Все люди от природы равны у каждого человека есть право на жизнь кто сказал

Обновлено: 02.07.2024

В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для другого.

В мечте есть сторона, которая лучше действительности; в действительности есть сторона лучше мечты. Полное счастье было бы соединение того и другого.

В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший.

Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.

Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.

Вера не есть доверие, а есть сознание в себе истины.

Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.

Власть одного человека над другим губит прежде всего властвующего.

Все думают об изменении человечества, и никто не думает об изменении самого себя.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам.

Всякая мысль, выраженная словами, есть сила, действие которой беспредельно.

Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.

Где кончается любовь, там начинается ненависть.

Глаза - зеркало души.

Дело не в том, чтобы знать много, а в том, чтобы знать из всего того, что можно знать, самое нужное.

Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.

Думай хорошо и мысли созреют в добрые поступки.

Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели.

Если вдруг вы стали для кого-то плохим, значит много хорошего было сделано для этого человека.

Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и перестань говорить, когда нечего больше сказать.

Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.

Жизнь без нравственного усилия - это сон.

Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль.

Заблуждение не перестаёт быть заблуждением от того, что большинство разделяет его.

Знание - орудие, а не цель.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Из всякого положения есть выход. Нужно решиться.

Алкоголь и никотин сбивают с людей верхи мыслей и чувств.

В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя.

Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство.

Время есть бесконечное движение, без единого момента покоя — и оно не может быть мыслимо иначе.

Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастна по-своему.

В том, насколько люди живут по своим мыслям и насколько по мыслям других людей, состоит одно из главных различий людей между собою.

Если хочешь узнать всю радость доброго дела, то делай добро тайно.

Если хочешь быть спокоен, угождай совести, а не людям.

Женщины реагируют не на слова своего собеседника, а на те слова, которые они думают, что он скажет.

Знание — орудие, а не цель.

Искусство есть высочайшее проявление могущества в человеке.

Истинно неверующий тот, кто думает и говорит, что верит в то, во что не верит.

Люди, устраивая жизнь других людей, сами подчиняются тому устройству, которое приготовляют для них другие люди.

Метафизика - это наука о мыслях, не подлежащих выражению словами.

Какая бы страшная сила была бы в нашей деятельности, если бы мы совсем не заботились о том, как её оценят люди.

Не только один человек не имеет права распоряжаться многими, но и многие не имеют права распоряжаться одним.

Люди приучают себя к тысячам прихотей, а потом отдают всю жизнь на удовлетворение их.

Люди приближаются к доброй и счастливой жизни только усилиями каждого отдельного человека жить доброй жизнью.

Люди разделяются на два рода: для одних мысль управляет жизнью, для других - наоборот. В этом причина отсутствия взаимопонимания людей, в этом ключ к объяснению безумия мира.

Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать. А спокойствие - душевная подлость.

Жизнь без радости проходит без пользы, распространяя вокруг себя только мрак и печаль.

Счастье есть удовольствие без раскаяния.

Жизнь без нравственного усилия - это сон.

Любить, как любит глупый человек, это играть сонату без такта, без знаков, с постоянной педалью, но с чувством, не доставляя этим ни другим, ни себе наслаждения.

Любить всю жизнь одну или одного - это всё равно, что сказать, что одна свеча будет гореть всю жизнь.

Дурной поступок только накатывает дорогу к дурным поступкам: дурные же мысли неудержимо влекут по этой дороге.

У женщин деятельность мысли направлена отчасти на достижение целей, поставленных чувством, отчасти же на оправдание поступков, вызванных чувством.

Будь сам себе начальником, тогда и начальников не нужно.

Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым.

Есть что-то значительнее воли человека - это неизбежный ход событий.

Если человек все силы полагает на жизнь телесную, а не духовную, то он подобен птице, которая передвигается своими слабыми ногами, а не летает на крыльях.

Вера учит людей тому, как понимать жизнь. Люди за многие тысячи лет до нас не знали и не понимали того, что понимают люди нашего времени, и потому многое из той веры, которую исповедовали в древности, уже не годится для нас.

Грехи, соблазны и суеверия скрывают от человека его душу.

Самая настоящая жизнь наша тогда, когда мы одни, сами с собой, имеем дело только со своими мыслями.

Перемены в нашей жизни всегда бывают от перемен в наших мыслях.

Мысль не покажет, что надо любить Бога и людей. Мысль покажет только то, чего не надо любить и что мешает любви.

Старайся держать свою жизнь так, чтобы не бояться смерти и не желать её.

Человек считает себя лучше других людей только потому, что не может понимать их достоинств.

Чем больше человек доволен собой, тем меньше в нём того, чем можно быть довольным.

Глупость может быть без гордости, но гордость не может быть без глупости.

Разум и ум - два совершенно различных свойства. Ум есть способность понимать и соображать жизненные мирские условия; разум же есть божественная сущность души, открывающая ей её отношение к миру и к Богу.

Часто для того, чтобы сделать то, чего ты желаешь, нужно только перестать делать то, что ты делаешь.

Верить в будущую жизнь может только тот, кто установил в своём сознании то новое отношение к миру, которое не умещается в этой жизни.

Тот, кто заботится о том, что говорят про него люди, никогда не будет спокоен.

Обряд вызывает всегда только подобие религиозного настроения, заставляя человека думать, что он владеет тем, что у него нет.

Одно из самых удивительных заблуждений — заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать.

Все строят планы, и никто не знает, проживёт ли он до вечера.

Сомнения не разрушают, но укрепляют веру.

Кто доволен собой, тот всегда недоволен другими.

Человеку, для того, чтобы узнать зло, надо вкусить плода его.

Прошедшее было, будущего нет, есть одно настоящее.

Работай, как будто будешь жить вечно, а поступай с людьми, как будто умрёшь сейчас.

Жизнь - это переход из одной формы в другую. Жизнь этого мира есть материал для новой формы.

Большая часть бедствий людей происходит от злоупотребления разумом.

За дурными мыслями следует дурная жизнь.

Грешить - дело человеческое, оправдывать свой грех - дело дьявольское.

Соблазны - не случайное явление. Идти в жизни всегда приходится среди соблазнов, как по болоту, постоянно погрязая в них и выбираясь.

Если правда не указывает нам того, что мы должны делать, то она всегда укажет нам то, что мы не должны делать.

Ничто так не поощряет праздность, как пустые разговоры.

Определять жизнь временными и пространственными условиями - это всё равно, что определять высоту предмета его длиной и шириной.

Ограничивать свои обязанности пределами семьи или родины - это более или менее глубокий эгоизм.

Надо соблюдать разум в чистоте, чтобы он всегда мог отличать истину от лжи.

Чем умнее и образованнее человек, тем ложь его вреднее и опаснее.

В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший.

Жизнь только в настоящем. Способность помнить прошедшее и представлять будущее даны нам для того, чтобы руководясь соображениями о том и другом, вернее решать поступки настоящего.

Для того, чтобы быть справедливым, надо быть самоотверженным, т.е. несправедливым к себе, если же будешь желать быть только справедливым, то будешь пристрастен к себе и несправедливым к другим.

В периоды упадка духа надо обращаться с собой, как с больным, - главное, не шевелиться, ничего не предпринимать.

Желать в прошедшем - это сожаление, раскаяние; желать в будущем - это мечты, планы; желать в настоящем - это сама жизнь.

Гордость увеличивается или уменьшается по мере внешнего успеха или неуспеха; сознание достоинства всегда, при всех условиях, одно и то же.

Властвуют всегда наиболее дурные, ничтожные, жестокие, безнравственные и, главное, лживые люди. И то, что это так, не есть случайность, а общее правило, необходимое условие власти.

Прошедшее, если глубоко вникнуть в него, связано с такими сложными условиями и причинами, что человеческий ум чувствует себя бессильным объяснить его.

Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чём ошибся.

Среди добрых и трудолюбивых людей надо стыдиться своей бедности. Среди злых и праздных - своего богатства.

Когда невозможно понять, почему человек поступает так странно, будь уверен, что причина его поступков в желании славы людской.

Как только устраиваешь жизнь других людей насилием, непременно устраиваешь её для своей выгоды.

Вера не есть доверие, а есть сознание в себе истины.

Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека.

Все бессмысленные верования держатся больше всего на тех оправданиях, которые они дают дурным поступкам людей, исповедующих эти верования.

Музыка — это стенография чувств.

Надо учиться не для того, чтобы стать учёным, а только для того, чтобы научиться жить лучше.

Страдания жизни неразумной приводят к сознанию необходимости жизни разумной.

Если ты видишь все последствия своей деятельности, то знай, что эта деятельность ничтожна.

Самое обычное изречение гордого человека: "Меня не понимают". А спросите у него, чего они не понимают, он ответит: "Не понимают моего величия".

По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла.

Добро есть то, что никем не может быть определено, но что определяет всё остальное.

Для производства предметов псевдоискусства применяют следующие приёмы: заимствование, подражательность, поразительность и занимательность.

Ценить произведение искусства по степени его реалистичности, правдивости переданных подробностей так же странно, как судить о питательности пищи по внешнему виду её.

Художник только потому и художник, что он видит предметы не так, как он хочет их видеть, а так, как они есть.

Музыку нельзя растолковать словами, и поэтому нельзя говорить в прямом смысле, что можно понимать музыку. Музыкой можно только заряжаться или не заряжаться.

Слушая много раз музыку, её не начинают понимать. К ней начинают привыкать. А приучить себя можно и к хорошему и к дурному.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Книги изречений не только не подавляют самостоятельной деятельности ума, но, напротив, вызывают её.

Разумное и нравственное всегда совпадают.

Для того, чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе.

Берегись всего того, что не одобряется твоей совестью.

Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а чтобы всегда хотеть того, что делаешь.

Философия не даёт ответа на вопрос о смысле жизни, а лишь усложняет его.

Науки не дают ответа о смысле жизни, а лишь показывают, что в необъятных, с их помощью открытых горизонтах, ответа на этот вопрос нет.

На пути разума ничего не найдёшь, кроме отрицания жизни, а на пути веры ничего, кроме отрицания разума.

Жизнь, представляющаяся мне ничем, есть ничто.

Все люди сознательно или бессознательно стремятся к благу или удаляются от зла.

Учение великого человека только тем и велико, что оно понятно и ясно высказывает то, что другие высказывают непонятно и неясно.

Отношения людские обусловливаются не тем, что люди считают хорошим или дурным, а тем, что выгодно людям, находящимся в выгодном положении.

Разумная деятельность отличается от безумной только тем, что разумная деятельность располагает свои рассуждения по порядку их важности.

Воспитание стирает индивидуальность.

Один из самых трудных переходов - это переход от жизни хорошенькой к жизни хорошей.

Бараны прыгают в воду, а ты стоишь отмахиваешь, а они всё так же прыгают, и представляется, что они - делают дело, а ты мешаешь им.

Недовольство собой есть трение, признак движения.

Роскошь не есть ли приготовление лучшего, когда есть достаточное.

Совесть и есть не что иное, как совпадение своего разума с высшим.

Жизнь, какая бы ни была, есть благо, выше которого нет никакого. Если мы говорим, что жизнь зло, то только в сравнении с другой жизнью, лучшей или воображаемой.

Истина приобретается как золото - не тем, что она приращивается, а тем, что отмывается от него всё то, что не золото.

Материализм - это есть ограниченное, узкое учение, долженствующее объяснить всё и исключить всякое разумное понимание жизни.

Сдерживать гнев ещё хуже. Надо его победить.

Нарушать нравственный закон для здоровья - все равно, как разламывать дом, в котором живешь, чтобы топить им.

В нашей жизни бывают моменты, в которые всё, до чего мы доходим, становится нашими убеждениями.

Книги, которые пишутся с целью найти много читателей, - это не сочинения, это произведения Авторского ремесла.

Попробуйте встать совершенно на уровень с народом, и он станет презирать вас.

Отчаяние есть слабость веры и надежды.

Свобода состоит в отсутствии принуждения делать зло.

Обманчива уверенность в будущие дела, и на себя можно рассчитывать только в том, что уже испытал.

Нет границ великой мысли, но уже давно писатели дошли до неприступной границе их выражения.

Рассудок, действуя непосредственно, бессилен против страсти, он должен стараться действовать одной на другую. В этом заключается мудрость.

Мысль должна рождаться в обществе, а обработка и выражение её происходит в уединении.

Чтобы внушать любовь к себе, нужно скрывать всё то, чем выходишь из общего разряда.

Даже обстоятельства не руководят чувствами, а чувство руководит обстоятельствами, то есть даёт выбор из тысячи фактов.

Всё, что делают люди - делают по требованию всей природы, а ум только подделывает под каждый поступок свои мнимые причины, которые для одного человека называет убеждения, вера, а для истории - идеи.

Если люди действуют безумно, то наверно они будут и говорить безумное.

Самая беда - это компромисс, принимаемый за принцип.

Мы вскоре начинаем чувствовать то, про что очень много думаем.

Жизнь не может иметь другой цели, как благо, радость.

Если кто сомневается в неразделимости мудрости и самоотречения, тот пусть посмотрит, как на другом конце всегда сходятся глупость и эгоизм.

Тело - это пища души, это леса, посредством которых строится истинная жизнь.

Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете.

Чем меньше потребностей, тем счастливее жизнь.

Гордый человек боится всякого осуждения, т.к. чувствует, что его величие нетвёрдо.

Заблуждение о том, что есть люди, которые могут устраивать жизнь других людей, тем ужасно, что при этой вере люди ценятся тем выше, чем они безнравственнее.

Есть только одно важное для всех дело в жизни - улучшать свою душу.

Какие бы ни были ваши добродетели, они ничего не стоят, если вы думаете, что вы лучше других.

Путём сомнений человечество освобождается от ложного представления о том, что истинно всё, что выгодно человечеству.

Тот, кто ложно понимает жизнь, всегда будет ложно понимать и смерть.

Тот, кто ничего не делает, делает дурное.

Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках.

Человек подобен дроби, числитель её то, что он есть, а знаменатель то, что он о себе думает.

Человек обязан быть счастлив. Если он несчастлив, то он виноват. И обязан до тех пор хлопотать над собой, пока не устранит этого неудобства или недоразумения.

Человеку не может быть доступна цель его жизни. Знать может человек только направление, в котором движется его жизнь.

Человек испортил себе желудок и жалуется на обед.

Чтобы оценить поступок человека, нужно спросить себя: увеличивается ли от этого поступка любовь людей друг к другу.


Истоки понятия

Безусловно, в вопросе о вечном мире существует ценностная основа, заданная текстами, и не в последнюю очередь заложенная гоббсовским основным естественным законом, который провозглашает необходимость искать мира в любой ситуации. Гоббс обращается, прежде всего, к тем, кто призван искать истину, — к ученым, конечно. И заложенный им подход не оставляет нам выбора: если вы придерживаетесь рационального подхода, то не можете не искать мира. Даже если вокруг идет война. Правда, как мы помним, у основного естественного закона есть и другая сторона: если что-то угрожает вашей жизни и свободе, вы имеете право защищать себя любыми способами. Это, конечно, не менее важно, но сегодня останется на периферии нашего разговора.

Фото: Stephen Lam / Reuters

Откуда же взялись рассуждения самого Канта? Почему вдруг стало возможно говорить о вечном мире именно на излете XVIII века, в самом конце эпохи Просвещения? Я сомневаюсь, что вопрос о вечном мире мог бы быть поднят в Древней Греции. Один из первых античных авторов, труды которого лежат в основе теории международных отношений, Фукидид, живший в V веке до н.э., как и все античные авторы, еще не видел универсума в политике между странами. Он описывает конкурирующие и воюющие друг с другом полисы, мир между которыми существовал только для какого-то конкретного субъекта, в случае его победы или при наличии возможности удержания этого мира, обезопасив себя от нападения врагов за счет большой силы. Этот мир существовал исключительно партикулярно, для какой-то одной части, его достигшей, в том числе путем войны, но не для мира людей в целом, ибо универсалистского подхода еще не существовало.

Переход к универсализму

Универсализм возник лишь с началом эпохи христианства, с блаженного Августина, говорившего об общем Граде Господнем, который существует как некое идеальное будущее пристанище для всех людей. Так начинает формироваться представление об общем достоянии всего человечества, которое будет рационализировано и развито уже в эпоху Нового времени. С этого момента можно говорить о возникновении предпосылок для самой постановки вопроса о вечном мире в его нынешнем понимании.

Многие мои русские коллеги любят говорить, мол, если мы хотим остановить войну, нужно создать всемирное государство. Сразу скажу, что это невозможно как на уровне теории, так и практики. Практика демонстрирует нам, что количество государств постоянно увеличивается, а не уменьшается. Эта линия очень наивна и представляет собой практику Александра Македонского. Держава Македонского, не охватив даже всего известного мира, существовавшего в ойкумене поздней античности, распалась сразу после его кончины.

Всемирное государство не столько опасно, поскольку тогда человечество рискует оказаться в рабстве у одного суверена, сколько невозможно в принципе. Кант пишет, что каждая часть нашей планеты дает возможность для существования человека, причем достаточно автономного. Даже если эта часть Земли находится в отношениях обмена с другими частями Земли, она может быть самодостаточной и образовать отдельное государство. Если теоретически вы можете завоевать весь мир, как тот же самый Македонский, рано или поздно ваша империя распадется на отдельные государства, в том числе и по той причине, что каждый местный представитель власти в какой-то момент поймет, что он имеет ресурс для создания собственного государства, не отдавая долю своих доходов куда-то еще.

Реалисты скажут, что анархия от этого только усиливается. Более того, они добавят, что по мере развития в мире возникает некоторое число сильных государств, баланс сил которых формирует некое подобие международного порядка. Реалисты, не без влияния дебатов с либералами, начинают искать этот порядок через баланс, прежде всего, сильных держав. Уолц писал в 1979 году, что количество сверхдержав в мире вскоре должно увеличиваться, что мир в силу этого перестанет быть биполярным. Этот чисто теоретический прогноз также сбывается сегодня.

Универсалистский подход основан несколько на ином и ставит совершенно другую задачу. Речь вовсе не о создании какого-то единого государства. Кантианская модель вечного мира предполагает построение гармонии в отношениях между разными странами, сочетающей свободу, безопасность и само состояние мира без войны. При обязательном сохранении свободы каждого субъекта международных отношений, но не подчинения всех в одном государстве. Невозможность которого доказана на теоретическом уровне.

Война как естественное состояние

Однако прежде, чем говорить о мире, давайте хотя бы немного разберемся с войной. Ведь мир предлагается вместо нее. Если вы возьмете Гоббса и прочитаете его перед Кантом, — и я рекомендую делать именно так, — то увидите потом, насколько тексты Канта построены на цитировании текстов Гоббса. На этом цитировании основывается отрицание, позволяющее противопоставить концепции вечной анархии Гоббса идею вечного мира Канта.

Украинский солдат ведет огонь по позициям ополченцев ДНР, 2015 год

Украинский солдат ведет огонь по позициям ополченцев ДНР, 2015 год

Фото: Максим Левин / Reuters

Гоббс считает, что люди равны от природы, поскольку они равны в своих притязаниях. Это обычно упускается критиками идеи равенства в современной России. Основной аргумент противников равенства — потому что они все очень разные, кто-то сильный, кто-то слабый, кто-то умнее, кто-то глупее, как же можно говорить о равенстве? Но если мы внимательнее прочитаем сам источник, то увидим: люди равны друг другу не потому, что они одинаковы, а потому что обычно не принимают в расчет существующие между ними различия, когда хотят добиться чего-то для себя. Очень часто мы, несмотря на всю разницу с другими, хотим примерно одного и того же. Если мы с вами хотим пить, то нет никакой разницы, кто из нас глупый, а кто умный, кто богатый, а кто бедный, кто имеет некие способности, а кто — нет. Жажду время от времени испытывают все. Если мы хотим чего-то еще, то также в равной степени будем на это претендовать.

То, к чему мы можем стремиться в равной степени, — необязательно материальные вещи. Гоббс говорит о так называемой жажде славы как об одной из причин войны всех против всех. Это может быть объяснено как стремление к признанию собственного достоинства — каждый хочет, чтобы его уважали так, как он уважает сам себя. Сюда же относятся задетые чувства, в том числе национальные. Нередко это становится не меньшим поводом для войны, чем так или иначе описанные материальные интересы. Мы это видим, в том числе, и в новейшей практике.

Гоббс не делает разницы между отношениями внутри общества и на уровне международных контактов. Да и теория международных отношений не делала этого практически до вторых дебатов. Особенно классические реалисты. Ганс Моргентау в своем труде Politics Among Nations одновременно писал и о внутренней политике, и о международной. Принципы отношений в данном случае долгое время не различались слишком четко по той причине, что природа их достаточно похожа.

Рецепт, как преодолеть или, по крайней мере, существенно уменьшить состояние войны внутри общества, известен. Это общественный договор, установление закона и монополии государства на насилие. Закон и государственное насилие сдерживают людей внутри общества от войны, устанавливая тем самым относительный порядок. Хотя вы все равно будете бояться войны всех против всех, не доверяя своей прислуге, запирая дверь на замки и опасаясь грабителей, но это уже не столь критично, как в естественном состоянии.

Международные отношения

Как, однако, добиться прекращения войны и установления некоего порядка в глобальном масштабе? Гоббс дает нам одно из ключевых понятий теории международных отношений, которое релевантно до сих пор. Между государствами сохраняется естественное состояние, международная анархия, когда страны, как гладиаторы, держат оружие направленным друг на друга. Они вынуждены финансировать армию и разведку, укреплять границы и прочие средства защиты, позволяющие им, с одной стороны, иметь силу, останавливая натиск своих потенциальных и явных врагов, а с другой — постоянно наступать, расти в силе, чтобы не проиграть.

Томас Гоббс, английский философ-материалист

Томас Гоббс, английский философ-материалист

Признание бесконечного состояния анархии — важная часть манифеста тех, кого в теории международных отношений называют реалистами. Реализм — первая из сложившихся традиций (в которой существует масса разных школ), сформированная на смысловом мосту между текстами Фукидида, описывавшего взаимоотношения между полисами в V веке до нашей эры, и Гоббсом, рассказывающим о состоянии войны всех против всех на фоне английской революции и конца Тридцатилетней войны. Представители этой академической традиции сегодня — Джон Миршаймер, не так давно еще здравствовавший Кеннет Уолц, из классиков — Эдвард Карр и упомянутый уже Ганс Моргентау. Среди более известных широкой аудитории имен к реалистам-практикам могут быть отнесены Джордж Фрост Кеннан, Генри Киссенджер, Збигнев Бжезинский.

Согласно реализму, из естественного состояния — международной анархии — невозможно выйти и свидетельством тому служат продолжающиеся конфликты, столкновения интересов, групповой эгоизм, который снова и снова проявляется в международной политике. Отсюда сохраняющаяся необходимость наращивания силы. На самом деле это довольно трагическое видение мира — человеческая история глазами реалистов представляет собой бесконечную борьбу без смысла, ибо любая победа в этой войне ведет только к постоянному ее продолжению. Согласно Гоббсу, государство способно обеспечить порядок внутри себя, это дает хозяйственное развитие, позволяет существовать таким институтам, как частная собственность и связанные с ней отношения. Но вне государства продолжается все та же война всех против всех. Каков же, спрашивается, смысл истории человечества как универсалистски понимаемой общности? Возможен ли прогресс в международных отношениях? Или он каждый раз будет разбиваться об очередную войну? Реалисты не дают ответа на эти вопросы.

Вечный мир Канта и как его достичь

Для Гоббса не важна форма государства, важен сам его факт. Лучше даже, чтобы это была монархия, которая, с его точки зрения, сильнее. Но для Джона Локка тирания представляется продолжением войны в условиях государства. Причем если в естественном состоянии у вас еще есть шанс ее выиграть, то в условиях государства эта будет битва не с другим, таким же, как вы, но со структурой, с Левиафаном, и здесь вы, скорее всего, обречены. То есть государство необязательно дает панацею от войны внутри общества. Если общество не построено на принципах справедливости, принимаемых им, если в нем появляется много несогласных, то неминуема война между государством и подданными.

Государство, в чем сходятся и Гоббс, и Локк, есть отношения господства. Когда вы в них вступаете, то соглашаетесь с тем, что будете подчиняться. Мы уже договорились, что всемирное государство невозможно и все попытки добиться мира путем подчинения одних другими на международном уровне ведет лишь к новым войнам. Однако таким образом вы не достигаете мира, поскольку состояние подчинения будет постоянно вас подталкивать к сопротивлению. Значит, нужны какие-то другие формы отношений, желательно не построенные на принципах господства.

Вечный мир не может быть заключен в результате победы сильного, заставившего всех согласиться с условиями своего мира. Нет, эти условия должны быть такими, чтобы не было возможности ни у кого потребовать их пересмотра и не возникало самого желания такого пересмотра. Ни одна из сторон не должна чувствовать себя уязвленной. Это должен быть мир без победителей. Пока мировая история не дает нам примеров, хотя подобные попытки уже предпринимались.

Французский офицер смотрит на свежие могилы солдат, павших на передовой, 1916 год

Французский офицер смотрит на свежие могилы солдат, павших на передовой, 1916 год

Фото: Collection Odette Carrez / Reuters

Первая была сделана в конце Первой мировой войны, когда Вудро Вильсон предложил свои принципы нового мироустройства, по сути построенные на кантианской рамке вечного мира. Однако европейские державы-победительницы Франция и Англия ни разу к этому не прислушались. Позже реалисты обвинили либералов, что их мечты о мире привели к новой большой войне, позабыв, между прочим, что ее базовой предпосылкой стал грабеж и унижение проигравшей Германии. Один из принципов Канта гласит, что ни одно государство не может быть передано, продано или разделено как какая-либо собственность. Страна обладает внутренним суверенитетом, она неприкосновенна. Этот принцип отношения к государству как к чему-то незыблемому, что не должно быть нарушено в результате вечного мира, был нарушен в результате территориальных отторжений, экономических санкций. Да, возможно, у Чемберлена была идеалистическая риторика в 30-е годы, но то, как поступали европейские державы в межвоенный период, было совершенно далеко от принципов вечного мира. Это была все та же эгоистическая и хищническая политика в условиях международной анархии. В какой-то момент к эгоизму добавился еще и страх перед новым растущим агрессором, но вряд ли мы можем позволить себе трактовать трусость и либерализм как одно и то же.

Республиканская демократия

Таким образом, мы договорились, что война или мир зависят от того, кто и как принимает решения в стране. Там, где существует разделение между законодательной и исполнительной властью, когда тот, кто принимает закон, не исполняет его, а тот, кто его исполняет, обязательно получает санкцию и контролируется со стороны общества, в таком государстве обычно устраиваются дебаты относительно стоимости планируемой войны. Это не значит, что такое государство не начнет войну: возможно, что и начнет, — но в большинстве случаев оно будет искать способы не затевать ее вовсе. А если избежать нельзя, под давлением общества попытается закончить войну как можно быстрее с наименьшими потерями для своих граждан.

Именно в этой связи Кант пишет о преимуществах того, что сам называет республикой, а мы сейчас можем назвать демократией или полиархией. Речь о республиканском устройстве, где существует равенство граждан перед законом, действует принцип разделения властей, где есть парламентская процедура одобрения любых крупных политических акций и где люди, имеющие собственность и бизнес, влияют на политику не в меньшей степени, чем первое лицо государства или военные. Это равновесие позволяет не то чтобы избежать войн, — демократии воюют, — но сделать их менее частыми и тяжелыми с точки зрения потерь.

Настоящее и будущее

Фестиваль огней Дивали в Индии, 2014 год

Фестиваль огней Дивали в Индии, 2014 год

Фото: Brian Snyder / Reuters

По окончании холодной войны выигравшими были, казалось бы, все: мир удалось спасти от ядерной катастрофы, ушла в небытие одна из самых бесчеловечных социальных утопий — большевизм. Однако одна из сторон завершенной холодной войны, надо признать, наиболее сильная в сегодняшнем мире, не удержалась от соблазна провозгласить себя победителем, и другой ничего не оставалось, как принять роль проигравшей. И это во многом заложило предпосылки тягостных событий, наблюдаемых теперь нами.

Приложение I
Всеобщая декларация прав человека (1948 год)

Изложенный простым языком вариант приводится только для ориентации. Точные формулировки каждого принципа учащиеся должны брать из оригинала. Данный вариант частично основан на переводе текста, подготовленном в 1978 году для Всемирной ассоциации по созданию школы как инструмента мира, исследовательской группой Женевского университета под руководством профессора Л. Массаренти. При подготовке перевода группа использовала словарный запас из 2 500 слов, которыми пользуются во франкоязычной части Швейцарии. Преподаватели могут применять эту методологию при переводе текста Всеобщей декларации на язык, на котором говорят в их регионе.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Когда дети рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться одинаково. Они обладают разумом и совестью и должны дружелюбно поступать по отношению друг к другу.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый может претендовать на следующие права, несмотря на

  • различный пол
  • различный цвет кожи
  • различия в языке, на котором говорит
  • различия во мнениях
  • веру в другую религию
  • обладание большим или меньшим
  • рождение в другой социальной группе
  • происхождение из другой страны.

Также не имеет значения тот факт, является ли ваша страна независимой или нет.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Вы имеете право жить, и жить в условиях свободы и безопасности.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не имеет право относиться к вам как к рабу и вы никого не должны обращать в рабство.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Никто не имеет права пытать вас.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Вы, как и все остальные, должны быть одинаково защищены законом повсюду.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Закон — один для всех; он должен применяться ко всем одинаково.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Никто не имеет права поместить вас в тюрьму, держать там или выслать из вашей страны несправедливо или без веских причин.

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Если вас должны судить, то это должно происходить публично. Люди, которые судят вас, не должны позволять себе находиться под влиянием других людей.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Вас должны считать невиновным до тех пор, пока вина не будет доказана. Если вас обвиняют в преступлении, вы всегда должны иметь право на защиту. Никто не имеет права осудить вас или наказать за что-либо, чего вы не совершали.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Вы имеете право просить о защите, если кто-либо пытается посягать на ваше доброе имя, войти в ваш дом, вскрыть ваши письма или беспокоить вас или вашу семью без веской причины.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Вы имеете право свободно передвигаться внутри своей страны. Вы имеете право покинуть свою страну и поехать в другую; и вы должны иметь возможность вернуться в свою страну, если захотите.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Если кто-либо оскорбляет вас, вы имеете право поехать в другую страну и попросить там защиты.

Вы теряете это право, если вы кого-нибудь убили и если вы сами не уважаете того, что здесь написано.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Вы имеете право принадлежать к какой-либо стране, и никто не может помешать вам без веской причины принадлежать к другой стране, если вы этого пожелаете.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

По достижении установленного законом возраста человек имеет право вступить в брак и создать семью. При этом ни цвет вашей кожи, ни страна вашего происхождения, ни ваша религия не должны препятствовать этому. Мужчины и женщины имеют одинаковые права, когда они вступают в брак, а также, когда они расходятся. Никто не должен заставлять человека вступать в брак. Правительство вашей страны должно защищать вашу семью и ее членов.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Вы имеете право владеть вещами, и никто не имеет права отобрать их у вас без веских на то оснований.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Вы имеете право свободно исповедывать вашу религию, менять ее и выполнять ее обряды самостоятельно или вместе с другими людьми.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что вам нравится, и никто не должен запрещать вам делать это.

Вы должны иметь возможность делиться своими мыслями, в том числе с людьми из любой другой страны.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Вы имеете право организовывать мирные собрания или принимать участие в собраниях мирным путем. Неправильно заставлять кого-либо принадлежать к какой-либо группе.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Вы имеете право принимать участие в политических делах вашей страны, либо участвовать в правительстве самому, либо выбирая политических деятелей, которые разделяют те же идеи, что и вы.

Правительство должно регулярно выбираться, и голосование должно быть тайным. Вы должны иметь право голоса, и все голоса должны быть равны. Также вы имеете право, точно так же, как и все другие, поступить на государственную службу.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Общество, в котором вы живете, должно помогать вам развиваться и максимально использовать все его преимущества (культура, работа социальное обеспечение), которые предоставляются вам и всем мужчинам и женщинам в вашей стране.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Вы имеете право на работу, свободно выбирать работу и получать зарплату, которая позволит вам жить и содержать семью. Если мужчина и женщина выполняют одинаковую работу, они должны получать одинаковую зарплату. Все, кто работают, имеют право объединяться для своих интересов.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Каждый рабочий день не должен быть слишком длинным, поскольку каждый имеет право на отдых и должен иметь возможность иметь оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Вы имеет право иметь все, что вам необходимо, для того чтобы вы и ваша семья не болели, не голодали, имели одежду и жилище и чтобы вам помогали, когда вы не работаете, если вы больны, если вы стары, если умерли ваша жена или муж или если вы не зарабатываете на жизнь по какой-либо другой причине, от вас не зависящей.

Женщина, которая ждет ребенка, и ее ребенок должны получать особую помощь. Все дети имеют одинаковые права, независимо от того, замужем мать ребенка или нет.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Вы имеете право ходить в школу и каждый должен ходить в школу. Начальное образование должно быть бесплатным. Вы должны иметь возможность получить профессию или учиться столько, сколько пожелаете. В школе вы должны иметь возможность развивать все свои способности, и вас должны учить ладить с другими, независимо от их расы, религии и страны, из которой они родом. Ваши родители имеют право выбирать, как и чему вас будут учить в школе.

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Вы имеет право участвовать в жизни вашего общества в том, что касается искусства и науки, и извлекать пользу из этого. Ваши работы в качестве художника, писателя или ученого должны иметь возможность пользоваться результатами своего труда.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Вы имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно полное развитие вашей личности. Закон должен гарантировать права человека. Он должен обеспечивать, чтобы каждый уважал других и чтобы уважали его.

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Во всех частях мира ни одно общество, ни один человек не должны допускать действий, которые уничтожают права, о которых вы только что прочитали.

Приложение I
Всеобщая декларация прав человека (1948 год)

Изложенный простым языком вариант приводится только для ориентации. Точные формулировки каждого принципа учащиеся должны брать из оригинала. Данный вариант частично основан на переводе текста, подготовленном в 1978 году для Всемирной ассоциации по созданию школы как инструмента мира, исследовательской группой Женевского университета под руководством профессора Л. Массаренти. При подготовке перевода группа использовала словарный запас из 2 500 слов, которыми пользуются во франкоязычной части Швейцарии. Преподаватели могут применять эту методологию при переводе текста Всеобщей декларации на язык, на котором говорят в их регионе.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Когда дети рождаются, они свободны, и с каждым должны обращаться одинаково. Они обладают разумом и совестью и должны дружелюбно поступать по отношению друг к другу.

Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете.

Каждый может претендовать на следующие права, несмотря на

  • различный пол
  • различный цвет кожи
  • различия в языке, на котором говорит
  • различия во мнениях
  • веру в другую религию
  • обладание большим или меньшим
  • рождение в другой социальной группе
  • происхождение из другой страны.

Также не имеет значения тот факт, является ли ваша страна независимой или нет.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Вы имеете право жить, и жить в условиях свободы и безопасности.

Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах.

Никто не имеет право относиться к вам как к рабу и вы никого не должны обращать в рабство.

Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию.

Никто не имеет права пытать вас.

Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности.

Вы, как и все остальные, должны быть одинаково защищены законом повсюду.

Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации.

Закон — один для всех; он должен применяться ко всем одинаково.

Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом.

Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию.

Никто не имеет права поместить вас в тюрьму, держать там или выслать из вашей страны несправедливо или без веских причин.

Каждый человек, для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявленного ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмотрено гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом.

Если вас должны судить, то это должно происходить публично. Люди, которые судят вас, не должны позволять себе находиться под влиянием других людей.

1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты.

2. Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено.

Вас должны считать невиновным до тех пор, пока вина не будет доказана. Если вас обвиняют в преступлении, вы всегда должны иметь право на защиту. Никто не имеет права осудить вас или наказать за что-либо, чего вы не совершали.

Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств.

Вы имеете право просить о защите, если кто-либо пытается посягать на ваше доброе имя, войти в ваш дом, вскрыть ваши письма или беспокоить вас или вашу семью без веской причины.

1. Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Вы имеете право свободно передвигаться внутри своей страны. Вы имеете право покинуть свою страну и поехать в другую; и вы должны иметь возможность вернуться в свою страну, если захотите.

1. Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем.

2. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Если кто-либо оскорбляет вас, вы имеете право поехать в другую страну и попросить там защиты.

Вы теряете это право, если вы кого-нибудь убили и если вы сами не уважаете того, что здесь написано.

1. Каждый человек имеет право на гражданство.

2. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство.

Вы имеете право принадлежать к какой-либо стране, и никто не может помешать вам без веской причины принадлежать к другой стране, если вы этого пожелаете.

1. Мужчины и женщины, достигшие совершеннолетия, имеют право без всяких ограничений по признаку расы, национальности или религии вступать в брак и основывать свою семью. Они пользуются одинаковыми правами в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и во время его расторжения.

2. Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон.

3. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства.

По достижении установленного законом возраста человек имеет право вступить в брак и создать семью. При этом ни цвет вашей кожи, ни страна вашего происхождения, ни ваша религия не должны препятствовать этому. Мужчины и женщины имеют одинаковые права, когда они вступают в брак, а также, когда они расходятся. Никто не должен заставлять человека вступать в брак. Правительство вашей страны должно защищать вашу семью и ее членов.

1. Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими.

2. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.

Вы имеете право владеть вещами, и никто не имеет права отобрать их у вас без веских на то оснований.

Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов.

Вы имеете право свободно исповедывать вашу религию, менять ее и выполнять ее обряды самостоятельно или вместе с другими людьми.

Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ.

Вы имеете право думать, что хотите, говорить, что вам нравится, и никто не должен запрещать вам делать это.

Вы должны иметь возможность делиться своими мыслями, в том числе с людьми из любой другой страны.

1. Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций.

2. Никто не может быть принуждаем вступать в какую-либо ассоциацию.

Вы имеете право организовывать мирные собрания или принимать участие в собраниях мирным путем. Неправильно заставлять кого-либо принадлежать к какой-либо группе.

1. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

2. Каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе в своей стране.

3. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.

Вы имеете право принимать участие в политических делах вашей страны, либо участвовать в правительстве самому, либо выбирая политических деятелей, которые разделяют те же идеи, что и вы.

Правительство должно регулярно выбираться, и голосование должно быть тайным. Вы должны иметь право голоса, и все голоса должны быть равны. Также вы имеете право, точно так же, как и все другие, поступить на государственную службу.

Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Общество, в котором вы живете, должно помогать вам развиваться и максимально использовать все его преимущества (культура, работа социальное обеспечение), которые предоставляются вам и всем мужчинам и женщинам в вашей стране.

1. Каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы.

2. Каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд.

3. Каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

4. Каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов.

Вы имеете право на работу, свободно выбирать работу и получать зарплату, которая позволит вам жить и содержать семью. Если мужчина и женщина выполняют одинаковую работу, они должны получать одинаковую зарплату. Все, кто работают, имеют право объединяться для своих интересов.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Каждый рабочий день не должен быть слишком длинным, поскольку каждый имеет право на отдых и должен иметь возможность иметь оплачиваемый периодический отпуск.

1. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Вы имеет право иметь все, что вам необходимо, для того чтобы вы и ваша семья не болели, не голодали, имели одежду и жилище и чтобы вам помогали, когда вы не работаете, если вы больны, если вы стары, если умерли ваша жена или муж или если вы не зарабатываете на жизнь по какой-либо другой причине, от вас не зависящей.

Женщина, которая ждет ребенка, и ее ребенок должны получать особую помощь. Все дети имеют одинаковые права, независимо от того, замужем мать ребенка или нет.

1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.

2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.

Вы имеете право ходить в школу и каждый должен ходить в школу. Начальное образование должно быть бесплатным. Вы должны иметь возможность получить профессию или учиться столько, сколько пожелаете. В школе вы должны иметь возможность развивать все свои способности, и вас должны учить ладить с другими, независимо от их расы, религии и страны, из которой они родом. Ваши родители имеют право выбирать, как и чему вас будут учить в школе.

1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.

Вы имеет право участвовать в жизни вашего общества в том, что касается искусства и науки, и извлекать пользу из этого. Ваши работы в качестве художника, писателя или ученого должны иметь возможность пользоваться результатами своего труда.

Каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены.

1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

3. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.

Вы имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно полное развитие вашей личности. Закон должен гарантировать права человека. Он должен обеспечивать, чтобы каждый уважал других и чтобы уважали его.

Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано, как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Во всех частях мира ни одно общество, ни один человек не должны допускать действий, которые уничтожают права, о которых вы только что прочитали.

Читайте также: