Является ли ссср правопреемником российской империи

Обновлено: 02.07.2024

Приём поправок к российской Конституции завершился вечером в понедельник, 2 марта. Тогда же своё видение изменений в Основной закон представил и президент России. Документ прокомментировал спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин, который сказал прессе, что в тексте нашлось место и Богу, и русскому народу, и положению о том, что современная Россия является преемницей Советского Союза.

Президент России призвал считать РФ правопреемником СССР. В поправке к Конституции говорится, что Российская Федерация является правопреемником СССР на своей территории, а также правопродолжателем Советского Союза в отношении членства в международных организациях, а также их органах.

О преемственности

Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. То есть одно государство исчезло с лица земли, а абсолютно другое взяло на себя его функции и обязательства.

Вообще Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство".

Обратимся к специалистам

Возникает вопрос, как совместить сказанное выше с Минским соглашением от 8 декабря 1991 г., в котором говорилось, что Союз Советских Социалистических республик прекращает свое существование как субъект международного права, а 4 декабря 1991 г. 9 республик СССР подписали Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза, в котором СССР объявляется государством-предшественником, следовательно РФ – продолжателем, а все союзные республики — государствами-правопреемниками.

Так почему президент отказывается от продолжателя и хочет навязать в новой Конституции нашу страну правопреемника? Ведь только гибель одного государства или его захват иноземцами влечет за собой постановку вопроса о правопреемстве. Такой вопрос можно ставить, если произошла революция или прошел народный референдум. В нашей стране шли плавные, эволюционные социальные изменения и постепенное реформирование политических институтов, а это не приводят к возникновению проблемы правопреемства между старым и новым государствами как субъектами внутригосударственного права, поскольку по крайней мере внешне, формально-юридически, новое государство не появляется, а продолжает существовать старое.

Так, получается СССР юридически жив?

Референдум 17 марта 1991 года большинством голосов проголосовал за СССР, больше референдумов не было все остальные действия связанные с СНГ и РФ считаются незаконными.

13 января 1992 г. МИД России разослал главам дипломатических представительств в Москве ноту, в которой заявлялось, что Российская Федерация продолжает осуществлять права и выполнять обязательства по всем договорам, заключенным СССР. В соответствии с этой нотой "мировое сообщество" молчаливо признало за Российской Федерацией статус государства-продолжателя СССР.

РФ как субъект права нелегитимна, а СССР, как структуру власти развалили фактически, но юридически нет ни одного законного акта.

Также нет ни одного документа о том, что РФ правопреемник СССР, вот и хотят власти пропихнуть этот пункт в Основном законе нашей страны. Причем не референдумом по каждому пункту закона – а общим голосованием, где каждый будет голосовать за все 22 или более поправки в новую Конституцию. Это опять нарушение наших прав и необходим референдум. Плюс власти сейчас говорят, что после голосования поправки будут приняты, если положительно проголосуют 50% тех, кто придут в пункты голосования. Согласно закона РСФСР о всенародном референдуме - голосовании решение по изменению-принятию конституции считается принятым, когда за него проголосовало более 50% от того, кто имел право голосовать, а не от того, кто пришел. Опять фальсификация, сейчас нам декларируют, что все будет принято вне зависимости от общего числа пришедших на голосование людей - придут 2 старушки, одна - за. другая против - все - судьба народа решена.

Пока в РФ по законам РФ нет граждан РФ (ФЗ 62, ст. 41,1-41,2, в частности подпункт "Г"), также нет принятой конституции РФ. Ведь не было референдума. Да и согласно проекту конституции РФ 1993 года президентом РФ может быть только гражданин РФ, а закон о гражданстве РФ вышел только в 2002 году, когда президент уже был. Что это?

Говорят блогеры

Нас просто забалтывают

Именно в контексте темы преемственности, президент предлагает также на уровне Конституции чтить память защитников Отечества и защищать правду, а также противостоять попыткам умалить подвиг народа при защите Родины.

Министерством внутренних дел Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение по вопросу возможности правопреемства Российской Федерации от Российской Империи.

Позиция МВД России по указанному вопросу представлена в письме на Ваше имя от 13 октября 2005 г. № 3/22252, а также в подготовленном по поручению Правительства Российской Федерации совместно с иными министерствами и ведомствами ответе МВД России (исх. № 3/1903 от 22.02.2006 г.).

Предложения ведомств по проекту отзыва на вышеуказанный проект федерального закона № 90759-4 в установленном порядке были представлены МВД России в Правительство Российской Федерации.

Разработка законопроекта, реализующего принцип континуитета, а также правопродолжения Российской Федерации от Российской Империи напрямую не относится к компетенции МВД России.

Одновременно направляем справку по данному вопросу, подготовленную при участии научных работников учреждений системы МВД России.

Статс-секретарь — заместитель Министра
Н. А. Овчинников

СПРАВКА
по вопросам о правопреемстве Российской Федерации, принципе континуитета и репатриации в связи с запросом депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А. Н. Савельева

1. В договоре о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР от 4 декабря 1991 г. правопреемство определяется следующим образом:

в) правопреемство государств означает смену одного государства другим в несении ответственности за международные отношения какой-либо территории;

г) государство-предшественник означает государство, которое было сменено другим государством в случае правопреемства государства;

д) государство-преемник означает государство, которое сменило другое государство в случае правопреемства государств;

Это определение является общепризнанным и не нуждается в толковании. Исходя из данного определения, Российская Федерация является, наряду с другими бывшими республиками, правопреемником СССР, а СССР — государством-предшественником Российской Федерации. В свою очередь СССР является правопреемником Российской Республики, провозглашенной Актом Временного правительства 1 сентября 1917 г. и просуществовавшей до 25 октября 1917 г. и, наконец, Российская Республика явилась правопреемницей Российской Империи.

Таким образом, можно утверждать, что в формально-юридическом смысле Российская Федерация действительно является правопреемницей Российской Империи (Российского государства). Однако данный юридический факт нуждается в разъяснении и по существу института правопреемства, и с точки зрения существующей международной и отечественной практики правопреемства.

Во-первых, Российская Федерация является государством-преемником Российской Империи не непосредственно, а опосредованно, следуя вышеописанной последовательности правопреемства. При этом существенно, что никогда, ни на одном из указанных этапов правопреемство от государства-предшественника в целом, в полном объеме не признавалось. Так, Положением о народном суде РСФСР 1918 г. было официально отменено действие законодательства Российской Империи. Однако в связи с переходом к новой экономической политике, с необходимостью дипломатического признания и возобновления действия ряда международно-правовых договоров Российской Империи (в частности в связи с правом прохода судов через проливы Босфор и Дарданеллы), РСФСР в определенной степени признала себя правопреемницей государства-предшественника, т. е. Российской Республики. И признано это было не одним общим актом, а серией международных документов по отдельным вопросам, а именно: Раппальским договором между РСФСР и Германией 1922 г.; англо-русским торговым договором этого же года; русско-французским договором 1924 г.; Заявлением советской делегации о признании долгов царского и Временного правительства при условии признания Советского государства де-юре, сделанным на Генуэзской конференции 1922 г.; договором между РСФСР и США 1923 г. Кроме того, Советский Союз признавался правопреемником Российской Республики и Российской Империи не самим СССР, а другими государствами, которые так или иначе были связаны различными обязательствами Российской Империи. При этом в договорах Советский Союз признавался ими не правопреемником, а просто государством, находящимся в пределах территориальных границ бывшей Российской Империи.

Во-вторых, вопросы правопреемства регулируются Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении договоров (1978 г.) и Венской конвенцией о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.), причем, вступила в силу только первая Конвенция.

Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят характер обычного права и определяются соглашениями заинтересованных государств, а нормы конвенций применяются в случае отсутствия таких соглашений. При этом важную роль играют международная практика и прецеденты, а в иных случаях индивидуальные акты государств. Стало быть, на международном уровне вопросы правопреемства возникают не в принципе, а в применении к конкретным ситуациям. Ни в международной, ни в отечественной правовой практике не существует иных подходов к решению вопроса о правопреемстве.

2). Признание правопреемственности современной России от Российской Империи может вызвать непредвиденные последствия. Например, тогда может возникнуть вопрос о правопреемственности Российской Федерации от СССР? На основании чего Россия является постоянным членом Совета безопасности ООН? Может встать вопрос о принадлежности части территории острова Сахалин, островах Курильской гряды, входивших в состав Японской, а не Российской Империи. Нынешняя Калининградская область не входила в состав Российской Империи, а город Выборг входил в состав Великого княжества Финляндского и т. д.

Таким образом, допущение возможности признания правопреемства Российской Федерации от Российской Империи может повлечь за собой возникновение новых имущественных претензий со стороны других государств и отдельных частных лиц, а также иных непрогнозируемых политических, экономических и социальных последствий, связанных с неразрешенностью правопреемства СССР от Российской Империи и легитимностью вхождения Российской Федерации при вновь открывшихся обстоятельствах в современные международные институты.

Здесь один тип заикнулся, что СССР - легитимный правопреемник Российской империи. Что советская власть - легитимна, этот тип не говорил, но вероятно имел это в виду. Давайте все-таки в этом разберемся.

Что такое легитимная власть?

Легитимной признается власть, которой обоснована какой-либо высшей санкцией. Признается ли власть богоустановленной (в русском и западноевропейском средневековье), подчиняющейся своду законов, существующих в государстве (т.н. правовое государство), или соответствующей мнению народа (идея народовластия) - все это основания легитимности.

Легитимность предполагает длительное единодушное согласие общества по отношению к власти и ее институтам. Она означает неофициальное одобрение власти народом, признание данной власти народом и оправдание действий по реализации властных полномочий.

Легитимность обращает на себя внимание тогда, когда возникает ее кризис. Кризис легитимности выражается, со стороны народа, в сопротивлении власти, массовой оппозиции, и даже, в конце концов, в попытке свержения власти. Со стороны представителей власти кризис легитимности проявляется в усилении принуждения,
для начала рассмотрим, что такое легитимность.

Что такое легитимность власти?

Базовым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является легитимность.

Понятие легитимности означает признание власти обществом, обоснованность и необходимость данной власти и её носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти.

Легитимность может проявляться, например, как в добровольном принятии большинством конкретной формы правления, власти того или иного класса, так и в борьбе за господство определенных политических сил.

Исторически сформировались несколько типов легитимности:

1)Легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции.

2)Идеологический тип легитимности - признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью.

3)Традиционный тип легитимности - признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс.

4)Структурный тип легитимности - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения.

5)Харизматический тип легитимности - признание власти основано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя.

Итак, существует 5 типов легитимности, давайте их рассмотрим на примере Советского Союза образца 1922 года.

1)Не подходит. Большевики не руководствовались НИКАКИМИ правовыми нормами, ими движила только революционная целесообразность. Единственным легитимным органом власти после крушения монархии в марте 1917 года было учредительное собрание, разогнанное матросиком Железняком. С правовой точки зрения Советская власть совершенно незаконна.

2)Так же не подходит. Легитимной с идеологической точки зрения советскую власть могли считать только идейные большевики, но не русское общество.

3)Опять же, не подходит. Большевики полностью отказались от исторических русских государственных традиций.

4)Не подходит, советская власть с правовой точки зрения абсолютно незаконная, советская власть - фактическая оккупация.

5)Не подходит, к 1922 году, ко времени образования Советского государства массы разве что верили в особые способности советских вождей проводить террор и геноцид русского народа.

Фактически СССР - это государственное оформление большевистской оккупации, с русской точки зрения нелегитимная власть.

Является ли СССР правопреемником Российской империи?

СССР принципиально иное государство, отказавшееся, во-первых, от всех обязательств его предшественника, во-первых, заявившее о своем принципиальном отличии от него. Нет смысла подвергать сомнению слова большевистских лидеров.

Единственное, что роднит СССР и Российскую империя так это территория, но в таком случае необходимо так же заметить, что Киевская Русь - правопреемник Хазарского Каганата, а Московия - Золотой Орды.

Об это любят говорить всякие лживые идеологии типа евразийства и советизма, но есть одна проблема, это не соответствует исторической действительности.

Что касается РФ, то это государства является полноправным правопреемником СССР, государства, созданного на базе оккупированной России.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

судьи Конституционного Суда России Константина Арановского выйдет за пределы совсем уж маргинальных околоюридических слоёв в духе "СССР до сих пор существует, поэтому России налоги платить не буду", ан нет: все комментируют, есть даже оскорбившиеся.

Понятно, что "для массового использования" существует миф о том, что Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (переименованная в 1992 году в Российскую Федерацию" является "единственным правопреемником" СССР, состоявшего из 15 республик, в которых у РСФСР в скором времени не было даже большинства населения, равно как "правопреемником" Российской Империи, Киевской Руси и прочих государственно-правовых образований, существовавших на этой территории. Иногда даже появляются мнения к правопреемству с Золотой Ордой, но это уже к психиатрам, как я считаю. А вот с СССР разберёмся поподробнее.

Правопреемством в юридической науке называют переход прав и обязанностей от одного лица (субъекта права) к другому. Правопреемство может возникать в силу закона, договора или иных юридических оснований.

Практика в отношении правопреемства государств является крайне противоречивой и разнообразной. Основополагающими международно-правовыми документами в отношении правопреемства можно обозначить Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 года и Венскую конвенцию о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов от 8 апреля 1983 года. Оба этих документа в отношении России в силу не вступили, но на них ссылаются как Европейский суд по правам человека, так и иные межгосударственные органы, в том числе органы СНГ при разделе СССР между союзными республиками.

Конвенции определяют четыре вида государств применительно к рассматриваемым правоотношениям: "государство-предшественник", "государство-преемник", "новое независимое государство" и "третье государство", более подробно можно уточнить в их текстах.

Одним из основных вопросов, для которых используются эти понятия, являются вопросы преемственности территории, гражданства, внешнеэкономических связей. По вопросам гражданства при разделении государств есть целый ряд международных актов - Резолюция N 55/153 Генеральной Ассамблеи ООН "Гражданство физических лиц в связи с правопреемством государств", Конвенция Совета Европы о недопущении безгражданства в связи с правопреемством государств (CETS N 200), и т.д.

Теперь обратимся к Советскому Союзу. Первичным документом о разделе Союза ССР являются, на самом деле, не Беловежские соглашения, подписанные 8 декабря 1991 года, а подписанный четырьмя днями ранее в Москве между СССР и 8 бывшими союзными республиками Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР. В соответствии с указанным договором СССР был указан как "государство-предшественник", а все 15 бывших союзных республик - как государства-преемники, а также разделены долги и имущество СССР в определённых процентах.

В дополнение к вышеуказанному Договору 13 марта 1992 года было подписано Соглашение о дополнениях к Договору о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, в соответствии с которым был создан Межгосударственный совет по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов Союза ССР во главе с Россией и Украиной, уполномоченным банком был назначен Внешэкономбанк.

20 марта 1992 года в Киеве было принято Решение Совета глав государств СНГ
"О правопреемстве в отношении Договоров, государственной собственности, архивов, долгов и активов бывшего СССР", в котором государства-участники СНГ были названы в качестве правопреемников прав и обязательств бывшего Союза ССР. В его развитие 6 июля 1992 года было подписано Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом с определёнными процентами долгов и актовов всех союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики, а также, по мере развития двухсторонних связей России и других бывших республик СССР, двухсторонние соглашения между ними о реализации схемы "долги в обмен на имущество".

Также есть можнество других соглашений в рамках СНГ - от раздела инвентарного парка вагонов до морских судов. государственных архивов, культурных ценностей и активов Госбанка СССР. При этом в некоторых из них участвовали даже государства Прибалтики, ведь имущество при "разводе" делить как-то надо, Россия и Украина делили друг с другом Черноморский флот ещё несколько лет после раздела СССР, а всё это время на боевых кораблях поднимали флаги СССР и играл гимн давно уже не существующего государства.

Но это про экономику. С политикой всё несколько проще и сложнее одновременно. Нотой Министерства иностранных дел России от 13 января 1992 г. N 11/Угп были уведомлены иностранные государства о том, что Российская Федерация является "государством-продолжателем Союза ССР" в отношении международных договоров СССР. Понятно, что в одностороннем порядке такие дела не делаются, но в течение последующих нескольких лет такая формулировка прослеживалась в целом ряде двусторонних договоров России с государствами, не входившими с состав СССР, особенно при ревизии международных договоров. При этом интересна формулировка в двустороннем договоре между Россией и Словакией об инвентаризации нормативно-правовой базы и действии двусторонних договоров от 31 октября 1995 году, где Россия названа "государством-продолжателем" СССР, а Словакия - "одним из Правопреемников Чешской и Словацкой Федеративной Республики". Государством-продолжателем СССР Россия, в частности, названа в двусторонних договорах с Францией, Венгрией, Японией, ФРГ, Италией и многими другими государствами. То есть, говоря внешнеполитически, "Россия - это и есть СССР".

Фактически, внешне так оно и было: послы СССР в иностранных государствах стали послами России (другие республики в посольства не пустили), все советские конвенции и международные договоры продолжили действовать для России, фактически даже бывших советских граждан за рубежом СССР паспортизировали паспортами Российской Федерации (что привело к последующему выборочному пересмотру решений, так как законом России о гражданстве это предусмотрено не было). Представитель СССР при ООН с 1990 года Юлий Воронцов с 24 декабря 1991 года "явочным порядком" стал представителем России и пробыл на своём посту до 1994 года (операция "по смене таблички", как он потом скажет в одном из интервью). Вместе с тем, даже "смене таблички" предшествовало принятие Решения Совета глав государств СНГ от 21.12.1991 о членстве государств Содружества в ООН и других международных организациях, в соответствии с которым Государства Содружества "поддерживают Россию в том, чтобы она продолжила членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности, и других международных организациях", а "Республика Беларусь, РСФСР, Украина окажут другим государствам Содружества поддержку в решении вопросов их полноправного членства в ООН и других международных организациях."

Это, кстати, резко отличается от преемства дипломатических представительств Российской Империи и РСФСР: молодой советской республике пришлось назначать новых послов, а за старые здания посольств ещё долго бороться. При этом Украина и Беларусь вполне себе продолжили занимать представительства УССР и БССР при ООН, так же точно "поменяв таблички" на кабинетах и столах заседаний.

При этом термин "государство-продолжатель" явно не означает полной ответственности по долгам и обязательствам предшествующего государства (Постановление ЕСПЧ от 08.07.2004
"Дело "Илашку и другие (Ilascu and others) против Молдавии и Российской Федерации"), в каждом конкретном случае его надо рассматривать отдельно.

Что можно сказать по итогам:

- Является ли Россия государством-правопреемником СССР? Несомненно, равно как и Украина, Беларусь или Туркменистан, как бы они сейчас от этого ни открещивались: СССР является государством-предшественником в отношении всех республик, на которые он распался.

- Является ли государство-продолжатель "правопреемником № 1"? Не является: России пришлось индивидуально с остальными правопреемниками решать вопросы правопреемства по долгам и имуществу бывшего СССР.

- Должна ли Россия продолжать политику СССР на международной арене и во внутренних отношениях? Нет, потому что Россия - это самостоятельное независимое государство, действующее на основании Конституции, Декларации о государственном суверенитете и преследующее иные цели, чем СССР.

- Была ли возможность у России стать правопреемником не СССР, а Российской Империи или Золотой Орды? Конечно нет, ведь каждое правопреемство уникально и идёт по отношению к предшественнику, а не к древним государствам. Нельзя при универсальном правопреемстве взять "наследство" прадеда, не приняв при этом наследства отца.

- Что с того, что прошёл этот спор? А ничего, прошло уже почти 30 лет, в международном праве давно уже всё устаканилось, это просто ликбез такой был.

Читайте также: