Взнос тенгри великий хан где брать

Обновлено: 02.07.2024

И на географические карты всего тогдашнего просвещенного мира Кан-Тоо (по-казахски – Кантау) был нанесён именно как Хан-Тенгри.

Великий путешественник смотрел на Кан-Тоо с севера, с хребта Терскей-Алатау. И главной вершины Тянь-Шаня он не увидел. Главная вершина – настоящий Хан-Тенгри – хорошо просматривалась с юга, из теперешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Эта вершина на 430 метров выше Кан-Тоо. Теперь она носит название Пика Победы.

Путаница, символизирующая неоднозначность сущего в одном из самых загадочных регионов мира, стала причиной почти столетнего территориального спора с Китаем. Каждая из сторон проводила границу по тому Хан-Тенгри, по которому считала выгодным для себя. И только соглашение 1996-го года между Киргизией и Китаем урегулировало проблему окончательно. Теперь Кан-Тоо – Хан-Тенгри – формально считается вершиной трех государств. В известном смысле – гвоздём, удерживающим регион в равновесии.

Всю Центральную Азию, в которой языческое тенгрианское начало до сих пор весьма ощутимо.

Для нас ошибка Петра Петровича поучительна вот ещё почему. Российская империя пришли в Среднюю Азию всего 150 лет назад. Она пришла в край с мощными культурными напластованиями, где на тенгрианство накладывались эллинизм, буддизм, арианство, арабская культура в лице мусульманства, суфизм как извод иранской и тюркской культур; пришла в край, который полторы тысячи лет торговал и воевал с Китаем и Персией; понятно, что многое из того, что хорошо просматривалось с юга, с севера было сходу не разглядеть.

Так оно и до сих пор, между прочим.

Не лишним будет вспомнить, что ещё открылось Семёнову Тянь-Шанскому по пути к Хан-Тенгри, в истоках Нарына – реки, с которой начинается великая Сыр-Дарья:

Россия пришла в край чужой и древней культуры – это правда. А ещё она пришла в край, истощенный многовековой феодальной и племенной рознью, эпидемиями тифа и малярии, засухой и религиозными войнами. Пришла как классический колонизатор: с военной администрацией, обустройством гарнизонов, созданием светских судов и светских школ. Провела железные дороги. Перехватила инициативу в торговле у англичан и китайцев (в основном через татар и староверов). Поощряла массовое переселение русских и украинцев на неосвоенные земли. Подавляла восстания.

Набравшись опыта в Туркестане, ринулась осваивать Манчжурию и походя вляпалась в двадцатый век с его броненосцами, пулеметами, дальнобойными орудиями и революциями.

Именно этому – осмыслению совместно пройденного пути и перспектив на будущее – будет посвящён наш журнал.

Странам Центральной Азии – Казахстану, Узбекистану, Киргизии и Таджикистану – предстоит сложный переход от социального государства ХХ века к современному постиндустриальному обществу. Ровно те же задачи стоят перед Россией.

Нас объединяет история и общность задач.

Мы хотим влиять на политику через умы. Мы хотим внести свой посильный вклад в формирование продуманной, осмысленной, грамотной стратегии на евразийском направлении российской политики. Мы будем работать над достижением общественного консенсуса по вопросу евразийской интеграции.

На сегодняшний день, к сожалению, подобного консенсуса нет ни в российском обществе, ни в странах Центральной Азии.

Ориентация на либеральные – европейские без кавычек – ценности никак не противоречит сближению со странами Средней Азии (и с Россией – если смотреть оттуда). Напротив. Европейскость пришла в Среднюю Азию через Россию – в русской интерпретации, в русском её изводе. И поддерживается не в последнюю очередь присутствием русского элемента в регионе. Что же касается нас – даже наши сегодняшние (недостаточные) усилия по интеграции региона заставляют нас быть большими европейцами, чем мы умеем. Это факт.

Процессы интеграции в рамках ЕАЭС медленно, но идут. Идут, но – медленно. В том числе и потому, что нет кровной заинтересованности элит. Переход на единые стандарты может длиться годами. Это важная, но во многом технически-бюрократическая, невидимая для неспециалистов работа. Для закрепления нашего ментального и культурного присутствия в регионе нужны новые смыслы, новые интеллектуальные продукты и новые люди. Необходимо налаживать связи с элитами молодых государств, в нашем случае – с интеллектуальными и гуманитарными кругами. Для этого нужен ресурс – журнал, способный стать коммуникационной площадкой для общения гуманитарных элит государств Средней Азии с отечественной гуманитарной элитой.

Гору осилит идущий.

Для меня, как для главного редактора нового журнала, нынешняя работа – в какой-то степени продолжение восхождения, начатого отцом.

Спасибо инициаторам проекта – Институту Внешэкономбанка – и команде сайта Информационно-аналитического центра МГУ, принявших нас в свои ряды.

В основном мы будем выкладывать лонг риды – серьёзные аналитические материалы для вдумчивого чтения. Плюс первоисточники (а предки не умели и не любили писать коротко). Мы намерены ориентироваться на вдумчивого читателя – и вдумчивых авторов, разумеется.

ТЕНГРИАНСТВО - САМАЯ ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИЯ Психология, Философия, Религия, Монотеизм, Аркаим, История, Интересное, Видео, Длиннопост

До принятия мировых религий - ислама, христианства и буддизма, тюрки (и монголы) имели древнюю оригинальную религию тенгрианство, о которой можно узнать из маньчжурских требников и китайских летописей, арабских, иранских источников, фрагментов сохраненных древнетюркских рунических и согдоязычных памятников VI-X вв.

ТЕНГРИАНСТВО - САМАЯ ДРЕВНЯЯ РЕЛИГИЯ Психология, Философия, Религия, Монотеизм, Аркаим, История, Интересное, Видео, Длиннопост

На каменных плитах в районе Верхнего Енисея сохранились высеченные древним художником изображения священнослужителей в длинных одеждах с жезлами в руках. Рисунки алтаря со стоящей на нем чашей, очень похожей на потир, изображают элементы религиозного обряда.

Религиозные представления тюрков

Полного согласия среди ученых в понимании сущности тенгрианства пока не сложилось. Часть исследователей пришли к выводу, что это вероучение приняло форму законченной концепции с онтологией (учение о едином божестве), космологией (концепция трех миров с возможностями взаимного общения), мифологией и демонологией (различение духов-предков от духов природы) к XII-XIII вв.

В то же время в одном из древних рукописных источников сообщается, что к 165 г. до н.э. тюрки уже обладали полностью сложившейся религией с развитым каноном, во многом близким буддийскому, завещанному индийским царем Канишкой, от которого берет начало ветвь буддизма, получившая самостоятельное развитие и оформившаяся как тенгрианство.

Культ Тенгри - это культ Голубого неба - небесного Духа-хозяина, Вечного неба, местом постоянного обитания которого было видимое небо. Кипчаки называли его Тенгри, татары - Тэнгри, алтайцы - Тенгри, Тенгери, турки - Танри, якуты - Тангара, кумыки - Тэнгири, балкаро-карачаевцы -Тейри, монголы - Тэнгер, чуваши - Тура; но речь всегда шла об одном - о мужском неперсонифицированном божественном начале, о Боге-Отце.

Тенгри-хан мыслился как Бог поистине космических масштабов, как единый благодетельный, всезнающий и правосудный. Он распоряжался судьбами человека, народа, государства. Он - творец мира, и Он сам есть мир. Ему подчинялось все в Мироздании, в том числе все небожители, духи и, конечно, люди.

Выразительной особенностью тенгрианства являлось выделение трех зон Вселенной: небесной, земной и подземной, каждая из которых, в свою очередь, воспринималась как видимая и невидимая.

Невидимый (иной) небесный мир выглядел как слоеный пирог: из трех, девяти и более горизонтальных ярусов, каждый из которых был обителью того или другого божества. На самом возвышенном ярусе обитал Великий Дух Неба - Тенгри. К небесной зоне относили светлых и доброжелательных по отношению к человеку божеств и духов. Они перемещались на конях, поэтому в жертву им приносили лошадей. В видимом небе, ближнем - куполообразном, располагались солнце и луна, звезды и радуга.

СТРОЕНИЕ МИРА, ИЗОБРАЖЕННОЕ НА БУБНЕ ШАМАНА

В целом в традиционном древнетюркском мировоззрении мир не столько вычислялся в уровнях и ярусах, сколько переживался эмоционально и не как набор символов, а как действие, изменение, в постоянной динамике. Основная функция мира - непрерывность жизни, ее постоянное возобновление, и человек как часть мира был кровно заинтересован в том же. На продление существования были направлены - прямо или косвенно - все ритуалы, обряды, праздники, которые были согласованы с природными ритмами (времени, последовательной смены времен года и перемещения небесных тел) на основе трудовой деятельности, связанной с животноводством, поклонения обожествленным силам природы и культа предков.

Традиции почитания духов, предков и героев

Традиция почитания духов предков обязывала тюрков знать свою родословную до седьмого поколения, подвиги дедов и их позор. Каждый мужчина понимал, что и его поступки будут также оценивать семь поколений. Вера в Тенгри и в небожителей устремляла тюрков на достойные дела, к свершению подвигов и обязывала к нравственной чистоте. Ложь и предательство, отступление от клятвы воспринимались ими как оскорбление естества, следовательно, самого Божества. Признавая коллективную ответственность за род и племя, а также наличие наследственных признаков, тюрки не позволяли людям, причастным к предательству, жить и иметь потомков.

ЧУВАШСКИЕ ТЕНГРИАНСКИЕ СИМВОЛЫ

Именем Голубого неба - Тенгри освящалась каганская (ханская) власть. После того, как каган был избран, он становился первосвященником в государстве. Его почитали как сына Неба. Задача хана заключалась не только в том, чтобы заботиться о материальном благополучии своего народа, его главной задачей являлось укрепление национальной славы и величия тюрков. Тенгри наказывал гибелью, пленом, другими карами каганов, а порой целые народы за совершенные ими преступления или проступки. От Тенгри зависело все, благодать или кара следовали обычно моментально или в течение шестидесяти лет (средняя продолжительность жизни человека) в солнечном мире, избежать их было невозможно. После смерти человека власть Тенгри над ним прекращалась.

Обряды почитания Тенгри-хана были достаточно строгими, молитвы долгими и очищающими душу. При всех обстоятельствах в жизни за помощью обращались к Тенгри, а если обращение было к другим божествам или духам, то оно обязательно упоминалось после возвеличивания Тенгри. Молились, поднимая руки вверх и совершая земные поклоны, просили дать хороший ум и здоровье, оказать помощь в справедливом деле, в бою, в хозяйственных делах; другого не просили. И Тенгри оказывал помощь всем, кто почитал Его и сам проявлял активность, целеустремленность в действии.

Ежегодно в государственном масштабе устраивались общественные моления - приношения жертвы. В начале лета, в указанное каганом время, в орду (столицу) съезжались племенные вожди, беки, знатные полководцы и нойоны и т.д. Вместе с каганом они восходили на священную гору, чтобы принести жертву Великому Тенгри. В этот день моления Тенгри проходили по всему государству. На священные горы, долины, речки, озера и источники съезжались тысячи людей из близлежащих аулов и городов. Моления проходили без женщин и камов, последние никогда не входили в состав священников (прорицателей) религии Тенгри, их роль заключалась в волховании, врачевании, в том числе гипнозом, заговорами - их просто опасались. Возле берез на священных землях горели десятки тысяч костров, в жертву приносили лошадей, овец, ягнят. Небесному Богу поклонялись, поднимая руки вверх и совершая земные поклоны, просили, чтобы Он дал хороший ум и здоровье, помогал в справедливом деле; другого не просили. И Тенгри оказывал помощь тем, кто Его почитал и сам был активным, т.е. кроме молитвы совершал целеустремленное действие. Заканчивалось все праздничным пиршеством, весельем, различными играми, состязаниями, скачками.

ТЕНГРИАНСКОЕ МОЛЕНИЕ У ЧУВАШ

Жертвоприношения Йер-суб (Великое божество, видимый мир в образе Родины) в период тюркских каганатов также носили общегосударственный характер. С принятием ислама или других религий общетюркские моления в государственном масштабе прекратились, получили преимущественное развитие местные родоплеменные моления. Обрядовая сторона моления Тенгри стала ослабевать, а затем постепенно исчезать.

Символ креста в тенгрианстве

Зафиксированные у древнетюркских народов ритуалы имели различные функции. И поэтому обрядовые действия их были различными. Одни сопровождались жертвоприношениями, другие ограничивались только молениями. При произнесении молитв требовались знания о божествах и духах, хозяевах местности, об их характерах и т.д. Древние тюрки пользовались священными устными текстами, которые передавались из поколения в поколение и назывались алгыш, алгас, алкыш, под этими названиями они встречаются и в древнетюркских памятниках. Во время жертвоприношений чтение алгышей являлось важным атрибутом праздника. Читались алгыши на родном диалекте ясно и внятно, чтобы не разгневать покровителей, для этого перед началом празднества выбирали из присутствующих одного, чаще двоих, умеющих говорить алгыши. Во время общественного моления они занимались кроплением, сопровождая его алгышами.

ТЕНГРИАНСКОЕ МОЛЕЛЬНОЕ МЕСТО

Почитание стихий в тенгрианстве

Общественно-религиозная значимость тенгрианства

Наиболее рельефными чертами характера тюрков, кроме силы духа и уверенности в будущем, дарованными Тенгри, являлись общественная солидарность и уважение к общественному мнению, приверженность к иерархии и дисциплине, особое почтение к старшим, глубокое уважение к матери. Тюркским сообществом изначально пресекались предательство, бегство с поля брани, доносительство, безответственность, ложь. Стремление к естественному образу жизни отражало родственную адекватность тюрков с окружающим одухотворенным ими миром. Тюрок всегда выбирал ясную, четкую, ненагроможденную деталями линию поведения. Обладая широким кругозором и масштабным мышлением, он имел неограниченное доверие и открытость к жизни. Древние тюрки отличались завидной активностью, будучи глубоко религиозными, не делили жизнь на потустороннюю и посюстороннюю, а принимали ее целостно как переход из одного качества в другое в едином для них мире.

Тенгрианство – древняя религия тюрков

Тенгрианство и ислам

В X в. исторически сложились политические условия тесного взаимодействия религиозных моделей тенгрианства и ислама. Обе они по своей природе были органичны с точки зрения всеобъемлющего духовного влияния, социального регулирования и контроля жизнедеятельности общества и личности. Столкнувшись, они не пришли в непримиримое противоборство между собой: со стороны тюрков благодаря высокодуховности и правилам веротерпимости в Степи, со стороны мусульман благодаря высоким адаптационным способностям исламской религии. Обладая высокой наступательностью, ислам должен был пройти период культивирования, предполагавший оседлый образ жизни в городских центрах.

Суфизм как производное ислама наиболее близкий по своей природе к тенгрианству, широко распространившись в Степи, внес некоторые элементы, смягчающие и приспосабливающие восприятие кочевыми и полукочевыми народами жестких предписаний и обязанностей мусульман и общины в целом. Несмотря на то, что процесс исламизации затянулся на века, тюркский мир, расколотый наступательностью мировых религий и принявший отчасти буддизм, отчасти христианство, что ввергнуло Степь в невиданные до того религиозные конфликты, вновь попытался восстановить раздробленную однозначность духовного кода, объединившись под знаменем ислама.

Восприятие Тенгри по своим сущностным характеристикам в целом не противоречило восприятию Аллаха. В функционировании общин тенгриан и мусульман также были важные пересекающиеся сходства. Например, свод древних обычаев тюрков и монголов - Яса и предписания Корана и сунны:

в защиту семьи предоставляли мужчине право жениться на нескольких женщинах, при этом первая жена считалась старшей;

2. обязывали мужчин уважать жен и верить им; накладывали запрет на спиртное;

4. обязывали богатых людей служить общине, помогать бедным;

5. провозглашали собственником земли государство (правитель от имени государства закреплял за определенные повинности (при преобладании военной, с учетом выслуги лет, причем с правом разжалования за проступки) права на владение землей); понятие продажи земли в культурах отсутствовало вообще.

Хан-Тенгри - одна из красивейших вершин не только Центральной Азии, но и целого мира. Этот пик имеет форму острой четырехгранной пирамиды высотой 7 010 метров, если считать ледяную шапку, и располагается в Центральном Тянь-Шане, в составе хребта Тенгри-Таг на границе Казахстана, Кыргызстана и Китая. Проект Tengritravel.kz и туристский информационный центр "Zhetysu Travel" рассказывают об истории знакомства человечества с вершиной, название которой в переводе с тюркского означает "повелитель неба".

Горящая над окружающими горами остроконечная вершина пика Хан-Тенгри - первое, что видят на рассвете те, кто живут в предгорьях Тянь-Шаня, или Небесных гор. Когда-то эта горная система была центром ареала проживания древних тюрков. Немудрено, что высшая точка этих гор считалась среди них верховным божеством (наравне с богиней Умай и властелином нижнего мира Эрликом) и одновременно местом его обитания. В среде тенгрианцев Тенгри был божественным главой верхнего мира и выполнял множество функций: определял судьбы людей, отмерял срок жизни и был способен подарить верховную власть в обществе.



Фото©Shutterstock

Представление о Небесных горах древние народы имели, но без особых подробностей, хотя китайские хроники 1200 лет назад и записки миссионеров из Византии более позднего периода свидетельствуют о том, что о данном пике знали и за пределами тюркских земель. Географические же знания о Тянь-Шане древним были недоступны - слишком высоки и отвесны оказались склоны Хан-Тенгри. Вторая половина XIX века - время, когда на Тянь-Шань начали отправлять отечественные и зарубежные научные экспедиции. Но подготовка, экипировка и техническая неприспособленность все равно не позволяли исследователям дойти вглубь этого мощного горного массива.


Фото©Shutterstock

Первыми научными данными о Хан-Тенгри можно назвать только материалы великого русского географа и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, который увидел и описал пик во время своего путешествия на Тянь-Шань в 1856-1857 годах. Пораженный ледяной красотой вершины в 1857 году с восточного перевала хребта Терскей Ала-Тоо, огибающего с юга озеро Иссык-Куль, ученый решает, что именно этот пик - самая высокая точка всего Тянь-Шаня, легендарный Хан-Тенгри. При этом проводники утверждали, что киргизы зовут его Кан-Тоо, а казахи - Кан-Тау, что переводится как "Кровавая гора", из-за красноватого отсвета мрамора склонов на закате. Семенов (тогда еще он не получил почетную вторую часть фамилии в честь, собственно, знаменитого исследования горного массива) расположил его в центре узла Тянь-Шанских хребтов, переместив вершину на карте на 20 километров к северу.


Фото©Shutterstock

По словам Петра Семенова, Тянь-Шань произвел на него сильное впечатление: "Когда мы добрались около часа пополудни к вершине горного прохода, то были ослеплены неожиданным зрелищем. Прямо на юге от нас возвышался самый величественный из когда-либо виденных мною горных хребтов. Он весь, сверху донизу, состоял из снежных исполинов, которых, направо и налево от себя, я мог насчитать не менее тридцати. Весь этот хребет, вместе с промежутками между горными вершинами, был покрыт нигде не прерывающейся пеленой вечного снега. Посредине этих исполинов была одна, резко между ними выделяющаяся по своей высоте, белоснежная остроконечная пирамида, которая казалась с высоты перевала превосходящей высоту остальных вершин вдвое… Это был Хан-Тенгри".

Ошибка Семенова-Тян-Шанского не только широко распространила неправильное наименование этой вершины - неточность русского географа спровоцировала многолетние споры о прохождении границы в этом горном районе. В частности, позже ее использовали при детализации границы с Китаем по Кашгарскому протоколу 1882 года. Позднее, после обнаружения пика Победы в 1943 году, поняв ошибку Семенова-Тян-Шанского, советские топографы передвинули границу на своих картах на главный узел, то есть пик Шатер, и провели ее по короткому Меридиональному хребту, соединяющему нарынкольский гребень с массивом Победы.

Практически через полвека после Семенова-Тян-Шанского две экспедиции выдающегося германского географа и альпиниста Готфрида Мерцбахера в 1902-03 и 1907-08 годах помогли составить точную карту хребта Тенгри-Таг с "высшей" точкой - пиком Хан-Тенгри. В 1892 году ученый впервые приехал в Семиречье, посмотрел в глаза Повелителю неба и решил покорить легендарную вершину, причем едва ли не на первом месте для профессора стояла спортивная цель восхождения на вершину. Одновременно он собирал фаунистический, флористический и геологический материал для других ученых на своей родине. Мерцбахер совершает попытку подойти к вершине Хан-Тенгри, определив ее высоту в 7200 метров, и даже делает фотографии, облетевшие позже весь мир. А самое главное - немец составляет схему хребтов, которой позже долго пользовались географы и путешественники. Конечно, в его схеме встречаются некоторые неточности, но Мерцбахера в любом случае по праву считают тем, кто первым открыл точное расположение Хан-Тенгри. После своих экспедиций Мерцбахер записал в своем дневнике: "Хан-Тенгри - не место для альпинистских увлечений".



Фото©Shutterstock

К началу Великой Отечественной войны пик Хан-Тенгри уже три раза покоряли группы альпинистов из СССР. Так, украинский альпинист М.П. Погребецкий в 1931 году также вписал себя в современную историю, пройдя по южной стороне пирамиды. Даже сегодня этот маршрут считается классическим.

После в 1936 году сразу две команды: казахстанская, в составе которой были Е. Колокольникова, И. Тютюникова и Л. Кабардина, и российская, которую возглавляли известные альпинисты - братья Абалаковы, покорили Хан-Тенгри.

В 1943 году в районе пика работали топографы из экспедиции П. Рапасова, обработавшие в 1944 году собранный "в поле" материал и нанесшие на карту отметку 7439 метров. Они дали вершине новое имя - пик Военных топографов, так как были уверены, что вершина пока не была кем-то покорена. Ну, а в 1946 году вершину переименовали в пик Победы. Согласно древним летописям, это и есть великий Хан-Тенгри.

Трагическая история покорения пика Победы включает в себя многочисленные неудачные попытки и человеческие жертвы, которые пришлось пережить Е. Абалакову с командой. В 1956 году он поднялся на вершину и сделал там фото, доказавшие, что пик ХХ лет Комсомола и пик Победы - одна и та же точка.

Казахстанский альпинист Анатолий Букреев, автор рекорда СНГ (он 21 раз покорил гималайские восьмитысячники), совершил скоростные соло-восхождения на пик Победы 22 августа и на Хан-Тенгри летом 1990 года. Легендарный "Снежный барс" утверждал, что Хан-Тенгри, возможно, самый красивый пик в мире из-за его правильно расположенных ребер и геометрической пирамидальной симметрии.

Для другого казахстанского альпиниста Дениса Урубко, первым в СНГ покорившим все 14 восьмитысячников мира, Хан-Тенгри стал домашним, "тренировочным" семитысячником перед гималайскими восхождениями, который покорялся ему более десяти раз. Урубко стал автором рекорда по скоростному забегу на Хан-Тенгри: от базового лагеря до вершины за 7 часов 40 минут. Этот рекорд установлен в 2000 году и не преодолен до сих пор.

Уникальный траверс был совершен на этом пике под руководством Валерия Хрищатого летом 1990 года. Отметим, что будущие участники траверса пик Победы - пик Хан-Тенгри в целях акклиматизации даже заночевали на вершине, подобные случаи на серьезных вершинах достаточно редки. А вот вышеупомянутый Денис Урубко сделал это в одиночку - 1 августа 2011 года альпинист провел запланированную ночевку на вершине пика Хан-Тенгри.

Казбек Валиев, первый казах - покоритель Эвереста, поднялся на пик Хан-Тенгри в 1986 году, по южной стене и мраморному ребру. Тогда высота пика считалась еще 6995 метров, без снежной шапки. Это восхождение стало одним из 21 на все семитысячники СССР, совершенных альпинистом с 1974 по 1990 год.



Фото©Shutterstock

Покорение пика Хан-Тенгри - мечта и цель жизни множества альпинистов по всему миру, сюда проложено более десятка маршрутов, подъем по которым занимает не менее 14 дней. Под пиком находится Международный альпинистский лагерь (МАЛ) "Хан Тенгри", созданный самим Казбеком Валиевым и принимающий за сезон до 2000 альпинистов и горных туристов. Под патронажем областных властей и альпинистского клуба ЦСКА на базе МАЛ каждый год проводятся международные спортивные фестивали.

В природе существует большое разнообразие горных систем, каждая по своему уникальна и имеет свою отличительную черту. Особое место отдано заснеженным вершинам, которые так стремятся покорить альпинисты по всему свету. В этой статье описывается пик Хан-Тенгри, который признан одним из красивейших мест на земле.

Горы Тянь-Шань. Пик Хан-Тенгри объединяет границы трех государств

География и история

Пик Хан-Тенгри поражает своими видами. Но больше всего удивляет его необычное расположение. Вершина находится на стыке границ сразу нескольких государств: Казахстана, Китая и Кыргызстана.
высота — 7010 м, без учета ледника — 6995 м
пик находится на хребте Тенгри-Таг, в восточной части Центрального Тянь-Шаня
форма – четырехгранная пирамида
тип ландшафта альпийский: с заснеженными острыми вершинами, ледниками, хвойными лесами
существует более 20 маршрутов для покорения вершины
самая высокая точка Республики Казахстан

Горы Тянь-Шань. Пик Хан-Тенгри объединяет границы трех государств

Хан-Тенгри впервые был упомянут 1200 лет назад в китайских летописях. Первым вершину описал Петр Семенов, который впоследствии стал Семеновым-Тянь-Шанским.

В древние времена тюркские народы считали пик Хан-Тенгри воплощением места жительства божества Тенгри. Он совместно с Умай и Эрликом управляли устройством бытия, и были особо почитаемыми в тенгрианстве. Тенгри — главнейшее божество, способное воздействовать на судьбы людей, определять длительность жизни, контролировать правителей. Название вершины переводится, как “Повелитель неба”.

Хан-Тенгри в туризме

Пик Хан-Тенгри находится в парке, название которого идентично с названием горы. Парк принадлежит Иссык-Кульскому заповеднику, расположившемуся на территории Кыргызстана. Площадь заповедника более 17 тыс. га, занимает 20 процентов от всего государства. Природа здесь живописна и разнообразна: альпийские луга, поля, леса, горы, скалы. Эти завораживающие виды привлекают множество туристов и фотографов. В этой местности обитают такие удивительные и редкие животные, как снежный барс, антилопа джейран, ласка, песчаник. Но также необходимо учитывать, что здесь обитают и опасные создания. Такие, как каракурт, его укус может привести к смерти, фаланга, который вызывает заражение крови и другие. В субальпийских лугах можно встретить эдельвейс, растение, являющиеся отличительной чертой альп.

Горы Тянь-Шань. Пик Хан-Тенгри объединяет границы трех государств

Пик Хан-Тенгри является самым северным семитысячником в мире. Благодаря своим видам, величественности и высоте он стал мечтой для многих альпинистов со всего света. Впервые добрался до вершины Михаил Погребецкий, в 1931 г. Множество проложенных маршрутов, на сегодняшний день, сделали покорение вершины возможным. Существует два классических пути, которыми пользовались самые первые покорители горы. Для того чтобы достигнуть высоты, потребуется как минимум 14 дней. Туристам, которые хотят увидеть всю красоту природы, окружающую Хан-Тенгри, следует приехать в столицу Киргизии, Бишкек, оттуда на рейсовом автобусе доехать до города Каракол. Сезон восхождения длится с июля и до конца лета.

Горы Тянь-Шань. Пик Хан-Тенгри объединяет границы трех государств

Интересные факты

Пик Хан-Тенгри в 2002 г. впервые был представлен на купюре в 100 сомов. После этого Кыргызстан стал одним из немногих государств, изобразивших горы на банкнотах.

Горы Тянь-Шань. Пик Хан-Тенгри объединяет границы трех государств

Альпинист Глеб Соколов больше всех раз покорял вершину. В 2016 году его рекордом стало 34 восхождения.
Пик Хан-Тенгри и его перемычка с близким пиком Чапаева довольно схожи с расположением Эвереста и его Южной седловины, это дает возможность составить маршрут имитирующий классический путь покорения Гималаев.
Самым юным покорителем пика является поляк, Адам Белецкий, который взобрался на вершину в возрасте 17 лет.
Денис Урубко, казахстанский альпинист, покоривший все восьмитысячники, которые есть на свете, тренировался для восхождения в Гималаях именно на пике Хан-Тенгри.

Горы Тянь-Шань. Пик Хан-Тенгри объединяет границы трех государств

Пик Хан-Тенгри удивителен не только своим географическим положением, но и разнообразной и колоритной природой. А восхождение на эту вершину оставит после себя просто неописуемые впечатления.

Читайте также: