За какой период учитывается доход граждан в целях установления права на получение субсидии

Обновлено: 17.05.2024

Под среднедушевым доходом понимается доходность на душу населения. Если определяется усредненное значение семейного дохода, совокупные поступления делятся на количество членов семьи.

Порядок расчетов закреплен в федеральном законе №44-ФЗ от 05.04.2003 и в постановлении правительства №512 от 20.08.2003. В 44-ФЗ указано, как высчитать, малоимущая семья или нет в 2021 году, — для этого потребуется вычислить средний душевой доход на каждого члена семьи и сравнить его с региональным прожиточным минимумом.

Душевой доход на семью требуется при назначении социальных пособий от государства и региональных властей. Если поступления на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, который действует в регионе, граждане вправе претендовать на дополнительную поддержку от государства.

ПФР на официальном сайте опубликовал перечень прожиточных минимумов по регионам, которые действуют при расчете пособий и соцвыплат в 2021 году.

В ежегодных региональных нормативах закрепляется, какой доход на 1 человека должен быть у малоимущей семьи в 2021 году, — не больше прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. Если семейная доходность ниже этого показателя, обращайтесь в органы соцзащиты за пособиями. Вот на что вправе претендовать малоимущие семьи:

Путинское пособие на детей до 3 лет

Деньги на первого и второго ребенка ежемесячно перечисляют фонды:

  • на первого — ФСС;
  • на второго — ПФР из материнского капитала.

Пособие назначат, если средняя семейная доходность суммарно не больше двух прожиточных минимумов в регионе. Величина выплат — один прожиточный минимум на уровне субъекта РФ.

Путинское пособие на детей от 3 до 7 лет

Компенсацию перечислят всем, чей средний душевой доход на семью ниже прожиточного минимума в регионе. Пособие составляет 50% от регионального прожиточного минимума.

Получатели, порядок назначения, размеры — в региональных нормативах

Субсидии на ЖКХ

Получат граждане, чьи расходы на коммунальные услуги составляют от 30% и более от среднего семейного дохода

Выплачивают студентам из малоимущих семей. Размер регулируется локальными актами учебного заведения.

Субсидии на детский оздоровительный отдых

Малоимущие родители подают заявку в отдел соцзащиты на оформление 100% компенсации летнего отдыха детей.

На официальных сайтах региональных и муниципальных властей размещена информация об уровне прожиточного минимума. Следите за локальными нормативами, обращайтесь в местные администрации и центры социальной защиты населения: они расскажут, каков минимальный доход на душу населения в регионе и какие документы требуются для подтверждения заработка.

Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали, как получать пособия: по безработице, на детей и другие. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие доходы надо включать, а какие нет

Официальный список, что входит в доход семьи, закреплен в постановлении правительства №512. В этом же нормативе определены и исключения. В расчет включают выплаты до вычета налогов и сборов.

В составе поступлений учитывают:

  1. Оплату труда и все вознаграждения от работодателя.
  2. Средний заработок, сохраненный на время по законам РФ.
  3. Выходное пособие.
  4. Социальные выплаты — ежемесячные детские пособия от работодателя, пенсии и стипендии, пособие по безработице и пособие по временной нетрудоспособности (в том числе и декретное), другие выплаты.
  5. Иные поступления — арендная плата, авторские вознаграждения и оплата по договорам ГПХ, доходы ИП, крестьянских и фермерских хозяйств, проценты от вкладов и акций, наследство и др.

А вот что не входит в расчет:

  • государственная социальная помощь (по закону о социальной помощи) в форме денежных и натуральных выплат;
  • единовременные страховые выплаты, которые перечисляют для возмещения ущерба жизни и здоровью гражданина и ежемесячные перечисления для оказания услуг медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Из совокупных поступлений исключают сумму уплаченных алиментов (п. 3 постановления №512).

Кто относится к членам семьи

В состав семьи включают:

  1. Родителя, усыновителя или опекуна или единственного родителя (усыновителя, опекуна).
  2. Супруга или супругу, совместно проживающего с родителем (усыновителем, опекуном).
  3. Всех детей до совершеннолетнего возраста.

Каков порядок расчета

Нормативные акты (44-ФЗ, постановление правительства №512) приводят единую формулу, как рассчитать, является ли семья малоимущей в 2021 году:

  • СД — среднедушевой доход;
  • Д — доходные поступления;
  • КМ — количество месяцев;
  • ЧС — число членов семьи.

Для расчета путинского пособия от 3 до 7 лет берут доходные поступления за 12 месяцев; отсчет периода начинайте не сразу, а за полгода до дня подачи заявки на выплату. Некоторые региональные соцвыплаты исчисляются по доходу за 3 или 6 месяцев.

Доход на одного члена семьи не должен превышать региональный прожиточный минимум, действовавший во втором квартале года, предшествующего расчетам. К примеру, региональные власти Московской области определили, какой должен быть доход на семью из 3 человек для получения субсидии — 13 115 рублей на каждого человека.

Каждое пособие регулируется отдельным нормативным актом. Новые путинские выплаты регламентирует постановление правительства №384 от 31.03.2020.


В этом нормативе приведен порядок, как правильно рассчитать доход семьи для получения пособия с 3 до 7 лет для малообеспеченных граждан:

  1. Определить размер поступлений за 12 месяцев.
  2. Посчитать среднее значение, разделив полученную сумму на 12.
  3. Разделить полученную сумму на количество членов семьи и сверить итоговый показатель с региональным прожиточным минимумом.

Как рассчитать: пример

Приведем пример, как рассчитать прожиточный минимум на семью из 3 человек в 2021 году из Нижегородской области.

Семья Петровых состоит из трех человек: матери, отца и трехлетнего сына. Они планируют оформить путинское пособие на ребенка от 3 до 7 лет. Доходные поступления Петровых за 2020 год таковы:

  1. Оплата труда отца — 250 000 рублей.
  2. Зарплата матери — 115 000 рублей.
  3. Материальная помощь государства из-за коронавируса — 25 000 рублей. Эти деньги не включаются в расчет.

СД = 365 000 / 12 / 3 = 10 138,89 рубля.

Прожиточный минимум на душу населения за второй квартал 2019 в Нижегородской области установлен на уровне 10 456 рублей. Поступления Петровых не превышают этот размер, они получат пособие на ребенка в размере 5329 рублей.

А это — пример расчета для Ленинградской области через портал государственных услуг:

Как рассчитать прожиточный минимум на семью из 4 человек в 2021 году

Какой должен быть доход семьи из 4 человек для получения пособия на детей в Ленинградской области

О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 декабря 2005 г. № 761

г. Москва

О предоставлении субсидий на оплату жилого помещенияи коммунальных услуг

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 № 379, от 24.12.2008 № 1001, от 16.03.2013 № 221, от 30.07.2014 № 734, от 24.12.2014 № 1469, от 29.12.2016 № 1540, от 27.02.2017 № 232, от 18.04.2018 № 464, от 26.07.2018 № 871, от 02.04.2020 № 420, от 29.04.2020 № 604)

Во исполнение статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

2. Установить, что размеры субсидий, предоставленных гражданам до вступления в силу настоящего постановления, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который субсидии были предоставлены, за исключением случая, когда размеры субсидий увеличиваются.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердить в 2-месячный срок методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных настоящим постановлением.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

установить в 2-месячный срок региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг и региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;

обеспечивать своевременное предоставление местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в необходимых объемах субвенций на финансирование расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 2002 г. № 490 "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 27, ст. 2701);

постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. № 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 36, ст. 3671).

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 14 декабря 2005 г. № 761

ПРАВИЛАпредоставления субсидий на оплату жилого помещенияи коммунальных услуг

(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18.06.2007 № 379, от 24.12.2008 № 1001, от 16.03.2013 № 221, от 30.07.2014 № 734, от 24.12.2014 № 1469, от 29.12.2016 № 1540, от 27.02.2017 № 232, от 18.04.2018 № 464, от 26.07.2018 № 871, от 02.04.2020 № 420, от 29.04.2020 № 604)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила, разработанные в соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, определяют порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам, если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

3. Право на субсидии имеют:

а) пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

б) наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

в) члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;

г) собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

4. Субсидии предоставляются гражданам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей.

5. В случае если наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо осуждены к лишению свободы, либо признаны безвестно отсутствующими, либо умерли или объявлены умершими, либо находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам их семей при условии, что данные члены семей продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.

6. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

7. Решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполнительной власти (федеральными государственными органами), в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы). (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 № 1540)

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе в установленном порядке передать органам местного самоуправления исполнение государственных полномочий по принятию решений о предоставлении субсидий.

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 № 1001)

II. Перечень документов (сведений), необходимых для предоставления субсидии, и порядок их рассмотрения

8. Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с указанием всех членов семьи и степени родства и приложением следующих документов, а также с указанием следующих сведений в заявлении: (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.07.2018 № 871, от 02.04.2020 № 420)

в) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в случае невозможности их получения в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 420)

г) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя - иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);

д) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 420)

е) (Утратил силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2018 № 871)

(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 221)

81. Уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, следующие сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 420)

б) сведения о документах, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи; (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 26.07.2018 № 871, от 02.04.2020 № 420)

в) сведения о документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 420)

д) сведения, подтверждающие право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 420)

е) сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 420)

(Пункт дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 221)

82. Заявитель вправе представить в уполномоченный орган по месту жительства документы, указанные в пункте 81 настоящих Правил, а также копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи - в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье по собственной инициативе. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2018 № 871)

9. Члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, дополнительно к документам, предусмотренным пунктом 8 настоящих Правил, представляют документы, подтверждающие причину выбытия этих граждан, а также факт постоянного проживания в соответствующем жилом помещении совместно с указанными гражданами до их выбытия.

10. Требовать от граждан документы и сведения, не предусмотренные пунктами 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, не допускается. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 734, от 02.04.2020 № 420)

11. Уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Уполномоченные органы осуществляют на регулярной основе выборочные проверки достоверности предоставленных заявителем сведений о составе семьи, в том числе посредством направления соответствующих запросов в организации, осуществляющие управление многоквартирными домами. В случае обнаружения недостоверных сведений в предоставленных заявителем информации и документах, уполномоченные органы обязаны сообщить об этом в компетентные органы. В приоритетном порядке указанные выборочные проверки осуществляются уполномоченными органами в отношении лиц: (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2018 № 871)

повторно обратившихся за предоставлением субсидии; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2018 № 871)

расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг которых, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, двукратно превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи; (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2018 № 871)

не имеющих постоянного места работы (постоянного дохода). (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2018 № 871)

12. При наличии у уполномоченного органа возможности, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия, получить сведения, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидий, расчета их размеров, сравнения размера предоставляемой субсидии с фактическими расходами семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, граждане освобождаются по решению этого органа от обязанности представления всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 734)

13. Документы, предусмотренные пунктами 8, 81, 9, 27 и 48 настоящих Правил, могут представляться в уполномоченные органы в письменном виде лично или почтовым отправлением либо в виде электронного документа (пакета документов), подписанного электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" и Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций) (в случае, если в субъекте Российской Федерации создан такой портал) или федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 16.03.2013 № 221; от 30.07.2014 № 734)

131. Если указанные в пункте 13 настоящих Правил документы (копии документов), направленные почтовым отправлением или в виде электронного документа (пакета документов), получены после окончания рабочего времени уполномоченного органа, днем их получения считается следующий рабочий день. Если документы (копии документов) получены в выходной или праздничный день, днем их получения считается следующий за ним рабочий день. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 734)

132. Рассмотрение уполномоченным органом заявления о предоставлении субсидии приостанавливается не более чем на один месяц, в случае если по истечении 10 дней со дня получения заявления или документов в виде электронного документа (пакета документов) заявитель не представил всех или части документов, указанных в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил, в уполномоченный орган.

Уполномоченный орган уведомляет заявителя о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований приостановления.

(Пункт дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 734)

133. В случаях, указанных в пункте 132 настоящих Правил, днем подачи заявления о предоставлении субсидии считается день, когда заявителем представлены все документы, указанные в пунктах 8, 9, 27 и 48 настоящих Правил. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 734)

134. Если в течение указанного в пункте 132 настоящих Правил срока приостановки рассмотрения заявления о предоставлении субсидии заявителем не представлены в уполномоченный орган требуемые документы, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении субсидии и сообщает об этом заявителю в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения с указанием оснований отказа. (Дополнен - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 № 734)

135. При наличии обстоятельств, ограничивающих транспортную доступность (от места жительства заявителя до ближайшего населенного пункта, в котором есть организация почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, и обратно время, затраченное на дорогу, составляет более 10 часов), днем подачи заявления о приостановлении субсидии считается день поступления заявления в организацию почтовой связи или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Субсидия такому заявителю предоставляется с учетом особенностей исчисления дня подачи заявления в пределах периода ограниченной транспортной доступности, предусмотренной настоящим пунктом, и сроков, установленных в абзаце первом пункта 44 настоящих Правил. Перечень населенных пунктов, имеющих ограниченную транспортную доступность, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом климатических, географических особенностей, доступности транспорт

Под среднедушевым доходом понимается доходность на душу населения. Если определяется усредненное значение семейного дохода, совокупные поступления делятся на количество членов семьи.

Порядок расчетов закреплен в федеральном законе №44-ФЗ от 05.04.2003 и в постановлении правительства №512 от 20.08.2003. В 44-ФЗ указано, как высчитать, малоимущая семья или нет в 2021 году, — для этого потребуется вычислить средний душевой доход на каждого члена семьи и сравнить его с региональным прожиточным минимумом.

Душевой доход на семью требуется при назначении социальных пособий от государства и региональных властей. Если поступления на одного члена семьи меньше прожиточного минимума, который действует в регионе, граждане вправе претендовать на дополнительную поддержку от государства.

ПФР на официальном сайте опубликовал перечень прожиточных минимумов по регионам, которые действуют при расчете пособий и соцвыплат в 2021 году.

В ежегодных региональных нормативах закрепляется, какой доход на 1 человека должен быть у малоимущей семьи в 2021 году, — не больше прожиточного минимума за второй квартал предыдущего года. Если семейная доходность ниже этого показателя, обращайтесь в органы соцзащиты за пособиями. Вот на что вправе претендовать малоимущие семьи:

Путинское пособие на детей до 3 лет

Деньги на первого и второго ребенка ежемесячно перечисляют фонды:

  • на первого — ФСС;
  • на второго — ПФР из материнского капитала.

Пособие назначат, если средняя семейная доходность суммарно не больше двух прожиточных минимумов в регионе. Величина выплат — один прожиточный минимум на уровне субъекта РФ.

Путинское пособие на детей от 3 до 7 лет

Компенсацию перечислят всем, чей средний душевой доход на семью ниже прожиточного минимума в регионе. Пособие составляет 50% от регионального прожиточного минимума.

Получатели, порядок назначения, размеры — в региональных нормативах

Субсидии на ЖКХ

Получат граждане, чьи расходы на коммунальные услуги составляют от 30% и более от среднего семейного дохода

Выплачивают студентам из малоимущих семей. Размер регулируется локальными актами учебного заведения.

Субсидии на детский оздоровительный отдых

Малоимущие родители подают заявку в отдел соцзащиты на оформление 100% компенсации летнего отдыха детей.

На официальных сайтах региональных и муниципальных властей размещена информация об уровне прожиточного минимума. Следите за локальными нормативами, обращайтесь в местные администрации и центры социальной защиты населения: они расскажут, каков минимальный доход на душу населения в регионе и какие документы требуются для подтверждения заработка.

Эксперты КонсультантПлюс подробно разобрали, как получать пособия: по безработице, на детей и другие. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие доходы надо включать, а какие нет

Официальный список, что входит в доход семьи, закреплен в постановлении правительства №512. В этом же нормативе определены и исключения. В расчет включают выплаты до вычета налогов и сборов.

В составе поступлений учитывают:

  1. Оплату труда и все вознаграждения от работодателя.
  2. Средний заработок, сохраненный на время по законам РФ.
  3. Выходное пособие.
  4. Социальные выплаты — ежемесячные детские пособия от работодателя, пенсии и стипендии, пособие по безработице и пособие по временной нетрудоспособности (в том числе и декретное), другие выплаты.
  5. Иные поступления — арендная плата, авторские вознаграждения и оплата по договорам ГПХ, доходы ИП, крестьянских и фермерских хозяйств, проценты от вкладов и акций, наследство и др.

А вот что не входит в расчет:

  • государственная социальная помощь (по закону о социальной помощи) в форме денежных и натуральных выплат;
  • единовременные страховые выплаты, которые перечисляют для возмещения ущерба жизни и здоровью гражданина и ежемесячные перечисления для оказания услуг медицинской, социальной и профессиональной реабилитации.

Из совокупных поступлений исключают сумму уплаченных алиментов (п. 3 постановления №512).

Кто относится к членам семьи

В состав семьи включают:

  1. Родителя, усыновителя или опекуна или единственного родителя (усыновителя, опекуна).
  2. Супруга или супругу, совместно проживающего с родителем (усыновителем, опекуном).
  3. Всех детей до совершеннолетнего возраста.

Каков порядок расчета

Нормативные акты (44-ФЗ, постановление правительства №512) приводят единую формулу, как рассчитать, является ли семья малоимущей в 2021 году:

  • СД — среднедушевой доход;
  • Д — доходные поступления;
  • КМ — количество месяцев;
  • ЧС — число членов семьи.

Для расчета путинского пособия от 3 до 7 лет берут доходные поступления за 12 месяцев; отсчет периода начинайте не сразу, а за полгода до дня подачи заявки на выплату. Некоторые региональные соцвыплаты исчисляются по доходу за 3 или 6 месяцев.

Доход на одного члена семьи не должен превышать региональный прожиточный минимум, действовавший во втором квартале года, предшествующего расчетам. К примеру, региональные власти Московской области определили, какой должен быть доход на семью из 3 человек для получения субсидии — 13 115 рублей на каждого человека.

Каждое пособие регулируется отдельным нормативным актом. Новые путинские выплаты регламентирует постановление правительства №384 от 31.03.2020.


В этом нормативе приведен порядок, как правильно рассчитать доход семьи для получения пособия с 3 до 7 лет для малообеспеченных граждан:

  1. Определить размер поступлений за 12 месяцев.
  2. Посчитать среднее значение, разделив полученную сумму на 12.
  3. Разделить полученную сумму на количество членов семьи и сверить итоговый показатель с региональным прожиточным минимумом.

Как рассчитать: пример

Приведем пример, как рассчитать прожиточный минимум на семью из 3 человек в 2021 году из Нижегородской области.

Семья Петровых состоит из трех человек: матери, отца и трехлетнего сына. Они планируют оформить путинское пособие на ребенка от 3 до 7 лет. Доходные поступления Петровых за 2020 год таковы:

  1. Оплата труда отца — 250 000 рублей.
  2. Зарплата матери — 115 000 рублей.
  3. Материальная помощь государства из-за коронавируса — 25 000 рублей. Эти деньги не включаются в расчет.

СД = 365 000 / 12 / 3 = 10 138,89 рубля.

Прожиточный минимум на душу населения за второй квартал 2019 в Нижегородской области установлен на уровне 10 456 рублей. Поступления Петровых не превышают этот размер, они получат пособие на ребенка в размере 5329 рублей.

А это — пример расчета для Ленинградской области через портал государственных услуг:

Как рассчитать прожиточный минимум на семью из 4 человек в 2021 году

Какой должен быть доход семьи из 4 человек для получения пособия на детей в Ленинградской области

Для многих семей плата за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) является существенной статьей расходов. Таким семьям государство предлагает воспользоваться финансовой поддержкой. Она выражается в виде льгот и субсидий на оплату ЖКУ.

К мерам социальной поддержки населения, предоставляемым в Ставропольском крае, относятся:

  • субсидии на оплату ЖКУ;
  • компенсации расходов на оплату ЖКУ и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (взнос на капремонт, МКД);

Это разные виды поддержки. Первая зависит от доли платежей за ЖКУ в совокупном доходе семейства, вторая – от категории гражданина. Остановимся поподробнее на каждой из них.

Субсидии на оплату ЖКУ

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения составляют:

18 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из пяти и более человек;

19 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из четырех человек;

20 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех человек;

24 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из двух человек;

42 кв. м общей площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина.

Квадратные метры, превышающие эти цифры, субсидированию не подлежат.

Размеры краевых стандартов стоимости ЖКУ дифференцируются:

  • по видам жилых помещений;
  • по территориям нахождения жилого помещения;
  • по количеству проживающих в жилом помещении;
  • по факту уплаты взноса на капремонт.

В крае установлено 4 типа стандартов стоимости ЖКУ:

1 стандарт для пользователей жилья в государственном и муниципальном жилом фонде, нанимателей жилья по договору найма в частном жилом фонде, членов ТСЖ, ЖК и ЖСК
2 стандарт для собственников жилых помещений в МКД, которые обязаны оплачивать взнос на капремонт
3 стандарт для собственников жилых помещений в МКД, которые не обязаны оплачивать взнос на капремонт
4 стандарт для собственников жилых домов

Например, в Ставрополе в 2020 году стандарт стоимости ЖКУ для владельца жилья в МКД, проживающего в семье из четырех человек и имеющего обязанность оплачивать взнос на капремонт МКД, составляет чуть больше 2,6 тыс. рублей на одного человека.

Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума предусмотрена дополнительная гарантия социальной поддержки со стороны государства, для них максимально допустимая доля расходов на оплату ЖКУ ниже 22% на величину поправочного коэффициента. Данный коэффициент индивидуален для каждой малоимущей семьи, поскольку зависит от величины прожиточного минимума и среднедушевого дохода семьи.

Для трудоспособного населения
10749 руб./мес.
Для детей
10621 руб./мес.
Для пенсионеров
8162 руб./мес.

Важно! В предоставлении субсидии откажут, если заявитель окажется должником по оплате ЖКУ (или отдельных ее видов).

Но ситуация поправима. Необходимо заключить с исполнителем услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК или ресурсоснабжающей организацией) соглашение о погашении задолженности в установленный срок. Чтобы получать субсидию необходимо выполнять условия такого соглашения.

Правила предоставления субсидий

Субсидии предоставляются только гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам, если это прямо предусмотрено международными договорами.

Обратиться за получением субсидии могут:

  • пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
  • наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  • члены ТСЖ, ЖСК или ЖК;
  • собственники жилых домов и МКД (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).

Субсидии предоставляются гражданам по месту постоянного жительства на 6 месяцев. По истечении этого периода, при сохранении трудного материального положения, можно повторно обратиться за предоставлением субсидии. Количество обращений не ограничено.

При определении совокупного дохода семьи учитываются доходы самого заявителя, членов его семьи, проживающих с ним, а также доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи супругом (супругой), родителями или усыновителями несовершеннолетних детей, несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными, но проживающими с ними раздельно.

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.

Размер субсидии равен разнице между краевым стандартом стоимости ЖКУ, исчисленным на семью, и долей расходов семьи на оплату ЖКУ в совокупном доходе семьи. В случае положительного решения о предоставлении субсидии, ее размер не должен превышать фактические расходы семьи на оплату ЖКУ.

На определение размера субсидии также влияет получение мер соцподдержки по оплате ЖКУ. В целях исключения двойных выплат на оплату ЖКУ сумма выплачиваемой субсидии уменьшается на сумму выплачиваемых мер соцподдержки на оплату ЖКУ, получаемых как самим получателем субсидии, так и членами его семьи, на то жилое помещение, на которое предоставляется субсидия.

Для того чтобы получить субсидию необходимо обратиться с заявлением и документами в орган соцзащиты либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) по месту жительства. Для стандартной ситуации это:

Заявление и документы могут направляться в адрес органа соцзащиты почтовым отправлением либо в форме электронного документа.

Остальные документы, необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, истребуются органами соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

По истечении 6 месяцев получатель субсидии не позднее
10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии обязан представить в органы соцзащиты документы, подтверждающие фактические расходы на оплату ЖКУ, понесенные им ежемесячно в течение срока получения субсидии.

Далее органы соцзащиты осуществляют сравнение размера предоставленной субсидии с общей суммой фактических расходов на оплату ЖКУ получателя субсидии за период получения такой субсидии. Если размер выплаченной субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату услуг, то осуществляется возврат переплаченных средств в размере превышения либо в счет назначенной будущей субсидии, либо если субсидия не назначена – добровольно или в судебном порядке. Если же в результате сверки будет установлено, что фактические расходы на оплату ЖКУ оказались выше, чем общая сумма выплаченной субсидии, то такому получателю будет осуществлена доплата, но не более размера субсидии, исчисленного в установленном порядке.

В 2019 году субсидией воспользовались 60 784 семьи (6,4% от семей, проживающих в крае). Средний размер субсидии по итогам 2019 года составил 2 146,73 рублей на семью.

Расходы на предоставление субсидии в 2019 году составили
1 305,34 млн. рублей.

В 2020 году на указанные цели предусмотрено 1 390,85 млн. рублей. По состоянию на 01 октября текущего года субсидией воспользовались
54 402 семьи.

Компенсация расходов на оплату ЖКУ

Компенсация расходов на оплату ЖКУ (федеральная компенсация на ЖКУ) по своей экономической сущности близка к субсидии, так как предоставляется из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе. Но если возможность получения субсидии потенциально есть у любого гражданина, нуждающегося в материальной помощи, то право на получение федеральной компенсации на ЖКУ предоставляется только отдельным категориям граждан, перечень которых определен федеральными законами.

Форма и порядок предоставления льгот определяется на уровне региона (постановление Правительства СК от 17.09.2008 № 145-п).

Предоставление федеральной компенсации на ЖКУ предполагает, что граждане ежемесячно оплачивают ЖКУ, а затем посредством компенсации льготникам возмещаются понесенные расходы.

Уровень возмещения затрат установлен для всех льготников единый – это 50% платы за ЖКУ.

  1. Расходы в части оплаты коммунальных услуг сверх нормативов потребления коммунальных услуг не компенсируются.
  2. Компенсация не распространяется на случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

Если уровень возмещения одинаков для всех льготников, то объем льгот, т.е. виды ЖКУ, плата за которые компенсируется, определен федеральным законодательством конкретно для каждой категории, и он разный.

В связи с тем, что расходы на оплату ЖКУ и объем льгот у каждого льготника разные, то соответственно размер федеральной компенсации на ЖКУ у каждого льготника индивидуальный. В крае средний размер федеральной компенсации на ЖКУ, предоставленной в расчете на одного льготника, в 2019 году составил 949,01 рублей.

Остановимся поподробнее на исчислении размера федеральной компенсации на ЖКУ.

Общий размер федеральной компенсации на ЖКУ, который выплачивается льготнику, состоит из сумм компенсаций на оплату жилого помещения, взноса на капремонт и каждого вида коммунальных услуг, которыми гражданин пользуется ежемесячно.

Федеральная компенсация на ЖКУ рассчитывается с учетом объема мер соцподдержки, установленного федеральными законами для каждой льготной категории, на основании сведений, подтверждающих фактические расходы по оплате ЖКУ.

При отсутствии сведений о фактических расходах расчет размера федеральной компенсации на ЖКУ производится в следующем порядке.

Расчет федеральной компенсации на ЖКУ в части расходов на уплату взноса на капремонт осуществляется льготникам, которые являются собственниками квартиры в МКД, исходя из их доли в праве собственности на жилое помещение, но не более 50% взноса на капремонт, ограниченного федеральным стандартом нормативной площади жилого помещения и региональными стандартами, установленными Законом Ставропольского края от 28.12.2005 № 73-кз.

Федеральная компенсация на ЖКУ в части расходов на оплату коммунальных услуг, назначается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленных министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, по тарифам, установленным региональной тарифной комиссией Ставропольского края.

Как и в случае с предоставлением субсидии при наличии задолженности по оплате за ЖКУ компенсация не предоставляется. Но при наличии соглашения о поэтапном погашении имеющейся задолженности и выполнении условий такого соглашения орган соцзащиты рассмотрит заявление.

Федеральная компенсация на ЖКУ предоставляется льготникам, проживающим в Ставропольском крае:

  • по месту их регистрации по месту жительства или регистрации по месту пребывания;
  • по месту нахождения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, расположенного на территории Ставропольского края.

За предоставлением федеральной компенсации на ЖКУ можно обратиться лично в орган соцзащиты или в МФЦ по месту жительства, по месту пребывания, месту нахождения жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, расположенного на территории края.

Дополнительно подать заявление можно в орган соцзащиты:

  • в электронной форме;
  • посредством почтовой связи.

К заявлению необходимо приложить:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность льготника и его регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность каждого члена семьи льготника, на которых распространяется федеральная компенсация на ЖКУ, и их регистрацию по месту жительства или по месту пребывания;
  • документы о праве льготника на федеральную компенсацию на ЖКУ, для соответствующей категории, установленного образца, за исключением документа, подтверждающего факт установления гражданину инвалидности;
  • документы, подтверждающие степень родства (свойства) для каждого члена семьи (в том числе признанного таковым в судебном порядке), на которого распространяется федеральная компенсация на ЖКУ;
  • согласие на обработку персональных данных для лиц, не являющихся заявителем.

Остальные документы, необходимые для принятия решения о назначении федеральной компенсации на ЖКУ, истребуются органом соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

Период предоставления федеральной компенсации на ЖКУ – период действия документа, дающего право на меры соцподдержки по оплате ЖКУ.

В 2019 году федеральная компенсация на ЖКУ была предоставлена
178 681 льготнику.

Расходы на предоставление федеральной компенсации на ЖКУ
в 2019 году составили 2 062,80 млн. рублей.

В 2020 году на предоставление федеральной компенсации на ЖКУ в бюджете Ставропольского края предусмотрено 2 070,96 млн. рублей.

По состоянию на 01 октября 2020 года на учете в органах соцзащиты края в качестве получателей федеральной компенсации на ЖКУ состояло
173 606 льготников.

Дополнительная компенсация расходов на оплату ЖКУ участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей

За боевые заслуги по защите Отечества и пребывание в концлагерях в период Великой Отечественной войны такая льгота установлена Законом № 20-кз участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, а также бывшим несовершеннолетним узникам фашизма (далее – ветераны).

Порядок предоставления дополнительной компенсации на ЖКУ установлен постановлением Правительства СК от 06.04.2020 № 157-п.

Предоставление дополнительной компенсации на ЖКУ предполагает, что граждане ежемесячно оплачивают ЖКУ, а затем посредством компенсации ветеранам возмещаются понесенные расходы.

Размер дополнительной компенсации на ЖКУ у каждого ветерана индивидуален и зависит от фактических затрат ветерана на оплату ЖКУ и размера получаемой федеральной компенсации на ЖКУ. Средний размер дополнительной компенсации на ЖКУ по состоянию на 01 октября 2020 года составил 1976,55 рублей.

Размер дополнительной компенсации на ЖКУ – это разница фактических расходов на оплату ЖКУ и размера федеральной компенсации на ЖКУ. Таким образом, общая сумма выплачиваемых федеральной компенсации на ЖКУ и дополнительной компенсации на ЖКУ, возмещает ветеранам в полном объеме их расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Дополнительная компенсация на ЖКУ, как и другие меры соцподдержки по оплате ЖКУ, не предоставляется при наличии задолженности по оплате за ЖКУ. Но при наличии соглашения о поэтапном погашении имеющейся задолженности и выполнении условий такого соглашения орган соцзащиты рассмотрит заявление.

Дополнительная компенсация на ЖКУ предоставляется ветеранам, проживающим в Ставропольском крае. За ее предоставлением можно обратиться лично в орган соцзащиты или в МФЦ по месту получения федеральной компенсации на ЖКУ.

Дополнительно подать в орган соцзащиты заявление можно:

  • в электронной форме;
  • посредством почтовой связи.

К заявлению необходимо приложить:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность ветерана;

удостоверение о праве на меры социальной поддержки установленного образца для соответствующей категории ветеранов;

сведения об отсутствии или наличии у ветерана задолженности по оплате за ЖКУ (в случае если у гражданина имеется такая задолженность, представляются копия соглашения о погашении задолженности и сведения о выполнении условий соглашения о погашении задолженности (если такое соглашение заключено);

согласие на обработку персональных данных.

Кроме того, для расчета размера дополнительной компенсации на ЖКУ ветеран подает в орган соцзащиты не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим месяцем, документы, подтверждающие оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, за истекший месяц в полном объеме.

Остальные документы, необходимые для принятия решения о назначении дополнительной компенсации на ЖКУ, истребуются органом соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

Период предоставления дополнительной компенсации на ЖКУ –пожизненно, но не более срока получения федеральной компенсации на ЖКУ.

По состоянию на 01 октября 2020 года дополнительная компенсация на ЖКУ предоставлена 905 ветеранам на сумму 15,53 млн. рублей.

В 2020 году на предоставление дополнительной компенсации на ЖКУ в бюджете Ставропольского края предусмотрено 40,49 млн. рублей.

Компенсация взноса на капремонт

Компенсации взноса на капремонт предоставляются:

одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, а также собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, – в размере 50% от размера взносов;

одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, а также собственникам жилых помещений, достигшим возраста 80 лет, проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, – в размере 100% от размера взносов.

Стоит отметить, что полученный размер компенсации ограничивается региональными стандартами нормативной площади жилого помещения для расчета субсидии, установленными Законом Ставропольского края
от 28.12.2005 № 73-кз.

Компенсация взноса на капремонт не предоставляется в том случае, если гражданин уже является получателем иных мер соцподдержки, которыми предусмотрены компенсации взноса на капремонт. Также она не предоставляется, если у гражданина имеется задолженность по уплате взноса.

Компенсация взноса на капремонт предоставляется собственникам жилья, исходя из их доли в праве собственности.

Подать заявление может собственник жилья одним из трех способов:

  • лично в орган соцзащиты или МФЦ по месту жительства;
  • в орган соцзащиты в электронной форме;
  • в орган соцзащиты посредством почтовой связи.

К заявлению необходимо приложить:

Остальные документы, необходимые для принятия решения о назначении компенсации взноса на капремонт, истребуются органом соцзащиты или МФЦ самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия.

Период предоставления компенсации взноса на капремонт –пожизненно, но не более срока действия региональной программы капремонта.

В 2019 году компенсация взноса на капремонт предоставлена
17 348 гражданам, достигшим возраста 70 и более лет, средний размер компенсации взноса на капремонт за 2019 год составил 159,4 рублей.

Расходы на предоставление компенсации взноса на капремонт
в 2019 году составили 33,5 млн. рублей.

В 2020 году на предоставление компенсации взноса на капремонт в бюджете Ставропольского края предусмотрено 42,1 млн. рублей.

По состоянию на 01 октября 2020 года компенсация взноса на капремонт была предоставлена 17 748 гражданам.


Перед началом отопительного сезона в Управление социальной защиты населения Кизильского муниципального района поступают многочисленные вопросы от граждан по оформлению жилищной субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Отвечает на вопросы начальник отдела субсидий Токшина А.Т.

- Чем руководствуется Управление при назначении субсидии?

- При каких условиях граждане имеют право на государственную услугу – субсидию?

Граждане признаются нуждающимися в получении субсидии, если расходы на оплату жилья и коммунальных услуг, превышают 22% от совокупного дохода семьи.

Для отдельных категорий граждан , у которых совокупный доход семьи в месяц, ниже величины прожиточного минимума, или в том случае если совокупный доход семьи превышает величину прожиточного минимума, но не более чем на 20% , максимально допустимая доля расходов снижена до 11% .
К таким категориям относятся семьи, в состав которых входят:

• граждане, достигшие возраста, дающего право на получение пенсии по старости, или одиноко проживающие граждане, достигшие возраста, дающего право на получение пенсии по старости;

• трое и более несовершеннолетних детей;

• одинокие матери с одним или более несовершеннолетними детьми.

- Кто имеет право на субсидию?

Право на субсидии имеют:

- пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;

- наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;

- члены жилищного или жилищно – строительного кооператива;

- собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры, части жилого дома).

- Какие документы необходимы для получения субсидии?

Все меры социальной поддержки населения носят заявительный характер, предоставляются адресно, каждому заявителю.

Рассмотрение вопроса о назначении субсидии производится на основании ЗАЯВЛЕНИЯ представленного гражданином в письменном виде лично или почтовым отправлением, либо в виде электронного документа с указанием сведений о составе семьи, размере доходов каждого члена за 6 месяцев предшествующих месяцу обращения, и об имуществе, принадлежащем ему (его семье) на праве собственности, подтвержденных следующими документами :

3. Копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки и компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

4. Копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя – иностранного гражданина и членов его семьи к гражданству государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).

5. Документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Для подтверждения доходов индивидуального предпринимателя представляются документы, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах для избранной им системы налогообложения.

6. Копии судебных актов о признании лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, членами его семьи – в случае наличия разногласий между заявителем и проживающими совместно с заявителем по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье. В этом случае уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке.

8. Копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи, за исключением случая, предусмотренного п. 6.

9. Копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству РФ.

Заявитель вправе предоставить документы, указанные в пунктах 7, 8, 9, 10 по собственной инициативе.

В случае непредставления заявителем документов, указанных в пунктах 7, 8, 9, 10 органы социальной защиты запрашивают указанные документы в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

- Сроки назначения субсидии?

Субсидия предоставляется гражданам сроком на 6 месяцев.

При предоставлении документов с 1-го по 15 число месяца субсидия предоставляется с 1-го числа этого месяца, а при предоставлении документов с 16-го числа до конца месяца – с 1-го числа следующего месяца.

(Например Гражданин обращается 10 мая - субсидия назначается с 1 мая, 16 мая - субсидия назначается с 1 июня).

- Когда можно обратиться за субсидией?

В любой месяц. Г раждане, имеющие право на жилищную субсидию только в месяцы отопительного периода, могут подавать заявление о её предоставлении не только в месяцы, когда право на её получение имеется, но и в любой месяц, предшествующий началу отопительного периода. Эти изменения в Правила предоставления субсидии снизят напряженность в период начала отопительного сезона. Граждане сами могут выбрать, когда им удобнее обратится.

Например :Обратились 10.08.2017г. (т.е. в межотопительный период)

Период предоставления субсидий с 01.08.2017г. по 31.01.2018г.:

- в августе и сентябре жилищной субсидии не будет, т.к. в межотопительный период права нет;

- с 01.10.2017г. по 31.01.2018г. ежемесячно будет выплачена жилищная субсидия с учетом регионального стандарта стоимости жилищно – коммунальных услуг в отопительный период.

-Сроки выплаты субсидии?

Жилищная субсидия выплачивается гражданам месяц в месяц, т.е. субсидия за август – выплачивается в августе.

- Как рассчитать субсидию?

Самостоятельно рассчитать субсидию сложно. Субсидия рассчитывается индивидуально. Расчет субсидии производится с учетом прожиточного минимума, регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, максимально-допустимой доли собственных расходов на оплату ЖКУ, доходов граждан.

Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемых для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Челябинской области утверждены постановлением губернатора Челябинской области от 18.05.2006г. № 141:
- на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, исходя из 18 кв.метров общей площади жилого помещения

- на одного члена семьи, состоящей из двух человек, исходя из 21 кв.метра общей площади;

- на одиноко проживающего гражданина, исходя из 33 кв.метров.

Также предусмотрены стандарты, которые применяются для отдельных категорий семей только при расчете субсидий:

- на одного члена семьи, состоящей из одинокой матери и двух несовершеннолетних детей – 24 кв.метра;

- на одного члена семьи, состоящей из двух человек, достигших возраста, дающего право на получение пенсии по старости, или состоящей из одинокой матери и одного несовершеннолетнего ребенка – 36 кв.метров;

- на одиноко проживающего гражданина, достигшего возраста, дающего право на получение пенсии по старости – 54 кв.метра.

Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на 2017г. утверждены постановление Правительства Челябинской области от 01.08.2017г. № 411–П, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2017 года.

Региональные стандарты рассчитываются и утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и дифференцируются по городским округам, для семьи разной численности и одинокого проживающего. Таким образом, в разных районах одного субъекта РФ могут применяться различные стандарты стоимости оплаты за жилищно-коммунальные услуги, впрочем, как и для семей с различным количеством проживающих.

Региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг подразделяются только на два вида благоустройства – многоквартиртирные дома и жилые дома. Под жилыми домами понимаются жилые дома индивидуального жилищного фонда.

Одним из обязательных признаков отнесения домов к многоквартирным является – наличие платы за содержание и ремонт жилья. Дома, отапливаемые твердым топливом, не относятся к многоквартирным.

Размеры региональных стандартов дифференцируются по отопительным периодам:

  1. в отопительный период,
  2. в межотопительный период,

С мая 2017 г. в Кизильском муниципальном районе начался межотопительный период и расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг будет производиться по региональным стандартам в межотопительный период.

С октября 2017 г. начинается отопительный период и расчет субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг будет производиться по региональным стандартам в отопительный период.

Величина прожиточного минимума утверждается ежеквартально постановлением Губернатора Челябинской области по социально-демографическим группам населения: пенсионеры, трудоспособные граждане и дети.

Прожиточный минимум в Челябинской области на I I квартал 2017г.

- для трудоспособного 10608 руб.

- для пенсионера 8198 руб.

- для детей 10221 руб.

- алименты;
- доходов от реализации и сдачи в аренду (наем) недвижимого имущества;
- доходов от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства;
- других видов доходов.
При исчислении совокупного дохода семьи учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии или членам его семьи:
- супругом (супругой);
- родителями или усыновителями несовершеннолетних детей;
- несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными.

Особо хотелось бы отметить, что при исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии доходы супругов и несовершеннолетних детей учитываются и в случаях раздельной регистрации по постоянному месту проживания.

Формула расчета субсидий исходя из стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг

Размер субсидии = Плата по стандартам - Максимально-допустимая доля собственных расходов на оплату ЖКУ

К= РС х КС – Д х Т/ 100

К – расчетный размер субсидии;

РС – региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 члена семьи;

КС - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии), учитываемых при назначении субсидии;

Д – совокупный доход семьи в рублях;

Т % - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах)

При среднедушевом доходе семьи ниже прожиточного минимума, размер субсидии определяется по формуле:

К= РС х КС – Кд х Д х Т/100,

Кд – поправочный коэффициент, рассчитанный по формуле:

Д – совокупный доход семьи в рублях;

ПМ – величина прожиточного минимума семьи заявителя (в рублях)

Для более точного расчета размера субсидии лучше обратиться к специалистам Управления.

- Действия граждан после истечения срока предоставления субсидии?

Получатели субсидии обязаны в течении 10 рабочих дней с даты истечения срока предоставления субсидии предоставить в государственный орган документы, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные в течении срока получения последней субсидии

Затем специалистами отдела субсидий производится сравнение размера выплаченной субсидии с фактическими расходами гражданина на оплату жилищно-коммунальных услуг за месяцы предоставления субсидии. Обращаем внимание, что при проведении сравнения учитываются денежные выплаты, предоставленные гражданам в качестве мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги (суммы ЕДВ не учитываются).

Если размер выплаченной субсидии превысил реальные расходы на оплату коммунальных услуг - производится возврат средств.

-Можно ли оформить субсидию, если имеется задолженность по коммунальным услугам?

Если гражданин имеет задолженность за жилищно-коммунальные услуги, можно обратиться за жилищной субсидией при условии заключения соглашений о погашении задолженности с теми организациями, где имеется долг. Если у гражданина имеется такое соглашение – это означает, что он должен оплачивать текущий платеж + долг, согласно графику погашения задолженности. Если данные условия не будут соблюдены - выплата субсидии приостанавливается, а затем прекращается.

Напоминаем, платить за коммунальные услуги нужно регулярно, специалисты отдела жилищных субсидий отслеживают ежемесячно по данным жилищно- коммунальных организаций оплату за ЖКУ. Если получатель субсидии не заплатил за ЖКУ за 2 месяца, выплата субсидии приостанавливается, затем прекращается, если не будет погашен долг.

- Как подать заявление и документы для оформления субсидии?

Всю необходимую документацию гражданин может подать в уполномоченные органы:

- посредством почтового отправления,

- через многофункциональный центр по оказанию государственных услуг.

По всем возникшим вопросам обращаться в Управление социальной защиты населения Кизильского муниципального района отдел субсидий в 3 кабинет или по телефону 3-04-30

Читайте также: