Задачи школы по обеспечению преемственности отражены где

Обновлено: 02.07.2024

3 Преемственность, с точки зрения детского сада – Преемственность, с точки зрения детского сада – это – ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения

4 Преемственность с позиции школы – Преемственность с позиции школы – это опора на знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения. Это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка

5 ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ НОВЫМ И СТАРЫМ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ Непрерывное образование понимается как согласованность и перспективность всех компонентов системы: * целей, * задач, * содержания, * методов, * форм организация воспитания и обучения на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Таким образом, преемственность – это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

6 ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ШКОЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ, * Состояние здоровья и физическое развитие детей. * Уровень развития познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности. * Умственные и нравственные способности. * Сформированность творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития. * Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться с взрослыми и сверстниками.

7 является формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: * любознательности, * инициативности, * самостоятельности, * произвольности, * творческого самовыражения и других. Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка Ведущей целью подготовки детей к школе

8 Основные направления ступеней преемственности дошкольного и начального школьного образования * сохранение самоценности каждого этапа развития: опора на достижения предыдущего этапа; * индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; * осуществление поступательного возрастного развития ребенка с учетом уровня достигнутого и продвижение его вперед; * гуманизация как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому человеку; * открытость человека изменяющемуся миру; * сохранение общего физического, психологического и психического здоровья детей.

9 ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: * педагогика сотрудничества; * гуманно-личностная технология; * технологии на основе активизации деятельности воспитанников: развивающее, проблемное, игровое обучение; * технология коммуникативного обучения; * технология уровневой дифференциации.

10 Схема преемственности между образовательными уровнями дошкольным и начальным школьным звеном

11 Основные содержательные линии дошкольного – начального образования представлены следующими направлениями развития ребёнка: * познавательно-речевое * социально-личностное * художественно - эстетическое * физическое

12 ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОУ И ШКОЛЫ ЯВЛЯЮТСЯ: * установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой; * выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов; * создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей; * всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; * оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу; * формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

14 В соответствии с ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагогическим коллективом детского сада разработана общеобразовательная Программа ДОУ. Поставленная цель охватывает весь спектр результатов, сформулированных в ФГТ, и позволяет педагогу по его возможностям использовать в работе с детьми весь имеющийся у него профессиональный потенциал.

15 Цель программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что станет основой его успешной самореализации на всех этапах жизни.

16 * Создавать комфортные условия жизнедеятельности детей, которые будут способствовать чувству защищенности, уверенности ребенка в том, что его любят, а также его физическую и психологическую безопасность; * Обогащать предметно – развивающую среду, формирующую активность ребенка в различных видах детской деятельности, проявлении любознательности, творчества, накопление разнообразного опыта в игре и экспериментировании; * Организовывать игровое взаимодействие с другими детьми и взрослыми, направленное на естественную адаптацию и социализацию ребенка в современной социально – культурной среде; * Содействовать полноценному развитию детей на основе освоения содержания основных образовательных областей в соответствии с ФГТ, а также возрастных и индивидуальных особенностей. Задачи:

19 Центр театрализованной деятельности Центр изобразительной деятельности Центр музыкальной деятельности Художественно – речевой центр Центр ряженья Центр конструирования Центр сенсорного развития Центр логики Центр экспериментирования Учебная зона Центр природы Центр уединенияСпортивный центр Салон - парикмахерская Центр обучения грамоте Информационный центр для родителей Кафе - столовая Магазин - супермаркет Центры деятельности Салон - автомастерская Стройка Больница Центр безопасности Защитники Отечества Сухой бассейн Центр сюжетно- ролевых игр Центр дидактических и развивающих игр Центр воды и песка

20 Предметно – развивающая среда

22 ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ РЕБЕНКА 70% - здоровье и физическое развитие 60% - интеллектуальное развитие 50% - коррекция речи 40% - взаимоотношения 30% - сотрудничество с ДОУ 20% 10% 0%

23 Уровень и динамика развития детей по основным линиям развития 100% - физическое развитие 90% - познавательное развитие 80% - социально-личностное развитие 70% - художественное развитие 60% - психологическая готовность 50% детей к школьному обучению 40% 30%

24 Достижения воспитанников в конкурсах и соревнованиях

25 Результаты дошкольного образования как параметры готовности к школьному обучению * умение управлять своим поведением; * выполнение требований взрослого; * участие в различной деятельности; * достаточный уровень сформированности всех сторон речи (звукопроизношение, слоговой состав слова, лексико- грамматические категории, связная речь); * владение навыками звукового анализа и синтеза слов; * достаточный уровень развития памяти, произвольного внимания, мыслительных операций; * сформированность зрительно - пространственного восприятия, временных ориентировок; * достаточная зрительно - моторная и слухо - моторная координация; * соответствующий возрасту запас знаний об окружающем мире.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

«Организация преемственности между дошкольным

Паспорт проекта

Наименование

Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 года №1155

Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Об

Участники образовательных отношений со стороны детского сада и

Разработчик

Цель проекта

образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между

дошкольным и начальным звеном образования

Задачи проекта

соответствии с государственным стандартом;

через различные виды деятельности.

Развитие исследовательских способностей и обучению детей

умениям и навыкам исследовательского поиска;

Формировать у педагогов и специалистов практических умений и

навыков реализации принципа преемственности в профессиональной

Изучать и внедрять в практику работы доу методик и технологий,

обеспечивающих реализацию принципа преемственности;

направления

Создание модели взаимодействия педагогов ДОУ и

начальной общей школы (технологическая мастерская).

Создание условий для реализации основной общеобразовательной

программы ДОУ в соответствии с ФГОС.

собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих

взаимодействовать с родителями (законными представителями) по

вопросам образования ребенка.

Срок реализации

обеспечение

средства бюджета муниципального образования

средства областного бюджета

инновационного

улучшение результатов мониторинга физических качеств детей

старшего дошкольного возраста;

образовательной программы ДОУ каждым ребенком;

качеств воспитанников к школьному обучению;

увеличение показателей психологической готовности к школе.

Для родителей:

запросам родителей (законных представителей воспитанников);

открытость ДОУ (сайт) для родителей и активизация их участия

в деятельности учреждения;

высокий уровень оценки эффективности проекта родителями по

данным социальных опросов, анкетирования.

Для администрации:

обеспечение организационно-управленческого и методического

общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС;

создание нормативно-правовой базы проекта.

Для педагогического коллектива:

преемственности между дошкольным образованием и начальной

воспитание любви к книге, гендерное воспитание и т.д.)

согласование разделов образовательных программ

(русский язык в школе и грамота, развитие речи в ДОУ) в

вопросах: обучения рассказыванию, звукового анализа слова;

(математика) в вопросах: решения задач и развивающие игры в

публикация материалов по теме проекта.

Для дошкольных образовательных учреждений п. Пангоды:

образования в контексте ФГОС;

публикации в СМИ, на сайте ДОУ, МОУ СОШ №1

реализацией

Управление и контроль осуществляет администрация МДОУ «Детский

Пояснительная записка

Актуальность.

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его

в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию

развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников

детского сада и начальной школы.

(ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности

детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов

образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности

повышения качества образования в целостной системе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном

обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном

ребенка. Но гораздо в большей степени

успешная адаптация будущего первоклассника

сформировать только в условиях взаимодействия двух сред: детской школьной и детской

дошкольной. При чѐм, передача социального опыта от взрослого к ребѐнку здесь будет не

так важна, как опыт межличностного взаимодействия школьников и дошкольников.

Традиционные формы организации преемственности (взаимные просмотры занятий,

экскурсии в школу) не обеспечивают вышеуказанных требований или делают это частично.

В то же время, необходимо создать такую среду для ребѐнка, которая представляла бы

единое поле развития не только в детском саду, но и в семье.

Таким образом, цель - обеспечение преемственности и непрерывности в организации

начальным звеном образования.

создание условий для охраны физического и психического здоровья детей;

обеспечение преемственности в содержании и организации образовательного процесса;

развитие творческих способностей воспитанников и учеников через различные виды

деятельности: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных;

развитие исследовательских способностей и обучению детей умениям и навыкам

формировать у педагогов и специалистов практических умений и навыков реализации

принципа преемственности в профессиональной деятельности;

изучать и внедрять в практику работы ДОУ методик и технологий, обеспечивающих

реализацию принципа преемственности;

повышать профессиональную компетентность педагогов по проблеме преемственности;

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы

представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют

собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребѐнка на

этапе завершения уровня дошкольного образования.

ребѐнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

ребѐнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе

и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со

сверстниками и взрослыми.

ребѐнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т.д.

у ребѐнка развита крупная и мелкая моторика.

ребѐнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может

следовать социальным нормам

способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных

Целевые ориентиры Проекта выступают основаниями преемственности дошкольного

и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации

Целевые ориентиры Проекта не подлежат непосредственной оценке, в том числе в

виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения

воспитанников. Поэтому в данном случае мы оцениваем только условия, способствующие

достижению целевых ориентиров.

Законодательно-нормативные документы:

Национальная доктрина образования Российской Федерации на период до 2025года.

Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года

Конвенция о правах ребенка

Концепция дошкольного воспитания и школьного обучения НОО

Педагогические принципы

Вариативность содержания форм, методов образования родителей.

Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи, детского сада и школы

соответствующими действиями другого.

внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.

Система показателей по достижении целей проекта

Повышение качества образования

Оценка промежуточного, итогового уровня развития детей

Оценка готовности детей первого класса к обучению в школе (МОУ

СОШ №1 п. Пангоды)

Повышение индекса здоровья

Обученность педагогов в рамках ФГОС.

Возросший рейтинг МДОУ

Проект реализуется в период с 1.09.2016г по 30.05.2017 г

Этапы проекта

детского сада, обнаружить проблемные поля. Подобрать инструментарий для осуществления

необходимых участников образовательной деятельности.

учреждением и начальной общей школой.

образовательным учреждением и начальной общей школой на текущий момент;

изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и педагогический

опыт по преемственности, применяемых в других ДОУ

создать стажировочную площадку по теме «Преемственность в развитии личности

Содержание работы:

Создание рабочей группы проекта.

условий детского сада (методических, технических, кадровых).

проблемы в организации преемственности, пути решения).

Анкетирование родителей (выявление уровня компетентности).

2 этап: основной – 01.11.2016г. – 1.05.2017 г. Включает весь перечень мероприятий с

детьми школы и детского сада, их родителями и педагогами.

Цель: Последовательная разработка модели преемственности между ДОУ и начальной

создать модель взаимодействия педагогов ДОУ и учителей начальной общей школы

самостоятельно добывать и применять знания (деятельностный подход);

организовать раннее знакомство детей со школой;

начального общего образования;

формировать в семьях позитивное отношение к активной общественной и социальной

3 этап: аналитический – 1.05.2017г. – 30.05.2017 г. Определяет проблемы и перспективы

Цель: Подведение итогов реализации проекта.

Создать инновационный продукт, предлагаемого ДОУ к распространению.

Выявить эффективность реализации проекта.

Этапы проекта предполагают действия и мероприятия по следующим направлениям:

Организация образовательной деятельности с детьми в старших и подготовительных

социализацию и условия для успешной адаптации детей в школе (мотивационные карты,

Создание единой системы сопровождения семьи посредством интерактивных форм,

Организация постоянно действующего семинара-практикума совместно для педагогов

ДОУ и МОУ СОШ №1п. Пангоды

инициативности и самостоятельности как предпосылок универсальных учебных действий.

Данные мероприятия могут осуществляться за счѐт бюджетных и внебюджетных средств.

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

улучшены результаты мониторинга физических качеств детей старшего дошкольного

рост положительной динамики освоения основной образовательной программы каждым

достижение более высокого уровня развития интегративных качеств воспитанников к

увеличение показателей психологической готовности к школе.

Для родителей:

высокая оценка эффективности проекта родителями по данным социальных опросов,

Для администрации:

Достигнуто единство целей задач в соответствии с ФГОС НОО и ДО.

обеспечено организационно-управленческое и методическое сопровождение проекта;

созданы условия для реализации основной общеобразовательной программы ДОУ в

соответствии с ФГОС;

создана нормативно-правовая база проекта.

преемственности ДОУ и СОШ.

Для педагогического коллектива:

максимальная включенность педагогов в создание модели преемственности между

дошкольным образованием и начальной общей школой;

правовое воспитание, воспитание любви к книге, обучению детей умениям и навыкам

исследовательского поиска и т.д.)

Усовершенствована совместная деятельность педагогов ОУ.

согласованы разделы образовательных программ (русский язык в школе и грамота,

(математика) в вопросах: решение задач и развивающие игры в школе и в ДОУ;

технически оснащены рабочие места педагогов мультимедийным оборудованием;

публикация материалов по теме проекта.

Разработана взаимосвязанная система перехода детей от игровой деятельности к учебной,

способствующая росту школьной адаптации.

Для образовательных учреждений п. Пангоды

необходимое условие непрерывного образования в контексте ФГОС;

публикации в СМИ и на сайтах ДОУ, МОУ СОШ №1 п. Пангоды.

Контроль за ходом реализации проекта осуществляют: заведующая МДОУ «Детский сад

Условия реализации проекта.

1. Штат специалистов.

Наличие в штате опытных специалистов (директор, заместитель директора по учебно-

воспитательной работе, воспитатели, учителя начальной школы, медицинская сестра, педагог-

психолог, учителя - логопеды, музыкальные руководители).

2. Материальная база.

Наличие двух зданий – детского сада и школы.

Оборудование: компьютеры стационарные, ноутбуки, мультимедийный проектор, экраны,

магнитофоны и пр. – созданы и реализуются условия для очного и дистанционного

взаимодействия педагогов, родителей.

3. Развивающая предметно-пространственная среда.

В групповых организованы физкультурные уголки, уголки уединения, центры речевого и

природные уголки, что способствует развитию творческих способностей и сенсорики у

развитие личности ребенка. Имеется инструментарий для организации всех мероприятий

проекта. В школе: актовый зал, спортивный зал, кабинет информатики, ритмики, музей,

4. Здоровьесберегающая среда:

Рациональное построение режима дня создает комфортные условия пребывания детей в

детском саду, а также природосообразный ритм жизни рождает привычку к регулярной

смене разных видов деятельности, дисциплинирует детей, повышает их работоспособность,

способствует нормальному физическому и психическому здоровью.

положительных эмоций у детей в ежедневном распорядке дня. При оптимизации санитарно-

детском саду поддерживается соответствующий требованиям СанПиНа воздушно-тепловой

режим, искусственное и естественное освещение, рационально используется детская мебель,

оптимальный двигательный режим, основанный на рациональном соотношении разных

видов двигательной деятельности, который включает всю динамическую деятельность детей

как организованную, так и самостоятельную.

включение ребенка в систему коррекционных мероприятий с помощью средств музыки,

что позволяет корректировать в целях развития и оздоровления ребенка конкретные дефекты

речи, общедвигательного развития, психоэмоциональной сферы.

учеников, в которой центр смещѐн с результата и продукта деятельности на сам процесс.

Приведѐм пример: дети школы и детского сада участвуют в организации выставки

обсуждением детьми смысла и содержания картин, целей такой работы. Когда выставка уже

создана, обсуждения проводятся одновременно в разновозрастной группе непосредственно

во время совместной экскурсии к созданной галерее картин. В такую группу включается не

только первоклассники, что принято традиционно, но и более старшие дети начальной

школы. Это необходимо потому, как не у всех учеников 1 класса школьная адаптация

проходит успешно. Это означает, что они не могут в достаточной мере передавать свой

социальный опыт дошкольникам, а сами нуждаются в поддержке и сопровождении. Вместе с

тем, по уровню развития дети из первых классов близки воспитанникам детского сада,

поэтому в работу включаются и они, и более старшие дети начальной школы.

Также, от большинства подобных проектов, данный проект отличается тем, что вся

образовательная деятельность с детьми имеет отражение в системе работы с родителями

воспитанников детского сада и первых классов. Так, продолжая пример с выставкой, можно

сказать, что с родителями не просто проводится беседа с просьбой принести рисунки – им

необходимо присутствовать при создании картин, обсуждать их назначение, помогать детям

эстетично разместить рисунки на выставке и показывать детям пример общения со старшими


2. Базылева Н.В. Преемственность общего среднего и высшего образования на этапе школа – вуз: материалы ІІ Международной научно-практической конференции (Минск, 22–23 февраля 2018 г.). Минск: БНТУ, 2018. С. 22–24.

8. Shuinshina Sh., Tuyakov Y., Alpeissov Y., Zhanseitova L., Ardabayeva A. Modernization of the system of continuous natural science education in the Republic of Kazakhstan AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. Czech Republic. 2018. Vol. 8. Issue 1. Special Issue IV. P. 86–92.

Преемственность в обучении подразумевает последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность уровней образования и этапов учебно-воспитательной деятельности. Смысл преемственности заключается в том, чтобы, сохраняя полученные на предыдущем уровне образования знания, постепенно их наращивать и углублять на последующих уровнях образования [1].

Общее школьное образование в связи с концепцией непрерывного образования становится частью сквозной единой системы образования. В настоящее время в Республике Казахстан осуществляется модернизация системы образования на основе обновления содержания общего среднего образования с обеспечением его деятельного и развивающего характера. Разработаны новые государственные общеобязательные стандарты школьного образования, типовые учебные планы, учебные программы. Вместе с тем в образовательных учебных программах высшего образования, в частности по педагогическим специальностям, не учтены изменения школьных образовательных программ. Отсутствие преемственности в содержаниии общеобразовательных учебных программ общего среднего образования и образовательных программ высшего и послевузовского образования по подготовке педагогических кадров высшей квалификации создает проблемы, отражающиеся на качестве системы образования в целом, в школьном образовании в особенности.

Материалы и методы исследования

Изучение проблем преемственности является актуальным направлением исследований в области образования, данной проблематике посвящены научные труды многих известных ученых: Н.В. Базылевой [2], Л.П. Окуловой [3] и др. Преемственность с практической точки зрения обеспечивается применением системы методических средств, содержанием учебников, учебных пособий и программ, последовательным изложением учебных материалов от простого к сложному, организацией самостоятельной работы обучающихся. Обеспечение преемственности в обучении предполагает непрерывный переход количественных изменений (информация) в качественные (психическое развитие), обеспечивающий закономерную и плавную смену зон развития обучающихся, которая выражается в последовательном усложнении учебных задач и целенаправленном изменении меры каждого уровня образования. Одновременно смена этих зон является и сменой этапов развития личности и служит предпосылкой для ее более активного включения в педагогический процесс следующего уровня [4].

Результаты исследования и их обсуждение

При обеспечении преемственности учебных программ в ходе обновления содержания среднего образования важное место занимает готовность педагогического корпуса к этим изменениям на основе их профессионально-педагогической подготовки. Готовность к осуществлению преемственности образования в школе представляет собой сложное интегративное динамическое системное образование, функционирующее на разных уровнях включенности во взаимодействие с субъектом учебной деятельности – обучающимся, отражающее общую направленность личности педагога на основе его внутренней позиции, отражающей совокупность качеств педагога [5].

huin1.wmf

При изучении естественнонаучных предметов важное место занимает организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в современной средней школе, а также в стенах вуза, которая направлена на формирование у них устойчивого познавательного интереса.

Например, Химическая связь → Алканы → Введение в термодинамику → Алкены → Окислительно-восстановительные функции → Спирты → Аналитические методы.

В программе предусмотрено развитие всех навыков, предусмотренных таксономией Блума. Развитие навыков от простого к сложному согласно таксономическому подходу предусмотрено формулировкой самих целей обучения и реализуется через деятельность обучающихся на уроке.

Преемственность профильных учебных предметов в старших классах средней школы позволяет обучающимся подготовиться к обучению в вузах по естественнонаучным и техническим направлениям. Поэтому процесс преподавания должен быть нацелен не только на формирование прочных предметных знаний, но и на осознание обучающимися процесса развития знания, его логики и структуры, формирования метазнаний как основы научного мировоззрения.

С этой целью в старших классах формируются навыки самостоятельной работы с учебной литературой, создание презентаций, видеофильмов, буклетов, работа с дополнительными источниками информации.

Целенаправленно развитые способности обучающихся к проектированию и научному исследованию активизируют их самостоятельность, раскрывают интеллектуальный потенциал, мотивируют обучающихся к постановке собственных жизненных целей и выстраиванию грамотного способа достижения этих целей, не противоречащих нравственным, моральным нормам.

Заключение

Разрабатываемые теоретические и методологические основы по обеспечению преемственности образовательных программ высшего педагогического и общего среднего образования позволят выпускникам вузов по педагогическим специальностям, в том числе естественнонаучного направления, обладать глубоким знанием содержания предметов, изучаемых в организациях среднего образования на основе новых требований обновленного содержания образования.

На основе обновленного содержания учебных программ требуется пересмотреть учебные программы по естественнонаучным дисциплинам высшего педагогического образования для качественной подготовки будущих учителей-предметников для общеобразовательных школ РК.


2. Базылева Н.В. Преемственность общего среднего и высшего образования на этапе школа – вуз: материалы ІІ Международной научно-практической конференции (Минск, 22–23 февраля 2018 г.). Минск: БНТУ, 2018. С. 22–24.

8. Shuinshina Sh., Tuyakov Y., Alpeissov Y., Zhanseitova L., Ardabayeva A. Modernization of the system of continuous natural science education in the Republic of Kazakhstan AD ALTA: Journal of Interdisciplinary Research. Czech Republic. 2018. Vol. 8. Issue 1. Special Issue IV. P. 86–92.

Преемственность в обучении подразумевает последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность уровней образования и этапов учебно-воспитательной деятельности. Смысл преемственности заключается в том, чтобы, сохраняя полученные на предыдущем уровне образования знания, постепенно их наращивать и углублять на последующих уровнях образования [1].

Общее школьное образование в связи с концепцией непрерывного образования становится частью сквозной единой системы образования. В настоящее время в Республике Казахстан осуществляется модернизация системы образования на основе обновления содержания общего среднего образования с обеспечением его деятельного и развивающего характера. Разработаны новые государственные общеобязательные стандарты школьного образования, типовые учебные планы, учебные программы. Вместе с тем в образовательных учебных программах высшего образования, в частности по педагогическим специальностям, не учтены изменения школьных образовательных программ. Отсутствие преемственности в содержаниии общеобразовательных учебных программ общего среднего образования и образовательных программ высшего и послевузовского образования по подготовке педагогических кадров высшей квалификации создает проблемы, отражающиеся на качестве системы образования в целом, в школьном образовании в особенности.

Материалы и методы исследования

Изучение проблем преемственности является актуальным направлением исследований в области образования, данной проблематике посвящены научные труды многих известных ученых: Н.В. Базылевой [2], Л.П. Окуловой [3] и др. Преемственность с практической точки зрения обеспечивается применением системы методических средств, содержанием учебников, учебных пособий и программ, последовательным изложением учебных материалов от простого к сложному, организацией самостоятельной работы обучающихся. Обеспечение преемственности в обучении предполагает непрерывный переход количественных изменений (информация) в качественные (психическое развитие), обеспечивающий закономерную и плавную смену зон развития обучающихся, которая выражается в последовательном усложнении учебных задач и целенаправленном изменении меры каждого уровня образования. Одновременно смена этих зон является и сменой этапов развития личности и служит предпосылкой для ее более активного включения в педагогический процесс следующего уровня [4].

Результаты исследования и их обсуждение

При обеспечении преемственности учебных программ в ходе обновления содержания среднего образования важное место занимает готовность педагогического корпуса к этим изменениям на основе их профессионально-педагогической подготовки. Готовность к осуществлению преемственности образования в школе представляет собой сложное интегративное динамическое системное образование, функционирующее на разных уровнях включенности во взаимодействие с субъектом учебной деятельности – обучающимся, отражающее общую направленность личности педагога на основе его внутренней позиции, отражающей совокупность качеств педагога [5].

huin1.wmf

При изучении естественнонаучных предметов важное место занимает организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся в современной средней школе, а также в стенах вуза, которая направлена на формирование у них устойчивого познавательного интереса.

Например, Химическая связь → Алканы → Введение в термодинамику → Алкены → Окислительно-восстановительные функции → Спирты → Аналитические методы.

В программе предусмотрено развитие всех навыков, предусмотренных таксономией Блума. Развитие навыков от простого к сложному согласно таксономическому подходу предусмотрено формулировкой самих целей обучения и реализуется через деятельность обучающихся на уроке.

Преемственность профильных учебных предметов в старших классах средней школы позволяет обучающимся подготовиться к обучению в вузах по естественнонаучным и техническим направлениям. Поэтому процесс преподавания должен быть нацелен не только на формирование прочных предметных знаний, но и на осознание обучающимися процесса развития знания, его логики и структуры, формирования метазнаний как основы научного мировоззрения.

С этой целью в старших классах формируются навыки самостоятельной работы с учебной литературой, создание презентаций, видеофильмов, буклетов, работа с дополнительными источниками информации.

Целенаправленно развитые способности обучающихся к проектированию и научному исследованию активизируют их самостоятельность, раскрывают интеллектуальный потенциал, мотивируют обучающихся к постановке собственных жизненных целей и выстраиванию грамотного способа достижения этих целей, не противоречащих нравственным, моральным нормам.

Заключение

Разрабатываемые теоретические и методологические основы по обеспечению преемственности образовательных программ высшего педагогического и общего среднего образования позволят выпускникам вузов по педагогическим специальностям, в том числе естественнонаучного направления, обладать глубоким знанием содержания предметов, изучаемых в организациях среднего образования на основе новых требований обновленного содержания образования.

На основе обновленного содержания учебных программ требуется пересмотреть учебные программы по естественнонаучным дисциплинам высшего педагогического образования для качественной подготовки будущих учителей-предметников для общеобразовательных школ РК.

Читайте также: