Выборы как политико правовое явление

Обновлено: 30.06.2024

Понятие и общая характеристика выборов в политической системе общества

Выборы и опосредующая их проведение избирательная системы выступают важнейшими компонентами политической системы любого современного демократического государства. При этом необходимо обратить внимание на то, что, несмотря на распространение выборных начал в самых разнообразных сферах социального взаимодействия (партии, профсоюзы, организации, и т.д.), применительно к выборам, как компоненту политической системы общества, речь идет о выборах в масштабах всего государства либо его отдельных субъектов (муниципальных образований).

В наиболее общем виде дефиниция рассматриваемого механизма может быть сформулирована следующим образом:

Выборы – это основной способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления, а также избрания отдельных должностных лиц, в демократическом государстве, осуществляемый посредством выражения в строго установленном порядке политической воли граждан, обладающих избирательным правом.

Результатом проведения выборов в строгом соответствии с установленной в современной избирательной системе порядке, выступает наделение избранных кандидатом полномочиями по отправлению политической власти.

Проводя характеристику выборов, как элемента политической системы общества следует также обратить внимание на то, что рассматриваемых механизм всегда связан с проведением голосования. Тем не менее, как обоснованно отмечается в политологической литературе, обозначенные понятия имеют и существенные различия.

Так, выборы преимущественно понимаются как закрепленный в Конституции и иных законах относительно регулярный, производимый периодически процесс формирования органов государственной власти. При этом голосование не всегда связывается с выборами, поскольку используется также и в различных иных формах непосредственной демократии – референдумах, опросах, принятии решений на местных сходах граждан и т. д.

Таким образом, подводя итог общей характеристике роли и значения выборов в политической системы общества, представляется целесообразным особо подчеркнуть, что в условиях современных демократических государств выборы выступают их стержневым механизмом, главной формой проявления суверенитета народа и его политической роли как источника власти. Кроме того, именно они служат ключевым каналом представления в органах государственной власти интересов различных социальных групп.

Готовые работы на аналогичную тему

Иными словами, именно выборы позволяют гражданам осуществлять наибольшее влияние на власть: сохранять или сменять парламенты и правительства, обеспечивать их ответственность перед народом, изменять политический курс и т.д.

Функции выборов в политической системе общества

Роль и значение избирательных механизмов в условиях современных обществ отчетливо проявляется исходя из проведения характеристики тех функций, которые выполняются выборами в соответствующей сфере.

Так, анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что посредством проведения выборов в политической системе общества выполняются следующие функции:

  • Обеспечивается возможность представления общественных интересов, поскольку в результате демократических выборов избиратели отдают предпочтение именно тем политическим силам, которые в наибольшей степени способны выразить их интересы;
  • Максимальная легитимация власти: выборы, как ни один иной политический механизм способы обеспечить легитимность действующей власти, то есть общественное признание и согласие ей подчиняться, поскольку граждане сами выбирают в результате непосредственного волеизъявления состав высших органов государственной власти и должностных лиц;
  • Функция выявления отношения общества к текущей ситуации в политической системе общества: через участие в выборах и выражение предпочтений определенным политическим силам граждане проявляют свое отношение к сложившимся политическим институтам, текущему политическому курсу страны, формируемому действующей властью, и т.д.;
  • Рекрутирование политической элиты – проведение выборов позволяет формировать и обновлять состав политической элиты конкретного общества, поскольку граждане, отдавая посредством голосования, предпочтение тем или иным кандидатам, оказывают им доверие и поддержку, что позволяет признавать таковых достойными осуществлять властные полномочия;
  • Функция политической социализации граждан, участие которых в проведении выборов означает их приобщение к наиболее эффективным способам взаимодействия общества и властей, формирование навыков отстаивания собственных политических интересов, формирование убеждений и предпочтений в соответствующей сфере, и т.д.

Принципы выборов в политической системе общества

Эффективность и демократичность выборов, проводимых в политической системе современного государства, обеспечиваются только тогда, когда соответствующие механизмы в части их организации и проведения, соответствуют ряду основополагающих принципов:

Выборный путь формирования важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов – одни из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя, главные критерии его легитимности, т. е. признанности обществом или его большей частью. Как отмечается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 2), воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования. Аналогичное положение содержится и в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года (ст. 25).

Выборы играют весьма существенную, если не ключевую, роль в любом современном демократическом государстве, в том числе и в России. Поэтому российская демократия сегодня немыслима без института выборов.

Конечно, выборы проводятся и в недемократических странах, но в них они обычно носят формальный, декоративный характер, проходят в условиях несвободы, полицейской слежки, угроз физической расправы и поэтому не могут быть признаны подлинными. Кроме того, нельзя не учитывать и то, что и в условиях демократического режима выборы сами по себе лишь предоставляют возможность определения подлинной воли народа, действительная реализация которой зависит от очень многих факторов – прежде всего, от достигнутого уровня развития гражданского общества и правового государства, общей и политико-правовой культуры граждан страны.

Практически ни одно современное государство мира не может обойтись без этого института непосредственной демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории и конституционной практике. В нашей стране посредством выборов формируется значительная доля органов государственной власти и органов местного самоуправления, и масштаб властных полномочий избранных должностных лиц – от Президента России до депутатов представительных органов муниципальных образований – внушителен. Все это позволяет говорить об особой роли института выборов в демократической системе управления нашего государства.

Указанное выше предопределило практически неисчерпаемые возможности для актуализации работ, посвященных исследованию института непосредственной демократии, его роли, места и значения в системе управления государством.

В настоящее время опубликовано много работ, в которых исследуются различные аспекты существовавния выборов в юридической реальности, а также взаимозависимость выборов и иных институтов правовой действительности. При этом многие авторы не всегда акцентируют внимание на, казалось бы, простые и понятные вопросы, или просто обходят их стороной, тем самым порождая спорные положения, а иногда делая ложные акценты в основном сюжете своего исследования. Речь идет о роли, месте, цели, ценностях, значении и функциях выборов. Так, например, в публикациях указывают среди функций выборов контроль за институтами власти (за исполнительной властью). Однако контрольную функцию осуществляет парламент – орган, сформированный посредством выборов, но не выборы как таковые! Или целью выборов иногда называют создание условий для того, чтобы все заинтересованные граждане имели возможность выразить свою волю. Сразу возникает вопрос: а разве для референдума это не характерно? А для других форм непосредственного волеизъявления? Очевидно, что цель при таком подходе сформулирована, мягко говоря, неточно!

Попытаемся последовательно расставить акценты во всех обозначенных выше вопросах.

Роль выборов – это самая аморфная характеристика исследуемого института. Дело в том, что роль выборов отражает любое описание места, цели, ценности, функций выборов, взаимосвязей и зависимостей с иными явлениями правовой действительности, каких-либо действий в рамках юридических процессов. Поэтому при исследовании роли выборов можно говорить и писать о многом!

Место выборов – отражает положение соответствующего института в системе управления государством. Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года установила в качестве принципа конституционного строя, т. е. фундаментального общественного отношения, на котором строится наше общество и государство, а также их основные политико-правовые институты, принцип народовластия. Содержание данного принципа раскрывается в следующих положениях статьи 3 Конституции Российской Федерации:

– многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации;

– власть осуществляется непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления;

– высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Таким образом, все полномочия на осуществление публичной власти в стране соответствующие институты и должностные лица приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли многонационального народа Российской Федерации. Только она делает власть государства легитимной. Сама же государственная власть есть наиболее общая форма выражения суверенитета народа, его верховной воли.

В зависимости oт формы волеизъявления народа Конституция Российской Федерации вслед за сложившейся мировой конституционной практикой демократических государств устанавливает две формы народовластия: непосредственную и представительную демократии.

Непосредственная демократия (иногда ее называют прямой) – это осуществление власти народом через формы непосредственного волеизъявления. К таким формам (они же–институты непосредственной демократии) следует относить: референдум, выборы, сходы и собрания граждан, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, всенародное обсуждение важных вопросов государственной жизни, индивидуальные и коллективные обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, отзыв депутата или иного выборного должностного лица, народная правотворческая инициатива, публичные слушания и др.

Представительная демократия – это осуществление власти народом через выборных полномочных представителей (например, депутатов), которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, т. е. избирателей (население конкретного избирательного округа).

Целью представительной демократии является обеспечение качественного и эффективного соединения власти народа с деятельностью профессионального аппарата управления, в то время как целью непосредственной демократии – обеспечение нормального функционирования представительной демократии в соответствии с волей народа, установление контроля за деятельностью представительных органов государственной власти и народных представителей в них, а также непосредственное принятие самим народом решений по наиболее важным вопросам жизни государства и общества.

Непосредственная и представительная демократии являются двумя органически связанными между собой неразрывными формами осуществления народовластия, дополняющими друг друга. Уникальность места выборов в демократической системе управления государством состоит в том, что с одной стороны, выборы – это институт непосредственной демократии, но с другой – формирование представительных органов публичной власти без выборов также невозможно. Это значит, что выборы – это обязательное, пусть и процедурное, но все же ключевое звено в представительной демократии.

Отметим, что ключевой стадией любых выборов является голосование. Однако оно является ключевой процедурой и в таких смежных институтах непосредственной демократии, как референдум, отзыв депутата, выборного должностного лица, голосование по вопросу изменения границ муниципального образования или преобразования муниципального образования, поэтому следует четко отличать названные институты друг от друга. Главное сущностное отличие между ними–цель. Так, цель выборов – формирование представительного органа государственной власти, орган местного самоуправления или наделение полномочиями определенного должностного лица. Цель референдума – принять решение по какому-либо вопросу, имеющему важное государственное и общественное значение. Цель отзыва – прекращение должностных полномочий избранного лица.

Ценность выборов – значимость соответствующего института для человека, общества в целом, определяемая его вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности и социальных отношений. Полагаем, что ценность выборов состоит в том, что они являются существенными элементами, во-первых, политического самоутверждения граждан, во-вторых, политической самоорганизации гражданского общества, обеспечивающего его автономию, в-третьих, юридически признанной за гражданами и политическими объединениями возможностью быть субъектами власти.

Разумеется, формально-юридическая возможность быть субъектом власти не означает наличия возможности действительно им быть, но выборы существуют как социальный процесс и институт, политико-правовая ценность и механизм воспитания гражданского политического сознания, чтобы выработать навыки действительного и полноценного, а не мнимого и иллюзорного участия граждан и политических объединений в формировании публичной власти, ответственной перед народом и контролируемой им.

Значение выборов отражает их функциональную нагрузку в человеческой деятельности. Таким образом, значение выборов в государстве определяется прежде всего функциями, которые они выполняют в политической системе. Следовательно, функции выборов – это основное предназначение, отражающее их роль в жизни общества и государства. Перечислим основные из них 2 :

1. Представительство общественных интересов. Эта функция отражает основное предназначение выборов как института непосредственной демократии. Различные социальные группы, имеющие многообразные интересы, стремятся довести свои ожидания и требования до власти, оказать влияние на принятие политико-правовых решений. Важнейший канал трансляции групповых интересов – выборы, когда избиратели решают, какие политические силы, кандидаты способны адекватно выразить их волю и требования, отразить их ожидания в конкретных решениях. В теории эта функция раскрывается весьма эффективно, однако на практике главная проблема как раз и заключается в том, чтобы парламентарии, состав представительного органа в целом, выборное должностное лицо действительно выражали волю своих избирателей.

2. Легитимация власти. Означает, что властные структуры, сформированные посредством свободных, подлинных и справедливых выборов, признаются легитимными, а решениям таких структур придается законный характер.

Следует различать легитимацию власти как функцию выборов и легальность выборов как института демократии. В последнем случае речь идет о соблюдении всех законодательно установленных стадий избирательного процесса, соответствующих действий и процедур, в том числе, соответствии международным избирательным стандартам. Следовательно, только легальные выборы ведут к легитимации власти.

Положение о легитимности избранной народом власти не носит абсолютного характера. Как уже было указано выше, выборы делают власть легитимной в том случае, если их организация прошла в строгом соответствии с действующим законодательством, а избирательные права граждан были реализованы и защищены от преступных и иных посягательств. Такая власть вызывает доверие со стороны большинства граждан, соответствует их ценностным ориентирам и ожиданиям и вправе рассчитывать на выполнение принимаемых ею решений. Неслучайно одним из косвенных показателей легитимности власти является уровень поддержки власти гражданами страны. Хорошим примером в данном случае являются выборы Президента Украины, прошедшие 25 мая 2014 года. Абсолютное большинство граждан Украины, проживающих в Луганской и Донецкой областях, отказались участвовать в выборах и признавать их результаты. Для жителей этих регионов президент П.А. Порошенко и вся действующая власть Украины является нелегитимной, поэтому выполнять решения этих властей они отказываются.

В демократическом государстве вряд ли можно добиться полного единодушия на выборах, однако этого и не требуется. Главное, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а публичная власть формировалась и действовала в соответствии с этой волей. Только при таких условиях достигается общественное согласие, стабильность и порядок в жизни страны.

3. Определение ориентиров на будущее страны. Всенародные выборы – это, как правило, и общенациональная дискуссия о дальнейших путях развития, борьба идей и программ развития страны.

По результатам выборов может произойти смена политического курса (например, избрание левой партии после длительного правления правых) либо смена конкретных должностных лиц при сохранении политического курса. Так, в 1990 году руководством правившей в Великобритании консервативной партии было решено сменить лидера: вместо М. Тэтчер был избран более молодой Д. Мэйджор, который продолжил ее политику. Он был премьер-министром Великобритании с 1990 по 1997 год. В России в 2008 году на пост Президента был избран Д.А. Медведев, который продолжил политику его предшественника. В 2012 году В.В. Путин был вновь избран Президентом Российской Федерации.

4. Социальный барометр политической жизни. Граждане, участвующие в выборах, оказываются перед необходимостью определить свои интересы в соответствии с предлагаемыми программами политических партий, проявить симпатию или антипатию к конкретным кандидатам. Посредством выборов проявляется отношение граждан страны к ее важнейшим политическим институтам. По итогам выборов выясняется степень влияния различных политических сил, отношение граждан к правящей элите и оппозиции, политическому режиму в целом, а также специфика политических предпочтений граждан.

В этом смысле весьма показательны избирательные кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Степень влияния различных политических сил на наше общество и отношение к ним граждан за последние два десятилетия наглядно демонстрирует нижеприведенная таблица 4 .

Политическая партия

Выборы депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации (год, %)

Читайте также: