В чем состоит сущность рефлексивного подхода к информационному обеспечению рынка информационных

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Марфина К.А., студент группы 22ПОм 182-2

Ключевые слова: рефлексия; педагогика; рефлексивный подход; психология; саморазвитие; самоанализ; модель рефлексивного механизма; функции рефлексии; классификация рефлексии.

Повышенный интерес к введению рефлексивного подхода в педагогическую практику появился с ростом доступности научной информации в мире. Основной целью образования становится формирование у личности навыка постоянного саморазвития. Этот навык важен как готовым специалистам, так и тем, кто только становится на свой профессиональный путь. На основании исследований Л.П.Гимпель, оценка эффективности развития данного навыка осуществляется ими посредством рефлексивного подхода. Основной составляющей рефлексивного подхода является сама рефлексия.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что рефлексия - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, – в традиционном смысле, – на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д

При рассмотрении рефлексии с точки зрения психологии, выделяют три основных процесса: 1) обращение назад; 2) познание личностью своего внутреннего мира; 3) постижение личностью социальной окружающей действительности.

В рамках нашего исследования процесс саморазвития и саморегуляции личности рассматривается с точки зрения педагогической практики. С учетом разделения С.Ю. Степанова и И.Н. Семенова выделяется следующая классификация рефлексии:

1) кооперативная рефлексия, которая осуществляет реорганизацию коллективной деятельности;

2) коммуникативная рефлексия, которая способствует смене сложившихся ранее представлений субъектов взаимодействия друг о друге;

3) личностная рефлексия, которая способствует самоопределению личности и обоснованию им индивидуального права на некоторую степень отклонения от первоначального алгоритма с учетом специфики особенностей возникшей нестандартной ситуации;

4) интеллектуальная рефлексия, которая осуществляет, как переосмысление, так и преобразование начальной модели самого объекта в наиболее адекватную, основываясь на вновь поступившей информации о нем.

Данная классификация позволяет экстраполировать степень зависимости конкретных функций рефлексии от разнообразия ситуаций, возможных в педагогическом процессе, рассматривая рефлексию как специальный механизм самопознания и активного переосмысления личностью своего индивидуального сознания, посредством которого возможно ее дальнейшее самосовершенствование и рост успешности в осуществляемой ею деятельности и общении.

А.А. Тюков выделил шесть этапов в последовательности работы рефлексивного механизма:

1. Рефлексивный вывод – осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

2. Интенциональность (интенция – направленность) - направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3. Первичная категоризация – выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.

4. Конструирование системы рефлексивных средств – выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания – проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.

6. Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

Необходимо отметить, что педагогика способна аккумулировать все аспекты рефлексии, отмеченные нами как в философии, так и психологии. Одной из особенностей педагогической рефлексии выступает ее устремленность на глубокий самоанализ. Модернизация и связанные с ней процессы, проистекающие как в современной системе образования (такие как необходимость перехода с традиционного на личностноориентированное, гуманистическое обучение), так и в обществе в целом, выдвигают достаточно высокие требования к уровню сформированности рефлексии сознания человека и повышенному чувству ответственности за другого человека.

Исходя из вышесказанного, рефлексивный подход можно отнести к числу тех педагогических подходов, методологические основания которых построены на онтологических представлениях различных гуманитарных наук (философии, антропологии, социологии, культурологии и др.). Рефлексия способствует самообучению, самоанализу и самоконтролю на всех этапах обучения, позволяет нам не только разобраться в себе, но и дает возможность понять окружающих нас людей. Таким образом, рефлексивный подход в педагогической науке можно рассматривать как самостоятельный подход на основании наличия глубокой гуманитарной базы и особой ценностной ориентацией.

Белякова, Е. Г. (2010) Модель смыслоориентированного образования // Знание. Понимание. Умение. 3. С

Гимпель, Л. П. (2010) Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. 1. Часть I. [Электронный ресурс] // СибАк. URL: pedagog/i/35242 (дата обращения: 22.10.2018).

Джига, Н.Д. (2009) Самоуправление, самоизменение личности студента как фактор успешности развития // Знание. Понимание. Умение. 3. С

Кессиди, Ф. Х. (1988) Сократ. 2-е изд., доп. М. : Мысль. 220 с.

Коршунова, И. Г. (2015) Способы применения рефлексивного подхода в профессиональной подготовки будущих специалистов (педагогический аспект) // Инновационная наука С

Локк, Дж. (1960) Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Избранные философские произведения : в 2 т. М. : Соцэкгиз. Т. I. 254 с.

В статье исследованы концепции, подходы и область применения рефлексивного управления. Рефлексивное управление представлено как взаимодействие двух интерферирующих функций когнитивной и воздействующей. Изложен механизм интерпретации проблемного пространства на основе разработанной рефлексивной воронки восприятия и выявлена специфика применения рефлексивного подхода к решению сложных проблем.

Ключевые слова: рефлексия, рефлексивное управление, проблемное пространство

1) быстрые изменения в технике;

2) возросшая скорость перемен и необходимость реагировать на них;

3) упор на развитии взаимоотношений и создании взаимодействия типа

В общепринятом определении рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отражение), форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека [1]. Одна из центральных фигур в становлении и развитии проблематики философского аспекта рефлексивных процессов является Г. П. Щедровицкий (1929-1994). Г.П. Щедровицкий — один из основателей Московского логического кружка (с 1952 года; в кружок также входили Б. А. Грушин, А. А. Зиновьев и М. К. Мамардашвили) и идейный и организационный лидер его непосредственного продолжения — Московского методологического кружка (ММК) [8]. Рефлексия интересовала Г.П. Щедровицкого, прежде всего, с точки зрения метода развертывания схем деятельности, т.е. формальных правил, управляющих конструированием, или, при другой интерпретации, изображением механизмов закономерностей естественного разви­тия деятельности [7].

Сферой активного взаимодействия субъектов является и рынок. Неслучайно, что один из самых удачливых биржевых игроков нашего вре­мени Джордж Сорос, обобщил свой опыт действий мировых фондовых рынках в понятия, по существу, совпадающих с теми, которые были ранее введены В. Лефевром. Дж. Сорос приблизил проблему рефлексии к общепринятому пониманию, а именно представил рефлексивное управление как взаимодействие интерферирующих функций когнитивной и воздействующей.

Идея, лежащая в основе практически всех концептуальных пост­роений Дж. Сороса, гениально проста: психология участников любо­го исторического процесса является его неотъемлемой компонентой и, находясь в непрерывном взаимодействии с реальностью, образует рефлексивный процесс [3].

Взаимосвязь между мышлением субъекта и ситуацией, в ко­торой он участвует, представляется двумя функциональ­ными зависимостями: познание ситуации – как когнитивная функция, а воздейст­вие умозаключений на ситуацию в реальном мире — воздейст­вующей или активной функцией. В когнитивной функции вос­приятия участником ситуации зависят от ситуации; в воздействующей функ­ции восприятия участников влияют на ситуацию [9].

Таким образом, управление – это постоянное решение потока проблем, которые порождает динамично изменяющаяся внешняя и внутренняя среда, а так же результат итерации когнитивной и воздействующей функции. Следовательно, управление находится в пространстве проблем.

Сегодня для выполнения своих обязанностей менеджеру необходимо ежедневно перерабатывать огромное количество информации, зачастую принимать решения на основе интуиции по причине отсутствия времени для детального изучения проблемного пространства. На фоне постоянно возрастающей конкуренции возрастает риск принятия неверного решения, то есть пространства решений, которое является заведомо уже проблемного пространства, последствием которого может стать общее снижение конкурентоспособности предприятия.

Чтобы снизить возможные риски принятия неверного решения необходимо ввести в данный процесс элемент рефлексивности, то есть сделать управление - рефлексивным. Для расширения доступного пространства требуются определенные когнитивные интерактивные навыки. Требуются они и для того, чтобы обнаружить и определить исходное проблемное пространство. Таким образом, эффективное решение проблем включает два этапа:

1) расширение и углубление восприятия проблемного пространства;

2) определение или создание какой-либо области пространства решений, достаточно обширной, чтобы охватить все значимые аспекты проблемного пространства (рис. 1).

Информационное обеспечение — это набор единых правил системы классификации и кодировки информационных данных, универсальных систем документов, структуры потоков информации, которые перемещаются в организациях, а также методики формирования массивов данных.

Сущность информационного обеспечения

Предназначением информационного обеспечения является оптимальный по скорости поиск актуальных и проверенных данных, предназначенных для помощи в формировании решений по управлению различными организациями. Информационное обеспечение считается базовым компонентом при комплексной реализации систем информационных технологий, которые определяют организационные вопросы, а также аппаратный и программный комплексы.

Под информационным обеспечением понимается набор правил и методических указаний, которые служат для предоставления пользователям необходимых данных. Информационное обеспечение, как правило, имеет в своём составе следующие компоненты:

  1. Набор справочников, информационной классификации, то есть это обеспечение справочными и нормативными материалами.
  2. Универсальных документационных системных структур.
  3. Массивов информационных данных, имеющих специализированную структуру.

Компоненты информационного обеспечения

Справочное информационное обеспечение включает в свой состав федеральные, ведомственные и локальные информационные массивы. Федеральное справочное информационное обеспечение имеет в своём составе законодательные акты и разную другую документацию, такую как ГОСТы и другую документацию федерального уровня. Ведомственные массивы включают данные и регулирующие нормативы в области, для которой разработана данная информационная технология. Локальные массивы данных предназначены для разрешения прикладных проблем, локального характера.

Готовые работы на аналогичную тему

Система классификаторов предназначается для решения следующих проблем:

  1. Обеспечить однозначное и точное представление данных при заполнении разнообразной исходной документации.
  2. Сделать адекватным отображение данных в разных системах обработки данных.
  3. Обеспечить обменные операции в сфере информационного обеспечения.

Федеральные классификаторы включают в свой состав:

  • Общероссийская классификация административного и территориального подразделения (ОКАТО).
  • Общероссийская классификация информации о гражданах.
  • Общегосударственная классификация продукции (ОКП).
  • Общегосударственная классификация производственных специальностей, инженерных должностей и тарификации разрядов (ОКПДТР).
  • Ведомственная классификация, включающая идентификационные номера налогоплательщиков.

Информационные массивы содержат данные по отдельным сферам, которые сформированы специально в формате базы данных. В сфере информационных технологий данными является информация, которая представлена в формате, подходящем для её трансляции и анализа при помощи автоматических или автоматизированных систем. Под базами данных понимается организованная специальным образом структура данных в форме таблицы, где столбцы были полями, а в строки писались данные базы.

Формирование базы данных при её практической реализации состоит из следующих этапов:

Выполнение обследования каждого функционального подразделения организации, целью которого является:

  • Выяснить специфические особенности и принцип её работы.
  • Выяснить построение структурной организации потоков информации.
  • Выполнить анализ работы имеющейся системы оборота документов.
  • Осуществить определение информационных объектов и соответствующих параметров и характеристик, которые описывают их свойства и предназначение.

Формирование концепции информационного и логического моделирования данных для выбранной для обследования на первом этапе области работы. В такой модели необходимо установить и оптимизировать все взаимосвязи среди объектов и их реквизитов. Информационная и логическая модель должна служить основанием, на котором будет сформирована база данных.

Иногда в составе информационного обеспечения можно выделить ещё один компонент, а именно схемы информационных потоков. Эти схемы отображают направления перемещения информационных данных и их размеры, точки появления исходной информации и применения результирующих данных. Выполнение анализа потоков информации должно выполняться для повышения их организационного уровня, скорости трансляции и переработки информации, которая поступает от источников к потребителям.

Формирование структурных схем потоков информации даёт возможность:

  1. Исключить дубляж и присутствие информации, которая не будет использоваться.
  2. Классифицировать и представить информацию в рациональном формате.

Необходимо детально рассматривать взаимосвязь перемещения информационных данных по управленческим уровням. Каждый исполнитель должен получать лишь необходимую ему информацию. То есть, для формирования информационного обеспечения нужно выполнить следующие действия:

  1. Сформулировать в ясной и чёткой форме цели, задачи, функции общей управляющей системы.
  2. Представить перемещение информационных данных от точки их появления и до момента их применения в форме схем потоков информации.
  3. Применить системы кодирования и классификации.
  4. Усовершенствовать систему оборота документов.
  5. Составить концептуальные информационные и логические модели, которые отражают взаимные информационные связи.
  6. Организовать информационные массивы на различных информационных носителях, что предполагает присутствие новейшего технического оборудования.

Каждый компонент управляющей системы должен быть обеспечен всей требуемой информацией для осуществления своих функций в рамках имеющихся полномочий. Информационную систему нельзя строить на принципах информационного монополизма или жёстких ограничений в информационном обеспечении.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Марфина К.А., студент группы 22ПОм 182-2

Ключевые слова: рефлексия; педагогика; рефлексивный подход; психология; саморазвитие; самоанализ; модель рефлексивного механизма; функции рефлексии; классификация рефлексии.

Повышенный интерес к введению рефлексивного подхода в педагогическую практику появился с ростом доступности научной информации в мире. Основной целью образования становится формирование у личности навыка постоянного саморазвития. Этот навык важен как готовым специалистам, так и тем, кто только становится на свой профессиональный путь. На основании исследований Л.П.Гимпель, оценка эффективности развития данного навыка осуществляется ими посредством рефлексивного подхода. Основной составляющей рефлексивного подхода является сама рефлексия.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что рефлексия - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, – в традиционном смысле, – на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т. д

При рассмотрении рефлексии с точки зрения психологии, выделяют три основных процесса: 1) обращение назад; 2) познание личностью своего внутреннего мира; 3) постижение личностью социальной окружающей действительности.

В рамках нашего исследования процесс саморазвития и саморегуляции личности рассматривается с точки зрения педагогической практики. С учетом разделения С.Ю. Степанова и И.Н. Семенова выделяется следующая классификация рефлексии:

1) кооперативная рефлексия, которая осуществляет реорганизацию коллективной деятельности;

2) коммуникативная рефлексия, которая способствует смене сложившихся ранее представлений субъектов взаимодействия друг о друге;

3) личностная рефлексия, которая способствует самоопределению личности и обоснованию им индивидуального права на некоторую степень отклонения от первоначального алгоритма с учетом специфики особенностей возникшей нестандартной ситуации;

4) интеллектуальная рефлексия, которая осуществляет, как переосмысление, так и преобразование начальной модели самого объекта в наиболее адекватную, основываясь на вновь поступившей информации о нем.

Данная классификация позволяет экстраполировать степень зависимости конкретных функций рефлексии от разнообразия ситуаций, возможных в педагогическом процессе, рассматривая рефлексию как специальный механизм самопознания и активного переосмысления личностью своего индивидуального сознания, посредством которого возможно ее дальнейшее самосовершенствование и рост успешности в осуществляемой ею деятельности и общении.

А.А. Тюков выделил шесть этапов в последовательности работы рефлексивного механизма:

1. Рефлексивный вывод – осуществляется тогда, когда другими средствами и способами невозможно познать другого человека и самого себя.

2. Интенциональность (интенция – направленность) - направленность на объект рефлексирования, выделение его среди других объектов.

3. Первичная категоризация – выбор первичных средств, с помощью которых осуществляется рефлексирование.

4. Конструирование системы рефлексивных средств – выбранные первичные средства объединяются в некоторую систему, что дает возможность более целенаправленно и обоснованно проверить рефлексивный анализ.

5. Схематизация рефлексивного содержания – проводится за счет использования разных знаковых средств: образов, символов, схем, языковых конструкций.

6. Объективизация рефлексивного описания – оценка и обсуждение полученного результата; в случае, когда результат неудовлетворителен, процесс рефлексии запускается вновь.

Необходимо отметить, что педагогика способна аккумулировать все аспекты рефлексии, отмеченные нами как в философии, так и психологии. Одной из особенностей педагогической рефлексии выступает ее устремленность на глубокий самоанализ. Модернизация и связанные с ней процессы, проистекающие как в современной системе образования (такие как необходимость перехода с традиционного на личностноориентированное, гуманистическое обучение), так и в обществе в целом, выдвигают достаточно высокие требования к уровню сформированности рефлексии сознания человека и повышенному чувству ответственности за другого человека.

Исходя из вышесказанного, рефлексивный подход можно отнести к числу тех педагогических подходов, методологические основания которых построены на онтологических представлениях различных гуманитарных наук (философии, антропологии, социологии, культурологии и др.). Рефлексия способствует самообучению, самоанализу и самоконтролю на всех этапах обучения, позволяет нам не только разобраться в себе, но и дает возможность понять окружающих нас людей. Таким образом, рефлексивный подход в педагогической науке можно рассматривать как самостоятельный подход на основании наличия глубокой гуманитарной базы и особой ценностной ориентацией.

Белякова, Е. Г. (2010) Модель смыслоориентированного образования // Знание. Понимание. Умение. 3. С

Гимпель, Л. П. (2010) Педагогическая рефлексия в структуре профессиональной деятельности / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии : сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. 1. Часть I. [Электронный ресурс] // СибАк. URL: pedagog/i/35242 (дата обращения: 22.10.2018).

Джига, Н.Д. (2009) Самоуправление, самоизменение личности студента как фактор успешности развития // Знание. Понимание. Умение. 3. С

Кессиди, Ф. Х. (1988) Сократ. 2-е изд., доп. М. : Мысль. 220 с.

Коршунова, И. Г. (2015) Способы применения рефлексивного подхода в профессиональной подготовки будущих специалистов (педагогический аспект) // Инновационная наука С

Локк, Дж. (1960) Опыт о человеческом разумении // Локк Дж. Избранные философские произведения : в 2 т. М. : Соцэкгиз. Т. I. 254 с.

Читайте также: