Всегда ли есть право выбора классный час

Обновлено: 19.05.2024

Актуализация: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить права и обязанности школьника, те документы, в которых говорится о ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности, которые обязательны для каждого члена общества.

I задание:

На доске вывешены таблички с определениями:

Класс должен дать свою версию этих определений, а 1 балл получит тот, который даст более точный ответ.

Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом, действовать или пользоваться чем-либо.

Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.

Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. (возможность действовать в какой-либо области без ограничений).

2 задание.

Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и обязанностях человека? –

Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, Устав школы.

3 задание. Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете?

КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ

2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей

1 июня – Международный день защиты детей

4 июня - Международный день детей – жертв агрессии

20 ноября – Всемирный день прав ребёнка

10 декабря – День прав человека

12 декабря – День Конституции Российской Федерации

4 задание:

Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).

  • право на бесплатное образование
  • право на получение дополнительного образования
  • право на охрану жизни и здоровья
  • право свободы выражения своих убеждений
  • право посещать мероприятия
  • право на защиту
  • право на отдых
  • право пользоваться библиотекой
  • право избирать и быть избранным
  • право на обучение по индивидуальным программам
  • право на выбор образовательного учреждения
  • право вступать в общественные организации
  • право на уважение собственного достоинства.
  • добросовестно учиться
  • беречь школьное имущество
  • уважать учащихся и работников школы
  • выполнять устав школы
  • выполнять правила внутреннего распорядка.

Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав и обязанностей)

5 задание:Запишите на листочках в каких документах записаны права и обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о правах ребенка).

6 задание: Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63 ответственность несут родители).

7 задание: Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода?

Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты считаешь верными: СВОБОДА – это:

  • возможность делать все, что хочешь
  • независимость от кого-то
  • отсутствие стеснения, ограничений
  • возможность выбора
  • право делать все, что не вредит другим

итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый запрет защищает чьи-то права.

8 задание: Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:

  1. запрет курить в общественных местах
  2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
  3. запрет кататься по перилам.
  4. запрет играть на проезжей части дороги.

9 задание:

Нарисуйте схематично какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего класса.

10 задание: “Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (ребятам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает.).

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

АНКЕТА

  1. Какие права ты имеешь, как ученик?____________________
  2. Что обязан делать ученик?____________________________
  3. С какими нарушениями ты чаще встречаешься: прав или обязанностей?__________________________________________
  4. Что такое права?_____________________________________
  5. Что такое обязанности?_______________________________
  6. Зачем придумали права людей и обязанности?

Подведение итогов классного часа

После всего того, о чем мы говорили, я прошу, чтобы вы ответили мне на вопрос: как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись и права других людей не нарушались?

Таким образом, обобщив все, что вы сказали, можно сделать вывод:

Классный час "Мои поступки. Всегда ли я прав?" разработан для проведения в 5-7 классах в рамках внутришкольного взаимодействия классного руководителя и социального педагога.

Оценить 288 0

Цели и задачи :

разъяснить учащимся сущность процесса обдумывания своего поведения;

учить учащихся нравственной оценке результатов своих поступков;

пропагандировать постановку перед собой положительных целей своей деятельности;

акцентировать внимание на волевом процессе обдумывания своего поведения, воспитании волевых качеств;

развивать у учащихся творческие способности и дискуссионные навыки.

Ход классного часа

Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях.
Древняя пословица.

- О чем говорят эти пословицы и поговорки? О чем предупреждают?

прежде, чем что-то сделать, надо хорошо подумать;

если не обдумаешь свой поступок, то результат может быть плохим;

если не знаешь, как поступить, то лучше спросить совета у старших;

в решениях не надо торопиться, подумай, потом сделай.


- А что значит – думать? И что человек обычно обдумывает?

Мы думаем – значит, что-то обсуждаем и решаем в своих мыслях.

Мы думаем тогда, когда решаем, как поступить или что сказать.

Мы обдумываем свои слова, планы и поступки.

- Каждый человек в своей жизни совершает множество различных поступков и действий. Что-то ему хочется делать, а что-то нет. Мало просто желания или нежелания. Надо еще подумать о том, надо это или не надо. Если надо, то заставить себя. Если не надо, то поразмышлять, учесть свой предыдущий опыт, а также опыт других людей. А это и означает – представить последствия своих слов, дел, поступков. И вот только тогда, все, хорошо обдумав и взвесив, человек должен принимать решение. А все ли люди так поступают?

- Вот потому и надо, чтобы избежать плохих последствий, всякое свое слово и дело хорошо продумать, обдумать и его пользу, и его возможный вред. Причем последствия могут быть плохими и для окружающих вас людей и для вас.

Далее проводится анкетирование

Людей, которых могут так поступать, называют волевыми. Таких людей, я думаю, большинство. Но и слабовольных тоже не мало. Когда слабовольный человек встречает на своем пути трудности, а они бывают и внешние и внутренние, тогда он, обязательно находит оправдание для своего бездействия. При желании, оправдание себе всегда можно найти. Но от этого человек не становится, ни умнее, ни крепче духом. И чем чаще человек уступает себе, своим оправданиям, тем больше ослабевает его воля. Человек становится слабым, безвольным.

А вот сильный, волевой человек умеет отказаться, преодолеть препятствия и подчинить свой ум и свои поступки достижению намеченной положительной цели. Ребята, скажите, а как вы добиваетесь положительного результата в своих делах?

Путем преодоления трудностей

Усилиями воли

Умение заставить себя

Умея разумно рассуждать о пользе дела

- А всегда ли у вас хватает силы воли, чтобы, например, преодолеть недоброжелательность к кому-то из своих одноклассников: сдержаться и не ударить, не толкнуть, не нагрубить, не оскорбить? А ваше отношение к родителям, другим взрослым людям? А ваша несдержанность, неумение (или нежелание) обдумать последствия тоже рождают поступок, но уже отрицательный, приносящий вред и вам, и другим людям.

- Заслушайте следующее стихотворение:

Я раньше часто раздражался,

Иногда на крик срывался.

Сказала мама: «Погоди,

И пока я так считал,

Весь мой гнев уже пропал.

Не обидел я сестру,

Не грублю я маме.

Вы не верите мне? Ладно,

Попробуйте сами.

У меня же есть прогресс,

Смог же силы я найти,

Не нужна мне цифра десять.

Мне хватает и пяти.


- Видите, ребята, герои этого стихотворения, остался доволен, что он нашел свой путь решения этого вопроса. Можно сказать, что он уже умеет управлять своими чувствами и мыслями, а значит, и поступками. Слабые люди, совершая необдуманные поступки, часто боятся признаться в них. Потом дрожат и переживают.

Далее ученикам предлагаются ситуационные задачки, на которые ученики должны дать обдуманные ответы.

1. Взять чужую вещь без спроса.

2. Испортить любимую игрушку брата или сестры.

3. Вырвать страницу из дневника.

- Мы рассмотрели несколько примеров отрицательных поступков. Если для тех, кто это совершил, все обернулось наказанием и переживанием, то чем это стало для других людей?

- Давайте ребята, вместе подведем итоги нашего классного часа:

прежде чем что-то сделать, надо подумать о последствиях;

плохие поступки приносят вред и себе, и другим;

чтобы не поступать плохо, надо представить себя на месте другого;

надо думать о хорошем или уметь вовремя остановиться;

если совершил что-то плохое, надо найти в себе мужество признаться в этом;

надо ставить перед собой хорошие цели и добиваться их;

чтобы стать хорошим человеком, надо воспитывать силу воли.

Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти ее сами.

Цель: Нравственное воспитание старшеклассников. Форма: Сократовская беседа.

Ход классного часа

Ведущий: Мы собрались здесь для сократовской беседы. Главное в ней — слово, мысль, логика. Много веков назад великий мыслитель Сократ вместе со своими учениками обсуждал различные проблемы. Говорили в основном ученики, Сократ задавал вопросы и вставлял логические связки. Они сидели на камнях среди голых скал. Высказанные ими тогда мысли живы и по сей день. Потому что эти мысли честные, справедливые, умные. Сегодня мы вновь попробуем стать учениками Сократа. Правила сократовской беседы (лучше правила записать на доске):

1. Не могу молчать.

2. Уважай ближнего своего.

3. Платон мне друг, но истина дороже.

4. Заговори, чтобы я тебя увидел.

Сократовская беседа предполагает диалог. Приготовьтесь быстро отвечать на вопросы. Начинается любая беседа с разминки, цель которой — разговориться, активизировать мысли.

Напоминаю, на разминке вы можете отвечать с юмором, не всегда серьезно. (Отвечать на разминке должен каждый.)

Вопросы:

1. Какое у вас сейчас настроение?

2. Какое настроение у вас бывает чаще?

3. С какими людьми предпочитаете иметь дело?

4. Как вам кажется, что вы будете делать через пять лет? Десять лет?

Вам постоянно говорят все вокруг — вы уже взрослые. Шаг за шагом вы входите в самостоятельную жизнь. Пришел тот момент, когда не школа, не учителя и даже родители, а вы сами должны определить многое в своей жизни, сделать выбор жизненного пути, нести ответственность за это, разбираться и отвечать на вопросы, которые ставит перед вами жизнь.

Несколько дней назад вам было предложено ответить на ряд вопросов. Среди них был такой:

• Как бы вы хотели построить свою дальнейшую жизнь?

У вас в руках ответы, посмотрите, может, что-нибудь добавите.

(Каждый должен ответить, можно просто зачитать ответ.)

Прочитав ваши ответы, внимательно прослушав их сейчас еще раз, мы попытались обобщить, и вот что получилось (ведущий зачитывает вслух).

Каждый из нас мечтает о яркой, красивой жизни.

Это может выглядеть так:

Работа, приносящая моральное и материальное удовлетворение

Хорошая семья, любовь близких людей, преданные друзья

Из ваших высказываний мы делаем вывод, что вы выделяете три направления в жизни, которые для вас значимы: семья, работа, друзья.

Сегодня большее внимание мы уделим вашей будущей профессии.

• Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?

• Чем вы руководствуетесь в своем выборе?

(Желательно продолжить работать со схемой на доске и под первой колонкой записать ответы ребят. Например: способности и интересы, материальные возможности, престиж, семейные традиции.) Но выбор в конечном счете делать вам самим.

• Как вы считаете, какими качествами должен обладать человек, чтобы не ошибиться в жизненном выборе? (Ответы записать на доске и обсудить.)

Обратите, пожалуйста, внимание на эти слова: обрести собственную судьбу, значит понять себя, свои склонности, интересы, остаться навсегда верным себе, своим идеалам, целям.

Целеустремленность:

Должны ли у человека быть жизненные цели?

• Какие цели сейчас можете поставить перед собой вы?

• Как вы добиваетесь поставленной цели?

Но чтобы достигнуть поставленных целей, конечно, необходимо трудолюбие.

Трудолюбие:

Юность — пора мечтаний, иллюзий, и очень хорошо, если это останется с вами.

Но встреча с реальной жизнью — это часто упорный труд, разочарования в любви, в любимом деле, профессии и, наконец, это разочарование в самом себе. К этому надо быть готовым, иначе человек может сломаться.

• Вы себя в большей степени относите к пессимистам или оптимистам?

Вот вы говорили, что на ваш выбор профессии влияют материальные условия. Проанализируйте такую ситуацию: Александр мечтал стать журналистом-международником, но, к сожалению, после школы не поступил на факультет журналистики. Он не захотел поступать ни в какой другой вуз и решил трудоустроиться курьером в редакцию газеты.

Задание: Оптимисты должны найти положительные моменты в этой ситуации, а пессимисты — отрицательные.

Победят те, которые покажутся судье более убедительными.

• Мы вновь вышли на личностные качества.

Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут к ней.

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, — зависть. Ты ее убей

В зародыше. И научись по праву

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе — злость. Беги от чувства злого.

Сей доброту. Живи, других любя,

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коли простил себя.

В порыве злом, в решении крутом

Сдержись. И гнева своего не выдай.

Не нанеси нечаянной обиды,

Чтоб не пришлось раскаяться потом.

И третье — корень наших многих бед —

Убийца всех достоинств в человеке —

Безделье. И позорнее вовеки

Порока в людях не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл. И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

Вам было предложено ответить на такие вопросы:

• Какие человеческие качества помогают сделать правильный нравственный выбор?

• Какие качества могут привести человека к безнравственному поступку?

Ваши ответы мы попытались обобщить, и вот что получилось (ответы на экране или на листе ватмана):

Автор: Иванова Екатерина Николаевна

Населенный пункт: с. Подколодновка

2) совершенствовать навыки общения; развивать умения выступления перед аудиторией;

3) развивать творческие способности, заинтересовать изучением литературы по вопросам морали, нравственности, этики.

Задачи: побудить учащихся к самостоятельной работе ума и сердца в вопросах морали; способствовать формированию нравственных качеств личности, духовному и нравственному росту; организовать коллективное обсуждение, активный обмен мыслями и взглядами; развивать умение коллективно анализировать проблему; подвести к необходимым выводам; учить грамотно и обоснованно излагать мысли.

Подготовительная работа:

• подбор и рекомендации по работе с литературой;

• консультации для выступающих;

• выставка фотографий “Наши добрые дела”;

• приглашение гостей (учащиеся, учителя, родители);

• подобрать изречения великих людей по теме

Участники: учащиеся 11 класса, учителя, родители учащихся.

Содержание классного часа

Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему - все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему - истинное счастье.

I.Организационный момент
( Проверить готовность обучающихся к проведению классного часа).

Учитель:

Красиво жить не запретишь

И с Божьей помощью, быть может,

Ты где-то, в чём- то победишь,

И верно, Бог тебе поможет!

Поможет он тебе любить ,

Быть добрым , честным и бесстрашным,

Добро на всей земле дарить

И жить в гармонии в мире нашем!

Я знаю, много есть всего,

Чего бы ты хотел увидеть.

Я знаю, есть добро и зло,

Есть те, кого можно обидеть!

Есть те, кто обижал тебя,

Весь мир ты можешь упрекать.

Поверь, всем надо жить, любя.

Поверь, надо уметь прощать!

Учитель: Добрый день, ребята! Как прекрасно, что человек живет не один на свете. Каждый должен это понять и почувствовать. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик и послушать песню “Твори добро”.

-Какие качества вы больше всего цените в людях? Обсудите это в своих группах и составьте список качеств. (Работа в группах).

Когда речь заходит о нравственных качествах, ребята почему-то ждут, что им будут читать нотации и нравоучения. Сегодня этого не будет. Любому родителю и педагогу хочется, чтобы их ребенок стал в первую очередь хорошим человеком.

-А что такое хороший человек в вашем понимании?

-Что вы более всего цените в жизни?

- Какие жизненные ценности выбираете для себя для взрослой жизни?

И сегодня мы с вами об этом и поговорим. Тема классного часа звучит так: "Моё жизненное кредо". Сформулировав свое жизненное кредо, вы сможете четко обозначить для себя свои ценности.

А как вы понимаете выражение "жизненное кредо"? Каково ваше жизненное кредо?

Ответы учащихся:

-то, каким вы хотите быть (характер)

- то, что вы хотите сделать (достижения и вклады)

- ваши принципы и ценности (основа поступков и жизни в целом)

Учитель. Сформулировав свое жизненное кредо, вы сможете четко обозначить для себя свои принципы и жизненные ценности, то есть основу своей жизни.

Получим некий компас, который даст вам возможность видеть, куда мы хотим двигаться (наши цели) и как туда можно добраться, то есть направленность своей жизни. Вы обретете опору, то есть – необходимую силу.

Инструкция: Укажи стрелками разной длины наиболее важные или менее значимые по отношению к тебе ценности.

Друзья Карьера Деньги

Здоровье Путешествие Семья Любовь

Развлечения Религия Искусство Мир

Выбери из предложенных вариантов и запиши 6 наиболее важных для тебя ценностей и расположи их в порядке приоритетности, где первая ступень – самая важная.

А это означает, что помимо образования ума необходимо еще и образование сердца. Если в сердце человека царит смятение и хаос, если он завистлив и корыстолюбив, если все это лишает его покоя и сна - значит он действительно нуждается в образовании сердца, т. е. в нравственном воспитании.

- Воспитывая волю и характер, занимаясь самовоспитанием и преобразованием образа своих мыслей, человек так и начинает образование и моральное воспитание своего сердца.

Стихотворение читает заранее подготовленная ученица 11 класса.

- Говорят, наше сердце

Размером с кулак.

Ты поверь, я - не недруг,

Не заклятый твой враг.

Возразишь, что терзаю

В обидах, сомненьях,

Что изведало меру

Ты страданий, терпенья.

То, что совесть свою

Прячу я в твой тайник,

Что ссылаться на сердце

Я в обидах привык.

Не даю что покоя

Я тебе день и ночь,

Что прошу постоянно

Поддержать и помочь.

Да, все так, но по жизни

Нам с тобою идти.

Без обид поддержи,

Подскажи и прости.

После стихотворения учитель предлагает ребятам высказать свое мнение по нескольким нравственным ситуациям.

Ситуация 1. Ваш друг сообщает вам, что у него большие финансовые затруднения. От положительного решения финансового вопроса именно в данный момент зависит его будущее благополучие и душевный комфорт (например, возможность сделать взнос на строительство квартиры, потому что ему уступают очередь, сделать необходимую операцию, потому что в противном случае придется еще долгое время ждать своей очереди и т. д.). Ваш друг не знает, есть ли у вас необходимая сумма (а она у вас есть!). Мало того, он не спрашивает вас об этом. Какова ваша реакция?

Ситуация 2. Вам сообщили, что ваш друг в незнакомой вам компании отозвался о вас довольно нелестно. Вы не хотите этому верить, потому что ваши отношения уже много лет ничем не омрачены. Но определенное беспокойство вы все же испытываете.

А) Вы уточнили у друга, и он признался, что все так и было.

Б) Вы уточнили у друга, и он не признался. Ваша реакция.

B) Станете ли вы вообще поднимать этот щекотливый вопрос? -

Проводится интерактивное голосование. На голосование вынесены два утверждения:

1. В современной жизни нравственность в прежнем ее понимании - понятие устаревшее.

2. Нравственность - одно из условий продолжения жизни на Земле.

Участникам ток-шоу и зрителям предлагается принять участие в опросе по анкете:

1. Происходит ли в настоящее время переоценка жизненных ценностей? (Да, нет.)

2. Если да, то как вы к этому относитесь? (Положительно, отрицательно, с пониманием необходимости такого процесса.)

3. Существуют ли, на ваш взгляд, вечные нравственные ценности? (Да, нет.)

4. Что вы считаете вечной ценностью?

В заключение делаются выводы:

1. Нравственные начала и ценности проникают во все сферы жизни человека.

2. Правильное сочетание разума ума и сердца приводят человека к нравственным поступкам.

3. Умение любить, сострадать и делать добро - вот главные нравственные ценности нашей жизни.

4. Сила жизни - вот что останется вечной ценностью на Земле.

- Память можно и нужно тренировать.

- Результаты человеческой деятельности зависят от богатства внутреннего мира человека, гармонии души и мыслей.

Что такое синквейн? Это стихотворение, состоящее из 5 строк (незарифмованных)

В синквейне человек выражает свое отношение к проблеме.

Порядок написания синквейна

1 строка –одно ключевое слово, существительное, определяющее содержание.

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка – три глагола, показывающих действие понятия.

4 строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.

5 строка – одно ключевое слово, через которое автор выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

(Чтение созданных синквейнов.)

Семья, дом, любовь – это извечные ценности человеческого бытия.

Учитель. Вы прожили уже полтора десятка лет. Многое успели увидеть, узнать, о чем-то составить собственное мнение. Но знают ли вас ваши знакомые, друзья, родственники? Что они о вас думают?

Каждый из вас обладает какими-либо качествами: хорошими или плохими. И каждый из вас думает о себе немного по-другому, чем люди, с которыми он общается. Сейчас у вас есть возможность узнать мнение ваших одноклассников. Но в начале договоримся: говорим только хорошее, что есть в каждом из вас. Это труднее, чем находить отрицательные стороны. И с другой стороны, когда человека хвалят, он становится лучше.
Каждому по очереди все ребята называют его положительные качества. Учителю нужно быть внимательным и вовремя пресекать попытки назвать плохие качества, напоминать, что плохое и так все знают, а хорошее замечают редко. После проведения упражнения обсудить впечатления ребят от упражнения. Хорошо, когда хвалят, подбадривают, и ещё лучше, когда хвалят за дело.

Ребята, вот вы учитесь вместе уже несколько лет, видите друг друга каждый день, дружите, ссоритесь, помогаете, гуляете. А что вы могли бы сделать друг для друга (ответы детей). Чем вы можете быть полезны для одноклассников, друзей, других людей. Необходимо добиться ответа о возможностях , которыми обладают ребята, что они умеют, чему могли бы научить. (Это позволит им взглянуть на себя с реальной и положительной точки зрения).

Беседа с целью формирования собственной устойчивой жизненной позиции,

мотивация к анализу и синтезу собственных взглядов, действий и поступков подростков по отношению к общепринятым моральным и правым нормам бытия и жизнедеятельности.

А как вы считаете творить добро людям – это жизненное кредо или требование закона?

Ребята, а теперь выскажите свою точку зрения и, если это возможно, поделитесь секретами своего жизненного кредо. Чтобы вам легче было вступить в дискуссию, предлагаю несколько проблемных ситуаций.

(Возможные рассуждения старшеклассников.)

(Возможные рассуждения старшеклассников.)

(Возможные рассуждения старшеклассников.)

Как вы думаете, есть ли место в современном мире милосердию? Всегда ли милосердие и альтруизм бескорыстны? В каком случае, проявляя, например, милосердие и сострадание к инвалиду, мы проявляем истинное милосердие, а не унижение личного достоинства человека с ограниченными физическими возможностями?

(Возможные рассуждения старшеклассников)

(Возможные рассуждения старшеклассников)

Приведите примеры известных личностей (ученых или актеров, политических деятелей или музыкантов, бизнесменов или правонарушителей; представителей власти, культуры, образования или промышленности вашего города или села), чья жизненная позиция вам по душе. Аргументируйте свой выбор.

(Возможные рассуждения старшеклассников).

Я выбираю жизнь без правонарушений! Итак, судя по вашим мнениям и мнения ученых, можно сделать определенный вывод, что жизненная позиция – это наиболее выраженные и потому основные компоненты направленности личности любого человека. Это своеобразная реакция личности на окружающий мир, которая имеет два аспекта: внутренний – мировоззренческий и внешний – деятельностный. Деятельностным аспектом жизненной позиции человека является осознанный выбор, который включает в себя способ осуществления поступка (собственное действие).

Жить в согласии с законом – это право или обязанность?

По мнению современных ученых-педагогов и психологов, жизненная позиция – это отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках.

Ученые также выделяют две основные жизненные позиции:

  • пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам;
  • активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией.

Учитель. А теперь вернёмся к нашему эпиграфу. " Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему - все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему - истинное счастье", писал

Максим Горький. Согласны с этим высказыванием?

Стихотворение читает заранее подготовленная ученица 11 класса.

Быть человеком - что это значит?

Просто жалеть, если рядом плачут,

Быть справедливым во всех деяньях,

Ближнего разделять страданья.

Быть человеком - значить быть добрым,

К людям внимательным быть и скромным.

Слову будь верен, честен и прям,

В деле – настойчив, но не упрям.

Душу свою наполни заботой,

Бедным, больным помогай, сиротам.

Слабых не обижай, стариков:

Сам ведь будешь когда-то таков.

Старайся быть самим собой,
Других при этом уважая,
Живи в согласии с душой,
Зла не тая и всех прощая.

Слайд №19 Продолжить наш классный час предлагаю «Проблемой на

сегодня на занятии? Каждый берёт в руки свечу и даёт свой ответ.

Слайд №20 Классный руководитель: Закончить наш классный час я хочу

словами из письма Л.Н. Толстого, которое он написал французскому

писателю Ромену Роллану в 1887 г.: «Самое простое и самое короткое

нравственное правило состоит в том, чтобы как можно больше меньше

заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим.

Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше.

Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл, и вытекает

из него счастье, разрешает все затруднения

Слайд №19 Продолжить наш классный час предлагаю «Проблемой на

сегодня на занятии? Каждый берёт в руки свечу и даёт свой ответ.

Слайд №20 Классный руководитель: Закончить наш классный час я хочу

словами из письма Л.Н. Толстого, которое он написал французскому

писателю Ромену Роллану в 1887 г.: «Самое простое и самое короткое

нравственное правило состоит в том, чтобы как можно больше меньше

заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим.

Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше.

Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл, и вытекает

из него счастье, разрешает все затруднения

Слайд №19 Продолжить наш классный час предлагаю «Проблемой на

сегодня на занятии? Каждый берёт в руки свечу и даёт свой ответ

Слайд №19 Продолжить наш классный час предлагаю «Проблемой на

сегодня на занятии? Каждый берёт в руки свечу и даёт свой ответ

Продолжить наш классный час предлагаю «Проблемой на

сегодня на занятии? Каждый берёт в руки свечу и даёт свой от

Продолжить наш классный час предлагаю «Проблемой на

сегодня на занятии? Каждый берёт в руки свечу и даёт свой отве

Продолжить наш классный час предлагаю «Проблемой на

сегодня на занятии? Каждый берёт в руки свечу и даёт свой отве

Слайд №20 Классный руководитель: Закончить наш классный час я хочу

словами из письма Л.Н. Толстого, которое он написал французскому

писателю Ромену Роллану в 1887 г.: «Самое простое и самое короткое

нравственное правило состоит в том, чтобы как можно больше меньше

заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим.

Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше.

Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл, и вытекает

Слайд №20 Классный руководитель: Закончить наш классный час я хочу

словами из письма Л.Н. Толстого, которое он написал французскому

писателю Ромену Роллану в 1887 г.: «Самое простое и самое короткое

нравственное правило состоит в том, чтобы как можно больше меньше

заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим.

Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше.

Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл, и вытекает

Слайд №20 Классный руководитель: Закончить наш классный час я хочу

словами из письма Л.Н. Толстого, которое он написал французскому

писателю Ромену Роллану в 1887 г.: «Самое простое и самое короткое

нравственное правило состоит в том, чтобы как можно больше меньше

заставлять других служить себе и как можно больше самому служить другим.

Требовать от других как можно меньше и давать другим как можно больше.

Это правило, дающее нашему существованию разумный смысл, и вытекает

Использованная литература:

1. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: учебно-методическое пособие.- М.: Ось-89, 2002.

Цель: формирование правовой культуры младших школьников.

Задачи: расширить представления младших школьников об основных правах и обязанностях ребёнка; способствовать формированию норм нравственного поведения и основ правовой культуры; создать условия для воспитания у обучающихся толерантного и уважительного отношения к окружающим людям.

Материалы и оборудование: игровое поле в виде квадрата 3х3, компьютер, экран, подборка детских песен, отображающих права ребенка, презентация классного часа.

В городе Права Свидетельство о рождении Сказочные права

Продолжи пословицу – назови право Право или обязанность? Нарушено право на…

Я люблю свою семью Золотое правило школьной жизни Крокодил в гостях у права

Команды выбирают своих капитанов и по жребию приступают к выбору первого квадрата с заданием.

Следующий квадрат выбирает выигравшая команда.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

С самого первого момента появления на Земле люди задумывались над тем, как организовать свою жизнь так, чтобы не было беспорядка, войн, голода, несправедливости. Тысячи лет люди отстаивали свои права и свободы, договаривались о мирном сосуществовании и правосудии. Так в 1948 году появилась Всеобщая Декларация прав человека, текст которой является первым глобальным определением прав,которыми обладают все люди: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести и многое другое.

А вот появлению Декларации о правах ребёнка способствовала инициатива женщин, вставших на защиту прав своих детей, после первой мировой войны в начале 20 века. В 1924 году в Женеве была подписана первая Декларация прав ребенка из 5 пунктов, а после принятия Всеобщей декларации прав человека ООН, в 1959 году была принята и Декларация о правах ребенка.

В последующие годы на заседаниях ООН постоянно рассматривались доклады о серьёзных нарушениях,от которых страдали дети: недоступность детского здравоохранения, ограниченных возможностях получения образования, стали известны данные о детях беженцах, узниках тюрем, жертвах войны. Поэтому в 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. В ней 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. (Приложение Б)

Таким образом, не только взрослые, но и дети, имеют свои гражданские права и свободы, они должны уметь ими пользоваться, и наряду с правами, ответственно выполнять свои обязанности.

Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня в процессе нашей игры мы с вами постараемся узнать и понять, какие основные права есть у детей, а также обязанности, которые они должны соблюдать в своём возрасте.

3. Основная часть. Ход игры

Итак, приступаем к игре. У нас две команды, и в качестве разминки предлагаю собрать девиз своей команды из беспорядочно записанных слов. (Слова записаны на карточках, которые наклеиваются участниками команды на общую полоску бумаги и впоследствии прикрепляются для всеобщего обозрения в области нахождения команды (на доску, на стол, на стенку и др.)

Девиз первой команды:

Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.

Относись к людям так к тебе как ты бы чтобы относились хотел

Девиз второй команды:

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Нет прав без прав без обязанностей нет обязанностей

Далее первый ход делает команда, которая первой собрала свой девиз и озвучила его.

Содержание игровых заданий

1. В городе Права

Команды получают план воображаемой местности,на котором отмечены общественные здания: школа, больница, почта, центр внешкольной работы и др. (Приложение В)

После 3-х минут обсуждения, капитаны каждой команды по очереди объясняют, какое право дети могут реализовать в том или

ином общественном месте. (Приложение В)

Победа присуждается команде, допустившей меньшее количество ошибок.

2. Свидетельство о рождении

Зачем человеку нужно имя? (Чтобы его не перепутали ни с кем другим, чтобы знать свой род, семью, страну, в которой человек родился и живёт)

Что такое Свидетельство о рождении? Зачем оно выдается? (Это первый документ каждого человека, который выдается после его рождения)

Задание для каждой команды заключается в том, чтобы выбрать 5 представителей от команды, которые по очереди назовут свои фамилию, имя, отчество, а также страну и город (деревню, в которых они родились.

3. Сказочные права

Командам по очереди зачитываются описания ситуаций с нарушением прав и свобод сказочных героев. Задача команд отгадать, о ком идёт речь.

1. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на возможность свободно передвигаться в лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершено покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

2. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась Баба Яга, хотела его съесть, нарушая его права на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек).

3. Он имел право на свободное передвижение в пределах страны, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

4. Этот герой русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

5. Эта героиня русских сказок очень хитрая и плутоватая. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

6.Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, пытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино).

7. Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу. Но настойчивость жениха позволила разбудить красавицу, привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица).

8. Она родилась в знатной семье, но старшая сестра жестоко с ней обращалась, нарушала ее права, заставляла ее прислуживать им (т. е. рабство и подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка).

9. Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его правпроявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха).

10. Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения и жестокое обращение, пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

4. Продолжи пословицу – назови право

Командам по очереди зачитывается начало пословицы. Участникам команды нужно продолжить пословицу и объяснить, какое право отражено в этой пословице. Если у команды нет правильного ответа, право ответа передаётся команде соперников.

Береги платье снову, а честь смолоду. право на защиту чести и достоинства

Грамоте учиться – всегда пригодится. право на образование, право на получение дополнительного образования

Делу – время, а потехе – час. права на отдых и досуг

Правда суда не боится. право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу

Дело мастера боится. право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом

Жить – Родине служить. право на жизнь, право на социальное обеспечение, право на выбор вида воинской службы

Хочешь есть калачи, не сиди на печи. право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом

Как аукнется, так и откликнется. Право на уважение, защиту чести и достоинства

Не стыдно не знать, стыдно не учиться. право на образование, право на получение дополнительного образования

Яблоко от яблони недалеко падает. Право на семью, заботу о родителях, выполнение своих семейных обязанностей

5. Право или обязанность?

А теперь проверим, различаете ли вы свои права и обязанности. Я буду зачитывать командам утверждения, а они по очереди будут отвечать, что это, право или обязанность.

• Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы. (Право)

• Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача. (Право)

• Получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. (Право)

• Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию. (Обязанность)

• Получение оценки своих знаний. (Право)

• Бережное отношение к имуществу школы. (Обязанность)

• Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. (Обязанность)

• Родители воспитывают своих детей. (Обязанность)

• Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу. (Право)

• Ребёнок заботится о своих родителях. (Обязанность)

• Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность)

Каждый школьник может развивать свои способности и таланты. (Право)

6. Нарушено право на…

7. Я люблю свою семью

Следующее право, о котором мы поговорим - это право жить и воспитываться в семье. Все дети имеют право на жизнь в кругу родителей и родственников.

Семья, близкие люди, родной дом - самое дорогое, что есть у человека.

Как вы думаете, зачем люди создают семью?

(Чтобы жить вместе, помогать друг другу, растить и учить детей)

Семья – это главное в жизни человека.

Что в человеке воспитывает семья? Назовите все качества воспитанного человека, а я их запишу на это огромное семейное сердце.

(Педагог рисует на доске контуры сердца и записывает в него качества воспитанного человека, названные детьми)

И все эти качества человек приобретает благодаря своей семье.

Как называются люди, которые входят в вашу семью? (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, дядя, тётя)

Сейчас будет испытание на смекалку. Проверим, как вы сможете посчитать всех членов большой дружной семьи.

(Командам по очереди задаются задачки на смекалку)

Кто загадки отгадает,

Тот своих родных узнает:

Кто-то маму, кто-то папу,

Кто сестренку или брата,

А узнать вам деда с бабой —

Вовсе думать-то не надо!

Все родные, с кем живете,

Даже дядя или тетя,

Непременно вам друзья,

Вместе вы — одна (семья)

1. Мы — большущая семья,

Самый младший — это я!

Сразу нас не перечесть:

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Даша,

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем —

Говорят, что детский дом.

Сколько нас в семье детей? (8)

2. Вот ребята вам задача.

На лесной опушке дача.

А на даче баба с дедом,

Папа с мамой, брат и я.

Велика ль у нас семья,

Если есть еще сестренка

Несмышленая, в пеленках.

И отсутствует один,

Самый старший брат,

3. Собралась к обеду

Вся семья: папа, мама,

И еще сестренка со щенком,

И с котенком маленький Пахом.

А теперь скажите мне, кто может,-

Сколько на столе должно быть ложек? (6)

4. Нам на завтрак баба Мила

Семь яиц вчера сварила.

Съел я ровно два белка,

А Сережа - два желтка.

А сестричка наша Леся -

Три белка с желтками вместе.

Вы смекнуть уже успели -

Сколько мы яичек съели?

И потом, как оказалось,

Сколько их еще осталось?

(5 съели, 2 осталось)

5. Всего четырнадцать имеет наш Егор

Родных, двоюродных братишек и сестер.

Родных лишь четверо.

Скольких двоюродных сестричек он имеет,

Когда доподлинно известно -

У него, с двумя родными,

Лишь пять братиков всего? (7 двоюродных сестер)

6. Послушай, вот моя семья

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

5. Золотое правило школьной жизни

Образование - одно из основных прав человека каждой женщины, каждого мужчины и ребенка. Всеобщая декларация прав человека гласит, что право на образование входит в число основных прав каждого человека, от которого во многом зависит реализация других прав.

Наша школа – это маленькое государство, в котором все его граждане тоже живут по определённым правилам и законам. И записаны все эти правила в Уставе школы. Они очень тесно перекликаются с основными правами и обязанностями ребёнка, отражёнными в Конвенции о правах ребёнка.

Задание командам: изучите основные права и обязанности школьников. (Приложение В) Составьте и запишите три золотых правила школьной жизни, без которых была бы невозможной реализация права ребёнка на образование. Затем капитаны команд по очереди зачитывают составленные их командами правила, объясняют их, и, если команда соперников принимает предложенное правило, его фиксируют на доске в Кодексе жизни класса. Выигрывает команда, чьих правил записано больше. Если счёт равный, капитанам предлагается на скорость продолжить 3 предложения.

1. Нужно знать … (свои права)

2. Нужно уважать… (права других людей)

3. Нельзя забывать … (о своих обязанностях)

9. Крокодил в гостях у прав

Право на высший возможный уровень услуг системы здравоохранения и медицинской помощи

Право свободно выражать свои взгляды и мнения

Право исповедовать любую религию

Право на доступ к информации

Право на достойный уровень жизни

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право на защиту от жестокого обращения

Право на защиту от экономической эксплуатации

Право на общение с обоими родителями

Право на сохранение своей индивидуальности

Право на жизнь, выживание и свободное развитие

4. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, наша игра подошла к концу. Поздравляем победителей игры. А команде проигравших пожелаем не терять веры в себя, вооружиться оптимизмом и волей к победе и всем нам достигать новых вершин.

Давайте вспомним и назовем права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.

Заключительное слово учителя

Права взрослого человека и права ребёнка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.

Желаю вам удачи,хорошего настроения и позвольте закончить наше занятие таким стихотворением:

Ты – ребёнок, ты — человек, ты должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Ты имеешь право, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Ты имеешь право, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Ты имеешь право, чтобы мир на Земле царил везде и всегда.

Ты имеешь право, чтобы в небе большом всегда тишина была.

Всем спасибо за внимание и участие!

1. Конвенция о правах ребёнка

2. Лопатина, А., Скребцова, М. Вершины мудрости.50 уроков о смысле жизни: для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста. / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2003. – 416 с.

3. Лопатина, А., Скребцова, М.Беседы и сказки о семье: для детей и взрослых. 32 беседы по семейному воспитанию. / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь, 2005. – 160 с.

Читайте также: