Вводили в должность высших магистров какие комиции

Обновлено: 17.05.2024

Высшей исполнительно-распорядительной властью в период Римской республики обладали МАГИСТРАТУРЫ и их носители, должностные лица — МАГИСТРАТЫ. Магистратуры происходили из должностей помощников, исполнителей царей и Сената ещё а Царский период. С установлением Республики постели этих должностей стали магистратами, т.е. выборными должностями разного уровня, в чьих руках и находились все сферы исполнительной власти.

  1. Все магистратуры были ВЫБОРНЫМИ; магистраты выбирались центуриатными комициями, а высшие магистраты — Сенатом, как правило, из числа наиболее богатых, влиятельных (auctoritas) лиц сословий нобилей и всадничества. Были и некоторые ПЛЕБЕЙСКИЕ магистратуры, о которых речь ниже.
  2. Магистраты выбирались на строго определённое время, как правило, на годичный срок, т.е. были ВРЕМЕННЫМИ. После истечения срока действия магистрата (например, консула —
  1. год), он обязательно отчитывался перед Сенатом. Этот отчёт за свою деятельность имел огромное значение для дальнейшей судьбы магистрата — или он получал всевозможные почести и привилегии (например, консул — звание ПРОКОНСУЛА ПРОВИНЦИИ, т.е. практически НАМЕСТНИЧЕСТВО в римской провинции), или, наоборот, подвергался наказанию вплоть до пожизненного изгнания и даже смертной казни.
  1. Магистратуры были БЕСПЛАТНЫМИ, т.е. магистрат даже высшей магистратуры не получал государственного жалования и содержание. Наоборот, выборная кампания, а затем и исполнительные функции магистрата, требовали больших средств и издержек. Именно поэтому высшую магистратуру мог получить и практически исполнять лишь достаточно состоятельный человек. Но почёт, авторитет власти, возможность нелегально использовать её для получения немалых личных доходов окупали всё. А должность ПРОКОНСУЛА для управления провинцией, автоматически получаемая бывшими консулами и преторами на неограниченное время, позволяла выжимать в личных целях богатство римских провинций, что вело в конечном счёте к баснословному обогащению этих магистратов.
  2. Наконец, римские магистратуры, особенно в Ранней Республике (V - III в. до н.э.), отличались нечётностью, смазаннос- тью, аморфностью своих функций, что приводило к дублирова- нию властных функций, столкновению высших магистратов между собой н с Сенатом. Это тоже подчёркивает разницу между римским магистратом и государственным чиновником в период пмперии или стран Востока.

Римские магистратуры делились на ВЫСШИЕ и НИЗШИЕ, ОРДИНАРНЫЕ и ЭКСТРАОРДИНАРНЫЕ, КУРУЛЬНЫЕ и ОБЫЧНЫЕ.

Высших ординарных магистратур было ТРИ: КОНСУЛЫ, ПРЕТОРЫ И ЦЕНЗОРЫ. К НИЗШИМ относились КВЕСТОРЫ И ЭДИЛЫ, а также местные органы власти - куриалы, дуумвиры и др. Из ЭКСТРАОРДИНАРНЫХ магистратур к высшим относилась одна — ДИКТАТОР.

КОНСУЛЫ были высшей исполнительной властью в Республике. Они, как и другие высшие магистратуры — преторы и цензоры, — выбирались центуриатными комициями, но с подачи Сената, и утверждались последним. Консулов в Республике было двое, избирались они, как отмечалось, сроком на один год, возраст не превышал 43 лет. Одно и то же лицо лишь однажды могло быть консулом; как исключение, допускалось повторное избрание консулом особо выдающуюся личность, но только с промежутком не менее 1 года, т.е. не подряд два года. И дуализм консульской власти (два человека), и ограниченность во времени консульской магистратуры обуславливались опасением римских граждан возрождения царской власти или установления тирании.

После отчёта перед Сенатом и сложения полномочий по истечению года, консулы в звании ПРОКОНСУЛОВ получали в управление на неограниченный срок какую-нибудь провинцию, где властвовали практически бесконтрольно.

ТРЕТЬЕЙ высшей, ординарной, некурульной магистратурой в Республике были ПРЕТОРЫ. Это высшая ЮРИДИЧЕСКАЯ магистратура, дававшая её носителям право на оформление ПРЕ- ТОРСКИХ ЭДИКТОВ и контроль над исполнением законов, над судопроизводством и выполнением решений суда.

Помимо трёх вышеперечисленных высших, ординарных магистратур рядом с ними, но отличаясь от них по существу, существовала ещё одна высшая, ординарная, некурульная магистратура НАРОДНЫЕ ТРИБУНЫ.

К низшим ординарным магистра гурам относились КВЕСТОРЫ и ЭДИЛЫ. Они были подчинены Сенату и консулам, избирались центуриатнымн компциямп.

Квесторы выполняли функции сбора и учёта налогов и пошлин, других поступлений в казну Республики (фиск). Они также заведовали архивом, вели делопроизводство в Сенате и у высших магистратов. Чёткого определения их полномочий не было. Они могли, например, по указанию Сената или преторов вести расследование по уголовным и гражданским делам, имели право арестовать подозреваемых или преступников и препроводить их в суд. Квесторскую магистратуру обычно занимала аристократическая молодёжь; магистратура эта служила первой ступенью в государственной карьере молодого нобиля или всадника. Через неё прошли все видные государственные деятели Римской республики.

Все рассмотренные магистратуры Римской республики, высшие и низшие, были ОРДИНАРНЫМИ, т.е. обычными. Но существовали ещё и ЭКСТРАОРДИНАРНЫЕ магистратуры, т.е. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ. Они избирались в особых случаях на строго определённое время, в связи с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами в жизни государства. Вот некоторые из них.

ДИКТАТОР — высшая экстраординарная курульная магистратура. Он избирался сроком на 6 месяцев в случае угрозы особой опасности для Республики: неудачно сложившейся войны, стихийных бедствий, эпидемий. В случае установлення диктатуры какого-либо избранного комицпами и утверждённого Сенатом лица консулы не избирались, или их деятельность приостанавливалась. Диктатор получал ВСЮ ПОЛНОТУ ВЛАСТИ в Республике, которую не могли оспорить ни Сенат, ни другие магистратуры. Он становился полновластным правителем — и военным, и гражданским. Но после истечения шестимесячных полномочий диктатор обязан был их сложить с себя и отчитаться перед Сенатом. Только тогда его действия получали полную и нелицеприятную оценку. Сенат строго следил, чтобы диктатура не сползла в постоянную тиранию или монархию. Впоследствии, в ходе гражданских войн I в. до н.э., Сенат установил пожизненную диктатуру сначала Корнелия Суллы, а потом Юлия Цезаря. Это стало шагом к Империи.

Существовали исторически и некоторые другие экстраординарные магистратуры, но их роль в Римском публичном праве предклассического этапа была приходящей.

в Сенат после магистратуры її т.д. К курульным магистратурам относились консулы, цензоры и диктаторы. Остальные магистратуры (высшие и низшие) были некурульными.

Конец IV – начало III в. до н. э. в истории Рима был важнейшим рубежом.

Во-первых, к этому времени завершилось государственно-политическое становление римского полиса, и римская государственность опиралась на развитую систему институтов власти и управления, закрепленных в праве и в политических традициях. Во-вторых, с этого времени Римское государство, создав мощную, новую по своим боевым и организационным возможностям армию, перешло к активной завоевательной политике – сначала в самой Италии, а затем и далеко за ее пределами.

Формирование империи было не только особой военной и политической задачей Римского государства. Этот процесс создавал особый фон для существования и преобразований самой государственной организации. Военное и политическое преобладание Рима сделало римский народ особым, господствующим народом. Столь острая ранее, резкая социальная рознь внутри полисной общины отступила перед преимуществами единства (хотя и раздираемого по-прежнему, но уже чисто групповыми и политическими противоречиями). На протяжении IV – I вв. до н. э. государственная организация Рима оставалась в главном неизменной. Ее основу составили институты как прямого, так и представительного народовластия.

Народные собрания

Верховенство народа как коллективного правителя государства было закреплено в верховных политических, в основном законодательных правах народных собраний. В свою очередь и собрания (comitia) в республике были трех видов, с разными, не пересекающимися между собою полномочиями.

Первый вид представляли исторические куриатные собрания. Они постепенно теряли свое значение, со II в. до н. э. граждане на них уже почти не ходили, а для правомочности собраний достаточно было присутствия курионов (глав курий) или 30 ликторов. Из политических вопросов за куриатными комициями сохранилось полномочие на делегацию власти избранным другими собраниями магистратам в виде специального закона – lex de imperio. Такое полномочие – imperium – давало магистрату право совершать ауспиции, т. е. сноситься с богами от имени народа. На административную власть это не влияло. Но за куриатными собраниями сохранились права в семейно-родовой сфере: контроль за усыновлением, за осуществлением отцовской власти в роде и семье, утверждение в этой связи завещаний. Многие частные акты поэтому были подвержены регламентации куриатных решений.

Второй вид представляли центуриатные комиции. Это был главный вид народовластия в Риме – не только потому, что количественно охватывал большинство полноправного населения, но и потому, что обладал существенными для государства полномочиями.

* К 1-му классу относились объявившие за собой имущества на 100 тыс. ассов, ко 2-му – 75 тыс. и т. д. до 12,5 тыс. В начале IIв. до н. э. инфляция повысила ценз: так, для 1-го класса он составил 1 млн.

Центуриатные комиции имели полномочия троякого рода. Во-первых, в них проходили выборы важнейших магистратов: консулов, преторов, цензоров, – а также назначение диктатора в экстраординарных обстоятельствах. Решением комиций магистрату сообщались полномочия военного, распорядительного и судебного характера. Во-вторых, в комициях проходило утверждение законов, предлагаемых магистратом. Законодательные права комиций были несколько ограничены Сенатом, но без них вообще не могло идти речи о законе. Причем в отличие от греческого отношения к закону, римский lex адресовался не столько к магистратам, сколько ко всему правопорядку, регламентировал в целом гражданскую жизнь. В-третьих, комициям принадлежала отчасти и судебная власть: смертные приговоры в отношении граждан подлежали утверждению в собрании, вообще любой гражданин, несправедливо обвиненный, по его мнению, магистратом, мог апеллировать к комициям. Решение комиций по судебным вопросам отмене не подлежало, но могло быть приостановлено особыми действиями народных трибунов.

Комиций собирались строго за стенами города и могли проходить с восхода до заката только в присутствии кого-либо из высших магистратов. Без этого собрание не считалось правомочным и рассматривалось как сходка. Голосование вначале было открытым, а с конца II в. до н. э. (законы 139 и 131 гг.) – тайным (кроме судебных вопросов). С этого же времени общее количество голосов граждан стало важным и для постановлений комиций в целом.

Третий вид собраний представляли трибутные комиции. В них принимали участие все граждане-собственники, в т. ч. вольноотпущенники, по территориальным округам-трибам. С 241 г. до н. э. количество триб возросло до 35; впоследствии население присоединенных союзных областей, приравненных к римским гражданам, приписывались к прежним трибам: богатые – в одну из 31 сельских, бедные – в 4 городские. Куриатным комициям принадлежала, во-первых, судебная власть по обжалованиям, внесенным плебейскими магистратами, во-вторых, выборы плебейских магистратур: народных трибунов и эдилов, – и, в-третьих, законодательство. Последнее право было специфическим, постановление трибутных комиций называлось особо – плебисцит, но по закону Гортензия (287 г. до н. э.) оно получило всю силу римского закона. Хотя некоторое своеобразие вопросов, которые регламентировались постановлениями триб, видимо, все же имело место. Двойственность законодательства была устранена только во время диктатуры Суллы (I в. до н. э.).

Сенат

Центральным учреждением республики был Сенат, воплощавший представительное начало в римском государственном устройстве. Это был древнейший, еще дореспубликанского происхождения, из политических институтов, и потому традиция и конституционные принципы Рима придавали ему особую роль – опекуна римского народа. Своими полномочиями Сенат как бы уравновешивал и порывы народных собраний, и неизбежный волюнтаризм магистратов.

Членов Сената – сенаторов, patres (которые были почти особым сословием в римском обществе, со своими особыми правами и привилегиями) – назначали: вначале цари, после их свержения – консулы. С конца IV в. до н. э. установился нормальный порядок назначения – цензорами, исходя из предписанных законами критериев. В Сенат могли входить только старшие и младшие главы традиционных родов, отвечавшие высшему имущественному цензу. В период установления республики права сенаторов стали получать и плебеи – по-видимому, как занимавшие одну из магистратских должностей. С конца IV в. вообще все бывшие магистраты включались в состав Сената как особые члены – patres conscripti. За период республики количество сенаторов колебалось от 300 (в IV-III вв.) до 600 (в I в. до н. э.). Назначались сенаторы на срок цензорских полномочий – 5 лет, после чего происходило обновление, что не исключало и возобновления прав сенаторов.

Исторически Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты, дабы их решения имели опору в согласии народа. Однако в период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа, став главным правительственным, отчасти даже распорядительным учреждением с некоторыми законодательными полномочиями.

Сенат ведал (1) общим попечением над культами, и в этой связи надзором за храмами и священными местами, объявлял праздничные и благодарственные дни, налагал запреты на отправление иных культов. Ему принадлежало (2) общее финансовое управление, исключая распоряжение общенародной собственностью; он выделял деньги на ведение войны, определял характер поступлений в казну, в т. ч. с граждан. Сенат обеспечивал (3) соблюдение безопасности и добрых нравов гражданами в городе. Сенат был главным органом (4) военно-организационного управления: после того как народное собрание решало о войне или ее объявлял враг, сенаторы постановляли, с какими войсками вести войну, сколько строить кораблей, передавал магистратам исключительные полномочия; Сенат же получал все донесения военачальников и принимал меры по этим донесениям. Сенат вел (5) дипломатические и международные отношения Рима: это право, ранее принадлежавшее консулам, было узурпировано Сенатом в ходе войн II в. до н. э. Сенату принадлежало (6) право управлять подвластными Риму провинциями: назначать туда магистратов, определять их полномочия, принимать их отчеты об управлении. Помимо текущего управления, Сенату надлежало (7) рассматривать законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания. До второй половины IV в. до н. э. Сенат утверждал законы и иные постановления после их принятия в народном собрании – и тогда, по сути, законодательные права его были верховными. После полного установления республиканских институтов Сенат рассматривал законы до их предложения народным собраниям. По запросу магистрата Сенат (8) мог вынести и собственное заключение, не требовавшее утверждения комициями, – сенатус-консульт; в нем могли затрагиваться самые широкие вопросы правового регулирования, даже решения конкретных юридических дел. Это право-традиция, установившаяся со II в. до н. э., также существенно расширила законодательные права Сената. Наконец, в особых случаях Сенат (9) мог продлевать властные полномочия магистратов в зависимости от их деятельности.

Сенаторское звание давало право принимать участие в прениях в Сенате и голосовать по обсуждаемым вопросам. Вместе с тем в составе Сената были и члены с совещательным голосом – включенные в Сенат по исполнению ими в этот срок магистратур и сложившие затем полномочия магистратов.

Система магистратур

Все римские магистраты подразделялись на сенаторские и на городские чины; первые, собственно, и были общегосударственными, с правительственной властью. Все магистраты безусловно обладали особой должностной властью (potestas), которая заключалась в праве вмешиваться в действия граждан и в праве назначать себе помощников. Некоторые магистраты наделялись правом запроса богов (auspicium), иначе говоря, правом обращаться к оракулу и истолковывать его высказывания, а тем самым давать оценку тем или иным политическим актам или действиям. Высшие или назначенные в экстраординарном порядке магистраты, помимо предыдущих полномочий, наделялись (по особому акту) правом правительственной власти (imperium), которое вбирало в себя права правления полисом, военного предводительства, юрисдикции – административной, уголовной или даже в гражданских делах.

Власть любого магистрата была значительной в ее административном проявлении. Они имели право (1) задержать неподчиняющегося гражданина, (2) предать его суду, в особенности в случае выявленных оснований, (3) наложить штраф, (4) арестовать какую-либо вещь, принадлежащую гражданину, для того, чтобы заставить его исполнить закон или постановление.

Вторым по важности должностным институтом была претура (с 366 г. до н. э.). В III в. преторов стало двое, потом четверо, наконец (в I в. до н. э.) до восьми. Претор считался младшим коллегой консулов, и полномочия его в основном охватывали те же вопросы. Со временем главная задача преторской власти – забота об охране внутренней безопасности и спокойствия города и граждан – стала доминировать над другими, и основные полномочия преторов сосредоточились на уголовной и гражданской юрисдикции (см. § 18). Претору же принадлежала высшая полицейская власть в городе, попечение об охране имущественных интересов граждан. Для осуществления главных своих полномочий претор мог издавать истолковывающие право эдикты, а также прибегать к специальным правовым запретам (interdicta). Как и консулы, преторы обладали высшими должностными полномочиями – imperium.

Младшими из обычных магистратов были квесторы (с 421 г. до н. э.); вначале избирали 4 квесторов, с III в. до н. э. – 8, потом до 20-ти. Формально они были помощниками консулов и не имели специальной компетенции. Затем у них сосредоточилось заведование государственной казной, ведение расходных и приходных книг, собственно прием и выдача денег. Квесторы стали и хранителями государственных документов. С возрастанием числа квесторов появилась их специализация: по таможенным делам, по наблюдению за провинциями, по ведению армейских финансов.

Совершенно особое положение было у народных трибунов (с 494 г. до н. э.). Это были чисто плебейские магистраты, главной задачей которых было обеспечение гражданского равенства и гражданских прав плебеев в условиях древнего доминирования в органах власти патрициев. Пять (с 457 г. до н. э. – 10) трибунов не имели собственно правительственных полномочий, но могли объявлять протесты на решения не только магистратур, но и Сената, и даже народных собраний, налагая на них veto. Правда, принимать участие в заседаниях Сената они не могли (а сидели при входе на особой скамье). Трибуны могли апеллировать к народному собранию, созывать его, предлагать законопроекты. Независимость трибунов обеспечивали избрание их особыми трибутными комициями, личная неприкосновенность (что не исключало многочисленных в истории республики убийств трибунов), а также священное право убежища в их доме (это соблюдалось строго, и убивали трибунов только на форуме или улице).

Помощниками трибунов были курульные эдилы (с 366 г. до н. э.). Их было 4 – два патрицианских и два плебейских. Эдилы осуществляли главным образом полицейскую власть в городе; также предметом их особой заботы были рыночные и торговые дела, устройство общественных игр, празднеств и зрелищ, снабжение города продовольствием. В этой связи они располагали и судебными правами, могли издавать эдикты с истолкованием правовых правил.

Все эти магистратуры действовали обыкновенно вместе и в обычных обстоятельствах. При каком-либо кризисе по решению Сената на место всех обычных магистратур мог быть избран диктатор с исключительными полномочиями. Диктатора избирали на 6 месяцев, срок мог быть и продлен. Ему передавалась вся полнота управления, включая военную власть и право международных сношений, уголовной юстиции и любых изменений законов. Для этого ему особым постановлением вручались верховные должностные полномочия, на которые никакой орган власти не мог иметь возражений.

Диктаторство было одной из необыкновенных, экстраординарных магистратур (первые были избраны в 501 – 498 г. до н. э.). К их числу относились правитель конницы, особый военачальник в особых обстоятельствах, десять мужей (децемвиров), которым поручалось упорядочение права или особые судебные дела, и другие.

В системе магистратур было и несколько рангов мелких должностей – общим числом 26. Они занимались местными полицейскими делами, надзором за монетным делом, починкой дорог, служили наместниками в малых городах.

В период республики был установлен (законами 180 и 81 г. до н. э.) общий порядок избрания в магистраты. Для граждан определялся, помимо имущественного, возрастной ценз (для низших в 30 лет, для претора – 40, консула – 42 года). Для избрания в более высокую магистратуру нужно было пройти предыдущие должности, соблюдая не менее чем двухлетний промежуток между избраниями.

Гражданин, желавший избрания, заявлял о себе сам; его имя объявлялось на форуме. После этого он вел предвыборную агитацию, где нередки были массовые подкупы и злоупотребления. Специальные законы установили строгую ответственность за предвыборную коррупцию. После избрания будущий магистрат проходил специальные обряды получения полномочий и присяги на верность законам.

Римская армия

Военная организация республики основывалась на всеобщей воинской повинности. Граждане с 17 до 46 лет обязаны были согласно своей росписи по центуриям присутствовать на смотрах или выступать в поход; иногда, в военное время и для высших офицеров, повинность продлевалась до 50 лет. От несения воинской службы освобождали телесные недостатки, а также исполнение магистратских и жреческих должностей. Попытка избежать воинской службы без законных причин влекла в раннее время продажу в рабство, а позднее – крупные денежные штрафы и конфискацию имущества. Дезертирство, бегство с поля боя и т. п. составляли уже особые воинские преступления и наказывались почти всегда изгнанием или смертью.

В период становления республики (с конца V в. до н. э.) римская армия состояла из общего ополчения, разделенного (по трибам) на 4 легиона по 4 200 воинов. Основной тактической единицей был манипул из двух центурий; в манипуле было несколько командиров, горнист, особый значок, потерять который считалось крайним позором. Конница была постоянной, и содержало ее государство за счет особого налога на богатых вдов. Позднее легион включал от 5 до 6 тыс. воинов. Полководец Марий (конец II в. до н. э.) ввел деление на когорты в 500-1000 чел. Большое число союзников Рима (с III в. до н. э.) сделало возможным не полный ежегодный призыв граждан, а набирали столько, сколько определяли консулы. К началу I в. до н. э. стали оформляться предпосылки перерастания ополчения в постоянную армию. Вооружение предоставляло государство, либо оно давало денежную помощь.

Войско проходило единообразное обучение, в котором много внимания уделялось действиям в едином строю, правильной организации боя. Особенностью римской армии и одной из причин ее выдающихся военных успехов была жесткая дисциплина во внебоевой обстановке, организация передвижения войск, знаменитых римских лагерей и крепостей по единому плану. Гражданская ответственность воинов дополнялась жесткой, иногда жестокой воинской дисциплиной.

Воины имели право на часть захваченных трофеев; особая доля принадлежала офицерам и полководцу. Выдающемуся предводителю войск по общему одобрению солдат мог быть присвоен титул повелителя – императора. По возвращении в Рим победителей ждал особо организованный праздник – триумф, воздвигались триумфальные ворота для прохождения армии.

Идеал смешанного правления

Строй Римской республики отличался несколькими важными свойствами, которые закрепили совершенно особый политический уровень взаимодействия общественных интересов гражданина с интересами всего сообщества. В этом смысле римская республика была новым важнейшим этапом в истории античного государства, возможно, даже более содержательным для последующей правовой истории, чем уклад греческих полисов, которые основывались преимущественно на прямом народовластии и несколько архаичном верховенстве демократии.

* Полибий. Всеобщая история. VI. 11.11.

** Полибий. Всеобщая история. VI. 18. 1-7.

* Цицерон. О государстве. I. XLV.69.

Идеал государственного равновесия (хотя и не реализованный вполне самой Римской республикой) стал едва ли не важнейшим вкладом республиканской государственности в мировую политическую культуру.

Все государственные должности в Древнем Риме носили общее название магистратур. Они возникли на заре Римской Республики, в конце VI в. до н.э. Человек, занимавший государственную должность, именовался магистратом. За эту работу зарплата не полагалась, на одной должности магистрат мог находиться год. Как правило магистратуры были парными, то есть исполнялись двумя людьми. Единственное исключение — диктатор, который управлял единолично. Но эта должность вводилась лишь в чрезвычайных обстоятельствах.

Юлий Цезарь, пожизненный диктатор в Древнем Риме. I в. до н.э.

Юлий Цезарь, пожизненный диктатор в Древнем Риме. I в. до н.э.

Все магистратуры в римском государстве делились на ординарные (выборные) и экстраординарные, на которые магистратов назначала одна из ветвей власти. Ординарные магистратуры: консул, претор, цензор. К ним со временем добавились низшие магистратуры: эдил, квестор, народный трибун. Экстраординарные магистратуры: диктатор, командующий конницей, интеррекс, децемвир, военный трибун с консульской властью, триумвир. Последняя должность появилась во время Второго триумвирата и давала такие же чрезвычайные полномочия, как у диктатора. Но, как и следует из названия должности, не одному человеку, а сразу троим.

Высшая военная и гражданская власть в Риме принадлежала консулам. Преторы стояли ступенькой ниже, они также обладали всей полнотой власти там, где не было консулов. А в самом Риме преторы исполняли обязанности городских судей по гражданским делам. Цензоры проводили перепись населения. Но не просто перепись, а с одновременным занесением фамилий в цензовые списки. То есть при этой переписи определялось, к какому сословию относится данный гражданин Рима. У разных сословий были свои права и обязанности, а также уровень налогообложения. Консула всюду должны были сопровождать 12 ликторов, вооружённых топориками и фасциями (пучок прутьев).

Прочими городскими вопросами занимались эдилы. Они обеспечивали ремонт и нормальное функционирование храмов, улиц, рынков. А также отвечали за порядок на этих улицах, то есть были в том числе и начальниками полиции. Квесторами изначально называли помощников консулов, потом это стало отдельной должностью. Квесторы управляли городскими архивами, казначейством и были судьями по уголовным делам. Народные трибуны, как и следует из их названия, должны были защищать интересы плебса. Главной их задачей было доводить до внимания сенаторов и высших магистратов народное мнение по поводу текущей политики.

Древнеримская конница в изображении современных реконструкторов

Древнеримская конница в изображении современных реконструкторов

У диктатора, который назначался консулами в случае необходимости, была вся полнота власти. Диктатора утверждали на срок не более полугода, лишь один Юлий Цезарь был назначен пожизненным диктатором. Должность командующего конницей на самом деле принадлежала помощнику и заместителю диктатора. Такое название она получила в древности, когда диктатор исполнял функции главнокомандующего. Конница была отдельным родом войск, притом служили в ней римские аристократы и неудивительно, что командовал всадниками ближайший помощник главкома. Со временем всё изменилось, конницу стали набирать из союзников Рима, диктаторы решали уже не только и не столько военные вопросы, но название должности осталось тем же.

Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами

Современная музейная экспозиция, изображающая таблицы с записанными на них первыми римскими законами

Децемвиры занимались составлением законопроектов, вносимых в комиции для утверждения. Это название возникло оттого, что в коллегии децемвиров было 10 участников. Кроме законодательной, была судебная коллегия децемвиров, во времена римских царей занимавшаяся гражданскими делами. А также религиозная, занимавшаяся жертвоприношениями.

Командир легиона, знаменосец и военный трибун. Современная иллюстрация

Командир легиона, знаменосец и военный трибун. Современная иллюстрация

Последней экстраординарной магистратурой была должность военного трибуна с консульской властью. Просто военных трибунов было по 6 в каждом легионе. А такая необычная должность возникла во время политического кризиса в период ранней Республики. С 444 по 367 г. до н.э. вместо консулов высшую власть в Риме осуществляли три военных трибуна, объединённых в так называемый трибунат. Для этого в 445 г. до н.э. был принят специальный закон о консульском трибунате и последующие 77 лет Римом управлял этот своеобразный триумвират. Потом римляне вернулись к обычной консульской системе правления, формально действовавшей даже во времена Империи. Властные полномочия консулов при этом перешли к императору, а консульство из должности превратилось не более чем в почётный титул.

Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал на ютубе. Также если вам нравятся наши статьи вы можете поддержать нас, став нашим патроном на Patreon.

Высшей исполнительно-распорядительной властью в период Римской республики обладали МАГИСТРАТУРЫ и их носители, должностные лица — МАГИСТРАТЫ. Магистратуры происходили из должностей помощников, исполнителей царей и Сената ещё а Царский период. С установлением Республики постели этих должностей стали магистратами, т.е. выборными должностями разного уровня, в чьих руках и находились все сферы исполнительной власти.

  1. Все магистратуры были ВЫБОРНЫМИ; магистраты выбирались центуриатными комициями, а высшие магистраты — Сенатом, как правило, из числа наиболее богатых, влиятельных (auctoritas) лиц сословий нобилей и всадничества. Были и некоторые ПЛЕБЕЙСКИЕ магистратуры, о которых речь ниже.
  2. Магистраты выбирались на строго определённое время, как правило, на годичный срок, т.е. были ВРЕМЕННЫМИ. После истечения срока действия магистрата (например, консула —
  1. год), он обязательно отчитывался перед Сенатом. Этот отчёт за свою деятельность имел огромное значение для дальнейшей судьбы магистрата — или он получал всевозможные почести и привилегии (например, консул — звание ПРОКОНСУЛА ПРОВИНЦИИ, т.е. практически НАМЕСТНИЧЕСТВО в римской провинции), или, наоборот, подвергался наказанию вплоть до пожизненного изгнания и даже смертной казни.
  1. Магистратуры были БЕСПЛАТНЫМИ, т.е. магистрат даже высшей магистратуры не получал государственного жалования и содержание. Наоборот, выборная кампания, а затем и исполнительные функции магистрата, требовали больших средств и издержек. Именно поэтому высшую магистратуру мог получить и практически исполнять лишь достаточно состоятельный человек. Но почёт, авторитет власти, возможность нелегально использовать её для получения немалых личных доходов окупали всё. А должность ПРОКОНСУЛА для управления провинцией, автоматически получаемая бывшими консулами и преторами на неограниченное время, позволяла выжимать в личных целях богатство римских провинций, что вело в конечном счёте к баснословному обогащению этих магистратов.
  2. Наконец, римские магистратуры, особенно в Ранней Республике (V - III в. до н.э.), отличались нечётностью, смазаннос- тью, аморфностью своих функций, что приводило к дублирова- нию властных функций, столкновению высших магистратов между собой н с Сенатом. Это тоже подчёркивает разницу между римским магистратом и государственным чиновником в период пмперии или стран Востока.

Римские магистратуры делились на ВЫСШИЕ и НИЗШИЕ, ОРДИНАРНЫЕ и ЭКСТРАОРДИНАРНЫЕ, КУРУЛЬНЫЕ и ОБЫЧНЫЕ.

Высших ординарных магистратур было ТРИ: КОНСУЛЫ, ПРЕТОРЫ И ЦЕНЗОРЫ. К НИЗШИМ относились КВЕСТОРЫ И ЭДИЛЫ, а также местные органы власти - куриалы, дуумвиры и др. Из ЭКСТРАОРДИНАРНЫХ магистратур к высшим относилась одна — ДИКТАТОР.

КОНСУЛЫ были высшей исполнительной властью в Республике. Они, как и другие высшие магистратуры — преторы и цензоры, — выбирались центуриатными комициями, но с подачи Сената, и утверждались последним. Консулов в Республике было двое, избирались они, как отмечалось, сроком на один год, возраст не превышал 43 лет. Одно и то же лицо лишь однажды могло быть консулом; как исключение, допускалось повторное избрание консулом особо выдающуюся личность, но только с промежутком не менее 1 года, т.е. не подряд два года. И дуализм консульской власти (два человека), и ограниченность во времени консульской магистратуры обуславливались опасением римских граждан возрождения царской власти или установления тирании.

После отчёта перед Сенатом и сложения полномочий по истечению года, консулы в звании ПРОКОНСУЛОВ получали в управление на неограниченный срок какую-нибудь провинцию, где властвовали практически бесконтрольно.

ТРЕТЬЕЙ высшей, ординарной, некурульной магистратурой в Республике были ПРЕТОРЫ. Это высшая ЮРИДИЧЕСКАЯ магистратура, дававшая её носителям право на оформление ПРЕ- ТОРСКИХ ЭДИКТОВ и контроль над исполнением законов, над судопроизводством и выполнением решений суда.

Помимо трёх вышеперечисленных высших, ординарных магистратур рядом с ними, но отличаясь от них по существу, существовала ещё одна высшая, ординарная, некурульная магистратура НАРОДНЫЕ ТРИБУНЫ.

К низшим ординарным магистра гурам относились КВЕСТОРЫ и ЭДИЛЫ. Они были подчинены Сенату и консулам, избирались центуриатнымн компциямп.

Квесторы выполняли функции сбора и учёта налогов и пошлин, других поступлений в казну Республики (фиск). Они также заведовали архивом, вели делопроизводство в Сенате и у высших магистратов. Чёткого определения их полномочий не было. Они могли, например, по указанию Сената или преторов вести расследование по уголовным и гражданским делам, имели право арестовать подозреваемых или преступников и препроводить их в суд. Квесторскую магистратуру обычно занимала аристократическая молодёжь; магистратура эта служила первой ступенью в государственной карьере молодого нобиля или всадника. Через неё прошли все видные государственные деятели Римской республики.

Все рассмотренные магистратуры Римской республики, высшие и низшие, были ОРДИНАРНЫМИ, т.е. обычными. Но существовали ещё и ЭКСТРАОРДИНАРНЫЕ магистратуры, т.е. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ. Они избирались в особых случаях на строго определённое время, в связи с какими-либо чрезвычайными обстоятельствами в жизни государства. Вот некоторые из них.

ДИКТАТОР — высшая экстраординарная курульная магистратура. Он избирался сроком на 6 месяцев в случае угрозы особой опасности для Республики: неудачно сложившейся войны, стихийных бедствий, эпидемий. В случае установлення диктатуры какого-либо избранного комицпами и утверждённого Сенатом лица консулы не избирались, или их деятельность приостанавливалась. Диктатор получал ВСЮ ПОЛНОТУ ВЛАСТИ в Республике, которую не могли оспорить ни Сенат, ни другие магистратуры. Он становился полновластным правителем — и военным, и гражданским. Но после истечения шестимесячных полномочий диктатор обязан был их сложить с себя и отчитаться перед Сенатом. Только тогда его действия получали полную и нелицеприятную оценку. Сенат строго следил, чтобы диктатура не сползла в постоянную тиранию или монархию. Впоследствии, в ходе гражданских войн I в. до н.э., Сенат установил пожизненную диктатуру сначала Корнелия Суллы, а потом Юлия Цезаря. Это стало шагом к Империи.

Существовали исторически и некоторые другие экстраординарные магистратуры, но их роль в Римском публичном праве предклассического этапа была приходящей.

в Сенат после магистратуры її т.д. К курульным магистратурам относились консулы, цензоры и диктаторы. Остальные магистратуры (высшие и низшие) были некурульными.

Читайте также: