Всегда ли в истории человечества существовал институт гражданства

Обновлено: 25.06.2024

Важной составной частью конституционно-правового статуса личности является гражданство, открывающее ей доступ ко всем установленным конституцией и законами правам, свободам и возлагающее соответствующий набор обязанностей перед государством.

Так, подданство и зависимые подданные были заменены гражданством и свободными и равными гражданами.

С одной стороны, гражданство является субъективным правом, присущим каждому человеку и закреплено как во Всеобщей декларации прав человека ООН, так и в конституциях многих стран, а, с другой стороны, оно выступает как предпосылка права. Дело в том, что наиболее широкими правами, в отличие от иных жителей данного государства, пользуются его граждане.

К началу лекции 4

2. Принципы гражданства

Целостность и сущность института гражданства обусловливают его принципы, закрепленные в конституции и законодательстве того или иного государства. Остановимся на принципах, которые присущи многим странам.

1. Принцип равенства.

В одних странах он носит абсолютный характер, например, в РФ гражданство является равным независимо от оснований его приобретения. Законодательство России не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших ее гражданами.

В других странах, например в США, он носит относительный характер. Здесь правовой статус прирожденного гражданина отличается от правового статуса натурализированного американца.

2. Принцип единого гражданства не в смысле единственного, а в смысле общего для всех. Этот принцип присущ унитарным (Япония, Франция, Италия и др.) и ряду федеративных государств (Индия, Малайзия и др.).

В некоторых федеративных государствах наряду с единым, общесоюзным гражданством имеет место гражданство субъектов федерации (РФ, США, Австрия). Свидетельством тому может служить положение Закона о гражданстве Российской Федерации о том, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики.

3. Принцип доступного и свободного характера гражданства. Согласно этому принципу каждый имеет право на получение гражданства и выхода из него.

4. Принцип неотъемлемости гражданства, закрепленный на конституционном уровне во многих странах означает, во-первых, запрет на использование государством права лишения гражданства в качестве меры наказания граждан; во-вторых, сохранение гражданства за гражданами, проживающими за пределами своего государства; в-третьих, недопустимость высылки гражданина против его воли из страны.

5. Принципы единственного и множественного гражданства. Единственное гражданство означает право гражданина иметь гражданство только одного государства. Множественное гражданство – это право гражданина иметь гражданство двух и более государств.

Наиболее распространенной формой множественного гражданства является двойное гражданство, носители которого называются бипатридами.

До 70-х годов ХХ в. большинство государств не признавали двойное гражданство, ввиду неопределенности статуса бипатридов. Известны случаи заключения международных договоров, направленных на ликвидацию двойного гражданства. В 1955 г. такой договор был заключен между Китаем и Индонезией. Меры по ограничению двойного гражданства предпринимали и западные страны. Однако в последние десятилетия они встали на путь легализации двойного гражданства. Так, на основе соответствующего соглашения двойное гражданство взаимно признали для своих граждан США и Канада. В 1997 г. Совет Европы принял Конвенцию о гражданстве, содержащей положение о множественном гражданстве. От принципа единственного гражданства вынуждена была отказаться Молдова, ввиду получения румынских паспортов многими ее гражданами.

О том, что единое гражданство не тождественно единственному (что имеет место в Украине) свидетельствует пример РФ. Здесь наряду с принципом единого гражданства признается и двойное гражданство.

Помимо указанных принципов во многих странах нашли свое закрепление принципы: приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством; защиты и покровительства государством граждан, находящихся за его пределами; почетного гражданства и др.

К началу лекции 4

3. Способы приобретения и прекращения гражданства

Известны несколько способов приобретения гражданства. Основными среди них являются: приобретение гражданства по рождению (филиация) и по заявлению (натурализация).

Филиация не связана с волеизъявлением лица и осуществляется автоматически на основе действующего законодательства.

Приобретение гражданства по рождению имеет два основания: право крови и право почвы. В соответствии с первым ребенок получает гражданство своих родителей, независимо от места рождения. В соответствии со вторым гражданство ребенка зависит от места рождения. Право крови было присуще странам Старого Света, а право почвы – странам Нового Света, население которых формировалось в основном за счет иммиграции.

В настоящее время в большинстве стран используются оба принципа. Так, согласно мексиканской конституции мексиканцем по рождению является ребенок, родившийся на территории республики; ребенок, родившийся за границей от родителей-мексиканцев; ребенок, родившийся на мексиканском корабле или самолете.

В некоторых странах приоритет имеет принцип права крови (Франция, Италия, ФРГ), а в некоторых – принцип права почвы (страны Американского континента). В США , например, принцип права крови ограничивается одним поколением. Если у американских родителей, получивших гражданство США на основании принципа права крови родится ребенок за пределами США, то он не получит американского гражданства. Вот почему американки, находящиеся за пределами своей страны, стремятся возвратиться на родину, что бы родить на территории США.

Другим основным способом приобретения гражданства является натурализация, связанная с обращением лица в установленные законом государственные органы с просьбой о предоставлении ему гражданства.

Законодательством каждой страны определяются условия необходимые для натурализации. Типичными из них являются: постоянное проживание на территории избранного государства установленное время, знание государственного языка, наличие законных источников существования, соблюдение законов и конституции и др.

Обычно ценз оседлости составляет 5 лет. Однако в ряде стран (Австрия, Португалия, Греция, ФРГ) этот срок составляет 10 лет, а в странах Латинской Америки – 2 года.

В ряде стран законодательством предусмотрены преференции в виде сокращения ценза оседлости для определеной категории кандидатов на получение гражданства. В Португалии эти преференции предоставляются выходцам из португалоязычных стран. В соответствии с соглашением, заключенным между Данией, Норвегией, Швецией и Финляндией при принятии гражданства одной из этих стран, ценз оседлости сокращается на два года.

Ряд стран сокращают ценз оседлости для беженцев, для вступивших в смешанный брак. Для иностранца, вступившего в брак с гражданкой Дании, ценз оседлости сокращается с 7 до 4 лет, в Португалии с 10 до 5 лет.

В современном законодательстве о гражданстве содержатся нормы, ограничивающие возможность натурализации для отдельных лиц. Так, не могут получить гражданство Бразилии лица, осужденные по уголовному делу, гражданства США – лица левых убеждений.

Менее распространенными способами приобретения гражданства являются оптация, репатриация, почетное гражданство и др.

Оптация – это выбор гражданства одно из двух государств при изменении государственных границ. Так, в 1957 г. при передаче области Саар из Франции в Германию ее жителям было предоставлено право выбора гражданства той или иной страны. Аналогичное право было предоставлено жителям Алжира после провозглашения его независимости.

Репатриация – это восстановление ранее утраченного гражданства. Ярким примером репатриации служит возвращение евреев на свою историческую родину – Израиль. Любой еврей, прибывший в Израиль, автоматически становится его гражданином.

Почетное или октроированное (дарованное) гражданство, предоставляется за особые заслуги и в особом порядке. Например, Сенат США после высылки Солженицына из СССР (1974) своим специальным постановлением предоставил ему и его семье гражданство США. РФ предоставил гражданство французскому актеру Депардье. Однако таких случаев немного.

В современном законодательстве о гражданстве определяются основания и способы не только приобретения гражданства, но и его прекращения.

Основными способами прекращения гражданства являются: выход из гражданства и лишение гражданства.

Выход из гражданства осуществляется по воле лица, на основании его заявления в соответствующие государственные органы. Вместе с тем свободный выход их гражданства носит не абсолютный, а ограниченный характер. В КНР, например, не имеют права выхода из гражданства государственные служащие и военнослужащие.

Гражданство может быть прекращено в результате лишения, как санкции за нарушение законодательства, осуществляемой уполномоченными на то органами государств вопреки воле лица. В некоторых странах (Бразилия) не могут быть лишены гражданства, получившие его по рождению. В ряде стран законодательством предусмотрено лишение гражданства как натуролизированных так и прирожденных граждан.

Существуют разные основания для лишения гражданства. В США, например, могут быть лишены гражданства, нарушившие клятву верности, данную при вступлении в гражданство, наносящие ущерб государству, присягнувшие на верность другому государству.

Основанием для лишения гражданства служат поступление гражданина на воинскую службу, в службу безопасности иностранного государства, получение гражданства в результате предоставления заведомо ложных сведений и фальшивых документов и др. (Франция, РФ, Казахстан, Украина и др.).

К началу лекции 4

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Институт гражданства в РФ имеет свою уникальную историю. В зависимости от конкретной исторической обстановки менялся взгляд на понятие гражданства, его сущность и условия приобретения. В настоящий момент получить статус гражданина РФ стремятся, как правило, выходцы из стран постсоветского пространства. Для успешного прохождения этой процедуры необходимо иметь представление об истории гражданства в России.

Понятие гражданства в его современном понимании было введено с принятием соответствующего закона в 1991 году и Основного закона РФ в 1993 году.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Гражданство с того времени начинает выступать и как способ защиты правового положения личности, и как средство защиты интересов самого государства. Если два этих аспекта находятся в равновесии, то в обществе появляется идеальное соотношение и интересов личности, и интересов государства.

С привнесением демократических элементов в процесс составления нового нормативного акта о гражданстве появилось множество правовых норм, отличающих современное законодательство от всех предыдущих:

  1. Отказ от процедуры насильственного лишения гражданства.
  2. Опора на нормы и принципы международного права при регулировании вопросов гражданства.
  3. Возможность гражданина иметь одновременно гражданство иностранного государства, с которым у РФ заключен договор.
  4. Апатриды (лица без гражданства) имеют полное право претендовать на получение российского паспорта.
  5. Существование упрощенного порядка получения гражданства для отдельных категорий.

Что это такое

Гражданство представляет собой один из наиболее важных правовых институтов в развитом демократическом обществе. Конституция РФ содержит ряд статей, где регулируются вопросы предоставления, изменения и лишения гражданства. Оно характеризует Россию как суверенное и независимое государство.

Классическое определение гражданства России связано с установлением устойчивой правовой связи лица с РФ, которая содержит взаимные права и обязанности.

Гражданство – это, прежде всего, правовая категория, а не фактическая. Лицо может проживать на территории другого государства, но при этом оставаться обладателем российского паспорта. Также и иностранцы, проживающие в Российской Федерации, не становятся ее гражданами только на основании этого факта.

Совокупность прав и обязанностей лица находятся в зависимости от того, обладает ли он статусом гражданина или нет. Гражданство выступает в роли некоего гаранта в части признания правосубъектности лица, а также в области защиты в соответствии с законодательством конкретного государства.

История

На данный момент отсутствует единая точка зрения на начальный этап становления российского гражданства. Одни специалисты считают, что эволюция гражданства как политико-правового института началась именно с приходом к власти большевиков, а другие выделяют и дореволюционный период как отправную точку развития.

В России гражданство как юридическая категория появилось сравнительно недавно.

До начала революционных событий в 20 веке существовало только понятие подданства.

Закон закреплял несколько разновидностей подданства:

  • природное (включало в себя дворянское сословие, духовенство, городских и сельских обывателей);
  • подданство инородцев (включало представителей еврейского и восточных народов);
  • финляндские обыватели.

Принадлежность к тому или иному разряду подданства определяла круг прав и обязанностей, которым обладал человек.

Декреты советской власти ликвидировали прежнюю систему подданства и ввели понятие гражданства. Теперь иностранцам стало намного проще приобрести статус гражданина, особенно при условии их происхождения из рабочего класса или крестьянства.

Далее последовало появления единого союзного гражданства. В последующие годы на конституционном уровне был закреплен принцип, в соответствии с которым обладание гражданством СССР гарантирует защиту и покровительство на территории иностранных государств.

Подданство

Вплоть до начала 18 столетия в российском законодательстве отсутствовали нормы, регламентирующие понятие подданства. В сознании русского человека оно ассоциировалось с православной верой, то есть приверженцы христианства автоматически считались подданными Российской империи.

Не имело значения место рождения ребенка при определении его правовой связи с государством. Даже если иноверец появился на свет на территории империи, то он мог стать российским подданным только при крещении.

Присяга носила добровольный характер и подразумевала отказ от выезда за рубеж и вступления в иностранную армию.

В 19 веке получение иностранцами подданства Российской империи означало, прежде всего, приобретение торговых прав, которые были доступны купеческим гильдиям. Однако до реформ 60-х годов подданство, приобретенное в результате натурализации, и подданство по факту рождения коренным образом отличались друг от друга.

Иностранец, присягнувший на подданство, рассматривался государством как иноземец с привилегиями.

Реальное уравнение прав натурализовавшихся иностранцев и подданных по рождению было осуществлено с принятием соответствующего закона в 1864 году.

Видео: Счастливая история

Понятие гражданства в советский и постсоветский периоды

Какие документы нужны для гражданства РФ ребенку? Найдете по ссылке.

Декреты советской власти упраздняли всю социальную структуру дореволюционного общества. Вместо титулов, чинов и сословий вводилась новая категория – гражданин Российской Республики.

С 1918 года Советы наделены правом предоставления иностранцам, живущим на территории РСФСР, гражданство России. Списки новоиспеченных граждан публиковались для ознакомления.

Гражданин одной из республик, входящих в состав СССР, автоматически признавался гражданином советского государства.

После распада страны Советов власти суверенного российского государства разработали закон о гражданстве, который привнес значительные изменения в понимание сущности гражданства. Гражданство стал регулироваться с помощью демократических принципов, что являлось определенным новшеством.

Согласно этому закону все граждане РСФСР при наличии согласия обретали устойчивую правовую связь с РФ.

Конституция 1993 года включила в себя многие установки из принятого закона, а также впервые закрепила понятие двойного гражданства.

С принятием в 2002 году нового, более совершенного закона о гражданстве, стали четко определены процедура приобретения статуса гражданина РФ, порядок выхода и полномочия государственных органов, в компетенции которых находятся вопросы гражданства.

Исторические типы

На основе анализа истории России можно выделить несколько исторических типов гражданства, присущих каждому конкретному периоду ее развития:

крещение приравнивалось к натурализации;

· правовой связи лица с социалистическим государством;

· принадлежности лица к социалистическому государству;

· политической связи личности и социалистического общества;

Тест на получение гражданства РФ по истории

Лица, желающие получить статус гражданина РФ, должны не только знать русский язык, но и иметь общее представление об основных вехах истории России.

Знание ключевых дат, событий и личностей, оказавших влияние на развитие российской государственности, помогает лучше ориентироваться в культуре традициях и законах современной России.

Как выглядит образец заявления на гражданство РФ? Ответ здесь.

Условия прекращения российского гражданства. Узнайте далее.

Взгляд на понятие гражданства с исторической точки зрения позволяет глубже понять особенности и своеобразие этого правового института. Проведя анализ исторических фактов, можно утверждать, что эта политико-правовая категория формировалась под влиянием различных исторических событий, что и определило ее своеобразие.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Гражда́нство — устойчивая политико-правовая связь человека и государства, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях. Долгое время в монархических странах связь лица с государством выражалась в виде подданства, то есть непосредственно в связи с монархом, а не с государством в целом. В настоящее время в большинстве монархических стран отказались от подобной концепции, и институт подданства был заменён на институт гражданства, хотя зачастую понятие подданства нередко употребляется для придания речи большей высокопарности и художественности, хотя фактически это неверно.

Гражданство является одним из институтов конституционного права и находит своё закрепление в конституции (основном законе) государства и иных нормативно-правовых актах.


Гражданство или подданство удостоверяется установленным в государстве способом. Однако среди различных государств практика сильно различается: от права не иметь вообще никаких документов в Великобритании до обязательных ID-карточек в странах Европейского союза или даже внутреннего многостраничного паспорта в некоторых странах, входивших в Советский Союз.

Содержание

Приобретение гражданства

Приобрести гражданство возможно несколькими способами:

Восстановление гражданства

  • Реинтеграция — восстановление в гражданстве какого-либо государства лиц, ранее его имевших и затем утративших. Смысл реинтеграции чаще всего состоит в процедуре, которая в этих случаях применяется. Может предусматриваться в специальных законах и в обычном законодательстве о гражданстве. В последнем случае она может рассматриваться как разновидность натурализации.
  • Репатриация (от латинского слова repatriate) — возвращение на родину. Термин обычно употребляется в отношении военнопленных, перемещённых лиц, беженцев, эмигрантов с восстановлением в правах гражданства или возвращение в страну проживания застрахованного при наступлении страхового случая.

Прекращение гражданства

Законодательство большинства стран предусматривает возможность прекращения (выхода из)гражданства:

Апатриды и бипатриды

Конституционное право знает ситуации, когда человек может иметь гражданство нескольких государств или не иметь гражданства вовсе:

    (лицо без гражданства) — лицо, которое не рассматривается в качестве гражданина каким-либо государством в силу его закона. — лицо, имеющее доказательства наличия у него гражданства двух государств. Бипатридами также обычно называют и лиц, имеющих более одного гражданства.

Значение гражданства

При том что фундаментальные права и свободы человека являются незыблемыми по отношению ко всем людям, страна предоставляет обычно только своим гражданам такие дополнительные права, как: избирать и быть избранным (активное и пассивное избирательное право), участвовать в референдуме, занимать государственные должности, проходить службу в рядах вооружённых сил.

Помимо перечисленных прав, предоставляемых только гражданам, граждане несут и определённый, присущий только им, круг обязанностей. Обычно к обязанностям граждан относится прохождение военной службы.

Права лиц, имеющих гражданство более чем одного государства, обычно несколько отличны от прав других граждан. Этот вопрос регулируется международными договорами и соглашениями.

Документы, подтверждающие гражданство

См. также

Литература

Ссылки

    (англ.) (фр.) (англ.) . Проект Института Философии РАН, посвященный специфике гражданства и национальной идентичности в условиях глобализации
  • Миграционное право
  • Конституционное право
  • Международное право
  • Народы
  • Государство и личность

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гражданство" в других словарях:

Гражданство — (citizenship) Статус гражданина, обычно определяемый законом. В соответствии с республиканскими традициями, требования, предъявляемые для получения гражданства, связаны с конкретными правами и обязанностями граждан. При этом обязательство… … Политология. Словарь.

ГРАЖДАНСТВО — ГРАЖДАНСТВО, устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство, в ходе оптации и по другим… … Современная энциклопедия

Гражданство — ГРАЖДАНСТВО, устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Гражданство возникает по рождению, в результате приема в гражданство, в ходе оптации и по другим… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ГРАЖДАНСТВО — – термин, фиксирующий связь того или иного лица с государством, которое гарантирует ему совокупность прав и налагает на него определенные обязанности (военной службы, участия в финансировании социально значимых проектов, выполнения определенных… … Философская энциклопедия

гражданство — слово получило права гражданства.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гражданство индигенат, подданство Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

ГРАЖДАНСТВО — ГРАЖДАНСТВО, политич. и правовая принадлежность лица к конкретному гос ву, определяющая взаимоотношения между ними. В СССР с момента его образования установлено единое союзное гражданство. Советское гражданство предполагает наделение гражданина… … Демографический энциклопедический словарь

Гражданство — (лат. civitas; англ. citizenship) устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.… … Энциклопедия права

ГРАЖДАНСТВО — устойчивая принадлежность человека к определенному государству, правовая связь человека и государства. Связь эта двусторонняя. С одной стороны, государство гарантирует своим гражданам определенные права и свободы, защищает их самих и их… … Юридическая энциклопедия

ГРАЖДАНСТВО РФ — устойчивая правовая связь человека с российским государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности друг перед другом. Как один из институтов государственного права, Г. РФ представляет собой совокупность… … Юридический словарь

ГРАЖДАНСТВО — политическая и правовая принадлежность лица к конкретно му государству. Проявляется как взаимоотношения между государством и лицом, находящимся под его властью: государство наделяет гражданина правами, защищает и покровительствует ему за границей … Финансовый словарь


Тема гражданства в нашей стране приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбы миллионов людей, объединение государств в союзы стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

Существенно возрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей стране человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Гражданство является звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него, предусмотренных Конституцией и другим законодательством обязанностей. Для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

Институт гражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны, гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества и государства. [10]

Таким образом, проблемы гражданства России, носившие в советский период формальный характер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемым атрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россией реального суверенитета.

Социальную основу гражданства, по мнению Д.А. Паршенцева, составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организационному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступает в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приобретения и прекращения гражданства и т.д. [11]

Для всестороннего и правильного понимания института гражданства, правильной оценки его значения для граждан, общества и государства, необходимо обратиться к историческому опыту законодательного регулирования в различные периоды развития России.

Так, по мнению А.В. Мещерякова, В.В. Полянского, началом первого этапа эволюции института гражданства следует считать октябрь 1917 года. Они отмечают, что именно с этой даты начинается не только история развития института гражданства, но и история нового государства на территории бывшей Российской империи.

Однако ряд исследователей считают, что процессы зарождения и оформления института гражданства необходимо относить к более раннему периоду.

Так, Д.А. Паршенцев выделяет в эволюции института гражданства:

Дореволюционный период (до 1917 года)

Советский период (1917-1991 г.г.);

Переходный период (1991-2002 г.г.);

Современный период (с 2002 года по настоящее время). [11]

В период до 1917 года в России происходили процессы развития и становления института гражданства, зарождался названный институт. В первой половине XVIII в. в законодательстве начинает применяться юридический способ вступления в русское подданство, именуемый натурализацией и связанный с принесением присяги на подданство. Иными словами, подданство принимает юридический характер.

Существенные изменения института гражданства в России связаны с установлением в стране советской власти, переход существования которой охватывает второй этап эволюции института гражданства.

Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 года в ст. 1 провозгласило, что гражданин одной из союзных республик, входящих в состав Союза ССР, является тем самым гражданином Союза ССР и имеет все права и несет все обязанности, установленные для граждан как Конституцией и законодательством Союза ССР, так и Конституцией и законодательством союза республики, на территории которой он проживает, установив тем самым единое союзное гражданство для граждан союзных республик. Это Положение заложило основу важнейшего института государственного права СССР.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что законодательство о советском гражданстве обновлялось, совершенствовалось в зависимости от внутренних и внешнеполитических условий развития государства.

Труды ученых-исследователей, таких как Ю.В. Боярев, Н.В. Витрук, Д.Л. Златопольский, С.В. Черниченко и др., занимавшихся вопросами советского гражданства, сыграли значительную роль в выработке основных концептуальных положений института гражданства и послужили методологическим фундаментом для развития данного института в целом.

Третий этап эволюции института гражданства в России следует охарактеризовать как переходный (1991-2002 г.г.).

Нормативный акт, впервые законодательно установивший институт гражданства России как суверенного государства, стал Закон о гражданстве 1991 года.[5] Он был разработан и принят в переходный период становления России после распада Союза ССР и образования на его территории новых независимых государств.

Указанный закон внес существенные изменения в содержание института гражданства, положил начало новому подходу к его пониманию как основы конституционного строя. В нем нашло закрепление и республиканское гражданство, до этого носивший формальный характер. Так же были четко регламентированы основания и порядок приобретения гражданства РСФСР. Закон был направлен на признание гражданами России всех граждан бывшего РСФСР, пожелавших иметь российское гражданство. Данный Закон о гражданстве, установил ряд новых демократических принципов, которые до этого не были закреплены в союзных законах, что существенно обогатило содержание института гражданства.

Он восполнил те пробелы, которые имелись в данной сфере российского законодательства, учел сложившуюся в международных отношениях практику регулирования вопросов гражданства, общепризнанные принципы и нормы международного общения.

Принципиальные установки Закона о гражданстве вошли в Конституцию РФ 1993 года, а наиболее важные нормы в этой области были отнесены к основам конституционного строя. В данном акте впервые на законодательном уровне было признано и закреплено двойное гражданство.[1]

Четвертый этап эволюции института гражданства в России охватывает современный период – с 2002 года по настоящее время, в течение которого была проведена комплексная работа по совершенствованию российского законодательства о гражданстве, а также миграционного законодательства.

Главное нововведение Закона о гражданстве РФ коснулись условий приобретения российского гражданства. Вместе с тем в нем расширены основания отклонения заявлений о приеме в гражданство. Это нововведение направлено на обеспечение безопасности Российской Федерации.

Таким образом, новый Закон о гражданстве РФ 2002 года построен по модели классического национального гражданства с учетом обширного международного опыта. Он наиболее четко регламентирует вопросы гражданства и условия его получения, предусматривает эффективно действующие механизмы защиты прав, интересов граждан России.

Закон 2002 года принимался в новых историко-политических условиях, характеризующихся окончанием переходного периода российской государственности, в отличие от ранее действующего Закона 1991 года, который принимался в период распада союзного государства и образовании на его территории новых независимых государств. Эти факторы объясняют многие концептуальные различия в регулировании рассматриваемыми нормативными актами вопросов прекращения гражданства РФ. [12]

Кроме того, в Законе 1991 года, учитывалась общественно-политическая обстановка в государстве, Закон разрабатывался и принимался наспех, то у разработчиков нового Закона о гражданстве было время на четкую проработку норм права, учет международных принципов гражданства, изложенных, в частности, в Европейской конвенции о гражданстве. Последнее, к сожалению, не помогло избежать многих неточностей и пробелов, однако в целом позволяет сделать вывод: новый Закон о гражданстве более совершенен как с точки зрения содержания, так и с точки зрения законодательной техники его изложения.

Несомненное достижение Закона, является норма о соотношении национального законодательства и международных договоров России, что развивает положение ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. [1] Государство, действуя во исполнение своих международно-правовых обязательств, наделяет человека, находящегося в пределах его юрисдикции, определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международного права. Любой человек может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норм международного права, через свое государство в качестве его гражданина. Общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросов гражданства, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишь устанавливают правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулирует собственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.

Институт гражданства является одним из элементов суверенитета российского государства в целом. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. [1]

Закон в соответствии с Конституцией РФ исключил принцип гражданства Федерации и республик в ее составе. Оно провозглашается единым и равным независимо от оснований приобретения, что является основополагающим для статуса гражданина в нашем многонациональном государстве. Исключен принцип почетного гражданства, распространявшийся на лиц, не являвшихся гражданами Российской Федерации, имевших выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Теперь для указанной категории лиц предусмотрен прием в российское гражданство без соблюдения обычных условий. Исходя из того, что связь между гражданином и государством гражданства не прекращается на территории другого государства, в Законе закреплен принцип защиты граждан за пределами России.

Основополагающим является приобретение гражданства по рождению. Законом последовательно реализуется "принцип крови", согласно которому ребенок независимо от места рождения считается российским гражданином, если его родители являются гражданами России. В случае разного гражданства родителей вопрос решается так: если другой родитель - лицо без гражданства (признан безвестно отсутствующим), ребенок является российским гражданином независимо от места рождения; если другой родитель имеет иностранное гражданство, ребенок будет считаться российским гражданином при условии, что место рождения - Российская Федерация, или при ином решении этого вопроса он станет лицом без гражданства.

Сократился перечень оснований приема в гражданство: исчерпало себя его признание, вместо приобретения гражданства в порядке регистрации закреплен прием, в общем, и упрощенном порядке.

Общий порядок предусматривает проживание на территории страны в течение пяти лет непрерывно. Помимо увеличения срока проживания законом вводятся следующие условия: наличие законного источника средств к существованию; отказ от имеющегося иного гражданства; обязательство соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации; владение русским языком. Наличие таких условий дает право характеризовать данное основание как натурализацию.

Лицо, претендующее на российское гражданство, должно законно находиться на территории государства, т.е. получить вид на жительство. Вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы нашего государства не более чем на три месяца в течение одного года. [6]

Положение Закона, предусматривающее возможность восстановления в российском гражданстве лиц, ранее в нем состоявших. По сути, это сохранение права на приобретение гражданства без требования полного срока проживания. Известны многочисленные случаи восстановления в гражданстве лиц, ранее потерявших его в связи с событиями, носящими как внутренний, так и международный характер.

Предусмотрены и условия отказа в приеме в гражданство.

В Законе устанавливаются перечень и полномочия государственных органов, ведающих вопросами гражданства. К ним относятся Президент России, МВД РФ и МИД РФ.

Рассмотрев конституционно - правовые основы института гражданства РФ, можно сделать вывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основы правового статуса личности, которые утверждены в действующей Конституции РФ, является совокупность норм, регулирующих именно гражданство.

В нашей стране вопросы гражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета, в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, прежде всего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывших союзных республик.

Действующая Конституция РФ и Закон о гражданстве РФ, являются основными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующие устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государство также защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные и другие. Такие права закреплены в Конституции РФ как основополагающие принципы правового демократического государства.

Государство не в праве допускать нарушения закрепленных в Конституции РФ демократических принципов, а в частности, связанных с гражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого, государство должно вести политику, направленную на поддержание не только общедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путем создания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международных договоров.

В заключение необходимо отметить, что в российском законодательстве основные международно-правовые проблемы гражданства нашли свое решение. Пути дальнейшего совершенствования законодательства о гражданстве будут длиться столько, сколько будут существовать межгосударственные отношения. Эффективность развития института гражданства будет, зависит от отношений между государствами, от экономических, политических, информационных, дипломатических и консульских взаимоотношений между ними.

Совершенствование института гражданства будет способствовать не только решению фундаментальных проблем государственного строительства, но и политических задач.

Проанализировав и сравнив законодательство о гражданстве можно смело утверждать, что Закон о гражданстве 2002 г. строится на концептуально иной основе и ознаменовывает возвращение к принципам регулирования "классического" национального гражданства. Благодаря этому государство обеспечивает качество своих граждан, вырастает престиж национального гражданства.

Действующий Закон о гражданстве проще и практичнее предыдущих. В нем гораздо лучше регулируются вопросы гражданства. Остались в прошлом республиканское гражданство, почетное гражданство.

Гражданство как государственно-правовой институт сроится на системе принципов, позволяющих отразить общую позицию государства в отношении своих граждан. Федеральный закон устанавливает, что принципы гражданства и правила, регулирующие вопросы российского гражданства, не могут содержать положений, ограничивающие права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Институт гражданства это единственный в своем роде институт, являющийся универсальным по своему демократизму, охватывающий разнообразные области человеческих отношений и сферы интересов.

Мы можем говорить о том, что институт гражданства является одним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, что защита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но и человека.

2. Декрет ВЦИК "О приобретении прав российского гражданства" от 1 апреля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 405.

3. Закон СССР "О гражданстве СССР" от 19 августа 1938 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1938. №11. С. 246.

4. Закон СССР "О гражданстве СССР" от 1 декабря 1978 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. № 49. Ст. 816.

5. Закон РФ "О гражданстве" от 28 ноября 1991 г. (с изменениями и дополнениями от 17 июня 1993 г. и от 6 февраля 1995 г.) // ВедомостиВерховного Совета СССР. 1978. № 23. Ст. 654.

7. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243.

8. Гайдуков Д. Гражданство СССР. М., 1956. С. 24-26.

9. Гончаров И.А. Основания приобретения гражданства России и зарубежных государств // Право и жизнь. 2008. № 99 (9).

10. Головистикова А.Н. Гражданство: справочник по правовым вопросам. М., Эксмо. 2007. С. 18 – 25.

11. Паршенцев Д.А. Становление и историческое развитие института гражданства в России // Закон и право. 2011. №5. С. 53.

12. Смоленский М.Б. Конституционное право Российской Федерации: история и современное состояние: Учеб. пособие / Рост. гос. эконом, акад. -Ростов н/Д. 2009. С.115.

Сегодня мы углубимся в исторические архивы, исследуя, как натурализованное гражданство, данное одному человеку, изменило ход истории. Если бы это гражданство не было предоставлено, ход событий в мире был бы совершенно иным. Многие недооценивают огромную силу гражданства и его огромный потенциал для изменения мира. История говорит о том, что гражданство является одновременно ценным и мощным.

Адольф Гитлер родился в Браунау-ам-Инн 20 апреля 1889 года, в то время часть Австро-Венгрии, и вырос в окрестностях Линца. В 1913 году он переехал в Германию и был награжден во время службы в немецкой армии во время Первой мировой войны. В 1909 году после смерти матери у Гитлера закончились деньги, и он был вынужден жить богемной жизнью в приютах для бездомных и мужском общежитии, зарабатывая деньги как поденный рабочий, рисовать и продавать акварели венских достопримечательностей.

Гитлер оставался без гражданства 7 лет

Гитлер отказался от своего австрийского гражданства в 1925 году, не приобрел немецкого и почти семь лет оставался без гражданства. Будучи лицом без гражданства, он был юридически неспособным баллотироваться на государственную должность и все еще подвергался риску быть депортированным. Правительство Баварии попыталось депортировать его обратно в Австрию. Федеральный канцлер Австрии отклонил эту просьбу на основании того, что его служба в немецкой армии лишила его австрийского гражданства. В ответ 7 апреля 1925 года Гитлер официально отказался от австрийского гражданства.

Чтобы предотвратить дальнейшее изгнание, Гитлер 7 апреля 1925 года написал об этом Верховному магистрату города Линца с просьбой о лишении его австрийского гражданства на следующих основаниях:

30 апреля 1925 года ходатайство Гитлера было удовлетворено за вознаграждение в размере 7,50 шиллингов. В результате, с тех пор он жил на немецкой земле в качестве лица без гражданства.

Хотя Гитлер покинул Австрию в 1913 году, он все еще не получил немецкого гражданства и поэтому не мог баллотироваться на государственную должность или участвовать в политике.

С 1925 года гитлеровцы предприняли 7 попыток получить гражданство Германии.

После многих лет без гражданства один из членов нацистской партии назначил Гитлера на низкопоставленную государственную должность с автоматическим получением гражданства. 25 февраля 1932 года Адольф Гитлер стал натурализованным гражданином Германии ко времени президентских выборов.

Гитлер написал себя как лицо без гражданства в регистрационной карточке отеля Phönix в Гамбурге.

Натурализованный как новый гражданин Германии

В феврале 1932 года правительство штата Брунсвик, в котором участвовала нацистская партия, назначило Гитлера на небольшую административную должность, а также сделало его гражданином Брунсвика 25 февраля 1932 года. В те времена земли предоставляли гражданство, что автоматически делало Гитлера гражданином Германии и, таким образом, давало ему право баллотироваться на пост президента.

Новый гражданский статус Гитлера позволил ему достичь своих политических целей, сделав его самым могущественным и известным диктатором 20-го века.

В 1932 году нью-йоркские времена опубликовали эту историю.Будучи гражданином, он мог баллотироваться на эту должность, и к середине 1934 года власть в Германии полностью перешла к нему как к лидеру и канцлеру.

Гитлер использовал гражданство как оружие. Он использовал расовое и общегерманское наследие для того, чтобы дать гражданство большим группам людей.

Гитлер без гражданства никогда бы не достиг своей политической цели стать лидером, а канцлер и история были бы переписаны по-другому.

Гражданство в современную эпоху

В современную эпоху понятие полного гражданства охватывает не только активные политические права, но и полные гражданские и социальные права. Лицо, которому отказано в полном гражданстве, обычно называют лицом без гражданства.

Гражданство выходит за рамки базовых родственных связей и объединяет людей с различным генетическим происхождением. Обычно это означает членство в политическом органе. Множественное или двойное гражданство, широко признанное в обществах и государствах.

В Маастрихтском договоре введено понятие гражданства Европейского Союза. Статья 17 Договора о Европейском союзе, в которой говорится об этом: Настоящим устанавливается гражданство Союза. Каждое лицо, имеющее гражданство государства-члена, должно быть гражданином Союза. Гражданство Союза дополняет, но не заменяет национальное гражданство.

О Всемирном музее паспортов

В настоящее время планируется открытие Всемирного паспортного музея в 2021 году или после этой даты в качестве некоммерческой организации, занимающейся сохранением исторических документов, таких как паспорта, удостоверения личности с большой историей.

Мы твердо верим, что старые удостоверения личности, такие как паспорта, визы, документы о гражданстве, являются настоящим искусством человека. Они рассказывают много интересного о своей прошлой жизни, например, об истории путешествий, семейной генеалогии, правительственном администрировании, технологиях и многом другом. Многие ценные бумаги и старые документы были уничтожены, выброшены или уничтожены за их бесполезность. Мы хотим спасти историю и сохранить ее от вымирания! Эти документы не имеют никакой ценности, лежащие на чердаке или в Интернете. Они должны быть выставлены в музее, чтобы реальные глаза увидели его внутреннюю ценность.

Целью музея является экспонирование редких шедевров паспортов и удостоверений личности, имеющих большое историческое значение, в сотрудничестве с другими музеями и национальными архивами из более чем 100 стран мира.

В настоящее время музей находится на начальном этапе своего становления и занимается поиском небольших пожертвований или взносов со стороны общественности, включая пожертвования в пользу музея любых исторических документов, удостоверяющих личность.

"АААА АДВИСЕР" ООО Адрес: Россия, Москва, Новый Арбат 21, офис 907

Читайте также: