Выгоды полученные в шахматной партии ценой уступок обозначается как

Обновлено: 04.07.2024

  • Преимущество первого хода в шахматах — гипотетическое преимущество игрока (белых), который делает первый ход в шахматах. Шахматные практики и теоретики в целом согласны с тем, что белые начинают игру с некоторым преимуществом. Собранная статистика с 1851 года поддерживает это представление; белые последовательно выигрывают чуть чаще, чем чёрные, и обычно набирают от 52 до 56 процентов. Процент побед белых примерно одинаковый для турнирных игр между людьми и между компьютерами. Однако преимущество белых в блице и играх между новичками менее значимо.

Связанные понятия

Ниче́йная смерть — этап развития логической игры (обычно речь идёт о настольных играх, таких как шахматы, шашки, го и пр.), когда разработанность теории достигает уровня, позволяющего любому владеющему ей игроку, независимо от квалификации противника, свести партию в худшем случае к ничьей.

Качество (в шахматах) — соотношение шахматных фигур, которое выражает преимущество ладьи перед лёгкой фигурой (конём или слоном). Понятие выигрыш качества означает ситуацию, когда у соперников равное число фигур соответствующих типов, за исключением того, что у одного игрока есть лишняя ладья, а у второго — лишняя лёгкая фигура.

Вилка в шахматах — положение в шахматной партии, когда две или более фигуры одного игрока находятся под боем одной фигуры другого игрока. Имеет большое значение, когда среди фигур, оказавшихся под боем, есть две фигуры, ценностью большей, чем фигура, нападающая на них, и нет возможности её побить. В данном случае часто возможен выгодный размен, поскольку за один ход невозможно увести больше одной фигуры из-под боя (см. Все о вилке).

Фианкетти́рование (фианкетто; итал. fianchetto — уменьш. от fianco — фланг) — фланговое развитие шахматного слона в дебюте.

Шахматы Капабланки — вариант шахмат, предложенный Капабланкой для спасения от ничейной смерти, которая, как считал Капабланка, угрожает классическим шахматам.

Дура́цкий мат — мат, поставленный на втором ходу шахматной партии (самый быстрый мат в классических шахматах).

Часы Фишера — разновидность шахматных часов, предложенная и запатентованная одиннадцатым чемпионом мира по шахматам Робертом Фишером.

Ладья против лёгкой фигуры — эндшпиль, в котором у одного шахматиста из фигур остаётся одна ладья, а у его соперника — слон, либо конь.

Комбинация (в шахматах) (позднелат. combination — соединение) — это жертва материала (пешки, фигуры, качества и т. п.) с последующим форсированным манёвром, необходимая для достижения цели.

Два коня против пешки — одно из сложных окончаний; в теории эндшпиля этот раздел разработан в начале XX века А. Троицким, который установил, что мат 2 конями возможен (в ряде позиций) благодаря наличию у соперника пешки; продвигаясь вперёд, она лишает его возможности добиться пата и позволяет стороне, имеющей коней, построить матовую сеть.

Поля соответствия — поля на шахматной доске, по которым маневрируют фигуры соперников, оказываясь как бы связанными друг с другом. Появляются обычно в эндшпиле, когда ряд ходов одной.

Выжидательный ход — шахматный термин, обозначающий ход, с помощью которого одна сторона передает очередь хода другой. Как правило, принципиального воздействия на рисунок позиции выжидательный ход не оказывает.

Фланговые дебюты — шахматные дебюты, начинающиеся любым ходом белых, кроме 1. е2-е4 и 1. d2-d4. Они строятся главным образом на фигурном и пешечно-фигурном воздействии на центр. Часто могут переходить в дебюты других групп. За исключением Английского начала менее агрессивны в смысле получения дебютного преимущества.

Турниры претендентов — этап цикла соревнований на первенство мира по шахматам, где определяется соперник чемпиона мира в матче на первенство мира.

Миттельшпиль (от нем. Mittelspiel — середина игры) — следующая за дебютом стадия шахматной партии, в которой, как правило, развиваются основные события в шахматной борьбе — атака и защита, позиционное маневрирование, комбинации и жертвы. Характеризуется большим количеством фигур и разнообразием планов игры. Иногда шахматная партия минует эту стадию игры и сразу переходит в эндшпиль.

Батаре́я — две или более дальнобойные фигуры, объединение которых по одной линии усиливает потенциал атаки по этой линии.

Угро́за — нападение на один из объектов позиции неприятеля, создавая реальную опасность для его положения. Обычно угроза предшествует какому-либо действию на доске.

Центр в шахматах — центральные поля шахматной доски: e4, d4, e5, d5. Существует понятие расширенного центра, в который помимо упомянутых полей входят смежные поля квадрата c3-c6 — f6-f3. Различают.

Ша́хматные вундерки́нды — дети, которые обыгрывают в шахматы взрослых игроков и даже шахматных мастеров. Прогресс в шахматном искусстве у шахматных вундеркиндов с годами различен: одни становятся с годами гроссмейстерами и чемпионами, другие же просто остаются хорошими игроками.

Ёж — шахматный термин, обозначающий пешечную структуру, характеризующуюся расположением чёрных пешек по шестому ряду или, реже, белых пешек по третьему ряду. Одна из наиболее популярных дебютных систем начиная с 1970-х годов.

Рейтинг ФИДЕ — ежемесячный шахматный рейтинг, формируемый Международной шахматной федерацией и основывающийся на методе расчёта системы рейтингов Эло.

Рокиро́вка (фр. roque) — ход в шахматах, заключающийся в горизонтальном перемещении короля в сторону ладьи своего цвета на 2 клетки и последующее перемещение ладьи на соседнюю с королём клетку по другую сторону от короля. Каждая из сторон может сделать одну рокировку в течение партии.

Маневри́рование — ряд манёвров одной или несколькими фигурами, носящий длительный характер. Манёвр — это несколько ходов одной фигурой с одной конкретной целью. Маневрирование проводится, например, с целью улучшения позиции, централизации фигур, захвата важных пунктов и т. д. Различают также выжидательное, вынужденное и оборонительное маневрирование. Особый вид маневрирования — лавирование.

Ничья в шахматах — результат партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. Обычно (за исключением Армагеддона) за ничью каждый игрок получает по пол-очка.

Перекры́тие, выключе́ние (англ. interference, line-closing) — тактический приём в шахматах, расположение фигуры или пешки на линии действия дальнобойной фигуры, создающее препятствие её движению по этой линии. В практической игре часто понимается как расположение собственной фигуры на линиях действия дальнобойных фигур соперника с целью нарушения их атакующих или защитных действий. Примером может служить партия Р. Рети — Е. Боголюбов (Нью-Йорк, 1924), где белые осуществили комбинацию с использованием.

Мат Легаля — мат, впервые встретившийся в шахматной партии Легаль — Сен-Бри в Париже в 1750 году. Сен-Бри был очень слабым игроком, и партия проходила с форой: Легаль играл без ладьи a1.

Кре́стик, крест (англ. cross) — тема в шахматной композиции; один из механизмов положения. Совокупность вариантов решения, в каждом из которых шахматная фигура (например, король, ферзь или ладья) двигается на одно поле по фронтали (то есть по горизонтали или вертикали) в четырёх различных направлениях, образуя при этом чётко обозначенную геометрическую фигуру. В качестве темы крестик обычно сочетается с другими задачными идеями.

Пат (фр. pat, итал. patta) — положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться, так как все её фигуры и пешки либо сняты с доски, либо лишены возможности сделать ход по правилам, причём король не находится под шахом.

Превращение пешки — одно из правил шахматной игры: замена пешки, достигшей последней горизонтали (восьмой для белых, первой для чёрных), любой (кроме короля) фигурой того же цвета по выбору партнёра, совершающего ход (как только игрок коснулся выбранной фигурой поля превращения, он теряет право превратить пешку в другую фигуру). Производится немедленно (тем же ходом) независимо от наличия на доске фигур того же наименования; таким образом, на доске может оказаться более одного ферзя данного цвета.

Лову́шка — в шахматах попытка спровоцировать соперника на внешне выгодное продолжение, которое в действительности оказывается ошибочным.

Цейтно́т (от нем. Zeit (цайт) — время и нем. Not (нот) — нужда) — в партии в шахматы, шашки или иную настольную игру — недостаток времени для обдумывания ходов, которое в официальных соревнованиях регламентируется. Термин появился после введения контроля времени в шахматных турнирах, впоследствии, с появлением контроля времени в других настольных играх, стал относиться и к ним тоже.

Славя́нская защи́та — шахматный дебют, разновидность отказанного ферзевого гамбита. Начинается ходами: 1. d2-d4 d7-d5 2. c2-c4 c7-c6.

Мат Диларам — средневековая мансуба (позиция из манускрипта 1140 года, хранящегося в Стамбульском музее) неизвестного автора, в которой мат достигается путём жертвы двух ладей. В ряде изданий авторство приписывается выдающемуся арабскому мастеру шатранджа ас-Сули.


В шахматной игре есть две важнейшие составляющие — стратегия и тактика. Любой сильный игрок должен владеть как тактическими приемами, так и стратегическими принципами шахмат. Сегодня мы разберемся, в чем разница между тактикой и стратегией и какие стратегические основы должен знать каждый начинающий шахматист.

О чем эта статья:

Стратегия и тактика в шахматах

Если говорить о шахматах, то к области стратегии также относится выстраивание долгосрочного плана для усиления своей позиции, тогда как тактика в шахматах связана с короткими операциями (тактическими приемами) для достижения быстрого материального перевеса или матовой атаки. Стратегия и тактика в шахматах сильно взаимосвязаны: тактический удар может пройти успешно, только если была выстроена верная стратегия, фигуры были расположены удачно и игрок обладал позиционным преимуществом.

Основные стратегические принципы — это правила, связанные с тем, как следует располагать свои фигуры в ходе шахматной партии, чтобы их взаимодействие было гармоничным. Даже при равном материальном соотношении фигур одна из сторон может иметь большой перевес в стратегической оценке позиции.

Основные принципы шахматной стратегии

Перечислим несколько стратегических правил позиционной игры в разных частях шахматной партии.

В дебюте, чтобы позиция была стратегически удачной, нужно занимать пешками центр, развивать коней и слонов ближе к центру, захватывать пространство, делать рокировку.

В эндшпиле (конце шахматной партии) возрастает роль короля — он должен быть активным и помогать своим проходным пешкам.

Наибольшая часть стратегических правил и принципов связаны с игрой в миттельшпиле — середине шахматной партии. Именно в миттельшпиле важнее всего правильно выстроить план своих действий, чтобы максимально усилить активность своей позиции и подготовить атаку на короля соперника.

В середине партии нужно стараться каждым ходом улучшать расположение своих фигур:

Ладей лучше всего располагать на открытой линии (линии, на которой нет пешек или есть только пешка противника).

Слоны лучше всего чувствуют себя на открытых диагоналях, слоны не должны упираться в свои пешки.

Для коня лучшее место — форпост, укрепленное своей пешкой положение в лагере соперника.

Ферзь чаще всего играет ведущую роль в атаке, поэтому в середине партии он переводится в сторону короля соперника, создавая ему матовые угрозы под защитой других своих фигур.

Пешки стремятся к захвату центра и пространства, для этого лучше всего надвигать свои центральные пешки на вражескую половину доски.

Рассмотрим ситуацию на диаграмме. Материальное соотношение (количество фигур и пешек) равное. Но стратегически белые обладают огромным перевесом: их фигуры намного более удачно расположены и их позиция более активна. Белая ладья с1 расположена на открытой линии, чернопольный слон занимает важную большую диагональ, конь отлично стоит в центре на укрепленном пункте е5, белые владеют центром и пространством за счет выгодной пешечной структуры. А в позиции черных много недостатков: неразвитые или плохо развитые фигуры, ослабленный король, слабые пешки.

Сравнение позиций

Стратегические недостатки позиции соперника — это ваши преимущества! Поэтому при оценке позиции мы также обращаем внимание на слабости и неудачно расположенные фигуры.

К стратегическим недостаткам в шахматах можно отнести:

Наличие слабых пешек. Есть три основных типа пешечных слабостей: изолированная пешка (на соседних вертикалях с которой нет пешек того же цвета, а значит, защищать ее должны будут фигуры), сдвоенные пешки (расположенные на одной вертикали, препятствуя движению друг друга), отсталая пешка (пешка, которая не может догнать пешку своего цвета на соседней линии).

Наличие слабых полей в лагере, особенно рядом с королем. Слабыми полями можно считать пустые клетки, которые не могут быть взяты под контроль пешкой и могут быть атакованы фигурами соперника.

Наличие неудачно расположенных фигур. Неудачными можно считать неразвитые фигуры, фигуры, стоящие на краю шахматной доски, а также ограниченные в подвижности и упирающиеся в свои пешки.

Раскрытое положение короля (если король не рокирован, либо если пешечное прикрытие его рокировки полностью или частично разрушено).

Рассмотрим подробнее типы слабых пешек на примере диаграммы. В этой позиции 5 из 6 пешек черных являются слабыми: пешки h7 и а7 — изолированные, пешки с6 и с7 сдвоенные (и при этом обоюдно изолированные), пешка е6 — отсталая. У белых нет слабых пешек, их пешки составляют две ровные пешечные цепи.

Слабые пешки

Итак, перечислим основные факторы стратегической оценки позиции в шахматах:

Перевес в пространстве.

Пешечная структура, наличие пешечных слабостей.

Владение важными полями и наличие слабых полей.

Владение открытыми линиями.

Планы и маневры

Позиционная игра связана с постепенным улучшением всех этих параметров и овладением стратегическим преимуществом во время партии. Для этого мы используем планы и маневры.

План — это несколько ходов, связанных одной целью. На протяжении всей партии игроки продумывают план своих действий. План может быть связан с атакой на короля, а может быть направлен на усиление позиции.

Маневр — это план, связанный с улучшением расположения одной из фигур. С помощью удачного маневра за несколько ходов пассивно расположенная фигура может стать активной и занять выгодную позицию.

Соотношение стратегии и тактики в шахматах

Первым заговорил о роли стратегии в шахматах первый чемпион мира Вильгельм Стейниц. До него чаще обращали внимание только на тактику и красивые комбинации, а Вильгельм Стейниц создал свое позиционное учение, в котором обосновал важность соблюдения стратегических правил. Из советских и российских шахматистов главными мастерами стратегии считаются Михаил Ботвинник, Анатолий Карпов.

шахматные термины на английском языке

Чтобы играть в шахматы с иностранными соперниками, совсем не обязательно знать шахматные термины на английском. Но если вы увлекаетесь этой удивительной игрой, вам будет интересно узнать, как называются на английском шахматные фигуры, части партии, основные тактические приемы. К тому же некоторые шахматные термины вошли в язык и используются в переносном значении. Например, патовой называют ситуацию, из которой нет выхода, а цейтнотом — острую нехватку времени.

Основные шахматные термины на английском и русском

Шахматы (chess) — это настольная игра (board game), в которую играют два игрока (players) на специальной шахматной доске (chess board) фигурами (pieces) и пешками (pawns). Отмечу, что на русском языке пешки не принято называть фигурами. Фигуры — это король (king ♔, ♚), ферзь (queen ♕, ♛), слон (bishop ♗, ♝), конь (knight ♘, ♞), ладья (rook ♖, ♜), а пешки (pawns ♙, ♟) — это пешки. На английском и те, и другие называют pieces. Шахматная доска состоит из 8 вертикальных рядов (files) и 8 горизонтальных (ranks), которые образуют 64 поля (squares).

Партия делится на три этапа. На русском языке их традиционно называют немецкими терминами, а вот на английском — английскими.

  • Начало игры: дебют — opening. Дебют, в котором одна сторона жертвует пешку ради достижения преимущества называется гамбит (gambit), от итальянского gambetto — подножка.
  • Середина игры: миттельшпиль — middlegame.
  • Конец игры: эндшпиль — endgame.

Цель игры — поставить королю соперника мат (checkmate), то есть нанести королю удар (шах — check), от которого нельзя защититься. Другим итогом игры может быть ничья (draw). Стороны могут согласиться на ничью (to agree the draw) либо ничейная позиция может возникнуть в процессе игры, например — пат (stalemate), ситуация, при которой одна сторона не может сделать ход, но ей не нанесено поражение, не поставлен мат.

Пройдите тест на уровень английского:

шахматы на английском

Опрокинуть короля — жест, обозначающий сдачу партии. На практике так делают редко.

В большинстве случаев неизбежное поражение одной из сторон заметно уже за несколько ходов то того, как оно должно произойти. У шахматистов считается неприличным продолжать игру, если в этом нет смысла, поэтому проигрывающая сторона, как правило, сдается (to resign). По этой причине среди опытных игроков партии обычно заканчиваются сдачей одной из сторон или ничьей.

Также есть три нестандартных хода:

Примечание: произношение слова ‘en passent’ приведено в видео в конце статьи.

Карточки с шахматными терминами на английском

Все термины, приведенные выше, а также некоторые другие можно выучить с помощью карточек ниже. Для удобства я разделил слова на две группы. В первой — названия фигур, общие термины. Во второй — все, что относится к шахматной партии, приемам.

chess шахматы
player игрок
board game настольная игра
chess board шахматная доска
piece фигура (или пешка)
ranks горизонтали
files вертикали
diagonals диагонали
square поле
White белые
Black черные
pawn пешка
king король
queen ферзь
rook ладья
knight конь
bishop слон
chess clock шахматные часы
chess notation шахматная нотация

move ход
check шах
mate мат
checkmate шах и мат
stalemate пат
resignation сдача партии
to resign сдаться
draw ничья
to offer the draw предложить ничью
to agree the draw согласиться на ничью
time pressure (time trouble) нехватка времени (цейтнот)
opening дебют
middlegame миттельшпиль
endgame эндшпиль
strategy стратегия
tactics тактика
position позиция
combination комбинация
promotion (underpromotion) превращение пешки
sacrifice жертва
exchange размен
castling рокировка
capture взятие
en passant взятие на проходе
fork вилка
pin связка
skewer сквозное нападение (линейный удар)
discovered attack вскрытый удар

Примечание: французский термин en passent принято произносить на французский манер. В карточках выше термин озвучен неправильно. Как произносит это слово носитель английского языка, вы можете узнать из этого видео:

avatar


Несмотря на громкое название, самая уязвимая и бестолковая шахматная фигура.
Почти всю партию прячется, как правило, за частоколом пешек, самостоятельную силу представляет обыкновенно в конце партии, когда на доске произошли размены и фигур мало


Самая могучая шахматная фигура. Относится к классу "тяжелых" фигур.
Простонародное название - Королева, от английского Queen.
Тонкость в том, что Ферзь - "он", мужского рода. Поэтому если в стихотворении Король, допустим, ухаживает за Королевой - это одно, если же за Ферзем - то, соответственно, немного другое


Вторая по силе шахматная фигура, после Ферзя.
Относится к классу "тяжелых" фигур. Простонародное название - Тура, это название имеет украинские корни, но в русском языке употребляемо


Равен по ценности Коню, слабее Ладьи или Ферзя.
Относится к классу "легких" фигур.
Простонародное название - Офицер


Равен по ценности Слону, слабее Ладьи или Ферзя.
Относится к классу "легких" фигур. Простонародное название - Лошадь. Единственная фигура в шахматах, способная преодолевать естественные преграды в виде фигур и пешек путем перепрыгивания. Отсюда простонародное выражение "Ход конем" - некое неожиданное, неординарное действие


Пешка и есть пешка.
Пехотинец, живое мясо на арене шахматного сражения. Часто приносится в жертву ради достижения каких-либо выгод. Особенность пешки в том, что при достижении последней горизонтали доски, может превратиться в любую фигуру, кроме Короля. Обыкновенно в таких случаях пешку превращают в Ферзя, но можно и в Ладью, Слона или Коня, по обстоятельствам.

II. Словарь некоторых шахматных терминов и выражений

* Блиц — молниеносная игра, при которой используется экстремально укороченный контроль времени (как правило, пять минут каждому на всю партию, но есть блиц-контроль и по три минуты каждому и даже по минуте). Проигрывает тот, кто первый просрочит время (или, разумеется, получивший мат).
* Блицор — шахматист, хорошо играющий блиц.
* Блокада — стратегия ограничения подвижности пешек и фигур противника.
* Бло́кер — фигура, блокирующая продвижение вражеской пешки.
* Быстрые шахматы (рапид) — партия в шахматы с укороченным лимитом времени на обдумывание (как правило, 15 минут каждому на всю партию).


* Вертикаль — поля шахматной доски с одинаковым индексом буквы.
* Вечный шах — ситуация, в которой одна из сторон (как правило, сильнейшая)не может избежать серии шахов, — партия при этом признается ничьей.
* Вилка — ход, после которого под боем оказываются две (и более) фигуры противника.
* Выжидательный ход — ход, ничего принципиально не меняющий в характере позиции и ставящий целью выяснить намерения противника, передав ему очередь хода.


* Гамбит — разновидность дебюта, в котором осуществляется жертва материала (обычно пешки, реже фигуры) ради быстрейшего развития.
* Гандикап — англ., В шахматной игре состязание между многими игроками разной силы, причём сильные дают какое-либо преимущество (фору: вперёд 1-2 хода, пешку или фигуру) более слабым игрокам для относительного уравновешивания сил.
* Горизонталь — поля шахматной доски с одинаковым индексом цифры.

* Дебют — начало шахматной партии, имеющее целью скорейшую мобилизацию (развитие, развёртывание) сил, первые 10-20 ходов. Все возможные начала партии хорошо изучены современной теорией и систематизированы. Некоторые дебюты имеют вполне благозвучное название (Королевский гамбит, Английское начало, Русская партия, Славянская защита и т.п.)
* Демаркационная линия — линия, условно проведённая между четвёртой и пятой горизонталями и разделяющая шахматную доску на две равные половины.
* Диагональ — поля шахматной доски одного цвета, находящиеся на одной линии.
* Детский мат — мат в дебюте, который обычно получает начинающий (ребенок). Основная идея — объявить мат ферзём и слоном на поле f7 (f2) (то есть жертвой могут оказаться как белые, так и черные). Схема Д.м. характеризуется примерно такими ходами: 1.e4 e5 2.Фf3 Kc6 3.Cc4 d6 4.Ф:f7X.
* Доминация — подавляющее преимущество, которое проявляет себя в полном контроле над ключевыми полями и пространством шахматной доски в целом.
* Дурацкий мат — мат в дебюте, который получают белые, сделав следующие ходы: 1.f4 e6 2.g4?? Фh4Х.


* Жертва — неэквивалентный размен, отдача какого-либо материала (пешки, фигуры, нескольких фигур) для получения решающего (или позиционного) преимущества, для объявления мата или сведения игры вничью. Жертва может также иметь целью захват (перехват) инициативы, получение компенсации в виде контроля над центром или ключевыми полями и т. п.


* Задача шахматная — произведение шахматной композиции, решение которой предполагает нахождение строго единственного пути для объявления мата слабейшей стороне в обозначенное число ходов. В зависимости от числа ходов, необходимых для решения, задачи делятся на двухходовки, трёхходовки и многоходовки.
* Закрытая игра — ведение партии при закрытом (фиксированном) центре, перегороженном пешечными цепями. Характеризуется преимущественно позиционной игрой, лавированием, перегруппировкой боевых сил, нащупыванием слабостей в лагере противника и т. п. Вскрытие игры — переход к открытой игре (посредством прорыва, жертв материала и т. п.).
* Зевок — грубый просмотр, чаще всего приводящий к проигрышу партии.
* Зрение комбинационное (тактическое) — умение увидеть таящиеся в позиции возможности, получить преимущество с помощью тех или иных жертв материала.


* Игра вслепую — игра не глядя на доску, одна из разновидностей показательных выступлений.
* Инициатива — преимущество активной стороны, могущей навязать обороняющейся стороне стиль и темп борьбы, подготовить и осуществить атаку и т. п.


* Мат — в шахматах ситуация, когда король находится под шахом и нет возможности этого шаха избежать.
* Матовая сеть — позиция, в которой король слабейшей стороны не может избежать мата ввиду того, что все возможные поля для отступления перекрыты собственными фигурами или контролируются атакующей стороной.
* Материал — фигуры и пешки, которыми располагает игрок в шахматной партии. Обладание лишним материалом предопределяет материальное преимущество. Отдача материала для получения решающего преимущества — комбинация, жертва.
* Мельница — типовая комбинация с последовательным чередованием шахов и вскрытых шахов, объявляемых атакующей стороной.
* Миниатюра — 1) партия, выигранная уже в дебюте или в начале миттельшпиля (то есть не более, чем в 20-25 ходов) в результате грубых ошибок проигравшей стороны;
2) шахматные задачи или этюды с небольшим количеством участвующих фигур (не больше семи, включая королей).
* Миттельшпиль — середина, основная часть шахматной партии, обычно следующая за дебютом. Массированные размены в дебюте могут приводить к тому, что игра из дебюта сразу переходит в эндшпиль.
* Мишень — фигура или поле, которые являются объектом комбинации или атаки.


* Ничья — результат шахматной партии, в которой никто из игроков не смог одержать победу. За ничью каждый игрок получает по пол-очка.
* Новинка — новый ход (новая схема развития)в известных вариантах (табиях).
* Нотация шахматная — общепринятая система обозначений, посредством которой осуществляется запись шахматной партии или той или иной позиции. Запись полной нотацией предполагает обозначение поля, с которого пешка или фигура делает ход — и, соответственно, поля, на который этот ход делается (например, 22. Кра4-b3 означает, что белый король с поля а4 сделал ход на b3). Запись сокращённой нотацией ограничивается указанием поля, на которое сделан ход (например, 56. …Лg7 — чёрная ладья сделала ход на поле g7). Различается буквенная и чисто цифровая нотация (последняя используется при игре по переписке).


* Откладывание партии — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь, сейчас почти не применяется. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
* Открытая игра — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
* Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.


* Ход — передвижение фигуры или пешки с одного поля на другое. Ход считается сделанным, если игрок поставил фигуру или пешку на поле и отпустил ее. Ходы шахматной партии, сыгранной в официальных соревнованиях, записываются посредством шахматной нотации. В случае рокировки и взятия в ходе могут участвовать две фигуры.


* Цейтнот — нехватка времени на обдумывание хода.
* Центр — поля с индексами e4-e5-d4-d5. Понятие расширенного центра включает также смежные с указанными поля.
* Цугцванг — положение, при котором у одной из сторон или у обеих сразу (взаимный цугцванг) нет полезных ходов, так что любой ход игрока ведёт к ухудшению его собственной позиции.


* Часы шахматные — особая разновидность часов, в которых совмещены два циферблата и при совершении хода особый механизм переключает часы таким образом, что идут часы того, кто обдумывает ход. Нехватка времени вызывает цейтнот, а его исчерпание (в случае, если не сделано предусмотренное количество ходов) означает просрочку времени и поражение.


* Шах — позиция, в которой король атакован вражеской фигурой или пешкой.
Двойной шах — позиция, в которой королю объявляют шах сразу две фигуры.
* Шахматная композиция — область шахматного искусства, в которой художники (шахматные композиторы) составляют позиции (задачи и этюды), в которых те или иные идеи, принципы и приемы выражаются в чистом виде и имеют ярко выраженную эстетическую окраску.

Читайте также: