Является ли обязательным выявление публичных должностных лиц при проведении идентификации

Обновлено: 16.05.2024

В настоящей статье раскрываются вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ ) в организациях - субъектах Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ является составной частью общей системы внутреннего контроля организации. Основной задачей внутреннего контроля является контроль за соблюдением требований законодательства, в том числе лицензионных требований, при осуществлении организацией хозяйственной деятельности. Кроме этого, внутренний контроль направлен на выявление и предупреждение нарушений в деятельности организации, а также установление причин и виновных лиц, допустивших такие нарушения.

Отсутствие системы внутреннего контроля или недостаточный уровень ее эффективности приводит к нарушениям требований законодательства, что неотвратимо влечет привлечение организации и ее должностных лиц к административной или уголовной ответственности, последствиям регулятивного характера в виде приостановления или аннулирования лицензии, квалификационных аттестатов должностных лиц организации, исключения из соответствующих реестров, а также репутационным рискам. Навряд ли, что кто-то из партнеров или клиентов захочет сотрудничать с компанией, которая ведет деятельность с нарушением установленных требований законодательства.

Все это говорит о важности системы внутреннего контроля и обеспечения высокого уровня ее эффективности. Внутренний контроль в организации осуществляется через:

  • разработку внутренних документов в соответствии с действующим законодательством;
  • назначение лиц, ответственных за соблюдение внутренних документов;
  • управление рисками;
  • установление персональной ответственности сотрудников за несоблюдение внутренних документов;
  • внедрение в практику методов и способов реализации внутреннего контроля с помощью системы двойного контроля и специализированного программного обеспечения;
  • исключение конфликта интересов;
  • выстраивание эффективных внутрикоммуникационных каналов связи между сотрудниками, сотрудниками и руководством, компании с окружающей средой в лице третьих лиц (контрагнетов, партнеров, клиентов, надзорных органов);
  • четкое разделение полномочий сотрудников;
  • проведение инструктажей и обучения как внутри организации, так и в специализированных учебных центрах.

В западных странах, особенно, в банках, финансовых компаниях часто используют вместо внутреннего контроля термин " комплаенс-контроль ". Сам по себе комплаенс (анг. compliance — согласие, соответствие; происходит от глагола to comply — соответствовать) — в Оксфордском словаре английского языка дается следующее определение данного термина — действие в соответствии с запросом или указанием; повиновение. В свою очередь, комплаенс-контроль более широкое понятие, которое включает в себя не только внутренний контроль, но и работу с внешними третьими лицами (контрагентами, клиентами, партнерами и надзорными органами) в части идентификации, обновления данных, а также проведения мероприятий по оценке и снижению рисков в деятельности компании. В этом случае комплаенс-контроль направлен на создание для организации надежного "фундамента", стабильных условий функционирования. Все чаще российские компании пересматривают свой взгляд на внутренний контроль и перенимают практику западных стран, внедряя в свою деятельность принципы комплаенс-контроля.

Остановимся более подробно на организации и осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ. Как уже отмечалось, данный вид контроля является составной частью общей системы внутреннего контроля организации.

Основой законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ является Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон № 115 ), в соответствии со ст. 5 которого к организациям , осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом и обязанным соблюдать требования законодательства в сфере ПОД/ФТ , относятся:

  1. кредитные организации (КО);
  2. лизинговые компании;
  3. организации федеральной почтовой связи;
  4. организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  5. организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  6. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  7. операторы по приему платежей;
  8. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг);
  9. операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи;
  10. индивидуальные предприниматели (ИП), осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  11. некредитные финансовые организации (далее - НФО ):
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (ПУРЦБ);
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами (УК ПИФ);
  • кредитные потребительские кооперативы (КПК), в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК);
  • микрофинансовые организации (МФО) в виде микрокредитных компаний (МКК) и микрофинансовых компаний (МФК);
  • общества взаимного страхования (ОВС);
  • негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (НПФ);
  • индивидуальные предприниматели (ИП), являющиеся страховыми брокерами.

Внутренний контроль в целях ПОД/Ф направлен, в первую очередь, на соблюдение требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ. Подборка нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ приводится в отдельной статье на нашем сайте "ПОД/ФТ115".

В соответствии с указанными нормативными правовыми актами РФ в сфере ПОД/ФТ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, (далее - поднадзорные организации ) обязаны :

Перечень сделок, подлежащих обязательному контролю , устанавливается Федеральным законом № 115-ФЗ, а к подозрительным операциям относятся операции, соответствующие признакам и/или критериям необычных операций, установленным самой поднадзорной организацией в Правилах в целях ПОД/ФТ с учетом требований нормативных правовых актов РФ в сфере ПОД/ФТ и специфики (особенностей) ее деятельности.

Для осуществления эффективного внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ также необходимо иметь в распоряжении актуальные:

  1. Перечень террористов и экстремистов (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
  2. Перечень лиц, распространяющих оружие массового уничтожения (регулярно обновляется и размещается в личном кабинете на Интернет-портале Росфинмониторинга);
  3. Перечень, государств не выполняющих рекомендации ФАТФ , утвержденный Приказом Росфинмониторинга от 10.11.2011 № 361 "Об определении перечня государств (территорий), которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)". В настоящее время в него включены Исламская Республика Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР);
  4. Перечень государств - оффшоров, утвержден Приказом Министерства финансов РФ от 13.11.2007 № 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)" .

Уполномоченным органом, принимающим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ, является Федеральная служба по финансовому мониторингу ( ФСФМ России или Росфинмониторинг ).

К поднадзорным Росфинмониторингу организациям относятся:

  1. лизинговые компании;
  2. операторы по приему платежей;
  3. организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  4. индивидуальные предприниматели (ИП), оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  5. коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов (факторинг).

При этом контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ в отношении организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, осуществляет Пробирная палата России , а на финансовом рынке, в отношении кредитных организаций и некредитных финансовых организаций (НФО), по согласованию с Росфинмониторингом - Центральный банк РФ ( Банк России ).

Банк России вправе проводить в отношении своих поднадзорных организаций - субъектов Федерального закона ФЗ № 115 контрольные мероприятия в целях ПОД/ФТ в виде:

  1. выездных или камеральных проверок;
  2. направления предписаний и запросов о представлении отдельных документов и сведений;
  3. привлечения к административной ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ (как правило, в виде наложения административного штрафа ) или передачи материалов проверки правоохранительным органам для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в случае наличия состава преступления;
  4. в случае неоднократного нарушения в течение 1 (одного) года участником финансового рынка требований, предусмотренных ст. 6 и 7 (за исключением п. 3 ст. 7) Федерального закона № 115, принять решение об аннулировании , приостановлении ранее выданной лицензии или исключения поднадзорной организации из соответствующего государственного реестра организаций (в частности, для микрофинансовых организаций (МФО).

Административная ответственность для всех типов организаций - субъектов Федерального закона № 115 за нарушения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ установлена ст. 15.27 КоАП РФ:

"1. Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

2. Действия (бездействие), предусмотренные ч. 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 200 тыс. до 400 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.


2.1. Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2.2. Непредставление в уполномоченный орган сведений о случаях отказа по основаниям, указанным в Федеральном законе № 115-ФЗ, от заключения (исполнения) договоров банковского счета (вклада) с клиентами и (или) от проведения операций - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

2.3. Непредставление в уполномоченный орган по его запросу имеющейся у организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информации об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов либо информации о движении средств по счетам (вкладам) своих клиентов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб .

3. Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; на юридических лиц - от 700 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

4. Неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или ее должностным лицом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, повлекшее установленные вступившим в законную силу приговором суда легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет; на юридических лиц - от 500 тыс. до 1 млн. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Примечания: 1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. За административные правонарушения, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, сотрудники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, в обязанности которых входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, несут ответственность как должностные лица."

При этом дела об административных правонарушениях в сфере ПОД/ФТ, совершенных поднадзорными организациями Банка России (НФО и кредитными организациями), рассматриваются непосредственно самим Банком России.

В рамках выполнения требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ ЮК "ДЕКАРТ" оказывает поднадзорным организациям (субъектам Федерального закона № 115) следующие услуги в сфере ПОД/ФТ :

  1. разработка полного пакета внутренних документов в сфере ПОД/ФТ, в том числе Правил в целях ПОД/ФТ , а также подготовка подробной памятки (рекомендаций) по организации специального внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ "с нуля", реализации Правил в целях ПОД/ФТ, выполнению требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ и прохождению проверки надзорного органа в части ПОД/ФТ;
  2. аудит Правил внутреннего контроля (ПВК) в целях ПОД/ФТ на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
  3. обновление Правил в целях ПОД/ФТ (внесение изменений) с учетом требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
  4. комплексное юридическое сопровождение - выполнение функций ответственного сотрудника в сфере ПОД/ФТ (специального должностного лица - СДЛ );
  5. подбор специального должностного лица (СДЛ), соответствующего установленным законом квалификационным требованиям;
  6. организация специального внутреннего контроля в целях соблюдения организацией требований законодательства в сфере ПОД/ФТ c "нуля" и "под ключ", включая разработку полного пакета внутренних документов в целях ПОД/ФТ, обучение сотрудников и т.д.;
  7. сопровождение проверок Росфинмониторинга, Банка России, Прокуратуры РФ, Пробирной палаты РФ в сфере ПОД/ФТ;
  8. административное делопроизводство, представление интересов организации в Росфинмониториге и Банке России;
  9. проведение обучения в сфере ПОД/ФТ в форме целевого инструктажа и повышения уровня знаний (квалификации) в учебном центре ЮК "ДЕКАРТ", аккредитованном Росфинмониторингом, со скидкой до 15% .


Если вас заитересовали наши услуги в сфере ПОД/ФТ или просто нужна консультация по вопросам выполнения законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ, оставьте заявку, и сотрудники ЮК "ДЕКАРТ" свяжутся с вами в самое ближайшее время.

В настоящее время перед международным сообществом особо остро стоит проблема борьбы с коррупцией, предопределяющая необходимость усиления мер по контролю банковских счетов влиятельных политических лиц (Politically Exposed Persons).

По мнению ряда международных организаций, основными рисками, связанными с Politically Exposed Persons, являются возможность прямого или косвенного контроля над расходованием государственных/общественных/международных средств и связанная с этим опасность злоупотребления средствами путем их использования в личных целях или присвоения. Должностное положение указанных лиц позволяет им оказывать услуги в обмен на взятки, а счета подконтрольных частных компаний, фондов, иных некоммерческих организаций, членов семьи и близких соратников использовать для сокрытия фактов правонарушений.

В рамках выполнения обязательств по Конвенции ООН против коррупции от 31.10.2003 и рекомендаций международных организаций в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в Российской Федерации была законодательно установлена обязанность уделять особое внимание операциям с денежными средствами и иным имуществом "иностранных публичных должностных лиц" (Федеральный закон от 28.11.2007 N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

Определение иностранных публичных должностных лиц

В соответствии с Конвенцией ООН против коррупции от 31.10.2003 "иностранное публичное должностное лицо" (ИПДЛ) определено как любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе, для публичного ведомства или государственного предприятия.

В соответствии с рекомендациями международных организаций и зарубежных компетентных органов - Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Парламента Европы, Вольфсбергской группы, Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФИНСЕН), Объединенной группы по борьбе с отмыванием денег Великобритании и Федеральной Банковской комиссией Швейцарии к данной категории могут быть отнесены следующие граждане иностранных государств:

I. Лица, на которых возложено или было возложено ранее (с момента сложения полномочий прошло менее 1 года) исполнение важных государственных функций, а именно:

1. Главы государств (в том числе правящие королевские династии) или правительств;

2. Министры, их заместители и помощники;

3. Высшие правительственные чиновники;

4. Должностные лица судебных органов власти "последней инстанции" (Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;

5. Государственный прокурор и его заместители;

6. Высшие военные чиновники;

7. Руководители и члены Советов директоров Национальных Банков;

9. Руководители государственных корпораций;

10. Члены Парламента или иного законодательного органа.

II. Лица, облеченные общественным доверием, в частности:

1. Руководители, заместители руководителей международных организаций (ООН, ОЭСР, ОПЕК, Олимпийский комитет, Всемирный Банк и т.д.), Члены Европарламента;

2. Руководители и члены международных судебных организаций (Суд по правам человека, Гаагский трибунал и др.)

В соответствии с пунктом 1.3 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению ИПДЛ среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание.

Следуя лучшей практике работы крупнейших иностранных банков, подобные меры применяются при установлении долгосрочных отношений, на основании договора счета между кредитной организацией и ее клиентами.

Так как при выявлении ИПДЛ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, могут столкнуться с проблемами определения указанных лиц, руководствуясь рекомендациями международных организаций, предлагается использовать следующие источники информации:

а) документы и сведения, полученные при идентификации клиента;

В частности, информация о статусе клиента может быть получена из документа, удостоверяющего личность (например, дипломатический паспорт), из документа, подтверждающего право пребывания на территории РФ (например, въездная виза). Если о занимаемой должности будет указано самим клиентом при открытии счета, у него рекомендуется получить документы, подтверждающие его статус "иностранного публичного должностного лица".

б) сведения, полученные в результате собственного изучения общедоступных источников, таких как поисковые сервисы в Интернете, периодические издания и т.п.;

в) официальные списки (если подобные списки будут разработаны и доведены до кредитных организаций Росфинмониторингом, Министерством иностранных дел РФ, Банком России или иным государственным органом Российской Федерации или некоммерческой организацией, которой будет предоставлено право на создание таких списков);

г) коммерческие списки, разрабатываемые третьими лицами.

В качестве коммерческих списков могут быть использованы продукты признанных мировых лидеров в области создания продуктов по идентификации клиентов:

Принятие на обслуживание ИПДЛ

Кредитные организации, руководствуясь требованиями Федерального закона N 115-ФЗ, должны принимать на обслуживание ИПДЛ только на основании письменного решения руководителя организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, или его заместителя, а также руководителя обособленного подразделения организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, которому руководителем указанной организации либо его заместителем делегированы соответствующие полномочия.

Для реализации этого требования кредитным организациям рекомендуется издать внутренний распорядительный документ, которым будет закреплен порядок принятия такого решения.

Фиксирование информации по ИПДЛ и ее обновление

Кредитным организациям рекомендуется предусмотреть в клиентских анкетах (досье) специальный раздел (пункт), в котором будет отражаться информация о принадлежности клиента кредитной организации к категории ИПДЛ.

Обновление идентификационной информации по клиентам, относящимся к категории ИПДЛ, рекомендуется производить не реже одного раза в год, а также при получении любой информации как от клиента, так и из внешних источников, влияющей на публичный статус иностранного должностного лица.

Обновление информации по клиентам, относящимся к категории ИПДЛ, осуществляющим разовую операцию, связанную с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическим лицом либо осуществлением переводов денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета, на сумму, превышающую 15 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную сумме более 15 000 рублей, не производится.

Применение специальных мер контроля по отношению к ИПДЛ

В соответствии с требованиями Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны:

- принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;

- регулярно обновлять имеющуюся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию о находящихся у них на обслуживании иностранных публичных должностных лицах;

- уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, осуществляемым иностранными публичными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными) или от имени указанных лиц, в случае, если они находятся на обслуживании в кредитной организации.

Особенности выявления и фиксирования информации о клиентах, относящихся к категории ИПДЛ при совершении разовых операций, без открытия счета

Идентификация ИПДЛ не осуществляется при осуществлении операций на сумму, не превышающую 15 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами либо осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данные операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При осуществлении операций, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами либо осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, на сумму, превышающую 15 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную сумме более 15 000 рублей, выявлять ИПДЛ рекомендуется в случаях:

- во всех случаях, если кредитная организация располагает программными средствами, осуществляющими автоматический контроль при совершении операции по коммерческим спискам;

- в случаях осуществления операции иностранным гражданином, имеющим иностранный дипломатический или служебный паспорт, если кредитная организация не располагает программными средствами, осуществляющими автоматический контроль по коммерческим спискам.

В случае выявления ИПДЛ при совершении операций, связанных с покупкой или продажей наличной иностранной валюты физическими лицами либо осуществлением переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета, на сумму, не превышающую 600 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную сумме, не превышающей 600 000 рублей, рекомендуется фиксировать разрешение о принятии на обслуживание ИПДЛ на первичных документах, составляемых при проведении операции (справка о купле или продаже иностранной валюты либо заявление на перевод и т.д.). В остальных случаях на клиента, относящегося к категории ИПДЛ, должна быть составлена клиентская анкета (досье), в которой должна содержаться отметка о разрешении принятия на обслуживание ИПДЛ.

Комитет Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ при осуществлении специальных мер контроля предлагает обращать внимание на следующие особенности обслуживания ИПДЛ и связанных с ними лиц:

- отказ ИПДЛ в представлении разъяснений в отношении источников происхождения поступающих в его пользу денежных средств либо наличие сомнений в достоверности его объяснений;

- отсутствие убедительных пояснений о необходимости наличия счета на территории Российской Федерации;

- отказ ИПДЛ в представлении разъяснений в отношении осуществляемых с его счета многочисленных трансграничных денежных переводов либо представление им разъяснений, вызывающих сомнение в их достоверности;

- предоставление иностранным гражданином противоречивой информации о родственных связях с ИПДЛ;

- получение из официальных источников информации, позволяющей квалифицировать иностранного гражданина как ИПДЛ или его родственника в случаях, когда при открытии счета клиентом не была представлена (была скрыта) подобная информация;

- неожиданные поступления крупных сумм в пользу ИПДЛ от государственных органов или государственных компаний, включая центральные банки, а также от некоммерческих организаций;

- поступившие средства на счета ИПДЛ или связанных с ним лиц являются комиссией, полученной по государственным контрактам.

По мнению Комитета Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ, общегосударственные усилия по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма и проработка процедур контроля за ИПДЛ позволят существенно снизить репутационные риски кредитных организаций и поставить надежный заслон преступлениям в финансовой сфере, в том числе связанным с "отмыванием грязных денег", финансированием терроризма и коррупцией.


За нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ) в части организации и осуществления внутреннего контроля статьей 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

[2] Правила внутреннего контроля (ПВК) разрабатываются самостоятельно и утверждаются единоличным исполнительным органом огранизации или индивидуальным предпринимателем (ИП).

Требования к ПВК, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, (далее – Требования к ПВК) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667.

Все программы, поименованные в Требованиях к ПВК, обязательны к включению в ПВК.

В случае вступления в силу новых нормативных правовых актов (НПА) в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, затрагивающих обязанности организаций/индивидуальных предпринимателей по ПОД/ФТ/ФРОМУ, либо внесения аналогичных изменений в действующие НПА, ПВК приводятся организацией и индивидуальным предпринимателем в соответствие с требованиями указанных НПА не позднее месяца после даты их вступления в силу, если иное не установлено такими НПА.

[3] Организации и индивидуальные предприниматели обязаны назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (СДЛ).

СДЛ должны пройти соответствующее обучение (целевой инструктаж) до начала осуществления своих функций.

Индивидуальные предприниматели вправе самостоятельно осуществлять функции СДЛ при прохождении соответствующего обучения в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

[4] Наличие и использование личного кабинета для организации и индивидуального предпринимателя является обязательным.

Через личный кабинет до организаций и индивидуальных предпринимателей доводятся:

  • Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности
    к экстремистской деятельности или терроризму.
  • Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности
    к распространению оружия массового уничтожения.
  • Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества.
  • сведения о типологиях и рисках ОД/ФТ;
  • оценка законопослушности с указанием рисков, на снижение которых должна быть направлена их работа;
  • учебные курсы.

Организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом № 115-ФЗ через Личный кабинет. (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209; Инструкция о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110).

[5] При проведении идентификации клиента проводятся следующие мероприятия:

  • Установление и фиксирование идентификационных данных, формирование анкеты клиента;
  • Проверка по перечням (Нижеперечисленные перечни регулярно обновляются. Проверка клиентов, с которыми у организации и индивидуального предпринимателя длящиеся гражданско-правовые отношения должна проводиться каждый раз при обновлении перечней):

♦ Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности
к экстремистской деятельности или терроризму,

♦ Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности
к распространению оружия массового уничтожения;

♦ Решения межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

Документы, составляемые и получаемые при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев либо обновлении сведений о них, формируются в досье клиента. (Срок хранения досье клиента не может быть менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом.)

Информацию необходимо обновлять не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации — в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений;

При обновлении информации формируется новая анкета, которая приобщается к досье клиента.

При проведении идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев необходимо руководствоваться Требованиями к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утверждены приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366.

[6] При приеме на обслуживание и обслуживании клиентов необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с организацией (ИП), на регулярной основе (каждый раз при обновлении сведений о клиенте) принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ.

[7] Оценивать и присваивать клиенту степень (уровень) риска совершения клиентом операций, связанных с ОД/ФТ, а также пересматривать присвоенный уровень риска ОД/ФТ (при необходимости) и применять меры по его снижению.

Рекомендуем изучить Методические рекомендации по проведению оценки рисков ОД/ФТ организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом и индивидуальными предпринимателями приведенные в Информационном письме Росфинмониторинга от 01.03.2019 № 59.

[8] Организации и индивидуальные предприниматели обязаны выявлять следующие операции:

  • операции (сделки), подлежащие обязательному контролю в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 и пунктом 1 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.
  • необычные операции (сделки), в отношении которых возникают подозрения, что они совершаются в целях ОД/ФТ.

В целях выявления подозрительных операций необходимо руководствоваться критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103. (Информационные письма Росфинмониторинга от 02.08.2011 № 17 и от 01.03.2019 № 59 используются организациями и индивидуальными предпринимателями в том числе для оценки риска совершения операции в целях ОД/ФТ).

Руководитель организации, индивидуальный предприниматель либо уполномоченное ими лицо принимают решение:

а) о признании операции (сделки) подлежащей обязательному контролю или подозрительной операцией (сделкой);

в) о дополнительном изучении необычной операции (сделки) клиента;

г) о представлении информации о вышеуказанных операциях в Росфинмониторинг.

Порядок представления информации закреплен в Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

[9] Организации и индивидуальные предприниматели обязаны:

  • замораживать (блокировать) денежные средства или иное имущество, то есть организациям и индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять операции с денежными средствами или иным имуществом, принадлежащих лицу:

* включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

* включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

* в отношении которого межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества;

  • выплачивать гуманитарное пособие за счет замороженных (заблокированных) денежных средств или иного имущества (при его назначении МВК по ПФТ);
  • формировать ФЭС о принятых мерах по замораживанию (блокированию) и направлять в Росфинмониторинг согласно Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

Организации и индивидуальные предприниматели осуществляют операции с лицами, в отношении которых применяются меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в случае, если такие операции перечислены в пунктах 2.4, 2.5 статьи 6 и пункте 7 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ.

[10] Организации и индивидуальные предприниматели обязаны приостанавливать операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • юридических лиц, прямо или косвенно находящихся в собственности или под контролем лица, денежные средства или иное имущество которого подлежит замораживанию (блокированию);
  • физических или юридических лиц, действующих от имени или по указанию вышеуказанного лица;
  • физических или юридических лиц, чьи операции с денежными средствами или иным имуществом приостановлены по решению суда.
  • формировать ФЭС о приостановлении операции и направлять в Росфинмониторинг согласно Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110.

[11] Организации и индивидуальные предприниматели вправе отказать в совершении операции (пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ) в случае, если:

  • не представлены документы, необходимые для фиксирования информации,
  • у работников организации/индивидуального предпринимателя возникают подозрения, что операция совершается в целях ОД/ФТ.

В случае принятия решения об отказе в совершении операции информация об этом направляется в Росфинмониторинг (пункт 13 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Постановление Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209).

Клиента необходимо проинформировать о причинах отказа в совершении операции.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения об отсутствии оснований для принятия решения об отказе от проведения операции (пункт 13.4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.07.2018 №55).

В случае принятие организацией или индивидуальным предпринимателем решения об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции информация о таком решении направляется в Росфинмониторинг (Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209).

[12] Организации и индивидуальные предприниматели обязаны обеспечить хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом, документов и информации, перечисленных в пункте 33 Требований к ПВК.

При этом хранение информации и документов должно обеспечиваться таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Росфинмониторингу, а также иным органам государственной власти в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и с учетом обеспечения возможности их использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессе.

Способ хранения документов и сведений определяется организацией или индивидуальным предпринимателем самостоятельно (в электронном виде или на бумажных носителях).

[13] Организациям и индивидуальным предпринимателям запрещено информировать клиентов и иных лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (статья 4 Федерального закона № 115-ФЗ), за исключением информирования клиентов о:

  • принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества,
  • приостановлении операции,
  • отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операций и его причинах,
  • необходимости предоставления документов по основаниям, предусмотренным Федеральным законом № 115-ФЗ.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны сохранять конфиденциальный характер информации, полученной в результате реализации ПВК (пункт 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

Организациям их руководителя и работникам, индивидуальным предпринимателям и их работникам запрещено информировать третьих лиц о предоставлении информации в Росфинмониторинг (пункт 6 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ).

[14] Порядок прохождения обучения, а также перечень лиц, которые обязаны пройти обучение в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установлены Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 (далее – Положение).

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны утвердить перечень лиц, проходящих обучение (пункт 3 Положения).

Обучения проводится в формах вводного инструктажа, дополнительного инструктажа, целевого инструктажа, повышения уровня знаний.

Вводный и дополнительные иструктажи проводятся специальным должностным лицом для работников, включенных в утвержденные перечень, в случаях и сроки, установленные Положением.

Целевой инструктаж и повышения уровня знаний проводятся организациями, учрежденными Федеральной службой по финансовому мониторингу, и другими организациями по программам, устанавливаемым Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Работники организаций и индивидуальных предпринимателей, включенные в утвержденный перечень, проходят обучение в сроки, установленные Положением.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет прохождения сотрудниками обучения. Документы, подтверждающие прохождение сотрудником организации обучения, приобщаются к личному делу сотрудника.

[15] Организации и индивидуальные предприниматели на регулярной основе, но не реже чем 1 раз в 6 месяцев самостоятельно проводят внутренние проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, ПВК и иных организационно-распорядительных документов, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля путем.

По результатам внутренних проверок руководителю организации, индивидуальному предпринимателю предоставляется письменный отчет обо всех выявленных нарушениях.

Организации и индивидуальные предприниматели обязаны принять меры по устранению нарушений, выявленных в ходе внутренних проверок.

[16] Организации и индивидуальные предприниматели должны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (осуществлять проверку по Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг согласно Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом № 115 — ФЗ, утвержденная приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 (подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ; Информационное письмо Росфинмониторинга от 13.05.2016 № 52)

Стоит разобраться подробнее, кто является субъектом закона № 115-ФЗ и что нужно делать, чтобы его соблюдать.

В соответствии со статьей 7.1, субъектами закона являются: адвокаты, нотариусы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Но только в том случае, если они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или другим имуществом. Сюда относятся:

  • сделки с недвижимостью;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

Но нередко те, кто занимается оказанием бухгалтерских услуг, управляют банковским счетом клиента, то есть, проводят по нему операции или готовят их. Вот какие требования закона они обязаны соблюдать:

  1. идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установление иной информации о клиенте.
  2. принимать меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
  3. организовывать внутренний контроль.
  4. фиксировать и хранить информацию.
  5. принимать на обслуживание публичных должностных лиц по правилам 115-ФЗ.

Идентификация

Итак, на первоначальном этапе необходимо провести идентификацию клиента по правилам 115-ФЗ. Если речь о физическом лице, это ФИО, гражданство, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты и иные сведения, предусмотренные 115-ФЗ.

Если клиент юридическое лицо или иностранная структура без образования юридического лица, нужно установить наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, адрес и т.д.

Также необходимо получать информацию о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений с оказывающей бухгалтерские услуги организацией, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиента, а также в случае необходимости принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и иного имущества клиента.

Кроме того, из закона следует обязанность устанавливать бенефициарных владельцев клиентов и находить о них информацию, руководствуясь перечисленными выше требованиями.

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества

Лица, оказывающие бухгалтерские услуги, должны выявлять среди своих клиентов людей и организации, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремизму, терроризму или распространению оружия массового уничтожения. Информация о таких лицах и организациях доступна на сайте Росфинмониторинга. Если клиент оказался в таком списке, его средства нужно немедленно заблокировать и сообщить об этом факте в Росфинмониторинг. На это по закону есть максимум один рабочий день.

Организация внутреннего контроля

Закон возлагает на бухгалтеров обязанность разрабатывать правила внутреннего контроля (ПВК) в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Кроме того, закон обязывает назначать специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение ПВК, при этом критерии, которым должны соответствовать такие должностные лица, установлены нормативными актами.

Тем, кто проигнорирует требования по разработке правил, грозит административная ответственность по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Наказание для юридических лиц — штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

Начиная с 2018 года органы прокуратуры стали иногда проверять ПВК у организаций, оказывающих бухгалтерские услуги, и в случае их отсутствия или несоответствия требованиям закона направлять представление об устранении нарушений.

Фиксирование и хранение информации

Информацию, полученную в результате реализации ПВК, нужно документально зафиксировать, если:

  • сделка носит запутанный или необычный характер, не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • сделка не соответствует целям деятельности организации, установленным учредительными документами;
  • клиент неоднократно совершал операции или сделки, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных № 115-ФЗ;
  • клиент отказывается от совершения разовой операции, в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях ПОД/ФТ;
  • что-то еще дает основания полагать, что сделки осуществляются в целях ПОД/ФТ.

Все документы нужно хранить не меньше 5 лет после окончания обслуживания клиента.

Прием и обслуживание публичных должностных лиц

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, должны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры, чтобы определить, не является ли их клиент или потенциальный клиент публичным должностным лицом.

К ним относятся иностранные публичные должностные лица, должностные лица публичных международных организаций, а также лица, занимающие в России государственные должности, должности членов Совета директоров Центрального банка, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом или правительством, должности в ЦБ, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые президентом.

Принадлежность лица к категории иностранных публичных должностных лиц или должностных лиц публичных международных организаций определяется в соответствии с рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

В отношении иностранных публичных должностных лиц бухгалтер обязан уделять повышенное внимание операциям, которые проводят их близкие родственники, и принимать меры по определению источников происхождения денег и имущества. То же самое касается российских публичных должностных лиц, если бухгалтер присваивает их операциям высокую степень риска.

Соблюдение требований №115-ФЗ лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (как в форме юридических лиц, так и в форме ИП), требует большого внимания, серьезных организационных усилий и подготовки многочисленных документов.

С учетом особого внимания контролирующих органов к вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ формируется явная тенденция к усилению ответственности за несоблюдение обязанными лицами требований №115-ФЗ.

Читайте также: