За что могут уволить священника

Обновлено: 30.06.2024

Три бывших священника Русской православной церкви из России и Беларуси, уволенные из РПЦ или покинувшие ее по собственному желанию, рассказали The Insider о том, как оказались лишними в церковной системе: о профанации вместо церковного образования, самодурстве, отстроенной патриархом Кириллом вертикали церковной власти, страхах священнослужителей перед епископами, вымогательстве церковных налогов, игнорировании пандемии и многом другом.

Протоиерей Владимир Дробышевский

бывший священник Гомельской и Жлобинской епархии

Я родом из Гомеля, по первому образованию инженер-системотехник. В 2000-м году, закончив Гомельский университет имени Франциска Скорины, я был рукоположен в диаконский чин. За 20 лет я послужил на разных приходах: и в кафедральном соборе Гомеля, и в деревнях, и в Гомельском мужском монастыре, и в женском. Меня долго гоняли с прихода на приход – возможно, я сразу получил в епархии какой-то негативный ярлык-характеристику.

В 2000-м я решил поступить в Петербургскую семинарию. Главная семинария Беларуси в Жировицком монастыре тогда активно отстраивалась, и студенты там использовались как бесплатная рабочая сила – на стройке, в свинарниках, на ремонте келий. А я хотел настоящей учебы. Епископ написал мне рекомендацию. Я поехал и невольно застрял в Питере: ректор был в отъезде, а без него мне не могли разрешить сдавать экзамены. Но когда, поступив в семинарию, я вернулся, меня обвинили в том, что я нарочно там задержался. А когда еще вдобавок выяснилось, что мне нужно будет регулярно уезжать в Питер на полноценные экзаменационные сессии, то мне сразу сказали: никто меня отпускать не будет, дескать, в соборе мало дьяконов для службы. Пришлось от учебы тогда отказаться.

Корочка вместо образования

Стефан тогда не принял решение, а перевел стрелки на нового митрополита Павла. А тот издал указание, чтобы белорусские священнослужители учились только на территории Беларуси. Но тем, кто уже поступил, разрешалось доучиться. Мне было непонятно: если человек хочет учиться и нашел в себе силы, смелость и финансы учиться в Париже, как это может плохо отразиться на церкви? Разве это не поднимает ее престиж?

Но все-таки я нелегально, в свой отпуск два года ездил учиться в Париж благодаря знакомым, которые меня поддержали материально. Я ехал с чудовищными комплексами, что ничего не знаю, а еду учиться туда, где преподавали отец Сергий Булгаков, Николай Лосский, игумен Кассиан (Безобразов) и многие другие. Думал: хоть приложусь к этим перилам, пройдусь по этим ступенькам, как в музее, опозорюсь со своими знаниями и уеду.

Но я поступил и в первую же сессию сдал пять экзаменов. Интересно, что я попал в волну тех, кто приезжал из Питера и Москвы учиться в Сан-Серж. Я спрашивал их: зачем вы приехали, у вас же есть свои лавры. А они дружно отвечали: хочется глотка свежего воздуха. А в Париже была совершенно другая атмосфера: скромно, бедно, но с преподавателями можно было общаться и дискутировать на равных.

Страхи перед архиереем

У нас все зависит от настроения архиерея. Когда я служил в кафедральном соборе в Гомеле, самая напряженка начиналась на праздниках и выходных, когда служил епископ. Я даже задавался вопросом: зачем я тут? Кому служу – епископу или Богу? Кого я больше боюсь – епископа или Бога? Это только потом уже приходил в голову вопрос, должен ли я бояться Бога вообще. И в чем смысл богослужения – в нужный момент оказаться в нужной точке в храме и произнести правильное слово? А если я замешкался и не успел подать кадило, то надо устраивать истерику и кричать?

Когда приезжал архиерей, все ждали, когда появится его иподиакон. Он входит с коробками и с посохами и сходу посылает старшим отцам сигнал или прямо так и говорит: архиерей в хорошем настроении. Тогда старшие отцы расслаблялись, что им не прилетит. А если иподиакон делал квадратные глаза и качал головой, что, дескать, начальник не в духе, то все становились бледными от перепуга. Напряжение в алтаре прямо физически ощущалось. Там и сейчас так. Отчасти поэтому я всячески избегал общих служб духовенства, которые очень любит проводить епископ Стефан. Хорошее явление опять испорчено официозом. Епископ сгоняет такую массу попов на памятные даты, что отцы занимают весь алтарь и большую часть самого храма, там и маются в облачении пока идет служба. Зато фоточки на сайте внушительно выглядят, можно приложить в отчет для патриархии. Летом же тяжелее, отцы часами могут стоять прямо на солнцепеке (например, ожидая приезда митрополита), вне зависимости от своего часто почтенного возраста. Поэтому я и хотел уйти из собора, что не мучиться постоянно.

Одно время служил в деревне Старая Белица под Гомелем. Думал, поеду в деревню, а там вдали от царей – голова целей, сам себе хозяин, архиерей будет приезжать редко, а я буду ближе к людям. Но там оказался весьма своеобразный приход, масса неожиданных трудностей и особенностей.

Ладанки в долг

Один или два раза в год я как настоятель получал письма от архиепископа Гомельского Аристарха (Станкевича), сколько я должен заплатить церковного налога. А у меня уже даже не возникало беспокойства, где я возьму эти деньги. Их просто не было. В тот период деньги в основном зарабатывал тем, что крестил детей в городской детской больнице, где лежали мамы с новорожденными детьми.

Пандемия

Тогда даже Московская патриархия выпустила распоряжение, как должен быть снаряжен священник, если он идет к больному с признаками коронавируса. Я написал в епархию рапорт с просьбой объяснить, как вести себя священникам в Беларуси, распечатал и приложил многостраничную инструкцию от патриархии. Официального ответа я не получил, но настоятель на словах передал, что мой рапорт несостоятелен, потом что в инструкции патриархии упоминается Роспотребнадзор, а это, мол, не белорусское ведомство.

Наконец, появился епископ. Я тоже подошел и поздоровался, а он мне что-то буркнул в ответ. Я быстро удалился в пономарку , но слышал, что он продолжал бубнить мне вслед. Позже мне передали, что он возмущался: если в маске, то и нечего служить, нечего в церкви делать. А они по ходу службы целовались, никак не соблюдая уже обнародованных патриархией и минской митрополией мер предосторожности. Лжицу протирали водкой, хотя в рекомендациях – спирт 60%. Потом пришло время проповеди. Я вышел в маске и стал говорить. А вокруг бегали фотографы – как положено, чтобы архиерей потом мог отчитаться о визите. Я потом посмотрел – ни на одну фотку, выложенную на сайт, я, в маске, так и не попал.

Вдогонку мне стал звонить секретарь. Я сказал, чтобы всю информацию мне прислали на почту. Звонил настоятель, но я ответил то же самое. Поехал на приход, забрал все свои вещи и отвез их домой. А вечером приехал в церковь, потому что должен был отслужить вечернюю службу. Но тут заявляются викарный епископ, мой настоятель, благочинный, и вручают мне приказ, что я уволен за прогул с правом перехода в другую епархию (если другой барин меня возьмет!), и трудовую книжку. Дослужить мне не дали. Я подписал все бумаги, сел на велосипед и уехал домой…

Политика

В Трудовом кодексе РФ указаны категории сотрудников, которых работодатель не может уволить по своему желанию, и это не только беременные женщины. Рассказываем, в каких случаях вы имеете особые права на работе.

1. Если вы временно нетрудоспособны или находитесь на больничном

Понятие временной нетрудоспособности означает, что человек на определённый срок потерял возможность работать из-за болезни или травмы, полученной в результате несчастного случая или аварии.

Согласно статье 81 Трудового кодекса РФ , н ельзя уволить сотрудника, который заболел. Работодателю придётся ждать, пока вы вылечитесь и выйдете на работу.

В течение какого периода вас не могут уволить: весь больничный.

Но здесь есть исключения. Вас могут уволить:

  • при ликвидации компании или прекращении деятельности ИП;
  • при сокращении штата, но вас должны уведомить об этом за два месяца.

2. Если вы в отпуске или у вас выходной

В этот период вы освобождены от исполнения своих трудовых обязанностей и вправе использовать это время так, как считаете нужным ( статьи 106 , 107 ТК РФ), не переживая о работе.

В течение какого периода вас не могут уволить: весь период отпуска или выходного.

Исключения здесь такие же, как и в пункте выше.

3. Если вы беременны

Работодатель не имеет право увольнять беременных женщин, это чётко закреплено в статье 261 ТК РФ.

В течение какого периода вас не могут уволить: весь период отпуска по беременности и родам (а также неделя со дня, когда работодатель узнал об окончании беременности по причине, не связанной с родами).

Есть два исключения:

  • ликвидация компании;
  • если вы заключили срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей другого работника и у компании нет возможности перевести вас на другую работу.

4. Если у вас есть ребёнок в возрасте до 3 лет

Нельзя расторгнуть договор с мамой ребёнка, которому ещё нет трёх лет (статья 261 ТК РФ).

В течение какого периода вас не могут уволить: до исполнения 3 лет ребёнку.

У этого случая есть много исключений. Можно уволить, если:

  • компания ликвидируется;
  • у вас есть дисциплинарные взыскания;
  • вы прогуляли работу, появились в офисе в состоянии алкогольного опьянения, нарушили коммерческую или служебную тайну или совершили кражу на работе;
  • вы предоставили подложные документы при приёме на работу;
  • вы имеете доступ к деньгам и ценному имуществу, но утратили доверие;
  • вы выполняете воспитательную функцию (работаете воспитателем, учителем, тренером, логопедом), но совершили аморальный поступок.

5. Если вы одинокая мама, воспитывающая инвалида в возрасте до 18 лет

То же самое касается и других лиц, воспитывающих ребёнка-инвалида без матери, например отца, бабушки, тёти или опекуна.

В течение какого периода вас не могут уволить: до восемнадцатилетия ребёнка.

Исключения здесь такие же, как и в пункте выше.

6. Если вы одинокая мама и воспитываете малолетнего ребёнка

Речь идёт о воспитании детей в возрасте до 14 лет. То же самое касается и других законных представителей ребёнка, если они воспитывают его без матери.

В течение какого периода вас не могут уволить: до четырнадцатилетия ребёнка.

Исключения здесь такие же, как и в четвёртом пункте.

7. Если вы единственный кормилец несовершеннолетнего инвалида

По закону с вами не могут расторгнуть трудовой договор, если вы единственный кормилец ребёнка с ограниченными возможностями, которому ещё не исполнилось 18 лет. Эта же норма распространяется и на других законных представителей ребёнка.

В течение какого периода вас не могут уволить: до восемнадцатилетия ребёнка.

Исключения здесь такие же, как и в четвёртом пункте.

8. Если вы единственный кормилец ребёнка в возрасте до трёх лет в семье с тремя и более детьми

Здесь есть одно ограничение — второй родитель не должен состоять в трудовых отношениях, в том числе находиться в декретном отпуске.

В течение какого периода вас не могут уволить: до трёхлетия ребёнка или выхода второго родителя на работу.

Исключения здесь такие же, как и в четвёртом пункте.

9. Если вы утратили доверие из-за поступка, совершённого год назад

Вас могут уволить за аморальный поступок или действия, которые привели к утрате доверия. Например, вы затеяли драку на работе или домогались своих коллег. Однако если с момента обнаружения вашей вины прошло более года, то эти основания будут считаться неактуальными (часть 5 статьи 81 ТК РФ).

10. Если вы несовершеннолетний сотрудник

В отношении несовершеннолетних сотрудников действуют особые правила увольнения. Чтобы уволить вас, компании нужно получить согласие от надзорных органов: комиссии по делам несовершеннолетних и Государственной инспекции труда.

Что будет, если вас уволят в одном из этих случаев

За расторжение трудового договора в обход требований закона руководителю или организации придётся заплатить штраф в размере до 5000 ₽.

Также вы можете через суд признать увольнение незаконным. При аннулировании увольнения работодатель должен будет восстановить вас в должности и компенсировать вам издержки: выплатить среднюю зарплату за время вынужденного прогула и компенсацию морального ущерба (её размер определяет суд, но, как правило, речь идёт о 10 000–30 000 ₽).

Если ваши права нарушены, вы можете написать жалобу в Государственную инспекцию труда ( ГИТ ), прокуратуру или обратиться в суд.

В трудовом кодексе предусмотрен закрытый перечень оснований для расторжения трудового договора с сотрудником, и работодатели не вправе его расширять по своему желанию, заявила "РГ" член Ассоциации юристов России Елена Крылова.

"В Трудовом кодексе РФ нет оснований увольнения работника за пост в социальных сетях, внешний вид или политические взгляды", подчеркнула она.

Правда, как обращают внимание другие юристы, уволить человека можно за какие-то нарушения трудового договора. Так что теоретически работодатели могут прописать какие-то особые требования, мол, яркое не надевать, в Сети лишнего не болтать, в трудовом договоре. Однако требования не должны противоречить закону. "Конституция РФ и Трудовой кодекс запрещают дискриминацию в сфере труда, - поясняет Елена Крылова. - Согласно статье 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. "

Правда, в отдельных сферах установлены специальные требования к моральному облику сотрудников. Например, должны соблюдать профессиональные этические правила, в том числе при публикациях в соцсетях, судьи, полицейские, нотариусы и т.п. Трудовой кодекс разрешает уволить за совершение аморального проступка, несовместимого с продолжением работы, учителя или другого сотрудника, выполняющего воспитательные функции. Так что увольнение педагога за какой-то неэтичный пост будет совершенно законным. Но тут весь вопрос в том, что считать неэтичным?

Фото: iStock

В Институте законодательства и сравнительного правоведения при правительстве России выдвинули идею разработать правила информационной культуры. В них в том числе должны быть прописаны правила поведения в соцсетях, как разграничить личное и служебное. Тогда будет легче разбирать в том числе трудовые споры по увольнениям за публикации. Причем правила должны соблюдать не только те, кто размещает публикации, но и те, кто читает. Сегодня стало модным осуждать за все подряд и набрасываться на человека, давшего какой-то повод критикам: не так сказал, не так подумал, не так выглядит. Общество не дает человеку права на ошибку. Более того, под огонь критики может попасть даже человек, не нарушивший никаких ни формальных, ни этических норм. Просто либо его слова переиначили, либо ему приписывают нарушение какой-то "новой этики", существующей в головах критиков. Но в разгоревшихся скандалах часто мелькает и место работы человека. Поэтому и работодатели подчас предпочитают уволить такого сотрудника, чтобы, как говорил один известный чеховский персонаж, "как бы чего не вышло".

Елена Крылова напоминает, что граждане, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.

"Увольнение можно оспорить, обратившись в суд общей юрисдикции в течение месяца после увольнения, - говорит она. - При этом необходимо предоставить доказательства, что увольнение произошло именно по причинам, которые указывает заявитель. Доказательствами могут служить видео- и аудиозаписи, свидетельские показания, материалы личного дела уволенного работника, в котором содержатся приказы и распоряжения по трудовой деятельности работника, докладные, объяснительные и др.".

Как рассказал на днях председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев, в гражданском судопроизводстве удовлетворены 42 процента требований о восстановлении на работе, 98 процентов требований об оплате труда.

"В Российской Федерации сохраняется социальная направленность правосудия", - подчеркнул Вячеслав Лебедев.

Безусловно, если конфликт произошел, то, даже если человек восстановлен в должности по суду, работать дальше ему будет сложно. Отношения с начальством практически безнадежно испорчены. Получится ли заделать все трещинки и начать с чистого листа? Шансы малы. Но, по крайней мере, человек получит серьезные компенсации: работодатель выплатит ему и зарплату, которую тот не получил за время несправедливого увольнения и судебного разбирательства, и компенсацию морального вреда, назначенную судом. Кроме того, что важно, человек получит возможность уйти по-хорошему, из трудовой книжки вычеркнут плохую причину увольнения, биографию очистят.

Как относиться к священникам, лишенным сана? По каким причинам священники перестают служить и как к ним после этого нужно относиться — об этом мы спросили заведующего кафедрой догматического богословия ПСТГУ протоиерея Бориса ЛЕВШЕНКО

Как относиться к священникам, лишенным сана? По каким причинам священники перестают служить и как к ним после этого нужно относиться — об этом мы спросили заведующего кафедрой догматического богословия ПСТГУ протоиерея Бориса ЛЕВШЕНКО

Как относиться к священникам, лишенным сана?

Недавно известный в прошлом актер священник Иоанн Охлобыстин попросил освободить его от служения. Эта история известна многим, поскольку отец Иоанн написал подробно о ней в своем блоге. Случай это не единственный, приходится слышать о священниках, запрещенных в служении. Их осуждают, многие даже считают предателями. Так ли это? По каким причинам священники перестают служить и как к ним после этого нужно относиться — об этом мы спросили заведующего кафедрой догматического богословия ПСТГУ протоиерея Бориса ЛЕВШЕНКО.

СПРАВКА

Протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО родился в 1936 году. В 1958 году окончил механико-математический факультет МГУ. Работал в МГУ и Университете дружбы народов. Кандидат физико-математических наук. В 1994 году рукоположен в сан диакона, через год — в сан священника. Клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе (Москва). Завкафедрой догматического богословия ПСТГУ.

Испытание сомнением

— Отец Борис, если священника не запрещают в служении, а он сам просит священноначалие его освободить (не по состоянию здоровья), это все равно конфликтная ситуация?

Главное — не осуждать

— Всем известный недавний пример — отец Иоанн Охлобыстин просил освободить его от служения, и был временно запрещен. При этом за ним оставили право благословлять, и он в интернете написал, что по-прежнему зовется отец Иоанн. Правильно ли так обращаться к запрещенному в служении священнику или лучше по имени-отчеству? И в чем смысл благословения священника, если он запрещен?

— Это решение правящего архиерея, в данном случае — Святейшего Патриарха. Только епископ может решить, какое право оставить за запрещенным в служении священником. А насчет обращения… Назовете вы меня Борисом Трифоновичем, я откликнусь, отцом Борисом — тоже. Мои однокурсники по мехмату МГУ до сих пор зовут меня Борей. А в советское время в общественных местах священников называли по имени-отчеству — была определенная конспирация.

Совсем другое дело — священники, ушедшие в раскол. При рукоположении они присягали быть верными Московской Патриархии, но изменили присяге. Это предательство. Поступок отца Иоанна я предательством назвать не могу. Он не порывает с Матерью-Церковью, но честно сомневается, что крест, который он взял на себя при рукоположении, ему по силам. И прерывает он служение не в критический для Церкви момент, поэтому его нельзя приравнять к солдату, дезертирующему во время боя.

Священство – это не профессия

— Как относится Церковь к тем, кто отказался от служения после революции, спасая от гонений свои семьи?

А вот известный искусствовед Сергей Николаевич Дурылин был рукоположен вскоре после революции, но через несколько лет осознал, что его призвание — искусствоведение. Но никогда он не отрекался от Христа, от Церкви, до конца жизни оставался православным человеком. Никто его предателем не считает.

— Значит, неправильно считать отказ от священства духовным падением?

— Мы не вправе судить. Господь знает причины. От Церкви за это не отлучают, люди продолжают исповедоваться, причащаться. Беда в том, что нас хлебом не корми, а дай осудить другого человека. Найти причину для осуждения всегда можно, особенно если человек на виду. Вместо того чтобы думать о своих грехах, о спасении своей души, высокомерно осуждаем других. Как фарисей, благодаривший Господа за то, что он не такой, как молящийся рядом с ним мытарь. Более того, если сравнить нас с фарисеями, сравнение часто будет не в нашу пользу. Фарисеи все же стремились исполнить Закон Божий, как они его понимали. И среди них было немало ревностных благочестивых людей. Например, приемный отец Господа нашего Иисуса Христа праведный Иосиф. Но в любой духовной традиции есть свои соблазны, и в притче о мытаре и фарисее Господь указывает нам на главный соблазн фарисейства — стремление к элитарности, отделению себя от других, возвеличиванию над ними. Хорошо поблагодарить Бога за то, что Он дал тебе возможность соблюдать закон. Но фарисей также благодарит Бога за то, что он лучше молящегося рядом с ним мытаря, то есть как раз стремится к элитарности, отделению себя от других людей, и это грех. Тем не менее этот фарисей был благочестив, стремился исполнить Закон Божий. Мы же сегодня часто об исполнении заповедей забываем, зато с радостью осуждаем других людей. В этом смысле мы хуже фарисеев.

— Можно ли сказать о неслужащем священнике, что он просто сменил профессию?

— Нет, все-таки священство — не профессия, а служение. Как и монашество. И чтобы понять, твой ли это путь, нужно время. В монастырях до пострига есть период послушания, довольно длительный. И если рукоположение совершается слишком поспешно, велика вероятность, что человек уже в сане поймет ошибочность выбранного пути. Что мы часто и наблюдаем сегодня.

Кстати, о профессии… Некоторые просят освободить их от служения по финансовым причинам. Например, став священником, человек стал получать в десять раз меньше, чем когда преподавал в вузе. И понимает, что при такой зарплате он не в состоянии обеспечить семью. Опять же только Бог знает, движим человек грехом сребролюбия или ответственностью за близких. Мы судить не можем. Но факт — по этой причине некоторые священники возвращаются к своей светской специальности.

— Говорят, что при рукоположении дается особая благодать. Что с ней происходит, когда священника запрещают в служении или выводят за штат? Тяжелее священнику пережить запрет, чем мирянину — увольнение с работы?

Чем запрещение в служении отличается от извержения из сана?

Отвечает клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, священник Димитрий ПАШКОВ.

Для клириков наказания заключаются в лишении прав, полученных ими при вступлении в клир. Это лишение может быть временным и носить исправительный характер, или безвозвратным, тогда оно будет иметь карающий характер. Основными видами специальных наказаний для клириков являются следующие.

1. Временное запрещение, т. е. приостановление права осуществлять действия, связанные с саном. При этом все блага Церкви, доступные мирянам, доступны и запрещенным священникам: исповедоваться и причащаться Святых Таин и т. д. Это — мера исправительной дисциплины: если запрещенный священник исправляется, запрещение снимается. Такое запрещение назначается на определенный срок (с возможностью его сокращения в случае явного исправления согрешившего священника). Разрешить от запрета имеет право епископ, который его наложил.

Запрещение может применяться к священнослужителю не только как наказание, но и как предварительная мера, применяемая во время следствия до окончательного рассмотрения дела церковным судом, если против священника выдвинуто серьезное обвинение. В этом случае запрещение не является наказанием (ибо вина еще не установлена), а вытекает из требования несомненной душевной чистоты клирика, приступающего к священнодействиям.

В некоторых случаях запрещение может иметь более мягкие формы: клирик на время теряет право священнодействия, но ему разрешается молиться и причащаться вместе с пресвитерами и диаконами в алтаре (правило 70 Василия Великого). Но и в этом случае наказанный на время запрещения остается священником лишь по имени, не имея основных прав, связанных с его саном.

3. Лишение права совершения любых священнодействий, но с правом носить духовное звание и пользоваться связанной с этим званием честью. Это наказание уже существенно более тяжелое, чем предыдущие. Оно налагается за тяжкие преступления, производящие соблазн в народе, но которые произведены либо по незнанию, либо по какой-либо чрезвычайной причине, притом что согрешившие раскаялись (см. правило 36 Трулльского собора).

Канонами оговариваются несколько особых случаев, когда клирик должен быть наказан и извержением, и отлучением (приобретение сана за деньги или с помощью светской власти; отречение от Бога или от своего сана [например, когда священник в пароксизме малодушия на прямой вопрос отвечает, что он не священник и никогда им не был]; попытки священнодействовать, несмотря на низвержение из сана). В этих исключительных случаях низвергаемые становятся в положение мирян, отлученных от причастия на определенный епископом срок.

Извержение не имеет временного предела: изверженному клирику сан не возвращается (правило 3 Василия Великого).

Изверженный или отрекшийся от сана священник таковым больше не является даже по имени и живет как мирянин, умирает как мирянин и погребен должен быть так же, как мирянин.

Лишение должности (выведение за штат) наказанием не является. Это икономическая мера, применяемая к священнослужителям, потерявшим возможность служить в полном объеме (например, по болезни или по возрасту). При этом священник может по благословению епископа войти в договоренность с настоятелем какого-либо прихода и служить в том объеме, который приходское руководство готово ему уступить.

Читайте также: