Общественные объединения и политические партии как субъекты административного права

Обновлено: 30.06.2024

Право граждан РФ на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции РФ. Конституция гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Аналогичные нормы содержатся в конституциях и уставах субъектов РФ.

Право граждан на объединение включает право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через другие общественные объединения, которые наделены правоспособностью юридических лиц.

Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Деятельность общественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей работы. Деятельность общественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и получившие правоспособность юридических лиц общественные объединения, созвавшие съезд, конференцию или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения и формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы. Учредители общественного объединения — физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Они имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения этих требований могут быть исключены из общественного объединения.

Участниками общественного объединения являются физические и получившие права юридического лица другие общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и его конкретным акциям, а также принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1) общественная организация;

2) общественное движение;

3) общественный фонд;

4) общественное учреждение;

5) орган общественной самодеятельности;

6) политическая партия.

Высший руководящий орган общественной организации — съезд, конференция или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное движение — это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, которые поддерживаются участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения признается съезд, конференция или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду, конференции или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд — один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение. Цель деятельности общественного фонда заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать его имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде, конференции или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном ГКРФ.

Общественное учреждение — это общественное объединение, не имеющее членства и ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям объединения. Управление общественным объединением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями объединения.

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Данный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителях, но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, за исключением случаев, установленных учредителями. В случае государственной регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном ГК РФ.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого — совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. Решение этих проблем направлено на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении этих проблем, и строит свою работу на основе самоуправления. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности он в соответствии с его уставом приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица.

Общественные объединения независимо от организационно-правовой формы вправе создавать союзы и ассоциации общественных объединений на основе учредительных договоров и уставов, принятых этими союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.

Административная правосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными учреждениями, предприятиями и организациями. Административная правосубъектность общественных объединений определяет виды административных правоотношений, субъектами которых они являются.

Несмотря на отличия в административно-правовом положении различных общественных объединений, их статусам присущи многие общие черты. Это определяется тем, что все общественные объединения:

1) образуются физическими и юридическими лицами на добровольной основе;

2) не обладают государственно-властными полномочиями;

3) не являются субъектами правотворчества;

4) действуют от своего имени;

5) не являются коммерческими организациями, т. е. цель их деятельности не преследует извлечение прибыли.

Важнейшее положение, определяющее статус общественных объединений, — отсутствие руководства их деятельностью со стороны государства.

Общественные объединения могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это соответствует их уставным целям и служит достижению данных целей. Доходы от предпринимательской деятельности общественных объединений не могут перераспределяться между членами или участниками этих объединений и должны использоваться только для достижения уставных целей

Особенности административно-правового положения профессиональных союзов определяются тем, что профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, которое создается в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Профсоюзы имеют право создавать свои объединения, ассоциации по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку — общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает с момента их государственной регистрации,

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками, как вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Местной религиозной организацией является религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, и др. Охраняя законную деятельность религиозных объединений, государство в то же время осуществляет надзор и контроль за соблюдением ими соответствующего законодательства и устава.

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.[3]

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.[4]

Законодательство различает пять организационно-правовых форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законом только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.[5]

Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации – выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.[6]

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения – съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.[7]

Общественный фонд – один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.[8]

Общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.[9]

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого – совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.[10]

Специфика общественного объединения как субъекта административного права проявляется во взаимоотношениях объединения с государственными органами, прежде всего, с органами исполнительной власти.

Основополагающее значение в статусе общественных объединений как субъектов административно-правовых отношений имеют их взаимоотношения с государством, его органами и должностными лицами. Закон об общественных объединениях вносит свои особенности в разрешение этой проблемы. Конституционное понимание взаимоотношений объединений и добровольности членства в них.[15] Закон об общественных объединениях лишь декларирует запрет на вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность объединений, но фактически допускает его многообразные правовые формы.

Недостаточная конкретность содержания регистрационных отношений создает основу для злоупотреблений должностных лиц, - Законом об общественных объединениях предусмотрено восемь юридических оснований для отказа в регистрации, минимум два из которых содержат признаки, подавляющие различное толкование соответствующей нормы.[16]

Неубедительным с правовой точки зрения является отказ в регистрации объединения, если его название оскорбляет нравственность национальные и религиозные чувства граждан. По существу, такая регистрация допускается в случае, если признаки, расцениваемые в качестве противоправных, содержатся в уставе общественного объединения и не отражены в его наименовании.[17]

Регистрационные отношения возникают также и в случае изменений и дополнений уставов общественных объединений, что сопряжено со значительными для них трудностями. Едва ли целесообразно представлять повторно сведения об учредителях объединения и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов, если их персональный состав остался неизменным.[18]

Административно-правовые отношения возникают также в процессе осуществления контрольных полномочий органов юстиции за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям, а также финансовыми органами – в соответствии с их компетенцией. В этом случае предусмотрено лишь право органов, осуществляющих контроль, запрашивать распорядительные документы объединений, однако законом не закреплена обязанность по их предъявлению, а также ответственность объединений в связи с отказом в ходатайстве контрольных органов. Таким образом, содержание контрольных полномочий государственных органов весьма неопределенно.

Осуществление контрольных полномочий органами юстиции сопряжено и с объективными трудностями. Проведение всеобщего контроля за деятельностью общественных объединений, как это предусмотрено Законом, фактически несовместимо с материально-техническим и кадровым потенциалом органов юстиции.

Законом предусмотрено два случая применения органами юстиции санкций к общественным объединениям, допустившим противоправные действия:

1. Выявление нарушения законодательства Российской Федерации;

2. Совершение действий, противоречащих их уставным целям.

Таким образом, органы юстиции вправе осуществлять функции, свойственные судебным органам. К ним относятся, прежде всего, толкование законов и применение санкций, влекущих те или иные правовые последствия, которые могут наступить только, когда письменные предупреждения выносились дважды, причем объединение не обжаловало их в судебном порядке (по решению суда деятельность объединения может быть в этом случае приостановлена).[21]

Приостановление деятельности общественного объединения и его ликвидация представляют собой два взаимосвязанных процессуальных действия, различающихся по содержанию возникающего правоотношения. Если полномочиями в сфере приостановления деятельности объединений обладают органы юстиции и прокуратура, то ходатайства о ликвидации объединений могут быть возбуждены только по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров субъектов Федерации.[22]

Приостановление деятельности общественного объединения не влечет за собой запрет предпринимательской или производственно-творческой деятельности, тогда как факт ликвидации означает утрату всех правомочий юридического лица.

Контрольные полномочия органов юстиции не связаны с фактом регистрации. В соответствии с Законом об общественных объединениях принятие решений о создании объединения, утверждении его устава и о формировании его руководящих и контрольно-ревизионных органов, означает, что объединение несет все права за исключением прав юридического лица, и принимает на себя все обязанности, предусмотренные действующим законодательством об общественных объединениях. Следовательно, контрольные полномочия органов юстиции могут осуществляться с момента создания объединения. В этот же день объединение возлагает на себя следующие обязательства перед органами юстиции:

· ежегодно информировать органы юстиции о продолжении своей деятельности, указывать все изменения своих реквизитов и изменения в персональном составе руководящих органов;

· представлять по запросу органа юстиции решения руководящих органов и должностных лиц, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в том же порядке и объеме, в каком они предоставляются в налоговые органы;

· всемерно содействовать должностным лицам органов юстиции в осуществлении их контрольных полномочий, допускать их на проводимые мероприятия.[23]

Для осуществления уставных целей объединение имеет право:

· свободно распространять информацию о своей деятельности;

· принимать участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными законодательством;

· проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

· учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

· представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединений;

· осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях;

· выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

· участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в уставе данного объединения положения об участии его в выборах).

Законами об общественных объединениях могут быть предусмотрены дополнительные права для конкретных видов общественных объединений.[25]

В своей деятельности общественное объединение обязано:

· соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

· ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения и сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

· представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в налоговые органы;

· допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, а также оказывать содействие представителям регистрирующего общественного объединения, в ознакомлении с деятельностью объединения.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям.[26]

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных преимуществ.

Список использованной литературы:

Научная литература:

2. Агапов А. Б. Федеральное административное право России/ ,-М. 2002. С. 69.

Нормативные акты:

[1] ФЗ РФ. 1995, № 21. Ст. 1930.

[11] СЗ РФ, 1998, № 30, ст. 3608.

[13] Федеральное административное право России/Под ред. Агапова А. Б.// -,М. 2002. С. 62.

[14] ФЗ РФ 1995, № 21, ст. 1930.

[15] Ст. 30 Конституции РФ.

[16] Федеральное административное право России/Под ред. Агапова А. Б.// -,М. 2002 С. 63.

[19] Федеральное административное право России/Под ред. Агапова А. Б.// -,М. 2002. С. 65.

[20] Ч. 1 ст. 44 Конституции РФ.

[21] Федеральное административное право России/Под ред. Агапова А. Б.//-,М. 2002. С. 66.

[23] Федеральное административное право России/Под ред. Агапова А. Б.// -,М. 2002.С. 69.

[24] Административное право России/ Под ред. Коренева А.П.//Часть I. -,М. 2002 С. 148.

[25] Административное право Росии. / Под ред. Коренева А.П.// Часть I. -,М. 2002С. 145.

1. ТЕМА ЛЕКЦИИ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

1. Понятие и виды общественных объединений
2. Административно-правовой статус
общественных объединений
3. Порядок создания общественных объединений,
их реорганизации и ликвидации.
4. Политические партии, профессиональные
союзы и религиозные организации

2. ВОПРОС 1. Понятие, сущность и виды общественных объединений

Субъектами административного права в процессе государственного
управления являются не только органы исполнительной власти,
государственного управления, их структурные подразделения, но
и общественные объединения.
Под общественным объединением понимается добровольное,
самоуправляемое формирование граждан, созданное на
основе общности интересов для совместной реализации
гражданских, экономических, социальных и культурных
прав.
Основные черты общественного объединения:
- образуется физическими лицами на добровольной основе;
- не обладает государственно-властными полномочиями;
- не признаны субъектами правотворчества;
- действует от своего имени;
- не является коммерческой организацией, преследующей в
качестве цели своей деятельности извлечение прибыли.

Общественные объединения создаются и действуют на основе
принципов:
- добровольности,
- равноправия,
- самостоятельности, в соответствии с собственными
уставами и программами
- законности,
- гласности.
Общественные объединения свободны в определении своей
внутренней структуры, целей, форм и методов
деятельности.
Не допускается создание общественных объединений,
деятельность которых направлена на свержение,
насильственное изменение конституционного строя,
нарушение целостности и безопасности государства,
пропаганду войны, насилия, разжигание национальной,
религиозной и расовой вражды.

4. ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

1) в зависимости от территориальной сферы действия
Международные
общественные
объединения
Республиканские
общественные
объединения
Местные
общественные
объединения
2) в зависимости от организационно-правовых форм
общественные организации;
общественные движения;
• общественный фонд;
общественное учреждение;
союзы (ассоциации).

5. ВОПРОС 2. Административно-правовой статус общественных объединений

Для осуществления уставных целей объединение имеет
право:
• беспрепятственно получать и распространять информацию,
имеющую отношение к их деятельности: учреждать
собственные и пользоваться в установленном порядке
государственными средствами массовой информации;
• осуществлять издательскую деятельность;
• представлять и защищать права и законные интересы своих
членов (участников) в государственных, хозяйственных и
общественных органах и организациях;
• образовывать в необходимых случаях за счет собственных
средств структурные подразделения;
• осуществлять производственно-хозяйственную
деятельность, направленную на решение уставных целей и
задач;
• выступать с инициативами по различным вопросам
общественной жизни, вносить предложения в органы
государственной власти;
• иметь свои символы (флаг, герб, эмблему)

8. ВОПРОС 3. Порядок создания общественных объединений, их реорганизации и ликвидации.

Устав общественного объединения должен предусматривать:
название, цели, задачи и методы деятельности объединения;
территорию деятельности;
• условия, порядок приобретения и утраты членства в
объединении в случаях, если оно имеет фиксированное членство;
• структуру объединения и условия создания его организационных
структур;
права и обязанности членов общественного объединения;
порядок внесения изменений и дополнений в устав
объединения;
• порядок реорганизации и ликвидации объединения и
использования оставшегося имущества;
юридический адрес объединения.

Государственная регистрация международных и республиканских
общественных объединений осуществляется Министерством юстиции
Республики Беларусь.
Местные общественные объединения регистрируются управлениями
исполнительных комитетов областных и Минского городского Советов
депутатов по месту нахождения руководящего органа объединения.
Для государственной регистрации общественного объединения в месячный
срок со дня его учреждения в орган, осуществляющий регистрацию,
подаются:
• заявление, подписанное не менее чем тремя членами руководящего
органа;
устав;
• протокол учредительного съезда (конференции, общего собрания, другого
учредительного, организационного мероприятия);
• документ банка, подтверждающий уплату регистрационного сбора;
• материалы, подтверждающие выполнение требований Закона;
• сведения об инициаторах создания общественного объединения (для
физического лица - фамилия, имя, год рождения, гражданство);
• для союзов общественных объединений - копия свидетельства о
регистрации общественных объединений и выписка из протоколов
заседаний руководящих органов, на которых были приняты решения о
выступлении в качестве учредителей.

Орган, регистрирующий общественное объединение, в месячный срок
обязан рассмотреть заявление о регистрации и принять решение:
зарегистрировать объединение и выдать учредительное
свидетельство о его регистрации
принять решение об отсрочке в государственной регистрации
отказать в государственной регистрации объединения и выдать
письменный документ с мотивировкой отказа, который может быть
обжалован в судебном порядке.
Решение об отказе в регистрации принимается в случае:
-
нарушения установленного порядка создания объединения;
-
несоответствии устава объединения требованиям
законодательства;
-
непредставления всех предусмотренных законодательством
документов необходимых для регистрации;
-
несоответствие названия требованиям законодательства и уставу;
- невыполнение в месячный срок требований, указанных в решении
об отсрочке в регистрации.

13. ВОПРОС 4. Политические партии, профессиональные союзы и религиозные организации

Выступать в роли участника административно-правовых взаимодействий могут самостоятельные граждане и общественные объединения, их именуют субъектами. Ст.30 Конституции РФ наделяет каждого гражданина правом вступать в объединения, становиться организатором деятельности общественных организаций, гарантом соблюдения данного права является государство. Целями общественных объединений, как субъектов административного права, является защита интересов граждан, решение общих задач. Точно таким же конституционным правом является возможность не вступать в объединения и выходить из них после вступления.

Законодательная база

  • коммерческие организации, а также созданные ими некоммерческие объединения;
  • религиозные организации;
  • структурные подразделения, представительства и филиалы иностранных организаций на территории РФ.

Деятельность отдельных видов объединений – политических партий, профессиональных союзов регулируется другими законами:

Определение общественного объединения

На создание общественного объединения не требуется разрешения государственных структур и органов местного самоуправления, граждане делают это по собственной инициативе в добровольном порядке. Но при этом общественные организации должны пройти процедуру регистрации, только после этого они обретают статус юридического лица. Вести деятельность можно и без регистрации, но в таком случае у организации не будет прав юридического лица, это усложняет работу.

Под понятием общественного объединения предполагается самоуправляемое формирование, созданное по добровольному желанию граждан. В уставе указывается, на какие цели будет направлена деятельность общественного объединения, к примеру, наука, охрана здоровья, развитие духовных ценностей, защита интересов и прав, достижение общественных благ и других. Состав объединения представлен учредителями и участниками.

Состав общественного объединения

Стать учредителями общественного формирования могут как физические, так и юридические лица. В данном случае учредители несут равную ответственность вне зависимости от того, кем они являются – физическими или юридическими лицами. Порядок создания включает в себя назначение общего сбора для принятия устава, выбора курирующей группы, лиц для осуществления контроля.

Членами объединения тоже могут выступать как физические, так и юридические лица, их объединяет заинтересованность в разрешении вопросов, указанных в уставе. Членство в организации подтверждается собственноручно написанными заявлениями или другой формой документации, которая позволит учесть всех членов объединения и обеспечить каждому равные права.

При вступлении в общественное формирования физические и юридические лица выражают свою солидарность с целями, для которых данное объединение было создано. Если это не противоречит уставу, то в конкретных мероприятиях могут участвовать граждане, членство которых не оформлено на установленном уровне.

Быть участником или членом, а также учредителем общественного объединения может любой гражданин нашей страны, достигший 18 лет, а также человек без гражданства, например, для выполнения функции иностранного агента или представителя. Для молодежных и детских объединений предусмотрен свой возрастной ценз – от 14 лет для молодежных и от 10 лет для детских. Все свои права и ответственность объединение приобретает после государственной регистрации.

Виды общественных объединений

Формами общественных объединений могут быть:

Общественные организации классифицируются по территориальному распространению деятельности:

  • местные;
  • региональные;
  • межрегиональные;
  • федеральные.

К федеральным относят организации, в уставе которых прописано осуществление деятельности на территории половины и более субъектов России. Такие объединения имеют структурные подразделения – филиалы в регионах и городах, представительства, отделения. Межрегиональные объединения работают на территории нескольких субъектов РФ, но не охватывают половины, региональные – на территории одного субъекта. Местные общественные организации в соответствии с уставом ведут свою деятельность на территории одного из пунктов местного самоуправления.

Политические объединения

Политические партии и движения будут относиться к политическим общественным объединениям при условии того, что в уставе присутствуют следующие цели:

Одно из приоритетных направлений деятельности политических партий заключается в стимуляции граждан на обретение и выражение политической воли. Деятельность в рамках предвыборных кампаний кандидатов в депутаты представительных муниципальных и государственных органов регулируется Конституцией и законами разного уровня.

Объединения-иностранные агенты

Если организация занимается политической деятельностью, финансовое обеспечение которой приходит из иностранного источника, ей присваивается статус иностранного агента.

Функции подобных организаций заключаются в проведении политических акций и мероприятий. Целью проведения мероприятий и работы организаций со статусом иностранного агента является влияние на решения, принимаемые органами власти, стимуляция изменений на уровне государственной политики, управление общественным мнением.

Действие упомянутого закона не распространяется на государственные компании и образованные ими НКО, религиозные объединения, муниципальные учреждения.

Читайте также: