За что черт мстил кузнецу можно ли кражу месяца назвать местью почему

Обновлено: 28.06.2024

2. Вступительное слово.

Выступление двух учащихся в народных костюмах под музыку:

А моим помощником будет герой предрождественской ночи – чёрт, который за победу в конкурсе будет дарить команде звезду с неба.

3.П редставление команд.

Начнём игру с представления команд.

1 команда – Рудой Панька.
2 команда – Вакула.

(инсценированное представление команд по 1-й минуте)

4. Блиц-турнир.

  1. Что собирала ведьма в рукав в ночь перед рождеством? (звёзды)
  2. Как ведьма и чёрт попали в хату? (через трубу)
  3. кто и зачем украл месяц? (чёрт, чтобы устроить пакость кузнецу Вакуле)
  4. За что чёрт мстил кузнецу? (кузнец нарисовал в церкви с цену страшного суда)
  5. Как звали ведьму и кем она приходилась кузнецу? (Солоха, мать)
  6. Почему из всех ухажёров Солоха предпочитает Чуба? (потому что богат)
  7. Что ел пузатый Пацюк во время разговора с Вакулой? (галушки, вареники со сметаной).
  8. Что такое колядки? (рождественские песни)
  9. Что сказал пузатый Пацюк Вакуле (тому не нужно далеко ходить, у кого чёрт за плечами)
  10. Кто угодил в мешки в избе Солохи? (Чёрт, голова, дьяк, Чуб)
  11. Куда отправился Вакула, попав в Санкт-Петербург? (к запорожцам)
  12. О чём думал кузнец, попав в царский дворец? (о красоте картин, паркета, ручек на дверях)
  13. Какие два известных исторических лица появляются перед нами во дворце? (Екатерина Вторая и князь Потёмкин)
  14. Изображение чего-либо в смешном виде (юмор)
  15. Как запорожцы называли царицу? (мама)
  16. Какой слух прошёл после исчезновения кузнеца? (о его смерти)
  17. Как кузнец отблагодарил чёрта? (отвесил чёрту три удара хворостиной)
  18. Поговорка, которую говорит Оксана Вакуле (ему когда мёд, тогда и ложка нужна)
  19. К кому отправились Чуб и кум предрождественскую ночь? (к дьяку)
  20. Почему за помощью Вакула обращается Пузатому Пацюку? (он знался с нечистой силой)
  21. Как можно укротить чёрта? (совершить крестное знамение)
  22. Что сказала Оксана, когда Вакула принёс ей черевички? (Нет, мне не нужно черевиков, я без них)
  23. Один из видов эпического произведения, больше по объёму, чем рассказ, но меньше, чем роман (повесть)

5. Конкурс редакторов.

Для следующего конкурса необходимо по одному человеку от команды. Вы сыграете роль волшебников – редакторов. В предрождественские дни нечисть, как всегда, напакостила – убрала из текста некоторые слова. Ваша задача – вставить в текст пропущенные слова (они даны для справок). Кто из вас быстрее и правильнее отредактирует текст.

… день перед Рождеством прошел…., …ночь наступила…. звезды. Месяц … поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было … колядовать и славить Христа. … сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них…, как бы вызывая принаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами … дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

6. Узнай героя.

Солоха

Чуб

Но охотник мешаться в чужие дела тотчас бы заметил, что Солоха была приветливее всего с одним козаком. Он был вдов; восемь скирд хлеба всегда стояли перед его хатою. Две пары дюжих волов всякий раз высовывали свои головы из плетеного сарая на улицу и мычали, когда завидывали шедшую куму — корову, или дядю — толстого быка. Бородатый козел взбирался на самую крышу и дребезжал оттуда резким голосом, как городничий, дразня выступавших по двору индеек и оборачиваяся задом, когда завидывал своих неприятелей, мальчишек, издевавшихся над его бородою. В сундуках у него водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха. В огороде, кроме маку, капусты, подсолнечников, засевалось еще каждый год две нивы табаку.

Представитель команды подставляет к себе изображение героя без лица и по представляемой характеристике угадывает героя.

7. Кроссворд.

  1. Кто похвалил новую хату Вакулы? (архиерей)
  2. Должностное лицо, которому Вакула выкрасил забор? (сотник)
  3. Казаки, которых встретил Вакула по дороге в Петербург? (запорожцы)
  4. Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро? (сундук)
  5. Должностное лицо, от которого, как говорили, ни одна ведьма не ускользнет? (заседатель)
  6. Что спрятал черт в кармане? (месяц)
  7. Профессия односельчанина, помогавшего куму нести мешок? (ткач)
  8. Башмаки. (черевички)
  9. Рождественские песни. (колядки)

Дополнительные вопросы:

8. Конкурс актёрского мастерства.

9. Итог.

Подсчитаем количество звёзд у каждой команды. Открываем чёрный ящик.

Вручение приза – черевичек.

Ребята, как вы считаете, почему Вакула всё же добивается своей цели? В чём была его сила? (Он храбр и решителен, но самое главное – он искренне любил. А настоящие и искренние чувства помогают людям добиваться в жизни своего.) Оксана в конце повести прозрела. Я надеюсь, что после прочтения этой повести мы станем друг к другу добрее и терпимее. А чтобы зимние праздники были для вас более тёплыми, каждый из вас получит рецепт украинского народного блюда – вареников.

Ученики и гости урока получают рецепты:

для теста:
яичные белки - 3 шт,
вода - 0,5 ст,
молоко - 0,5 ст,
соль - 0,5 ч.л,
мука - 5-6 ст

для вишневой начинки:
вишня или черешня - 800 г,
сахар - 0,5 ст,
манная крупа - 2-3 ст.л.

Яичные белки смешать с водой, молоком, солью и хорошо размешать. Постепенно добавляя в яичную массу муку, замесить крутое тесто. Тесто накрыть салфеткой или крышкой и оставить на 30-40 мин (это делается для того, чтобы тесто стало более эластичным).

Для теста: 0,5 кг муки,1ст. кефира или натуралного йогурта,1 яйцо,соль, 0,5 ч.л.соды погашенной уксусом.
все перемешать и раскатать рулетик.рулетик порезать и из полученных кружочков лепить вареник.
для начинки: картофель отварить (воду слить) и сделать пюре,добавить предварително обжаренные в подсолнечном масле мелко порезанные грибы с лучком. Отварить в подсоленной кипящей воде.


Кузнец Вакула "намалевал" картину, которая очень не нравилась черту.

На картине был изображен святой Петр в день страшного суда, прогоняющий из ада злого духа.

А черт в испуге метался из стороны в сторону, предвидя гибель.

Грешники же били и гоняли его кнутами, поленьями и чем ни попадя.

Как не мешал черт Вакуле (толкал под руку, посыпал картину золой), картина была закончена и помещена в церковь.

За что черт поклялся мстить ненавистному кузнецу, потому и украл месяц в рождественскую ночь, чтобы не состоялось свидание Вакулы и красавицы Оксаны.


Как Медея отомстила пелию?

Как Медея отомстила пелию.


Ребята?

Мне задали написать сочинение про чёрта "Ночь перед рождеством" вот пункты

Чёрт украл месяц

Чёрт радуется что Вакула продал душу

Путешествие на Чёрте в Петербург

Чёрт изображенный на картине Вакулы


Задали такое домашнее задание по литературе, надо выписать героев из повести Ночь перед Рождеством и выписать героев в 2 столбика это - исторические герои и мифологические?

Задали такое домашнее задание по литературе, надо выписать героев из повести Ночь перед Рождеством и выписать героев в 2 столбика это - исторические герои и мифологические.

Вот герои : Вакула, Оксана, Чуб, Солоха, Екатерина, Голова, Дьяк, Чёрт.


Что означает обиделся на вакулу и мстить ему?

Что означает обиделся на вакулу и мстить ему?

А) вакула намалевал его унизительном виде.

Б)Вакула был богобоязненым человеком.

В) Вакула заставил черта 1служить себе.


ДАЮ 37 БАЛЛОВНиколай Васильевич ГогольНочь перед РождествомПолет Вакулы в Питер1?

Николай Васильевич Гоголь

Ночь перед Рождеством

Полет Вакулы в Питер

Какое настроение мог бы вызвать этот эпизод зрителя ?

2. Сравните Вакулу и Чёрт

Сравните Оксану царицу и Солоху.


ДАЮ 100 БАЛЛОВКТО ЭТО СДЕЛАЕТНиколай Васильевич ГогольНочь перед РождествомПолет Вакулы в Питер1?

КТО ЭТО СДЕЛАЕТ

Николай Васильевич Гоголь

Ночь перед Рождеством

Полет Вакулы в Питер

Какое настроение мог бы вызвать этот эпизод зрителя ?

2. Сравните Вакулу и Чёрт

Сравните Оксану царицу и Солоху.


Ночь перед рождеством?

Ночь перед рождеством.

Почему чёрт служит Вакуле?


Ночь перед рождеством?

Ночь перед рождеством.

Почему чёрт служит Вакуле?


За что чёрт решил отомстит вакуле?

За что чёрт решил отомстит вакуле.

Ночь перед рождеством.


Почему чёрт служит Вакуле?

Почему чёрт служит Вакуле?


Якою повинна бути мовленнєва культура особистості ? Мовленнєва культура особистості повинна бути зразковою та характеризуватися рядом ознак. По - перше, мовлення має бути правильним, відповідати нормам української літературної мови. По - друге, мо..


Произведение является записью народной азербайджанской сказки, услышанной поэтом на Кавказе и литературно обработанной. Эта сказка о любви двух молодых людей, Ашик - Кериба и Магуль - Мегери, и препятствиях, которые они преодолели на пути к своему с..


Юмор в основном нацелен на высмеивание житейских тем и открыто повествуется. Сатира высмеивает пороки людей и общества, передаваясь читателю обычно в роли повествования от первого лица.


Объяснение : летают соберают пельцумёд соты.


Вставьте текст, а то мало ли сколько сказок о русалочке).


Во время Ивана Грозного в Москве.



Пусть волейбольных мячей было х Тогда Баскетбольных 3х А Футбольных 3х + 8 х + 3х + 3х + 8 = 64 7х = 56 х = 56 : 7 = 8 (волейбольных мячей) 3х = 8 * 3 = 24 (баскетбольных мячей) 3х + 8 = 32(футбольных) Удачи).


Выбирать дорогу из трёх у камня - это Илья Муромец (пару минут назад перечитывал его биографию).


© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Место работы: МБОУ СОШ с.Нижнечерекулево

Урок по литературе

Учебный предмет, класс

Русская литература, 6 класс

Название темы или раздела учебного курса

Цели, задачи дидактического материала

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Microsoft PowerPoint, Test

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Дидактический материал включает в себя анализ произведения, словарную работу по тексту в форме презентации, проверку усвоенных знаний через гипертест

Ресурсы дидактического материала, видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты

Презентация, гипертест, картины, мультипликационный фильм

Используемые источники информации (литература, Интернет и др.)

Возможность использования дидактического материала:

– педагогом на уроке (указать этапы урока)

Можно использовать урок при объяснении непонятных для детей слов, при проверке усвоенных знаний (тест), анализа прочитанного отрывка

На данном уроке я использовала информационную технологию в виде презентации при объяснении новых слов, показа мультипликационного фильма и проверки знаний учащихся.

Использование ИТ позволяет детям (особенно детям с нарушением слуха) способствовать формированию образного восприятия художественной литературы, также творческому воспринимать художественные образы. Способствует повышению эффективности этого процесса. Иными словами, презентации позволяют детям лучше представить то, о чем они прочитали в книге и способствует расширению словарного запаса.

Гипертесты позволяют с максимальной отдачей использовать время, отведённое для проверки усвоенных знаний.

Урок проводится в компьютерном классе, оснащённом мультимедийной техникой на компьютерах, связанных между собой через локальную сеть.

Урок сопровождается авторской презентацией.

Автор: Асадуллина Айгуль Назиповна – учитель русского языка и литературы (молодой специалист, стаж работы – 1 год, окончила филологический факультет РО БГПУ им.М.Акмуллы)

1. Оргмомент. Рапорт дежурного. (учитель приветствует детей, записывает в журнал отсутствующих)

2. Знакомство с планом урока.

Учитель спрашивает, что будут делать учащиеся на уроке.

1) Проводить словарную работу.

2) Называть героев произведения.

3) Отвечать на вопросы.

4) Анализировать отрывок.

3. Словарная работа.

4. Изучение нового материала.

Беседа по содержанию первых страниц повести.

– О чём говорится в начале повести? В какую красоту нас окунает писатель?

(Начинается произведение с описания зимнего пейзажа. Ночь накануне великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа)

– Кто и почему нарушает эту красоту? (Эту тишину, красоту нарушают злые силы – чёрт, ведьма. Они ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям, потому что им осталась только одна ночь бродить на белом свете.)

– Вот мы и познакомились с героями повести – это чёрт и ведьма. Посмотрите на доску и запомните, как они выглядят. (картины висят на доске).

­– Что делает ведьма? (Ведьма поднимается на своей метле на небо и собирает в свой рукав звёзды).

– Что делает чёрт? (Чёрт крадёт месяц).

Запишите в тетрадях сегодняшнее число и тему.

– Прочитаем отрывок повести, где чёрт крадёт месяц. (стр. 113 учебника)

– Понравился ли вам мультфильм? Всё ли было вам понятно?

Каких героев вы узнали в эпизоде из мультфильма. Назовите их.

– С какими еще героями познакомились во время прочтения отрывка?

(Сорочинский заседатель, козак Чуб, его дочь, кузнец Вакула). Посмотрите, как художники представили этих героев на своих картинах (картины на доске).

– Итак, прочитанный нами отрывок является завязкой повести, то есть началом истории, происходящей в ночь перед Рождеством в Диканьке. Мы узнали, что в произведении Гоголь с юмором описывает и сказочные, и реальные события. Злые силы – ведьма, чёрт – изображаются не страшными, а забавными, смешными. Я надеюсь, что вы с таким же интересом прочитаете повесть до конца.

6. Сейчас мы проверим, как вы усвоили материал урока. Для этого пройдите к компьютерам.

7. Итак, каждый свою оценку за урок увидел.

– Что мы сегодня делали на уроке? (Чтение детьми плана урока в прошедшем времени). Проверочная работа

2.Кто автор повести?

4. Уберите лишнего героя

3. Кузнец Вакула

5. Что ведьма собирала в рукав?

6. Как ведьма и чёрт вылетели из хаты? Через:

7. Кто украл месяц?

8. За что чёрт мстил кузнецу? Потому что кузнец…

2. Намалевал чёрта на картине

3. Обманул чёрта

4. Отобрал деньги у чёрта

hello_html_61fe6cce.jpg

Зимний пейзаж

hello_html_1f44c35e.jpg

Ведьма вылетает из трубы дома

hello_html_acad106.jpg

hello_html_m2ee9b45f.jpg

hello_html_105aaa37.jpg

Ведьма и чёрт

hello_html_m1ef13b11.jpg

Дочь Чуба, Оксана, и кузнец Вакула

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Башмачкин-мертвец отбирает у обидевшего его генерала шинель: "А! так вот ты наконец. " Кадр из фильма Алексея Баталова "Шинель" (1959). В роли Акакия Акакиевича - Ролан Быков.

Башмачкин-мертвец отбирает у обидевшего его генерала шинель: "А! так вот ты наконец. " Кадр из фильма Алексея Баталова "Шинель" (1959). В роли Акакия Акакиевича - Ролан Быков.

Как реагируют люди на то, что их лишают самого ценного? Оправданы ли агрессия и месть, наше желание наказать врага и во что бы то ни стало восстановить справедливость? Это одни из важнейших вопросов, над которыми заставляет задуматься повесть "Шинель".

Сделав своим идеалом предмет материального мира, некогда ведший праведную жизнь Башмачкин переживает нравственное падение. По мысли Гоголя, бесконечную любовь Акакия Акакиевича к вещи порождает испытанная персонажем нужда, социальная несправедливость.

Когда герой становится счастливым обладателем новой шинели, его жизнь меняется. Если прежде он терпел насмешки чиновников, то теперь на краткое время становится центром внимания, его поздравляют.

Мысль о том, что приобретение новой вещи может настолько поменять отношение к тебе окружающих, неприятна. Вряд ли тебе захочется общаться с этими людьми. Простодушный Башмачкин не умеет анализировать происходящее, он просто стыдится и пытается отговариваться от приглашения одного из коллег на вечер. Чиновники отвечают ему, что это "неучтиво, что просто стыд и срам", так что персонажу приходится отказаться от своей привычки к замкнутому существованию и пойти в гости. Герой как по рельсам катится к роковым обстоятельствам и к своей главной беде: с таким трудом приобретенная шинель будет украдена ворами во время возвращения Акакия Акакиевича из гостей.

Меняются обычаи и привычки персонажа. Ещё только строя планы о пошиве шинели, он чуть было не ошибается во время переписывания. Живший очень скромно и никогда не предававшийся удовольствиям, герой воспринимает день с новым предметом как "самый большой торжественный праздник". Он любуется обновкой, смеется над своей старой шинелью-"капотом" (капот - женская домашняя одежда, похожая на халат). Если прежде Башмачкин и дома после обеда переписывал для своего удовольствия, то теперь он пребывает в праздности:

"Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так, немножко посибаритствовал на постеле. "

Сибаритствовать (от слова "сибарит") - вести праздный образ жизни, быть изнеженным роскошью. (Просто издевается Гоголь над нищим героем!) "Постеля" - так называли постель во времена Пушкина и Гоголя, отсюда устаревшая форма "в постеле".

Помните, как необычно начинает вести себя с появлением новой шинели прежде живший подобно отшельнику и не замечавший ничего, кроме букв и ровных строк, Акакий Акакиевич? Герой рассматривает красиво освещенный вечерний Петербург и пешеходов, фривольную картину в витрине магазина - на картине, к слову, изображена женщина, обнажившая "недурную" ногу. После созерцания картины в голову персонажа, возможно (автор говорит, что не уверен в этом), приходят обычные мыслишки: "Ну уж эти французы. " Возвращаясь из гостей, Башмачкин даже "подбежал было вдруг" за какою-то дамой.

После того как воры крадут шинель героя на пустынной площади, он безуспешно пытается обратиться за помощью в полицию, а затем и к "значительному лицу" - генералу.

Образ генерала, изображенного в повести, заслуживает особого внимания. В общем-то, этот человек сам виноват в том, что призрак умершего Акакия Акакиевича напугал его чуть ли не до смерти и отобрал у него шинель. "Значительное лицо" стало значительным лишь недавно, генерал всячески старался усилить свою значительность. Сегодня мы сказали бы, что, выбравшись, как говорится, из грязи в князи, новоиспеченный высокопоставленный чиновник был весьма закомплексован. Он выработал целую систему обращения с подчиненными и просителями, основанием которой была строгость, на досуге старался избегать разговоров с теми, кто ниже его чином, отрывистым и твердым голосом репетировал перед зеркалом фразу "Что вам угодно?", которая должна была быть обращена к несчастному просителю. Разве мало таких начальников? Узнаваемый образ.

Проявив высокомерие и равнодушие, генерал начинает "распекать" (яростно ругать) Акакия Акакиевича за недоверие к секретарям и неуважение к порядку делопроизводства, называя Башмачкина, которому было уже за пятьдесят лет, молодым человеком. Распеченный "маленький человек" обмер, пошатнулся, а затем вышел на улицу и сильно простудился, добираясь домой.

Это происшествие сделало на него [генерала] сильное впечатление. Он даже гораздо реже стал говорить подчиненным: "Как вы смеете, понимаете ли, кто перед вами?"; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чем дело.

Установление справедливости возможно лишь при фантастическом повороте событий, что говорит о полной безысходности положения главного героя.

Необыкновенно передает мысль о том, что некогда беззащитный, "незлобивый" Башмачкин должен был бы отказаться от мести, автор мультфильма "Шинель" Юрий Норштейн:

Вообще это очень сложное состояние - стыда за что-то. Тебе, к примеру, может быть стыдно за то, что на твоих глазах взрослый человек ругает своего маленького ребенка, и ты понимаешь, что ребенок беззащитен и не может ответить тем же, поскольку еще маленький. И в нем копится оскорбление от взрослого человека, и в этот момент происходит что-то страшное, поскольку у ребенка нет возможности растворить непосильную тяжесть. Или изжить ее из себя, как это делает любой, с нашей точки зрения, слабый человек. Но в этот момент, как мне кажется, тот, кто чувствовал себя сильным, господином ситуации, на самом деле разрушает себя. И кроме того, он воспитывает в другом, зависимом от него человеке возмездие. И тот, другой, когда почувствует свою силу, он отдаст, возвратит ее кому-то еще, но уже в тройном, четверном размере. Так что унижающий растит будущую месть в униженном.

"Шинель" пронизана этим чувством, и в конце концов ведь повесть заканчивается тем, что Акакий Акакиевич - привидение мстит, и мстит не одному человеку, а всему миру. Он срывает шинели со всех, в том числе и с такого же, как он, маленького, не способного кому-то противостоять человека, "флейтиста, свиставшего когда-то в оркестре". Да, на самом деле, это страшная повесть. Я ее воспринимаю как часть какого-то библейского мотива, какой-то главы из Библии. ("Снег на траве")

Как мы видим, сложно утверждать, что победа осталась за призраком Акакия Акакиевича, добившимся своего - укравшим шинель генерала, ведь для того чтобы восстановить социальную справедливость, Башмачкин прошел путь падения. Значит, к сожалению, не "маленький человек", приобретший силу, изменил мир вокруг, а жестокий, равнодушный мир изменил его.

Но и это еще не всё. Обратимся к загадке финального эпизода. Помните? После исчезновения привидения Акакия Акакиевича появляется еще один призрак.

Больше о повести "Шинель" читайте в статьях:

Проверьте себя

Список статей канала со ссылками облегчит Вам работу!

Если статья оказалась полезной, ставьте "Нравится", подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии!

Читайте также: