За сколько дней туроператор обязан выдать путевки и билеты

Обновлено: 07.07.2024

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ
Сначала поговорим о документальном оформлении сделки.

Туроператор – турагент
В соответствии со статьей 9 закона о туризме турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, – от своего имени.

Таким образом, по сути, между туроператором и турагентом заключаются посреднические договоры. А согласно статьям 999 и 1008 Гражданского кодекса РФ, при исполнении посреднических договоров обязательным условием является представление посредником (туристической компанией) соответствующего отчета. Составляется он обычно в произвольной форме, но обязательно должен содержать информацию о реализованных туристских продуктах, их стоимости и сумме вознаграждения, причитающегося посреднику. Составляется отчет в двух экземплярах – по одному каждой из сторон.

Саму турпутевку и соответствующие авиа- или железнодорожные билеты туроператор может передать как туристу (в специализированном окошке в аэропорте/вокзале с надписью туроператора), так и турагенту, который доставляет путевку и билеты клиенту.

Турагент – турист
На самом первоначальном этапе туристической компании, конечно же, необходимо заключить с клиентом основной документ – договор.

Турфирма может разработать собственную форму договора, однако есть ряд условий, которые в нем нужно обязательно прописать. Так, в статьях 10 и 10.1 закона о туризме оговорено, что в договоре на оказание туристских услуг должны быть прописаны следующие пункты.

1. Полное и сокращенное наименования, адрес (местонахождения и почтовый) и реестровый номер туроператора.

2. Размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (местонахождение) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение.

3. Сведения о туристе или ином заказчике (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта.

4. Общая цена туристского продукта в рублях.

5. Информация о потребительских свойствах туристского продукта – о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, условиях проживания и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах.

6. Права, обязанности и ответственность сторон.

7. Условия изменения и расторжения договора.

8. Сведения о порядке и сроках предъявления туристом или иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения им условий договора.

9. Сведения о порядке и сроках предъявления туристом или иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения.

10. Полное и сокращенное наименования, адрес (местонахождения и почтовый) турагента.

11. Информация о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу (иному заказчику) услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор.

12. Информация о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

Иные условия договора определяются по соглашению сторон.

Если в договоре не будет указан хотя бы один из существенных элементов, то в соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ он может быть признан недействительным. Для турфирмы это грозит тем, что клиент в любой момент может отказаться от договора, не возмещая фирме каких-либо затрат. И в этой ситуации он будет прав.

Данный договор также заключается в двух экземплярах, подписывается и передается каждой из сторон.

Неотъемлемой частью такого договора является туристская путевка (ст. 10 закона о туризме), форма которой утверждена приказом Минфина России от 9 июля 2007 г. № 60н.

Помимо этого чаще всего в приложениях к договору турфирмы указывают условия тура. Это приложение может иметь следующий вид.

Приложение 1
к договору об оказании туристских услуг
от 16 июня 2010 г. № ТП/16062010

Условия тура

Также турагент может выдавать туристам и дополнительные документы:
– туристские ваучеры;
– информационные листки;
– брошюры о стране, отеле, обычаях, традициях, достопримечательностях и т. п.

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Теперь, разобравшись с документальным оформлением туристических отношений, постараемся разобраться с еще более насущным вопросом – как происходит обложение НДС и налогом на прибыль при таких операциях.

Налог на добавленную стоимость
Стоимость туристских и экскурсионных путевок облагается НДС по ставке 18 процентов (если речь идет о турах по России, если за границу – налогообложению подлежат лишь те услуги, которые оказываются в нашей стране). От налогообложения освобождаются лишь услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, а также организаций отдыха и оздоровления детей (в том числе детских оздоровительных лагерей), расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности (подп. 18 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Однако туристические фирмы не могут воспользоваться этой льготой, поскольку они непосредственно не оказывают названные услуги. Вариант здесь только один – продажа путевок на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров. В этом случае налогом будет облагаться лишь сумма вознаграждения, полученная турагентом за исполнение посреднического договора (п. 1 ст. 156 Налогового кодекса РФ).

Вознаграждение за продажу путевок
Размер вознаграждения оговаривается в соответствующем договоре с туроператором. На практике вознаграждение турагенту устанавливается в виде:
– процента от стоимости реализованного турпродукта;
– фиксированной суммы;
– разницы между ценой, установленной туроператором, и фактической ценой реализации.

Сумма, которую турагент получает от продажи путевки, является выручкой туроператора, а вот выручка турагента – только вознаграждение.

На основании этого НДС будет формироваться при выставлении туроператору соответствующих счетов-фактур на вознаграждение, которые регистрируются турагентом в книге продаж.

Помимо обязанности выставить счет-фактуру на агентское вознаграждение турагент также должен выставить счет-фактуру и при реализации самого турпродукта. Правда, если он действует от имени и за счет туроператора, то счета-фактуры клиентам выставляет туроператор. И соответственно он регистрирует их в книге продаж (п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914).

А вот если турагент действует от своего имени, но за счет туроператора, то счет-фактуру в двух экземплярах выставляет именно он. Один экземпляр передается клиенту (туристу), а второй подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур, но без регистрации его в книге продаж (п. 3 Правил). В дальнейшем такие счета-фактуры передаются туроператору, который перевыставляет их обратно уже от своего имени турагенту и регистрирует их в своей книге продаж (п. 24 Правил). Эти счета-фактуры турагент регистрирует только в журнале учета полученных счетов-фактур (п. 11 Правил).

Налог на прибыль
Как мы уже отмечали, доходом турагента является вознаграждение, поэтому именно его сумма признается доходом и для целей бухгалтерского учета (п. 5 ПБУ 9/99), и для целей налогообложения (ст. 249 Налогового кодекса РФ).

Моментом реализации для целей исчисления налога на прибыль (при методе начисления) в данном случае будет дата утверждения отчета турагента. Ведь до момента утверждения туроператором отчета турагента посредническую услугу нельзя считать оказанной. При кассовом методе важен не только факт утверждения отчета посредника, но и факт поступления вознаграждения в кассу или на расчетный счет.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №9, сентябрь 2010 г.

АКЦИЯ ГОДА

Первое, с чего необходимо начать, это разобраться с деталями договора на оказание туристского продукта, а также с правами потребителя, которые гарантированы законом. Правоотношения, возникающие в сфере туризма, регулируются нормами, закрепленными в Конституции РФ, Гражданском кодексе, Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон № 132-ФЗ), Федеральном законе от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей), Федеральном законе от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Это основные документы. Но кроме них необходимо обращать внимание и на Указы Президента РФ, письма Роспотребнадзора, Минкультуры России, межправительственные соглашения, а также разъяснения высших судов РФ.

Рассмотрим несколько возможных ситуаций.

Турпакет оплачен частично, курс иностранной валюты вырос

Несомненно, те граждане, которые оплатили свой турпакет частично, невольно попадают в зону риска, поскольку на дату окончательной оплаты поездки могут измениться условия, которые ранее были более благоприятны. То есть может вырасти курс иностранной валюты, влияющий на стоимость топливных сборов, отелей, дополнительных услуг и, как следствие, привести к удорожанию туристского продукта в целом.

Поэтому важно, чтобы общая стоимость (цена) туристского продукта была зафиксирована в договоре о реализации туристского продукта в рублях, как этого требуют ст. 140 ГК РФ, ст. 10 Закона № 132-ФЗ, п. 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452.

Если же в договоре цена продукта привязана к курсу иностранных валют и имеется условие о пересчете окончательной стоимости на дату окончательной оплаты, всегда присутствует элемент неопределенности. Следовательно, действия туроператоров, требующих доплату за частично оплаченный турпакет, вполне обоснованы.

В рассматриваемой ситуации выигрывают те туристы, у которых в договоре зафиксирована полная (общая) стоимость туристского продукта в российской валюте или оплатившие тур полностью в момент благоприятного курса валют.

Турпакет оплачен полностью, курс иностранной валюты вырос

Однако если по договору о реализации туристского продукта внесена полная стоимость, но туроператор не успел полностью перевести деньги своим зарубежным партнерам и оплатить путевку, вина за это не должна быть возложена на туриста. Дальнейшее изменение цены (как повышение, так и понижение, о чем поговорим чуть позже) происходит лишь по обоюдному согласию сторон путем внесения изменений в условие действующего договора. Это означает, что если гражданин заранее полностью оплатил свою поездку по цене, указанной в договоре, но позже туроператор просит сделать доплату из-за повышения курса иностранной валюты, у потребителя есть право (но не обязанность) принять изменения и внести требуемую доплату либо отказаться от этих услуг, расторгнув договор, с возвратом полной его стоимости.

Хочется акцентировать внимание на том, что включение в договор условий, дающих возможность одностороннего изменения туроператором существенных условий договора (например, указанием "стоимость туристского продукта может быть изменена туроператором в одностороннем порядке при изменении курса у.е."), противоречит ст. 310 ГК РФ, п. 10 Закона № 132-ФЗ, поскольку они ущемляют права потребителя. Следовательно, потребитель до подписания договора вправе потребовать исключения из текста таких условий. Соглашаясь с ними нужно быть готовым к дополнительным тратам.

Чаще всего потребители обращаются в суд с целью вернуть деньги при отказе от тура по независящим от них обстоятельствам: болезни или невыдаче визы, а также в связи с ненадлежащим оказанием туристских услуг, о чем свидетельствует многочисленная судебная практика (определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 27 ноября 2012 г. № 11-КГ12-18, решение Октябрьского районного суда города Ростова-на Дону от 16 ноября 2017 г. по делу № 2-5669/2017, решение Октябрьского районного суда города Пензы от 16 ноября 2017 года по делу № 2-3111/2017, решение Чапаевского городского суда от 10 октября 2017 г. по делу № 2-1159/2017, решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 9 октября 2017 г. по делу № 2-6036/2017, решение Фрунзенского районного суда города Владимира от 3 октября 2017 г. по делу № 2-1349/2017).

Но обращаться в суды за защитой своих прав в связи с непредвиденным ростом транспортных тарифов на фоне роста курса иностранной валюты они не торопятся, полагая, что данная процедура будет сложной, времязатратной и дорогостоящей.

Отчасти это так, ведь перед обращением с исковым заявлением в суд требуется соблюдение досудебного порядка разрешения спора, то есть, направление исполнителю претензии и предоставление времени на ее рассмотрение. При этом нужно помнить, что согласно ст. 10 Закона № 132-ФЗ, претензии за неоказание или ненадлежащее оказание туристу услуг, входящих в туристский продукт, предъявляются туристом в письменной форме в течение 20 дней со дня окончания действия договора и должны быть рассмотрены в течение 10 дней со дня получения претензии (если турист получил услугу, но она его не удовлетворила).

Однако имеется положительная практика удовлетворения исков Роспотребнадзора и Генеральной прокуратуры РФ, обращающихся в интересах потребителей, в которой суды делали выводы о том, что компании, закрепляющие в тексте договора свое право об одностороннем изменении договора, а также обязанности туриста принять эти условия в связи с непредвиденным изменением стоимости услуг по перевозке, в том числе из-за увеличения стоимости топлива, изменения курсов валют в сторону повышения, введения новых или повышение действующих сборов и других обязательных платежей, автоматически увеличивающих указанную в договоре стоимость турпродукта, нарушающими права потребителя на своевременное получение необходимой и достоверной информации об услугах, обеспечивающей возможность их правильного выбора и не могут быть признаны соответствующими нормам действующего законодательства (апелляционное определение Волгоградского областного суда от 17 июня 2015 г. по делу № 33-6913/2015, решение Миасского городского суда от 24 октября 2016 г. по делу № 2-4255/2016, решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 25 марта 2015 г. по делу № 2-1142/2015, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2014 г. по делу № А56-55181/2014).

Поэтому следует помнить, что если потребитель не хочет обращаться с иском в суд, есть возможность обращения в Роспотребнадзор и в Генеральную прокуратуру РФ с жалобой на действия туристической компании по качеству предоставляемых услуг, а также с целью проверки условий договора, содержащего ущемляющие права потребителя. В этом случае туристу придется ждать решения вопроса от 30 дней до двух месяцев, в зависимости от сложности вопроса. Если обращение не требует проверки или, наоборот, требует срочного вмешательства, то оно должно быть рассмотрено незамедлительно.

Если турист до начала тура решает отказаться от него, то в этом случае он может руководствоваться ст. 32 Закона о защите прав потребителей, согласно которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Туристическая компания, заботясь о своей репутации, может аннулировать тур или разрешить все спорные ситуации без обращения в суд, то есть спустя 10 дней после получения претензии/заявления. При отказе в удовлетворении заявления/претензии туриста либо в случае игнорирования туроператором данного заявления, возврат уплаченной денежной суммы будет осуществляется только через суд.

Турпакет оплачен полностью, курс валюты упал

Если в тексте договора имеется условие, при котором в случае снижении общей цены турпакета по тем или иным основаниям предусмотрен возврат излишне уплаченной суммы либо на сумму разницы ранее внесенной суммы и фактической стоимости тура туристу будет предоставлена дополнительная услуга, то турист вправе обратиться к туроператору с заявлением об изменении условий договора. Если же подобного пункта в договоре нет, то требование об изменении условий договора может остаться без удовлетворения. В этом случае турист вправе расторгнуть договор, опираясь на Закон о защите прав потребителей, а затем купить новый тур по более выгодной цене. Зная о таком возможном исходе событий, многие туроператоры/турагентства стараются идти туристам на уступки, и ситуация разрешается с учетом интересов двух сторон.

Анализ договора

Перед подписанием договора необходимо тщательно изучить его содержание. Здесь важно понимать, что согласно ст. 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора, а сам текст договора может содержать элементы различных договоров. Это значит, что в договоре могут быть условия о предоставлении услуг по реализации туристского продукта, о перевозке, добровольном страховании, предоставлении дополнительных услуг (в том числе, экскурсионных услуг, услуг переводчика и т.д.). Но в обязательном порядке договор должен содержать существенные условия, изложенные в ст. 10 Закона № 132-ФЗ и п. 7 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта: полное и сокращенное наименования, адрес, место нахождения исполнителя (туроператора), информация о способах связи с ним (номера телефонов, факсов, адрес сайта в Интернете, адрес электронной почты), размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, сведения о туристе, общая цена турпродукта в рублях, информация о потребительских свойствах туристского продукта, который включает в себя информацию о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране временного пребывания, о наличии экскурсовода/гида, инструктора-проводника и о дополнительных услугах, а также информация о порядке и сроках предъявления туристом требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора, условие выдачи туристу, приобретающему услугу по перевозке, оказываемую туроператором отдельно, либо в составе туристского продукта, электронного билета, подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно. Если договор о реализации туристского продукта заключен ранее, чем за 24 часа до начала путешествия, такой билет должен быть выдан туристу не позднее, чем за 24 часа до начала путешествия. Указанные требования в части обязанности туроператора выдать туристу проездной документ установленной формы распространяются также на туроператоров, заключающих договоры фрахтования других транспортных средств (морских и речных судов, железнодорожного транспорта общего пользования), иные договоры в целях организации перевозки туристов, и на туроператоров, приобретающих посадочные места на различных типах судов (воздушных, морских, речных) и на железнодорожном транспорте общего пользования (ст. 10.2 Закона № 132-ФЗ)

Необходимо обратить внимание на информацию о правах, обязанностях, ответственности сторон, условиях изменения и расторжения договора, а также сведения о порядке и сроках предъявления туристом претензий к туроператору в случае нарушения последним условий договора.

В случае заключения туристом с одним туроператором отдельного договора на оказание услуг по перевозке и отдельного договора на оказание услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период услуги, оказываемые по таким договорам, приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта (ст.10 Закона № 132-ФЗ).

Также следует проверять, включен ли туроператор в единый федеральный реестр туроператоров, какой размер финансового обеспечения и срок его действия, ведь туроператор отвечает перед туристом за действия (бездействие) третьих лиц, оказывающих услуги, входящие в туристский продукт, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ не установлено иное (ст. 9 Закона № 132-ФЗ). Проверить туроператора можно на сайте Ростуризма, введя в поисковом окне название компании, с которой планируется заключение договора.

Если тур приобретается в турагентстве, то потребителю должен быть предоставлен договор, заключенный между турагентством и туроператором, где описан подробный перечень полномочий, передаваемых туроператором турагентству и порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов по договору о реализации туристского продукта, а также в случае необходимости оказания экстренной помощи туристу. Помимо этого, туристу должна быть предоставлена копия доверенности, выданная туроператором на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта.

После заключения договора и внесения денежных средств, во избежание непредвиденных ситуаций в аэропорту или на отдыхе, следует заранее запросить у исполнителя бронь и оплату отеля, а также информацию о бронировании авиабилетов на имя выезжающих за пределы России туристов.

Внесение изменений в договор до его подписания

Как же на практике реализовать все эти советы, особенно когда вторая сторона возражает и вынуждает потребителя принять текущие условия, либо отказаться от заключения договора вообще? Для этого можно устно или письменно изложить те условия, которые не устраивают туриста, предложить исполнителю изменить формулировку конкретного пункта договора, либо исключить из договора не нужные (сомнительные) условия или дополнить его новыми условиями, которые не были ранее предусмотрены. После внесения изменений необходимо вновь внимательно изучить окончательный вариант текста договора и только удостоверившись в том, что все коррективы внесены и устраивают потребителя, можно переходить к его подписанию и оплате.

Что такое раннее бронирование

В самом широком смысле раннее бронирование — это специальное предложение туроператора или турагента (далее — турфирма) по продаже туров. Суть такого предложения для клиента: чем раньше до начала отдыха вы купите тур, тем дешевле он вам обойдется.

Получается, основными характеристиками раннего бронирования можно назвать:

На заметку
Наличие предложений раннего бронирования не означает, что такие же и (или) похожие туры нельзя будет купить в разгар сезона. Вопрос в цене;

б) цену тура. При раннем бронировании ее привлекательность для туриста достигается, прежде всего, за счет снижения стоимости:

Среди преимуществ раннего бронирования турфирмы и сами туристы чаще всего выделяют возможность:

— сэкономить на покупке тура;

— выбрать наиболее подходящие и комфортные авиакомпанию, рейс и (или) место;

— свести к минимуму риски несвоевременного оформления (получения) необходимых для отдыха документов (визы, справки, разрешения на выезд и пр.).

На что обратить внимание при раннем бронировании

В целом для туриста процесс заблаговременной покупки тура (по предложению раннего бронирования) ничем не отличается от обычной (вне каких-либо специальных предложений): выбор турфирмы — заключение договора на оказание туруслуг (далее — договор) — оплата — отдых.

Обратите внимание!
Для такого договора установлена типовая форма . Это значит, что исключать из него какие-либо положения, предусмотренные типовой формой, нельзя, но можно внести дополнения. Главное — дополнения не должны противоречить законодательству .

Вместе с тем при покупке тура по предложению раннего бронирования стоит обратить особое внимание на следующие моменты:

а) стоимость туруслуги, а особенно на срок и порядок ее оплаты. Будьте внимательны, раннее бронирование — это всегда 100-процентная предоплата. И сроки ее внесения определяет турфирма в договоре. Например, в течение 5 дней с даты заключения договора, до конца месяца, в котором договор был заключен, и др. Нарушение таких сроков чревато для клиента дополнительными расходами — выплатой неустойки .

На заметку
Стоимость должна быть указана в белорусских рублях или в эквиваленте иностранной валюты (по официальному курсу Нацбанка соответствующей валюты на день платежа). Турфирма вправе предложить и иной курс для определения окончательной суммы оплаты ;

б) порядок внесения изменений в договор. При необходимости и желании в договор можно внести изменения даже после его заключения. Но сделать это можно только по письменному соглашению сторон . Другими словами, ни турфирма, ни вы не вправе внести в договор никакие изменения без письменного на то согласия другой стороны. Исключение из этого правила предусмотрено только для изменения турфирмой: условий по перевозке и (или) размещению (и только если вам будут предоставлен транспорт и (или) отель такого же или более высокого качества) и условий о маршруте путешествия (если изменения вызваны чрезвычайными ситуациями, требованиями безопасности) .

Пример
В договоре указано, что в случаях изменения курса валют турфирма может в одностороннем порядке, без согласования с клиентом, изменять стоимость тура. Такое условие неправомерно, и турфирма не вправе требовать от вас его соблюдения;

в) возможность и порядок расторжения договора. И вы, и турфирма вправе расторгнуть договор в любое время в одностороннем порядке. Иначе говоря, не важно, согласна на это вторая сторона или нет, — ее согласие не требуется. При этом, если договор расторгает турфирма, она должна возместить вам убытки, если вы — вы обязаны оплатить турфирме все фактически понесенные ею расходы . Под ними понимаются только те расходы, которые турфирма может подтвердить документально. Если таких подтверждений нет, она обязана вернуть вам всю внесенную сумму .

На заметку
Случается, турфирмы, чтобы свести к минимуму случаи отказа от тура и обезопасить себя от их последствий, прописывают в договоре условия:
— ограничивающие право туриста расторгнуть договор. К примеру, запрещающие сделать это за определенное количество дней до начала поездки;
— полностью исключающие право туриста отказаться от тура.
Включение в договор таких условий незаконно, т.к. ущемляет ваши права и интересы как туриста .

Когда будут готовы документы на тур и что в них входит?


Вы купили тур в турфирме и уже полностью оплатили его.
Наконец, подходит дата долгожданного отпуска, и вы ждете звонка от менеджера по туризму о готовности документов.

Когда же будут готовы документы на тур?

Когда можно будет получить документы на тур, зависит от нескольких факторов:

Каждый туроператор выставляет свои временные рамки по выписке документов, например, всем известный туроператор Pegas Touristik дает агентству распечатать для вас документы ориентировочно за 2-4 дня до планируемого вылета. Не менее популярный Coral Travel и туроператор Sunmar, в свою очередь, выдают документы на тур уже за 1,5-2 недели до вылета (бывает и раньше).

Каждая авиакомпания за разное время до вылета начинает выписку авиабилетов. Т.е., после подтверждения вашего тура, теоретически, туроператор уже готов выдать часть документов (ваучер и мед. страховку), однако, он ждет, пока авиакомпания откроет ему возможность напечатать билеты. Именно поэтому, в некоторых случаях, документы выдаются впритык к вылету.

Это влияет опять-таки на дату выписки авиабилетов по туру. При бронировании тура с перелетом регулярным рейсом, билеты обычно можно распечатать сразу после их оплаты. Приобретение тура с перелетом чартером обычно предполагает получение документов на тур за несколько дней до вылета.

Что входит в пакет документов на тур:

1) Загранпаспорт либо РФ паспорт.

Если вы приобрели тур заграницу, то при вылете, как взрослому, так и ребенку, необходимо иметь заграничный паспорт. В этом случае, российский паспорт, брать с собой не обязательно, т.к. загранпаспорт – это ваш полноценный официальный документ. Российский же паспорт относится к документу национальному, несущему какой-то вес лишь в пределах нашей родины.

Если же вы планируете отдых на курортах России или ближнего зарубежья, то с собой вам нужно будет иметь РФ паспорта на всех граждан, старше 14 лет. Для детей, младше 14 лет, нужно иметь при себе свидетельство о рождении детей.

2) Свидетельство о рождении ребенка.

Крайне важно помнить, что выезжая с ребенком заграницу, нужно иметь с собой свидетельство о рождении (для всех детей до 18 лет), в доказательство того, что вы вывозите из России именно своего ребенка. Спрашивают этот документ при прохождении таможенного контроля.

4) Согласие на выезд ребенка заграницу. Документ это важный, но не всегда требуется его оформление. Итак, в каких случаях требуется его оформить?

4.1 Для выезда за границу с обоими родителями согласие на выезд детей не требуется.

4.2 Если ребенок выезжает за границу с одним из родителей, то согласие на выезд ребенка не требуется. Исключением является только ситуация, когда от второго родителя ранее поступал запрет на выезд ребенка.

4.3 Когда ребенок выезжает за границу без родителей в сопровождении третьего лица, оформляется согласие на это третье лицо.

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: согласие на выезд ребенка просят сделать, если ребенок отправляется на отдых с одним родителем или без родителей для оформления шенгенской визы.

5) Ваучер – это документ, в котором указана вся основная информация по вашему туру.

Как выглядит ваучер?


Как мы видим, здесь фигурирует информация о туристах, о датах их заселения в гостиницу и выселения из нее, типе номера, типе питания, здесь же указывается название принимающей стороны (Incomingpartners) туроператора и ее контактные данные.

Что делать с ваучерами?

Ваучер, как правило, выдается один на всех (на номер). Его выдают, как в одном, так и в трех экземплярах. В самом развернутом своем варианте этот документ состоит из нескольких частей: туристский ваучер, ваучер на размещение в отеле и ваучер на трансфер.

Ваучер на трансфер забирают, пока вас везут от аэропорта до отеля. Ваучер на размещение в отеле вы отдаете при заселении в отель. Туристский ваучер остается на руках до конца поездки в доказательство того, что в стране вы находитесь в туристических целях.

6) Электронные авиабилеты или Маршрут-квитанция электронного билета.

Все авиабилеты на самолет уже несколько лет выглядят, как распечатка подробной информации о вашем перелете на обычном белом листе формата А4. Такие авиабилеты может распечатать вам, как турагентство, так и вы сами на любом доступном принтере, имея лишь сам файл с электронным билетом.

Обычный электронный авиабилет выглядит подобным образом:


Вверху располагается название авиакомпании. Ниже – фамилия и имя пассажира. Еще ниже – дата отправления, номер рейса, город и время отправления (в авиабилетах всегда указывается местное время!!), город прибытия, время прибытия (не всегда), класс перелета, а также допустимая норма бесплатного провоза багажа. Под этой строкой может размещаться дополнительно информация о допустимом весе ручной клади и о том, за сколько начинается и заканчивается регистрация на рейс.

Электронные билеты необходимо взять в путешествие в одном экземпляре на каждого человека. Сами авиабилеты никто у вас забирать не будет, их могут только попросить предъявить при прохождении паспортного контроля перед регистрацией на рейс.

Для прохождения регистрации на рейс понадобится лишь предъявить заграничные паспорта на стойке регистрации.

7) Медицинская страховка или Медицинский полис – обязательный документ в составе турпакета. Медицинский полис может быть выписан, как один на всех отправляющихся в путешествие людей, так и на каждого туриста в отдельности.

Ниже размещаю пример мед. страховки, приобретенной в составе тура:


В верхнем левом углу мы видим название страховой компании. Ниже и справа – номер брони, который могут спросить в случае активации страховки. При получении документов на тур рекомендую проверить правильность данных каждого из туристов, т.к., если будет допущена хотя бы одна ошибка, страховка будет не действительна.

Медицинское страхование у туроператоров встречается с оплатой безусловной франшизы и без. Если таковая предусмотрена страховой компанией туристического оператора по данному направлению, то её стоимость вы сможете найти так же на первой странице страхового полиса сверху. В случае наступления страхового случая, первым делом, необходимо активировать мед. страховку, позвонив по указанному на ней телефону круглосуточного сервисного центра.

Не хотите платить за франшизу? Хотите, чтобы Вы или Ваш ребенок были застрахованы на максимально возможную сумму? Хотите застраховать багаж от потери или чтобы страховка покрывала в том числе случаи, произошедшие в состоянии алкогольного опьянения? Оформите дополнительный медицинский полис (стоимость от 300-600 рублей).

Оформить медицинскую страховку без франшизы за активацию, страховку от задержки рейса, страховку от невыезда, от потери багажа и для занятия активными видами отдыха рекомендую на любом из сервисов Cherehapa, Сравни.ру, Strahovkaru или Tripinsurance, предварительно сравнив цены, т.к. иногда где-то цены подгружаются в 1,5-2 раза выгоднее;

9) Путёвка (не является обязательным документом в настоящее время!!).

Турфирма обязана выдать путевку только в том случае, если она работает без кассового аппарата, отчитываясь перед контролирующими органами по БСО (бланкам строгой отчетности). Именно путёвка, в данном случае, и будет являться БСО.

Если же турфирма при приобретении вами тура, выдает кассовый чек, то путёвка не является обязательным для выдачи документом.

10) Памятка по стране – это миниатюрная книжечка или распечатка интересной и полезной информации по стране, в которую вы отправляетесь на отдых. В ней вы найдете рассказ о традициях и обычаях местного населения, о языке, на котором происходит общение, о магазинах и сувенирах, экскурсиях внутри страны, а также много другой полезной информации.

Подытоживая выше сказанное, еще раз хочу отметить, что крайне важно проверить наличие полного пакета документов на тур перед выходом из дома, т.к. из-за случайно оставленного документа может сорваться желанная поездка на отдых!

Дополнительные полезные сервисы:

— Взять байк (скутер, мотоцикл) в прокат можно на сервисе BikesBooking;

— Взять в прокат машину Economybookings, AutoEurope или в Myrentacar;

— Заказать универсальную симкарту для путешественников можно на Дримсим;

— Арендовать яхту можно на сайте HopaYacht, а заказать себе морской круиз — на Dreamlines;

— Забронировать такси или индивидуальный трансфер: KiwiTaxi или intui.travel;

— Билеты на автобусы по России, СНГ и Европе многие заказывают на Autobus.Travel или Busfor;

— Билеты на поезда, автобусы, паромы, чартеры в Юго-Восточной Азии на 12Go.

Читайте также: