Является ли обязательным сопровождение путеизмерительного вагона начальником

Обновлено: 02.07.2024

Контроль за состоянием пути является той основой, которая позволяет обеспечивать безопасность и бесперебойность движения поездов.

Контроль позволяет анализировать изменения в состоянии пути и на основании проведенного анализа планировать работы по ремонту и текущему содержанию пути. Кроме этого, при контроле с пути снимаются показатели, с помощью которых оценивается труд путейцев.

Контроль состояния пути постоянно совершенствуется. Геометрические параметры пути фиксируются скоростными вагонами-путеизмерителями, а состояние рельсов различными типами дефектоскопов. В контрольных системах все в большей степени используется электроника, ЭВМ и другие средства автоматизации.

Система контроля за состоянием пути

Для того чтобы хорошо изучить путь, знать его состояние, правильно планировать выправочные и другие работы, следует соблюдать установленную систему контроля и надзора за состоянием пути. Этой системой предусматриваются постоянные, текущие, периодические и специальные осмотры и измерения.

Постоянные осмотры (надзор за состоянием пути) осуществляются непрерывно в течение года по графикам дежурными работниками дистанции пути: обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, обходчиками обвальных мест, дежурными по переездам или монтерами пути.

Текущие и периодические осмотры осуществляются начальником дистанции пути, его заместителями, начальниками участков, дорожными и мостовыми мастерами, бригадирами пути и искусственных сооружений в пределах обслуживаемого ими участка.

При наличии на участке мест и отдельных объектов, имеющих дефекты и подвергающихся частым расстройствам, начальник дистанции пути может разработать специальный порядок надзора за такими местами с более частыми сроками их проверки и осмотра. К таким местам относятся участки с дефектными рельсами или с большим выходом рельсов, с больным земляным полотном, в том числе, например, места, подверженные пучению особенно в период роста и осадки пучин, и другие, где могут внезапно появиться дефекты, угрожающие безопасности движения.

Специальный надзор назначается также на отдельных объектах в период пропуска весенних и ливневых вод, на перегонах, подверженных особо сильным заносам снегом или песком, и т. п.

Осмотры и проверки производят также руководители отделений, служб пути и дороги.

Для осмотров и проверок применяют различные шаблоны и приборы, путеизмерительные и дефектоскопные вагоны, путеизмерительные и дефектоскопные тележки. Кроме того, состояние пути проверяют при проезде на локомотиве или в хвостовом вагоне поезда.

От проверяющего зависит своевременное обнаружение неисправностей, которые могут представлять угрозу безопасности и бесперебойности движения поездов; остродефектных рельсов, просадок, размывов земляного полотна, заносов, загромождений, выбросов пути и других неисправностей.

При проведении осмотра или проверки важно не только обнаружить неисправность, но и установить причину ее появления, чтобы при ликвидации неисправности устранить и причину, которая ее вызвала. Например, выплески могут вызываться загрязнением балластного слоя, высоко поднятой обочиной, при которой затрудняется сток воды. Эти причины должны быть установлены и устранены одновременно с ликвидацией выплесков.

Основой системы контроля за состоянием пути являются периодические проверки, производимые дорожным мастером совместно с бригадиром пути в конце каждой половины месяца в дни, установленные начальником дистанции. При таких проверках сплошь осматривают и проверяют по ширине колеи и уровню путь и стрелочные переводы, осматривают все сооружения, земляное полотно, переезды и путевые устройства.

При осмотре участков, где уложены плети бесстыкового пути, особое внимание обращается на состояние балластной призмы. Ширина плеча балластной призмы должна быть не менее 25 см, а в кривых радиусом до 600 м - не менее 35 см (со стороны наружной нити). Крутизна откосов призмы не более 1:1,5. Шпальные ящики должны быть заполнены балластом. Балласт в шпальных ящиках, за торцами шпал и на откосе должен быть уплотнен. Необходимо проверять надежность закрепления (простукиванием молоточком) клеммных и закладных болтов, а также болтов в стыках уравнительных пролетов.

Зазоры в стыках рельсов уравнительных пролетов, как правило, не могут характеризовать напряженное состояние плети, тем более после длительной эксплуатации, но если весной зазоры слитые или близки к такому состоянию, а осенью предельно растянуты, то надо принимать меры по замене рельсов уравнительных пролетов соответственно на укороченные или удлиненные.

За перемещением плетей бесстыкового пути в продольном направлении можно следить, закрепляя краской на шейке рельса положение плети с привязкой к реперам, специально установленным на обочине или к опорам контактной сети. Если наблюдается сдвижка риски на рельсе по отношению к риске на репере, то эго означает, что плеть угоняет и следует сделать ее перезакрепление.

В летнее время особое внимание следует обращать на положение бесстыкового пути в плане. Путь в этом случае проверяется с помощью бинокля или другого оптического прибора.

Выявленные отступления и недостатки отмечают в книгах записи результатов проверки пути, сооружений, путевых устройств и стрелочных переводов бригадира пути (формы ПУ-28 и ПУ-29) с соответствующими указаниями дорожного мастера о сроках устранения неисправностей.

Результаты каждого осмотра или проверки пути сравнивают с данными предыдущих проверок, чтобы установить, повторилась ли неисправность или возникла впервые, в каких погодных или других условиях она повторяется. Такой анализ позволяет более точно определить причину появления неисправности.

Кроме проверки совместно с дорожным мастером, бригадир пути осуществляет один раз в каждую половину месяца самостоятельную проверку, записывая ее результаты в книги форм ПУ-28 и ПУ-29. Проверке подлежат те же сооружения и устройства, которые он проверяет совместно с дорожным мастером.

В период дождей, пропуска весенних и ливневых вод, метелей, роста и осадки пучин, когда могут произойти быстрые изменения в состоянии пути, бригадир пути проводит специальные осмотры и проверки.

По графику, утверждаемому начальником дистанции пути, дорожный мастер с участием бригадира пути сплошь осматривают рельсы, скрепления и металлические части стрелочных переводов.

Бригадиры пути сопровождают путеизмерительные и дефектоскопные тележки. Желательно совмещать проход этих тележек с проверкой рельсов и всего пути. При такой организации достигается комплексность проверки. Все грубые неисправности, обнаруженные при сопровождении тележек, бригадир заносит в книгу записи результатов проверки пути (форма ПУ-28).

На малодеятельных участках железных дорог или на участках, где произведено оздоровление и усиление пути и по этим причинам упразднены путевые обходы, осмотры, как правило, производят бригадиры пути или квалифицированные монтеры пути по графикам, утверждаемым начальником дистанции пути.

На участках со старыми типами верхнего строения пути, большим выходом рельсов и во всех других случаях, когда за путем необходим постоянный надзор, осмотры пути и уход за отдельными его элементами осуществляются обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений по графикам, разрабатываемым начальником дистанции пути и утверждаемым начальником отделения дороги.

Перечень перегонов, где сохраняются путевые обходы, устанавливает начальник дороги. При необходимости (например, при неблагоприятных метеорологических условиях) на угрожаемых местах вводят дополнительные осмотры пути или дежурства монтеров пути.

Обходчики железнодорожных путей осматривают путь, сооружения и путевые устройства в пределах путевого обхода: обходчики искусственных сооружений (мостовые и тоннельные обходчики)- в пределах искусственного сооружения и участки пути по 50 м в обе стороны от моста и по 100-500 м в обе стороны от тоннеля. Результаты осмотров обходчики записывают в соответствующие журналы. Помимо осмотров, обходчики выполняют работу по уходу за путем и сооружениями. Обходчики обвальных мест в пределах участков, где возможны обвалы, оползни, размывы и т. п., осматривают угрожаемый участок в порядке, установленном специальной инструкцией или по графикам, разрабатываемым начальником дистанции пути и утверждаемым начальником отдела пути отделения дороги.

Дежурные по переездам при вступлении на дежурство осматривают переезд, железнодорожный путь в пределах 50 м в каждую сторону от переезда, а также подходы автодороги к переезду.

Бригадиры пути, обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений, дежурные по переездам, монтеры пути при следовании на работу, при производстве работ, обходе пути, на дежурстве, находясь в поезде и даже проходя вблизи от пути в свободное время, должны постоянно следить за состоянием пути, сооружений и отдельных их элементов.

Особенно важно следить за тем, как воспринимает путь нагрузку от проходящего поезда: насколько вдавливаются в балласт шпалы (нет ли потайного толчка), не образуется ли просвет между подошвой рельса и подкладкой после прохода колесной пары, не вибрируют ли подкладки, издавая при этом своеобразный звон, что указывает на недобитые костыли и недостаточно подбитые шпалы. Оценить состояние пути можно также, наблюдая за проходящим подвижным составом: нет ли на отдельных участках пути сильного покачивания вагонов, большого взаимного перемещения автосцепок (там, где поезд следует не в натянутом состоянии) и т. п. Все это можно наблюдать, находясь около пути. Все места, где при проходе поезда были замечены неисправности, следует внимательно осмотреть, установить величину и границы неисправности и нанести мелом условный знак для последующего исправления пути.

Даже проезжая в поезде, по нарушению плавности хода, по звуку, издаваемому колесными парами, можно установить, где имеются те или иные неисправности, например перекосы, толчки, сбитое направление в плане. Важно по любым признакам заметить хотя бы, ориентировочно место неисправности, чтобы потом проверить путь и установить причину неспокойного хода поезда.

О недостатках в содержании пути, а тем более о таких, которые угрожают безопасности движения поездов, любой работник пути должен сообщить дорожному мастеру или бригадиру, чтобы они приняли меры для их устранения. При необходимости следует оградить опасное место.

Работа путеизмерительных вагонов организуется по графику, утверждаемому начальником службы пути, с таким расчетом, чтобы основные направления дороги проверялись не реже двух раз в месяц, а остальные - не реже одного раза в месяц. Состояние пути при проходе путеизмерительного вагона непрерывно фиксируется на ленте. Начальник путеизмерительного вагона отмечает грубые неисправности на ленте непосредственно в процессе проверки. Все остальные неисправности отмечаются при расшифровке ленты. Как расшифровывают неисправности, зафиксированные на ленте, и как оценивают путь, изложено далее.

Путеизмерительными тележками путь проверяется по графикам, утверждаемым начальником дистанции пути. Проверка рельсов дефектоекопными вагонами организуется по графикам, утверждаемым начальником службы пути, а съемными дефектоскопами - по графикам, утверждаемым начальником дистанции пути. Периодичность проверки рельсов дефектоскопными вагонами и дефектоскопами определяется состоянием рельсов, выходом их из строя по дефектам, характером развития дефектов, состоянием пути, условиями его эксплуатации и другими местными особенностями.

В зависимости от выхода рельсов по дефектам и пропущенного по ним тоннажа установлены три категории периодичности проверки рельсов: профилактическая, нормальная и усиленная.

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. № 1020
"Об утверждении перечня профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам"

В соответствии со статьей 21 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 33, ст. 1318) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемый перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам.

Председатель Правительства Российской Федерации

8 сентября 1999 г.

Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам

(утв. постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. № 1020)

I. Работники группы машинистов, водителей и их помощников

Кочегар паровоза в депо

Машинист железнодорожно-строительных машин

Машинист-инструктор бригад путевых машин и моторно-рельсового транспорта

Машинист-инструктор локомотивных бригад

Машинист крана (крановщик) (на железнодорожном ходу)

Помощник водителя дрезины

Помощник машиниста автомотрисы

Помощник машиниста газотурбовоза

Помощник машиниста дизель-поезда

Помощник машиниста железнодорожно-строительных машин

Помощник машиниста крана (на железнодорожном ходу)

Помощник машиниста мотовоза

Помощник машиниста паровоза

Помощник машиниста тепловоза

Помощник машиниста электровоза

Помощник машиниста электропоезда

II. Работники диспетчерско-операторской группы

Дежурный по железнодорожной станции

Дежурный по парку железнодорожной станции

Дежурный по разъезду

Дежурный по сортировочной горке

Дежурный станционного поста централизации

Диспетчер маневровый железнодорожной станции

Диспетчер поездной станционный

Начальник железнодорожной станции (несущий сменные дежурства по станции)

Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров

Оператор поста централизации

Оператор при дежурном по железнодорожной станции

Оператор сортировочной горки

III. Работники станционно-маневровой группы

Дежурный стрелочного поста (включая старшего)

Мастер участка производства (включая старшего) (занятый на безотцепочном ремонте подвижного состава)

Осмотрщик вагонов (включая старшего)

Осмотрщик-ремонтник вагонов (включая старшего)

Помощник составителя поездов

Слесарь по ремонту подвижного состава (занятый на безотцепочном ремонте)

Регулировщик скорости движения вагонов (включая старшего)

IV. Работники группы, обслуживающей поезда в пути следования

Кондуктор грузовых поездов (включая главного)

Мастер восстановительного поезда

Механик рефрижераторной секции

Начальник восстановительного поезда

Начальник (механик-бригадир) пассажирского поезда

Проводник пассажирского вагона

Проводник по сопровождению грузов и спецвагонов

Проводник по сопровождению локомотивов и пассажирских вагонов в нерабочем состоянии

Проводник-электромонтер почтовых вагонов

V. Работники группы пути

Бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений

Дежурный по переезду

Инженер (занятый на эксплуатационном обслуживании железнодорожно-строительных машин)

Мастер (занятый на эксплуатационном обслуживании железнодорожно-строительных машин)

Мастер дорожный (включая старшего)

Наладчик контрольно-измерительных вагонов (дефектоскопных, путеизмерительных)

Начальник путевой машины

Начальник участка пути

Обходчик пути и искусственных сооружений

Оператор дефектоскопной тележки

Оператор по путевым измерениям

Помощник оператора дефектоскопной тележки

Приемщик по качеству ремонта пути

Производитель работ (прораб) дистанции пути и путевой машинной станции

Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах (работающий на железнодорожных путях)

Электросварщик ручной сварки (работающий на железнодорожных путях)

VI. Работники группы энергоснабжения (электрификации), сигнализации, централизации, блокировки и связи

Мастер дистанции электроснабжения (занятый на эксплуатационном обслуживании устройств контактной сети)

Начальник участка производства

Электромеханик (включая старшего)

Электромеханик дистанции электроснабжения (занятый на эксплуатационном обслуживании устройств контактной сети)

Электромонтер по обслуживанию и ремонту аппаратуры и устройств связи

Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации и блокировки (занятый на эксплуатационном обслуживании радиосвязи, сортировочной горки, пункта обнаружения нагретых букс, системы обнаружения перегретых букс типа "ДИСК", напольных и линейных устройств сигнализации, централизации и блокировки)

Вагон ПС-101 уже десять лет курсирует по всей стране | Инфраструктура

Любое диагностическое оборудование красноречивее других видов техники рассказывает о прогрессе железнодорожной отрасли. Прародителями современных комплексов были вагоны, экипажи которых обнаруженные на пути неисправности обозначали красками. Просто выливали в месте повреждения колеи краску – жёлтого, красного, синего цветов, сообщая таким образом коллегам-путейцам характер выявленной неисправности на участках полотна. В условиях бурного развития скоростного движения требования, предъявляемые к состоянию путевого хозяйства, стали намного жёстче. Даже незначительные перекосы, просадки и углы в плане должны диагностироваться оперативно и немедленно устраняться.

Современные путеизмерительные комплексы свою основную функцию по обеспечению безопасности движения способны выполнять на скорости до 120 км/ч и при помощи цифровых технологий. ПС-101 оборудован, в частности, электронным шаблоном для натурного измерения параметров колеи. Это позволяет в режиме онлайн не только диагностировать неисправности, но и передавать полученные данные в центр диагностики и руководителю обследуемой дистанции. В случае обнаружения опасных отступлений в содержании железнодорожного пути начальник вагона обязан быстро принять меры к обеспечению безопасности движения поездов – выдать приказ об ограничении скорости или вовсе закрытии участка. Возможности современного вагона позволяют также осуществлять полный анализ периодичности появления неисправностей и их устранения.

В каждой поездке экипаж комплекса сопровождает работник обследуемой дистанции пути. С помощью оборудования вагона он имеет возможность лично убедиться в плюсах и минусах устранения его коллегами-путейцами данной дистанции выявленных ранее нарушений. Может он также увидеть на экранах мониторов и нынешнее состояние объектов в режиме реального времени.

Что ни говори, а любое умное устройство действует только в руках толковых специалистов, таких, что собрались в команде ПС-101. Все они трудятся по многу лет, исколесили полстраны, с честью выходили из самых сложных ситуаций. Например, инженер Ольга Редькович здесь со дня ввода вагона в эксплуатацию.
– Мы – как семья, практически всё время проводим вместе. Заступаем на вахту и в течение полумесяца работаем и живём под одной крышей, – рассказывает заместитель начальника ПС-101 Павел Суязов. – Поэтому конфликтов – производственных и бытовых – здесь по определению быть не может. Взаимопонимание и взаимовыручка являются нашими обязательными спутниками.

Стоит отметить, что стремлением сделать свой дом на колёсах уютнее отличаются все члены экипажа. Взять, например, наладчика Олега Карью, которого за множество внедрённых бытовых новшеств в коллективе зовут главным рационализатором вагона. За то, что в зоне кухни когда-то появилось дополнительное автономное освещение, железнодорожники благодарят его каждый раз, когда вагон находится в обесточенном режиме. Основная же обязанность Олега Карьи – следить за состоянием надёжности контрольно-измерительной аппаратуры. Эту задачу он выполняет вместе с другим наладчиком Валерием Федоренко, кстати, бывшим школьным учителем технологии первой квалификационной категории и тоже мастером на все руки.

Разносторонняя личность и сам руководитель вагона в этой смене Павел Суязов. Он сочиняет стихи, занимается спортом, увлекается фотографией, в прошлом году его творческая работа завоевала 3-е место в профсоюзном конкурсе фотографии. Коллекции снимков стальной магистрали в исполнении железнодорожника позавидовал бы и профессионал.
– Любовь к железной дороге у меня, наверное, в крови. Я потомственный представитель этой почётной профессии, – с гордостью заявляет он. – Мой дедушка – фронтовик, Александр Иванович Суязов, трудившийся на станции Мармыжи Курской области, положил начало династии. Отец Вячеслав Александрович прошёл путь от рядового путейца до начальника Щигровской дистанции пути. Папа – человек, который всего себя отдавал работе. Он настоящий железнодорожник, для меня пример во всём.

Контроль за состоянием пути является той основой, которая позволяет обеспечивать безопасность и бесперебойность движения поездов.

Контроль позволяет анализировать изменения в состоянии пути и на основании проведенного анализа планировать работы по ремонту и текущему содержанию пути. Кроме этого, при контроле с пути снимаются показатели, с помощью которых оценивается труд путейцев.

Контроль состояния пути постоянно совершенствуется. Геометрические параметры пути фиксируются скоростными вагонами-путеизмерителями, а состояние рельсов различными типами дефектоскопов. В контрольных системах все в большей степени используется электроника, ЭВМ и другие средства автоматизации.

Система контроля за состоянием пути

Для того чтобы хорошо изучить путь, знать его состояние, правильно планировать выправочные и другие работы, следует соблюдать установленную систему контроля и надзора за состоянием пути. Этой системой предусматриваются постоянные, текущие, периодические и специальные осмотры и измерения.

Постоянные осмотры (надзор за состоянием пути) осуществляются непрерывно в течение года по графикам дежурными работниками дистанции пути: обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений, обходчиками обвальных мест, дежурными по переездам или монтерами пути.

Текущие и периодические осмотры осуществляются начальником дистанции пути, его заместителями, начальниками участков, дорожными и мостовыми мастерами, бригадирами пути и искусственных сооружений в пределах обслуживаемого ими участка.

При наличии на участке мест и отдельных объектов, имеющих дефекты и подвергающихся частым расстройствам, начальник дистанции пути может разработать специальный порядок надзора за такими местами с более частыми сроками их проверки и осмотра. К таким местам относятся участки с дефектными рельсами или с большим выходом рельсов, с больным земляным полотном, в том числе, например, места, подверженные пучению особенно в период роста и осадки пучин, и другие, где могут внезапно появиться дефекты, угрожающие безопасности движения.

Специальный надзор назначается также на отдельных объектах в период пропуска весенних и ливневых вод, на перегонах, подверженных особо сильным заносам снегом или песком, и т. п.

Осмотры и проверки производят также руководители отделений, служб пути и дороги.

Для осмотров и проверок применяют различные шаблоны и приборы, путеизмерительные и дефектоскопные вагоны, путеизмерительные и дефектоскопные тележки. Кроме того, состояние пути проверяют при проезде на локомотиве или в хвостовом вагоне поезда.

От проверяющего зависит своевременное обнаружение неисправностей, которые могут представлять угрозу безопасности и бесперебойности движения поездов; остродефектных рельсов, просадок, размывов земляного полотна, заносов, загромождений, выбросов пути и других неисправностей.

При проведении осмотра или проверки важно не только обнаружить неисправность, но и установить причину ее появления, чтобы при ликвидации неисправности устранить и причину, которая ее вызвала. Например, выплески могут вызываться загрязнением балластного слоя, высоко поднятой обочиной, при которой затрудняется сток воды. Эти причины должны быть установлены и устранены одновременно с ликвидацией выплесков.

Основой системы контроля за состоянием пути являются периодические проверки, производимые дорожным мастером совместно с бригадиром пути в конце каждой половины месяца в дни, установленные начальником дистанции. При таких проверках сплошь осматривают и проверяют по ширине колеи и уровню путь и стрелочные переводы, осматривают все сооружения, земляное полотно, переезды и путевые устройства.

При осмотре участков, где уложены плети бесстыкового пути, особое внимание обращается на состояние балластной призмы. Ширина плеча балластной призмы должна быть не менее 25 см, а в кривых радиусом до 600 м - не менее 35 см (со стороны наружной нити). Крутизна откосов призмы не более 1:1,5. Шпальные ящики должны быть заполнены балластом. Балласт в шпальных ящиках, за торцами шпал и на откосе должен быть уплотнен. Необходимо проверять надежность закрепления (простукиванием молоточком) клеммных и закладных болтов, а также болтов в стыках уравнительных пролетов.

Зазоры в стыках рельсов уравнительных пролетов, как правило, не могут характеризовать напряженное состояние плети, тем более после длительной эксплуатации, но если весной зазоры слитые или близки к такому состоянию, а осенью предельно растянуты, то надо принимать меры по замене рельсов уравнительных пролетов соответственно на укороченные или удлиненные.

За перемещением плетей бесстыкового пути в продольном направлении можно следить, закрепляя краской на шейке рельса положение плети с привязкой к реперам, специально установленным на обочине или к опорам контактной сети. Если наблюдается сдвижка риски на рельсе по отношению к риске на репере, то эго означает, что плеть угоняет и следует сделать ее перезакрепление.

В летнее время особое внимание следует обращать на положение бесстыкового пути в плане. Путь в этом случае проверяется с помощью бинокля или другого оптического прибора.

Выявленные отступления и недостатки отмечают в книгах записи результатов проверки пути, сооружений, путевых устройств и стрелочных переводов бригадира пути (формы ПУ-28 и ПУ-29) с соответствующими указаниями дорожного мастера о сроках устранения неисправностей.

Результаты каждого осмотра или проверки пути сравнивают с данными предыдущих проверок, чтобы установить, повторилась ли неисправность или возникла впервые, в каких погодных или других условиях она повторяется. Такой анализ позволяет более точно определить причину появления неисправности.

Кроме проверки совместно с дорожным мастером, бригадир пути осуществляет один раз в каждую половину месяца самостоятельную проверку, записывая ее результаты в книги форм ПУ-28 и ПУ-29. Проверке подлежат те же сооружения и устройства, которые он проверяет совместно с дорожным мастером.

В период дождей, пропуска весенних и ливневых вод, метелей, роста и осадки пучин, когда могут произойти быстрые изменения в состоянии пути, бригадир пути проводит специальные осмотры и проверки.

По графику, утверждаемому начальником дистанции пути, дорожный мастер с участием бригадира пути сплошь осматривают рельсы, скрепления и металлические части стрелочных переводов.

Бригадиры пути сопровождают путеизмерительные и дефектоскопные тележки. Желательно совмещать проход этих тележек с проверкой рельсов и всего пути. При такой организации достигается комплексность проверки. Все грубые неисправности, обнаруженные при сопровождении тележек, бригадир заносит в книгу записи результатов проверки пути (форма ПУ-28).

На малодеятельных участках железных дорог или на участках, где произведено оздоровление и усиление пути и по этим причинам упразднены путевые обходы, осмотры, как правило, производят бригадиры пути или квалифицированные монтеры пути по графикам, утверждаемым начальником дистанции пути.

На участках со старыми типами верхнего строения пути, большим выходом рельсов и во всех других случаях, когда за путем необходим постоянный надзор, осмотры пути и уход за отдельными его элементами осуществляются обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений по графикам, разрабатываемым начальником дистанции пути и утверждаемым начальником отделения дороги.

Перечень перегонов, где сохраняются путевые обходы, устанавливает начальник дороги. При необходимости (например, при неблагоприятных метеорологических условиях) на угрожаемых местах вводят дополнительные осмотры пути или дежурства монтеров пути.

Обходчики железнодорожных путей осматривают путь, сооружения и путевые устройства в пределах путевого обхода: обходчики искусственных сооружений (мостовые и тоннельные обходчики)- в пределах искусственного сооружения и участки пути по 50 м в обе стороны от моста и по 100-500 м в обе стороны от тоннеля. Результаты осмотров обходчики записывают в соответствующие журналы. Помимо осмотров, обходчики выполняют работу по уходу за путем и сооружениями. Обходчики обвальных мест в пределах участков, где возможны обвалы, оползни, размывы и т. п., осматривают угрожаемый участок в порядке, установленном специальной инструкцией или по графикам, разрабатываемым начальником дистанции пути и утверждаемым начальником отдела пути отделения дороги.

Дежурные по переездам при вступлении на дежурство осматривают переезд, железнодорожный путь в пределах 50 м в каждую сторону от переезда, а также подходы автодороги к переезду.

Бригадиры пути, обходчики железнодорожных путей и искусственных сооружений, дежурные по переездам, монтеры пути при следовании на работу, при производстве работ, обходе пути, на дежурстве, находясь в поезде и даже проходя вблизи от пути в свободное время, должны постоянно следить за состоянием пути, сооружений и отдельных их элементов.

Особенно важно следить за тем, как воспринимает путь нагрузку от проходящего поезда: насколько вдавливаются в балласт шпалы (нет ли потайного толчка), не образуется ли просвет между подошвой рельса и подкладкой после прохода колесной пары, не вибрируют ли подкладки, издавая при этом своеобразный звон, что указывает на недобитые костыли и недостаточно подбитые шпалы. Оценить состояние пути можно также, наблюдая за проходящим подвижным составом: нет ли на отдельных участках пути сильного покачивания вагонов, большого взаимного перемещения автосцепок (там, где поезд следует не в натянутом состоянии) и т. п. Все это можно наблюдать, находясь около пути. Все места, где при проходе поезда были замечены неисправности, следует внимательно осмотреть, установить величину и границы неисправности и нанести мелом условный знак для последующего исправления пути.

Даже проезжая в поезде, по нарушению плавности хода, по звуку, издаваемому колесными парами, можно установить, где имеются те или иные неисправности, например перекосы, толчки, сбитое направление в плане. Важно по любым признакам заметить хотя бы, ориентировочно место неисправности, чтобы потом проверить путь и установить причину неспокойного хода поезда.

О недостатках в содержании пути, а тем более о таких, которые угрожают безопасности движения поездов, любой работник пути должен сообщить дорожному мастеру или бригадиру, чтобы они приняли меры для их устранения. При необходимости следует оградить опасное место.

Работа путеизмерительных вагонов организуется по графику, утверждаемому начальником службы пути, с таким расчетом, чтобы основные направления дороги проверялись не реже двух раз в месяц, а остальные - не реже одного раза в месяц. Состояние пути при проходе путеизмерительного вагона непрерывно фиксируется на ленте. Начальник путеизмерительного вагона отмечает грубые неисправности на ленте непосредственно в процессе проверки. Все остальные неисправности отмечаются при расшифровке ленты. Как расшифровывают неисправности, зафиксированные на ленте, и как оценивают путь, изложено далее.

Путеизмерительными тележками путь проверяется по графикам, утверждаемым начальником дистанции пути. Проверка рельсов дефектоекопными вагонами организуется по графикам, утверждаемым начальником службы пути, а съемными дефектоскопами - по графикам, утверждаемым начальником дистанции пути. Периодичность проверки рельсов дефектоскопными вагонами и дефектоскопами определяется состоянием рельсов, выходом их из строя по дефектам, характером развития дефектов, состоянием пути, условиями его эксплуатации и другими местными особенностями.

В зависимости от выхода рельсов по дефектам и пропущенного по ним тоннажа установлены три категории периодичности проверки рельсов: профилактическая, нормальная и усиленная.

Читайте также: