Юридические университеты средневековья как центры юридического знания и правовой мысли

Обновлено: 28.06.2024

Юриспруденция, столь пышно расцветшая в античном Риме и затем своеобразно продолженная византийскими правоведами, возродилась в Западной Европе в XII в. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065—1125) школы глоссаторов в Болонье.

Целью школы глоссаторов являлось изучение по первоисточникам собственно римского права без наслоившихся на него в последующем иных юридических норм.

Интерес к римскому праву стимулировали прежде всего обстоятельства сугубо практические. Как только промышленность и торговля активизировали хозяйственную деятельность, развили дальше частную собственность, имущественный оборот, было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право. Потребности развития феодальной государственности обусловили тот факт, что в некоторых отношениях рецепции подверглось и публичное право Древнего Рима.

Как противники системы привилегий (чуждой римскому частному праву), они добились, например, получения лицами из бюргерского сословия легальной возможности приобретать недвижимость (в том числе имения феодалов). Многое было предпринято ими для того, чтобы изъять дело правосудия из рук отдельных сеньоров, римско-католической церкви и сосредоточить его в руках королевской, общегосударственной власти.

В своей поддержке государей, боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть, юристы рассматриваемого направления доходили до оправдания абсолютизма и признания воли монарха силой более высокой и авторитетной, нежели право.

Сторонники обычного права тоже являлись союзниками королевской власти. Однако у них в целом не было намерения считать эту власть абсолютной и подчинять ей закон. По их мнению, долг государя — повиноваться закону, стоящему над ним. Законы же, которыми государю надлежит руководствоваться при управлении страной, следует создавать не единоличным повелением монарха.

В этой юридической конструкции нетрудно распознать отражение процесса формирования сословно-представительной монархии, лимитировавшей публично-властные полномочия государей. Приверженцы обычного права активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебной практикой.

Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто светский характер.

Каждое из направлений юридической мысли западноевропейского Средневековья изучало свой самостоятельный объект, решало свои непосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальный смысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт. Эти черты шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющего большинства ученых Средневековья.

Речь идет в первую очередь о манере доказывать истинность выдвигаемых положений ссылками на авторитеты (Бога, римского права, старины, признанных мыслителей и т.п.). Средневековые юристы использовали в основном формально-логические приемы обработки изучавшегося ими материала. Особое пристрастие питали они к разного рода классификациям, расчленениям понятий, определениям, детализациям и т.д.

Правовое сознание средневекового общества было повернуто в прошлое: давно минувшее виделось идеальным состоянием, древние порядки почитались в качестве образцов для подражания. Поэтому даже фактическое обновление системы юридико-нормативного регулирования воспринималось как желаемый и необходимый возврат к существующим от века правилам.

Однако каким бы образом субъективно ни расценивали сами средневековые юристы свою практическую и теоретическую деятельность, объективно она (за некоторыми исключениями) содействовала прогрессу законодательства, обогащала политико-правовое знание.

Одну характеризует внимание к проблематике естественного права, поднятой еще в римской юриспруденции и осваиваемой преимущественно философскими методами. Другую отличает интерес к нормам, принципам, системе позитивного права, изучаемого в основном посредством приемов историко-филологического анализа.

Подводя итог обзору бытовавших в западноевропейском Средневековье воззрений на государство и право, нужно заметить, что они лишь фрагмент более общей картины политико-юридической мысли эпохи феодализма, который пережили (кроме Западной Европы) также многие другие страны и регионы мира.

Если мы хотим вполне понять самобытность содержания и формы этих воззрений, выяснить место и значение таковых в целостном комплексе исторически развивающегося знания о государстве и праве, то надо будет их рассматривать в определенной системе хронологических координат.

Византийское право включало в себя не только Римское, но и Греческое право. По сути объединяло их в себе. Именно древневизантийские юристы стали специалистами по закону.То есть они не знали самого права, не изучали его. Они знали и изучали только материальные законы и применяли их на практике.

Право Византийской империи первым в истории правапризнало равенство граждан перед законом. Они четко определяли, что равенство не зависит от происхождения и вероисповедания. Здесь рабы впервые получили правовую защиту от государства. Их наделяли частной собственностью и были строгие наказания за причинение им увечий и иное издевательство.

Объединяя в себе и римское и греческое право появилось множество разновидностей договоров, таких как аренды, залога и многое другое. Здесь уже на профессиональном уровне приходилось давать разъяснения по применению законов и объяснять их последствия. И делалось это не бесплатно.

Судебные процессыв Византии были открыты для всех желающих и строились на таких принципах, как и в современном процессе – это

состязательность и равенство. Впервыестали образовывается консультации юристов.

Появилисьнотариусы и адвокаты.

Уголовное правотакже получило свое развитие в этой системе и было более гуманным, нежели в древнем Риме. Смертную казнь заменяли телесными наказаниями, хоть и не очень гуманными, как например отрезание носа или других конечностей, но это выглядит более человечным, чем смертная казнь. Применяли наказания, связанные с лишением жизни лишь за тяжкие преступления. К стати, к тяжким преступлениям относилось не только убийство, но и гомосексуализм. Современной Европе и Америке такого рода наказания как раз не хватает .

Стали определять и брачные отношения между мужчиной и женщиною. Супруги наделялись равными правами, как и в современном праве.

Появились бракоразводные процессы. А так как такого рода процессы сводились к разделу имущества, то граждане прибегали к помощи юристов.

С развитием и появлением таких отраслей права, как крестьянское, земельное, морское и многое другое, профессия юриста только набирала


земельное, морское и многое другое, профессия юриста только набирала

свою популярность. Уже простой оратор, без знания соответствующих норм и правил закона, не мог защитить или научить выступлению в суде. Это требовало профессионального подхода, поэтому такого рода профессии стали обучать.

В арабских странах господство перешло к религиозному праву – шариату, поэтому правовые знания приобретались с религиозным исламским обучением.

В Западной Европе в период раннего Средневековья специального юридического образования не было.

Однако в X веке в Павии была основана школа, где преподавалось лангобардское право.

В конце XI века в Болонье помимо школы свободных искусств возникла школа права, позже преобразованная в Болонский университет, где в середине XII века обучалось римскому праву несколько тысяч студентов из разных стран Европы.

В XII-XV веках в ряде стран Западной Европы возникают университеты (Оксфордский, Кембриджский, Парижский, Падуанский и др.), где ведущими были юридические факультеты, на которых изучалось преимущественно римское право.

У народов Западной Европы юриспруденция становится неизменным спутником культурного развития.

Постепенно развивающееся сословие юристов в Италии, Англии, Франции, Германии занято на протяжении веков теоретической и практической разработкой как римского, так и отечественного права, а также философским анализом доктрин так называемого естественного права.

Трактаты юристов ложатся здесь в основание законодательной и судебной деятельности; многие из них приобретают авторитет, равный законодательному.

Западноевропейские законоведыс первых же шагов своей деятельности ставят себе чисто практические задачи, чуждые интересов религии и политики.

Первоначальные трактаты этих юристов являются практическими сборниками формуляров для заключения юридических сделок и судебного процесса.

Развитие юриспруденции в средневековой Англии

Особенностью юриспруденциисредневековой Англии стало появление многочисленных brevia (writs), содержащие

появление многочисленных brevia (writs), содержащие

индивидуализированные, подобно римским, иски на каждый случай нарушения прав, охраняемых законами.

Постепенно такие brevia подвергаются юридической разработке со стороны законоведов.

Рядом со сборниками brevia появляются сборники судебных решений (records), комментарии к ним, судебные руководства (reports), с изложением наиболее важных судебных случаев и аргументации, на которой стороны основывали свои притязания. Наконец, появляются целые обзоры действующего права, имевшие огромное воспитательное и практическое юридическое значение.

В нём также заметно влияние римского права и знакомство с Институциями Юстиниана.

Значительное отличиеанглийской местной юридической традиции от

континентальной, базировавшейся на романском праве, в дальнейшем предопределило раздельное развитиеангло – саксонской и романно – германской правовых семей.

Развитие юриспруденции в средневековой Франции

Французская юриспруденция до XV века направляет своё внимание на собирание и обработку обычного права в кутюмы (фр. coutume — обычай) но преимущественно с изучением римского права.

Например, известны Великие Кутюмы Нормандии, Кутюмы Бовези Филиппа де Бомануара и кутюмы других французских земель и городов.

Развитие юриспруденции в средневековой ГерманииЮриспруденция в Германии в ранний период своего развития отставала

в развитии от английской и французской.

Только к концу XIV века образуются значительные центры изучения права — Карлов университет в Праге, Гейдельбергский и Лейпцигский университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским

университеты, где каноническое право изучалось наряду с гражданским

Средневековая Европаактивно воспринимала (рецептировала)римское право в полном объеме его содержания: как юридические нормы, так и правовые ценности или принципы.

Решающую рольв корреляции юридических норм к реалиям европейского Средневековья сыграли:

• глоссаторы– профессора римского права в Болонском университете и их

ученики, занимавшиеся изучением этого права в течение XII и XIII вв. и

названные так по преобладающей форме своих трудов – глоссе;

• консилиаторы(от лат. consilium – совет) советники и консультанты,

Именно университеты стали центрами по первоначальному внедрению сетевых образов римского права на новые территориальные и временные площадки.

Достаточно красноречиво и доходчиво учебный процесс в данных университетах описал Гарольд Дж. Берман.

Программа обучения в школе права XII в. состояла, прежде всего в чтении текста Дигест.

Учитель читал вслух и правил язык рукописного текста, а студенты следили за ним по своим (обычно взятым в аренду) рукописным же копиям и делали необходимые поправки.

Некоторые студенты, у которых не было денег на покупку или аренду текста Дигест, заучивали его наизусть. Так как текст был очень труден, его приходилось объяснять.

Студенты записывали диктуемые учителем глоссы между строчками текста, более длинные заходили на поля.

Скоро письменные глоссы приобрели почти такой же авторитет, как и сам глоссированный текст.

Прокрутить вверх



Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем.


Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право.

Юриспруденция, столь пышно расцветшая в античном Риме и затем своеобразно продолженная византийскими правоведами, возродилась в Западной Европе в XII в. Начало этому процессу положило основание Ирнерием (1065—1125) школы глоссаторов в Болонье.

Целью школы глоссаторов являлось изучение по первоисточникам собственно римского права без наслоившихся на него в последующем иных юридических норм.

Интерес к римскому праву стимулировали прежде всего обстоятельства сугубо практические. Как только промышленность и торговля активизировали хозяйственную деятельность, развили дальше частную собственность, имущественный оборот, было восстановлено и вновь получило силу авторитета тщательно разработанное римское частное право. Потребности развития феодальной государственности обусловили тот факт, что в некоторых отношениях рецепции подверглось и публичное право Древнего Рима.

Как противники системы привилегий (чуждой римскому частному праву), они добились, например, получения лицами из бюргерского сословия легальной возможности приобретать недвижимость (в том числе имения феодалов). Многое было предпринято ими для того, чтобы изъять дело правосудия из рук отдельных сеньоров, римско-католической церкви и сосредоточить его в руках королевской, общегосударственной власти.

В своей поддержке государей, боровшихся с сепаратизмом феодалов и притязаниями папства на светскую власть, юристы рассматриваемого направления доходили до оправдания абсолютизма и признания воли монарха силой более высокой и авторитетной, нежели право.

Сторонники обычного права тоже являлись союзниками королевской власти. Однако у них в целом не было намерения считать эту власть абсолютной и подчинять ей закон. По их мнению, долг государя — повиноваться закону, стоящему над ним. Законы же, которыми государю надлежит руководствоваться при управлении страной, следует создавать не единоличным повелением монарха.

В этой юридической конструкции нетрудно распознать отражение процесса формирования сословно-представительной монархии, лимитировавшей публично-властные полномочия государей. Приверженцы обычного права активно собирали, изучали и систематизировали юридически значимые нормы, традиции, обыкновения, которые спонтанно зарождались в общественной жизни, создавались судебной практикой.

Теоретической посылкой канонического права служило представление о том, что церковь законно обладает юрисдикцией судить и вершить дела, носящие не только нравственно-религиозный, но и чисто светский характер.

Каждое из направлений юридической мысли западноевропейского Средневековья изучало свой самостоятельный объект, решало свои непосредственно практические задачи, имело свой конкретный социальный смысл. Вместе с тем в методологическом плане у них было немало общих черт. Эти черты шли от схоластики, определявшей стиль мышления подавляющего большинства ученых Средневековья.

Речь идет в первую очередь о манере доказывать истинность выдвигаемых положений ссылками на авторитеты (Бога, римского права, старины, признанных мыслителей и т.п.). Средневековые юристы использовали в основном формально-логические приемы обработки изучавшегося ими материала. Особое пристрастие питали они к разного рода классификациям, расчленениям понятий, определениям, детализациям и т.д.

Правовое сознание средневекового общества было повернуто в прошлое: давно минувшее виделось идеальным состоянием, древние порядки почитались в качестве образцов для подражания. Поэтому даже фактическое обновление системы юридико-нормативного регулирования воспринималось как желаемый и необходимый возврат к существующим от века правилам.

Однако каким бы образом субъективно ни расценивали сами средневековые юристы свою практическую и теоретическую деятельность, объективно она (за некоторыми исключениями) содействовала прогрессу законодательства, обогащала политико-правовое знание.

Одну характеризует внимание к проблематике естественного права, поднятой еще в римской юриспруденции и осваиваемой преимущественно философскими методами. Другую отличает интерес к нормам, принципам, системе позитивного права, изучаемого в основном посредством приемов историко-филологического анализа.

Подводя итог обзору бытовавших в западноевропейском Средневековье воззрений на государство и право, нужно заметить, что они лишь фрагмент более общей картины политико-юридической мысли эпохи феодализма, который пережили (кроме Западной Европы) также многие другие страны и регионы мира.

Если мы хотим вполне понять самобытность содержания и формы этих воззрений, выяснить место и значение таковых в целостном комплексе исторически развивающегося знания о государстве и праве, то надо будет их рассматривать в определенной системе хронологических координат.

Развитие средневековых городов, равно как и другие перемены, которые происходили в жизни общества, всегда сопровождалось изменениями в образовании. Если во времена раннего Средневековья его получали в основном в монастырях, то позже начали открываться и школы, в которых изучалось право, философия, медицина, ученики читали произведения многих арабских, греческих авторов и т. д.

Средневековые университеты

История возникновения

Как был устроен средневековый университет

Как был устроен средневековый университет

То, как был устроен средневековый университет, практически не отличается от современного способа получения образования. Они были открыты перед каждым желающим. И хотя среди студентов и преобладали дети из богатых семей, однако немало было и выходцев из сословия бедняков. Правда, от момента поступления в средневековые университеты и до получения высшей степени доктора проходило много лет, и потому очень немногие проходили этот путь до конца, но зато ученая степень счастливчикам обеспечивала и почет, и возможности быстрой карьеры.

Студенты

Распорядок жизни студентов был простым: по утрам лекции, а по вечерам - повторение пройденного материала. Вместе с постоянной тренировкой памяти в университетах Средневековья огромное внимание уделяли и умению спорить. Этот навык отрабатывался во время ежедневных диспутов.

Студенческая жизнь

Традиции средневековых университетов сохранившиеся до наших дней

Студенты обычно собирались в небольшие группы по нациям или землячествам, объединяя в себя учеников из самых различных регионов. Вместе они могли снимать квартиру, хотя многие проживали в колледжах - коллегиях. Последние тоже, как правило, формировались по национальностям: в каждой собирались представители из одного землячества.

Университетская наука в Европе

Схоластика начала свое формирование в одиннадцатом веке. Ее самой важной чертой считалась безграничное верование в силу разума при познании мира. Однако с течением времени в Средневековье университетская наука становилась догмой, положения которой считались окончательными и непогрешимыми. В 14-15 вв. схоластика, которая использовала одну только логику и полностью отрицала любой эксперимент, стала превращаться в очевидный тормоз на пути развития естественной научной мысли на территории Западной Европы. Практически полностью образование средневековых университетов было тогда в руках монахов францисканского и доминиканского орденов. Образовательная система того времени оказала достаточно сильное влияние на эволюцию формирования западноевропейской цивилизации.

Только спустя века средневековые университеты Западной Европы стали способствовать росту общественного самосознания, прогрессу научной мысли и свободы личности.

Законность

Чтобы получить статус образовательного, учреждение должно было иметь папскую буллу, одобряющую его создание. Таким указом понтифик выводил заведение из-под контроля светской или местной церковной власти, узаконивая существование данного университета. Права учебного учреждения подтверждались также получаемыми привилегиями. Это были особые документы, подписанными или папами, или царствующими особами. Привилегиями закреплялась автономия данного образовательного заведения - форма управления, разрешение иметь собственный суд, а также право даровать ученые степеней и освобождение студенчества от воинской повинности. Таким образом, средневековые университеты становились полностью независимой организацией. Профессора, студенты и служащие образовательного учреждения, одним словом, все, подчинялись уже не городской власти, а исключительно выбранному ректору и деканам. И если учащиеся допускали какие-то проступки, то руководство данного населенного пункта могло лишь просить их осудить или наказать провинившихся.

Образование средневековых университетов

Выпускники

Средневековые университеты давали возможность получать неплохое образование. В них обучались многие известные деятели. Выпускниками этих образовательных учреждений были Пьер Абеляр и Дунс Скотт, Петр Ломбардский и Вильям Оккам, Фома Аквинский и многие другие.

Как правило, окончившего такого заведение ожидала великолепная карьера. Ведь, с одной стороны, средневековые школы и университеты активно контактировали с церковью, а с другой, наряду с расширением управленческих аппаратов различных городов, увеличивалась и потребность в образованных и грамотных людях. Многие вчерашние студенты работали нотариусами, прокурорами, писцами, судьями или адвокатами.

Структурное подразделение

Европейские средневековые ууниверситеты

Принцип обучения

И сегодня в современных вузах используются традиции средневековых университетов. Сохранившиеся до наших дней учебные планы составлялись на год, который в те времена делился не на два семестра, а на две неравные части. Большой ординарный период длился с октября до Пасхи, а малый - до конца июня. Подразделение учебного года на семестры появилось только к концу Средневековья в некоторых германских университетах.

Существовали три основные формы преподавания. Lectio, или лекции, представляли собой полное и систематическое изложение в определенные часы конкретного учебного предмета по заранее изложенной в статуте или в уставе данного университета. Они подразделялись на ординарные, или обязательные, курсы и на экстраординарные, или дополнительные. По тому же принципу классифицировались и преподаватели.

К примеру, обязательные лекции обычно назначали на утренние часы - с самого рассвета и до девяти утра. Это время считалось более удобным и рассчитанным на свежие силы студентов. В свою очередь экстраординарные лекции читали слушателям в послеобеденные часы. Они начинались в шесть и заканчивались в десять вечера. Урок продолжался один или два часа.

Традиции средневековых университетов

Главной задачей преподавателей средневековых университетов являлось то, чтобы, сличая различные варианты текстов, по ходу давать необходимые разъяснения. Статутами студентам запрещалось требовать повторения материала или даже медленного прочтения. Они должны были приходить на лекции с книгами, которые в те времена были очень дорогими, поэтому школяры брали их напрокат.

Средневековые школы и университеты

Уже с восемнадцатого века университеты стали накапливать рукописи, копируя их и создавая собственного образца тексты. Аудиторий достаточно долго не существовало. Первый средневековый университет, в котором профессоры стали устраивать школьные помещения - Болонский, - уже с четырнадцатого века начал создавать общественные здания для размещения в нем комнат для лекций.

А до этого студенты группировались в одном месте. Например, в Париже это было авеню Foir, или улица Соломы, названная этим именем потому, что слушатели садились на пол, на солому у ног своего учителя. Позднее стали появляться подобия парт - длинные столы, за которыми могло уместиться до двадцати человек. Кафедры же стали устраивать на возвышении.

Присвоение степеней

После окончания обучения в средневековом университете студенты выдерживали экзамен, который принимали несколько магистров от каждой нации. Руководил экзаменующими декан. Студент обязан был доказать, что прочитал все рекомендованные книги и успел поучаствовать в положенном статутами объеме диспутов. Интересовалась комиссия и поведением выпускника. После благополучного прохождения этих этапов студент допускался к публичному диспуту, на котором должен был ответить на все вопросы. В результате ему присваивалась первая степень бакалавра. Два учебных года он должен был ассистировать магистру, чтобы получить право преподавать. А уже спустя полгода ему тоже присваивалась степень магистра. Выпускник должен был прочесть лекцию, произнести клятву и устроить пир.

Структура средневекового университета

Это интересно

История древнейших университетов берет свое начало с двенадцатого века. Именно тогда зародились такие учебные заведения, как Болонский в Италии и Парижский во Франции. В тринадцатом столетии возникают Оксфорд и Кембридж в Англии, Монпелье в Тулузе, а уже в четырнадцатом XIV веке первые университеты появились и в Чехии и Германии, Австрии и Польше. У каждого учебного заведения были свои традиции и привилегии. К концу пятнадцатого столетия в Европе насчитывалось около ста университетов, которые были структурированы по трем типам, в зависимости от того, от кого получали зарплату учителя. Первый был в Болонье. Здесь студенты сами нанимали и платили за преподавателей. Второй тип университета был в Париже, где учителей финансировала церковь. Оксфорд с Кембриджем поддерживались и короной, и государством. Надо сказать, что именно факт помог им пережить в 1538 году роспуск монастырей и последующее за этим удаление основных английских католических учреждений.

Все три типа структур имели свои особенности. К примеру, в Болонском, например, студенты управляли практически всем, и этот факт часто доставлял учителям большое неудобство. В Париже же было наоборот. Именно из-за того, что преподавателям платила церковь, основным предметом в этом университете было богословие. Зато в Болонье студенты выбирали больше светские исследования. Здесь основным предметом являлся закон.

Читайте также: