Что такое манципация и каковы ее отличительные признаки римское право

Обновлено: 30.06.2024

res mancipi — манципируемые вещи. К ним относились италийские земли, рабы и скот, служивший для обработки земли, а также земельные (предиальные) сервитуты как разновидность бестелесных вещей. Все другие вещи назывались лат. res nec mancipi — неманципируемые вещи.

Какие вещи относились к категории неделимых?

Простые вещи не имеют частей (т. е. являются неделимыми; напр., тот же раб). Сложные вещи, в принципе, состоят из разнообразных частей, но части сами по себе не имеют такой ценности, как вся вещь вместе взятая (напр., какой-нибудь сложный механизм).

Каков порядок отчуждения Неманципируемых вещей?

Манципируемые вещи (res mancipi) — это италийские земли, постройки на них, рабы, рабочий скот и земельные сервитуты. . Неманципируемые вещи отчуждались путем простой передачи — traditio, в то время как для отчуждения манципируемых вещей требовалось выполнение особых формальностей (обряда манципации — mancipatio).

Что такое Манципация и каковы ее отличительные признаки?

Как проходил обряд манципации?

Вещи res mancipi переходили к другому лицу посредством манципации. Манципация состояла в мнимой (воображаемой) продаже. Он ударяет этим металлом об весы и передает его как покупную сумму тому, от кого приобретает вещь путем купли. .

Что такое сложная вещь?

Если различные вещи соединены таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (сложная вещь), то действие сделки, совершенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное.

Что такое бестелесная вещь?

Бестелесные вещи (res incorporates) — это в принципе неосязаемые вещи, не существующие как объекты материального мира (там же, 2. 2. 2). К этой второй категории относятся права и правовые ситуации, которые могут быть предметом юридических действий.

Каковы особенности экстраординарного процесса?

Сосредоточившись в руках административных органов, экстраординарный процесс не делился на стадии (in jure и in judicio). . Рассмотрение дел утратило публичный характер и происходило в присутствии лишь сторон и особо почетных лиц, которые имели право присутствовать при этом.

Какие виды источников права имелись в Древнем Риме?

Источниками римского права в качестве форм выражения права или правообразования принято считать обычное право (правовой обычай), закон, эдикты магистратов и деятельность юристов.

Что такое сервитут в римском праве?

Сервитут – вещное право, которое выражается в праве пользования в определенных пределах чужой вещью. Сервитуты не устанавливались на собственную вещь, на собственный сервитут, на сервитуты, которые не имели интереса для окружающих и прекращали существование или изначально не могли быть установлены.

В чем сущность Манципации?

Каковы условия наличия полной правоспособности физических лиц?

Полная правоспособность физического лица состояла из трех статусов: состояния свободы — данный статус вводился для разграничения свободных и рабов; состояния гражданства — для разграничения римлян и неримлян (латинов, перегринов); семейного положения — для разграничения самостоятельных глав семейств и подвластных лиц.

Кто такие патриции Древний Рим?

Что такое эмансипация в римском праве?

emancipatio) Юридическая процедура освобождения сына из-под власти отца семейства (pater familias) в древнем Риме. Эмансипация – выход из-под власти отца семейства, имевшего полную власть над имуществом и даже жизнью детей – происходила в присутствии представителя властей. .

Что такое спецификация в римском праве?

Этим термином обозначается производство из определенного материала новой вещи (ваза, сделанная из металла, мебель из досок и т. п.). Если материал и труд принадлежат одному лицу, вопрос о праве собственности решался просто: новая вещь принадлежала тому же лицу.

Кого римляне именуют Агнатами кого Когнатами?

Римское право знало два вида родства: агнатское и когнатское. Агнатское родство соответствует характеру древнеримской семьи, которая основывалась на подчинении власти одного владыки, - это родство по власти (agnatio). Агнаты между собой соединены гражданским родством.

§ 55. Фор­мы вещ­но­го обо­рота 1

Man­ci­pa­tio: ее про­ис­хож­де­ние и исто­ри­че­ская эво­лю­ция

В древ­ней­шее вре­мя у вся­ко­го наро­да тор­го­вый обо­рот совер­ша­ет­ся путем непо­сред­ст­вен­но­го обме­на, т. е. пере­да­чи вещей из рук в руки. Одна­ко прак­ти­че­ские неудоб­ства непо­сред­ст­вен­но­го обме­на при­во­дят уже очень рано к созда­нию това­ра-посред­ни­ка; таким това­ром-посред­ни­ком были в Риме, как с. 328 извест­но, сна­ча­ла мел­кий скот (pe­cu­nia, от pe­cus), а затем металл, и имен­но медь в слит­ках (aes ru­de, rau­dus­cu­lum). 253 Употреб­ле­ние в виде денег слит­ков метал­ла при­во­ди­ло к тому, что при вся­кой сдел­ке необ­хо­ди­мо было взве­ши­вать слит­ки и удо­сто­ве­рять­ся в их чисто­те, для чего слу­жил удар слит­ком по весам. Когда еще поз­же ста­ла чека­нить­ся моне­та, взве­ши­ва­ние и удар по весам поте­ря­ли свой реаль­ный смысл, но еще дол­го оста­ва­лись, как неиз­беж­ная фор­маль­ность вся­кой сдел­ки на день­ги.

Все эти фор­маль­но­сти свиде­тель­ст­ву­ют о том, что man­ci­pa­tio воз­ник­ла еще в то вре­мя, когда в виде денег употреб­лял­ся металл в слит­ках: тогда, оче­вид­но, медь пере­да­ва­лась не в виде малень­ко­го кус­ка и не pre­tii lo­co, а в таком коли­че­стве, в каком было услов­ле­но, и в каче­стве насто­я­щей упла­ты; весы были нуж­ны не толь­ко для риту­аль­но­го уда­ра, а для под­лин­но­го отве­ши­ва­ния меди; lib­ri­pens был бес­пар­тий­ным лицом, кото­рое по при­гла­ше­нию сто­рон явля­лось со сво­и­ми веса­ми и про­из­во­ди­ло взве­ши­ва­ние.

В таком есте­ствен­ном виде man­ci­pa­tio долж­на была исто­ри­че­ски появить­ся впер­вые в при­ме­не­нии к тем вещам, кото­рые в древ­ней­шее вре­мя толь­ко и мог­ли быть объ­ек­том сво­бод­но­го обме­на, т. е. к вещам дви­жи­мым, pe­cu­nia. Но затем, с рас­ши­ре­ни­ем сво­бо­ды рас­по­ря­же­ния, она пере­но­сит­ся на fa­mi­lia и дела­ет­ся в даль­ней­шем спе­ци­фи­че­ской фор­мой обо­рота имен­но для этих послед­них вещей, кото­рые и назы­ва­ют­ся поэто­му res man­ci­pi. Раз­ви­тие обме­на по отно­ше­нию к res nec man­ci­pi при­во­дит к тому, что уже очень рано для них допус­ка­ет­ся пере­ход из рук в руки путем про­стой пере­да­чи — tra­di­tio — без каких бы то ни было фор­маль­но­стей.

с. 329 Сохра­нив­шись в инте­ре­сах пуб­лич­но­сти для res man­ci­pi, man­ci­pa­tio под­верг­лась, по-види­мо­му, неко­то­рой регла­мен­та­ции в зако­нах XII таб­лиц.

Когда в Риме нача­ли чека­нить моне­ту, это обсто­я­тель­ство не мог­ло не отра­зить­ся на man­ci­pa­tio. Пока покуп­ная цена отве­ши­ва­лась при самой man­ci­pa­tio в слит­ках, вещь и цена пере­хо­ди­ли в руки контр­аген­тов одно­вре­мен­но; со введе­ни­ем чекан­ной моне­ты ока­за­лось, что пла­теж денег дол­жен про­ис­хо­дить вне акта man­ci­pa­tio, вслед­ст­вие чего мог­ло слу­чить­ся, что вещь перей­дет в руки покуп­щи­ка, а про­да­вец денег не полу­чит. Дабы урав­но­ве­сить поло­же­ние сто­рон, зако­ны XII таб­лиц поста­но­ви­ли, что пра­во соб­ст­вен­но­сти на вещь пере­хо­дит к покуп­щи­ку толь­ко тогда, если цена упла­че­на или каким-нибудь обра­зом обес­пе­че­на (§ 41 Inst. 2. 1).

Уже к ста­ро­му цивиль­но­му пра­ву — во вся­ком слу­чае к зако­нам XII таб­лиц — отно­сит­ся уста­нов­ле­ние допол­ни­тель­ной ответ­ст­вен­но­сти про­дав­ца перед покуп­щи­ком по пово­ду man­ci­pa­tio. Такая ответ­ст­вен­ность извест­на в двух видах: a) если впо­след­ст­вии ока­жет­ся, что про­да­вец (ман­ци­пант) не был соб­ст­вен­ни­ком ман­ци­пи­ро­ван­ной вещи и она будет ото­бра­на от покуп­щи­ка путем rei vin­di­ca­tio, то про­да­вец отве­ча­ет перед покуп­щи­ком in dup­lum pre­tii, т. е. обя­зан вер­нуть полу­чен­ную цену вдвое. Тре­бо­ва­ние это осу­ществля­ет­ся посред­ст­вом ac­tio auc­to­ri­ta­tis, при­чем, оче­вид­но, ответ­ст­вен­ность про­дав­ца рас­смат­ри­ва­ет­ся, как вид ответ­ст­вен­но­сти за fur­tum nec ma­ni­fes­tum 7 . b) При про­да­же недви­жи­мо­сти суще­ст­вен­но было, конеч­но, ука­за­ние меры про­да­вае­мо­го участ­ка; если впо­след­ст­вии ока­жет­ся, что дей­ст­ви­тель­ное про­стран­ство зем­ли не соот­вет­ст­ву­ет объ­яв­лен­ной мере, то про­да­вец так­же отве­ча­ет в раз­ме­рах двой­ной сто­и­мо­сти недо­стаю­щей зем­ли — сле­до­ва­тель­но, так же, как fur nec ma­ni­fes­tus. Иск в этом слу­чае носит назва­ние ac­tio de mo­do ag­ri.

— nun­cu­pa­tio и при­спо­соб­ле­ние man­ci­pa­tio к раз­но­об­раз­ным отно­ше­ни­ям

In jure ces­sio; ее про­ис­хож­де­ние и юриди­че­ская сущ­ность

Так же, как и man­ci­pa­tio, in jure ces­sio была рас­про­стра­не­на затем на целый ряд дру­гих слу­ча­ев, где дело шло уже не о пере­да­че пра­ва соб­ст­вен­но­сти: все, что мог­ло быть пред­ме­том иска, vin­di­ca­tio, мог­ло быть и объ­ек­том фик­тив­но­го судеб­но­го отка­за. Мы виде­ли уже выше при­ме­не­ние этой фор­мы в целях осво­бож­де­ния раба на волю (ma­nu­mis­sio vin­dic­ta); мы увидим ее даль­ше в целях усы­нов­ле­ния и т. д. В силу сво­ей про­стоты и абстракт­но­сти in jure ces­sio была в высо­кой сте­пе­ни при­год­ной к тому, чтобы занять в этом отно­ше­нии место рядом с man­ci­pa­tio.

Usu­ca­pio и раз­ви­тие ее усло­вий

Man­ci­pa­tio, in jure ces­sio и usu­ca­pio пред­став­ля­ют стро­го цивиль­ные спо­со­бы при­об­ре­те­ния пра­ва соб­ст­вен­но­сти, — ac­qui­si­tio­nes ci­vi­les. Но кви­рит­ская соб­ст­вен­ность на res nec man­ci­pi может быть при­об­ре­те­на и дру­ги­ми спо­со­ба­ми, кото­рые общи цивиль­но­му пра­ву и jus gen­tium; тако­вы: tra­di­tio, т. е. пере­да­ча вещи с наме­ре­ни­ем пере­не­сти пра­во соб­ст­вен­но­сти; oc­cu­pa­tio, завла­де­ние вещью, нико­му не при­над­ле­жа­щей; при­об­ре­те­ние пло­дов и т. д. Все эти спо­со­бы назы­ва­ют­ся ac­qui­si­tio­nes na­tu­ra­les; но их тео­ре­ти­че­ская раз­ра­бот­ка отно­сит­ся уже ко вре­ме­ни клас­си­че­ских юри­стов.

В росс. науке утвердилась трехзвенная периодизация Неволина: царский, республиканский, импера­торский периоды.

РП древнейшего периода (753—367 гг. до н. э.)— годы основания Рима и учреждения должности городского претора —

Первый период (VIII в. — III в. до н.э.) период начального формирования римского права. Право су­ществует в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей, руководят жре­цы-понтифики. Отмечается становле­ние главных источников РП, переход от обыч­ного права к государственному законодательству. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация РП в виде Законов XII Таблиц. РП в этот период представляет явно выраженное привилегированное право — т.н. квиритское право, которое не только отделяет чле­нов римской общины от неримлян, но и носит сословный харак­тер даже внутри Рима. Квиритское право консервировало патри­архальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности.

В начале этого периода римляне живут большими семьями, основанными на культе предков. Уже в IV в. до н. э. утверждается малая семья, построенная на идее детопроизводства.

Чистота форм и следование освященному традицией стандарту обеспечивались на надобщинном уровне особой коллегией жрецов — понтификами, которые ведали религиозными порядками римской жизни. Понтифики занимались также публичным правом. Царю принадлежала судебная и законодательная власть. Он объявлял их народному собранию по куриям.

Закон (367 г. до н. э), постановил, чтобы один из консулов обязательно избирался из плебеев. В компенсацию за утрату монополии патриции создали для управления Городом особую должность высшего магистрата — городского претора, наделив его соответствующей властью. По сути это означало институциональное выделение судебной власти, что позволяет связать с этим событием конец архаического периода.

Окончательное уравнение сословий связывают с законом Гортензия по которому решения плебейских собраний стали обязательными для всех граждан.

Как результат политической борьбы были разработаны Законы Двенадцати таблиц. Они были вотированы комициями в 449 г. до н. э. и стали основой дальнейшего правового развития Рима.

В Риме сложились две формы брака: сит тапи, т. е. брак с мужней властью, и sine тапи, брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке.

Брак сит тапи. Если жена в течение года остается в доме мужа, то ее брак превращается из брака sine manu в брак cum manu. При браке cum manu жена поступала полностью под власть мужа или домовладыки. Если жена принесла в новую семью имущество, оно становилась собственностью мужа. Супруг мог отдать жену в кабалу, даже наказать ее смертью, вин-дицировать из чужого владения.

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследование по завещанию ограничивалось рядом условий. Лишая наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Всякое наследственное распоряжение нуждалось в утверждении Народным собранием.

Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты — асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой традиции, т. е. бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и проч.

Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук в руки манципации, а драгоценная ваза — традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.


До середины III в. до н. э. господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом, нашедшим отражение и в Законах XII таблиц.

Квиритское право отражало отношения раннеклассового общества и отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. В нем регулировались имущественные отношения и право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью. Квиритское право отличалось соблюдением судебных обрядов, форма в нем превалировала над содержанием, а судебный процесс – над материальным правом.

Большое внимание уделялось способам приобретения вещных прав и классификации самих вещей. Наиболее значительным делением вещей, было их деление на манципируемые и неманципируемые. К первым относились земли, рабы, крупный домашний скот, земельные сервитуты; ко вторым – все остальные вещи, обладание которыми могло быть индивидуализировано. Вещи, находившиеся в общем пользовании (воздух, море, общественная земля), рассматривались как находящиеся вне имущественного, торгового оборота.

Отчуждение манципируемых вещей могло осуществляться только путем манципации. Неманципируемые вещи продавались путем простой их передачи (традиции) за медь или за деньги.

Существовал порядок признания вещи собственностью в силу давности, но Законы XII таблиц запрещали приобретение права собственности по давности в отношении краденых вещей. Для движимых вещей срок приобретательской давности был в один год, для недвижимых вещей – в два года.

Особым видом вещного права были сервитуты – фиксированное в обычаях или законе и строго ограниченное право пользования чужой вещью. Знал Рим и договорное право. Правом требования в договоре наделялась лишь одна сторона (кредитор), на другую сторону (должника) возлагались только обязанности. Распространенными формами договора были нексум (nexum – совершавшийся в виде сложного обряда с помощью меди и весов), стипуляция (словесный договор в форме вопроса и ответа) и контракт (литтеральный – письменный).

51. Обряд манципации и сделка in jure

Этим способом манципируются рабы и лица свободного состояния, а также животные, которые причисляются к res mancipi, например, быки, лошади, мулы, ослы; тем же самым способом обыкновенно манципируются земельные участки – сельские и городские, принадлежащие сами по себе к res mancipi.

Манципация поземельных участков отличается от манципации прочих вещей только тем, что рабы и свободные, а равно животные, причисляющиеся к разряду res mancipi, могут быть манципированы, только будучи налицо, причем необходимо, чтобы тот, кто приобретает (покупатель), касался собственноручно того самого предмета, который ему передается. (Вот почему сам акт называется манципация – mancipatio: вещь берется рукой; недвижимые же имения манципируются обыкновенно при их отсутствии.) Медь и весы употребляются потому, что некогда пользовались только медными деньгами, и не было в употреблении ни одной золотой или серебряной монеты.

52. Частная собственность на землю

Земле и праву на землю в римском праве принадлежит особая роль. Именно земля и отношения, связанные с правом владения землей, сформировали римское частное право. В архаичные времена шла непримиримая борьба за нее между плебеями и патрициями, во времена республики одновременно существовали государственная, общинная и частная собственность на землю. На обработке земли строилось богатство патрициев, а продажа земли мелким крестьянам привела к появлению слоя пролетариев, живущих за счет государства. Земли, захваченные во время войн, предоставлялись держателям во временное пользование и в конце концов оседали в руках латифундистов. Непростые земельные отношения регулировались римскими законами.

Квиритское право оперировало понятием res mancipi, включая в него землю, рабов, быков, ослов, мулов и постройки; вследствие значения такой собственности ее передача от владельца к владельцу обставлялась торжественными обрядами манципации или мнимого судебного иска. Со временем манципация стала архаичной, и место квиритской собственности заняли понятия бонитарной, или преторской, собственности; теперь не требовалось обрядов, земля стала продаваться или передаваться.

При продаже без манципации собственность оставалась за старым владельцем, и претор при вчинении виндикационного иска продавца, который получил деньги, но желал возвратить проданную вещь, вынужден был защищать права покупателя, делая это эксцепцией в формуле иска старого квиритского собственника о том, что вещь должна быть возвращена ему в случае, если он, предъявляя иск о ее возврате, поступает добросовестно.

Постепенно в силу преторских интердиктов в цивильном праве сгладилось различие между квиритской и бонитарной собственностью и закрепилась так называемая traditio – неформальная передача вещи.

53. Квиритская и бонитарная собственность

Право собственности в древнем Риме обозначалось термином dominum, который обычно дополнялся словами ex jure Quiritum – по праву квиритов, римских граждан. Квиритская собственность, которая была древнейшим видом собственности, основывалась на нормах цивильного права и не облагалась налогом. Субъектами квиритского права могли быть только римские граждане, в качестве материальных объектов выступали манципируемые вещи, единственно возможным способом приобретения собственности считалась манципация.

Долгое время право квиритской собственности было недоступно перегринам (иностранцам) и не распространялось на провинциальные земли. Только италийские земли могли быть предметом манципации и in jure цессии. Это создавало трудности для осуществления хозяйственной деятельности в провинции, где квиритского права не существовало. Там, если кто-то желал установить пользовладение, право прохода, прогона, водопровода, сервитут, предоставляющий право запрещать соседу возводить какие-то постройки, то он мог это осуществить только путем соответственных договоров и стипуляций, так как эти земли не могли быть предметом манципации или in jure цессии.

Наряду с развитием бонитарной собственности был создан особый институт – право собственности перегринов и право собственности на земли в провинции, присоединенные в ходе войн (провинциальная собственность). В провинции владельцы земель облагались налогом, правовые отношения регулировались перегринским, а не цивильным правом. Разница между квиритской и бонитарной собственностью со временем сгладилась, а в эпоху Юстиниана установилось единое право частной собственности.

54. Виды приобретения права собственности

Способами приобретения права собственности являются факты, с наступлением которых лицо приобретает право собственности. Титулом приобретения называются юридические факты (в частности, разного рода сделки), служащие основанием для приобретения права собственности. Римские юристы считали, что одни предметы мы получаем в собственность по естественному праву (предметы, отчуждаемые посредством простой передачи), другие – по гражданскому праву (манципация, переуступка перед магистратом, давность).

Не только то, что делается собственностью посредством передачи, принадлежит нам по естественному праву, но также и то, что мы приобретаем путем завладения, так как вещи эти были бесхозяйными, как, например, те, которые захватываются на земле (дикие звери), в море (рыбы), или в воздушном пространстве (птицы). Когда то, чем мы завладели, уйдет из-под нашего надзора и получит опять естественную свободу, оно снова становится собственностью первого завладевшего, так как перестало нам принадлежать.

Способы приобретения права собственности можно разделить на первоначальные и производные. Первоначальным способом приобретения права собственности назывался такой способ приобретения, при котором право приобретателя устанавливается независимо от предыдущего права на данную вещь (естественное право, захват бесхозяйных вещей, приобретение по давности владения). Производный способ предполагал приобретение права собственности на основании существовавшего прежде права собственности другого лица, все последующие права выводились из передачи этого существовавшего прежде права.

Приобрести права собственника можно было такими способами:

– согласно традиции – передачей одним владельцем другому фактического владения вещью с целью передачи права собственности;

– правом приобретательской давности (для движимых вещей по Уложению Юстиниана – 3 года, для недвижимых – 10 или 20 лет);

– спецификацией и переработкой (созданием вещи из чужих материалов).

55. Приобретение права собственности первоначальным способом

Первоначальный способ приобретения права собственности базируется на естественном праве; право собственности на вещь устанавливается независимо от предыдущего собственника и происходит как захват бесхозяйной вещи или приобретение собственности по давности владения.

Захват бесхозяйной вещи предполагает:

1) признание права собственности на брошенное или дикое имущество (право первого захватившего с намерением присвоения); в этом смысле ценные вещи не признавались брошенными, предполагалось, что они имеют хозяина, хотя и безвестного; на нашедшем лежала обязанность искать собственника, в дальнейшем владелец вещи возмещал расходы по поиску и хранению, но вознаграждения не платил, присвоение потерянного приравнивалось к краже;

2) признание потерянной или спрятанной вещи кладом, но вещь признавалась потерянной, если собственника не могли отыскать из-за давности лет; собственность на клад до II в. н. э. принадлежала собственнику земли, позже половина клада доставалась собственнику земли и половина – нашедшему клад.

Приобретение собственности по давности владения устанавливало:

– по цивильному праву срок давности на землю в 2 года и для прочего имущества – в 1 год;

– по провинциальным эдиктам срок давности для провинциальной земли в 10 лет, если старый собственник и присвоивший землю живут в одной провинции, и в 20 лет, если старый собственник и присвоивший землю живут в разных провинциях.

По Уложению Юстиниана свод условий приобретения собственности по давности гласил:

а) собственность есть владение;

б) это владение добросовестное;

в) срок давности владения устанавливался в 3 года для движимого и в 10 или 20 лет для недвижимого имущества (аналогично законам по провинциальным землям);

г) вещь может быть приобретена по давности, если на нее распространяется право собственности, таковыми не считаются вещи: изъятые из оборота или краденые;

д) имеется законное основание, которое привело бы к праву собственности, если бы не неодолимое внешнее препятствие, каковым считалось, например, отсутствие у продавца права собственности на вещь.

Целью законов по давности владения было поддержание стабильности владения и защита добросовестного владельца от претензий со стороны бывших собственников.

56. Приобретение права собственности производным способом (tradition)

Одним из способов была манципация, то есть формальная передача прав собственности на вещь. Манципация предполагала выполнение ряда обязательных правил, и без соблюдения этих правил она не признавалась законной. Со временем манципацию заменила неформальная передача прав собственности, или traditio.

Неформальная передача вещи включала в себя не только передачу права полностью, но также и временное хранение, пользование, залог. Важнейшим условием временной передачи права было само намерение сторон передать собственность и согласованность намерений; несогласованность намерений сторон влекла и непереход собственности.

Римские юристы по-разному понимали законность признания перехода собственности в зависимости от одинакового или неодинакового понимания сторонами сути заключенной ими сделки. Например, сходные сделки могли рассматриваться и как купля-продажа, и как прием дара с одновременной выдачей займа. Между ними существовало и разногласие по переходу собственности по traditio. В основном, юристы относились к таким сделкам как к абстрактным, не имеющим связи с целью передачи собственности, но существовало и отношение к таким сделкам как к каузальным сделкам, требующим для своей действительности достижения целей сторон.

Условиями перехода права собственности по traditio считались:

– передача права владения по воле отчуждателя;

– наличие права отчуждателя на отчуждение вещи, в том числе и передача по воле уполномоченного лица (залогодержателя);

– соглашение о том, что владение передается с целью передать собственность;

– отсутствие запрещения на отчуждение (например, мужу запрещалось отчуждать земельный участок, являвшийся приданым жены; домовладыке – военный или государственный пекулий сына, если по завещанию его наследовали другие лица и т. п.).

57. Приобретение права собственности производным способом: переработка, присоединение, смешение вещей

Переработка вещей (спецификация) понималась разными юристами неодинаково. Ходили три трактовки:

1) право собственности принадлежит собственнику материала, то есть определяющее значение имел сам материал, из которого сделана новая вещь;

2) право собственности принадлежит переработчику, а собственнику материала только возмещается его стоимость, то есть определяющее значение придавалось созданию новой формы;

3) законы Юстиниана исходили из необратимого следствия: если возврат материала в прежнюю форму возможен, право собственности принадлежит собственнику материала, если возврат невозможен, право собственности принадлежит переработчику, но он обязан отдать собственнику материала полученное обогащение.

Присоединение вещей предполагало существование первоначальной, а не производной собственности и трактовалось так: если вещь становится частью целого, то она принадлежит собственнику целого, причем собственник возмещает двойную цену присоединенных вещей, а если таковая не уплачена, то возможен обратный переход собственности.

58. Защита права собственности

Основным средством защиты права собственности был виндикационный иск, который предъявлялся собственником для истребования утраченной вещи из чужого владения, включая все ее плоды и приращения, или иск об отрицании чужого права собственности на вещь, направленный против незаконных действий в отношении вещи, пока находящейся у истинного собственника. Сторонами в виндикационном процессе являлись истец и ответчик.

В качестве истца выступал собственник, не имеющий фактического владения вещью; в качестве ответчика – фактический обладатель вещи; это мог быть держатель вещи, добросовестный или недобросовестный владелец. Предметом виндикационного иска являлась вещь со всеми плодами и приращениями. Истец должен был предъявить весомые доказательства своего права собственности.

Ответственность, которую несли добросовестный и недобросовестный владелец, не была одинаковой.

1) отвечал за состояние вещи со времени предъявления иска, не возмещая собственнику потребленных или отчужденных плодов за время до предъявления иска;

2) возмещал наличные плоды и приращения с момента предъявления иска;

3) возмещал собственнику необходимые или полезные издержки;

1) отвечал за происшедшую еще до предъявления иска гибель вещи, если с его стороны была допущена хотя бы легкая небрежность;

2) отвечал за гибель вещи после предъявления иска даже при отсутствии вины или небрежности с его стороны;

3) обязан был возместить за период до иска стоимость плодов от вещи, не только фактически им полученных, но и тех, которые он мог бы получить при надлежащей заботливости;

4) обязан был возместить за период после предъявления иска стоимость возможных плодов от вещи, исходя из предположения оптимальной заботливости;

5) собственник обязан был возместить ему расходы по сохранению вещи.

Кроме виндикационного исками для защиты права собственности были негаторный иск (когда собственник не терял владения вещью, но встречал сопротивление со стороны другого лица) и прогибиторный иск (когда собственник продолжал владеть вещью, но не мог в полной мере ею пользоваться).

59. Утрата права собственности

Право собственности как индивидуализированное право существовало, пока существовали, во-первых, субъект права, во-вторых, предмет права или вещь.

Утрата права собственности могла произойти в результате изменения наличных физических обстоятельств, определяющих материальную судьбу субъекта и объекта права и соответствующие правовые последствия, или в результате изменения правовых обстоятельств, что могло подвергнуть переквалификации положение субъекта, объекта права и сам режим вещного права.

Поскольку сама собственность принадлежит не вещи, а лицу, то исчезновение субъекта (смерть физического лица, прекращение существования корпорации, прекращение самостоятельного существования государства) приводит к утрате права собственности на данную конкретную вещь.

В связи с особыми требованиями римского права к субъекту права право собственности прекращалось при умалении статуса собственника (гражданского или сословного), даже если в новом статусе лицо обладало потенциальной возможностью стать собственником по нормам неримского права.

Утрата права собственности на вещь наступала также при гибели (уничтожении) самой вещи – как физической, так и юридической.

Под физической гибелью подразумевалось полное уничтожение вещи или потеря ею определяющих качеств, что приводило по праву спецификации к новому праву собственности на вещь с новыми качествами и т. п.

Под юридической гибелью подразумевалось изъятие вещи из гражданского оборота по решению магистрата или суда.

Прекращение права собственности конкретного лица наступало с ограничением его права по содержанию, превращением его в другое вещное право или вследствие иных юридических последствий (залог, возникновение совместной собственности), в силу отчуждения и передачи права собственности на вещь другому лицу в порядке частноправовых сделок.

Лишение права собственности могло произойти и помимо воли обладателя: физическая потеря вещи, похищение, уничтожение третьим лицом.

Читайте также: