Выясните в каких случаях международное право определяет правомерность

Обновлено: 04.07.2024

• защита личной и общественной безопасности от внешних угроз социального характера — военных опасностей.

Ключевые понятия темы:

военная опасность; военный конфликт; военная политика государства; вооружённый конфликт; война: локальная, региональная, крупномасштабная; Военная доктрина Российской Федерации; основные внешние опасности России; основные внутренние опасности России; терроризм; экстремизм.

Государственная политика России опирается на международное право в обеспечении надёжной и равной безопасности для всех государств мира. Россия реализует стратегию сдерживания военной силы в решении спорных вопросов как в своём государстве, так и в мире. Сложная политическая обстановка в современном миро свидетельствует о наличии реальной поенной угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

Комплекс проблем безопасности социального характера создает угрозы социального характера, к которым относят разные виды военных опасностей и вооружённых конфликтов.


Военная опасность — это состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений (политического или территориального спора), которое может привести к возникновению военной угрозы (военного конфликта, военных действий, вооружённого насилия).


Военный конфликт — это форма решения спорных вопросов между противоборствующими сторонами с применением военной силы на межгосударственном уровне (внешний военный конфликт) и внутри государства (внутренний военный конфликт). Военный конфликт может стать началом войны локальной, региональной, крупномасштабной.

Решение о начале и продолжении военных действий зависит от военной политики государства.


Военная политика государства — это деятельность структур управления государством по организации национальной обороны, обеспечению национальной безопасности с целью защиты национальных интересов самого воюющего государства и его союзников.


Решение о начале военных действий принимает Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации — Президент Российской Федерации.

Военные действия могут остановиться на уровне вооружённого конфликта, а могут перерасти в локальную, региональную или крупномасштабную войну.

Локальная война подразумевает военные действия местного значения между государствами, затрагивающие территории только этих противоборствующих сторон и осуществляемые для защиты территориальных, экономических, политических интересов противников.

Региональная война затрагивает военными действиями не только регион территорий враждующих государств, но и прилегающие к ним акватории и воздушное (космическое) пространство.

В случае ведения войны коалициями государств (союзниками) региональная война может перерасти в крупномасштабную, преследующую долгосрочные военно-политические цели.

Успех войны зависит от военного планирования и военной организации государства. Военное планирование предполагает определение порядка и способов поддержания боевой готовности Вооружённых Сил Российской Федерации и других воинских формирований. Военное планирование предусматривает военную организацию государства — взаимодействие органов государственного и военного управления в подготовке государства к вооружённой защите, в которую входит, прежде всего, обеспечение военной боевой готовности Вооружённых Сил Российской Федерации, разработка плана военных действий и плана мероприятий гражданской обороны. Военное планирование разрабатывается, совершенствуется и осуществляется в мирное время в соответствии с положениями Военной доктрины Российской Федерации.


Военная доктрина Российской Федерации — один из основных документов стратегического планирования в Российской Федерации. Положения Военной доктрины отражают официальное мнение специалистов — военных аналитиков, общественных и военных деятелей, учёных — о военно-политической ситуации в мире, военных угрозах и морах защиты национальной безопасности нашей страны.


Военная доктрина Российской Федерации определяет следующие военные угрозы:

• обострение военно-политической обстановки и межгосударственных отношений, усиление конфронтации, провокация военного конфликта;

• создание, подготовка и экстремистская и террористическая деятельность военизированных бандитских формирований.

Военная доктрина Российской Федерации определяет стратегию защиты своих национальных интересов в рамках международного права при проведении рациональной внешней политики, исключающей затратную конфронтацию и новую гонку вооружений.


Основные внешние опасности России:

• развёртывание воинских контингентов иностранных государств на приграничных территориях нашей страны (в акваториях, воздушном пространстве);

• милитаризация космического пространства; распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий;

• увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;

• нарушение или несоблюдение отдельными государствами международных договорённостей.


Основные внутренние опасности России:

• попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;

• подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности России;

• дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и социальной инфраструктуры Российской Федерации;

• экстремизм и терроризм.


Международный терроризм — угроза национальной безопасности любого государства.


Стратегия терроризма — устрашение населения противоправными насильственными действиями.


Террор — крайнее проявление экстремизма.

Особенностью современною периода мировой истории является активизация экстремистской и террористической деятельности. Террористические акты приводят к массовым человеческим жертвам, уничтожению духовных и материальных ценностей, к росту вражды, недоверия, страха, паники, числа конфликтных ситуаций.

Чтобы противостоять терроризму, необходимо развивать нравственную силу (волю, сознание, здравый смысл), гуманистические убеждения (человеколюбие), толерантность (терпимость к другой культуре, другому образу жизни), патриотизм (уважение и любовь к своему Отечеству, к родным, друзьям, тем людям, кто помог научиться выходить достойно из трудных жизненных ситуаций). Необходимо самовоспитание милосердия, определяющего готовность человека помочь другому словом и делом.

Вопросы и задания

1. Перечислите внешние угрозы военной безопасности современной России.

2. Назовите основное назначение Военной доктрины Российской Федерации.

3. Почему терроризм является международной проблемой?

4. Каким образом можно противостоять терроризму и экстремизму?

5. Назовите примеры современных вооружённых конфликтов, локальных, региональных, крупномасштабных войн.

6. Выясните, в каких случаях международное право определяет правомерность военных средств урегулирования международных конфликтов.

7. Найдите на сайте Министерства обороны Российской Федерации, какие меры военного урегулирования позволили России обеспечить национальную безопасность и помочь в этом другим странам мира в XX в.

Темы учебного исследования

1. Военная доктрина Российской Федерации и государственная политика.

2. Боевая мощь сил национальной обороны России.

3. История новой памятной даты: 29 июля 2012 г. — День памяти российского миротворца.

4. Влияние средств массовой информации на формирование общественного мнения.

5. Формирование образа врага (или друга) нации: примеры отечественного и зарубежного кино.

Международное право служит индикатором состояния общества, поэтому после второй мировой войны сфера международного праворегулирования все дальше и дальше уходит (прежде всего это видно на примере норм международного гуманитарного права) за пределы собственно межгосударственных отношений и конфликтов, придает некоторым видам конфликтов, которые еще недавно оценивались как внутренние, в прямом смысле международный характер.

Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны. Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения; ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

Отношения, регулируемые международным правом включают:

а) между государствами — двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

в) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

г) между международными межправительственными организациями.

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера — между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

Нормы международного права обязывают и предоставляют правомочия государства в целом, а не отдельные его органы и должностные лица, а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права.

Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, существуют международные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

Международное право существует как часть межгосударственной системы, как регулятора международных отношений и как составная часть формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы.

Сами наименования многих международных договоров наглядно свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка и т д.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права". В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о гражданстве РФ "при решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы". Гражданский кодекс РФ 1994 г. предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям (ч. 2 ст. 7). Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" 1995 г. установил, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ (ст. 4).

Исторически сложилось разграничение двух категорий — международного публичного права и международного частного права. Международное право, как регулятор межгосударственных отношений - международноепубличное право, международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду прежде всего гражданско-правовые отношения с иностранным (международным) элементом.

Необходимо учитывать специфику - ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" применительно к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов. Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено, очевидно, тем, что. УКРФ„ как сказано в ч. 2 ст..1,: лишь "основывается" на нормах международного права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК, регулирования.

Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества, в межгосударственных взаимосвязях. Те коренные сдвиги в сфере внешней политики, которые породили Французская буржуазная революция в конце XVIII в. и Октябрьская социалистическая революция в первой половине XX в., повлекли становление новых принципов и норм международного права, прежде всего таких начал, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмешательство в их внутренние дела, а позднее — отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угрозы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека и др.

Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами "избавить грядущие поколения от бедствий войны", обеспечить поддержание международного мира и безопасности, "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе" (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами "независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития".

Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией "международного права цивилизованных народов", исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств "проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи".

Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами.

Современное международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

универсальные международно-правовые акты - Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Международные пакты о правах человека, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну…

Вместе с тем только для Российской Федерации и для взаимодействующих с ней в конкретных вопросах правового регулирования государств источниками международного права являются отдельные примеры: Устав Содружества Независимых Государств и другие соглашения в рамках Содружества, Договор по открытому небу и другие договорные акты в рамках СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана, заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией, Соглашение о сохранении белых медведей, подписанное от имени правительств Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Канады, Норвегии и Дании, а также десятки других локальных актов с несколькими участниками и тысячи двусторонних договоров (соглашений, конвенций, протоколов) различного характера — о режиме государственной границы, о разграничении континентального шельфа и исключительной экономической зоны, о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, об эквивалентности дипломов об образовании, ученых степеней и званий, об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и т. д.

Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров.

Роль международного права в предотвращении войны

В современном мире международное право стало определяющим в решении проблем устранения угрозы войны и комплекса задач частичного и всеобщего разоружения. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности, которые представляют совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно. К этим средствам относятся мирные средства разрешения споров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др. Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.

В числе таких договоров — подписанное 22 июня 1973 г. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о предотвращении ядерной войны. Оба государства обязались действовать так, чтобы предотвратить возникновение ситуаций, способных вызвать опасное обострение их отношений, избежать военных конфронтации и чтобы исключить возникновение ядерной войны между ними и между каждым из них и другими странами.

Не умаляя значения всех международно-правовых средств обеспечения международной безопасности, наиболее важными следует признать создание системы коллективной безопасности государств на универсальной и региональной основах и осуществление государствами коллективных мер по предотвращению вооруженного конфликта и достижению всеобщего и полного разоружения. Именно эти средства в большей степени обеспечивают равную безопасность для всех государств и баланс их интересов.


Раскрываются юридическая сущность и значение правомерности как институционно-правовой составляющей современного международного права.

Л. H . ТАРАСОВА,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры международного права Российского университета дружбы народов, зам. начальника юридического отдела Московского финансово-юридического университета (МФЮА) milatarasova @ yandex . ru

Раскрываются юридическая сущность и значение правомерности как институционно-правовой составляющей современного международного права.

Ключевые слова: правомерность, институционно-правовая составляющая, современное международное право.

Legality as Institutionally Legal Component of Modern International Law

The article shows the legal nature and significance of legality as an institutional and legal component of modern international law.

Keywords: legality, institutional and legal component, modern international law.

Современное международное право как совокупность международно-правовых норм по регулированию всестороннего сотрудничества государств функционирует в формате постулатов должного поведения. Предписания должного поведения, действующие в параметрах добросовестного соблюдения прав и обязательств контрагентов, собственно и представляют собой сущностное понимание правомерного поведения. Правомерность сопрягается с фактором должного поведения субъектов права (государств как первичных и основных создателей международного права), поскольку соблюдение предписания должного поведения определяет юридический режим, который уже конкретно обозначается через правомерность.

Вместе с тем осуществление исключительно постулатов должного поведения в формате добросовестного соблюдения прав и обязательств со стороны каждого из государств и всех государств — членов мирового сообщества не представляется нам достаточным фактором обеспечения правомерности в параметрах современного миропорядка. Правомерность как институционно-правовая составляющая современного международного права должна обеспечиваться по факту востребованности поддержания международной законности и правопорядка. В рамках концептуального восприятия предмета исследования любое юридическое правило должно не просто устанавливаться и непосредственно предписываться по отношению к его субъектам, но и эффективно обеспечиваться. Обеспечительные меры должны создавать условия для последовательного осуществления соответствующего юридического правила.

Правомерность в параметрах системы современного международного права обеспечивается через международные судебно-арбитражные учреждения. В масштабе всего мирового сообщества конкретным учреждением, которое осуществляет функцию обеспечения правомерности в системе современного международного права, выступает Международный суд ООН — главный судебный орган Организации Объединенных Наций. Выполняя свою роль по разрешению межгосударственных споров (споров по поводу соблюдения права во всей его целостности), Международный суд поддерживает режим правомерности в международной нормативной системе.

Все заметные события последнего времени, происходящие в международных отношениях и в мировой политике, измеряются преимущественно критериями правомерности. В рамках этого измерения проверяются действия (бездействие) основных субъектов международных правоотношений, вовлеченных в конкретные ситуации, на предмет их соответствия принципам и нормам современного международного права.

Проблема правомерности, например, находится в центре внимания как при обсуждении вопросов, связанных с проведением военных операций в рамках или вне рамок миротворческих функций ООН, так и при оценке институциональной легитимности ООН, наделенной полномочиями[1] осуществлять функции глобального правления.

В начале ХХ I века в фокусе внимания международных учреждений появились новые вопросы: обладает ли в целом современное международное право достаточной правомерностью? не возникла ли в современных условиях необходимость устроить международному праву своеобразную проверку на предмет выяснения степени его правомерности в соответствии с демократическими принципами?

Критериями принципа добросовестности являются правдивость, лояльность, уважение права, верность международным обязательствам.

На концептуальном и практическом уровне принцип добросовестности bona fide оценивается (и это верно отмечено на авторитетном научном уровне[6] ) согласно универсально признанным стандартам должного, обозначенным в юридических актах и поведении государств. Международное право, предметно учитывая такие субъективные элементы, как умысел, намерение причинить вред, определяет их наличие не через оценку внутренней позиции субъекта права, а через объективное поведение государств, которое в принципе должно соответствовать выработанным юридическим стандартам.

Международное право как целостная и законченная система права создает надлежащие способы и средства не только для оценки уровня выполняемости универсально признанных стандартов добросовестного поведения государств, но и для обеспечения соблюдаемости права вообще, как в аспекте простого нарушения права, так и в плане выполнения требования принципа добросовестности. Согласно общей теории права, органом по оценке правомерности поведения субъектов права и по обеспечению режима верховенства права ( Rule of Law ) в общепринятом академическом и практическом понимании выступает суд (по факту вынесенного судебного решения, обязательного для сторон ( res judicata ))[7]. В международном праве действует целая система международных судебно-арбитражных органов, которые призваны констатировать правомерность поведения субъектов международных правоотношений и в этом контексте обеспечивать право.

Право ООН, будучи системообразующей основой современного международного права, имеет свой судебный институт. Главным судебным органом ООН выступает Международный суд. Значимость Международного суда в качестве главного судебного органа ООН, как справедливо отмечают ученые[8], определяется его местом и ролью в процессе поддержания юридической безопасности государств — членов мирового сообщества. И действительно, вынося решения, Международный суд тем самым вносит свой вклад в сферу защиты субъективных прав и законных интересов всех государств — участников международного взаимодействия. В данном плане можно говорить, что степень включения Международного суда ООН в процесс последовательного развития современного миропорядка определяется значением, которое он имеет в обеспечении выполняемости норм современного международного права. При этом позитивное его воздействие направлено на всестороннее соблюдение норм международного права в контексте требований принципа добросовестности[9].

Добросовестное соблюдение всеми государствами — членами мирового сообщества своих международных обязательств в соответствии с Уставом ООН — прямое предписание режима правомерности в аспекте верховенства права ( Rule of Law ), предусматриваемое решениями международных судебно-арбитражных органов. Речь идет о решениях по делу Trail Smelter от 16 апреля 1938 года, по делу о применении Конвенции 1902 года об опеке несовершеннолетних от 28 ноября 1958 года, по делу о германских интересах в польской Верхней Силезии от 25 мая 1926 года.[10]

Позиционирование стандартов добросовестного поведения государств в аспекте поддержания режима правомерности в системе современных международных отношений предопределено значимостью принципа добросовестности (А. Мартен[11]) в качестве общего принципа права по смыслу п. 1 ст. 38 Статута Международного суда ООН (далее — Статут). Ведя свое происхождение из внутригосударственного правопорядка ( foro domestico ) государств — членов мирового сообщества, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, перешли в систему современного международного права в качестве предметной составляющей его источниковой базы. В качестве других примеров общих принципов права (помимо принципа добросовестности) по смыслу ст. 38 Статута академическая наука и практика международного права приводит принцип недопустимости злоупотребления правом, принцип недопустимости применения двойного наказания non bis in idem , принцип обязательной силы судебного решения (юридического акта органа правосудия), принцип недопустимости наказания без соответствующего закона nulla poena sine lege . В совокупности общие принципы права совместно с международными конвенциями и международным обычаем (другими составляющими источниковой базы современного международного права согласно ст. 38 Статута) образуют обязывающую основу поведения государств как главных фигурантов по поддержанию режима правомерности в системе международных отношений.

Поскольку принцип добросовестности и принцип недопустимости злоупотребления правом (как два общих принципа права по смыслу ст. 38 Статута) играют главную роль при установлении и поддержании режима правомерности в системе международных отношений, академический и практический интерес вызывает непосредственно процесс упорядоченного воздействия права на определение линии должного поведения субъектов международных правоотношений. Следует отметить, что наука и практика международного права, в той или иной степени отраженные в решениях международных судебно-арбитражных органов, дают четкий и однозначный ответ, каким должно быть поведение субъектов международных правоотношений в рамках правомерности.

Следовательно, режим реализации прав со стороны всех субъектов международных правоотношений не просто сопоставим, но и соизмерим в плане взаимной соблюдаемости и целостности. Именно в таком аспекте можно говорить о правомерности в системе международных правоотношений. И все это достигается через соблюдение всеми государствами — членами мирового сообщества своих международных обязательств исключительно на основе принципа добросовестности.

1 См .: Wolfrum R. Legitimacy of International Law from a Legal Perspective: Some Introductory Considerations // Legitimacy in International Law / R ь diger Wolfrum and Volker R ц ben (eds.). Springer, Heidelberg, 2008. P. 6.

3 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева. — М., 2006. С. 573.

4 Юридический энциклопедический словарь / под ред. М.Н. Марченко. — М., 2003. С. 333.

5 См.: Каламкарян Р.А. Принцип добросовестности в современном международном праве. — М., 1991. С. 3.

6 См.: Каламкарян Р.А. Указ. соч. С. 3; Дмитриева Г.К. Принцип добросовестности в современном международном праве // Правоведение. 1979. № 6. С. 32—36; Тиунов О.И. Принцип соблюдения международных обязательств. — М., 1979. С. 77—83; Zoller E. La bonne foi en droit international public. Paris, 1977. P. 35—36; Cavare L. La Notion de bonne foi et quelques-unes de ses applications en droit international public: Cours. Institut des hautes etudes internationales. 1963—1964. Paris, 1965. P. 9—10; Cot J.-P. La bonne foi en droit international public: Cours. Institut des hautes etudes internationales. 1968—1969. Paris, 1970. P. 10.

8 См.: Каламкарян Р.А. Место и роль Международного суда в современном миропорядке // Государство и право. 2011. № 9. С . 69—80; Oppenheim's International Law. 9nd ed. Vol. 1. Peace. Pt. 1. London, 1992. P. 11; Rosenne Sh. Intervention in the International Court of Justice. Dordrecht, Boston, London, 1993. P. 1—79; Szafarz R. The Compulsory Jurisdiction of the International Court of Justice. Dordrecht, Boston, London, 1993. P. 1—17.

9 См .: Cheng B. General Principles of Law as applied by International Courts and Tribunals. London, 1953. P. 105—163; Rousseau Ch. Droit International Public. Paris, 1970. P. 382—384; Zoller E. Op. cit. P. 102—122; Oppenheim's International Law. P. 38, 44; Каламкарян Р . А . Указ . соч . С . 71.

10 См .: Moore J.B. International Adjudications. New York, 1929. P. 889, 891; C.P.J.I. Serie A. №. 7. P. 30; C.I.J. Recueil 1958.

11 См .: Martin A. L'Estoppel en Droit International Public. Paris, 1979. P. 221.

Международное право служит индикатором состояния общества, поэтому после второй мировой войны сфера международного праворегулирования все дальше и дальше уходит (прежде всего это видно на примере норм международного гуманитарного права) за пределы собственно межгосударственных отношений и конфликтов, придает некоторым видам конфликтов, которые еще недавно оценивались как внутренние, в прямом смысле международный характер.

Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженных конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны. Международное право вооружённых конфликтов кодифицировано в Гаагских Конвенциях, Женевских Конвенциях о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительных Протоколах к ним 1977 г., резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН и других документах.

Международное право — сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляющих собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения; ориентировано прежде всего на регулирование межгосударственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущественно усилиями самих государств.

Отношения, регулируемые международным правом включают:

а) между государствами — двусторонние и многосторонние, среди которых особое значение имеют отношения, охватывающие международное сообщество государств в целом;

б) между государствами и международными межправительственными организациями, прежде всего в связи с членством государств в международных организациях;

в) между государствами и государствоподобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

г) между международными межправительственными организациями.

Наряду с международными межгосударственными отношениями существуют международные отношения негосударственного характера — между юридическими и физическими лицами различных государств (так называемые отношения "с иностранным элементом" или "с международным элементом"), а также с участием международных неправительственных организаций и международных хозяйственных объединений.

Нормы международного права обязывают и предоставляют правомочия государства в целом, а не отдельные его органы и должностные лица, а компетенция и поведение органов государства и должностных лиц, ответственных за обеспечение выполнения международных обязательств, регулируются нормами внутригосударственного права.

Многие международные договоры напрямую формулируют права и обязанности вполне определенных государственных органов и даже должностных лиц, существуют международные договоры (и их перечень неуклонно возрастает), отдельные нормы которых прямо адресованы индивидам и различным учреждениям (юридическим лицам) как потенциальным носителям прав и обязанностей, устанавливаемых договорными нормами.

Международное право существует как часть межгосударственной системы, как регулятора международных отношений и как составная часть формирующегося всемирного правового комплекса, который включает наряду с международным правом правовые системы государств, т. е. внутригосударственные, национальные правовые системы.

Сами наименования многих международных договоров наглядно свидетельствуют об их комплексном (международно-внутригосударственном) предназначении: Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка и т д.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются "согласно общепризнанным принципам и нормам международного права". В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о гражданстве РФ "при решении вопросов гражданства наряду с настоящим Законом подлежат применению международные договоры Российской Федерации, регулирующие эти вопросы". Гражданский кодекс РФ 1994 г. предусматривает непосредственное применение международных договоров РФ к определенным гражданско-правовым отношениям (ч. 2 ст. 7). Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" 1995 г. установил, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ (ст. 4).

Исторически сложилось разграничение двух категорий — международного публичного права и международного частного права. Международное право, как регулятор межгосударственных отношений - международноепубличное право, международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношений участников международных отношений негосударственного характера, имея в виду прежде всего гражданско-правовые отношения с иностранным (международным) элементом.

Необходимо учитывать специфику - ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" применительно к отдельным отраслям, которые будто бы в силу своей специфики не допускают прямого действия международно-правовых норм и их приоритетного применения в случаях расхождения с нормами соответствующих законов. Наиболее распространенным стал такой подход к уголовному законодательству, что обусловлено, очевидно, тем, что. УКРФ„ как сказано в ч. 2 ст..1,: лишь "основывается" на нормах международного права, и тем, что в нем отсутствует положение о применении правил международного договора в случаях иного, чем в УК, регулирования.

Существенным фактором совершенствования международного права явились прогрессивные перемены в состоянии гражданского общества, в межгосударственных взаимосвязях. Те коренные сдвиги в сфере внешней политики, которые породили Французская буржуазная революция в конце XVIII в. и Октябрьская социалистическая революция в первой половине XX в., повлекли становление новых принципов и норм международного права, прежде всего таких начал, как уважение суверенитета государств и признание их равноправия, невмешательство в их внутренние дела, а позднее — отказ от войны как орудия национальной политики, неприменение силы или угрозы силой, самоопределение народов и наций, уважение прав и свобод человека и др.

Современное международное право функционирует в сложной среде, так как формирующие и реализующие это право государства имеют значительные различия в общественно-политическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Международное право призвано юридическими средствами "избавить грядущие поколения от бедствий войны", обеспечить поддержание международного мира и безопасности, "содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе" (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государствами "независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня их развития".

Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией "международного права цивилизованных народов", исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств "проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи".

Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами.

Современное международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

универсальные международно-правовые акты - Устав Организации Объединенных Наций, Венская конвенция о праве международных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Международные пакты о правах человека, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну…

Вместе с тем только для Российской Федерации и для взаимодействующих с ней в конкретных вопросах правового регулирования государств источниками международного права являются отдельные примеры: Устав Содружества Независимых Государств и другие соглашения в рамках Содружества, Договор по открытому небу и другие договорные акты в рамках СБСЕ (Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе), Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана, заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией, Соглашение о сохранении белых медведей, подписанное от имени правительств Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки, Канады, Норвегии и Дании, а также десятки других локальных актов с несколькими участниками и тысячи двусторонних договоров (соглашений, конвенций, протоколов) различного характера — о режиме государственной границы, о разграничении континентального шельфа и исключительной экономической зоны, о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, об эквивалентности дипломов об образовании, ученых степеней и званий, об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве и т. д.

Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров.

Роль международного права в предотвращении войны

В современном мире международное право стало определяющим в решении проблем устранения угрозы войны и комплекса задач частичного и всеобщего разоружения. Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности, которые представляют совокупность правовых и иных методов, направленных на сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов и применяемых государствами индивидуально или коллективно. К этим средствам относятся мирные средства разрешения споров, разоружение, меры по предотвращению ядерной войны и внезапного нападения, коллективная безопасность, неприсоединение и нейтралитет, меры по пресечению актов агрессии, самооборона, нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз и др. Все эти средства являются международно-правовыми, так как они регламентированы договорами и проводятся в жизнь на основе принципов и норм современного международного права.

В числе таких договоров — подписанное 22 июня 1973 г. Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о предотвращении ядерной войны. Оба государства обязались действовать так, чтобы предотвратить возникновение ситуаций, способных вызвать опасное обострение их отношений, избежать военных конфронтации и чтобы исключить возникновение ядерной войны между ними и между каждым из них и другими странами.

Не умаляя значения всех международно-правовых средств обеспечения международной безопасности, наиболее важными следует признать создание системы коллективной безопасности государств на универсальной и региональной основах и осуществление государствами коллективных мер по предотвращению вооруженного конфликта и достижению всеобщего и полного разоружения. Именно эти средства в большей степени обеспечивают равную безопасность для всех государств и баланс их интересов.

Читайте также: