Выдача гражданам приватизационных чеков которые можно

Обновлено: 30.06.2024

Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1992 г. N 325, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение об обращении именных приватизационных чеков "Жилье", согласованное с Минфином, Сбербанком, Госимуществом, Госзнаком.

Утверждено
приказом
Министерства
жилищно-коммунального хозяйства
Республики Беларусь
от 18 декабря 1992 г. N 80

1. Настоящее Положение разработано во исполнение Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1992 г. N 325.

2. Именные приватизационные чеки "Жилье" выпущены в обращение в соответствии с Законом "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь" и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1992 г. N 325 на сумму стоимости государственного и общественного жилищного фонда, подлежащего приватизации, в соответствии с требованиями, обеспечивающими их защиту от подделки, на белорусском языке, отдельными сериями с номера 000001 по номер 999999 каждая, следующих номиналов:

500 (пятьсот) рублей

1000 (одна тысяча) рублей

3000 (три тысячи) рублей

5000 (пять тысяч) рублей

3. Именные приватизационные чеки "Жилье" являются государственным свидетельством о праве их владельца на долю безвозмездно передаваемого жилья в стоимостном выражении, гарантируются государством, действительны и используются на территории всей республики, независимо от места их выдачи.

4. Именные приватизационные чеки "Жилье" выдаются учреждениями Сберегательного банка по месту жительства на основании утвержденного решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов списка граждан, наделяемых жилищной квотой, при предъявлении паспорта, а для военнослужащих - удостоверения личности.

Получение именных приватизационных чеков "Жилье" на имя умершего гражданина и включенного в списки наделения жилищной квотой, производится его наследниками на основании документов, оформленных в установленном действующим законодательством порядке.

5. Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городе Советов народных депутатов обеспечивают хранение документов, на основании которых производится выдача и использование именных приватизационных чеков "Жилье", в течение сроков, необходимых для разрешения имущественных споров, связанных с их использованием.

6. На бланке именного приватизационного чека "Жилье" должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество владельца;

сведения о документе, удостоверяющем личность;

наименование и номер документа, на основании которого выдан чек;

дата выписки чека;

подпись работника Сберегательного банка, выписавшего чек, удостоверенная печатью этого учреждения.

7. Утраченные чеки не возобновляются. На сумму чеков проценты не начисляются. Гражданам, нуждавшимся в улучшении жилищных условий на 1 января 1992 г. и получающим жилые помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда, домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, введенных в эксплуатацию после 1 января 1992 г., при приватизации ими жилья, размер жилищной квоты подлежит индексации с учетом роста стоимости строительства жилья по сравнению с его стоимостью на 31 декабря 1991 г. и моментом введения дома в эксплуатацию.

Жилищные квоты граждан, нуждавшихся в улучшении жилищных условий на 1 января 1992 г. и начавших индивидуальное жилищное строительство после 1 января 1992 г., подлежат индексации с учетом стоимости строительства жилья по сравнению с его стоимостью на 31 декабря 1991 г. и моментом начала строительства.

8. Владелец именных приватизационных чеков "Жилье" имеет право использовать их, в первую очередь, для приватизации жилья, а также для погашения стоимости жилых помещений, приобретенных в рассрочку до 1 июля 1992 г., обмена на ценную бумагу, уплаты паевого взноса в жилищном и жилищно-строительном кооперативе, финансирования жилищного строительства при индивидуальной застройке, приватизации земли, приватизации основных фондов в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности.

9. Именные приватизационные чеки "Жилье" можно дарить, передавать по наследству для вышеуказанных целей. При совершении этих операций государственная пошлина взимается в размере применительно к ставкам пошлины за удостоверение других сделок, которые не подлежат оценке (то есть, по пункту 4.4 Ставок государственной пошлины, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 февраля 1992 г. N 85).

10. Для обеспечения использования именных приватизационных чеков "Жилье" гражданами, не имеющими жилья, и компенсации гражданам, у которых жилищная квота превышает остаточную стоимость занимаемого ими жилого помещения, облисполкомами, Минским горисполкомом открываются в учреждениях Национального банка специальные счета "Приватизация жилья" на 142 (сто сорок втором) балансовом счете. Номер открытого счета доводится до сведения всех служб, предприятий, объединений и организаций.

11. При отсутствии средств на специальном счете "Приватизация жилья" на этот счет могут быть перечислены средства, полученные от продажи гражданам в собственность квартир в соответствии с постановлением Совета Министров БССР от 23 февраля 1991 г. N 67, либо воспользоваться кредитами банка, а в дальнейшем использовать средства, вырученные в результате приватизации и продажи жилья и другие источники.

12. Перечисление средств со специального счета "Приватизация жилья" на счет получателя производится облисполкомами, Минским горисполкомом на основании решения исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

13. При использовании именных приватизационных чеков "Жилье" для уплаты паевого взноса, за исключением первоначального, в жилищном и жилищно-строительном кооперативах, финансирования строительства жилого дома при индивидуальной застройке, или квартиры в доме коллектива индивидуальных застройщиков исполнительный комитет местного Совета народных депутатов на основании письменного заявления владельца чеков и документов, подтверждающих их целевое использование, принимает соответствующее решение о перечислении средств на счет получателя (соответствующего кооператива либо подрядной организации, осуществляющей строительство). После принятия решения именные приватизационные чеки "Жилье" на соответствующую сумму изымаются, погашаются штампом "ПОГАШЕНО", а их владельцу выдается документ, подтверждающий на какую сумму изъяты чеки.

Копия принятого решения с ходатайством и реквизитами получателя представляются в облисполком, Минский горисполком для перечисления средств.

14. В отдельных случаях исполкомом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов может быть принято решение о перечислении средств на счет владельца именных приватизационных чеков "Жилье" в учреждении Сберегательного банка при ведении индивидуального жилищного строительства хозяйственным способом.

15. При использовании именных приватизационных чеков "Жилье" для приватизации занимаемого жилого помещения, либо погашения стоимости жилого помещения, приобретенного в рассрочку до 1 июля 1992 г., исполнительный комитет местного Совета народных депутатов, предприятие, объединение, организация на основании заявления владельца чеков засчитывает их сумму (часть суммы) в стоимость жилого помещения либо в счет непогашенной суммы задолженности, изымает чеки (часть чеков) и погашает их штампом "ПОГАШЕНО". В случае необходимости гражданин предоставляет исполкому местного Совета народных депутатов, предприятию, объединению, организации другое обязательство по погашению в течение установленного срока оставшейся суммы задолженности.

Примечание. Порядок использования именных приватизационных чеков "Жилье" для обмена на ценную бумагу, приватизации земли, приватизации основных фондов в процессе разгосударствления и приватизации государственной собственности будет утвержден после принятия соответствующих законодательных актов.

В 1992—1994 гг. в РФ были выпущены, распространены среди населения и принимались в обмен на активы государственных и муниципальных предприятий приватизационные чеки, имевшие номинал 10000 рублей. Приватизационные чеки имели ограниченный срок действия, в течение которого они принимались в уплату за приватизируемые предприятия. По окончании срока действия приватизационные чеки теряли свою ценность.

Ваучер (приватизационный чек) может быть государственной ценной бумагой целевого назначения на предъявителя, иметь номинальную стоимость в рублях и использоваться как платежное средство для приобретения объектов приватизации. Во время кампании приватизации в России при утрате, потере платёжности приватизационный чек не возобновлялся.

Содержание

Принципы использования приватизационных чеков

  • приватизационный чек является государственной ценной бумагой целевого назначения и может быть использован при приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, жилищного фонда, земельных участков, а также при приобретении акций инвестиционных фондов;
  • каждый гражданин РФ имеет право получить один приватизационный чек, и имеют право использовать приватизационные чеки в качестве средства платежа при приобретении в частную собственность объектов приватизации (официально передавался бесплатно, но взималась плата за оформление в размере 25 рублей).
  • выпуск приватизационных чеков производится на основании указов Президента РФ;
  • приватизационные чеки действительны в течение ограниченного времени с момента их выпуска (3 года);
  • приватизационные чеки имеют номинальную стоимость в рублях (10000 неденоминированных рублей);
  • приватизационные чеки продаются и покупаются гражданами свободно. Цена приватизационных чеков определяется по соглашению сторон.

Продажа акций приватизируемых государственных и муниципальных предприятий на аукционе исключительно за приватизационные чеки получила название чекового аукциона. Продажа акций приватизируемых предприятий на специализированных чековых аукционах согласно п. 5.4.1 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992−1993 гг. являлась основной формой продажи акций до 1 июля 1994 г. и осуществлялась в соответствии с планами приватизации, утверждёнными комитетами по управлению имуществом, и планами-графиками проведения специализированных чековых аукционов. При проведении чековых аукционов акции приватизированных предприятий обменивались в определённой пропорции на приватизационные чеки. Количество акций, приходившееся на один приватизационный чек, определялось в зависимости от количества участников аукциона и предъявленных ими приватизационных чеков.

Использование приватизационных чеков

1. Приватизационные чеки, независимо от места их получения, могут использоваться на всей территории Российской Федерации.

2. На приватизационные чеки могут приобретаться объекты приватизации, а также акции (паи) специализированных инвестиционных фондов, аккумулирующих приватизационные чеки, действующих на территории Российской Федерации

3. Приватизационные чеки, которыми осуществляются платежи в процессе приватизации, засчитываются в счет доли средств от приватизации, направляемой в республиканский бюджет Российской Федерации

4. Приватизационные чеки используются в качестве средства платежа в процессе приватизации однократно.

Гашение приватизационных чеков

Процедура погашения приватизационных чеков устанавливается Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Российской Федерации с учетом мнения Министерства финансов Российской Федерации.

Для хранения, обращения и использования приватизационных чеков в безналичной форме создаются депозитарии. Функции депозитария могут выполнять: банк, а также, до принятия нормативных актов о депозитариях, организация или предприятие, получившие лицензию от Министерства финансов Российской Федерации на деятельность в качестве инвестиционного института.

Интересные факты

В целях расширения масштабов приватизации, увеличения объемов приобретаемого за приватизационные чеки государственного и муниципального имущества и усиления заинтересованности в результатах приватизации широких масс населения постановляю:

1. Установить, что при продаже акций приватизируемых предприятий суммарное количество акций каждого предприятия, подлежащих продаже за приватизационные чеки, определяется в следующем порядке:

для акционерных обществ, созданных в процессе приватизации путем преобразования государственных предприятий, относящихся к собственности Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, суммарное количество акций составляет восемьдесят процентов от общего числа обыкновенных акций и привилегированных акций типа Б;

для акционерных обществ, созданных в процессе приватизации путем преобразования государственных предприятий, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, суммарное количество акций составляет тридцать пять процентов от общего числа обыкновенных акций и привилегированных акций типа Б. По решению Верховных Советов республик в составе Российской Федерации суммарное количество акций, подлежащих продаже за приватизационные чеки, может быть увеличено до восьмидесяти процентов от общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций типа Б;

для акционерных обществ, созданных путем преобразования муниципальных предприятий в процессе приватизации, количество акций составляет сорок пять процентов от общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций типа Б. По решению соответствующих Советов народных депутатов суммарное количество акций, подлежащих продаже за приватизационные чеки, может быть увеличено до девяноста процентов от общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций типа Б.

2. После завершения продажи установленного количества акций за приватизационные чеки акционерное общество приобретает право выкупа участка земли, на котором оно расположено, по нормативной цене в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 631 "Об утверждении Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности".

3. Установить, что при продаже объектов приватизации как единых имущественных комплексов, а также имущества или активов ликвидированных или ликвидируемых предприятий на конкурсе, аукционе, инвестиционных торгах расчеты приватизационными чеками осуществляются в следующем порядке:

при продаже объектов приватизации, относящихся к собственности Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, оплата приватизационными чеками производится покупателями в размере восьмидесяти процентов от продажной цены этих объектов;

при приватизации объектов, относящихся к собственности республик в составе Российской Федерации, оплата приватизационными чеками производится покупателями в размере тридцати пяти процентов от продажной цены этих объектов. По решению Верховных Советов республик в составе Российской Федерации доля оплаты приватизационными чеками может быть увеличена до восьмидесяти процентов от продажной стоимости этих объектов;

при приватизации объектов, относящихся к муниципальной собственности, покупатель имеет право внести приватизационными чеками часть платежа, составляющую до сорока пяти процентов от продажной цены этих объектов. По решению соответствующих Советов народных депутатов предел оплаты приватизационными чеками может быть увеличен до девяноста процентов от продажной цены этих объектов.

4. Наделить акционерные общества, созданные в процессе приватизации, правами посредника при продаже акций этих акционерных обществ.

5. Служащие государственного аппарата, включая служащих фондов имущества и комитетов по управлению имуществом всех уровней, используют приватизационные чеки для приобретения объектов приватизации только путем приобретения акций специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, и для приобретения в собственность государственного и муниципального жилищного фонда.

6. Абзац третий пункта 3 Порядка продажи земельных участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. N 631, после слова "продажи" изложить в следующей редакции: "установленного законодательством Российской Федерации количества акций, принадлежащих государству и местным Советам народных депутатов, за приватизационные чеки".

7. Настоящий Указ вступает в силу в порядке, установленном постановлением V Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. "О правовом обеспечении экономической реформы".

Судебная практика и законодательство — Указ Президента РФ от 14.10.1992 N 1229 "О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации"

1. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитетам по управлению имуществом республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга обеспечить в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 1229 включение в утверждаемые ими планы приватизации государственных предприятий положений, предусматривающих:

24. Указ Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 1229 "О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации".

25. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1992 г. N 1304 "Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения".

1. Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, комитетам по управлению имуществом краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в 3-недельный срок привести в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 1229 "О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации" и распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 4 ноября 1992 г. N 701-р второй раздел планов приватизации государственных и муниципальных предприятий, преобразованных в акционерные общества открытого типа в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 66 "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий" и Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 1992 г. N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" (далее именуются акционерные общества).

1.1. В настоящем Положении устанавливается порядок и условия продажи в частную собственность акций в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий, приватизируемых путем преобразования в акционерные общества открытого типа, в соответствии с Законом РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Указами Президента Российской Федерации "О развитии системы приватизационных чеков в Российской Федерации" от 14 октября 1992 г. и "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации" от 14 августа 1992 г.

Приватизация государственных предприятий в России проходила в сложные для страны 90-е годы, и многие экономисты считают ее примером того, как не нужно проводить приватизацию. Крупнейшие объекты хотели отдать в собственность народу, но контроль над ними захватила небольшая группа людей. С другой стороны, кто-то считает, что иного выхода и не было – а другие страны тоже были вынуждены пойти по этому пути. Мы попробовали разобраться, чьи идеи звучат разумнее, и сколько стоит один ваучер сейчас.

Первый этап большой приватизации

Через год Россия будет отмечать 30-ю годовщину одного из самых неоднозначных событий в истории страны – старта массовой приватизации через ваучеры. Изначально цель этого процесса была вполне понятной и логичной: все страны, которые свернули с социалистического пути на капиталистический, проходили через приватизацию. Это базовый принцип рыночной экономики – государство не может быть эффективным собственником.

Поэтому, уже в 1992 году в России стартует чековая приватизация, причем по совершенно новому на тот момент формату: каждый житель страны становится не просто совладельцем народного достояния (как это было при СССР), а получает вполне реальную долю во вполне реальном предприятии.

Приватизационный чек (их назвали ваучерами в народе) – государственная ценная бумага, которая, по изначальной задумке, была нужна для оплаты приватизации государственных и муниципальных предприятий в собственность граждан. Чеки выдавались на определенных условиях:

В итоге в России было выдано 144 миллиона ваучеров, их получили около 97% населения. Чаще всего владельцы вкладывали свои ваучеры в акции предприятий, где работали, по закрытой подписке (так использовали 50% всех чеков) – это допускалось, если владелец проработал на предприятии 7/10 лет (женщины и мужчины). Четверть чеков направили в чековые инвестиционные фонды, а еще четверть – продали.

Кстати, по одной из версий, 24 миллиона ваучеров их владельцы вообще не использовали.

Грандиозная афера или правильное решение: какой была чековая приватизация в России? И сколько ваучер стоит сейчас?

Но эта же программа помогла создать первых российских миллиардеров. У истоков приватизации стояли Михаил Фридман, Олег Дерипаска, Владимир Потанин и другие – которые смогли скупить акции за ваучеры, задешево купленные у россиян. Рядовые россияне же скупили акции предприятий, которые вскоре обанкротились, как и чековые инвестиционные фонды (лишь некоторые из которых выжили и стали паевыми фондами).

Из почти 150 миллионов россиян, получивших ваучеры, осталось примерно 40 миллионов акционеров – тех, кто реально вложился в какое-то предприятие. Чаще всего такие вложения были не лучшим выбором, и дивидендов владельцы не увидели. Из 646 чековых инвестиционных фондов выжили только 136, которые смогли начислить дивиденды своим акционерам.

Целью приватизации был не заработок для бюджета – государству просто было нужно отдать предприятия в частные руки, потому как само государство в один момент оказалось неспособно управлять ими. Более того – отдать не в руки олигархов, а распределить в народе. По факту, однако, именно ваучерная приватизация и создала первых российских олигархов.

Подавляющее большинство мнений касательно чековой приватизации в России – негативные. Эту операцию называют не иначе как аферой, аргументы обычно такие:

Российскую приватизацию 90-х годов действительно считают примером того, как нельзя приватизировать государственную собственность – вместо массового класса собственников в стране появилось совсем небольшое количество сверхбогатых людей, а бюджет на приватизации заработал копейки (по сравнению с реальной стоимостью приватизируемых объектов).

Тем не менее, раздаются голоса и в поддержку принятых тогда решений. Так, решение начать массовую приватизацию считают правильной – в тех условиях это было даже безопаснее, чем оставлять предприятия в госсобственности, да и так был запущен процесс структурной перестройки экономики. Правда, вопрос о том, как именно лучше всего было проводить приватизацию, остается открытым.

А принятая в итоге модель соответствовала всем требованиям – люди получили что-то на руки, формально все получили равный доступ к приватизации, а главное – в процедуре практически не было коррупционной составляющей (чеки выдавали действительно всем, и купить на них акции можно было почти всегда). В итоге государство избавилось от проблемы убыточных предприятий за очень короткий срок. Беда лишь в том, что эти предприятия не перестали быть убыточными и преимущественно обанкротились…

С тех пор выжили и некоторые другие предприятия, но за купленные в 90-е годы акции сейчас можно выручить совсем небольшую сумму денег. Многие предприятия успели разориться – а акционеры получают выплаты самыми последними в очереди (и очередь до них попросту не доходит – имущество предприятия заканчивается).

А может выгоднее было не использовать ваучер тогда, чтобы продать его сейчас? Обменять приватизационный чек на акции можно было до 30 июня 1994 года, то есть, в 2021-м поучаствовать в приватизации уже никак не получится. Но его можно продать.

Стоят ваучеры по-разному:

Важно также остерегаться подделок – за ваучерами с редкими номерами идет настоящая охота, а подделать документ 90-х годов выпуска при современных технологиях не так уж и сложно.

Те же ваучеры и не только: что было в других странах

Например, в Китае госсектор за 10 лет сократился с 80 до 30%, и за один только год от приватизации было получено больше 130 миллиардов долларов. В странах Южной Америки тоже провели весьма успешную приватизацию, которая пополнила бюджет благодаря качественной проработке процедуры. Среди успешных примеров называют приватизацию в Великобритании, которую начала Маргарет Тэтчер – процесс двигался медленно, зато государство получило максимум денег за проданные предприятия, и сами предприятия работают успешно.

В США же, наоборот, приватизация не дала ожидаемого эффекта – теперь там рассматривают другие концепции вроде государственно-частного партнерства и концессий.

В странах бывшего СССР в 90-е годы тоже проходила масштабная приватизация – но в каждой стране по-своему. Одной из самых успешных считается приватизация в Грузии – для продажи крупных предприятий государство организовало аукционы, которые давали более 10% доходов бюджета каждый год (хотя небольшие предприятия инвесторов не заинтересовали).

Другие же страны пошли по пути России. Например, власти Украины тоже проводили приватизацию по приватизационным имущественным сертификатом. Схема была примерно такой же – только сертификаты были именными. Результаты – плачевные, приватизация потерпела крах и усилила проблемы в украинской экономике. А главное – с тех пор начинается восхождение украинских олигархов, которые сейчас контролируют значительную часть экономики страны.

Такая же массовая приватизация была и в Казахстане – но там под приватизацию через приватизационные инвестиционные купоны отдали только наименее привлекательные предприятия, поэтому особого значения это не имело. При этом крупные предприятия государство продавало только по инициативе их коллективов.

Приватизационный чек образца 1992 года

Каждому гражданину России Сбербанк должен был открыть именной приватизационный счет, на который должны были зачисляться деньги от продажи приватизируемого имущества. При этом закон не разрешал снимать средства с приватизационных вкладов другим лицам.

Однако план с приватизационными счетами не был реализован. Вместо открытия счетов населению решили раздать ваучеры. Бесплатно.

Номинальная стоимость ваучера составила 10 тыс. рублей, исходя из оценки госимущества — предприятий страны. Все активы, подлежавшие приватизации, оценили в 140 млрд руб.

Владельцам акций обещали большие барыши в будущем, но впоследствии большинство фондов просто исчезли, а акции предприятий достались совсем не простым гражданам.

Многие россияне вообще не представляли, что с этим ваучером делать. Цена ваучеров падала с каждым месяцем и дошла до 3-4 тысяч рублей к середине 1993 года.

Сейчас, спустя 25 лет, многие признают, что чековая приватизация была и неэффективной, и несправедливой. Государство в итоге получило благодаря приватизации $60 млрд — смехотворную сумму.

Какие последствия ваучерная приватизация имела для граждан, для бизнеса и для государства — в комментариях экспертов, лично участвовавших в проведении приватизации 1992-1994 годов.

Гарантия невозврата к коммунизму

Андрей Нечаев, министр экономики России (1992-1993 годы)

Помню, мне позвонил Юрий Лужков и пожаловался: как же так, Андрей, вот я проработал столько лет, являюсь мэром столицы и мне положен один ваучер. И моей дочке – тоже один. Где справедливость? Я ему ответил: ну да, нет ее. Но вообще-то на эту проблему надо смотреть иначе.

Когда в СССР была общенародная собственность, ничего никому фактически не принадлежало. И если государство тебе дало возможность получить хоть что-то в собственность, уже неплохо.

Банк дал понять, что на открытие счетов и отработку всей модели потребуется несколько лет. Правительство на это не согласилось. В итоге взяли за основу чешскую модель — чек (ваучер), их и раздали населению.

Номинально ваучер стоил 10 тысяч рублей. Но на нем можно было написать любую цифру — 5 тысяч, 15 тысяч. Это была идея Анатолия Чубайса: он говорил, что у нас народ, советский народ привык к цифрам. Нельзя выпускать госбумагу без указания ее стоимости. Это была плохая идея.

Я вложил свой ваучер в Московский НПЗ. Позже продал эти акции за какую-то сумму. Ну, я понимал, что миллионером не стану. Невозможно в принципе было всем стать миллионером при том количестве собственности, которая была выставлена на приватизацию.

При всех многочисленных претензиях к ваучерной приватизации она в значительной степени дала старт развитию бизнеса в России. В стране появилась частная собственность. А это гарантировало невозврат к коммунизму.

Приватизация с точки зрения интересов государства была вынужденной мерой. После распада СССР, последовавшего за этим экономического коллапса, после путча гэкачепистов не было другого варианта выйти из того положения.

Издержек в той приватизации было много, конечно, но идеальных моделей приватизации в принципе не бывает. А у нас и времени толком не было. Маргарет Тэтчер за 10 лет провела приватизацию 600 предприятий в Великобритании, и за это ее как только не склоняли в прессе. А мы ускоренно были вынуждены приватизировать тысячи заводов и фабрик.

Честным не досталось ничего

Сергей Календжян, доктор экономических наук, сокурсник по МГУ Андрея Нечаева и Егора Гайдара

Когда правительство затеяло большую приватизацию, о последствиях для бизнеса или для граждан думали меньше всего. Важно было сохранить государство, стоявшее на грани экономического краха.

К этому времени, после десятилетий советской власти, бизнеса в стране не было, если не считать подпольных артелей, цеховиков.

Так что к приватизации ни граждане, ни бизнес, а точнее те работники, которые были заняты на государственных предприятиях, не были готовы.

И кто их в этом обвинит? Да, граждане не имели финансовой грамотности. Подавляющее большинство понятия не имело, что делать с этой бумажкой — ваучером.

В общем, вся эта приватизация прошла мимо меня фактически. Как и большинства граждан.

Конечно, у россиян осталась обида. Получилось так, что если ты честно трудился, жил на зарплату, ты ничего стоящего не мог купить, никакой собственности за эти ваучеры.

Большинство россиян, вчерашних советских граждан, в итоге осознало, что вот они работали-работали при социализме, строили заводы и фабрики, прокладывали дороги, учили детей, а когда им сказали — возвращайтесь в капитализм, получите свою собственность обратно, то они остались не при делах.

То есть фундамент нового строя был заложен на костях обманутых людей. Если посмотрите статистику суицидов тех лет, очень много было таких случаев, когда глава семейства сводил счеты с жизнью, не имея возможности прокормить семью.

На этот аргумент обычно возражают так: если бы не провели приватизацию, то на фоне голода началась бы гражданская война, и жертв было бы несравнимо больше. Да, наверное, так могло быть. Но возникает другой вопрос: а почему ситуацию в экономике довели до такого состояния?

Не было внятной оценки собственности

Елена Иванкина, член российского подразделения International Real Estate Federation (FIABCI)

Приватизацией в России были недовольны практически все. Люди не стали собственниками своей страны. Уверена, 90% населения сейчас не сможет даже вспомнить, куда они дели ваучеры. Я, например, не помню. Наверное, продала какому-нибудь фонду.

У меня в то время, как и у большинства населения, не было денег на самое необходимое, и мне приходилось преподавать в семи разных вузах, в том числе я читала лекции на английском языке, чтобы поддержать прежний уровень жизни. Сейчас даже вспоминать страшно это время.

Власти, начиная приватизацию, очень торопились и не создали условий для граждан, которые хотели бы участвовать в бизнесе. В странах соцлагеря, в Чехии, например, рядовые граждане смогли стать за ваучеры владельцами кафе, магазинчиков, парикмахерских. В России же приватизировать можно было только крупные компании федерального и регионального уровня.

Приватизация была организована крайне неудачно. Не было внятной оценки той собственности, которую выставляли на приватизацию.

Оценку мелкого и среднего бизнеса вообще никто не проводил, а оценка крупных заводов все время была предметом споров. И вообще, оценка возможна лишь в рыночных условиях, а рынка в классическом понимании в начале 90-х просто не существовало.

По-настоящему об оценке собственности власти задумались только уже после старта ваучерной приватизации, в 1993 году, с подачи Всемирного банка.

Неудивительно, что почти весь нынешний олигархат вырос из ваучерной приватизации 90-х. Тогдашняя приватизация была временем возможностей для людей молодых, грамотных и с деньгами.

Некоторые дивиденды получают до сих пор

В моей коллекции ваучер занял достойное место рядом с талонами на водку и на сахар. Это свидетельство нашей истории и, уверен, что такие времена больше не вернутся.

Показательно, что сейчас, говоря о приватизации, гораздо чаще, чем ваучеры, вспоминают, причем в негативном ключе, залоговые аукционы. Мне кажется, за этим стоит определенное понимание, что в начале 90-х никто до конца не знал, как правильно приватизацию проводить.

С высоты прошедших лет понятно, что сегодня аналоги ваучерной приватизации, по сути, невозможны, а сама эта тема больше интересна историкам, чем тем, кто думает о механизмах разгосударствления экономики в настоящее время.

Читайте также: