Забастовка водителей яндекс такси 2021 когда

Обновлено: 16.05.2024

Активисты проводят гибридные митинги в часы пик в надежде выйти на контакт с компанией.

- Тариф ввели определенному проценту водителей. Неизвестно, из каких соображений выбирали людей. Мы пытались понять их алгоритм: обклеенный рекламой компании водитель или нет, золотой статус или платиновый, рейтинг и прочее. Мы абсолютно разные варианты просматривали и пришли к выводу, что выбирали хаотичным образом. Определенному проценту таксистов выдали неприятный бонус, как новый тарифный план, - рассказал нам Сергей.

В результате обновления водитель не видит вторую точку и цену заказа, едет куда угодно. Место назначения можно увидеть, если дополнительно платить за это 6% сверху.

- При этом у тебя никаких нет привилегий, то есть ты не получаешь никаких доплат ни за короткие заказы, ни за утренние часы пик. Бонусы тоже не работают. Грубо говоря, если ты завез человека за 49 рублей, ты получил 49 рублей. И, соответственно, если ты целый день такие заказы делаешь, ты жестко в минус уходишь, - объяснил принцип нового тарифа он.

Раньше за короткие заказы, например за 50 рублей, компания доплачивала 70 сверху. Сейчас, чтобы не доплачивать лишний раз, придумали такую хитрую схему.

Как избегают доплат? Сначала таксисту кидают короткую заявку, следующий заказ будет на большое расстояние и цена его будет 200 рублей.

- Когда ты приезжаешь на заявку, у тебя открывается вторая точка. Ты первый раз обалдеваешь. Потом ты нажимаешь поехали, когда пассажир сел, видишь цену и обалдеваешь во второй раз, - добавил Сергей.

- С лета средний заработок водителя уменьшился на тысячу рублей в сутки. Если раньше человек полноценно работал 10 часов и зарабатывал примерно 2-2,5 тысячи, то сейчас хорошо если будет полторы. Как правило, сейчас остаётся порядка 1 100 - 1 200 за 10 часовой рабочий день, - поделился Сергей. - Поэтому люди вынуждены, чтобы оплачивать аренду и прочее и при этом принести деньги домой, работать минимум 12 часов. Иногда работают по 14-16 часов, и это нормальная для таксистов ситуация.

Что для таксистов, у которых эта деятельность основной заработок, что для водителей, которые совмещают любовь к вождению с подработкой, условия одинаковые. Бастующие считают такое отношение нечестным по отношению к их труду.

- Дайте нам возможность видеть точку Б и выбирать заказы. Мне семью кормить, я должен как-то экономически выгодно работать. Как людям работать? - спрашивает мужчина.

Когда мы рассказали водителям об этой информации, они дружно посмеялись.

- Вот они пишут 400-600 рублей, как будто бы мы зарабатываем. Но они считают только промежуток с точки А до точки Б. А как же расход? Пока мы до него доедем, сколько бензина потратим, - добавил бастующий.

На данный момент водители применяют режим гибридной забастовки. То есть один день в неделю, выборочно, не выходят на работу. Кроме того, каждый день таксисты бойкотируют часы пик, не работая. Из-за этого увеличили цены и спрос большой.

Таким способом водители доставляют и себе неудобства - им приходится нередко занимать или же подрабатывать в других таксопарках. Но молчать они не собираются ровно так же, как и терпеть происходящее.

- Что потребовали партнеры сервиса от компании в коллективном письме? - спрашиваем мы.

По словам бастующих, компания никаким образом не защищает и не страхует своих партнеров.

- Бывали случаи, когда водитель, находясь на работе, скажем так, выхватывал по лицу и терял трудоспособность на какое-то время. По логике компания должна это все компенсировать, но ничего подобного не происходит, - продолжает Сергей. - Чтобы получить страховые выплаты, которые есть на бумаге, нужно потратить очень много нервов, сил, времени, денег на юристов и прочее.

Другой таксист Артем, рассказал нам историю из своих рабочих будней. Он взял клиентов с завода и повез в Елабугу. Два молодых парня когда приехали, открыли дверь и просто вышли. Заказ стоил больше 700 рублей.

Бастующие заверили: если даже и написать в поддержку, то ты будешь переписываться неделю сам с собой.

Сама инициативная группа состоит из восьми человек, а бастуют в Челнах около 200 таксистов. Мужчины сообщили, что к ним обратились водители казанских таксопарков. Они тоже интересуются забастовками, предлагают придумать что-то вместе, перенять опыт. Несмотря на то, что в столице Татарстана тарифы выше, они тоже недовольны ситуацией в целом.

- Брянск бастует, Подмосковье бастует. Как минимум четыре забастовки в данный момент проходят, - отметил активист.

Однако одобряют такие забастовки не все таксисты.

- Я не поддерживаю их, потому что там бастуют в основном те, кто отказывался от 50-60% заявок, - объяснил водитель.

Уже несколько месяцев российские таксисты, которые работают через популярные интернет-агрегаторы заказов, грозят акциями протеста. Чётко сформулировать свои требования в адрес агрегаторов могут не все, а причины для недовольства, как оказалось, у каждого свои.


Фото © ТАСС / Александра Краснова

Сделайте нам хорошо, а клиентам плохо

Таксисты, которые пытаются протестовать и одновременно работать в привычном для себя режиме, утверждают, что проклятые сервисы по вызову такси "испортили им всю жизнь и превратили в рабов". Об этом говорят в основном те, кто любит повторять фразу "А помните, в 90-е как было. ", сразу после неё проникаясь ностальгией по лихим временам. Надо признать, что с появлением "Яндекс.Такси", "Ситимобил", Gett и многих других сервисов по вызову такси жизнь вчерашних бомбил осложнилась и стала лучше одновременно.

Фото © ТАСС / Максим Григорьев

Фото © ТАСС / Максим Григорьев

Правда, такие условия бывших бомбил не устраивают. Разумеется, за использование такой машины собственник берёт себе процент с каждого заказа, да и сам агрегатор тоже не остаётся в стороне: за "сведение" клиента с водителем интернет-сервис тоже берёт примерно 18–20 процентов. Общий размер комиссии за заказ может составлять до 30 процентов от клиентского чека.

В телеграм-чатах водители настаивают, что необходимо вернуть таксометр — систему фиксированной стоимости, которая "завязана" не на расчёт стоимости агрегатором, а на фактическое время, которое нужно потратить на дорогу. При этом встроенные в приложения агрегаторов таксометры не показывают данные о клиенте, например конечный адрес. Сами водители отмечают, что "Яндекс" сделал это намеренно, чтобы водители не имели права менять стоимость поездки для клиента.

Агрегаторы в курсе

По большому счёту у тех, кто подключается к сервису, всегда есть выбор. Можно просто ездить без лицензии и "ловить" тех, кто пытается уехать до ближайшего метро с помощью поднятой руки. Метод хоть и старый, но периодически срабатывает. Конечно, о фиксированном доходе от месяца к месяцу придётся забыть: сколько "поймал" за день, столько и будет денег. Зато никакой налоговой. Агрегаторы же берут вполне справедливую комиссию за то, что сводят заказчика и таксиста вместе. В конце концов, именно за информационные услуги агрегатор берёт свой процент.

Но не всё так просто. Юридические особенности "отношений" агрегаторов с таксистами — отдельная история. Координатор движения "Синие ведёрки" Пётр Шкуматов пояснил, что бомбить по-старому уже не получится и весь рынок заказов такси сейчас "завязан" на агрегаторов. Таксисты, по словам Шкуматова, фактически оказались в заложниках у агрегаторов, которые диктуют им условия, на которых они должны работать.

Фото © ТАСС / Станислав Тихомиров

Фото © ТАСС / Станислав Тихомиров

— Несмотря на всё это, таксисты по-прежнему никакого юридического отношения к агрегаторам не имеют. История в том, что, с одной стороны, агрегатор заставляет таксиста следовать стандартам сервиса, отключает его, подключает, штрафует, а с другой стороны — никакого формального соглашения между исполнителем и агрегатором нет, вот поэтому и начали пытаться бастовать, — пояснил Пётр Шкуматов.

Кроме того, по словам координатора "Синих ведёрок", комиссия агрегатора часто превышает все разумные пределы.

— На текущий момент у агрегаторов, если посмотреть на схему работы, комиссия превышает 30 процентов. Это непосредственно агрегатор — 25 процентов. Плюс комиссия так называемой подключашки — фирмы-посредника, которая занимается обналичиванием денежных средств. Из-за комиссий (плюс к ним надо добавить падение тарифов на перевозку) водители зарабатывают какие-то постыдные деньги — 162 рубля в час. Причём четыре года назад эта цифра была что-то около 250–270 рублей в час. Поэтому падение доходов водителей произошло не из-за того, что поездки стали дороже, а из-за того, что аппетиты агрегаторов возросли, вот именно к ним у водителей и появились претензии, — говорит Пётр Шкуматов.

Правда, тут же нужно заметить, что сами таксисты часто обманывают агрегаторы, создавая себе левые заказы. Вызывают сами себя с другого номера и, разумеется, никуда не едут. Аналитики в офисе "Яндекс.Такси" или "Ситимобил" анализируют такие поездки, и, если факт обмана устанавливается, водитель лишается бонусов и доступа к ряду заказов — такие алгоритмы давно работают даже в автоматическом режиме. Затем водители (и это далеко не редкость) начинают осаждать техподдержку агрегатора и гневно требовать возврата "честно заработанного".

Скриншот © Telegram / Бойкот 2019

Скриншот © Telegram / Бойкот 2019

Раздражает таксистов и активность алгоритмов, которые проверяют и выявляют фейковые заказы. После того как агрегаторы внедрили специальные программы, "украсть" деньги, которые начисляются каждый месяц агрегатором, становится всё сложнее. В пресс-службе "Яндекс.Такси" отмечают, что наблюдается обратная тенденция: количество водителей на линии постоянно растёт.

— Водителей в среднем на 5–10% больше, чем месяц ранее. Это легко объяснить, так как для таксистов декабрь — самый "прибыльный" месяц в году. Кроме того, по мере наступления холодов растёт и спрос на такси. Сервис работает в штатном режиме, — ответили Лайфу в пресс-службе "Яндекс.Такси".

А вот тех, кто пытается постоянно обманывать систему и в целом не отличается адекватностью, со временем блокируют, лишая доступа к системе. Тогда градус ненависти таксистов выходит на новый уровень и к требованиям "сделать лучше и ещё лучше" прибавляется обида за превентивное наказание.

Правда, в пресс-службе "Яндекс.Такси" пояснили, что у агрегатора нет никакой информации о том, что "протестующие" вообще имеют отношение к работе с агрегатором.

— Мы не получали каких-либо обращений от водителей и таксопарков, и у нас нет данных, что люди, выступающие якобы от лица водителей, вообще сотрудничают с сервисом "Яндекс.Такси", — ответили в компании на запрос Лайфа.

Ещё одна претензия таксистов адресована таксопаркам. Именно они, как пишут в телеграм-чатах, не проверяют водителей по всем правилам и часто допускают к работе нелегалов, у которых зачастую нет даже водительских прав, полученных в России. Именно они, по словам координатора движения "Синие ведёрки" Петра Шкуматова, добавляют негатива в отношения "нормальных" таксистов с агрегаторами.

— Если нелегалам с иностранными правами запретят работать в такси, то, конечно, станет лучше. Сейчас основной демпинг идёт от нелегалов, они готовы работать на совершенно диких условиях. Спят в машинах, едят самую дешёвую еду, возят людей за три копейки. И сбивают тем самым цены на перевозки до безумных значений, когда перевозка осуществляется ниже цены на каршеринг, — говорит Шкуматов.

Кстати, волна недовольства таксистами-нелегалами уже дошла до Госдумы. Уже на следующей неделе этот законопроект внесут на рассмотрение в нижнюю палату. Если его примут, то проверять водителя на пригодность к работе в такси будут именно российские контролирующие органы.

Скриншот © Telegram / Бойкот 2019

Скриншот © Telegram / Бойкот 2019

Перекрыть всю Москву

Несмотря на то что регулированием рынка такси уже занялись в правительстве, таксисты продолжают продавливать и другие собственные интересы. Конечная цель, которая чётко прослеживается в диалогах телеграм-чатов, такова: больше денег, всё для таксиста. О клиентах водители думают в последнюю очередь, пассажиры, как выражаются водители, "попадаются ещё те животные".

Скриншот © Telegram / Бойкот 2019

Скриншот © Telegram / Бойкот 2019

Добиваться своего таксисты пытались разными путями. В небольших городах кто-то просто не выходил на работу, организовывая "отпуск за свой счёт". В Москве дело хотели довести до транспортного коллапса. К примеру, блокировать весь деловой квартал в "Москва Сити". Инициативы придумать "наказание" для обычных клиентов хватило, но никто так и не разобрался, почему простые пассажиры и посетители популярных мест вообще должны знать о взаимоотношениях таксистов с агрегаторами.

Скриншот © Telegram / Бойкот 2019

Скриншот © Telegram / Бойкот 2019

Расчёт оказался прост: клиенты сами должны жаловаться агрегатору на проблемы с доступом. Таксисты начали поступать следующим образом: после начала вызова они принимают заказ, но никуда не едут. Если клиент звонит или пишет в чате, ему честно говорят, что "сегодня Яндекс не возим". О том, что после жалобы клиента на форменное издевательство водителю сначала понижают рейтинг, а потом вообще отключают, водители, очевидно, не подумали. Клиенты, разумеется, в долгу не остаются.

Скриншот © Telegram / Бойкот 2019

Скриншот © Telegram / Бойкот 2019

Но проблемы клиентов таксистов не волнуют. Страдать так страдать. Правда, с организацией сплошные проблемы. В тех же телеграм-чатах многие пишут, что никакой акции протеста организовать не получится, потому что желающих работать и зарабатывать деньги (а не добиваться своего) существенно больше.

Читайте также: