Ювенальная юстиция как особая система отправления правосудия по делам несовершеннолетних

Обновлено: 07.07.2024

Причиной столь живого интереса ученых и общества к нетрадиционным путям борьбы с антиобщественными деяниями несовершеннолетних послужили несколько факторов: изменение формации мировосприятия и капитализация с ее ориентацией на Запад; последовавшие за ними секуляризация общественного сознания и ослабление влияния традиционных религиозных конфессий и как следствие – общее падение духовности и системы нравственных ценностей и правовой нигилизм. Все это привело к росту преступности несовершеннолетних, бороться с которой уголовными средствами ученым, также вовлеченным в смену парадигмы научно-правового мышления конца XIX века, казалось уже невозможным.

И если с XVII до XIX века уголовные наказания несовершеннолетним в России и так градировались и смягчались, то общеевропейская тенденция роста детской преступности, ознаменованная вышеупомянутой сменой традиционного жизненного уклада и капитализацией (во Франции за период с 1830 по 1880 год уровень преступности некоторых возрастных групп несовершеннолетних вырос на 247 % [8] ), коснувшись России, обнаружила перед обществом и правом ряд серьезных проблем. Появление большого числа несовершеннолетних вне привычного оседлого образа жизни, потенциально могущих превратиться в преступников, и их ровесников, таковыми уже ставших, повлияло на либерально настроенные умы, заставив их альтернативу традиционной религиозно-философской русской правовой установке искать на Западе, уже столкнувшемся с этой проблемой ранее России. Под воздействием западноевропейской и североамериканской правовой мысли появился принципиально иной взгляд на преступность несовершеннолетних.

Лишь в 1960-х годах, с принятием новых республиканских уголовного и уголовно-процессуального кодексов, появились традиционные для российского права нормы, смягчающие наказание несовершеннолетних преступников. Несмотря на отсутствие в СССР специальной ювенальной юстиции, согласно исследованиям Владимирского института Федеральной службы исполнения наказаний, установлено, что показатели применения к несовершеннолетним условного осуждения никогда не опускались в СССР ниже 67% [24] .

Вторая мировая война, нанеся огромный урон всему человечеству, возбудила новые надежды на переустройство мира. По своей сути подобные намерения продиктовывались доброй волей кающихся жителей стран, участвовавших в общемировом конфликте. Но, к сожалению, не учитывали реалий, в том числе реалий криминологических. Так, в Швеции, Франции, а позже в Канаде, США и иных странах, надо отметить, не так пострадавших от Второй мировой войны, как СССР или Польша, ювенальная юстиция начала играть все более решающую роль в отношениях несовершеннолетних, в том числе преступивших закон, их родителей и государства, постепенно вытесняя и традиционное уголовное право как регулятор девиантных антиобщественных проявлений, и родителей из процесса воспитания ребенка.

Однако массовые беспорядки 2005–2007 годов, спровоцированные несовершеннолетними выходцами из стран Африки и Ближнего Востока, выявили беспомощность государства в борьбе с подобными противоправными проявлениями. Всем известно, что ударной силой в антиобщественных действиях стали подростки. Последние, задерживаемые полицией сотнями ночью и передаваемые ювенальным судьям, утром оказывались на свободе и вечером вновь совершали правонарушения, в том числе посягающие на органы и порядок государственного управления (нападения на сотрудников полиции, поджоги полицейских участков и муниципалитетов) [34] . И так на протяжении нескольких месяцев. Что не удивительно, учитывая принципиальную позицию органов, призванных работать с несовершеннолетними.

Следует отметить острую реакцию профессионалов, работающих в поле практического применения права, особенно в судебной сфере, на подобный – компрометирующий традиционный высокий дух права – подход. Французские судьи, несмотря на навязываемую им гуманистическую парадигму, заявляют о необходимости лишения несовершеннолетних преступников свободы как на один из элементов их воспитания и коррекции [36] . Только за 2003 год, по сравнению с годом 2002-м, количество осужденных несовершеннолетних увеличилось на 13,3%, из них на 12 % – несовершеннолетних моложе 12 лет [37] .

Известен случай, когда двое малолетних, совершивших убийство, были возвращены в свои семьи, в качестве же мер восстановления им были предложены беседы с психиатром [43] . Аналогичен случай и с 16-летним подростком, совершившим немотивированное убийство 47-летнего прохожего [44] . Проституция несовершеннолетних шведским законом не преследуется, но с 1979 года публичное наказание взрослым ребенка на улице влечет за собой крупный штраф или лишение свободы [45] . Необходимо отметить и надправовую ювенальную надстройку шведской системы образования. Количество часов, посвященных общеобразовательным предметам, сведено в некоторых школах до двух-трех, но в качестве обязательных занятий с 1955 года введены занятия по сексуальному просвещению для школьников с 13 лет. Для мальчиков 15 лет обязательны регулярные беседы о порнографических фильмах и беседы с людьми нетрадиционной сексуальной ориентации [46] . Как и во Франции, вмешательство родителей, выражающееся в запрете ребенку посещать подобные занятия, влечет к привлечению уполномоченного по правам ребенка, который констатирует, как правило, нарушение права ребенка на образование, закрепленное в Конвенции о его правах, и привлечение социальных работников, которые по решению ювенального судьи могут изъять ребенка и передать его на воспитание в фостерную семью. Несмотря на протесты общественности, которые в той же Швеции привели в 1991 году к смене социал-демократического правительства на правоцентристское [47] , деятельность ювенальной юстиции и омбудсменов приобрела самостоятельный и бесконтрольный характер. Сходная ситуация наблюдается в Италии, Канаде, Греции.

Стоит особо упомянуть об активной в последние годы работе ООН по внесению предложений, касающихся вопросов, явно выходящих за компетенцию этой организации, а порой и прямо вторгающихся в интимную сферу жизни человека. Безусловно, у ООН ведущая роль в формировании многих институтов и норм международного права, включая права несовершеннолетних на особое положение в случае их уголовного преследования [73] , однако принципиальная позиция этой организации в отношении некоторых вопросов вызывает, мягко говоря, недоумение. Так, в Замечании № 8 (Подборка замечаний общего порядка и общих рекомендаций, принятых договорными Органами по правам человека) [74] прямо сказано о недопустимости всякого строгого поведения в отношении ребенка со стороны его родителей. В замечании же № 10 [75] предлагается минимизировать санкции, применяемые к несовершеннолетним преступникам, исключив заключение под стражу вообще.

Хотелось бы еще раз заметить, что выделение ювенальной юстиции как суперправовой отрасли явно будет нарушать основной конституционный принцип, закрепленный в ст. 2 Конституции, где высшей ценностью человека названы его права и свободы, без выделения прав несовершеннолетних.

В качестве же заключения считаю необходимым напомнить, что любой закон призван охранять права личности, общества и государства. Ювенальная же юстиция, как показывает мировая практика, не только не делает этого, но более того – грубо их нарушает. Результаты вековой деятельности данной системы крайне сомнительны. Число подростков-делинквентов в странах с развитой ювенальной юстицией не сокращается. Наблюдается лишь правовая дезориентация и разрушение традиционных представлений о социальной и защитной роли права, его уголовной и семейной отраслей. Аргументам же о необходимости интеграции в мировое сообщество, в том числе в правовом поле, хочется возразить: нет никакой необходимости интегрироваться в ту область права, где этого поля нет. В принципе.

Ювена́льная юсти́ция ( лат. juvenālis — юношеский; лат. jūstitia — правосудие ) — правовая основа системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними [1] .

Система ювенальной юстиции — сеть учреждений и организаций, совместно работающих с несовершеннолетними правонарушителями, деятельность которых осуществляется на основе законоположений и процессуальных норм, регламентирующих обращение с несовершеннолетними. Эти учреждения и организации включают в себя полицию, суды, прокуроров, обвинителей, пенитенциарные учреждения, службу пробации и управления исправительных учреждений для несовершеннолетних.

Выбор темы о введении ювенальной юстиции вызван тем, что это проблема сейчас очень актуальна, т.к. насилие по отношению к детям становится довольно распространённым явлением не только в нашей стане, но и во всем мире, а также является одной из самых распространённых причин преступности несовершеннолетних. В подтверждение своих слов, приведу статистические данные. На официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ, на данный момент, за период: январь-июль 2017 года, всего по России Выявлено 23 349 несовершеннолетних лиц, совершивших преступления [2].

Цель данной работы:

  • выявить положительные и отрицательные стороны введения ювенальной юстиции;
  • обратить внимание на рост преступности несовершеннолетних;
  • познакомить с содержанием проекта о введении ювенальной юстиции в нашей стране;
  • показать отношение общества в целом и конкретно студентов РГУП к данной проблеме.

Субъектами исследования явились студенты РГУП, среди которых было проведено анкетирование по теме: "Защита прав детей".

Предметом исследования стала проблема роста преступности несовершеннолетних.

Опыт зарубежных стран и России по введению Ювенальной юстиции.

Некоторые страны уже давно пошли по пути создания специализированных составов судей по делам несовершеннолетних. Это произошло в Ирландии, Италии, Греции, Швейцарии (кантон Женева), Японии, Новой Зеландии.

Существуют две основные модели действующей за рубежом ювенальной юстиции: англосаксонскую, в которую входят Англия, США, Канада, Австралия, и континентальную, основанную на правовых системах Германии, Франции, Бельгии, Румынии, Польши и других европейских государств. Основное различие между данными системами состоит в различной подсудности судов по делам лиц, не достигших совершеннолетия. В странах, принадлежащих к англосаксонской системе, суды по делам несовершеннолетних рассматривают только те правонарушения и преступления, которые не являются тяжкими и особо тяжкими, а все дела о совершении тяжких преступлений рассматриваются судами общей юрисдикции. Напротив, в континентальных странах все виды правонарушений и преступлений несовершеннолетних подсудны только специализированным ювенальным судам и передача дел для рассмотрения судом общей юрисдикции не допускается.

Изучение зарубежного опыта показало, что во многих развитых и развивающихся странах мира применяется новый подход к реагированию на правонарушения и преступления, совершенные несовершеннолетними, в виде так называемого восстановительного правосудия [3].

В России работа по созданию новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних активно велась с 2005 года. Как предполагается, она должна быть представлена как государственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях, совершённых несовершеннолетними, так и государственными и негосударственными структурами, проводящими контроль за исправлением и реабилитацией несовершеннолетних преступников и профилактику детской преступности, социальную защиту семьи и прав несовершеннолетних.

Отдельные элементы ювенальной юстиции, приближенные к мировым стандартам, на сегодняшний день введены в Ростовской, Нижегородской и Саратовской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. К ним можно отнести: комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав; специализированную службу, специальные работники которой оказывают помощь следователю и судье в исследовании условий жизни и воспитания несовершеннолетних и др.

Практика работы специализированных судей (на опыте Ростовской области) показала высокую эффективность уголовно-правовых мер, применяемых к подросткам. Так уровень рецидива среди подростков, осуждённых ювенальных судом составляет 3-4 %. В то время удельный вес лиц, осуждённых к лишению свободы, крайне не значителен и составляет 7,8% от общего числа лиц, дела которых рассмотрены судом (это в 2 раза меньше общероссийского показателя). Одновременно имеет место широкое применение специализированными судьями принудительных мер воспитательного воздействия (20,5%), в каждом третьем случае подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, что в три раза больше, чем в целом по России [5]. Все это позволяет утверждать, что введение ювенальной, юстиции позволит хотя бы в некоторой степени оградить детей от насилия со стороны взрослых, а также будет способствовать снижению детской преступности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что введение ювенальной юстиции позволит улучшить существующую систему по работе с несовершеннолетними.

Отношение подростков к проблеме введения ювенальной юстиции в РФ.

Для того, чтобы проанализировать ситуацию с проблемой защиты прав ребёнка в понимании молодёжи, среди обещающихся Российского государственного университета правосудия было проведено анкетирование, вопросы которого были связаны с этой проблемой.

Ответы показали, что студенты так или иначе связаны с проявлением насилия, большинство из отвечающих понимают всю сущность влияния воспитания родителей и говорят "НЕТ" насилию в семье: 69% опрошенных считают, что в семье недопустимо насилие, однако 23% все же допускают насилие родителей по отношению к детям, 8% затруднились ответить. Это позволяет сделать вывод о то, что представляя себя родителями, используя опыт своей семьи, молодые люди смогут воспитывать своих детей в будущем без насилия. О том же свидетельствует ответ на вопрос: "Должен ли ребёнок иметь преимущество при защите своих прав?", на которые положительно ответили 57% опрошенных. Так же, больше половины, участвовавших в опросе не считают аморальным обращение ребёнка в суд, защищая свои права при родительском насилии.

Ответ на вопрос: "Где ребёнку лучше: в неблагополучной семье или в детском доме?", показал, что студенты понимают необходимость поиска выхода из сложной ситуации, необходимость зашиты детей от насилия со стороны родителей: 61% опрощенных ответили, что ребёнку лучше в детском доме.

Интересен ответ на вопрос: "От чего зависит умение ребёнка защищать свои права?": 41% опрошенных считают, что от воспитания, 31% - от знания законов и 28% - от желания защищать свои права. Это показывает, что студенты понимают важность влияния именно родителей на ребёнка.

Итак, проведённое анкетирование позволяет сделать вывод о том, что студенты понимаю. Суть проблемы домашнего насилия и проблемы защиты прав ребёнка правоохранительными органами. Хочется надеяться, что став родителями, сегодняшние молодые люди не перенесут негативный опыт семей своих родителей на собственные семьи. Хочется надеяться, что в случае введение ювенальной юстиции эти "новые родители" сумеют использовать ее преимущества на благо семьи, на благо воспитания детей.

9 февраля 2013 года в Москве проходил первый съезд родителей, на котором выступал Президент России В.В. Путин. Он сказал, что получит 141 тысячу обращений от противников введения ювенальной юстиции. Президент заверил, что в случае введения ювенальной юстиции мнение общества будет учтено и обязательно, будут приняты во внимание российские семейные традиции.

В заключении хочется отметить, что проблема нарушения детско-родительских отношений не является чем-то новым и исключительным для современного общества. Она существовала всегда. Но в последнее время она становится особенно актуальной по причине роста детской преступности и увеличения количества детей, выключенных из активной социальной жизни общества и нашедших себе "психологическое убежище" в употреблении наркотических препаратов и других асоциальных формах поведения, истоки которых связаны с семьёй и нарушение семейных отношений.

С учётом того, что корни большинства проблем личности ( особенно в период становления) следует искать в семье, назрела острая необходимость разработки специальных мер для защиты прав детей, средством чего вполне может стать введение системы ювенальной юстиции. При этом, конечно, нужно понимать, что система зашиты детей должна быть построена на нашей культуре, наших ценностях, и ввести ее можно только после широкого общественного обсуждения.

[1] К. М. Никитина - М., Ювенальная юстиция (учебное пособие), 2008 - С. 12.

Главная → Статьи → Аналитика → Общие вопросы ювенальных технологий и ювенальной юстиции

Общие вопросы ювенальных технологий и ювенальной юстиции

  • действующие законы и иные правовые акты пока не могут остановить рост преступности среди несовершеннолетних, даже детей малолетнего возраста;
  • не выработаны правовые меры по борьбе с детской проституцией, наркоманией, алкоголизмом;
  • не установлена в законе повышенная ответственность взрослых за вовлечение детей в преступную деятельность;
  • пенитенциарная система не стала эффективным инструментом в борьбе с правонарушениями несовершеннолетних и нуждается в совершенствовании и соответствующем правовом обеспечении.
  • создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних;
  • создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков;
  • создание необходимых условий для исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей.
  • обеспечение прав несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом;
  • усиление воспитательного значения судебных процессов;
  • специализация судей по делам о преступлениях несовершеннолетних;
  • повышение квалификации судей не только по вопросам права, но и психологии, педагогики;
  • экономия уголовной репрессии;
  • принятие мер по ресоциализации и реабилитации несовершеннолетнего правонарушителя;
  • привлечение к участию в судопроизводстве по делам о преступлениях несовершеннолетних представителей социальных служб (комиссий по делам несовершеннолетних, подразделений профилактики правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, образовательных учреждений и т.п.);
  • выяснение причин и условий совершения несовершеннолетним преступления и принятие мер по их устранению;
  • вынесение частного постановления суда для устранения нарушений закона, выявленных в ходе судебного разбирательства;
  • специализация судей по рассмотрению уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних (исключение должны составлять лишь те регионы, в которых на рассмотрение в суды поступает незначительное количество уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. В таких судах уголовные дела о преступлениях несовершеннолетних должны рассматривать председатели или заместители председателей районных (городских) судов, а также наиболее опытные судьи, имеющие большой стаж работы и жизненный опыт).
  • экономия уголовной репрессии и оказание судом помощи несовершеннолетнему правонарушителю в реабилитации, предупреждении рецидива;
  • введение в качестве участника судебного процесса новой для России должности социального работника при суде, который осуществляет социально-психологическое сопровождение несовершеннолетних подсудимых в судебном процессе и обеспечивает психокоррекционное содержание судебных заседаний, готовит для суда доклад о личности несовершеннолетнего и условиях его жизни и воспитания, при установлении фактов нарушения прав несовершеннолетнего (на образование, трудоустройство, социальные пособия и т.п.) готовит для судьи предложения о привлечении органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних к разрешению проблем подростка, устранению причин и условий совершения преступления, формированию реабилитационных профилактических программ.
  • проведение примирительных процедур восстановительного правосудия,
  • назначение принудительных мер воспитательного воздействия и наказаний, которые отбываются в обществе,
  • оказание помощи семье несовершеннолетнего в его исправлении, преодолении последствий противоправного поведения подростка;
  • контроль за исполнением частного постановления;
  • проведение встреч в суде с группами осужденных подростков и их родителями и представителями органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с обсуждением процесса исправления несовершеннолетнего;
  • обращение суда с запросами в различные учреждения об оказании помощи несовершеннолетнему, его семье и т.п.
  • отработку механизма взаимодействия социальных служб и служб исполнения наказаний;
  • внедрение восстановительных технологий в деятельность учреждений исполнения наказаний, ГУВД, образовательных учреждений закрытого типа;
  • внедрение системы социальной адаптации освободившихся воспитанников учреждений закрытого типа и воспитательных колоний.
  • особая роль помощника судьи в подготовке материалов по личности несовершеннолетних правонарушителя и потерпевшего;
  • определенный порядок проведения судебного разбирательства;
  • участие в судебном заседании педагога, психолога из органов системы профилактики;
  • контроль за порядком исполнения назначенного несовершеннолетнему наказания, не связанного с лишением свободы, внепроцессуальные формы взаимодействия с органами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • необходимость внедрения современных индивидуальных методик работы с несовершеннолетними;
  • особенности участия психологов и педагогов при допросе несовершеннолетних;
  • сокращенные сроки давности привлечения к ответственности для несовершеннолетних;
  • необходимость учета при назначении наказания условий жизни, воспитания, индивидуальных особенностей несовершеннолетнего, влияния старших;
  • ограничение сроков лишения свободы для несовершеннолетних;
  • возможность применения курсов социально-педагогической реабилитации.

Comments are closed.

Вопросы

Опрос

Этот суд в теории и практике ювенальной юстиции принято называть уникальной судебной юрисдикцией, и свое наименование он вполне заслуживает по ряду соображений.

История ювенальной юстиции внесла свои коррективы в традиционное представление о бесспорных преимуществах автономного правосудия для несовершеннолетних. В мире существуют варианты судов по делам несовершеннолетних – коллегии, составы судов, рассматривающие дела несовершеннолетних и действующие не автономно, а как часть общих судов.

Суд по делам несовершеннолетних включен в концепцию ювенальной юстиции в связи с тем, что он реализует специфические принципы этой ветви юстиции, а также потому, что сам как особая судебная юрисдикция дополняет ее специфику.

О каких специфических признаках суда по делам несовершеннолетних идет речь?

– во всех странах, где такой суд существует, он в начальной стадии рассмотрения дела выступает как магистр (мировой судья) и действует единолично;

– особые требования предъявляются к образованию, профессии и жизненному опыту судьи: он необязательно должен быть юристом, но предпочтительно психологом, педагогом, врачом;

– там, где в системе правосудия есть суд присяжных по делам несовершеннолетних, такие же требования предъявляются и к присяжным. Имеются специальные правила составления списков присяжных и их отбора;

– суд по делам несовершеннолетних осуществляет правосудие, используя имеющиеся в его распоряжении вспомогательные неюридические службы;

– правосудие в судах для несовершеннолетних реализуется по специфической судебной процедуре, в центре которой находятся несовершеннолетний и судья;

– суд по делам несовершеннолетних развивается сейчас как суд комплексной, смешанной юрисдикции. Примером могут служить опекунские суды в Австрии, которые правомочны рассматривать и решать в одном деле правонарушение, совершаемое подростком, и вопросы гражданско-правовой защиты этого подростка. Выше уже было сказано о трансформации судов по делам несовершеннолетних в семейные суды[8];

– суд по делам несовершеннолетних имеет специфику персональной и предметной подсудности. В первом случае речь идет о следующих вариантах: рассмотрение только дел самих несовершеннолетних; рассмотрение дел и взрослых соучастников; передача дел в общие суды. Во втором случае спецификой является рассмотрение судами для несовершеннолетних деяний, которые считаются правонарушениями только в случаях совершения их несовершеннолетними (так называемые статусные преступления).

Судебная власть и ювенальная юстиция. Первый суд по делам несовершеннолетних (чикагский) и появившиеся вслед за ним в начале XX в. суды в других странах, прежде всего европейских, были необычны именно своей несогласованностью с философией права, с традиционным юридическим мышлением. Как видно из изложенного, ювенальная юстиция сразу получила неповторимую специфику, вызвавшую неприятие многими юристами тех времен, а в США даже ее временный запрет Верховным судом.

Естественным будет обратиться в рамках нашей темы к доктрине, в которую первоначально не вписался суд для несовершеннолетних и вся ювенальная юстиция.

Судебная власть осуществляется в условиях и по правилам, предусмотренным в законах, отличающих судебную деятельность от других видов государственной деятельности. Речь идет об отличии судебной власти от власти законодательной и исполнительной. Однако для реализации правосудия правила функционирования звеньев судебной системы одинаковые. Реализуется судебная власть в судебном разбирательстве, по процессуальным правилам, строго регламентированным в процессуальном законе. В зависимости от того, что является предметом судебного разбирательства, различаются разные виды судебного разбирательства: конституционное, гражданское, административное, уголовное.

Что касается ювенальной юстиции, то при реализации ею функций судебной власти приоритет суда для несовершеннолетних в судебном процессе выражен даже более ясно, чем в суде общей юрисдикции, поскольку в суде для несовершеннолетних центральными действующими фигурами на протяжении всего судебного процесса являются судья и несовершеннолетний. Максимальная индивидуализации процесса в суде для несовершеннолетних делает роль судебной власти более конкретной и рельефной в отношении как конкретного несовершеннолетнего, так и общества в целом.

Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия.

Судебная власть реализуется судами разных юрисдикций, судами разных уровней. Очевидно, что участницей реализации судебной власти является и ювенальная юстиция, а более конкретно – суд по делам несовершеннолетних.

И еще. Все специфические условия осуществления функций судебной власти, доверенных законом ювенальной юстиции, относятся только к тем странам, где в судебную систему включен и действует суд по делам несовершеннолетних. Россия пока остается одной из немногих стран, где ювенальной юстиции нет, а потому и не возникает присущая ей специфика реализации судебной власти. Однако и в других странах действующая ювенальная юстиция основательно изменила свою процессуальную природу, приблизившись по ряду признаков (например, процедуры) к общим судам.

Ювенальная юстиция и гражданское общество. Понятие гражданского общества появилось в российской правовой науке и практике относительно недавно, хотя в российской социологии оно применялось, когда речь шла об объединении групп населения, о политической и социальной активности общественности. Не останавливаясь подробно на понятии гражданского общества его роли в современных условиях общественной жизни, обратимся к его воздействию на функционирование ювенальной юстиции. Можно сказать, что гражданское общество в современных условиях является частью действующей ювенальной юстиции.

Очевидно, что при такой постановке вопроса требуется заранее оговорить, какие признаки гражданского общества могут быть внесены в концепцию ювенальной юстиции. Речь идет о следующих признаках:

– массовый интерес населения к вопросам о детях и подростках групп риска (т. е. находящихся в условиях жизни и воспитания, неблагоприятных для жизни и нормального развития, требующих в этой связи помощи и защиты со стороны общества и государства);

– проявление населением чувства гражданской ответственности за указанную ситуацию и активное стремление принять участие в преодолении опасного состояния, в котором оказались дети, в спасении их жизни и здоровья;

– подобное же отношение к вовлечению детей и подростков в совершение преступлений и иных противоправных поступков;

– создание в рамках гражданской общества его представителями различных общественных объединений, в уставы которых включена деятельность по защите детей и подростков от неблагоприятных условий жизни (например, экологической, нравственной направленности), имеющих цели помощи в образовании, эстетическом, физическом, социальном воспитании детей и подростков;

– предусмотренная в законах деятельность объединений гражданского общества, а также отдельных граждан по предупреждению (профилактике) правонарушений, преступлений несовершеннолетних, оказанию помощи суду в рамках закона и выполнению поручений суда при осуществлении правосудия по делам несовершеннолетних.

Как видно из приведенного перечня, первые три признака нравственно-этического содержания, четвертый имеет нравственный импульс, но правовое содержание, последний целиком правовой, определяемый законами и формулирующий юридические обязанности представителей гражданского общества в сфере ювенальной юстиции. Именно он должен найти отражение в концепции ювенальной юстиции в качестве составного элемента (компонента).

Так сложилось, что один и тот же признак ювенальной юстиции, возникший в связи с широким участием в ее деятельности неюристов, отразил специфику реализации ею функций судебной власти и взаимосвязь с гражданским обществом. Что касается гражданского общества, то его активное участие в осуществлении ювенальной юстицией своих функций юридической защиты прав несовершеннолетних и правосудия по делам несовершеннолетних всегда оказывало и оказывает серьезное влияние как на эффективность реализации этой двуединой задачи, так и на изменения форм и методов деятельности судов по делам несовершеннолетних.

В первую очередь необходимо сказать о роли церкви покровительстве детям-сиротам и детям-правонарушителям. Выработанные церковью специальные формы устройства и воспитания таких детей пережили не одно столетие, а с начала деятельности судов для несовершеннолетних активно использовались последними путем соответствующего обращения к церковной общине, монастырям и т. д.

Особенно сильна роль церкви и религии в целом в рамках католицизма. Речь идет о таких странах, как Испания, Италия, Португалия, Польша, Нидерланды.

Италия была первой европейской страной, где церковь инициировала создание специального пенитенциарного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Папа Клемент XI создал в Риме исправительный дом Сен-Мишель, определив своим указом контингент подростков, помещаемых в этот дом, и условия их содержания[9].

Католическая религия способствовала и некоторым довольно радикальным законодательным новеллам, направленным на судебную защиту прав несовершеннолетних (например, нормы Гражданского кодекса Португалии, включенные в него в 1867 г. и касающиеся создания специальной юрисдикции суда для несовершеннолетних, правда, не вступившие в действие).


Исторический опыт возникновения, становления и развития ювенальной юстиции, её нормативно-правовой базы, является сложным и длительным, а для современной России в, некоторой степени, новым, поскольку специализированных государственных органов, расследующих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, и судебных органов, рассматривающих материалы о совершении преступлений несовершеннолетними, в Российской Федерации нет.

В связи этим, целесообразно рассмотреть существующие модели ювенальной юстиции в некоторых зарубежных государствах. В то же время, следует признать, что среди учёных и практиков, причастных к разработке законодательства о несовершеннолетних, до сих пор нет единого мнения о том, что же такое ювенальная юстиция и насколько она необходима в России.

Один из первых ювенальных судов был создан в Чикаго (штат Иллинойс) 2 июля 1899 года на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. [13, с.7] По примеру США подобные суды были созданы в Англии в 1905, Канаде в 1908, Бельгии в 1912, Франции в 1914, Греции в 1924 году, а также ряде других стран. При этом, принято выделять две основные модели действующей за рубежом ювенальной юстиции: англосаксонскую, в которую входят Англия, США, Канада и Австралия и континентальную, основанную на правовых системах Германии, Франции, Бельгии, Румынии, Польши и ряде других европейских государств. [14, с.112–113]

Французская система правосудия в отношении несовершеннолетних является образчиком романо-германской модели, наиболее ярко воплощая такие её черты, как четкое разграничение компетенции судебных органов, органов предварительного следствия, регламентация судебной процедуры. Поскольку уголовный кодекс Франции прямо устанавливает, что несовершеннолетние лица, признанные виновными в совершении преступлений, становятся объектом защиты, помощи, надзора и воспитания при условиях и в порядке, установленном отдельным законом, правовую основу французской ювенальной юстиции составляет Закон № 45–174 от 2 февраля 1945 года. [21, с.197–205]

Возраст, с которого наступает уголовная ответственность во Франции. Это 13 лет, поэтому лица моложе тринадцати не могут являться преступниками, к ним применяются лишь воспитательные меры. [10, с.187–189]

Третий принцип — специализация судей, занимающихся исключительно делами несовершеннолетних.

В сущности, французскую ювенальную систему можно охарактеризовать, прежде всего:

‒ системностью различных органов и служб, координируемых ювенальным судом;

‒ воспитательной направленностью системы правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;

‒ назначением той или иной воспитательной меры на основе полного и всестороннего изучения личности несовершеннолетнего, его окружающей среды (семьи, друзей, школы и др.);

‒ мобильностью в определении вида, содержания и характера воспитательных мер, применяемых к несовершеннолетнему;

‒ наличием профилактического потенциала преступности несовершеннолетних, в том числе в виде специальной превенции. [20, с.16]

Основная цель ювенальной системы Швейцарии — это возвращение несовершеннолетнего правонарушителя в общество и принцип освобождения лишенного свободы несовершеннолетнего, как только это становится возможным. При этом правовую основу составляют международные правовые акты, а также внутренние нормативные правовые акты. Так, Конституция Швейцарии распределяет полномочия между конфедерацией и кантонами. Таким образом, в том, что касается ювенальной юстиции, все, что является основополагающим и такие документы, как уголовный кодекс — все входит в компетенцию конфедерации. А все, что касается формы, то есть сама процедура, меры пресечения, меры наказания и так далее — это все входит в компетенцию кантонов. Словом, в федеральном уголовном кодексе предусмотрены все правонарушения и преступления, а в 27 процессуальных Кодексах регламентированы процессуальные вопросы каждого кантона в отдельности. [17, с.78–93]

Основной акцент в швейцарской ювенальной юстиции делается на стороне, возмещающей ущерб, пытающейся найти какие-то точки соприкосновения, какое-то примирение между противными сторонами. После проведения следственных действий для выяснения характера совершенного преступления судья приступает к следственным действиям для выявления личности, характеристики автора этого правонарушения. Именно здесь он работает в тесном контакте с административным сектором и частным.

Именно работники административного или частного сектора (общественный работник, психиатр, психолог) подготавливают по поручению судьи информацию о подростке, формируют его досье (по аналогии с французским социальным досье). [4, с.28–30] Сформированное досье поступает судье. И если ничего иного предпринимать не требуется, например, помещать несовершеннолетнего в специализированное медицинское учреждение в случае его заболевания (наркомания, токсикомания), процесс переходит в следующую стадию — вынесение приговора. Данная стадия происходит в кабинете судьи в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или опекунов, а также жертвы совершенного преступления; судья объявляет свое решение и объясняет его. Далее наступает стадия исполнения наказания. [6, с.5–8]

В швейцарской ювенальной системе приоритет всегда отдается воспитательным мерам, ведущую роль играет ювенальный судья, начинающий, контролирующий и заканчивающий весь судебный процесс. В конечном счете, данная правовая модель преследует двуединую цель — возвращение несовершеннолетнего правонарушителя в общество и освобождение несовершеннолетнего, лишенного свободы, как только это становится возможным, а также возмещение ущерба и примирение между сторонами. [19, с.46–69]

Большинство уголовных дел в отношении несовершеннолетних рассматривается введенным в 1978 году семейным судом. Исключение составляют дела в отношении подростков, достигших 15-летнего возраста, совершивших тяжкое преступление (убийство, насилие, террористический акт). В любом случае, при рассмотрении уголовного дела судом учитываются индивидуальные качества личности подростка и степень его зрелости. [22, с. 129–139]

Нормативная база ювенальной юстиции Германии представлена двумя кодексами — Уголовным и Уголовно-процессуальным, а также основным нормативным правовым актом специального значения — Законом об отправлении правосудия по делам молодежи от 3 августа 1953 года (с последними изменениями от 19 января 2000 года). Закон о суде по делам молодежи регулирует мероприятия при поступках подростков (14–18 лет) и молодых людей (18–21 год) и создание судов по делам молодежи, помощи судам по делам молодежи, возможности прекращения процесса или назначения воспитательных мероприятий. [24, С.39]

Диверсион принадлежит к одному из направлений либеральной уголовной политики и ориентирован, в первую очередь, не на реагирование, но на превенцию. Диверсион включает в себя два направления — криминологический и педагогико-терапевтический. Криминологический базируется на следующих утверждениях:

Правом прекращения уголовного преследования несовершеннолетних по Закону о суде по делам молодежи наделен как прокурор, так и суд. Так, если прокурор предъявил обвинительное заключение несовершеннолетнему, но ювенальный судья усматривает, что а) совершенное деяние является проступком, вина незначительна и отсутствует публичный интерес в уголовном преследовании; б) уже начата или осуществлена какая-либо воспитательная мера; в) вынесение приговора не необходимо, а можно ограничиться назначением какой-либо меры, признавшему себя виновным несовершеннолетнему, то судья может прекратить уголовный процесс без устного судебного разбирательства, заручившись согласием прокурора. [3, с.345–362]

Прекращение процесса оформляется судьей путем вынесения определения, которое не может быть обжаловано. В этом определении судья вправе установить несовершеннолетнему срок (максимум 6 месяцев), в течение которого он должен выполнить возложенные на него обязанности, указания, либо подвергнуться воспитательным мерам. Таким образом, в основу ювенальной юстиции Германии заложена идея перевоспитания несовершеннолетнего преступника и дальнейшая его ресоциализация, а прекращение уголовного преследования с применением соответствующих мер, непосредственно связано с профилактикой преступности и направлено на достижение специальной превенции. [9, с.19]

Таким образом, в континентальной правовой системе (Германия, Франция, Бельгия, Румыния, Польша и др.), все виды правонарушений и преступлений несовершеннолетних подсудны только специализированным ювенальным судам, и передача дел для рассмотрения судом общей юрисдикции не допускается. [1, 1999]

Международное сообщество, уделяя внимание правам детей и молодежи и, исходя из необходимости проведения более тщательной работы, способствующей развитию личности и предупреждению правонарушений, способствовало тому, что ООН было принято четыре документа, непосредственно затрагивающих вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних и подготовки кадров для этого. Этими документами стали: Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы,1990г.), Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.). [11, с.53–57] Так, п.2.3 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятых резолюцией Генеральной Ассамблеи № 40/33 от 29 ноября 1985г. (Пекинские правила) закрепляет, что в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних и которые призваны в том числе удовлетворять различные потребности несовершеннолетних правонарушителей, защищая при этом их основные права; удовлетворять потребности общества. Правила также предусматривают, что следует систематически развивать и координировать службы правосудия в отношении несовершеннолетних в целях повышения и поддержания на должном уровне квалификации персонала этих служб, включая их методы, подходы и отношения (п. 1.6.). Важнейшее значение имеют положения Правил о том, что для обеспечения и поддержания необходимой профессиональной компетенции всего персонала, занимающегося делами несовершеннолетних, следует использовать профессиональную подготовку, обучение в процессе работы, курсы переподготовки и другие соответствующие виды обучения (п.22.1); персонал органов правосудия должен подбираться с учетом различных категорий несовершеннолетних, которые вступают в контакт с системой правосудия по делам несовершеннолетних (п.22.2). [25]

Иными словами, Правила делают упор на специализации судейского корпуса, рассматривающего уголовные дела несовершеннолетних, и это требование касается всех органов и служб, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов о правонарушениях несовершеннолетних. [2, с.51]

Анализ правовых систем и норм, касающихся профилактики правонарушений несовершеннолетних, в развитых зарубежных странах показывает, что в них практически везде действует единая скоординированная, целостная система профилактики и предупреждения безнадзорности, а также привлечения несовершеннолетних лиц к юридической и иной ответственности. Усилия всех государственных органов, при этом, взаимосвязаны и направлены на решение одной сложной глобальной задачи.

Основные термины (генерируются автоматически): ювенальная юстиция, дело молодежи, уголовное преследование, дело, отношение, Польша, суд, Бельгия, несовершеннолетний правонарушитель, специальная превенция.

Читайте также: