Я обязан ли покупать билет в электричке

Обновлено: 25.06.2024

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Самый сок!

всё то интересное в сети, что попало в мои сети

Как все устроено: Контролёр в электричке

Контролёр-кассир, продающий билеты в электричке, рассказал The Village о своём очень необычном взгляде на законы РФ, права пассажиров и о том, как должна оплачиваться его работа.

О старых порядках

Раньше контролёров уважали и сюда было очень трудно попасть. Раньше не было кассовых аппаратов. Проезд стоил 30−40 рублей, контролёры просто шли по вагону и собирали бабки в карман — не себе, всем. За целый день ты мог собрать 100 тысяч рублей, приходил на участок: 20 — начальнику, 20 — проверяющим, 20 — себе. Остальное, 10 тысяч — руководству. Это официальная сумма, которая шла в кассу, это то, что ты якобы реально собрал за день. И эта система работала годами, ничего не вскрывалось. Мы могли в день и 40 тысяч рублей положить себе в копилку. Понятно, что есть более выгодные направления, где больше людей ездит, есть менее выгодные.

О новых порядках

Тебя уволили, ты подделываешь документы, приходишь устраиваться с чистой трудовой, но служба безопасности тебя проверяет — оп, ты — бывший работник. Свободен! Кто-то башлял бабки, чтобы остаться на хорошем месте, кто-то подделывал документы.

Альтернативу новым работникам предложили неплохую: ходите честно, не воруйте, не кладите плату за билет в карман, а мы вам дадим нормальную официальную зарплату. Вернее, официальная зарплата мизерная — 8 тысяч. Но в зависимости от того, сколько денег с пассажиров ты официально соберёшь, тебе дают хорошие бонусы. За месяц можно зарабатывать 100 тысяч рублей. Это нормальная зарплата для людей без образования. Хотя, конечно, не гигантская.

Всё делалось постепенно. Они заменяют контролёров на одном маршруте, и электричка, которая официально давала 5 тысяч рублей в день, стала приносить 50 тысяч. Они — раз — ещё несколько маршрутов обновляют. И бах — направление, которое всегда считалось самым неприбыльным, начинает приносить миллион в месяц. Начальники сами были в шоке. Сначала премиальная сетка вообще позволяла контролёрам легально заработать 150−170 тысяч рублей, потом уже они оценили собираемость денег и снизили премии.

О том, как выполнить план

Я бы не сказал, что наши деньги лёгкие: иногда я работаю 29 дней в месяц, чтобы собрать свой план. Есть маршруты, где ты ничего не собираешь: люди уже купили билет в кассе или просто очень мало народу в поезде.

Самые прибыльные — электрички, которые едут далеко. Там дело в чём? Если билет до какого-нибудь Александрова в кассе стоит 250 рублей, то мы предлагаем купить билет всего за 100. Всё официально и через кассу, просто пробиваешь ему не до конечной станции, а до ближайшей к Москве, где нет турникетов. Кто же, кроме нас, контролёров, проверит, куда человек едет и где сойдёт. Отъезжаешь 50 километров от Москвы — и турникеты прекращаются. Так зачем людям покупать в кассе задорого, если можно у меня подешевле.

Есть негласная договорённость контролёра и пассажира — если ты не знаешь, тебе кто-то подскажет: бери самый дешёвый билет за 26 рублей, чтобы пройти через турникет, и приготовь 100 рублей мне. Выгонять пассажира мне невыгодно: он перебежит в другой вагон и всё равно доедет, штраф брать с него я не могу по закону. А если я ему продам даже самый дешёвый билет, я приближаюсь к выполнению своего месячного плана, значит и к бонусам.

О плохих и хороших пассажирах

Сейчас что ещё неправильно? Раньше контролёр был всегда прав. А сейчас он никто: он не имеет права тебя трогать, он не имеет права тебя оскорблять. Раньше ты шёл — билета нет? — на тебе! Бил. И сейчас бью иногда.

Но есть и хорошие клиенты. Бывает, едешь, тебя и пирожками угостят, телефончик спросят. Едет компания, всё выпить с ними предлагает: у них якобы деньги есть, но им так взгрустнулось, что они совсем не хотят платить, а хотят напоить. На работе я не пью, но бутылку водки с собой возьму.

О тех, кто не хочет платить

А бывает, идёшь по составу — фанатский вагон. Есть дурачки, которые к ним подходят в своей обычной контролёрской манере и требуют оплатить проезд — так можно получить по морде. А есть такие, как я. Заходишь в вагон, оцениваешь обстановку, становишься болельщиком той команды, фанаты которой едут в электричке. Слава богу, я знаю кричалки всех команд. Правда, неприличные.

О даче Якунина

Вот так и приходится: кого-то припугнёшь, кому-то в морду дашь. До полиции в вагоне не докричишься. Они выходят только ночью, проходят по электричке, собирают себе чурок для отчётности — и всё, им больше ничего не надо.

А этот упёртый. Это мы потом познакомились, он стал Ваня, а до этого был обычный Чиполлино. Он мне начинает втирать:

— Я против коррупции, почему у Якунина дача за 40 миллионов рублей!
— Ты чо, завидуешь?
— Я не могу проконтролировать, куда уйдут мои деньги!
— Ты что, дурак, что ли? Какие деньги? — но думаю про себя: — У, да ты упёртый, ну давай заплатим штраф. — Мы едем, но я параллельно пытаюсь как-то раскрутить его на билет и чтобы он пошёл уже, а от меня отстал: — Давай мне 70 рублей и вали куда хочешь!
— Не дам я тебе 70 рублей.
— Слышь, Пиноккио, я ж тебе сейчас рёбра поломаю и всё!
— Ломай, — говорит, — выполняй свою работу, как тебе положено.
— Ты что такой дурак?
— Я не дурак, я за права борюсь.

Мы пытались вызвать полицию по кнопке связи с машинистом. Никто не пришёл. Решили идти в отделение на вокзале. Ваня от меня убежать не пытается, я его подвожу к кассе, чтобы он им заплатил, а не мне, но он — ни в какую: мы все в РЖД воры.

— Может, ты купишь мне бутылку пива и разойдёмся?
— Нет, это тоже взятка!

Но им тебя надо с поличным поймать, они посылают специальную проверку — как тайный покупатель. А я чую это дело на раз! У проверки взгляд заинтересованный, он протягивает тебе полтинник и предвкушает, что ты возьмёшь. А ты ему сразу кучу вопросов: куда, откуда едет, чтобы он растерялся. Ну и говоришь, что билет стоит на 100 рублей дороже. А в тамбуре тебя этот человек встречает и только хвалит за хорошую работу — левых денег не берёшь!

Но вот эти добросовестные контролёры нам, конечно, картину портят. Мы же маршрутами постоянно меняемся. И вот пройдёт такая бабуля по твоему вагону, со всех пассажиров возьмёт полную стоимость билета, а ты на следующий день идёшь, и твои постоянные клиенты тебе билет за 400 рублей, купленный в кассе, показывают. Потому что не хотят снова нарваться на кого-то принципиального. Это нам ломает линию, конечно.

Одну систему нашу уже развалили, и снова становится хуже и хуже. Я бы ушёл с работы, бонусы всё меньше, да только у меня высшего образования нет, где мне ещё столько платить будут. Так что пережду пока тут, может, переведутся такие люди и всё снова станет хорошо.

Читайте также: