Является ли смена прописки ухудшением жилищных условий

Обновлено: 04.07.2024

Хотелось бы задать вот какой вопрос. Имею в собственности 1/4 часть квартиры, в которой прописан и проживаю. г. Гродно. Всего в квартире прописано и проживает 4 человека. Площадь всей квартиры 56,4 м, приватизирована в равных долях т.е. 14,1м на человека. Стою на очереди как нуждающийся в улучшении ЖУ. Имею возможность получить льготный кредит под 5%, но т.к. у за мной числятся эти 14,1м, то кредитовать мне будут условно говоря 30м - 14,1м = 15,1м.

Хотелось бы узнать, если я откажусь от этих метров (передам в собственность другому), будет ли это ухудшение жилищных условий? В законе прописано "В случае ухудшения жилищных условий стать на учет можно только через 5 лет после таких ухудшений. Жилищные условия могут быть ухудшены путем:

уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения или его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 м2 (в г.Минске - 10 м2) на одного человека;"

Т.е., правильно ли я понимаю, что т.к. у меня меньше 15м то если я от них откажусь, это не будет ухудшением жилищных условий и с очереди меня не снимут?

Ухудшить уже ухудшенные жилищные условия нельзя. На очередь это никак не повлияет. Но стоит учитывать, что переданная кому то доля в квартире все равно будет учитываться при выдаче льготного кредита, если такая передача произошла в последние 3 года перед заключением кредитного договора (п.1.6 Указа 13).

Можно ли стать на очередь, в собственности квартира 42 м2 прописан я и сын? Прописал на днях жену, которая была прописана у родителей в том же городе 49 м2 (4 человека вместе с ней). Не попадет ли это под ухудшение жилищных условий (п. 4.2)?

shmel1983 пишет:
Можно ли стать на очередь, в собственности квартира 42 м2 прописан я и сын? Прописал на днях жену, которая была прописана у родителей в том же городе 49 м2 (4 человека вместе с ней). Не попадет ли это под ухудшение жилищных условий (п. 4.2)?

Это под ухудшение жилищных условий подпасть не должно. Во-первых жена до этого была обеспечена площадью меньше 15 кв.м. Во-вторых сама норма пункта 4.2 сейчас изложена немного по другому, чем раньше. Не знаю как на практике, но если написанное понимать буквально, то вселение в квартиру супруги не является ухудшением жилищных условий даже если у нее до этого была обеспеченность больше 15 кв.

Сходил в горисполком сказали, что будет отказ в постановке по п.4.2, т.к. произошло ухудшение жилищных условий. Мотивировали это тем, что у жены было 49/4=12,25м2, а у меня с сыном 42м2. Но ведь в п.4.2 не говорится ни о каком сложении метров? Правы ли они в отказе? И что делать в данной ситуации?

Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:
4.2. в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров (в г. Минске - 10 кв. метров) на одного человека, либо предоставления права владения и пользования жилым помещением другим гражданам (за исключением граждан, вселенных в установленном порядке и не имевших до этого в собственности и (или) во владении и пользовании в данном населенном пункте жилого помещения, в котором они были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске - 10 кв. метров и более) на одного человека, и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как собственника, нанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, так и членов их семей), путем предоставления права владения и пользования жилым помещением в общежитии, заключения договора найма жилого помещения частного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске - 10 кв. метров и более) на одного человека, соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте.

Но если отсечь лишнее и разбить по пунктам, то получится так:
Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий предоставления права владения и пользования жилым помещением другим гражданам, за исключением:
1) граждан, вселенных в установленном порядке и не имевших до этого в собственности и (или) во владении и пользовании в данном населенном пункте жилого помещения, в котором они были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске - 10 кв. метров и более) на одного человека,
2) проживающих в этом жилом помещении супругов.
Получается, что при вселении супруги ухудшения жилищных условий не должно быть в любом случае. Зачем считать ее площадь и тем более вашу не понимаю. Возможно стоит письменно обратиться в исполком за разъяснениями. Тут многое непонятно, например, почему в первом случае написано "вселенных". а во втором "проживающих".

shmel1983 пишет:
Сходил в горисполком сказали, что будет отказ в постановке по п.4.2, т.к. произошло ухудшение жилищных условий. Мотивировали это тем, что у жены было 49/4=12,25м2, а у меня с сыном 42м2. Но ведь в п.4.2 не говорится ни о каком сложении метров? Правы ли они в отказе? И что делать в данной ситуации?

Мне кажется никуда вы обращайтесь, а соберите все документы и подайте в одно окно или в отдел, где принимают на учет. И если вам устно откажут, то требуйте письменный ответ. На словах они всем в уши лить умеют. Пускай напишут и обоснуют.

Получил отказ из горисполкома согласно подпункту 4.2 пункта 4 указа №563.
Цитата из решения: "Вы проживаете в квартире личной собственности, где на общей площади 42,8 кв.м всего проживает 3 чел. (Вы, жена и сын). Ранее до 29.04.2015 Ваша жена проживала в квартире личной собственности родителей, где на общей площади 49,6 кв.м всего проживало 4 чел. (жена, ее отец, мать и брат). Т. о., у Вас в собственности и пользовании до 29.04.2015 находились два жилых помещениях, при суммировании которых, Вы были обеспечены нормой общей площади жилого помещения ((42,8 кв.м+(49,6 кв.м:4))):3=18,4 кв.м на одного человека). Поэтому после вселения 29.04.2015 жены Вы ухудшили свои жилищные условия."

Не совсем понятно почему расчет ведут на основании подпункта 3.1.2, а исключения подпункта 4.2 не учитывают (за исключением супругов)? Правильно ли горисполком трактует п.4.2?

shmel1983 пишет:
Получил отказ из горисполкома согласно подпункту 4.2 пункта 4 указа №563.
Цитата из решения: "Вы проживаете в квартире личной собственности, где на общей площади 42,8 кв.м всего проживает 3 чел. (Вы, жена и сын). Ранее до 29.04.2015 Ваша жена проживала в квартире личной собственности родителей, где на общей площади 49,6 кв.м всего проживало 4 чел. (жена, ее отец, мать и брат). Т. о., у Вас в собственности и пользовании до 29.04.2015 находились два жилых помещениях, при суммировании которых, Вы были обеспечены нормой общей площади жилого помещения ((42,8 кв.м+(49,6 кв.м:4))):3=18,4 кв.м на одного человека). Поэтому после вселения 29.04.2015 жены Вы ухудшили свои жилищные условия."

Не совсем понятно почему расчет ведут на основании подпункта 3.1.2, а исключения подпункта 4.2 не учитывают (за исключением супругов)? Правильно ли горисполком трактует п.4.2?

Исключение про супругов здесь ни причем. Жена продала квартиру и ухудшила сви жилищные условия. В п.4.2 идет речь о разных способах ухудшения жилищных условий, а именно путем отчуждения жилья (это ваш случай) и путем вселения в жилье других граждан (где исключение про супругов).

Исключение про супругов здесь ни причем. Жена продала квартиру и ухудшила сви жилищные условия. В п.4.2 идет речь о разных способах ухудшения жилищных условий, а именно путем отчуждения жилья (это ваш случай) и путем вселения в жилье других граждан (где исключение про супругов).

Жена не продавала квартиру, она выписалась от родителей и прописалась у меня

shmel1983 пишет:
Получил отказ из горисполкома согласно подпункту 4.2 пункта 4 указа №563.
Цитата из решения: "Вы проживаете в квартире личной собственности, где на общей площади 42,8 кв.м всего проживает 3 чел. (Вы, жена и сын). Ранее до 29.04.2015 Ваша жена проживала в квартире личной собственности родителей, где на общей площади 49,6 кв.м всего проживало 4 чел. (жена, ее отец, мать и брат). Т. о., у Вас в собственности и пользовании до 29.04.2015 находились два жилых помещениях, при суммировании которых, Вы были обеспечены нормой общей площади жилого помещения ((42,8 кв.м+(49,6 кв.м:4))):3=18,4 кв.м на одного человека). Поэтому после вселения 29.04.2015 жены Вы ухудшили свои жилищные условия."

Не совсем понятно почему расчет ведут на основании подпункта 3.1.2, а исключения подпункта 4.2 не учитывают (за исключением супругов)? Правильно ли горисполком трактует п.4.2?

Пот моему такой ответ ничего не объясняет. Пункт 4.2 такой:
4. Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:
4.2. в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров (в г. Минске - 10 кв. метров) на одного человека, либо предоставления права владения и пользования жилым помещением другим гражданам ( за исключением граждан, вселенных в установленном порядке и не имевших до этого в собственности и (или) во владении и пользовании в данном населенном пункте жилого помещения, в котором они были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске - 10 кв. метров и более) на одного человека , и проживающих в этом жилом помещении супругов , несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как собственника, нанимателя жилого помещения, гражданина, являющегося членом организации застройщиков, так и членов их семей), путем предоставления права владения и пользования жилым помещением в общежитии, заключения договора найма жилого помещения частного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв. метров и более (в г. Минске - 10 кв. метров и более) на одного человека, соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте. При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет со дня ухудшения их жилищных условий;

По тексту указанные в сопках исключения делятся на 2 части:
1) граждане не обеспеченные жильем в данном населенном пункте
2) супруги, нетрудоспособные родители и т.д.
По смыслу, вселение супруга, который до этого был обеспечен жильем не является ухудшением жилищных условий, т.к. требование об необеспеченности жильем к ним не относится. И это правильно, потому что семя должна жить вместе и переселение жены к мужу не должно вести к каким то ограничениям.
В общем мне не понятен отказ. Обращайтесь в исполком, что бы объяснили.

Конституционное право граждан на жилище имеет ряд проявлений, одним из которых является гарантия защиты жилищных прав в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу. При этом особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме.

Какие права есть у граждан — нанимателей муниципального жилья при сносе их дома?

Согласно ст. 86, ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ граждане, проживающие в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, и являющиеся нанимателями находящегося в нем жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, подлежат выселению с обязательным предоставлением другого, равнозначного по площади благоустроенного применительно к условиям соответствующего населённого пункта жилого помещения по договору социального найма. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в границах населённого пункта, в котором расположено аварийное жилье, за исключением случаев выраженного письменно согласия гражданина на предоставление ему жилья в другой местности.

Чем отличается ветхое жилье от аварийного? И влияет ли эта разница на права граждан.

А какие вопросы чаще всего возникают при расселении муниципального жилья?

Наиболее часто возникающие в правоприменительной практике вопросы связаны с понятием равнозначностии благоустроенности нового жилого помещения, его удаленности от ранее занимаемого жилья.

Что означает равнозначность?

Критерием равнозначности предоставляемого жилого помещения, исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 89 Жилищного кодекса РФ, является его соответствие ранее занимаемому по площади. При этом, несмотря на фактическое ухудшение условий проживания, предоставление, например, вместо трехкомнатной квартиры хотя и равной по площади, но двухкомнатной или, скажем, вместо двух изолированных комнат двух смежных не является противоречащим закону (определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.04.2017 № 81-КГ17-2, определение Верховного Суда РФ от 03.11. 2015 № 1-КГ15-10).

Не исключены случаи предоставления гражданам квартир большей площади по сравнению с ранее занимаемыми, что вынуждает нанимателей осуществлять бремя содержания жилых помещений в повышенном размере. Указанный вариант не противоречит правилу о предоставлении равнозначного жилья, поскольку не ухудшает положение гражданина (п. 59 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018).

Какое жилье признается благоустроенным?

А какие ограничения по удалённости предоставляемого жилья?

Так, Верховным судом РС (Я) указано, что положения ст. ст. 86-89 Жилищного кодекса РФ о предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма в связи с выселением из аварийного дома, не содержат требований к инфраструктуре жилого района (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2017 года). Разрешая спор, суд апелляционной инстанции указал, что отказ ответчиков от переселения по мотиву отсутствия инфраструктуры и удаленности от школы не основан на законе, в связи с чем суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Окружной администрацией г. Якутска исковых требований, выселив ответчиков из жилого помещения, признанного аварийным и подлежащего сносу, в другое жилое помещение.

Законна ли отсрочка предоставления другого жилья?

Вероятно, под отсрочкой Вы подразумеваете случаи, когда дом признан аварийным в текущем году, а его расселение производится спустя несколько лет. Если мы говорим о муниципальном жилье, то жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома в другой, поэтому в таких случаях следует руководствоваться общеправовым принципом о разумном сроке. Но в любом случае представляется неправомерным проживание граждан в аварийном жилье на протяжении нескольких лет при условии, что органом местного самоуправления не принимается никаких мер по восстановлению прав данных граждан на надлежащие условия проживания. При указанных обстоятельствах возможна успешная защита прав в судебном порядке. Вместе с тем, следует учитывать, что один лишь факт непригодности жилого помещения для проживания не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 2017 год).

Если же мы говорим о жилье, находящемся в собственности гражданина, то срок расселения аварийного дома устанавливается одновременно с его признанием аварийным. Данный срок законодательством также не определен. Вместе с тем, возложение на орган местного самоуправления обязанности по внеочередному предоставлению других жилых помещений до наступления установленных сроков сноса и расселения жильцов допустимо, если занимаемое жилое помещение создает непосредственную угрозу для проживающих и грозит обвалом на момент рассмотрения дела (Обзор судебной практики Верховного суда РС (Я) по рассмотрению гражданских дел в апелляционном порядке за 1 полугодие 2018 года).

Вправе ли орган местного самоуправления делегировать застройщику свою обязанность по расселению нанимателей жилого дома, подпадающего под застройку?

Статьями 46.1, 46.2 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена возможность заключения органами местного самоуправления договоров о развитии застроенной территории, согласно условиям которых застройщики обязуются уплатить возмещение за изымаемые жилые помещения в аварийных многоквартирных домах, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, и земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома.

В каком порядке происходит переселение граждан из жилья, находящегося в их собственности?

Вопросы переселения граждан, проживающих в находящихся в их собственности жилых помещениях имеют определенную специфику.

Так, ст. 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает два способа обеспечения прав собственников жилых помещений, расположенных в аварийных домах: изъятие земельного участка вместе с находящимся на нем жилым помещением для государственных или муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.

При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашений о таком изъятии).

Возможно ли признание аварийными частных домов?

Жилищный кодекс РФ и Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, предусматривают возможность признания аварийным только многоквартирного дома, вследствие чего частные дома не могут быть включены в региональную программу переселения из аварийного жилья. Вместе с тем, признание частного дома непригодным к проживанию влечет обязанность органа местного самоуправления обеспечить жилищных прав проживающих в нем граждан.

Какие проблемы наиболее часто возникают при восстановлении прав собственников аварийного жилья?

Наиболее часто в правоприменительной практике возникают вопросы, связанные с размером возмещения за изъятое жилье и обязанностью переселенных в новые жилые помещения граждан осуществить доплату за предоставление жилья большей площади, чем ранее занимаемые.

Как определяется размер возмещения?

Согласно ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Необходимо отметить, что рыночная стоимость жилого помещения зависит, в том числе, от места расположения земельного участка, т.е., например, очевидно, что жилые помещения, расположенные в г. Якутске, как правило, имеют более высокую стоимость, чем находящиеся в районах республики, а расположенное в центре города жилье стоит дороже, чем находящееся на периферии того же населенного пункта.

Собственникам жилых помещений следует понимать, что с одной стороны изъятие у них жилого помещения не допускается без заключения с ними соглашения, в котором должны быть определены условия такого изъятия, в том числе способ возмещения, но с другой стороны жилищное законодательство прямо предусматривает возможность принудительного изъятия жилья у граждан в судебном порядке.

Обязаны ли граждане осуществлять доплату?

В части вопросов о необходимости граждан осуществить доплату за предоставленное жилье соразмерно увеличившейся по сравнению с ранее занимаемым жилым помещением площади до недавних пор суды общей юрисдикции неизменно удовлетворяли иски органов местного самоуправления с такими требованиями, обязывая граждан уплатить в местный бюджет значительные для них суммы, вплоть до миллиона рублей.

Между тем, в определении от 11.06.2019 по делу № 1-КГ19-9 Верховный Суд РФ, отменяя апелляционное определение Архангельского областного суда от 06.08.2018, выразил противоположную правовую позицию. Так, высшим судебным органом указано, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность граждан оплачивать разницу в стоимости предоставленного и изъятого жилого помещения. Кроме того, региональная адресная программа переселения из аварийного жилья, во исполнение мероприятий которой истцы были переселены в новое жилое помещение,в качестве источников финансирования предусматривает средства ГК – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов, но не средства граждан.

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Обычно люди выписываются из квартиры, когда покупают новое жилье, переезжают в другой город или страну. Но иногда возникает необходимость выписать из своей квартиры другого человека — родственника или бывшего супруга.

Вместе юристами разбираемся в тонкостях выписки из квартиры человека, который имеет постоянную регистрацию, но собственником не является.

Содержание

Можно ли выписать человека из квартиры

Когда можно выписать

Обычно к пpoцeдype пpинyдитeльнoгo cнятия c регистрационного yчeтa собственник пpибeгaет, кoгдa интepecы и пpaвa влaдeльцeв нeдвижимocти нapyшaютcя или когда этого требуют жизненные обстоятельства.

По суду можно выписать человека из квартиры, если:

Закон предусматривает дополнительные основания для выселения из квартиры, если лицо проживает в ней по договору социального найма:

  • наниматель либо члены его семьи не вносят квартплату и/или коммунальные платежи;
  • суд лишил родителей родительских прав и признал невозможным их проживание вместе с детьми;
  • наниматель или члены его семьи используют квартиру не по назначению (например, как офис) или разрушают квартиру;
  • наниматель или члены его семьи систематически нарушают права соседей.

Собственник квартиры по общему правилу не может самостоятельно обратиться в административный орган и выписать жильца

Собственник квартиры по общему правилу не может самостоятельно обратиться в административный орган и выписать жильца (Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС )

— Выписка родственника из квартиры — обыденная с точки зрения закона процедура. Независимо от степени родства владелец квартиры может выписать родственника, если тот в данной квартире не проживает или не является более членом семьи. Аналогично происходит со взрослыми детьми. Если совершеннолетние дети владельца длительное время не проживают в квартире и не планируют там проживать, то можно их выписать, в том числе принудительно.

Но зачастую проблема выписать человека состоит в том, что юридически ему будет негде жить после снятия с регистрации. И если не будет представлено доказательств, что у родственника или детей есть другое место жительства, суд может отказать заявителю в принудительном снятии родственников с регистрации.

Кого будет сложно выписать

Закон предусматривает больше всего ограничений по выселению для граждан, проживающих в служебных квартирах, отметила Анастасия Хантимирова. По ее словам, суд выселит следующие категории граждан, только если у них есть другое жилье в собственности или в праве пожизненного наследуемого владения:

  • членов семьи военнослужащих, сотрудников ОВД и т. д., которые погибли или пропали без вести при исполнении;
  • пенсионеров по старости;
  • членов семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилье;
  • инвалидов I или II групп. Инвалидность должна наступить в связи с исполнением трудовых или служебных обязанностей — из-за профессионального заболевания, ранения, контузии и т. п.

Как выписать человека из квартиры принудительно. Инструкция

К самому иску нужно приложить следующие документы:

  • документ, подтверждающий право собственности на квартиру;
  • доказательства, подтверждающие, что ответчик утратил право пользования квартирой (например, в случае развода — свидетельство о расторжении брака);
  • доказательства, подтверждающие, что вы письменно уведомили ответчика о том, что он должен выселиться из спорной квартиры. Таким документом может быть почтовое уведомление о вручении либо отметка ответчика о получении такого письма;
  • доказательства, подтверждающие, что ответчик не платит коммунальные платежи, не получает почту, фактически не живет в квартире. Можно пригласить свидетелей и принести на судебные заседания письма, адресованные ответчику, но не полученные им;
  • квитанцию об оплате госпошлины. При подаче иска о выселении ее размер составляет 300 руб.;
  • документы, подтверждающие, что вы направили копию иска и приложенных к нему документов ответчику и иным лицам, участвующим в деле (если они есть). Таким документом обычно выступает почтовое уведомление о вручении.

После этого будет назначено судебное заседание. Получив положительное судебное решение, его нужно отнести в МФЦ или МВД, где человека снимут с регистрационного учета. По словам юристов, в среднем такие дела длятся от двух месяцев с момента подачи иска до полугода. Длительность рассмотрения дела зависит от активности ответчика по делу. Например, если ответчик переехал и его невозможно разыскать, то суд может отложить рассмотрение дела до тех пор, пока не получит хотя бы какие-то контактные данные ответчика.

Мальцев Роман Николаевич, главный специалист отдела нормотворческой деятельности и представительства в судебных органах управления по жилищной политике администрации Волгограда.

Максимчук Игорь Викторович, к.э.н., начальник управления по жилищной политике администрации Волгограда.

До принятия Жилищного кодекса РФ в российском законодательстве не было норм, касающихся намеренного ухудшения жилищных условий и его последствий. Статья 53 ЖК РФ установила особые правила в данной сфере. Законодатель не предусмотрел, какие именно действия могут послужить основанием для применения данной нормы. Кроме того, далеко не всегда можно установить намеренность действий, ухудшающих жилищные условия.

Из содержания интересующей нас статьи следует, что граждане, которые с намерением приобрести право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на такой учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К примеру, семья из трех человек проживает в квартире общей площадью 42 кв. м. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляет 14 кв. м. В указанную квартиру переезжает и регистрируется по месту жительства родственник. В результате количество квадратных метров, приходящихся на одного человека, уменьшается до 10,5.

Важно пояснить, что Жилищный кодекс РФ, в отличие от действовавшего ранее Жилищного кодекса РСФСР, большинство отношений, связанных с признанием нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлением жилых помещений, регулирует исходя из общей площади жилого помещения, а не жилой площади.

Учетной нормой площади жилого помещения признан минимальный размер площади жилого помещения, на основе которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ).

Так, в Волгограде на основании п. 1.1 Постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15.06.2005 N 19/342 с 1 марта 2005 г. учетная норма площади жилого помещения для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях определена в размере не более 11 кв. м общей площади жилого помещения, приходящихся на одного человека.

В приведенном примере до вселения четвертого члена семьи граждане были обеспечены общей площадью жилого помещения более учетной нормы (14,2 кв. м на каждого) и не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учет. Но после вселения обеспеченность стала менее учетной нормы и у органов местного самоуправления возникла обязанность по постановке семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

В связи с изложенным возникает несколько существенных вопросов.

Считаются ли подобные действия намеренным ухудшением жилищных условий или же это реализация права на свободу передвижения?

Как определить и юридически констатировать, что совершенное действие является намеренным ухудшением жилищных условий?

Какими нормативными актами руководствуются органы местного самоуправления при разрешении таких ситуаций?

Чтобы дать юридическую оценку всех обстоятельств и правовое заключение, следует учитывать, что установление перечня действий, считающихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ.

Само по себе перечисление в законе субъекта РФ таких действий, а также их последствий не свидетельствует о противоречии данной нормы ст. 53 ЖК РФ. Эта федеральная норма не содержит списка намеренных действий, с которыми законодатель связывает ухудшение жилищных условий. Значит, нет и правовых оснований говорить о расширении законодателем субъекта РФ этого перечня.

Приведенная правовая позиция нашла отражение в Определении ВС РФ от 11.07.2007 N 5-Г07-56, которым было оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующими отдельных положений Законов г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и от 25.01.2006 N 7 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях".

Законодательство субъектов

Между тем органами государственной власти большинства субъектов РФ не разработаны законы, регламентирующие перечисленные выше действия. Из 83 субъектов РФ соответствующие правовые акты приняты только в 15. В свою очередь органы местного самоуправления не вправе самостоятельно принимать правовые акты, регулирующие эти вопросы, в связи с чем возникают пробелы в правовом регулировании возникающих правоотношений.

Анализ правовых актов этих 15 субъектов РФ позволяет привести наиболее полный перечень действий, которые законодательно признаны намеренным ухудшением жилищных условий:

  1. изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
  2. обмен жилыми помещениями;
  3. невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
  4. изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
  5. вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением временных жильцов);
  6. выдел доли собственниками жилых помещений;
  7. отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

В некоторых регионах помимо перечисленных действий намеренным ухудшением жилищных условий считаются:

  1. расторжение договора социального найма по инициативе гражданина (Закон Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61);
  2. регистрация по месту жительства, если до совершения данного действия гражданин не являлся нуждающимся в жилых помещениях (Закон Псковской области от 10.07.2006 N 566-оз);
  3. перевод пригодного для проживания жилого помещения (части жилого помещения) в нежилое;
  4. изменение порядка пользования жилым помещением;
  5. выход из жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с получением пая;
  6. выселение гражданина по своей инициативе из жилого помещения, занимаемого им в качестве нанимателя (члена семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма или собственника (члена семьи собственника) жилого помещения (Закон Краснодарского края от 29.12.2008 N 1655-КЗ).

В рассмотренном выше примере вселение члена семьи, повлекшее уменьшение количества квадратных метров общей площади, приходящегося на одного человека, расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий.

В центре и на местах

Буквальное толкование данного разъяснения КС РФ может привести к применению ст. 53 ЖК РФ только после вступившего в законную силу приговора суда, которым установлены указанные выше умышленные действия.

Кроме того, даже из анализа простого примера, на котором мы сконцентрировали свое внимание выше, очевидно, что из практики может быть ряд исключений, когда то же вселение не будет считаться намеренным ухудшением жилищных условий. И эти исключения опять же юридически закреплены в региональных правовых актах.

Так, согласно Закону г. Москвы от 14.06.2006 N 29 вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей, а также вселение супруга (супруги), нетрудоспособных родителей, иных граждан в установленном порядке в жилые помещения в качестве членов семьи, если до вселения указанные лица были приняты на жилищный учет, не признаются действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий.

Вопрос времени

При определении намеренности ухудшения жилищных условий необходимо также учитывать и объективные временные обстоятельства.

В частности, в случае вселения и регистрации по месту жительства супруга (супруги) после заключения брака вопросов не возникает. Но если эти действия предпринимаются по истечении нескольких лет семейной жизни, а затем гражданин сразу обращается в органы местного самоуправления с целью признания нуждающимся в улучшении жилищных условий, то временной фактор (сколько прошло времени с момента совершенных действий), бесспорно, следует принимать во внимание.

Вне списка

Помимо названных выше не могут считаться намеренным ухудшением жилищных условий следующие действия:

  1. расторжение договора ренты по инициативе получателя ренты с возвратом жилого помещения получателю ренты;
  2. признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке;
  3. вселение нетрудоспособных родителей, если до вселения они:
  • обладали по предыдущему месту жительства самостоятельным правом пользования жилым помещением, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции;
  • безвозмездно передали жилое помещение по предыдущему месту жительства органам государственной или муниципальной власти;
  1. отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
  2. вселение временных жильцов.

Однако утверждение в федеральном законе или ЖК РФ закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным ввиду различных условий жизни людей и своеобразия гражданско-правовых сделок. В каждом отдельном случае решение о намеренности действий гражданина должно приниматься объективно, с учетом оценки всех жилищных условий заявителя.

Результаты анализа правовых актов регионального законодательства позволяют сделать вывод, что в большинстве субъектов РФ аналогичные указанным выше правовые акты отсутствуют. Органы местного самоуправления вынуждены руководствоваться только диспозицией ст. 53 ЖК РФ и документами, представленными заявителем.

Для установления факта намеренного ухудшения жилищных условий уполномоченный орган местного самоуправления проверяет представленные документы и при необходимости направляет в организации и учреждения соответствующие запросы.

При анализе вышеуказанных правовых актов выявлена весьма спорная норма права, установленная Законом ХМАО - Югры от 06.07.2005 N 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". В случаях, если гражданин в течение 10 лет, предшествующих предоставлению ему специализированного жилого помещения, ухудшил свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности, жилое помещение предоставляется данному гражданину и членам его семьи в размере нормы предоставления жилого помещения за минусом общей площади отчужденного жилого помещения.

Вместе с тем действующим законодательством РФ не предусмотрено применение нормы о намеренности ухудшения жилищных условий при предоставлении жилого помещения, а равно и об уменьшении общей площади предоставляемого жилого помещения.

Полагаем, что в тех субъектах РФ, где рассматриваемые перечни до настоящего времени не утверждены, необходимо направление в представительные органы власти проектов соответствующих нормативно-правовых актов.

Доказательства намеренности

Ухудшение жилищных условий может выражаться в различных формах и действиях, но главное и основное доказательство состоит в том, что между действиями гражданина и целью таких действий (постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении) должна быть установлена прямая причинная связь.

Косвенные обстоятельства и догадки без документального подтверждения не могут расцениваться как намеренность и не должны быть препятствием для постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Практика свидетельствует, что в большинстве случаев граждане, ухудшившие свои жилищные условия, делали это не намеренно с целью постановки на учет.

Так, гражданин может до обращения в органы местного самоуправления совершить действия, которые являются намеренным ухудшением жилищных условий и утверждены в качестве таковых нормативно-правовым актом субъекта РФ, но подобные действия совершены им не для постановки на учет, обеспечения жильем, а в рамках свободы договора. Следовательно, ст. 53 ЖК РФ не будет подлежать применению.

Итого

По результатам проведенного исследования полагаем необходимым внести дополнения в ст. 53 ЖК РФ, законодательно закрепив следующий перечень действий, определяемых как намеренное ухудшение жилищных условий:

  1. изменение порядка пользования жилым помещением путем совершения сделок;
  2. обмен жилыми помещениями;
  3. невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
  4. вселение в жилое помещение лиц, не являющихся членами семьи нанимателя (за исключением вселения временных жильцов);
  5. выдел доли собственником жилого помещения;
  6. отчуждение принадлежащего на праве собственности гражданину жилого помещения или части жилого помещения.

В то же время жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ, а утверждение закрытого перечня всех возможных действий граждан, которые на практике не должны расцениваться как намеренное ухудшение ими своих жилищных условий, не представляется возможным. Поэтому органы государственной власти субъектов РФ должны самостоятельно принимать нормативно-правовые акты, детально регулирующие данные правоотношения.

Утверждение нормативными актами тех действий, которые расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий или не являются таковыми, будет способствовать исключению возможности произвольного толкования нормы ст. 53 ЖК РФ, устанавливающей последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий, неукоснительному и однозначному применению жилищного законодательства.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: