти в 2,5 раза;
  • В Новосибирской области — на 60%, а в Башкирии — на 50%;
  • В Забайкальском крае самозанятых стало больше в 2 раза.

А по прогнозам из исследования агентства Frank RG к 2024 году число самозанятых дойдет до 8,4 млн человек .

А все началось собственно с того, что стала популярен фриланс. Иногда понятия фриланс и самозанятость путают, но это не одно и тоже.

Фрилансер — свободный художник, он работает на себя и часто даже не регистрирует свою деятельность в налоговой. Обычно фрилансеры это — программисты, разработчики, дизайнеры, художники, копирайтеры, маркетологи и т. д. Они используют для поиска заказчиков специальные биржи фриланса. Биржа не интересуется статусом своих пользователей. Для нее важно — получение комиссии или абонентского платежа.


По данным той же биржи процент повторных заказов у исполнителей составляет 50%. Т. е. половина заказчиков вновь обращается за услугами к фрилансеру.

Но с такими работниками ИП если и сталкивается, то редко, например, когда нужно создать сайт, нарисовать макет визитки или написать красивый текст для рекламы магазина.

По самозанятым статистики в открытом виде мы не смогли найти. Очевидно, чтобы увидеть внутреннюю кухню сайтов для работы с самозанятыми придется там зарегистрироваться. Есть здесь те, кто пользуется услугами бирж? Поделитесь опытом в комментариях.

Фрилансер может быть самозанятым и наоборот, тут четкой грани нет. И все-таки, если вы — ИП и хотите найти подходящего исполнителя-самозанятого, то вам на специализированные сайты для работы с плательщиками НПД, так меньше риска.

Когда договор с самозанятым могут признать трудовым

Не стоит пытаться маскировать под расчеты с самозанятыми трудовые отношения. Поверьте, чтобы вам не говорил Иваныч с соседней стройки, отвечать за нарушения только вам. А у Иваныча может зять — прокурор.

Давайте посмотрим, что будет являться признаком трудового договора, а что нет:

Договор с самозанятым (СЗ)

Если ИП решил сократить штат он должен пройти определенную процедуру. Работники предупреждаются за 2 месяца, получают выходное пособие и т.д.

Если ИП решил расстаться с самозанятым — расторгает договор. Последствия и ответственность определяются договором и ГК.

Ошибка всех ИП решивших резко перейти на работу с самозанятыми — полная замена штат сотрудников на самозанятых. Еще круче, если самозанятыми стали те же сотрудники — до сих пор не все предприниматели в курсе, что так делать нельзя. Работать с бывшими работниками в статусе СЗ можно только если они уволились более 2-х лет назад.

Мало того, несправедливо уволенные сотрудники, если их принудили подписать заявления об увольнении по собственному желанию, могут обратиться в Трудовую инспекцию. По суду их восстановят на работе с уплатой простоя за весь период тяжбы.

Работник должен соблюдать режим рабочего времени.

СЗ вправе работать по собственному графику, главное, чтобы работу выполнял.

Если работы ведутся в помещении, допустим, детского сада, который закрывается в 19.00, то это всего лишь соблюдение режима работы объекта и к рабочему времени прямого отношения не имеет. Так что такой момент, как соблюдение объектного режима, вполне можно указать в договоре.

Зарплата выплачивается дважды в месяц.

Оплата может производиться авансом или по факту, поэтапно, ежедневно и т.д. — по договоренности между СЗ и заказчиком.

Рекомендуется не устанавливать для оплаты работы самозанятого те же дни, в которые ваши сотрудники получают зарплату. Лучше всего привязать факт оплаты к объемам, этапам, выполненной работы.

Сотрудникам отдельных категорий, например кладовщикам, кассирам, устанавливается материальная ответственность за вверенные им материальные ценности.

СЗ может застраховать свою ответственность, груз, который перевозит, авто, на котором ездит и т. д., но делает это как правило добровольно и выгодополучателем по договору страхования является сам СЗ..

По ГК РФ заказчик сможет взыскать убытки с исполнителя (ст. 15), но это не тоже самое, что материальная ответственность (статья 238 ТК РФ).

Работнику полагаются социальные льготы, отпуска, больничные.

Самозанятый, если заболеет, может договориться о продлении сроков исполнения договора с заказчиком.

А захочет отдохнуть — просто не берет заказы.

Оплачивать время болезни или отдыха заказчик ему не обязан.

Одна из ошибок — включать самозанятых в графики отпусков и даже в приказы на отпуск. Это прямо говорит, что вы строите не гражданско-правовые, а трудовые отношения с исполнителем. Выдача детских подарков к Новому Году может свидетельствовать о том же.

В соответствии с положением о премировании работник получает премии или бонусы за работу.

СЗ, если объем работы оказывается больше, чем было рассчитано, заключает дополнительное соглашение к договору, где устанавливается новая цена работ., пересчитывается смета и т. д.

Если хочется поощрить хорошего исполнителя — просто договоритесь увеличить сумму контракта через допсоглашение, не обзывайте превышение бонусом или премией.

К тому же, учитывая свободу гражданского законодательства, стороны могут установить стоимость услуг, например, в зависимости от сроков и качества исполнения. Выполнил все и быстро — вот тебе 10 000, быстро, но пришлось переделывать — 7 000, качественно, но долго — 8000 и т.д.

Работник выполняет обусловленную трудовым договором работу регулярно, следует должностным инструкциям. Например, ведет бухгалтерию.

СЗ выполняет разовую работу. Можно привлекать одного исполнителя несколько раз, но это каждый раз будет новый договор.

Например — нанимаете самозанятого бухгалтера для проверки ведения учета в 1С. Проверил, дал заключение, рекомендации, получил деньги и адьёс!

В следующий раз бухгалтер придет анализировать отчетность за год, в следующий — создаст шаблоны платежей с новыми реквизитами по налогам и взносам и т. п.

В идеале привлекать самозанятого лучше на разовые задачи, которые не связаны с основной деятельностью. Но если очень хочется, то можно. Главное заранее просчитать риски.

Пример: ИП занимается грузоперевозками и привлекает водителей-самозанятых. Если они все работают только на него, он выдает им деньги на бензин, а еще хуже того - учитывает этот бензин в своих расходах, то тут налицо трудовые отношения.

А вот если ИП оплачивает услуги водителей, а они перевозят груз и для других заказчиков, сами за свой счет заправляются, то тут доказать трудовые отношения будет нелегко.

Хотелось бы отметить еще одну вопиющую ошибку — это включение самозанятых в зарплатный проект. Тут ФНС просто руку вам пожмет за содействие в пополнении бюджета.

Короче говоря — все во многом зависит от контекста договоренностей между заказчиком и исполнителем.

Кажется, что самые простые режимы у ИП — УСН 6% или патент, но в реальности предприниматель постоянно сталкивается с вопросами — как оформить это, как учесть то, как уменьшить налог по закону. В Чёрной Бухгалтерии мы специально создали чат для общения предпринимателя и консультанта-бухгалтера, чтобы вы задавали вопросы в удобном для вас формате.

Безопасно ли работать с ИП-самозанятыми

С точки зрения налогообложения. нет. Ожидали другого? Да, с ИП остаются почти все те же проблемы, что и с обычными самозанятым-физиком. ИП может сняться с учета очень быстро, а об утрате статуса не сообщить. Переквалифицировать с ним договор в трудовой ФНС также может, если он будет отвечать соответствующим признакам.

Из плюсов — при переводе денег ИП-самозанятому на его расчетный счет комиссия будет ниже, чем при расчетах с физлицами и банк на переводы между ИП реагирует спокойнее. Хотя если перемещаться будут очень крупные суммы или сделки вызовут сомнения — заморозки операций не миновать.

Пугать будете?

А как же. Мы, как говориться, на помощи ИП собаку съели и видели, как успешный предприниматель оказывается в патовой ситуации с заблокированным счетом и кучей запросов проверяющих.

Платит ИП со своего счета самозанятым и внезапно получает запрос из налоговой, даже требование — расскажите, почему это вы платите регулярно физлицам, а никаких взносов и НДФЛ в бюджет не перечисляете? С самозанятыми работаете, а где ваши доказательства, т. е. документы?

Вот тут и вышли на свет три главных ошибки ИП в работе с самозанятыми:

За неоформление работника по трудовому договору индивидуальному предпринимателю грозит штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а при повторных нарушениях — до 40 тысяч рублей.

ИП очень повезет, если налоговая обнаружит оплаты физику в межрасчетный и межотчетный период.

Например, ИП нанял исполнителя 10 июля 2021 года , заплатил ему 26 июля и 5 августа получил запрос из ФНС. Тогда у него есть время сдать СЗВ-М (до 10 августа), 6-НДФЛ и РСВ вообще грозят только в октябре. Взносы нужно заплатить до 15 августа. Проблема только в НДФЛ.

Но это сейчас мы помечтали. Скорее всего, налоговая подождет как раз конца отчетного периода и уже потом запросит выписку, а может и до конца года подождать.


Работа каждого предприятия неразрывно связана с командировками его сотрудников. А пребывание в командировке требует конкретных затрат – на покупку пищи, съем квартиры или гостиницы, проезд в общественном и (или) личном транспорте. Чтобы учесть эти расходы на издержки фирмы, оформите определенные документы.

Подготовкой большинства из них должен заниматься кадровик. Однако, если такого нет в штате, эта обязанность ложится на вас, как на работодателя.

В нашей статье мы дадим ответы на такие вопросы:

  • что такое командировка;
  • кого допускается отправлять в поездку, а кого – нет;
  • какие документы нужны для командировки и как их правильно составить и т. д.

Что такое командировка?

Командировкой является поездка штатного специалиста в иную местность с целью исполнения задания начальника. Место трудовой деятельности – это подразделение, где человек трудится на основании договора и (или) приказа о приеме на службу. Командировкой будет считаться поездка сотрудника из главного офиса в филиал и наоборот.

Работа водителей, экспедиторов, курьеров связана с постоянным пребыванием в пути. Согласно статье 168.1 ТК РФ, такие работники также имеют право на возмещение собственных затрат, сопряженных с проездом и съемом квартиры (гостиницы). Составляя коллективный трудовой договор со своими работниками, вы должны четко выписать список работников, деятельность каких будет иметь разъездной характер.

Кого можно отправлять в командировку, а кого нельзя?

Согласно Трудовому кодексу, в поездку может быть направлен только штатный сотрудник вашей организации, с каким вы заключили контракт. Из этого правила есть исключения.

  • беременных;
  • несовершеннолетних (исключение – креативные сотрудники СМИ, театров, цирков, концертных учреждений, спортсмены-профессионалы);
  • людей, которые трудятся по ученическому договору.

Особый случай – женщины с детьми до 3 лет. Командировать такую категорию работников можно, но женщина должна дать на это свое согласие (в письменном виде). При этом поездка не должна быть противопоказана лечащим врачом. Согласно статье 259 Трудового кодекса, руководитель предприятия должен письменно уведомить сотрудницу о том, что она может отказаться от поездки. Все вышеупомянутое полностью относится к лицам, какие ухаживают за больными членами своей семьи и (или) имеют на иждивении детей-инвалидов (инвалидов детства).

Как оформляется отъезд внештатного сотрудника

Как мы уже отметили выше, в служебную поездку вы можете послать только служащего из штата. Но в ряде случаев нанимателю надо командировать сотрудника, с каким заключался договор гражданско-правового характера. Таким документом, к примеру, может быть договор поручения либо подряда. В этом случае компания также может покрыть затраты человека, сопряженные с деловой поездкой. Разумеется, для этого затраты не только должны быть прямо связаны с данным поручением, но и доказаны документами. Работник должен предоставить квитанции и чеки.

В гражданско-правовом договоре должен быть отдельный пункт, касающийся возмещения затрат. Тогда ваш работник не будет платить с полученных денег НДФЛ, а вы – платить средства в различные внебюджетные фонды.

Как отстоять свою правоту перед проверяющими?

Сколько может длиться командировка?

Наименьший срок служебной командировки законодательство не определяет. Таким образом, вы можете командировать своего сотрудника даже на один день. Протяженность командировки определяется руководителем предприятия, с учетом объема, сложности и других характеристик поручения, данного рабочему.

День отъезда совпадает с датой отправки соответствующего транспортного средства. Если транспорт отправляется до 24.00, значит, день отъезда – эти сутки. В противном случае – следующие.

Документы для командировочного

Перед отправкой служащего в служебную поездку оформите следующие документы:

  • служебное задание (нужна форма Т-10а);
  • приказ о направлении сотрудника в командировку (форма № Т-9 либо № Т–-а);
  • командировочное удостоверение (заполните форму № Т-10).

Служебное задание – это документ, который составляет начальник отправляемого в поездку сотрудника. Для этого он использует бланк, утвержденный Госкомстатом 5 января 2004 года.

Реквизиты документа такие:

  • ФИО и наименование должности сотрудника, которого направляют в командировку;
  • отдел, цех или иное подразделение предприятия, в котором трудится человек;
  • место отправки – государство, населенный пункт, наименование фирмы;
  • протяжность поручения, дата его начала и конца;
  • название фирмы, которая будет оплачивать командировочные;
  • основание, по которому работник был отправлен в служебную поездку.

Данный документ подписывается руководителем структурного подразделения и утверждается директором фирмы. После этого кадровый отдел подготавливает приказ о направлении в служебную поездку.

Далее нужно составить другой документ – приказ о направлении в командировку. Для этого документа применяется форма № Т-9, если в служебную поездку отправляют одного человека и форма № Т-9а, если нескольких.

В приказе нужно указать такие данные:

  • ФИО и должность командируемого;
  • отдел, в каком он работает;
  • место командировки;
  • время;
  • цель.

В приказе необходимо установить источник расчета, с которого сотруднику будут покрываться его затраты. Это может быть, как ваша фирма, так и принимающая сторона. Приказ подписывается директором фирмы. Командируемый должен посмотреть документ и тоже скрепить его подписью. Как и служебное задание, приказ хранится в архиве на протяжении 5 лет.

Командировочное удостоверение – это документ, на основании какого бухгалтерский отдел начисляет и платит суточные. Для удостоверения применяется бланк по форме № Т-10.

В специальном разделе удостоверения работник должен делать пометки в каждом из пунктов назначения о своем прибытии и убытии. Дальше эти отметки должны быть скреплены печатью компании, в какую послан человек.

Всегда ли надо оформлять удостоверение?

Без этого документа могут обойтись:

  • филиалы и представительства заграничных фирм;
  • организации, какие отправляют своих работников в загранкомандировку. В этом случае даты заезда в страну и отъезда из нее указаны в загранпаспорте.

Без удостоверения можно обойтись и тогда, когда человек вернется на свое рабочее место в день отъезда. Как и остальные документы, удостоверение должно храниться в архиве на протяжении 5 лет. Вы должны регистрировать удостоверения в специально отведенном для этого журнале. Документы людей, приехавших в командировку из иных компаний, нужно регистрировать в другом журнале.

Читайте также: