Выполнить поручение если даже столкнулся с трудностями
Обновлено: 04.07.2024
1. познакомить с сущностью морали и нравственности, показать причины изменения содержания нравственных категорий в общественном развитии, проанализировать нравственную культуру.
2. Развивать умения анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами.
3. Воспитывать нравственные качества учащихся, формировать отношение к моральным и нравственным ориентирам в жизни человека.
I. Повторение пройденного материала.
1. Беседа по вопросам:
1. Что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира?
2. Что представляет собой духовная сфера?
3. Как связаны культура общества и культура отдельного человека?
4. Какие особенности характеризуют духовную жизнь современной России?
Тема нашего занятия – Нравственная культура. В процессе нашего занятия мы должны дать определение данному термину и изучить основные составляющие элементы нравственной культуры.
А теперь давайте обратимся к научному определению нравственной культуры. Нравственная культура – это важная составляющая общества, в котором мы живем.
Что же является составляющими нравственной культуры?
Основными элементами нравственной культуры являются:
1. Нравственное сознание.
4. Нравственное мышление.
5. Ответственный выбор.
Нравственная культура общества очень тесно связана с нравственной культурой личности.
И я предлагаю обсудить вопрос: «Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать человек, желающий построить общество с высокой нравственной культурой.
Подвиг жителей блокадного Ленинграда
В осажденном Ленинграде - городе, где долгое время жил и работал Вавилов, шла первая блокадная зима. Нормы хлеба были сокращены до невозможного: рабочим - по 250 граммов в сутки, остальным - 125 граммов. Люди обезумевали от голода, падали на ходу, умирали от истощения.
А в это время в темных холодных комнатах на Исаакиевской площади, в доме с забитыми досками окнами было полно еды. В коробках и мешках лежали десятки тонн семян, клубней картофеля. Но четырнадцать сотрудников. Всесоюзного института растениеводства (ВИР), которые работали и урывками спали рядом, были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. Они бредили едой, и все же никому из них даже не приходила в голову мысль съесть хотя бы горсточку зерен, чтобы спасти свою жизнь.
ВОПРОС К ТЕКСТУ
1 Какие гражданские качества демонстрирует предложенная ситуация?
Способствуют ли эти качества развитию нравственной культуры общества?
2 Можно ли назвать поведение этих людей гражданским подвигом? Обоснуйте свое мнение.
3 Как связаны в данной ситуации понятия гражданин и нравственность? Что значит действовать во благо других? Обоснуйте свое мнение.
4 В чем смысл и значимость подвига жителей блокадного Ленинграда сегодня? Обоснуйте свое мнение.
Наше общество не идеально, но каждый из нас должен понимать, что от его нравственной культуры и гражданской позиции зависит общество, в котором мы живем.
Как вы считаете, что поможет нашему обществу стать нравственно культурным?
ИТОГ: предлагаю голосованием ответить на вопросы:
Добро – это только то, что приносит выгоду? (НЕТ)
Каждый день человек оказывается перед выбором – сделать что-то как удобней или как должно? (ДА)
Основные ценности и нормы морали
За долгую историю человечества существовало много разных ценностей и идеалов. Но у людей было и есть много общего, что сохраняется тысячелетиями. Чтобы жить, нужны мир и порядок. Нужно трудиться, иметь семью, дом, детей. Нужны друзья. Нужна здоровая природная среда. Нужны образование, техника, наука. А вместе со всеми этими типичными условиями жизни людей из эпохи в эпоху передаются проверенные временем моральные нормы, ставшие общечеловеческими духовными ценностями.
Добро и зло
Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, - хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, враньё, пьянство, хитрость, обман и т. д.
Ситуация
Невыдуманная история об одном выдающемся русском актёре. Получив квартиру в большом новом доме, он решил повесить в лифте зеркало. Но его тут же украли. Он купил новое. Опять украли. С каждой зарплаты актёр упорно покупал новое зеркало… Много лет шла борьба. Потом актёр умер. Зеркало из лифта украли.
При таком обмане, когда зло запутывает следы, встаёт перед нами вопрос: как же различать добро и зло, по каким надёжным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального?
Такая мерка у морали есть, и вы её знаете: это главный принцип морали – гуманизм. Ни об одном человеке нельзя судить только по его собственным словам. Судить надо по делам. Надо выяснять, какие дела он творит. И оценивать их с точки зрения гуманизма.
Итак, наличие или отсутствие гуманизма в реальных делах и поступках (а не словах) – вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.
III. Итог урока.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Что такое мораль? Зачем она нужна людям?
2. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?
3. В каких поступках проявляется любовь к ближнему?
3. Академик Д. С. Лихачёв говорил, что о добрых людях очень легко, интересно говорить и писать. Потому что добрые люди очень разные и интересные. А плохие – все одинаковые и малоинтересные.
А что думаете вы по этому поводу? Что вам подсказывает ваш личный опыт? Объясните на конкретных примерах.
Говорят мудрые
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)
Читайте также:
- Как получить заключение цпмпк для занятий ребенка с логопедом
- Какая процедура упрощенного рассмотрения уголовного дела отсутствует в уголовном процессе франции
- Если начальник обещает но не выполняет
- Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью убийство кражи массовые беспорядки разбой
- Какие качества должны быть у прокурора