За что штрафует росреестр

Обновлено: 17.05.2024

В 2010г участок моего соседа был поставлен на кадастр администрацией города. При этом произошло наложение границ с моим участком. Граница соседского участка прошла не по фактической границе,а сдвинулась в мою сторону на 2 м. В 2011г уже я приватизировала участок и о том что граница сдвинулась меня не предупредили( межевание моего участка производила таже фирма,что и соседу) Забор деливший наши участки более 18 лет так и остался стоять на прежнем месте. Я так думаю,что сосед как и я не знал об изменении границ участка, пока не вызвал кадастровых инженеров( он сейчас судиться с другим соседом),которые ему замерили участок. Теперь он написал на меня заявление в росреестр о том что я установила забор не по границе участка и меня хотят оштрафовать. Как мне доказать что я не знала о том что граница участка изменилась,забор я не трогала,он стоит более18 лет уже.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

плановая проверка росреестра частного дома выявила захват земли - гараж и земля под выращивания картофеля. Собственниками проверяемого земельного участка являются двое несовершеннолетних и двое взрослых не состоящих в браке. Постановление выдано взрослым собственникам, штраф сказали выпишут двоим по 5 т.р. Вопрос правомерны ли выписывать штраф двоим за одно и тоже и как этого можно избежать, на момент проверки уже было разрешение администрации о перераспределении земельного участка под гараж, на данный момент еще до вынесения решения о штрафе (26.07) имеется договор о составлении схемы на новый участок

Добрый день! У родителей замля в аренде 13 лет, ежегодно они платят деньги за использование в администрацию. Но договора оформлено не было. Приехали из налоговой инспекции и выписали штраф на сумму 5 тыс, т.к. земля не приватизирована и налицо захват земли. Насколько это правомерно?

куплен участок под ИЖС в собственность 4 года назад. налоги плачу. кроме забитых по спутнику колышков и кошенной травы не производилось по семейным обстоятельствам (развод). сейчас администрация хочет наложить на меня штраф за неиспользование земли. я в шоке и не знаю что делать

Соседи пытаются захватить часто моей земли, чтобы сделать себе проезд, а свой участок закрыть от проезда. В связи с этим он написал на меня заявление Главе района, что я перегородила "пожарный проезд" забором (хотя никакого проезда там не было никогда), по свидетельству соседей живущих там с 1983 года. Так же растровыми картами (выкопировкой) подтверждена целостность земли. Но на момент прихода инспектора составляющего акт, я не знала о законе (15 лет забору - срок давности владения). Мне выписано предписание оплатить штраф и устранить забор, либо узаконить. В конфликт втянута администрация местная и соседу дают четкие инструкции как действовать правильно. 1. Могу ли я избежать штрафа, написать какое-либо встречное возражение или пояснение на действие инспектора, который меня не опросил о давности установки заграждения, вообще просто померял участок и ушел. Возможно написать жалобу. 2. Как мне узаконить часть земли в таком случае по сроку давности владения, я владею участком 13 лет, но есть предыдущие владельцы которые могут подтвердить факт забора и так же показания соседей (этого достаточно). 3. Достаточно ли будет свидетельства соседей и предыдущего хозяина участка для установления права собственности по сроку давности забора.

Доброго дня. Скажите сколько составит штраф за захват земли физическим лицом для посева пшеницы. в размере 17 га.

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Управление), рассмотрев в рамках компетенции Росреестра обращение сообщает.

Прежде всего, отмечаем, что:

в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр не уполномочен разъяснять и толковать законодательство Российской Федерации;

согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, осуществляет Минстрой России;

письма Росреестра не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, в настоящем письме высказано только мнение Управления по поставленному в обращении вопросу.

созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений;

в орган регистрации прав поступило уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, направленное органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство, в соответствии с частью 21 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК).

При этом наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не требуется.

Вместе с тем обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 23 Закона N 217-ФЗ предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами.

Параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 ГрК.

сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН);

предельным параметрам соответствующих объектов недвижимости, установленным федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 36 ГрК объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ) Правительством Российской Федерации утверждается перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона N 384-ФЗ. Обязательными для применения являются национальные стандарты и своды правил, включенные в такой перечень, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4 статьи 6 Закона N 384-ФЗ).

Указанный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 N 985, при этом строительные нормы и правила "СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения", свод правил "СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*", предусматривающие отступы от построек до границ садового земельного участка не менее 3 м, в данный перечень не включены; согласно приказу Росстандарта от 02.04.2020 N 687 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" свод правил "СП 53.13330.2019 Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)" применяется исключительно на добровольной основе.

Также отмечаем, что на основании пунктов 3, 4, части 2 статьи 29.1, части 1 статьи 29.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закон N 221-ФЗ):

кадастровый инженер обязан отказаться от выполнения кадастровых работ в случае, если предоставленные заказчиком кадастровых работ документы: содержат недостоверные сведения, по форме и (или) по содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, действовавшего в момент их издания и в месте их издания;

кадастровый инженер при наличии вины несет ответственность за несоблюдение требований Закона N 221-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в ЕГРН вносятся сведения об объектах недвижимости и которые подготовлены таким кадастровым инженером.

Дополнительно сообщаем, что:

решение об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором прав самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных для осуществления осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документов;

Росреестр в соответствии с законодательством Российской Федерации не вправе принимать решения о законности (незаконности) решений, принятых государственными регистраторами прав, отменять (приостанавливать) их, давать указания своим территориальным органам о принятии каких-либо решений по конкретным делам, а также давать оценку действиям (бездействиям) государственного регистратора прав при осуществлении правовой экспертизы в территориальных органах Росреестра;

вышеназванные решения о приостановлении могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом N 221-ФЗ порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Законом N 221-ФЗ порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальных органах (далее - Апелляционная комиссия); обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в Апелляционную комиссию (часть 1 статьи 26.1 Закона N 221-ФЗ).


Относительно недавно в сети появилась информация о том, что владельцы участков земли будут вынуждены сталкиваться с внеплановыми проверками со стороны работников Росреестра.

Их основным назначением выступает выявление разных нарушений со стороны землевладельцев. При обнаружении данных нарушений, собственники участков будут привлечены к ответственности.

Содержание предупредительного письма


Росреестр опубликовал специальное предупредительное письмо, которое содержит информацию о проведении внеплановой проверки разных участков земли. Целью такой проверки выступает обнаружение разных нарушений.

Как проводится дистанционная проверка

Чтобы обнаружить и предупредить разные нарушения, работники Росреестра занимаются реализацией дистанционных проверок.

С их помощью можно понять, используется ли территория в соответствии с ее целевым назначением. Для этого специалистами применяется аэрофотосъемка. Тут вы узнаете, как заполняется новая декларация по земельному налогу.

Какие нужны документы для купли-продажи земли можно посмотреть в этом видео:

С использованием специальных летательных средств делается съемка местности. Данные передаются инспекторам Росреестра, которые сравнивают имеющиеся строения и границы с данными, имеющимися в ЕГРН.


Кому положен вычет по земельному налогу можно узнать по ссылке.

Какие выявляются нарушения

С помощью такой проверки инспекторы Росреестра могут выявить разные существенные нарушения. К ним относится:

  • Самовольное использование земли, принадлежащей муниципалитету или другим лицам. Сюда включается необоснованное расширение имеющегося участка, например, монтаж забора или перемещение установленных межевых знаков. Дополнительно к такому нарушению причисляется возведение сооружений, частично или полностью заходящих на чужой участок, а при этом отсутствует согласие от владельца территории. К нарушениям относится запрет другим гражданам пользоваться землей, которая не оформлена в Росреестре.
  • Нецелевое использование земли. Такие нарушения достаточно легко выявляются. Например, гражданин может построить жилой дом на территории, предназначенной для ведения сельского хозяйства. В зоне, которая может использоваться только для многоэтажного строительства, запрещается возводить частный дом.
  • Отказ от использования территории. Если участок простаивает, поэтому не применяется для ведения сельского хозяйства или возведения жилого строения, то это является существенным нарушением. Земля должна использоваться в течение трех лет с момента ее передачи гражданину. Учитываются только какие-либо уважительные причины для простоя.

Вышеуказанные нарушения действительно являются серьезными, поэтому за них назначается существенное наказание.

Выявить нарушения со стороны землевладельцев достаточно просто даже дистанционным способом, поэтому работникам Росреестра для этого не требуется посещать лично участок.

Что представляет собой налоговая декларация по земельному налогу и когда она подается можно посмотреть по ссылке.

Какие применяются виды наказаний

Размер и особенности наказания зависят от того, какое именно выявляется нарушение. К основным мерам воздействия относится:

  • за самовольное занятие чужой территории назначается штраф в размере от 1 до 1,5% от кадастровой стоимости объекта, но платеж не может быть меньше 5 тыс. руб.;
  • за нецелевое использование территории взимается штраф от 0,5 до 1% от кадастровой цены земли, но не меньше 10 тыс. руб., а если отсутствуют сведения о кадастровом показателе, то штраф устанавливается в пределах от 10 до 20 тыс. руб.;
  • если земля вовсе простаивает, поэтому не используется по назначению, то уплачивается штраф от 1 до 1,5% от кадастровой цены, но не меньше 20 тыс. руб., причем при отсутствии данных о кадастровой стоимости должностные лица назначают платеж от 20 до 50 тыс. руб.

Здесь вы узнаете, как рассчитать земельный налог и какие показатели нужно применять.


Вышеуказанные меры наказания считаются значительными для каждого владельца участка. Поэтому люди должны ответственно подходить к своим обязанностям по отношению к участкам земли.

Для этого учитывается их целевое назначение и правила регистрации всех объектов. Если человек не воспользовался территорией в течение трех лет с момента получения, то он может лишиться данного имущества.

Какие нужны проверки при покупке земли – смотрите тут:

Как собственникам земли не нарваться на штраф земельного надзора Росреестра

Среди собственников земельных участков в Татарстане встречаются разные нарушители: одни не соблюдают установленные границы, другие – используют землю не по назначению. Все нарушают земельное законодательство. Для пресечения подобных нарушений в Росреестре Татарстана действует специальное подразделение – земельный надзор. О том, какая работа проводится в данном направлении, наше интервью с начальником отдела государственного земельного надзора, геодезии и картографии Управления Росреестра по Республике Татарстан Ильнуром Галеевым.

- Ильнур Наилович, с какими нарушениями чаще всего Вам приходится сталкиваться?

- Самое распространенное нарушение – самовольное занятие земельного участка. Неважно, занят ли участок в несколько гектаров или забор поставлен на несколько метров дальше положенного. Такие действия одинаково незаконны.

- Что грозит таким нарушителям?

- Нарушителям начисляется штраф, исходя из кадастровой стоимости незаконно занятого участка. Допустим, нарушитель занял 10 соток, кадастровая стоимость которых 500 тысяч рублей, с гражданина взимается штраф от 1 до 1,5%. Штраф для должностных лиц составит минимум 20 тысяч рублей, юр лица и ИП заплатят минимум 100 тысяч рублей.

Помимо штрафа устанавливается срок, в течение которого нарушения должны быть устранены. По истечении этого срока инспекторами проводится дополнительная проверка. Если нарушение не было устранено, штраф придется заплатить повторно, причем он может быть увеличен. Если собственник и после этого не устраняет нарушение, его могут заставить освободить незаконно занятый участок принудительно по решению суда.

- Если гражданин считает, что границы его участка нарушены, что он должен сделать?

- Обратиться к нам с заявлением. Если обнаружится основание для внеплановой проверки, то мы ее проведем. В свою очередь, чтобы быть уверенным в том, что ты сам не нарушаешь закон, необходимо проверить границы своего участка. В случае сомнения обратиться к кадастровому инженеру.

- С какими еще нарушениями Вы имеете дело?

- Это использование земли не по назначению. Как известно, каждому участку предписывается целевое назначение и разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, ИЖС, для производственной деятельности и другие. За использование земли не по назначению предполагается штраф исходя из кадастровой стоимости участка, на котором допущено правонарушение. Для граждан сумма штрафа составит от 10 тысяч рублей, для ИП – от 20 тысяч рублей, для юр. лиц – от 100 тысяч рублей.

- А можно ли изменить целевое назначение своего участка?

- Разумеется, правообладатель имеет право изменить целевое назначение своего участка. Для этого необходимо обратиться в органы местного самоуправления с соответствующим заявлением. Узнать текущее назначение своего участка можно из кадастровой выписки о земельном участке или правоустанавливающих документах на него.

Еще одна категория нарушений – это неиспользование земельного участка. Инспекторы Росреестра Татарстана выявляют неиспользование земельных участков для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства. Нарушителям также начисляется штраф, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

- Какие методы применяются при обследовании земельных участков?

- Осуществляя земельный надзор, Росреестр Татарстана применяет самые современные методы. Обследование участков проводится дистанционно – без участия собственника. Для этого используются данные с космических спутников, летательных аппаратов или непосредственно осмотра земельных участков.

Если в результате обследования выявляются признаки нарушения, это является основанием для проведения внеплановой проверки. Собственник или правообладатель земельного участка заблаговременно уведомляется об этом и уже в его присутствии проводятся все необходимые действия на участке. Отказ собственника в участии при проведении проверки является основанием для привлечения его к административной ответственности в виде штрафа. Важно отметить, что в случае неустранения нарушения собственник может потерять свой участок. Таким образом, я хочу подчеркнуть, что у каждого собственника земельного участка есть не только права, но и обязанности.

- Ильнур Наилович, каковы результаты вашей деятельности за 2016 год: сколько было проведено проверок, штрафов и т.д.?

За итоговый период 2016 года государственными инспекторами Управления всего проведено около 10 тыс. проверок, в ходе которых выявлено 7900 нарушений. 6000 нарушителям выданы предписания об устранении нарушений.

Наложено штрафов на общую сумму около 65 млн рублей.

- Всем известно, что в прошлом году одной из задач госземнадзора было выявление земельных правонарушений в прибрежных зонах. Каковы задачи на 2017 год перед инспекторским составом?

Приоритетная задача на 2017 год для госземнадзора была определена Президентом Республики Татарстан на итоговой коллегии Управления. Это установление земельных участков, которые в свою очередь были переведены из земель сельхозназначения в земли, предназначенные для жилищного строительства. Административным законодательством установлена ответственность за неиспользование указанных участков в течение трех и более лет по целевому назначению.

Меры воздействия не будут ограничиваться только наложением штрафов и выдачей предписаний. Гражданским и земельным законодательством предусмотрены процедуры принудительного прекращения и изъятия указанных земельных участков у нерадивых землепользователей посредством обращения органов государственной власти или местного самоуправления в суд с соответствующими исковыми заявлениями.

- Ильнур Наилович, в рамках госземнадзора налажена ли совместная работа с муниципальными земельными инспекторами?

Как известно, органы местного самоуправления по земельному законодательству наделены полномочиями на осуществление муниципального земельного контроля. В Казани такими полномочиями наделены инспектора Комитета земельных и имущественных отношений Исполкома.

В рамках нашего взаимодействия муниципальные инспектора в наш адрес направляют акты проверок для принятия решения о составлении административного протокола.

В случае самовольного занятия муниципальных земель администрации районов обращаются в суды для освобождения указанных участков от самовольных построек, ограждений.

Обращаться можно с письменным заявлением к нам в Управление (ул.Авангардная, д.74) или в наши территориальные отделы по месту нахождения земельного участка. Справочная информация об отделах размещена на официальном интернет-сайте Управления.

Читайте также: