Коррупция как часть теневых экономических отношений в уис

Обновлено: 28.06.2024

Мацкевич Игорь Михайлович, профессор Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук.

Аминов Илья Исакович, доцент Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат психологических наук, кандидат юридических наук.

В статье анализируются организационно-правовые проблемы противодействия коррупции в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации; рассматривается тенденция устойчивого роста преступлений и правонарушений коррупционной направленности среди должностных лиц органов и учреждений, исполняющих наказания; обосновывается необходимость разработки эффективных механизмов противодействия коррупционным рискам, возникающим в процессе осуществления сотрудниками УИС своих должностных функций и служебных полномочий.

Ключевые слова: коррупция, коррупционные риски, уголовно-исполнительная система, преступление, полномочия должностных лиц, злоупотребление служебным положением.

Problem of Corruption Risk Response within the Penal System

I.M. Matskevich, I.I. Aminov

Matskevich Igor M., Professor of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Doctor of Law, Professor.

Aminov Ilya I., Assistant Professor of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Psychological Sciences, Candidate of Legal Sciences, Assistant Professor.

The article analyzes the organizational and legal problems of combating corruption in the penal system of the Russian Federation; discusses trends steady growth of crimes and offences of corruption among officials of bodies and institutions executing punishment; the necessity to develop effective mechanisms to counter corruption risks inherent in the implementation of the employees UIS of their official duties and official authority system.

Key words: corruption, corruption risks, correctional system, crime, bribery, authority, officer, official, abuse of official position.

В настоящее время в Российской Федерации коррупция охватила практически все сферы государственной деятельности, о чем свидетельствуют результаты многочисленных социологических и криминологических исследований. Коррупция на государственном уровне признана одним из главных препятствий развития современной России [3] и одной из основных угроз национальной безопасности [1]. Коррупционные проявления не только дискредитируют власть в глазах общества, но и наносят колоссальный ущерб бюджету страны, обесценивают успехи в политической, государственно-правовой, социально-экономической, научно-культурной областях [18]. На этом фоне особая общественная опасность исходит от коррупции в рядах правоохранительных органов, призванных осуществлять борьбу с преступностью и обеспечивать правопорядок. По данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в 2015 г. за преступления коррупционной направленности осуждено 1 305 должностных лиц правоохранительных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел - 846, органов ФССП - 164, органов ФТС - 57, органов недавно ликвидированной ФСКН - 41, органов ФСБ - 4. Обвинительные судебные приговоры состоялись в отношении 72 должностных лиц органов следствия и дознания, в том числе 15 работников Следственного комитета РФ.

Для сравнения, в 2014 г. было осуждено 1 258 сотрудников правоохранительных органов (на 3,6% меньше). В 1-м полугодии 2016 г. уже вынесены обвинительные приговоры в отношении свыше 600 должностных лиц органов правопорядка, совершивших преступления коррупционной направленности [20]. Согласно позиции директора Национального антикоррупционного совета РФ М.М. Лашкова, ". ситуацию усугубляет Уголовный кодекс РФ, в котором за одни и те же преступления для государственных должностных лиц создаются привилегированные условия привлечения их к ответственности, а также дополнительные препятствия к их уголовному преследованию" [13].

Проблема противодействия преступлениям коррупционной направленности все чаще затрагивает уголовно-исполнительную систему. Согласно статистическим данным, за пятилетний период, с 2011 по 2015 г., за совершение корыстных преступлений с использованием своего служебного положения было привлечено к уголовной ответственности 875 сотрудников ФСИН [12]. Доля взяточничества в общем числе всех преступлений, совершенных этими лицами, составила 25% [10]. В 2014 - 2015 годах Федеральная служба исполнения наказания стала лидером среди правоохранительных органов по количеству обнаруженных Счетной палатой РФ правонарушений и числу возбужденных по итогам проверок уголовных дел [22], в том числе по факту растраты 4,7 млрд рублей [15]. Кроме того, органами прокуратуры ежегодно выявляется более 2 тыс. нарушений законодательства о противодействии коррупции, допущенных органами и учреждениями ФСИН России [11]. И, хотя в настоящее время по количеству корыстных преступлений эта служба занимает лишь третье место в общем списке правоохранительных органов (после МВД и ФССП) [16. С. 180], этот показатель остается стабильно высоким. Особая общественная опасность преступлений коррупционной направленности заключается в том, что они подрывают саму основу существования органов, исполняющих наказания, деморализуют личный состав, способствуют развитию правового негативизма среди осужденных и их близких, формируют нигилистическое отношение населения к уголовно-исполнительной системе в целом.

Даже отдельные положительные показатели в деятельности ФСИН не меняют общей картины такой ситуации. Так, согласно данным, почерпнутым из независимого годового доклада Всероссийской антикоррупционной общественной приемной "Чистые руки", за период с сентября 2015 г. по сентябрь 2016 г. количество жалоб на коррупцию в рядах сотрудников ФСИН существенно снизилось с 16,87 до 2,8%. Однако при этом практически каждый осужденный считает, что он столкнулся с коррупцией в том или ином проявлении. Специалисты отмечают, что актуальными остаются схемы вымогательства взяток, сложившиеся в УИС. Средний размер взятки за условно-досрочное освобождение по-прежнему составляет 10 000 долларов США (т.е. свыше 600 тыс. руб.) [17]. Для того чтобы представить себе корыстно-финансовые "аппетиты" недобросовестных должностных лиц, требующих подобную сумму за предоставляемую ими "услугу", отметим, что средняя сумма взятки в России, как следует из доклада Генерального прокурора РФ Ю.Я. Чайки Совету Федерации РФ, в 2015 году составила 212 тыс. рублей, по сравнению с 2014 г. - 139,3 тыс. рублей [14].

С целью создания эффективной системы противодействия коррупции и устранения ее причин в стране принято и реализуется немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, позволяющие выявлять коррупционные схемы на любом уровне, целенаправленно и своевременно реагировать на коррупционные проявления, а при необходимости - изолировать коррупционеров от общества. В 2008 году был принят Национальный план противодействия коррупции, утверждаемый Президентом РФ сроком на каждые два года. Действующим на данный момент является Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 гг. [2]. Федеральной службой исполнения наказания принят ведомственный план по противодействию коррупции, утверждаемый ее директором также сроком на два года [9].

В целях реализации Концепции развития УИС до 2020 г. [6] и Государственной программы "Юстиция" [4] поставлена задача разработки и осуществления мер, направленных на предупреждение и пресечение коррупции работниками уголовно-исполнительной системы [5].

Несмотря на все предпринимаемые усилия, состояние противодействия коррупции в уголовно-исправительной системе нельзя назвать удовлетворительным, но это не повод, чтобы считать коррупцию неизбежным злом и мириться с фатальной реальностью. В системе противодействия коррупции основополагающим условием является выявление, оценка и минимизация коррупционных рисков, факторов и причин, способствующих их возникновению. При этом, исходя из имеющихся теоретических дефиниций, коррупционные риски в самом общем виде можно определить как наличие условий и обстоятельств, способствующих вступлению в коррупционные отношения [21].

Согласно нормативному определению, данному в типовых методических рекомендациях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, под коррупционными рисками понимаются условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности федеральной государственной службы и должности в государственных корпорациях (государственной компании), с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий [7].

Будучи федеральным органом исполнительной власти, ФСИН России от лица государства делегирует сотрудникам и работникам органов и учреждений УИС выполнение множества функций и дискреционных полномочий. В ходе их реализации они подвергаются риску удовлетворять не только интересы государства и общества, но и свои собственные амбиции. Именно в таких случаях и стоит говорить о возникновении коррупционных рисков, под которыми в данном случае следует понимать обстоятельства, побуждающие сотрудника на использование служебного положения в личных целях.

На разработку механизмов, способствующих противодействию и минимизации коррупционных рисков, прямо нацеливает План противодействия коррупции ФСИН на 2016 - 2017 гг., который, в частности, предусматривает реализацию комплекса мероприятий по осуществлению оценок коррупционных рисков, а также разработку комплекса мер по снижению уровня коррупционных рисков при осуществлении работниками УИС правоохранительных, организационно-управленческих, контрольно-надзорных, социально-экономических функций [9].

Для того чтобы установить первопричины и потенциальные противоправные возможности должностных лиц УИС, необходимо, на наш взгляд, определить масштабы системы ФСИН и специфику деятельности службы. Штатная численность персонала УИС, финансируемого из средств федерального бюджета, составляет 295 967 человек, в том числе аттестованных сотрудников - 225 284 человека и переменного состава - 6 326 человек. По состоянию на 1 октября 2016 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 640 357 человек.

Система УИС включает 719 исправительных колоний, в том числе 218 следственных изоляторов и 101 помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора при колониях; 8 тюрем; 27 воспитательных колоний для несовершеннолетних. При женских колониях имеется 13 домов ребенка. Медицинское обслуживание осужденных и подследственных обеспечивают 133 больницы различного профиля, а также медицинские части или здравпункты в каждом учреждении, 56 лечебных исправительных учреждений для больных туберкулезом, 9 лечебных исправительных учреждений для больных наркоманией.

В состав УИС также входят 81 федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция" и 2 403 филиала, в которых состоят на учете 406 948 человек, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и 5 409 человек, подозреваемых и (или) обвиняемых в совершении преступлений, находящихся под домашним арестом; 38 федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении ФСИН России, 566 центров трудовой адаптации осужденных, 80 производственных мастерских.

При исправительных учреждениях имеется 312 вечерних (сменных) общеобразовательных школ и 489 учебно-консультационных пунктов, 307 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, действует 642 культовых объекта.

Медицинское обслуживание личного состава осуществляют 50 центров медицинской и социальной реабилитации, 7 больниц, 75 военно-врачебных комиссий и 3 санатория.

В составе УИС действуют 7 учреждений высшего образования с 1 филиалом, 3 института повышения квалификации, 2 межрегиональных учебных центра, 9 учебных центров территориальных органов, научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательский институт информационных технологий.

Имеется объединенная редакция, издающая журналы "Преступление и наказание", "Ведомости УИС", газету "Казенный дом" [19].

Можно сказать, что это целая "империя", в которой сосредоточены огромные человеческие, финансовые и материальные ресурсы. Вся эта впечатляющая мощь в сознании лиц, мотивированных на материальные амбиции и корыстное обогащение, способна ввести их в соблазн воспользоваться заманчивыми материальными благами. Оправданием здесь зачастую выступает ложная психологическая установка на то, что осужденные, лица "недостойные", вполне заслуживают того, чтобы нести убытки ("так им и надо", "не у детей и стариков отнимаем"). Уголовно-исполнительная среда в лице осужденных действительно способна провоцировать коррупционные ситуации не только в силу своей криминальности "по определению". Значительное число людей, изолированных от общества, и их близкие готовы идти на подкуп должностных лиц УИС, для того чтобы разрешить многочисленные статусно-личностные, социально-бытовые и медико-психологические проблемы осужденных. Причем некоторые из неправомерных и противозаконных действий могут иметь вполне благопристойную направленность: например, разрешение (за определенную плату) передать осужденному теплые вещи, лекарства, книги и т.п.; дать возможность встретиться с родственниками; активно похлопотать о получении положительных характеристик для перевода на облегченный режим или представления к условно-досрочному освобождению. Иногда эти действия получают однозначно злостный и преступный характер, когда имеют место запугивание и вымогательство у осужденных и их родственников средств за те или иные услуги; предложение передать мобильный телефон или организовать свидание, пронести наркотические или психотропные вещества и т.д. При этом подобными преступными ситуациями далеко не исчерпывается перечень коррупционных рисков в УИС.

В сентябре 2014 г. распоряжением ФСИН России был утвержден Перечень коррупционно-опасных функций федеральной службы исполнения наказаний. Из 18 пунктов этого документа четыре непосредственно связаны с работой с осужденными, а также контролем за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста. Остальные пункты также могут иметь коррупциогенную природу, поскольку затрагивают функции по выполнению действий административно-организационного, кадрового, хозяйственно-экономического, оперативно-разыскного и контрольно-административного характера. Иными словами, на сегодняшний день потенциально коррупциогенными являются все стороны деятельности ФСИН [8].

Таким образом, в целях эффективного противодействия правонарушениям и преступлениям коррупционной направленности важно знать наиболее уязвимые места, создающие благодатную почву для их развития. Отслеживание, анализ и оценка коррупционных рисков способствуют своевременному реагированию на существующие коррупционные угрозы и их минимизации, выявлению пробелов в законодательном регулировании противодействия коррупции, определению проблем, возникающих в практике их реализации, а также гарантированному устранению недостатков в организационном, ресурсном, идеологическом обеспечении этой деятельности и, соответственно, выработке мер, адекватных существующим возможностям и потребностям современного общества.

Литература

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Читайте также: