Является ли чечня дотационным регионом

Обновлено: 18.05.2024

Российские регионы сильно различаются по уровню экономического развития и бюджетных доходов. На это влияет множество факторов – от географического положения и ресурсной базы до развитости институциональной среды.

Такая неоднородность приводит к необходимости искусственного выравнивания бюджетной обеспеченности, чтобы помочь регионам, у которых не хватает собственных денег для финансирования расходов. Помощь федерального Правительства регионам называется межбюджетными трансфертами. Их можно разделить на 4 основные категории:

  • Дотации. Регионы тратят деньги преимущественно на свое усмотрение, большая часть – дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые считаются по определенной формуле и учитывают региональное неравенство.
  • Субсидии. Регионы и федеральное Правительство софинансирует конкретные расходы в определённых пропорциях (например, субсидии важной для региона отрасли экономики федеральное Правительство финансирует на 70%, а регион на 30%).
  • Субвенции. Целевые расходы на выполнение федеральных полномочий. Например, регион получает деньги на обеспечение жильем ветеранов.
  • Иные и прочие трансферты. Выделяются на определенные функции, например, на особые экономические зоны или конкретные региональные проекты.

Размер значительной части трансфертов зависит от уровня регионального и корпоративного лоббизма.

В 2019 году общая сумма трансфертов – 2,6 трлн рублей. В структуре преобладают дотации, хотя их доля в последние годы сильно колебалась – от 30% до 48%. Также стал увеличиваться вклад иных трансфертов, например, на нацпроект по дорожному строительству и безопасности в 2019 году выделено 122 млрд рублей.

roskazna.ru" data-image-author https://notboringeconomy.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Нескучная экономика" data-image-src="https://leonardo.osnova.io/1a3ce2df-95ed-570d-ba92-ece27019a9c6/">

Зависимость региональных бюджетов от федеральной помощи можно рассмотреть через долю трансфертов в доходах консолидированных региональных бюджетов.

Средний уровень федеральной помощи в доходах регионов — 19% (2019 г.), но в России существуют хронически дотационные регионы, где эта доля на протяжении длительного времени превышает 50%. К этим территориям как правило относятся наиболее бедные регионы со слаборазвитой экономикой и/или районы, к которым приковано особое внимание федерального центра.

  • Республики Северного Кавказа (Ингушетия, Чечня, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Дагестан). Доля трансфертов: 56-83%, больше всего в Ингушетии (83,4%) и Чечне (80,7%).
  • Соседствующие республики юга Сибири: Тыва, Алтай и Бурятия (54%-76%)
  • Удаленные дальневосточные регионы: Чукотка и Камчатка (58%-72%)
  • Крым, Севастополь и Калининградская область (особая экономическая зона). Доля трансфертов: 56-67%.

roskazna.ru" data-image-author https://notboringeconomy.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Нескучная экономика" data-image-src="https://leonardo.osnova.io/f598f9e5-907d-56bd-adaf-c008d408378d/">

На другом полюсе регионы, которые на 85% и больше финансируют расходы из доходов собственных бюджетов (или иных источников, кроме федеральной помощи).

Это крупные города: Москва и Санкт-Петербург (с областями), нефтегазовые регионы: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО и Тюменская область, Коми, Сахалин. Также это промышленно развитые регионы: Свердловская область, Красноярский край, Самарская область, Татарстан и т.п.

Наименее зависимый от федеральной помощь регион – Москва, город не получает дотации (как минимум последние 5 лет), а доля трансфертов в бюджете – менее 3%. По сумме бюджетных доходов Москва – один из крупнейших городов мира (в топ-5), что в некоторой степени связано с централизованной системой управления страной.

roskazna.ru" data-image-author https://notboringeconomy.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Нескучная экономика" data-image-src="https://leonardo.osnova.io/922213c4-2459-50c1-989f-6a547c152f56/">

В 2019 году только 13 регионов (15%) относились к регионам-донорам, которые не получали из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Число регионов-доноров за последние 5 лет колебалось от 13 до 14.

Несмотря на важность помощи бедным регионам в рамках системы межбюджетных трансфертов, можно констатировать, что неизменность числа доноров свидетельствует о проблеме иждивенчества. При улучшении экономических условий и росте собственных бюджетных доходов регионы могут лишиться федеральных дотаций (или получить меньше), что снижает стимулы экономического развития.

Ежегодно правительство РФ перераспределяет бюджет между субъектами так, чтобы регионы с положительным балансом отдавали регионам с отрицательным балансом деньги, получаемые с налогов и других источников. Это – дотации, и информация о ежегодном перераспределении денег помогает не только сделать выводы о богатых/бедных регионах, но и отследить динамику развития субъектов. Например, самые нуждающиеся дотационные регионы России в 2020 и 2021 году, числа – в рублях:

2020 2021
Республика Дагестан 58 395 004 000 61 518 775 000
Республика Саха (Якутия) 35 928 069 000 38 571 040 000
Камчатка 32 402 936 000 34 149 057 000
Чеченская Республика 27 354 420 000 28 710 667 000
Крым 19 872 802 000 20 418 974 000

Как можно увидеть, самые дотационные регионы не улучшают свое положение – дефицит бюджета в них увеличивается, что подтверждает и карта, на которую нанесены дотационные регионы:

Дотационные регионы – рейтинг

Ниже – рейтинг дотационных регионов, доноры, инфографика, сопроводительная информация и аналитика.

Дотации регионам – официальные данные

Список дотационных регионов и суммы дотаций за 2021 год:

Субъекты Сумма, тысяч рублей
Республика Дагестан 61 518 775,0
Республика Саха (Якутия) 38 571 040,5
Камчатский край 34 149 057,0
Чеченская Республика 28 710 667,5
Республика Крым 20 418 974,3
Алтайский край 19 234 295,5
Ставропольский край 17 887 429,1
Республика Тыва 16 066 441,0
Республика Бурятия 15 568 468,1
Чукотский автономный округ 12 782 544,1
Кабардино-Балкарская Республика 12 459 465,0
Республика Ингушетия 9 645 857,3
Курганская обл. 9 151 459,6
Республика Алтай 9 106 684,5
Ивановская обл. 8 461 903,9
Кировская обл. 8 391 869,7
Брянская обл. 8 359 072,5
Карачаево-Черкесская Республика 8 018 399,7
Республика Северная Осетия — Алания 8 006 369,0
Чувашская Республика — Чувашия 7 268 934,9
Республика Башкортостан 6 722 002,0
Забайкальский край 6 437 927,4
Ростовская обл. 5 678 982,0
Тамбовская обл. 5 041 283,3
Республика Карелия 4 960 574,0
Республика Марий Эл 4 853 090,4
Краснодарский край 4 398 104,7
Архангельская обл. 4 132 655,7
Волгоградская обл. 4 129 097,2
Саратовская обл. 4 114 285,8
Приморский край 3 743 122,6
Омская обл. 3 705 119,3
Пензенская обл. 3 645 628,9
Воронежская обл. 3 364 328,1
Челябинская обл. 3 332 741,8
Республика Калмыкия 3 251 440,8
Республика Адыгея (Адыгея) 2 947 665,3
Кемеровская обл. 2 892 983,8
Орловская обл. 2 798 918,4
Новосибирская обл. 2 736 963,9
Псковская обл. 2 697 683,7
Оренбургская обл. 2 663 856,0
Томская обл. 2 491 740,7
Владимирская обл. 2 430 504,0
Хабаровский край 2 367 778,7
Магаданская обл. 2 094 003,2
Севастополь 2 000 684,3
Удмуртская Республика 1 985 564,8
Курская обл. 1 960 738,8
Тверская обл. 1 957 873,5
Нижегородская обл. 1 953 335,3
Рязанская обл. 1 950 840,5
Иркутская обл. 1 650 931,8
Амурская обл. 1 477 849,7
Астраханская обл. 1 444 833,0
Республика Хакасия 1 413 410,3
Калининградская обл. 1 401 127,6
Смоленская обл. 1 388 732,2
Костромская обл. 1 364 852,2
Республика Мордовия 1 353 055,9
Ульяновская обл. 1 311 398,6
Пермский край 1 254 191,2
Вологодская обл. 1 023 709,4
Белгородская обл. 960 702,3
Красноярский край 889 411,3
Новгородская обл. 751 258,6
Еврейская автономная обл. 612 025,6
Тульская обл. 543 160,6
Липецкая обл. 398 018,2
Ярославская обл. 370 682,7
Республика Коми 264 449,9
Мурманская обл. 14 732,3

Дагестан был и остается самым требовательным регионом. Чечня – тоже требовательный дотационный регион, как и Якутия, Башкирия, Крым и многие другие субъекты.

Вообще, таблица показывает, что регионов с дефицитом бюджета – большинство, и их тянут вверх немногочисленные прибыльные регионы – доноры.

О них мы расскажем чуть ниже.

Регионы доноры

Статистика и рейтинг по годам

Самые бедные регионы

Самые бедные регионы в 2019-2021 годах (числа – в тысячах рублей):

2019 2020 2021
Респ. Дагестан 66 265 836,8 58 395 004,4 61 518 775,0
Респ. Саха (Якутия) 46 907 224,4 35 928 069,9 38 571 040,5
Камчатский край 37 389 812,3 32 402 936,3 34 149 057,0
Чеченская Респ. 30 440 585,9 27 354 420,3 28 710 667,5
Алтайский край 26 837 816,6 18 977 607,2 19 234 295,5
Ставропольский край 22 083 116,2 17 597 742,4 17 887 429,1
Респ. Крым 20 371 129,4 19 872 802,6 20 418 974,3
Респ. Бурятия 19 874 889,0 15 447 994,0 15 568 468,1
Респ. Тыва 16 932 597,8 15 173 903,9 12 782 544,1
Респ. Башкортостан 15 611 803,5 7 137 233,2 6 722 002,0

Единственный регион, который действительно улучшил свое положение – Республика Башкортостан, которая в последние 2 года запрашивала в 2 раза меньше дотаций, чем обычно.

Самые богатые регионы

Если вы думаете, что самый богатый регион – Москва/Московская область, то вы сильно заблуждаетесь. Топ-10 регионов по поступлению денег в бюджет в 2018 и 2019 годах:

Субъект Налоговые поступления в 2019, рублей Налоговые поступления в 2018, рублей
Ханты-Мансийский АО – Югра 3072250672 1985463484
Москва 1428030549 1265525556
Ямало-Hенецкий АО 1220680319 943921479
Санкт-Петербург 664897484 621529636
Республика Татарстан 490322755 328566826
Красноярский край 388512599 267655450
Московская обл. 357793433 325487387
Оренбургская обл. 300831894 194447903
Самарская обл. 291176949 224876734
Иркутская обл. 270113319 180180790

Данные о Москве и области

Москва, Санкт-Петербург и их области ежегодно выходят в ощутимый плюс, поэтому не получают дотаций – наоборот, сами отчисляют деньги менее развитым регионам. О том, сколько они получают, мы рассказали в предыдущем разделе.

Динамика

С одной стороны, динамика налоговых поступлений в бюджет показывает, что налогов собирается больше, и казна растет. С другой стороны – бедные регионы сокращают свои потребности несущественно, артефакт 2020 года мы уже объяснили выше – в 2020 году начали формировать подушку безопасности в размере 30% от поступающих на перераспределение денег, опасаясь кризиса. В общем-то, это было хорошим решением – во время кризиса 2020-2021 года это позволило удержать на плаву самые нуждающиеся регионы. Но назвать динамику положительной не получится, можно сказать только о еще большем расслоении регионов на бедные и богатые.

Прогнозы дальнейшего развития событий

Учитывая, что в 2020 начался коронакризис, который в текущем 2021 году только начинает стихать, дать какой-либо уверенный прогноз не представляется возможным. Скорее всего, реальные поступления в бюджет в 2021 году сократятся, и от того, насколько они сократятся, будет зависеть объем дотаций на 2022 год.

Можно ожидать дальнейшего углубления расслоения регионов.

Отвечаем на вопросы

  • Когда будет известно про распределение дотаций в 2022 году? Скорее всего, в конце 2021, когда правительство подведет итоги и заложит финансовые прогнозы на 2022 год.
  • Откуда вы берете информацию? Из официальный отчетов Минфина России.

Вывод

Когда кто-то демонстративно не платит за свет и газ, это всегда напрягает соответствующие организации. А если не платит (ну, или почти не платит) целый регион? Конкретно – Северный Кавказ, у которого огромная задолженность. Но, сами понимаете, в отличие от соседа-неплательщика, "отключить свет и газ" ему не получится. И вот наконец правительство озаботилось тем, чтобы вернуть долги и запустить план борьбы с массовыми неплатежами.

Как сообщил по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития СКФО вице-премьер Александр Новак, в трёх кавказских регионах будет запущен пилотный проект обеспечения платёжной дисциплины на срок 3-5 лет, разработанный Минэкономразвития и Минэнерго:

Потому что проблемы все понятны: это заниженные нормативы потребления, безучётное потребление, бесхозные объекты, очень много потерь в сетях.

Как прекратить бардак и вернуть долги

По итогам совещания договорились сделать краткосрочные программы по пилотным субъектам, таким как Дагестан, Ингушетия. Речь идёт и о создании расчётных центров, через которые будет проводиться оплата по установке приборов учёта.

То есть это будет такая совокупная общая программа, в которой будет участвовать регион, сетевые компании, "Россети" и "Межрегионгаз", и, соответственно, со стороны федеральных органов власти: Минэкономразвития, Минэнерго и Министерства по делам ЖКХ,

А помимо предотвращения неплатежей в будущем разберутся и со старыми долгами, поскольку картина здесь ужасающая. На Северный Кавказ приходится 55% всех долгов за газ в России, то есть 99,2 млрд рублей из 178 млрд. И только за прошлый год эта сумма неплатежей выросла ещё на 6,7 млрд рублей. Ещё одно "первое место" занимает СКФО по потерям газа в сетях. Только в прошлом году "потеряли" 2,5 млрд кубометров. Для сравнения: цифра сопоставима с годовым экспортом в Бельгию (2,5 млрд кубов), Болгарию (2,3 млрд) или Армению (2,2 млрд).

Ситуация с оплатой электроэнергии выглядит ещё печальнее: по данным "Россетей", потребители СКФО оплачивают менее 20% от фактического потребления. Здесь "лидер" – Ингушетия (оплачивает лишь 1,5% потреблённой энергии). Чуть лучше – в Дагестане (5,9%) и Чечне (18,7%). А поскольку, как известно со времён Ломоносова,

ежели сколько чего в одном месте отымется, столько же в другом присовокупится,

а энергетические и газовые компании благотворительностью не страдают, стало быть, платить всю недополученную ими сумму приходится нам с вами – через регулярно повышаемые цены на электричество и газ.

Чёткого понимания, как взыскать многомиллиардные северокавказские долги, у властей нет. Новак обещал, что "будут думать", так как задолженность накоплена за много лет, и для начала неплохо бы понять, какая её часть вообще реальна к взысканию. А о том, откуда взять деньги, не смогли договориться даже в правительстве. "Россети" привычно пожелали компенсировать свои потери из государственного кармана. Но Минфин встал насмерть и просимые на компенсацию ущерба более 16 млрд рублей платить отказался, предложив энергетикам заплатить из собственных денег.

"Хватит кормить Кавказ"?

Про "хватит кормить" и "отделить Кавказ" мы постоянно слышим от желающих вернуть Россию к эпохе феодальной раздробленности. Но во всех случаях это либо заведомая глупость, либо осознанная провокация, играющая на отсутствии у людей информации.

Да, Кавказ всегда был регионом дотационным – "донора" среди кавказских республик нет ни одного. Да, помимо дотаций туда поставляется электроэнергия, за которую там очень мало кто платит. Долгое время на "шалости" наших северокавказских братцев с налогами и платежами смотрели как бы сквозь пальцы: мол, там и так две чеченские войны было, ситуация с безработицей традиционно сложная, бытовых проблем выше крыши плюс ковид и перманентная борьба с террористами… Всё так. Но война закончилась уже 20 лет назад! Террористов отлавливают периодически не только на Кавказе. Так что пора наконец перестать воспринимать этот регион как какой-то прифронтовой и целенаправленно делать из него обычный субъект Федерации.

Насчёт "кормить Кавказ": совокупные дотации СКФО составляют ежегодно порядка 156,374 млрд руб. в год, то есть 0,84% от консолидированного бюджета России. Что, в общем, не так много: например, на сочинскую Олимпиаду ушло почти в пять раз больше.

При этом СКФО – самый густонаселённый округ в России: занимая всего 1,5% площади страны, имеет 14,8 млн человек населения (10,5% населения страны). Причём Северный Кавказ – это не только Дагестан, Чечня, Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и Адыгея, но также составляющие там существенно больше половины населения два русскоязычных края – Краснодарский и Ставропольский. Лидером по дотациям не только по СКФО, но и по России 10 лет была Чечня, которую "восстанавливали после войны" (СССР после Великой Отечественной войны в целом был восстановлен за 5 лет). С 2017 года это сомнительное первенство среди самых дотационных регионов страны перешло к Дагестану, где войны не было вообще. Кстати, и вполне себе "русский" Ставропольский край в списке дотационных регионов занимает высокое шестое место.

В чём же причины дотационности СКФО? Не будем забывать, что окончательно присоединён к России этот регион был только в середине XIX века, что сказалось на экономической отсталости. Не способствуют развитию известный кавказский традиционализм, клановость и "верность старине" – вещи сами по себе хорошие, но на восприятие всего нового и непохожего, безусловно, влияющие. Плюс кавказская многодетность и аграрный характер экономики, которая просто не в состоянии занять молодёжь, массово уезжающую (часто – отнюдь не лучшие её представители) в "русские" регионы России, где с работой получше. И, наконец, всегда бурно развивающиеся в кланово-родовой системе коррупция и кумовство. В итоге имеем регион, который заведомо не развивается, с кучей проблем, которые никто толком не решает. И вечные дотации которому воспринимаются многими как некая "дань". Или плата за лояльность.

Впрочем, курирующий регион вице-премьер Юрий Трутнев с формулой "деньги в обмен на лояльность" категорически не согласен. По его словам, у региона великолепный потенциал, и за счёт дотаций его необходимо развивать – строить там курорты и эффективную (и обязательно прозрачную) систему поддержки инвестпроектов.

Можно построить замечательные курорты не республиканского и даже не российского, а международного уровня, – считает вице-премьер. – Трудно ведь ответить, почему Эльбрус, высочайшая вершина нашей страны и Европы, остался таким необихоженным… Зато у подножия Эльбруса и Домбая – сотни незаконных строений, с которыми сейчас надо очень внимательно разобраться.

Разобраться действительно надо. Причём поскорее и максимально жёстко. В октябре прошлого года Счётная палата России подготовила доклад об эффективности программ социально-экономического развития регионов СКФО. Выяснилось, что 8 млрд рублей, вложенные туда в предшествующие три года, не принесли значимого эффекта ни для местных рынков, ни для инвестиций. А всё потому, что механизм отбора, финансирования и реализации проектов с бюджетным финансированием "сложен, непрозрачен и сопряжён с коррупционными рисками". Проще говоря, деньги или уходят в "долгострой", или банально разворовываются местными кланами. Впрочем, как и везде.

Что с того?

В качестве ещё одной причины уходящих как вода в песок дотаций СКФО аудиторы Счётной палаты отмечали отсутствие стратегического видения развития некоторых республик. Но это у нас болезнь общая, на уровне страны, где при отсутствии госидеологии и понятной всем цели развития ни о каком "стратегическом видении" говорить не приходится. Будет у России цель – будут цели и у составляющих её регионов.

Кавказ действительно не надо "кормить". Его надо "лечить" – последовательно и умно, шаг за шагом, выкорчёвывая всё то, что этому лечению мешает. Люди, живущие там, не виноваты, что всё происходит так, как происходит. И что многим из них платить за электричество и газ просто нечем, как и немалому числу "должников" – пенсионеров и живущих на прожиточный минимум в "русских" регионах России. Поэтому не будем осуждать их, а тем более повторять бредни про "отделить Кавказ!". Лечения и осмысленности требует не только Кавказ, но и вся Россия, потому что нельзя вылечить руку или ногу, если болен весь организм. Для начала – навести порядок, пересажать чиновное ворьё и перейти к осмысленному развитию. Только так избавимся и от долгов, и от дотаций.

Подписывайтесь на канал "Царьград" в Яндекс.Дзен
и первыми узнавайте о главных новостях и важнейших событиях дня.

Читайте также: