Все сми подчиняются закону и действуют в правовом поле какая политическая система

Обновлено: 28.06.2024

Политический процесс - последовательная смена политических событий, в которых происходит взаимодействие между субъектами политики.

СМИ – это технические средства создания, тиражирования и распространения информации в массовой аудитории.

Политическое участие – это действия граждан с целью влияния на политическую власть.

Абсентеизм – сознательное уклонение граждан от участия в политических действиях (например, массовая неявка на выборы или референдум), которое способно сделать невозможным принятие значимых политических решений.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 292-295; 307—316.

2. Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб.пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.

3. Обществознание. 11 класс: учеб.для общеобразоват. организаций : профильный уровень /[. Боголюбов Л. Н, Лазебникова А.Ю. и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2018.— С. 200-208; 265-268..

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Любой процесс представляет собой последовательность событий, действий. Политический процесс также характеризуется последовательной сменой политических событий, в которых происходит взаимодействие между субъектами политики. В политическом процессе можно выделить два этапа. На первом этапе происходит формирование власти через выборы (например, Госдума) или назначение на должность (Председатель правительства). На втором же этапе происходит непосредственное осуществление властных полномочий. Какие же шаги включает в себя этот этап? Во-первых, должна возникнуть какая-то проблема, в ответ на которую и запускается политический процесс. Озвучить эту проблему, то есть выразить недовольство могут и социальные группы, и отдельные граждане, и общественно-политические организации и др. Вторым шагом будет принятие политического решения по данной проблеме. И здесь уже прерогатива принадлежит соответствующим органам власти: Президент принимает указы и распоряжения, Государственная дума - законы, правительство разрабатывает определенную стратегию и ставит конкретные цели. Третий шаг в этом процессе – реализация принятых решений. Здесь уже подключаются исполнительные орган власти: министерства и ведомства. И, наконец, четвертый шаг – это контроль и оценка результатов. Конечный результат зависит от многих факторов: наличие ресурсов, продуманность действий, согласованность структурных элементов политического процесса и др. Оценкой политики занимаются не только правительственные органы, такие как Главное контрольное управление Президента, но и неправительственные, среди которых различные независимые фонды, средства массовой информации и др.

Типы политических процессов:

- базовые (оказывают влияние на всю политическую систему общества)

- периферийные (ограничены рамками отдельных сфер);

2) по степени публичности

- открытые (интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учёт общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах.)

- скрытые или теневые (тайные действия определённых структур)

3) в зависимости от объекта

Стадии политического процесса

  • Выявление и согласование интересов
  • Формирование цели и программы деятельности
  • Реализация программы в деятельности социально-политических общностей
  • Контроль за реализацией
  • Оценка результатов, определение ответственности

Признаки СМИ

  • Неограниченный круг потребителей
  • Сбор, обработка и передача информации с помощью специальных технических средств
  • Периодический или постоянный характер работы
  1. Информационная (дают информацию о различных событиях и комментируют их);
  2. Представление различных общественных интересов ;
  3. Формирование общественного мнения;
  4. Мобилизационная (побуждение людей к определённым политическим действиям);
  5. Политическая социализация (приобщение людей к политическим нормам и ценностям);
  6. Критика и контроль (помогают гражданам оценивать деятельность власти).

Виды политического участия

Примеры и разбор решения заданий

  1. Установите соответствие между элементами двух множеств:

1) базовые политические процессы

2) формы политического участия

3) периферийные политические процессы

4) политическое участие

А) выборы, обращение в органы государственной власти, митинги

Б) связаны с принятием ключевых решений для политической системы

В) прямое или опосредованное

Г) не оказывают принципиального влияния на способы осуществления власти

Правильный вариант: 1-Б; 2-А; 3-Г; 4-В.

1) СМИ выступают институтом политической социализации граждан;

2) В любом обществе возможен абсентеизм;

3) Политическая социализация может проявляться в форме социального отчуждения от политики.


На данном занятии ответим на вопрос, кого можно отнести к основным субъектам политики. Выделим разновидности политических элит. Выясним, чем отличаются политические партии и политические движения, каковы их функции. Подумаем над тем, какую роль в политической системе играют средства массовой информации.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Политическая элита. Политические партии и движения. СМИ в политической системе"


Как мы с вами уже знаем, субъектами политики являются люди. Как в и в любой другой деятельности. Если конкретизировать, то это государство, политические партии и иные общественные организации и движения, социальные общности, отдельные индивиды. Но особое, очень значительное место в сфере управления занимает политическая элита.

Политическая элита – это группа людей, которая в большей или меньшей степени обладая способностями к управлению обществом, концентрирует в своих руках политическую власть и занимает руководящие позиции, управляя обществом.

Можно выделить следующие причины существования политической элиты:

· необходимость профессионального управления обществом;

· неравенство способностей и возможностей людей;

· престижность управленческого труда, возможность получения различных привилегий;

· политическая пассивность большинства населения.

И действительно, политическая элита как наиболее активная, компетентная и влиятельная часть общества играет ключевую роль в политическом процессе. Она участвует в разработке и принятии стратегических решений и руководит их реализацией, определяет направления общественного развития, формирует оборонительную политику страны, представляет страну на международной арене. Элиты также играют основную роль в выработке той или иной идеологии или политического течения, в формировании общественного мнения и в мобилизации масс для участия в политических акциях и движениях.

То есть мы можем говорить о том, что политическая элита обладает целым рядом характерных черт, таких как:

· небольшая социальная группа, обладающая высоким социальным статусом;

· значительный объём государственной и информационной власти, непосредственное участие в осуществлении власти;

· организаторские способности и талант.

Наиболее существенными функциями политической элиты являются:

· Определение политической программы действий, генерация новых идей, отражающих интересы общества; выработка концепции развития страны на каждом этапе.

· Осуществление на практике выработанного политического курса.

· Укрепление стабильности и единства общества, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций.

· Представление, выражение и защита интересов, потребностей, идеалов, ценностей, объединяющих различные социальные группы.


Существуют различные классификации политических элит:

· по отношению к власти элита может быть правящая и неправящая (контрэлита);

· по уровню компетенции – общенациональная, региональная, местная;

· по выражаемым интересам – профессиональные, этнические, религиозные элиты и другие;

· по способу отбора (рекрутирования) – закрытая и открытая. Первая пополняется из узкого круга лиц: аристократии, партийной номенклатуры. Власть и должности передаются по наследству либо на них назначаются подходящие лица. Большую роль при этом может играть фактор личной преданности лидеру. Открытые элиты формируются на конкурентной основе. Главную роль играет не прирождённый статус – происхождение человека, а его личные качества и способности. Зачастую члены открытой элиты попадают в неё по результатам выборов.

Эффективность деятельности политической элиты можно определить на основании следующих критериев:

· достигнутый уровень прогресса и благосостояния своего народа;

· политическая стабильность общества и национальная безопасность;

· оптимальное соотношение между гражданским обществом и государством.

Политическая элита никогда не бывает многочисленной. Исследователи приводят такие данные. В среднем в любой стране на миллион жителей приходится около пятидесяти человек, входящих в политическую элиту. Это число может быть и меньшим.

Одним из важных признаков демократического строя в обществе является возможность не только элит, но простых людей защищать свои законные права. Для этих, а также для многих других целей граждане имеют возможность создавать политические партии и движения.

Политическая партия – это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определённых социальных слоёв и стремящаяся к достижению определённых политических целей (завоевание государственной власти или участие в её осуществлении).

Можно выделить следующие отличительные признаки политической партии:

· нацеленность на завоевание и осуществление власти;

· носитель определённой идеологии или особого видения мира и человека;

· наличие политической программы, то есть документа, в котором формулируются цели и задачи партии;

· наличие организации (руководящие органы, членство, устав партии);

· наличие разветвлённой сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Существуют несколько классификаций политических партий.

· по идеологической направленности выделяют: консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, клерикальные и националистические партии;

Консервативные партии выступают за сохранение существующего строя, опору на традиционные ценности, опеку и контроль над гражданами со стороны государства.

Либеральные партии – защитники личной свободы как высшей ценности, призывают к невмешательству государства в экономическую жизнь и требуют равенства лишь перед законом.

Социал-демократические партии являются сторонниками защиты интересов людей труда, социальной справедливости, ратуют за проведение сильной государственной социальной политики.

Коммунистические партии призывают к уничтожению частной собственности и построению бесклассового общества.

Националистические партии ставят на первое место приоритет интересов нации над интересами личности.

Клерикальные партии выступают за увеличение роли церкви в управлении обществом.

· по участию в осуществлении власти – правящие и оппозиционные партии, те, которые в данный момент не имеют доступа к власти, но хотят его получить;

· по характеру членства партии могут быть кадровые и массовые;

Кадровые партии, как правило, немногочисленны, в них нет фиксированного членства и обязательных членских взносов, а их политическая и партийная деятельность активизируется во время выборов;

Массовые партии постоянно проводят систематическую работу со своими сторонниками и по привлечению новых членов, имеют разветвлённую организационную структуру и партийный аппарат, фиксированное членство, членские взносы.

· по шкале политического спектра принято выделять: левые, центристские и правые партии;

Левыми называют те партии, которые выступают за широкие реформы, ограничение частного сектора, защиту трудящихся от эксплуатации, перераспределение доходов с целью уравнять условия жизни населения. Многие левые партии считают возможными использование революционных методов борьбы за осуществление своих целей.

Правые партии отрицательно относятся к революциям, поддерживают сильное государство, стабильность в развитии общества, выступают за охрану частной собственности и поддержку частной инициативы.

Центристские партии призывают к сотрудничеству, компромиссу.

· по способу деятельности выделяют реформистские и революционные партии;

Реформистские партии стремятся преобразовать общество постепенно, с использованием законных способов прихода к власти и её осуществления.

Революционные считают возможным захват власти в ходе переворота.

· по социальной базе партии могут быть: рабочие, буржуазные, крестьянские и другие;

· по отношению к закону – легальные и нелегальные партии.

В политической системе общества политические партии выполняют следующие основные функции:

· борьба за власть в государстве и влияние на политику государства;

· участие в осуществлении власти;

· участие в формировании власти;

· формирование общественного мнения;

· выражение интересов социальных групп;

· подготовка кадров политиков.

Совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти принято называть партийной системой.

Можно выделить следующие виды партийных систем: однопартийная, двухпартийная, многопартийная.

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Однопартийные системы характерны для государств с авторитарным или тоталитарным политическим режимом. Так, с июля 1933 до мая 1945 года единственной законной партией в Германии была Национал-социалистическая рабочая партия во главе с Гитлером.

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями, в то время как остальные партии не имеют значительного политического веса.

В качестве примера государства с двухпартийной системой обычно приводят Великобританию и США. В Великобритании это консерваторы и лейбористы, а в США – республиканцы и демократы.

Многопартийная система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Кроме партий, граждане могут создавать и другие политические объединения, например политическое движение — это добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

Политические движения так же, как и политические партии, выражают цели и интересы различных слоёв населения в сфере государственной политики, объединяют людей для каких-либо политических действий, контролируют работу органов управления.

Можно выделить следующие отличительные признаки политического движения:

· Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении.

· Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством.

· Не имеет строгой иерархии, то есть чёткого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.

· Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.

· В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.

Как правило, политические элиты, партии и движения постоянно находятся под пристальным вниманием средств массовой информации. И действительно, современную политику сложно представить без телевизионных дебатов в прямом эфире, предвыборных агитаций и громких политических лозунгов на первых полосах газет.


Средства массовой информации – это организации (издательства, теле- и радиокомпании и другие), основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.

К средствам массовой информации, как правило, относят различные печатные и сетевые издания, теле и радиоканалы, теле, радио, видео или кинохроникальные программы и иные формы периодического распространения массовой информации под постоянным названием.

Средства массовой информации выполняют следующие функции:

· информационная (сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной))

· выражение общественных интересов (выявление актуальных проблем, формулирова­ние интересов различных слоёв населения, их потребностей и оценок, что даёт власти воз­можность получать информацию о реальных настроениях населения);

· формирование общественного мнения, например, это может быть выражено в сопровождении рассказа о событиях оценками и комментариями, которые могут быть скрытыми, неочевидными и которые сильно влияют на восприятие происходящего населением;

· образование и социализация граждан (предоставление населению таких сведений (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах и так далее), которые позволяют ему ориентироваться в сфере политики, понимать суть происходящих процессов, оценивать те или иные события;

· осуществление общественного контроля за действиями власти (информируя население о злоупотреблениях власти, средства массовой информации осуществляют контроль за ней, предотвращая, возможно, ещё большие злоупотребления). Реализация этой функции возможна при существовании независимых СМИ, то есть неподконтрольных государству;

· объединение граждан (мобилизация граждан на единые действия, поскольку гражданин информируется о том, что его интересы и потребности разделяются и другими людьми и что существует возможность объединиться с целью их достижения).


СМИ — главный поставщик актуальной информации. Это институт, чье влияние касается всех сфер нашей жизни. В этой статье расскажем, какую роль играет СМИ в политике и какие способы влияния использует.

О чем эта статья:

9 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Основные определения

Средства массовой информации — это организации, которые осуществляют сбор, обработку и открытую публичную пе­редачу различной информации для широких слоев населения при помо­щи специальных технических средств.

Примеры современных средств массовой информации:

прямые эфиры радио и телевидения;

Одним из негативных проявлений СМИ в политической жизни общества считается политическое манипулирование.

Политическое манипулирование — это навязывание воли, скрытое управление поступками, мыслями, сознанием общества с целью принудить людей выполнять определенные действия в интересах манипулятора.

В чем проявляется политическое манипулирование:

распространение ложных сведений;

использование оценочной лексики для формирования конкретного общественного мнения;

выхватывание фраз из контекста, что приводит к кардинальному изменению смысла сказанного.

Но, конечно, есть и положительные аспекты влияния СМИ на политику:

Отсутствие монополизации при освещении событий.

Снижение контроля государства.

Невозможность тотального воздействия какой-либо из партий на вещание.

Продолжим изучать вопрос роли СМИ в политической жизни общества. Рассмотрим в этом ключе функции средств массовой информации.

Функции СМИ в политике

Средства массовой информации — важнейшая составляющая политической системы любого государства. Какие функции в политике выполняют СМИ — собрали в таблице.

Политические функции СМИ

Деятельность СМИ в рамках функции

Удовлетворять потребность в различных точках зрения (касательно событий) и формировать мировоззрение отдельных граждан и целых групп.

Формирование обще­ственного мнения

Добавлять к рассказу о событиях оценки и комментарии, которые могут сильно повлиять на восприятие происходящего у граждан.

Образование и социали­зация граждан

Предоставлять населению такие сведения (о политической жизни в России и иностранных государствах, о мировых ценностях, конфликтах), которые позволят иметь представление о сфере политики и понимать суть происходя­щих процессов

Осуществление обще­ственного контроля за действиями власти

Показывать информацию, которая позволит гражданам оценить работу органов власти, проанализировать их деятельность и сделать вывод, какую пользу они приносят обще

Выражение обществен­ных интересов

Выявлять актуальные проблемы, формулирова­ть интересы различных слоев населения, их потребностей и оценок, тем самым давая власти необходимую информацию о реальных настроениях населения.

Мобилизовать граждан на единые действия для достижения конкретной цели.

СМИ сильно влияют на сознание людей. Современному человеку сложно представить жизнь без телевидения, радио и новостных лент в социальных сетях.

В настоящее время развитие СМИ привело к тому, что появились целые империи, из-за чего возникает монополизация рынка. Поэтому угроза свободе слова — весомое опасение современной молодежи.

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Приемы влияния СМИ на политику

Цель большинства приемов, которые оказывают влияние на людей — привлечение большей аудитории. Рассмотрим примеры того, как СМИ влияют на политическую жизнь.

Примеры влияния СМИ на политику:

затрагивание проблем, которые интересуют большое количество людей (налоги, пенсии);

упор на необычные, сенсационные факты, экстремальные ситуации, которые вызывают повышенный интерес (победа на олимпиаде, сколько человек прожил без воды);

включение в контент личной и даже конфиденциальной информации (разводы, любовные треугольники);

подчеркивание отрицательных характеристик предмета новостей (предательство, злоупотребление полномочиями);

приведение в качестве аргументов мнения лиц с более высоким статусом, положением.

Сложно оспорить активную позицию СМИ в общественно-политической жизни. Они преследуют конкретную цель и используют для ее достижения все возможные способы.

В рамках школьной программы обществознания также важно знать, какие бывают способы воздействия СМИ на население и гражданское мнение. Некоторые их них:


Политика — вещь тонкая и сложная, но она касается каждого гражданина. В этой статье мы разберемся, что такое политическая система общества, какие основные элементы входят в ее структуру и как она связана с государством.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).

Что такое политическая система

Политическая система — это совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей и отношений между ними, которые воплощает политическая власть. Эта система тесно связана с другими — экономической, правовой и духовной.

Схема взаимодействия между политической системой и обществом по Истону

Общество влияет на политическую систему, вход

Политическая система влияет на общество, выход

Импульсы, на которые реагирует политическая система

Действия и решения системы, которые управляют обществом

Рабочие просят улучшить условия труда на государственном предприятии

На предприятии чинят или заменяют оборудование, открывают новые вакансии или повышают зарплаты

По этой модели взаимодействие можно представить как цикл. Общество что-то требует, политическая система отвечает на запрос, после чего граждане реагируют на это решение. Дальше она либо получит на входе поддержку общества, либо новые требования. И так по кругу.

Важно помнить, что аппарат политической системы не всесилен. Если импульсов на входе будет больше, чем может обработать система, она станет перегруженной.

Поэтому требования фильтруют — отбирают важные, срочные и осуществимые. Этим занимаются политические партии и общественно-политические организации.

Задача политической системы — сохранять баланс в решениях. Не каждый запрос общества реально выполнить, но игнорировать их все нельзя. Это сделает систему шаткой, т. к. граждане перестанут ее одобрять.

Для чего нужна политическая система

Общество создало политическую систему, чтобы выполнять следующие функции:

определять цели и задачи, которые помогут обществу развиваться;

следить, чтобы общество выполняло эти задачи;

распределять моральные и духовные ценности;

следить, чтобы интересы государства не противоречили интересам социальных общностей;

воспитывать политическое сознание народа;

следить, чтобы политический строй был стабильным и безопасным;

контролировать соблюдение законов и политических норм.

Из чего состоит политическая система РФ

В структуру политической системы входят 5 главных компонентов. Или, как их чаще называют, подсистем. При взаимодействии всех составляющих друг с другом образуется политический режим.

Рассмотрим каждый из компонентов подробнее.

Политические подсистемы РФ

Представляет различные политические интересы;

Следит за социальным управлением;

Создает социальные нормы;

Отвечает за политическую социализацию народа и т. д.

Регулирует политический процесс;

Отвечает за политические принципы, традиции и нормы морали

Подбирает формы и методы выражения власти в интересах общества

Контролирует политические отношения между частями одной системы и системами разных стран.

Придает смысл политическим действиям.
В нее входят:

Политическая психология — эмоции, чувства и мысли граждан о системе власти, ее решениях и действиях, политике в целом.

Политическая культура — это устоявшиеся среди граждан нормы политического поведения и тенденции, которые влияют на каждого отдельного человека.

Политическая идеология — это представления общества и его групп о политической жизни, идеях и нормах, которые отражают их интересы.

Особую роль в политической системе государства играют средства массовой информации или СМИ.

Место государства в политической системе

Государство тесно связано с политической системой, т. к. оно:

выражает интересы большей части народа и имеет широкую социальную основу;

может влиять на граждан многими способами, в то время как у других политических организаций нет такой власти;

определяет правовые рамки для политической системы в виде законов;

контролирует деятельность других политических организаций;

обладает большими средствами, чтобы проводить свою политику;

объединяет вокруг себя всю политическую жизнь общества.

Проверь себя

Задание 1

Давайте узнаем, насколько хорошо вы стали разбираться в устройстве и функциях политической системы общества. Укажите, к каким подсистемам относятся элементы, которые мы перечислили ниже.

Отношения между политическими системами двух стран.

Задание 2

Многие путают политическую систему и режим. Подумайте и объясните, почему так происходит.

Задание 3

Ниже мы перечислили утверждения о политической системе общества и ее подсистемах. Укажите, какое из них верное, а какое — нет.

Политические партии входят в функциональную подсистему.

Политическая система связана с другими общественными системами.

Политическая система не влияет на моральные и духовные ценности общества.

Политическая психология — это общепринятая модель политического поведения граждан.

Одна из функций системы — привлекать граждан к участию в политической жизни государства.

Читайте также: