Является ли деятельность граждан сообщающих сведения о месте нахождения скрывшихся преступников

Обновлено: 28.06.2024

Заявление об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.

В заявлении об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю объявить гражданина умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

По делам указанной категории проводится тщательная подготовка дела к судебному разбирательству (гл. 14 и ст. 278 ГПК), в ходе которой судья должен привлечь к участию в деле всех заинтересованных лиц.

В тех случаях, когда гражданин, в отношении которого возбуждено дело об объявлении умершим, пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать гибель от определенного несчастного случая, суд должен истребовать в ходе подготовки дела документы, подтверждающие указанные обстоятельства, а в случае их отсутствия решить вопрос о вызове в судебное заседание свидетелей.

Подготовка дела к судебному разбирательству имеет также целью собирание всех необходимых доказательств, свидетельствующих о действительном отсутствии гражданина в месте постоянного жительства. Поэтому в ходе подготовки дела судья выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут сообщить сведения об отсутствующем гражданине, запрашивает соответствующие организации (органы внутренних дел, воинские части и др.) по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего (ч. 1 ст. 278 ГПК).

При наличии оснований (угроза расхищения, порча имущества) судья может предложить органам опеки и попечительства (но не обязать) назначить доверительного управляющего для охраны имущества отсутствующего гражданина (ч. 2 ст. 278 ГПК).

При рассмотрении дела об объявления лица умершим помимо длительных сроков отсутствия гражданина, имеют значение обстоятельства, угрожавшие смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, а также наличие военных действий и момент их окончания, если умершим объявляется военнослужащий. При объявлении гражданина умершим невозможно с полной достоверностью установить факт его смерти, при таких условиях суд лишь предполагает с той или иной степенью вероятности, что гражданина нет в живых. Это так называемая презумпция смерти. Наличием презумпции смерти данная категория дел отличается от дел по установлению факта смерти гражданина в определенное время при определенных обстоятельствах, а также факта регистрации смерти, когда точно известно, что гражданин умер.

Кроме того, суд выясняет возможные мотивы исчезновения - не скрывается ли пропавший гражданин специально, не препятствует ли обнаружению своего местонахождения. Гражданин не может быть объявлен умершим в тех случаях, когда его отсутствие вызвано стремлением уклониться от исполнения обязательств, от ответственности за совершенное правонарушение, преступление.

В зависимости от наличия или отсутствия вышеуказанных обстоятельств суд своим решением удовлетворяет или отказывает в удовлетворении заявления.

Решение суда об объявлении умершим имеет правопреобразующий характер. При объявлении гражданина умершим большинство из его прав и обязанностей прекращаются, другие претерпевают определенные изменения. Для ряда лиц (к примеру, заявителя, заинтересованных лиц) возникают новые права и обязанности.

Объявление гражданина умершим влечет за собой те же правовые последствия, что и физическая смерть гражданина (ст. 1113 ГК РФ).

Решение суда, которым гражданин объявлен умершим, является основанием для внесения органом записи актов гражданского состояния записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является соответственно основанием для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

РЕГЛАМЕНТ
компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц

I. Общие положения

1. Регламент компетентных органов по осуществлению межгосударственного розыска лиц (далее - Регламент) разработан в целях реализации положений Договора государств - участников Содружества Независимых Государств о межгосударственном розыске лиц от 10 декабря 2010 года (далее - Договор) и определяет единый порядок взаимодействия органов, уполномоченных осуществлять розыск лиц в соответствии с национальным законодательством (далее - компетентные органы).

Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств (далее - БКБОП) оказывает содействие компетентным органам в организации взаимодействия и осуществлении межгосударственного розыска лиц.

2. Межгосударственный розыск лиц - комплекс оперативно-разыскных, поисковых, информационно-аналитических и иных мероприятий с задействованием Межгосударственного информационного банка (далее - МИБ), направленных на:

обнаружение, задержание и заключение под стражу в целях выдачи или осуществления уголовного преследования лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда и уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

установление места нахождения лиц, уклоняющихся от исполнения решений судов по искам;

установление места нахождения лиц, пропавших без вести или утративших связь с родственниками;

установление личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные;

установление личности человека по неопознанному трупу;

предоставление информации обо всех категориях разыскиваемых и устанавливаемых лиц, находящихся за пределами государства - инициатора розыска, но на территориях государств - участников СНГ (далее - Стороны).

4. В ходе проведения межгосударственного розыска лиц могут использоваться информационные системы; создаваться, формироваться, вестись и использоваться банки данных оперативно-справочной, разыскной, криминалистической, экспертно-криминалистической и иной информации о лицах, предметах и фактах; использоваться банки данных других государственных органов и организаций, в том числе содержащие персональные данные, если иное не предусмотрено национальным законодательством.

5. При межгосударственном розыске лиц используются разыскные учеты информационных подразделений всех компетентных органов или иных органов, уполномоченных вести указанные учеты в соответствии с национальным законодательством.

6. Формирование и ведение централизованного учета лиц, объявленных в межгосударственный розыск, а также централизованного учета лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, осуществляются Федеральным казенным учреждением "Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - ФКУ "ГИАЦ МВД России") в рамках МИБ.

Заполнение документов, направляемых в МИБ, осуществляется на русском языке. Одновременно дополнительно допускается заполнение установочных данных разыскиваемых лиц в латинской транскрипции в случае, если указанные сведения содержатся в документах, удостоверяющих личность разыскиваемого лица.Единый порядок заполнения учетных документов определяет ФКУ "ГИАЦ МВД России".

Для приведения в соответствие разыскных учетов информационных подразделений центральных аппаратов компетентных органов или иных органов, уполномоченных вести указанные учеты (далее - центральные информационные подразделения), с централизованным учетом МИБ проводятся ежегодные сверки. Порядок и сроки проведения сверок устанавливаются ФКУ "ГИАЦ МВД России".

7. Компетентные органы Сторон при осуществлении межгосударственного розыска лиц служебную переписку между собой ведут на русском языке.

II. Порядок взаимодействия компетентных органов

8. Взаимодействие компетентных органов по вопросам организации межгосударственного розыска лиц осуществляется через их центральные аппараты или БКБОП, если иное не установлено настоящим Регламентом.

9. Взаимодействие компетентных органов по вопросам осуществления межгосударственного розыска проводится непосредственно между соответствующими территориальными подразделениями компетентных органов.

10. Служебная переписка ведется между компетентными органами и их подразделениями соответствующего уровня путем направления и исполнения запросов и иных обращений (ориентировок, разыскных заданий и т.д.), касающихся осуществления межгосударственного розыска (далее - запрос), в рамках своей компетенции.

Если исполнение запроса не входит в компетенцию органа, получившего запрос, то данный орган передает его соответствующему компетентному органу запрашиваемой Стороны и уведомляет об этом компетентный орган запрашивающей Стороны, направивший запрос.

Запрос исполняется в срок, не превышающий 30 дней с даты его получения.

11. Запросы, направляемые территориальными подразделениями компетентных органов запрашивающей Стороны в центральные аппараты компетентных органов запрашиваемых Сторон и в БКБОП, исполнению не подлежат.

13. В случае получения запроса с наличием фотографии, с указанием особых примет или способа совершения преступления, представляющего оперативный интерес, по решению руководителя территориального подразделения компетентного органа сведения могут быть помещены в соответствующий банк данных оперативной информации.

14. Взаимодействие при проверке разыскиваемых и устанавливаемых лиц, неопознанных трупов по учетам компетентных органов или (и) органов, уполномоченных вести указанные учеты в соответствии с национальным законодательством, осуществляется через их центральные информационные подразделения.

Проверка по централизованным учетам МИБ осуществляется путем направления запросов в ФКУ "ГИАЦ МВД России" через центральные информационные подразделения.

Направление запросов о проверке по учету лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, осуществляется с приложением опознавательной карты (приложение 1).

III. Объявление межгосударственного розыска на территориях Сторон

15. Межгосударственный розыск объявляется в случаях, когда меры, принятые инициатором розыска, не привели к установлению местонахождения или задержанию разыскиваемого лица и (или) имеются основания предполагать, что разыскиваемое лицо выехало или намеревалось выехать на территорию Стороны, не являющейся инициатором розыска, и (или) имеются сведения о наличии родственных и иных связей разыскиваемого на ее территории.

16. Розыск лица, пропавшего без вести, осуществляется компетентным органом Стороны, на территории которой достоверно установлено последнее местонахождение пропавшего.

В случае поступления заявления о безвестном исчезновении лица в компетентный орган Стороны, не являющейся местом его последнего нахождения, указанный компетентный орган принимает меры по установлению последнего достоверного местонахождения пропавшего, сбору идентификационных сведений и других материалов.

Собранный материал с обязательным приложением опознавательной карты и фотографий пропавшего направляется в центральный аппарат компетентного органа либо в уполномоченный центральным аппаратом территориальный компетентный орган для последующего направления в компетентный орган Стороны, на территории которой пропало данное лицо.

Одновременно розыск лица, пропавшего без вести, может осуществляться компетентным органом Стороны, гражданином которой он является.

17. Розыск лица, утратившего связь с родственниками, осуществляется компетентным органом Стороны по месту постоянной регистрации (жительства) заявителя.

Правом подачи заявления об установлении лица, утратившего связь с родственниками, обладают его родственники.

18. Межгосударственный розыск лица объявляется постановлением (приложения 2 и 3) компетентного органа, осуществляющего розыск.

19. Постановление об объявлении межгосударственного розыска направляется инициатором розыска в центральное информационное подразделение.

20. Сведения об объявлении лица в межгосударственный розыск направляются центральными информационными подразделениями в ФКУ "ГИАЦ МВД России" в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях с одновременным приложением соответствующих постановлений об объявлении межгосударственного розыска.

Формат и порядок направления сведений определяет ФКУ "ГИАЦ МВД России".

21. В случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения, места рождения (далее - установочные данные) разыскиваемого лица и (или) реквизита "Мера пресечения" инициатор розыска переобъявляет межгосударственный розыск путем вынесения нового постановления в соответствии с пунктами 18, 19 и 20 настоящего Регламента.

В случае изменения иных реквизитов постановления об объявлении межгосударственного розыска осуществляется коррекция.

Правила заполнения и направления документов при переобъявлении розыска и осуществлении коррекции определяет ФКУ "ГИАЦ МВД России".

22. В отдельных случаях через центральные информационные подразделения возможно направление информации об объявлении (переобъявлении) лица в межгосударственный розыск шифротелеграммой с обязательным последующим направлением в пятидневный срок указанных сведений в порядке, предусмотренном пунктами 19 и 20 настоящего Регламента.

Объявление в розыск шифротелеграммой для компетентных органов Российской Федерации не предусмотрено.

В шифротелеграмме для объявления в межгосударственный розыск в обязательном порядке должны быть указаны установочные данные лица в именительном падеже, категория розыска, статья обвинения, мера пресечения, номер и дата заведения дела по розыску лица, инициатор розыска. При наличии указываются номер и дата уголовного дела, вид и реквизиты документов, удостоверяющих личность.

При переобъявлении розыска в шифротелеграмме должны быть указаны установочные данные лица в именительном падеже, номер циркуляра на объявление розыска, номер и дата заведения дела по розыску лица, инициатор розыска, а также новое и прежнее (имеющееся на момент переобъявления розыска в базе данных МИБ) значение корректируемого реквизита.

23. ФКУ "ГИАЦ МВД России" в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях передает обновленные сведения об объявлении лица в межгосударственный розыск в центральные информационные подразделения для последующего размещения в соответствующих информационных массивах.

24. Сведения для постановки на централизованный учет лица, пропавшего без вести, неопознанного трупа и лица, не способного по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, направляются в ФКУ "ГИАЦ МВД России" в случае, когда принятыми мерами на территории инициатора розыска не удалось установить местонахождение пропавшего без вести, утратившего связь с родственниками, установить личность человека, не способного сообщить о себе установочные данные, или по неопознанному трупу.

Направление сведений осуществляется через центральные информационные подразделения в электронном виде по каналам связи или на оптических носителях с одновременным приложением опознавательных карт.

Формат и порядок направления сведений определяет ФКУ "ГИАЦ МВД России".

IV. Действия компетентных органов при установлении разыскиваемого лица, объявленного в межгосударственный розыск, личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные, или по неопознанному трупу

25. При установлении на территории Стороны, не являющейся инициатором розыска, лица, в отношении которого избрана мера пресечения, не связанная с заключением под стражу, или в отношении которого мера пресечения не избрана, компетентный орган, осуществивший задержание или которому оно передано:

25.1. Информирует инициатора розыска и компетентный орган своего государства, на который возложен розыск лиц этой категории, в установленный национальным законодательством срок.

25.2. Принимает меры к установлению гражданства разысканного лица.

25.3. Согласовывает дальнейшие действия с инициатором розыска.

26. При задержании на территории Стороны, не являющейся инициатором розыска, лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, компетентный орган, осуществивший задержание или которому оно передано:

26.1. Информирует инициатора розыска и компетентный орган своего государства, на который возложен розыск лиц этой категории, в установленный национальным законодательством срок.

Одновременно запрашивает у инициатора розыска документы, являющиеся в соответствии с законодательством Стороны, на территории которой осуществлено задержание, основанием для содержания задержанного лица под стражей.

26.2. Принимает меры к установлению гражданства разысканного лица.

26.3. Направляет информацию надзирающему прокурору или судье.

Вопрос о дальнейшем содержании под стражей задержанного лица решается уполномоченными органами Стороны, на территории которой было осуществлено задержание, в порядке, установленном международными договорами и национальным законодательством этой Стороны.

О принятом решении компетентный орган, осуществивший задержание лица или которому оно передано, уведомляет инициатора розыска в 24-часовой срок.

27. При установлении разыскиваемого лица, содержащегося под стражей в следственном изоляторе, отбывающего уголовное наказание в исправительном учреждении, уведомляются инициатор розыска и компетентный орган своего государства, на который возложен розыск лиц этой категории.

28. При установлении на территории Стороны, не являющейся инициатором розыска, лица, уклоняющегося от исполнения решения суда по иску, компетентный орган, осуществивший задержание или которому оно передано:

28.1. Информирует инициатора розыска об установлении местонахождения разысканного лица с направлением объяснения о причинах его уклонения от исполнения решения суда либо явки в суд.

28.2. Согласовывает дальнейшие действия с инициатором розыска.

29. При установлении компетентным органом местонахождения лица, пропавшего без вести или утратившего связь с родственниками, информируется инициатор розыска, с которым согласовываются дальнейшие действия в отношении разысканного лица.

30. Если разысканное пропавшее без вести либо утратившее связь с родственниками лицо достигло совершеннолетнего возраста, не является психически больным или ограниченно дееспособным и не желает сообщать о себе сведения, то по письменному заявлению последнего адрес его проживания (временного пребывания) лицу, обратившемуся с заявлением о его розыске, не сообщается, о чем уведомляется инициатор розыска.

31. При установлении личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные, или по неопознанному трупу компетентный орган Стороны, осуществивший данные действия, информирует компетентный орган Стороны, являющийся инициатором розыска, и согласовывает с ним последующие действия.

32. При установлении разыскиваемого лица, личности человека, не способного сообщить о себе установочные данные, или по неопознанному трупу центральные аппараты компетентных органов обеспечивают контроль и координацию действий территориальных подразделений, направленных на достижение конечных целей разыскной деятельности и задач уголовного преследования.

V. Прекращение межгосударственного розыска на территориях Сторон

33. Межгосударственный розыск лиц прекращается на основании постановления о прекращении межгосударственного розыска (приложения 4 и 5), которое выносит инициатор розыска в пятидневный срок после прекращения дела по розыску лица.


В России резко вырос невозврат кредитов. Вместо открытого диалога граждане придумывают способы, как избежать встречи с приставом: не живут по прописке, работают неофициально, получают деньги на электронный кошелек или в конверте.

Тогда приставы начинают розыск имущества должника, подключают полицию и ситуация становится серьезной. Как происходит розыск по исполнительным листам в 2022 году, и что делать должнику? Рассказывает наш юрист.

Что ищут приставы: розыск должника или его имущества?

Должником считают человека, у которого есть невыполненные обязательства перед физическим или юридическим лицом, либо бюджетом РФ. Но не любого должника можно объявить в розыск.

Закон устанавливает причины, когда пристав может издавать постановление о розыске, но на практике для розыска нужно требование взыскателя. Розыск должников судебными приставами проводится в отношении гражданина, нахождение которого неизвестно, и есть долг по:

  • кредитам от 10 000 рублей;
  • алиментам;
  • компенсации за нанесенный вред здоровью других граждан;
  • возмещению вреда от преступления;
  • штрафам.

По последним 4 пунктам сумма задолженности не важна для розыска должника.

Стоит ли скрываться?

Смена фамилии и переезд не помогут — пристав запросит информацию о паспортах в ФМС и МВД, и человека найдут.

База розыска на сайте ФССП

База розыска на сайте ФССП

Чаще должники скрывают имущество — переоформляют на других граждан, дарят родственникам или продают, чтобы избежать изъятия и продажи. Пристав на основании заявления кредитора вправе провести розыск имущества должника. Когда у человека нет счетов в банках, он не выходит на контакт, не живет по месту регистрации, будет проводиться его розыск.

При невыплате алиментов возможно возбуждение уголовного дела, назначение принудительных работ по ст. 157 УК РФ.

Если плательщик умер, банк списывает кредит либо направляет требование наследникам. Если должник пребывает в местах лишения свободы, взыскание приостанавливается, либо из дохода осужденного будут удерживать ежемесячно часть оплаты долга.

Причины для объявления в розыск

Заявление о розыске должника

Заявление о розыске должника

Функцией Федеральной службы судебных приставов (ФССП) является исполнение судебных актов — изъятие вещей должника, принудительное взыскание долга, перерегистрация прав. Взыскатель вправе сообщить приставу место работы и проживания неплательщика, список его собственности. Эту же информацию пристав получает самостоятельно, подав запрос в государственные органы.

Должник обязан оповещать ФССП о переезде или о смене работы. Если местонахождение неплательщика и его имущества неизвестно, объявляется розыск. Это касается и случаев, когда человек уклоняется от явки в ФССП.

Согласно закону № 229-ФЗ, розыск объявляют в соответствии с такими правилами:

  1. Пристав вынес постановление о начале розыскного режима, постановление утвердил руководитель отдела ФССП.
  2. Когда постановление издано, начинается комплекс розыскных мероприятий, в числе которых ограничения для должника: запрет на выезд в другую страну, лишение водительских прав, арест и др.

Розыск имущества должника в исполнительном производстве объявляют по месту:

  • исполнения — там, куда подан исп. лист;
  • хранения активов неплательщика;
  • адресу кредитора;
  • по последнему известному адресу проживания обязанного лица.

В постановлении перечисляют розыскные мероприятия. Когда имущество найдут, документ будет отменен. Далее производство продолжат по обычным правилам — собственность арестуют, изымут, оценят и продадут с торгов.

Кто объявляет в розыск имущество должника

Постановление о том, что гражданина или его имущество объявляют в розыск, может издавать специалист Федеральной службы приставов. Взыскатель вправе ходатайствовать о розыске имущества или самого должника, оформить обжалование в случае отказа.

Согласно статье 65 закона № 229-ФЗ розыск должника по исполнительному производству производится в следующих случаях:

  • размер взыскания составляет больше 10 тысяч рублей;
  • осуществляется взыскание алиментов или ущерба здоровью и жизни человека (сумма установлена судом).

В одном из этих случаев пристав по собственной инициативе или по заявлению взыскателя издает постановление о начале розыска.

Лица, не являющиеся сотрудниками ФССП, не могут объявить должника в розыск. Если же гражданин стал фигурантом уголовного дела (к примеру, злостное уклонение от уплаты алиментов), его розыск будет проведен на основании Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Как проводится розыск гражданина

Сбор информации

Специалист ФССП после объявления человека в розыск начинает собирать информацию о его месте нахождения, привлекает к этому другие гос. органы.

Закон дает приставам перечень действий для розыска должника:

  • право получать сведения о банковских счетах гражданина;
  • направление поручений и запросов по всем известным местам, где появлялся неплательщик;
  • обработка персональных данных;
  • получение данных из государственных реестров;
  • запрос данных из миграционной службы;
  • проверка личности гражданина по всем возможным документам. Например, ГИБДД уведомит приставов, если должник засветится при проверке документов;
  • опрос граждан, в рамках которого пристав наводит справки, изучает и изымает из пользования документы, устанавливает личность;
  • осмотр и арест движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит должнику.

Некоторые поручения выполняют сотрудники ФССП и полиция в других городах. Проводятся совместные рейды сотрудников ФССП и ГИБДД с целью обнаружения разыскиваемых лиц на дороге, в ходе выборочной проверки документов.

По заявлению взыскателя пристав использует информацию, которую взыскатель получил в частном порядке. К примеру, в банках работает служба безопасности, по долгам от 5 миллионов они нанимают детектива, чтобы найти должника. Банк вправе передать документы, фото и видеоматериалы приставу для обработки.

Сколько времени продолжается розыск?

В законе не установлен срок розыскной деятельности. Постановление действует, пока не обнаружен должник или его имущество, либо дело не прекратится по основаниям, прописанным в законе.

Особое правило действует по делам об уплате алиментов. Если за 12 месяцев не обнаружено место жительство обязанного лица, пристав:

  • сообщает взыскателю о действиях, которые проделаны в ходе розыска;
  • разъясняет, что взыскателя есть право обратиться в суд, чтобы объявить неплательщика пропавшим без вести.

Но если взыскатель не использует свое право, исполнительный розыск продолжится.

Какие действия выполняются при обнаружении обязанного лица

Если в ходе розыска должник найден, производство возобновляется в соответствии с законом. Пристав отменяет розыскное постановление и начинает стандартные меры принудительного исполнения:

  • направляет документы на работу для удержания зарплаты;
  • накладывает арест на банковские карты и счета;
  • имущество должника подлежит аресту и продаже;
  • вводятся ограничения на передвижение.

Если обнаружено уклонение от исполнительного производства, злостная неуплата алиментов или неуведомление о смене места жительства, на гражданина могут открыть уголовное или административное производство.

Как написать заявление на розыск?

Строгого образца заявления не существует — оно пишется по типовой форме.

В документе должна быть указана информация:

  • фамилия, имя и отчество просителя;
  • основание для розыска — номер дела;
  • информация о производстве;
  • личные данные ответчика;
  • статья закона, регулирующего вопрос;
  • информация о должнике и месте, где он может проживать.

Истец может всячески помогать приставам в поиске неплательщика — представить всю информацию, которая известна: о месте работы, подработки, временного пребывания, круге общения, аккаунтах в социальных сетях, наличии электронных кошельков.

В то же время, если ответчик не скрывается, рекомендуем не обострять ситуацию — розыск судебными приставами имеет правовые последствия.

Как проводится розыск имущества

Общий порядок

Процедура проводится при определенных обстоятельствах:

  • есть постановление о возбуждении судебного производства;
  • оформлен исполнительный документ.

Розыск имущества возможен при банкротстве гражданина в Арбитражном суде. Здесь процедурой рулит не пристав, а финуправляющий. В розыск объявляют отсутствующего должника или его имущество, если известно, что банкрот состоятельнее, чем хочет казаться.

Розыск проводится, когда на банкротство гражданина подает банк, поэтому выгоднее и безопаснее банкротиться по своей инициативе. Как подать на банкротство, если нечем платить банкам, мы рассказали здесь.

Акт об аресте имущества

Акт об аресте имущества

Арест имущества производится после описи. Определить стоимость активов можно по соглашению сторон. Если соглашения нет, стоимость определяется по рыночным ценам с привлечением оценщика. Опись и арест происходят в такой последовательности:

  1. наличные деньги и банковские счета;
  2. предметы техники;
  3. мебель;
  4. недвижимость;
  5. движимое имущество.

Для изъятия вещей обязательно присутствие понятых. Опись, изъятие и передача на хранение имущества должника сопровождаются составлением акта, в котором подписываются понятые, пристав, представители должника.

Если имущество принадлежит супругам

Имущество, которое супруги нажили в браке, считается совместным. То есть каждый является собственником половины этого имущества. Эта половина выступает объектом взыскания в рамках исполнительного производства.

К совместному имуществу относят вещи, которые приобретены в период брака. Если у должника есть активы на праве совместной собственности, арест налагают на принадлежащую ему долю.

Что делать, если бывший муж не платит кредит?

Как это происходит?

На практике взыскание совместной собственности является последней мерой, когда личного имущества для погашения долга не хватает. Приставы не хотят затрагивать интересы супруга должника — это всегда повод для жалобы. Но в РФ муж и жена часто покупают машину или, например, строят по ДДУ квартиру без выделения долей.

Если обнаружено общее имущество супругов, в котором доля должника не выделена, пристав наложит арест на весь объект и уведомит взыскателя о праве подать в суд для выделения доли неплательщика в имуществе.

Если наложен арест, второй супруг может выразить несогласие арестом его активов или подать в суд заявление о выделе долей в общем имуществе и снятии ареста.

После судебного раздела долей имущество продают на торгах. Если оно является неделимым, продают весь объект, затем деньги от реализации доли должника направляются кредиторам, а на счет второго супруга перечисляется его доля.

Если имущество находится за границей

Служба судебных приставов может арестовать имущество должника, которое находится в другом государстве, если между странами заключен международный договор о правовой помощи.

Сложность в том, что нет четкого объяснения о правилах признания судебного решения, что позволяет широко толковать эту тему в иностранных судах. В то же время исполнительное производство будет происходить по тем нормам, которые установлены на территории иностранного государства.

Могут ли банки и коллекторы помогать приставам в розыске имущества должника?

Коллекторы

В 2016 году России был принят закон о коллекторах, который привел в порядок деятельность таких компаний. Если ранее их никто не контролировал, то сейчас за коллекторами следит ФССП.

Коллекторские агентства сотрудничают с судебными приставами, ведь цели их работы совпадают.

Сами коллекторы не могут объявлять розыск или арест имущества должника.

Полиция

В 2018 был издан приказ о сотрудничестве судебных приставов и полицейских. Эти органы получили инструкции, как разыскивать неплательщиков, их имущество, защищать права пострадавших, пресекать действия нарушителей.

Служба судебных приставов и полиция — это два ведомства, но они сотрудничают при розыске должника. По запросу пристава МВД может сообщить сведения о регистрации гражданина, участковый может съездить по адресу места пребывания должника.

Например. Производится розыск автомобиля приставами, нужна информация о ТС, сделан запрос в ГИБДД. Пристав отправляет запрет на регистрацию — чтобы машину нельзя было продать, подарить.

Проверить, находится ли машина в аресте или розыске, можно онлайн на сайте ГИБДД.

Помощь полиции требуется приставам в таких случаях:

  • разыскать должника, его местоположение, его родственников;
  • неплательщика нужно выселить из квартиры, но он отказывается покидать помещение;
  • есть автомобиль, но приставы не могут его найти.

Взаимодействие с МВД делает розыск должника и его имущества быстрее.

Наши услуги и цены

  • Вы рассказываете о своей проблеме, задаете вопросы;
  • Юрист уточняет необходимые сведения, анализирует ситуацию, рассказывает варианты развития событий;
  • Вместе выбираете выгодный вариант — банкротство, рефинансирование, просто жалоба на коллекторов или банк;
  • Юрист рассказывает, как подготовиться, где взять документы, и что делать, в вашем случае.
  • Проверка и фиксация долгов и производств в ФССП, оценка имущества и оспоримости сделок за 3 года
  • Составление заявления и списка кредиторов
  • Подача заявления о банкротстве в МФЦ по доверенности
  • Работа с банками и коллекторами — уведомление об отказе от взаимодействия, жалобы в прокуратуру и в ФССП при нарушениях
  • Представление интересов юристом в случае возражений со стороны кредиторов
  • Через полгода получение в МФЦ решения о признании вас банкротом и списании долгов.
  • Составление заявления о банкротстве
  • Сбор необходимых документов
  • Госпошлина и вознаграждение арбитражного управляющего
  • Представление интересов юристом на судебном заседании по введению процедуры банкротства
  • Полное сопровождение процедуры банкротства финансовым управляющим

Последствия — как пристав проводит торги

После нахождения активов неплательщика пристав решает вопрос об аресте. В отношении недвижимости все просто — приставы-исполнители выезжают по адресу, описывают, отправляют распоряжение на арест в Росреестр. Если недвижимость — не единственное жилье, ее оценят и продадут.

Арест имущества должника судебными приставами

Единственную квартиру или дом могу арестовать, но запретить пользоваться и изъять не вправе, поэтому в Росреестре будет значиться запрет на регистрационные действия — ее нельзя продать, подарить, обменять.

Если приставы-исполнители арестовали движимое имущество (например, автомобиль), пристав просит должника предоставить его для описи, далее принимает решение, кому его передадут на хранение. В качестве ответственного лица выступает сам должник, а если машина — источник его дохода, но право пользования ей будет ограничено.

Если есть подозрения, что имущество может быть специально испорчено, скрыто, отчуждено или растрачено, в качестве ответственного за хранение лица назначат специальную организацию. Пристав определяет порядок хранения, предупреждает об уголовной ответственности при нарушении законодательства.

После этого пристав проводит оценку имущества. Если в результате предварительной оценки получилось больше 30 тысяч рублей, он должен привлечь к процедуре оценщика.

Если рыночная цена арестованных средств не выше 30 тысяч рублей, пристав предлагает неплательщику продать собственность, а потом перечислить средства на указанный расчетный счет. Так гражданин получает возможность продать вещи быстрее и выгоднее.

При стоимости свыше 30 тысяч организуются торги. Сроки реализации — от трех месяцев до года.

Что будет, если скрываться от приставов, и как легально выйти из ситуации? Не стоит бегать от приставов, это уголовно наказуемое деяние. Даже если нечем платить — нужно явиться в отдел ФССП. Сообщить, что не получали повесток, не видели звонков, не открываете дверь из-за коронавируса (самоизолировались на даче). Законно списать долги можно через банкротство, тогда претензии банков, МФО и коллекторов будут сняты.

Как действовать в вашей ситуации, как поступить, если вас объявили в розыск — спросите наших юристов. Консультация по телефону бесплатно! Позвонить.


Адвокаты поддержали выводы Верховного Суда. По мнению одного из них, в решении отчетливо прослеживается подход ВС, при котором оценка действий должника происходит не по формальным признакам, а при объективном изучении обстоятельств дела. Другой предположил, что впоследствии высшая судебная инстанция разъяснит алгоритм выявления центра экономических интересов граждан.

25 июля Верховный Суд РФ вынес Определение № 306-ЭС19-3574 по делу об оспаривании кредитором территориальной подсудности дела о банкротстве должника, заподозренного в манипулировании ею.

Суды не выявили злоупотребление правом должника при смене места регистрации перед банкротством

В сентябре 2017 г. Шота Элишакашвили обратился в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании банкротом предпринимателя Романа Шамира. В обоснование своих требований заявитель ссылался на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 31 мая 2017 г. по делу № 02-2632/2017 ∼ М-2389/2017. Согласно этому судебному акту трое граждан (Роман Шамир, Габриел Бен-Эли и Мераби Бен-Эл) несли солидарную ответственность перед кредитором по погашению задолженности на сумму свыше 6,2 млн руб. Данная сумма включала задолженность по договорам займа и поручительства, проценты по займу, пени и судебные расходы.

ВС защитил право кредиторов на обжалование решения суда, вынесенного до их вступления в дело о банкротстве

Суд подтвердил, что появление объективной возможности принять меры к получению статуса конкурсного кредитора лишь после введения первой процедуры банкротства является основанием для восстановления срока на обжалование ранее вынесенных решений по делу

Тем не менее арбитражный суд признал Романа Шамира банкротом и ввел в отношении должника процедуру реализации его имущества. Денежные требования Шоты Элишакашвили были включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника. Решение суда первой инстанции впоследствии устояло в апелляции и кассации.

Суды отклонили доводы банка о нарушении подсудности и указали на соблюдение данных правил. Со ссылкой на соответствующие нормы Законов о банкротстве, регистрационном учете граждан, а также госрегистрации юрлиц и ИП они отметили, что дела о банкротстве граждан рассматривает арбитражный суд по месту жительства гражданина-должника, а последним таким местом в рассматриваемом деле является г. Михайловка. Кроме того, при вынесении своих решений суды опирались, в частности, на факт встречи финансового управляющего с представителем должника по месту новой регистрации и аренду Романом Шамиром земельного участка в этом регионе с целью ведения бизнеса.

Верховный Суд в очередной раз высказался против банкротного туризма

В кассационной жалобе в Верховный Суд РФ банк просил отменить судебные акты, ссылаясь на применение названных норм права без учета недобросовестного поведения должника по фиктивной смене места регистрации. Заявитель полагал, что Роман Шамир фактически не проживает в Волгоградской области, а манипулирование должником территориальной подсудностью не оценено нижестоящими судами в качестве злоупотребления правом.

Изучив материалы дела № А12-34933/2017, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда нашла обоснованными доводы кассационной жалобы банка. Со ссылкой на положения Закона о банкротстве, ГК и АПК РФ Суд напомнил, что дела о банкротстве гражданина (в том числе ИП) рассматриваются арбитражным судом по месту его жительства, которым признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Высшая судебная инстанция также подчеркнула, что для определения судом территориальной подсудности дела о банкротстве гражданина, по общему правилу, достаточно наличия документов, удостоверяющих регистрацию должника в органах регистрационного учета по месту жительства в России, или выписки из ЕГРИП.

Как пояснил Суд, искусственное изменение территориальной подсудности дела о банкротстве путем формальной смены должником регистрационного учета без фактического его переезда свидетельствует о злоупотреблении им своими правами

Судебная коллегия также указала, что арбитражный суд не вправе уклониться от оценки доводов участвующих в деле о банкротстве лиц о злоупотреблениях должника, выразившихся в манипулировании территориальной подсудностью. В целях проверки достоверности сведений о месте жительства должника арбитражный суд вправе не ограничиваться запросом данных о его месте жительства в органах регистрационного учета, а должен провести более глубокую проверку.

Верховный Суд не согласился с выводами нижестоящих судебных инстанций

Верховный Суд также отметил, что встреча финансового управляющего с представителем должника по месту регистрации Романа Шамира сама по себе не подтверждает факт проживания последнего в этом месте. Должник предпринял действия по регистрации бизнеса в Волгоградской области сразу же после того, как банк впервые озвучил в суде довод о его фиктивном переезде на новое место жительства.

В связи с этим Верховный Суд отменил судебные акты нижестоящих инстанций и передал дело на рассмотрение Арбитражного суда г. Москвы.

По его мнению, немаловажным условием для установления злоупотребления правом при манипулировании подсудностью является установление умысла должника именно на смену подсудности, поскольку сам по себе факт смены места жительства перед началом процедуры банкротства не может свидетельствовать о намерении искусственно сменить подсудность.

Читайте также: