Является ли чечня дотационным регионом
Обновлено: 18.05.2024
Российские регионы сильно различаются по уровню экономического развития и бюджетных доходов. На это влияет множество факторов – от географического положения и ресурсной базы до развитости институциональной среды.
Такая неоднородность приводит к необходимости искусственного выравнивания бюджетной обеспеченности, чтобы помочь регионам, у которых не хватает собственных денег для финансирования расходов. Помощь федерального Правительства регионам называется межбюджетными трансфертами. Их можно разделить на 4 основные категории:
- Дотации. Регионы тратят деньги преимущественно на свое усмотрение, большая часть – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые считаются по определенной формуле и учитывают региональное неравенство.
- Субсидии. Регионы и федеральное Правительство софинансирует конкретные расходы в определённых пропорциях (например, субсидии важной для региона отрасли экономики федеральное Правительство финансирует на 70%, а регион на 30%).
- Субвенции. Целевые расходы на выполнение федеральных полномочий. Например, регион получает деньги на обеспечение жильем ветеранов.
- Иные и прочие трансферты. Выделяются на определенные функции, например, на особые экономические зоны или конкретные региональные проекты.
Размер значительной части трансфертов зависит от уровня регионального и корпоративного лоббизма.
В 2019 году общая сумма трансфертов – 2,6 трлн рублей. В структуре преобладают дотации, хотя их доля в последние годы сильно колебалась – от 30% до 48%. Также стал увеличиваться вклад иных трансфертов, например, на нацпроект по дорожному строительству и безопасности в 2019 году выделено 122 млрд рублей.
roskazna.ru" data-image-author https://notboringeconomy.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Нескучная экономика" data-image-src="https://leonardo.osnova.io/1a3ce2df-95ed-570d-ba92-ece27019a9c6/">
Зависимость региональных бюджетов от федеральной помощи можно рассмотреть через долю трансфертов в доходах консолидированных региональных бюджетов.
Средний уровень федеральной помощи в доходах регионов — 19% (2019 г.), но в России существуют хронически дотационные регионы, где эта доля на протяжении длительного времени превышает 50%. К этим территориям как правило относятся наиболее бедные регионы со слаборазвитой экономикой и/или районы, к которым приковано особое внимание федерального центра.
- Республики Северного Кавказа (Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан). Доля трансфертов: 56-83%, больше всего в Ингушетии (83,4%) и Чечне (80,7%).
- Соседствующие республики юга Сибири: Тыва, Алтай и Бурятия (54%-76%)
- Удаленные дальневосточные регионы: Чукотка и Камчатка (58%-72%)
- Крым, Севастополь и Калининградская область (особая экономическая зона). Доля трансфертов: 56-67%.
roskazna.ru" data-image-author https://notboringeconomy.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Нескучная экономика" data-image-src="https://leonardo.osnova.io/f598f9e5-907d-56bd-adaf-c008d408378d/">
На другом полюсе регионы, которые на 85% и больше финансируют расходы из доходов собственных бюджетов (или иных источников, кроме федеральной помощи).
Это крупные города: Москва и Санкт-Петербург (с областями), нефтегазовые регионы: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО и Тюменская область, Коми, Сахалин. Также это промышленно развитые регионы: Свердловская область, Красноярский край, Самарская область, Татарстан и т.п.
Наименее зависимый от федеральной помощь регион – Москва, город не получает дотации (как минимум последние 5 лет), а доля трансфертов в бюджете – менее 3%. По сумме бюджетных доходов Москва – один из крупнейших городов мира (в топ-5), что в некоторой степени связано с централизованной системой управления страной.
roskazna.ru" data-image-author https://notboringeconomy.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Нескучная экономика" data-image-src="https://leonardo.osnova.io/922213c4-2459-50c1-989f-6a547c152f56/">
В 2019 году только 13 регионов (15%) относились к регионам-донорам, которые не получали из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Число регионов-доноров за последние 5 лет колебалось от 13 до 14.
Несмотря на важность помощи бедным регионам в рамках системы межбюджетных трансфертов, можно констатировать, что неизменность числа доноров свидетельствует о проблеме иждивенчества. При улучшении экономических условий и росте собственных бюджетных доходов регионы могут лишиться федеральных дотаций (или получить меньше), что снижает стимулы экономического развития.
Ежегодно правительство РФ перераспределяет бюджет между субъектами так, чтобы регионы с положительным балансом отдавали регионам с отрицательным балансом деньги, получаемые с налогов и других источников. Это – дотации, и информация о ежегодном перераспределении денег помогает не только сделать выводы о богатых/бедных регионах, но и отследить динамику развития субъектов. Например, самые нуждающиеся дотационные регионы России в 2020 и 2021 году, числа – в рублях:
2020 | 2021 | |
Республика Дагестан | 58 395 004 000 | 61 518 775 000 |
Республика Саха (Якутия) | 35 928 069 000 | 38 571 040 000 |
Камчатка | 32 402 936 000 | 34 149 057 000 |
Чеченская Республика | 27 354 420 000 | 28 710 667 000 |
Крым | 19 872 802 000 | 20 418 974 000 |
Как можно увидеть, самые дотационные регионы не улучшают свое положение – дефицит бюджета в них увеличивается, что подтверждает и карта, на которую нанесены дотационные регионы:
Ниже – рейтинг дотационных регионов, доноры, инфографика, сопроводительная информация и аналитика.
Дотации регионам – официальные данные
Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:
Субъекты | Сумма, тысяч рублей |
Республика Дагестан | 61 518 775,0 |
Республика Саха (Якутия) | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 34 149 057,0 |
Чеченская Республика | 28 710 667,5 |
Республика Крым | 20 418 974,3 |
Алтайский край | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 17 887 429,1 |
Республика Тыва | 16 066 441,0 |
Республика Бурятия | 15 568 468,1 |
Чукотский автономный округ | 12 782 544,1 |
Кабардино-Балкарская Республика | 12 459 465,0 |
Республика Ингушетия | 9 645 857,3 |
Курганская обл. | 9 151 459,6 |
Республика Алтай | 9 106 684,5 |
Ивановская обл. | 8 461 903,9 |
Кировская обл. | 8 391 869,7 |
Брянская обл. | 8 359 072,5 |
Карачаево-Черкесская Республика | 8 018 399,7 |
Республика Северная Осетия — Алания | 8 006 369,0 |
Чувашская Республика — Чувашия | 7 268 934,9 |
Республика Башкортостан | 6 722 002,0 |
Забайкальский край | 6 437 927,4 |
Ростовская обл. | 5 678 982,0 |
Тамбовская обл. | 5 041 283,3 |
Республика Карелия | 4 960 574,0 |
Республика Марий Эл | 4 853 090,4 |
Краснодарский край | 4 398 104,7 |
Архангельская обл. | 4 132 655,7 |
Волгоградская обл. | 4 129 097,2 |
Саратовская обл. | 4 114 285,8 |
Приморский край | 3 743 122,6 |
Омская обл. | 3 705 119,3 |
Пензенская обл. | 3 645 628,9 |
Воронежская обл. | 3 364 328,1 |
Челябинская обл. | 3 332 741,8 |
Республика Калмыкия | 3 251 440,8 |
Республика Адыгея (Адыгея) | 2 947 665,3 |
Кемеровская обл. | 2 892 983,8 |
Орловская обл. | 2 798 918,4 |
Новосибирская обл. | 2 736 963,9 |
Псковская обл. | 2 697 683,7 |
Оренбургская обл. | 2 663 856,0 |
Томская обл. | 2 491 740,7 |
Владимирская обл. | 2 430 504,0 |
Хабаровский край | 2 367 778,7 |
Магаданская обл. | 2 094 003,2 |
Севастополь | 2 000 684,3 |
Удмуртская Республика | 1 985 564,8 |
Курская обл. | 1 960 738,8 |
Тверская обл. | 1 957 873,5 |
Нижегородская обл. | 1 953 335,3 |
Рязанская обл. | 1 950 840,5 |
Иркутская обл. | 1 650 931,8 |
Амурская обл. | 1 477 849,7 |
Астраханская обл. | 1 444 833,0 |
Республика Хакасия | 1 413 410,3 |
Калининградская обл. | 1 401 127,6 |
Смоленская обл. | 1 388 732,2 |
Костромская обл. | 1 364 852,2 |
Республика Мордовия | 1 353 055,9 |
Ульяновская обл. | 1 311 398,6 |
Пермский край | 1 254 191,2 |
Вологодская обл. | 1 023 709,4 |
Белгородская обл. | 960 702,3 |
Красноярский край | 889 411,3 |
Новгородская обл. | 751 258,6 |
Еврейская автономная обл. | 612 025,6 |
Тульская обл. | 543 160,6 |
Липецкая обл. | 398 018,2 |
Ярославская обл. | 370 682,7 |
Республика Коми | 264 449,9 |
Мурманская обл. | 14 732,3 |
Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.
Вообще, таблица показывает, что регионов с дефицитом бюджета – большинство, и их тянут вверх немногочисленные прибыльные регионы – доноры.
О них мы расскажем чуть ниже.
Регионы доноры
Статистика и рейтинг по годам
Самые бедные регионы
Самые бедные регионы в 2019-2021 годах (числа – в тысячах рублей):
2019 | 2020 | 2021 | |
Респ. Дагестан | 66 265 836,8 | 58 395 004,4 | 61 518 775,0 |
Респ. Саха (Якутия) | 46 907 224,4 | 35 928 069,9 | 38 571 040,5 |
Камчатский край | 37 389 812,3 | 32 402 936,3 | 34 149 057,0 |
Чеченская Респ. | 30 440 585,9 | 27 354 420,3 | 28 710 667,5 |
Алтайский край | 26 837 816,6 | 18 977 607,2 | 19 234 295,5 |
Ставропольский край | 22 083 116,2 | 17 597 742,4 | 17 887 429,1 |
Респ. Крым | 20 371 129,4 | 19 872 802,6 | 20 418 974,3 |
Респ. Бурятия | 19 874 889,0 | 15 447 994,0 | 15 568 468,1 |
Респ. Тыва | 16 932 597,8 | 15 173 903,9 | 12 782 544,1 |
Респ. Башкортостан | 15 611 803,5 | 7 137 233,2 | 6 722 002,0 |
Единственный регион, который действительно улучшил свое положение – Республика Башкортостан, которая в последние 2 года запрашивала в 2 раза меньше дотаций, чем обычно.
Самые богатые регионы
Если вы думаете, что самый богатый регион – Москва/Московская область, то вы сильно заблуждаетесь. Топ-10 регионов по поступлению денег в бюджет в 2018 и 2019 годах:
Субъект | Налоговые поступления в 2019, рублей | Налоговые поступления в 2018, рублей |
Ханты-Мансийский АО – Югра | 3072250672 | 1985463484 |
Москва | 1428030549 | 1265525556 |
Ямало-Hенецкий АО | 1220680319 | 943921479 |
Санкт-Петербург | 664897484 | 621529636 |
Республика Татарстан | 490322755 | 328566826 |
Красноярский край | 388512599 | 267655450 |
Московская обл. | 357793433 | 325487387 |
Оренбургская обл. | 300831894 | 194447903 |
Самарская обл. | 291176949 | 224876734 |
Иркутская обл. | 270113319 | 180180790 |
Данные о Москве и области
Москва, Санкт-Петербург и их области ежегодно выходят в ощутимый плюс, поэтому не получают дотаций – наоборот, сами отчисляют деньги менее развитым регионам. О том, сколько они получают, мы рассказали в предыдущем разделе.
Динамика
С одной стороны, динамика налоговых поступлений в бюджет показывает, что налогов собирается больше, и казна растет. С другой стороны – бедные регионы сокращают свои потребности несущественно, артефакт 2020 года мы уже объяснили выше – в 2020 году начали формировать подушку безопасности в размере 30% от поступающих на перераспределение денег, опасаясь кризиса. В общем-то, это было хорошим решением – во время кризиса 2020-2021 года это позволило удержать на плаву самые нуждающиеся регионы. Но назвать динамику положительной не получится, можно сказать только о еще большем расслоении регионов на бедные и богатые.
Прогнозы дальнейшего развития событий
Учитывая, что в 2020 начался коронакризис, который в текущем 2021 году только начинает стихать, дать какой-либо уверенный прогноз не представляется возможным. Скорее всего, реальные поступления в бюджет в 2021 году сократятся, и от того, насколько они сократятся, будет зависеть объем дотаций на 2022 год.
Можно ожидать дальнейшего углубления расслоения регионов.
Отвечаем на вопросы
- Когда будет известно про распределение дотаций в 2022 году? Скорее всего, в конце 2021, когда правительство подведет итоги и заложит финансовые прогнозы на 2022 год.
- Откуда вы берете информацию? Из официальный отчетов Минфина России.
Вывод
Когда кто-то демонстративно не платит за свет и газ, это всегда напрягает соответствующие организации. А если не платит (ну, или почти не платит) целый регион? Конкретно – Северный Кавказ, у которого огромная задолженность. Но, сами понимаете, в отличие от соседа-неплательщика, "отключить свет и газ" ему не получится. И вот наконец правительство озаботилось тем, чтобы вернуть долги и запустить план борьбы с массовыми неплатежами.
Как сообщил по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития СКФО вице-премьер Александр Новак, в трёх кавказских регионах будет запущен пилотный проект обеспечения платёжной дисциплины на срок 3-5 лет, разработанный Минэкономразвития и Минэнерго:
Потому что проблемы все понятны: это заниженные нормативы потребления, безучётное потребление, бесхозные объекты, очень много потерь в сетях.
Как прекратить бардак и вернуть долги
По итогам совещания договорились сделать краткосрочные программы по пилотным субъектам, таким как Дагестан, Ингушетия. Речь идёт и о создании расчётных центров, через которые будет проводиться оплата по установке приборов учёта.
То есть это будет такая совокупная общая программа, в которой будет участвовать регион, сетевые компании, "Россети" и "Межрегионгаз", и, соответственно, со стороны федеральных органов власти: Минэкономразвития, Минэнерго и Министерства по делам ЖКХ,
А помимо предотвращения неплатежей в будущем разберутся и со старыми долгами, поскольку картина здесь ужасающая. На Северный Кавказ приходится 55% всех долгов за газ в России, то есть 99,2 млрд рублей из 178 млрд. И только за прошлый год эта сумма неплатежей выросла ещё на 6,7 млрд рублей. Ещё одно "первое место" занимает СКФО по потерям газа в сетях. Только в прошлом году "потеряли" 2,5 млрд кубометров. Для сравнения: цифра сопоставима с годовым экспортом в Бельгию (2,5 млрд кубов), Болгарию (2,3 млрд) или Армению (2,2 млрд).
Ситуация с оплатой электроэнергии выглядит ещё печальнее: по данным "Россетей", потребители СКФО оплачивают менее 20% от фактического потребления. Здесь "лидер" – Ингушетия (оплачивает лишь 1,5% потреблённой энергии). Чуть лучше – в Дагестане (5,9%) и Чечне (18,7%). А поскольку, как известно со времён Ломоносова,
ежели сколько чего в одном месте отымется, столько же в другом присовокупится,
а энергетические и газовые компании благотворительностью не страдают, стало быть, платить всю недополученную ими сумму приходится нам с вами – через регулярно повышаемые цены на электричество и газ.
Чёткого понимания, как взыскать многомиллиардные северокавказские долги, у властей нет. Новак обещал, что "будут думать", так как задолженность накоплена за много лет, и для начала неплохо бы понять, какая её часть вообще реальна к взысканию. А о том, откуда взять деньги, не смогли договориться даже в правительстве. "Россети" привычно пожелали компенсировать свои потери из государственного кармана. Но Минфин встал насмерть и просимые на компенсацию ущерба более 16 млрд рублей платить отказался, предложив энергетикам заплатить из собственных денег.
"Хватит кормить Кавказ"?
Про "хватит кормить" и "отделить Кавказ" мы постоянно слышим от желающих вернуть Россию к эпохе феодальной раздробленности. Но во всех случаях это либо заведомая глупость, либо осознанная провокация, играющая на отсутствии у людей информации.
Да, Кавказ всегда был регионом дотационным – "донора" среди кавказских республик нет ни одного. Да, помимо дотаций туда поставляется электроэнергия, за которую там очень мало кто платит. Долгое время на "шалости" наших северокавказских братцев с налогами и платежами смотрели как бы сквозь пальцы: мол, там и так две чеченские войны было, ситуация с безработицей традиционно сложная, бытовых проблем выше крыши плюс ковид и перманентная борьба с террористами… Всё так. Но война закончилась уже 20 лет назад! Террористов отлавливают периодически не только на Кавказе. Так что пора наконец перестать воспринимать этот регион как какой-то прифронтовой и целенаправленно делать из него обычный субъект Федерации.
Насчёт "кормить Кавказ": совокупные дотации СКФО составляют ежегодно порядка 156,374 млрд руб. в год, то есть 0,84% от консолидированного бюджета России. Что, в общем, не так много: например, на сочинскую Олимпиаду ушло почти в пять раз больше.
При этом СКФО – самый густонаселённый округ в России: занимая всего 1,5% площади страны, имеет 14,8 млн человек населения (10,5% населения страны). Причём Северный Кавказ – это не только Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея, но также составляющие там существенно больше половины населения два русскоязычных края – Краснодарский и Ставропольский. Лидером по дотациям не только по СКФО, но и по России 10 лет была Чечня, которую "восстанавливали после войны" (СССР после Великой Отечественной войны в целом был восстановлен за 5 лет). С 2017 года это сомнительное первенство среди самых дотационных регионов страны перешло к Дагестану, где войны не было вообще. Кстати, и вполне себе "русский" Ставропольский край в списке дотационных регионов занимает высокое шестое место.
В чём же причины дотационности СКФО? Не будем забывать, что окончательно присоединён к России этот регион был только в середине XIX века, что сказалось на экономической отсталости. Не способствуют развитию известный кавказский традиционализм, клановость и "верность старине" – вещи сами по себе хорошие, но на восприятие всего нового и непохожего, безусловно, влияющие. Плюс кавказская многодетность и аграрный характер экономики, которая просто не в состоянии занять молодёжь, массово уезжающую (часто – отнюдь не лучшие её представители) в "русские" регионы России, где с работой получше. И, наконец, всегда бурно развивающиеся в кланово-родовой системе коррупция и кумовство. В итоге имеем регион, который заведомо не развивается, с кучей проблем, которые никто толком не решает. И вечные дотации которому воспринимаются многими как некая "дань". Или плата за лояльность.
Впрочем, курирующий регион вице-премьер Юрий Трутнев с формулой "деньги в обмен на лояльность" категорически не согласен. По его словам, у региона великолепный потенциал, и за счёт дотаций его необходимо развивать – строить там курорты и эффективную (и обязательно прозрачную) систему поддержки инвестпроектов.
Можно построить замечательные курорты не республиканского и даже не российского, а международного уровня, – считает вице-премьер. – Трудно ведь ответить, почему Эльбрус, высочайшая вершина нашей страны и Европы, остался таким необихоженным… Зато у подножия Эльбруса и Домбая – сотни незаконных строений, с которыми сейчас надо очень внимательно разобраться.
Разобраться действительно надо. Причём поскорее и максимально жёстко. В октябре прошлого года Счётная палата России подготовила доклад об эффективности программ социально-экономического развития регионов СКФО. Выяснилось, что 8 млрд рублей, вложенные туда в предшествующие три года, не принесли значимого эффекта ни для местных рынков, ни для инвестиций. А всё потому, что механизм отбора, финансирования и реализации проектов с бюджетным финансированием "сложен, непрозрачен и сопряжён с коррупционными рисками". Проще говоря, деньги или уходят в "долгострой", или банально разворовываются местными кланами. Впрочем, как и везде.
Что с того?
В качестве ещё одной причины уходящих как вода в песок дотаций СКФО аудиторы Счётной палаты отмечали отсутствие стратегического видения развития некоторых республик. Но это у нас болезнь общая, на уровне страны, где при отсутствии госидеологии и понятной всем цели развития ни о каком "стратегическом видении" говорить не приходится. Будет у России цель – будут цели и у составляющих её регионов.
Кавказ действительно не надо "кормить". Его надо "лечить" – последовательно и умно, шаг за шагом, выкорчёвывая всё то, что этому лечению мешает. Люди, живущие там, не виноваты, что всё происходит так, как происходит. И что многим из них платить за электричество и газ просто нечем, как и немалому числу "должников" – пенсионеров и живущих на прожиточный минимум в "русских" регионах России. Поэтому не будем осуждать их, а тем более повторять бредни про "отделить Кавказ!". Лечения и осмысленности требует не только Кавказ, но и вся Россия, потому что нельзя вылечить руку или ногу, если болен весь организм. Для начала – навести порядок, пересажать чиновное ворьё и перейти к осмысленному развитию. Только так избавимся и от долгов, и от дотаций.
Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.
Читайте также:
- Свидетельство зеленого цвета что это
- Как получить аптечку для новорожденного ребенка через госуслуги пошаговая инструкция 2021
- Правовая модель как инструмент юридической науки и практики
- Если бы водитель тормозил на асфальте был бы смазанный след от протектора
- Какие литературные жанры могут быть положены в основу оперы