Все ли изменения передаются по наследству согласно ч дарвина

Обновлено: 28.06.2024

Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное, последовательное материалистическое учение о развитии органического мира. Сущность этого учения состоит в следующем. Виды организмов, заселяющие Землю, никогда не были кем-то созданы. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепенно преобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как изменчивость и наследственность, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор, который осуществляется через сложные взаимоотношения организмов друг с другом и с факторами неживой природы. Эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.

Выявить роль изменчивости, наследственности и отбора в природе Дарвину помог анализ селекционной практики: в основе пород о- и сортообразования лежат те же свойства изменчивости, наследственности и искусственный отбор, производимый человеком.

Изменчивость и наследственность — коренные свойства всех живых организмов. Когда мы говорим об изменчивости, то прежде всего вспоминаем общеизвестный факт: в природе нет двух совершенно одинаковых животных или растений. Каждое из них обладает какими-то своими индивидуальными особенностями.

Дарвин показал, что изменчивость может проявиться в различных формах (табл. 1) — определенной (ненаследственной) и неопределенной (наследственной). В случае определенной изменчивости группа родственных особей под действием одинаковых условий изменяется в одном направлении. Так, выращивание кроликов при пониженной температуре приводит к развитию у них более густого меха. Причины определенной изменчивости в те времена были мало изучены. Теперь выяснено, что при этой форме изменчивости генотип организма не меняется, то есть это фенотипическая модификационная непрерывная изменчивость. Благодаря ей особи популяции оказываются приспособленными к меняющимся условиям среды.

В случае неопределенной изменчивости группа родственных особей при одних и тех же условиях создает разнонаправленные изменения, в результате чего возникают индивидуальные различия, которые характеризуют даже особей одной семьи. Поскольку неопределенная изменчивость создает в организме большое разнообразие, то ей Дарвин придавал ведущее значение в качестве материала для отбора.


Отбор — это процесс, благодаря которому организмы, по своей морфологии, физиологии и поведению лучше приспособленные к данной среде, выживают и размножаются, а менее приспособленные гибнут. Первые передают свои признаки следующему поколению, а вторые — нет. Таким образом, действие отбора достигается благодаря дифференцированной смертности и дифференцированному размножению.

Дарвин выделил еще соотносительную, или коррелятивную, изменчивость. Она выражается в том, что изменение одного органа или признака в организме влечет за собой изменение других органов или признаков. Так, толщина волоса у овец коррелятивно связана с толщиной кожного покрова.

Каковы же причины изменчивости? Дарвин утверждал, что основная причина изменений кроется в различных условиях окружающей среды. Но в то же время он понимал, что при возникновении каждого отдельного изменения имеет значение как характер изменения условий, так и природа самого организма, его наследственность.

Под наследственностью Дарвин понимал способность организмов сохранять в потомках свои видовые, сортовые, а иногда и индивидуальные особенности. В основе всех видов наследственной изменчивости лежит изменение генотипа. Вопрос о том, какие же изменения и при каких условиях наследуются потомством, по существу, был поставлен лишь Дарвиным. Он подчеркнул, что наука его времени еще не нашла ответа на этот вопрос. И тем не менее практика селекции убедила Дарвина в том, что у любых растений и животных число возникающих наследственных изменений очень велико. Они как раз и служат материалом для искусственного отбора и селекции и для естественного отбора в природе.

Искусственный отбор и наследственная изменчивость — факторы эволюции пород домашних животных и сортов культурных растений. Из поколения в поколение человек сохраняет на племя лишь тех животных, которые в наибольшей степени соответствуют его интересам, из года в год он старается оставить для посева самые лучшие семена. Сохраняя и используя на размножение только те организмы, которые изменились в нужную сторону, и отбраковывая все прочие, человек постепенно изменяет наследственные особенности породы или сорта, приспосабливает их к своим разнообразным потребностям. Поэтому селекционный процесс в целом носит дивергентный характер. Например, при селекции льна на семена человек будет отбирать одни растения, а при селекции льна на волокно — совсем другие. При любом направлении селекции искусственный отбор обладает накапливающей, творческой ролью, ибо через него создается то новое, чего не было в исходном материале. Такой отбор называется методическим искусственным отбором, хотя его первоначальной формой был бессознательный искусственный отбор.



Естественный отбор — это постоянно происходящий в пределах любого вида отбор наиболее приспособленных особей, который приводит к сохранению и накоплению изменений, полезных для вида в данных условиях, и к уничтожению вредных изменений.

Естественный отбор осуществляется через борьбу за существование. Материалом, на котором работает естественный отбор, является наследственная изменчивость. Естественный отбор, по Дарвину, является основной движущей силой эволюции. Открыл его Дарвин благодаря изучению искусственного отбора. В чем же сущность и различие этих форм отбора? Общее будет выражаться в следующем: материалом для обеих форм отбора служат индивидуальные наследственные изменения, обе формы обладают творческой ролью, так как в результате их деятельности образуется нечто новое, обе формы приводят к общему нарастанию многообразия органических форм и к формированию тех или иных приспособлений.

Основные отличия между искусственным и естественным отбором состоят в следующем: искусственный отбор осуществляет человек, а естественный происходит в природе без его участия — через борьбу за существование; в результате искусственного отбора образуются породы и сорта, имеющие признаки, полезные для человека, а в результате естественного отбора — виды, приспособленные к конкретным условиям их обитания.

__________________
Если не можете скачать файл. / Наше приложение ВКонтакте / Какими программами открывать скачанное? | Распоряжения 1


Из данного видеоурока вы узнаете, что каждое живое существо на Земле — это результат длительной эволюции и отбора. Вы узнаете о том, что в результате наследственной изменчивости, которая происходит благодаря мутациям и рекомбинациям, возникают новые свойства, которые закрепляются и передаются из поколения в поколение, а также способствуют выживанию вида. В данном уроке приводятся следующие понятия: ненаследственная изменчивость, наследственная изменчивость, мутации, инсектициды


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Движущие силы эволюции изменчивость и наследственность"

Дарвин объяснил изменение организмов действием законов природы.


Чарлз Роберт Дарвин

Он выдвинул три главных фактора эволюции:

1. Борьба за существование.

2. Естественный отбор.

3. Изменчивость организмов.

Изменчивость — это свойство организмов приобретать новые признаки, который отличают их от других организмов того же вида.

Дарвин обнаружил изменчивость видов на примере галапагоссих вьюрках. Найденные им птицы имели разные формы клювов. Дарвин объяснил это тем, что параллельно с изменениями окружающей среды, вьюрки адаптировались к месту своего обитания. Он заключил что все они произошли от одного предка, но каждая из пород адаптировалась, чтобы легче добывать своё пропитание.

В результате изменчивости могут меняться и черты строения, и окраска, физиология и особенности поведения особи.

Однако, что влияет на изменчивость?

Дарвин выделил две основные формы изменчивости – ненаследственную и наследственную.

Рассмотрим ненаследственную изменчивость.

Изменения организмов, которые не наследуются не затрагивают гены. Поэтому происходят только фенотипические изменения, которые меняют внешние или внутренние признаки на определённых стадиях развития.


Например, особи популяции двустворчатого моллюска из семейства Донацидов, развиваются в разных участках водоёма и поэтому имеют разные окраски раковин.

Живут донациды преимущественно близ берегов на малых глубинах в умеренных и тропических зонах.

Также ненаследственные изменения можно пронаблюдать на примере стрелолиста обыкновенного.

У экземпляров, которые растут на самом берегу водоёма, листья стреловидной формы. У экземпляров, растущих на глубине 1,5 и более метров, листья имеют только лентовидную форму. А если стрелолист растёт частично погруженным, то его листья имеют и лентовидную и стреловидную форму. Все эти изменения - влияние окружающей среды.


Развитие культурных растений, то есть выведенные человеком, напрямую зависит от конкретных условий среды.

Например, если белокочанную капусту, которая любит большое количество влаги, выращивать в жарких засушливых странах, при высокой (свыше 25 °C) температуре и низкой влажности воздуха, то капуста останавливает рост и не образует кочанов.

Эти изменения не затрагивают гены и не предаются по наследству.

Ненаследственной изменчивостью называют изменчивость, которая возникает в ответ на изменения условий окружающий среды и условий жизни.

Перейдём к наследственной (генетической) изменчивости.

Без генетической изменчивости небело бы и эволюции так как для того что бы организмы эволюционировали, необходимо чтобы изменения родителей предавались по наследству потомкам.

Группа Британских учёные эволюционистов Университета Кардиффа, провела эволюционное исследование, предметом которого стали слизни, обитающие на территории Британии и Ирландии.

Они обнаружили эволюцию слизней и вместо известных по переписи 36 видов авторы исследования зарегистрировали 44. Некоторые из них новые, которые образовались путём наследственной изменчивости, некоторые — недавние переселенцы из Европы.

Во времена Дарвина (это 19 век) причины наследственной изменчивости были мало исследованы.

Дарвин лишь предполагал, что организмы, которые обладают лучшими свойствами, имеют большую вероятность выжить по сравнению с другими. Выжившие передают эти свойства потомкам. Поэтому лучшие свойства закрепляются в череде последующих поколений.

Однако, каковы механизмы наследственных изменений в то время лишь догадывались.

В настоящее время известно, что наследственная изменчивость представляет собой изменения генотипа. И поддерживается благодаря различным изменением генов ─ мутациям и генетическим рекомбинациям.

Наследственную, или генотипическую, изменчивость подразделяют на мутационную и комбинативную.

Мутационная изменчивость – это изменения генотипа, которые происходят в результате мутаций.

Мутации — это внезапные наследуемые изменения генетического материала, приводящие к изменению тех или иных признаков организма.

Комбинативной называют изменчивость, в основе которой лежит образование рекомбинаций, т. е. таких комбинаций генов, которых не было у родителей.

Рекомбинация — процесс обмена генетическим материалом путём разрыва и соединения разных участив молекул ДНК.


Ненаследственная изменчивость возникает в результате изменения факторов окружающей среды. Такие изменения могут быть временными и не передаваться по наследству.

А наследственная изменчивость возникает в результате изменения генотипа. Такие изменения наследуются, то есть передаются следующему поколению.

Генофонд популяции

В результате различных факторов, происходит изменения организмов, которые происходят постоянно и с течением времени меняется не только отдельный организм, но и целые популяции. А так как такие изменения затрагивают генотипы, то с течением времени изменяются и генофонды.


Генотип ─ это совокупность генов данного организма.

Генофонд ─ это сумма всех генотипов, представленных в популяции.

Значит генофонды меняются из-за изменения генотипов. А также в результате естественного отбора.

Дарвин считал, что особи с лучшими свойствами, размножаются и передают их поколению. Так из поколения в поколение свойства закрепляются, меняя генофонд.


Например, такое свойство как окраска способствует выживанию. Так, бабочка-пестрянка имеет (предупреждающую защитную окраску).

Пустынные змеи окрашены в серовато-жёлтый цвет, под цвет окружающей почвы и растительности.

Животные, которые обитают среди снегов, имеют белый мех.

Кузнечики и богомолы, окрашены в зелёный цвет, потому что обитают в травянистом покрове.

Сезонная окраска также важное свойство некоторых животных.

Горностай летом двухцветный — верх тела буровато-рыжий, низ желтовато-белый. А зимой белый.

Так же и северный олень, посмотрите какой у него окрас летом, а вот зимой.

Расчленённая окраска у зебры она полосатая, а у жирафа пятнистая.

Такой окрас шерсти делает почти незаметными этих животных на фоне растительности африканских саванн, особенно в сумерки, когда на охоту выходят хищники.

Однако, особи, которые не имеют каких-то необходимых свойств для выживания, не выдерживают конкуренции и погибают.

Так по прошествии какого-то времени, в результате естественного отбора происходит исчезновение одних признаков и эволюция других, а вместе с этим изменение генофонда популяции.

Изучение состава генофонда позволяет сделать вывод о происходящих эволюционных изменениях.

В популяциях постоянно происходят различные мутации.

Однако, как установил, Серге́й Серге́евич Четверико́в не все мутации проявляются, так как большинство из них переходят в рецессивные аллели и внешне не проявляются.

Аллели — это различные формы одного и того же гена, которые расположены в одинаковых участках (локусах) гомологичных хромосом и определяют противоположные варианты развития одного и того же признака.

Например, признак- цвет глаз, варианты: карие и голубые глаза.

Рецессивный аллель – это аллель, который проявляется фенотипически только в гомозиготном состоянии и маскируется в присутствии доминантного аллеля.

Четвериков показал, что в поколении закрепляются только те мутации, которые способствуют выживанию вида. Тогда как организм с неблагоприятными мутациями погибает и не даёт потомство. Следовательно, такая мутация в популяции закрепляться не будет.


Мутации проявляются только в гомозиготном состоянии. При изменении условий обитания, гомозиготная рецессивная особь (мутантная) имеет больше шансов выжить, так как у неё есть какие-то отличительные свойства, которые способствуют выживанию. В дальнейшем особи с такими генотипами размножаются. В результате чего происходит изменение всей популяции. Которая уже приспособлена к новым условиям обитания.

Так происходит изменение особи, и целой популяции.

Инсектициды — это химические препараты для уничтожения вредных насекомых.

Таким образом, мутации способствуют эволюционным преобразованиям.

Различия в популяции человека, так же произошли в результате изменений климатических условий и адаптаций к ним.

То есть в процессе эволюций происходит изменчивость генофонда человека. Этот процесс можно показать на примере с группами крови у человека.


Встречаемость этой группы возрастает от Европы к Центральной Азии.

Установлено, что кроме основных, у человека есть ещё около 30 групп, аллели генов которых находятся в рецессивном состоянии, поэтому они не проявляются.

Валерий Николаевич Сойфер


Реконструкция каюты Дарвина

Все началось с Мальтуса?

Тезис о наличии такой борьбы между представителями одного и того же вида (внутривидовая борьба), как и между особями разных видов (межвидовая борьба), был основным нововведением Дарвина. Он заявил, что эволюция происходит благодаря отбору особей, лучше приспособленных к внешней среде (естественный отбор). Если места под солнцем для всех рождающихся действительно не хватает и слабые погибают в конкуренции с сильными, то стоит какому-нибудь организму случайно оказаться более приспособленным к окружающей среде, как ему будет легче выжить и дать большее по количеству потомство. Если улучшенный признак будет сохранен потомками счастливчика, то они начнут теснить менее приспособленных к такой среде сородичей, быстрее размножаться. Природа сделает маленький шажок вперед, а там, глядишь, появится еще более удачливый счастливчик с еще более совершенным строением. И так — миллионы лет, пока существует жизнь на Земле.

Неопубликованные рукописи

К 1842–1844 гг., за те десятилетия, которые протекли с момента опубликования Ламарком его труда об эволюции, в биологии накопилось много фактов, вполне укладывавшихся в русло эволюционных представлений. Идея укрепилась, а общество созрело для ее восприятия.

Автор проводил такую аналогию: металлические опилки образуют характерную картину разветвленного стебля растения вокруг одного конца электрического проводника или полюса магнита и картину, более похожую на корень растения, — вокруг другого. Поэтому нельзя исключить, что растения возникли именно такими, ибо в их формировании приняли участие электрические силы. Несмотря на такие поверхностные суждения, автор создал произведение, читавшееся с неослабевающим интересом.

Один из приятелей Дарвина, писатель и публицист Роберт Чемберс, прислал ему экземпляр нашумевшей книги, и Дарвин с интересом ее читал. Через шесть лет после выхода книги стало ясно, что ее автором и был тот самый Чемберс.

К 1844 г. относится одно письмо Дарвина, проливающее свет на то, что он сам именно в этом году начал придавать своим раздумьям об эволюции огромное значение, чего не было раньше. Он написал 5 июня 1844 г. длинное письмо своей жене Эмме 3 , в котором в выспренних выражениях излагал свою волю: в случае его внезапной смерти истратить 400 фунтов на доведение до завершенного вида только что законченной рукописи об эволюции (задание было детализировано — подобрать надлежащие примеры из отмеченных Дарвином книг, отредактировать текст и т.д.). С другой стороны, именно в январе того же года в письме к ботанику Джозефу Гукеру, сыну директора Королевского ботанического сада и зятю тогдашнего патриарха геологии Чарлза Лайеля, Дарвин сообщил, что размышляет над проблемой изменчивости видов.

Что Дарвин, правда, делал, так это часто напоминал своим высокопоставленным друзьям в письмах, что все свободное время употребляет на обдумывание проблемы эволюции. Некоторым адресатам Дарвина был известен его главный тезис в самых общих чертах: для всех рождающихся не хватает запасов пищи, воды и прочих средств существования, в живых сохраняются лишь те, у кого есть потенциал для выживания. Именно они и обеспечивают прогресс в живом мире.

Эдвард Блит и его идея естественного отбора

Сторонники Дарвина объясняли позже такую странную его неторопливость с изданием труда об эволюции тем, что он будто бы был абсолютно убежден в том, что эта идея никому в голову прийти не могла, почему и спешить с публикацией гипотезы резона не было, хотя друзья поторапливали Дарвина с печатанием этой работы. Это стало ясно из опубликованной уже после смерти Дарвина сохранившейся переписки (сын Фрэнсис сообщил, что его отец не раз тщательно просматривал всю свою корреспонденцию и избирательно сжигал часть писем).

Блит был на год моложе Дарвина, рос в бедной семье и из-за трудного финансового положения смог закончить только обычную школу. Чтобы обеспечить себя, он был вынужден пойти работать, а все свободное время проводил за чтением, усердно посещал лондонский Британский музей. В 1841 г. он получил место хранителя Музея Королевского Азиатского общества в Бенгалии и провел 22 года в Индии. Здесь им были выполнены первоклассные исследования природы Юго-Восточной Азии. В 1863 г. из-за резкого ухудшения здоровья он был вынужден вернуться в Англию, где скончался в 1873 г.

Задача отбора, по Блиту, — сохранение неизменности основных признаков вида. Он полагал, что всякие новые изменения органов (сейчас мы бы назвали их мутациями) не могут принести чего-либо прогрессивного уже существующим видам, хорошо приспособившимся за миллионы лет к внешней среде. Изменения будут только нарушать хорошо отлаженный механизм взаимодействия среды и организмов. Поэтому все новички, неминуемо испорченные возникшими в них расстройствами, будут отсекаться отбором, не выдержат конкуренции с хорошо приспособленными типичными формами и вымрут. Таким образом, Блит применил принцип отбора к дикой природе, хотя отбору была придана консервативная, а не созидательная роль 4 .

Дарвин не мог не знать работ Блита: он держал в руках номера журналов с его статьями и цитировал их. Он писал, и не раз, что внимательно и тщательно проследил за всеми публикациями, касающимися вопросов развития жизни на Земле, и особенно — за близкими ему по духу. Он цитировал к тому же многие другие работы Блита, воздавая должное заслугам своего коллеги, поэтому никак не мог пройти мимо его работ о естественном отборе. Однако он ни разу не сослался на ту статью, в которой Блит четко и ясно изложил идею о борьбе за существование и о естественном отборе.

Но и в этом утверждении дотошные историки нашли натяжку: хотя Дарвин и указал точную дату, когда он прочел книгу Мальтуса (октябрь 1838 г.), но ни в очерке 1842 г., ни в более объемистом труде 1844 г. он на Мальтуса, как на подтолкнувшего его к идее эволюции, ни разу не сослался, и в том месте, где он его упомянул, речь шла вовсе не об идее конкуренции.

Автограф Чарлза Дарвина — письмо немецкому ботанику доктору Эрнсту, всю жизнь прожившему в Южной Америке (4 апреля 1880 г.). Государственный Дарвиновский музей, Москва

Автограф Чарлза Дарвина — письмо немецкому ботанику доктору Эрнсту, всю жизнь прожившему в Южной Америке (4 апреля 1880 г.). Государственный Дарвиновский музей, Москва

Видимо, этим и объясняется загадочный факт нежелания Дарвина в течение почти 20 лет публиковать труд о происхождении видов.

Эволюционные взгляды Альфреда Уоллеса

Возможно, этот труд продолжал бы и дальше оставаться в сундуке Дарвина, если бы в один из дней не произошло событие, заставившее его срочно изменить позицию. В 1858 г. он получил по почте работу своего соотечественника — Альфреда Уоллеса, находившегося в этот момент вдали от Англии. В ней Уоллес излагал ту же идею о роли естественного отбора для прогрессивной эволюции.

Альфред Рассел Уоллес. Фото О. Ренара. По: (Уоллес, 1898)

Однако предположение Уоллеса, что Дарвин поможет популяризации его работы, было ошибкой и навсегда лишило его вполне законного приоритета в опубликовании принципа эволюции путем отбора организмов, наиболее приспособленных к условиям среды. Дарвин не только ничего не сделал для быстрой публикации работы Уоллеса, но и постарался принять все меры, чтобы утвердить свое первенство.

Спешное обнародование работы Дарвина

Дарвин на заседании не присутствовал. Выступавших было двое — Лайель и Гукер. Один из них с жаром, другой более сдержанно рассказали, что были свидетелями творческих мук Дарвина и удостоверили своим авторитетом факт его приоритета. Заседание кончилось в гробовой тишине. Никто никаких заявлений не сделал.

Основная цель этих книг заключалась в том, чтобы проиллюстрировать примерами принцип лучшего выживания животных и растений, более приспособленных к данной среде. Дарвин в большей мере использовал примеры из области одомашнивания животных, выведения пород скота, декоративных птиц и рыб, селекции сортов растений.

Отношение Дарвина к Ламарку

Дарвин не уставал повторять, что его взгляды не имеют ничего общего с ламарковскими, и на протяжении жизни не переставал дурно отзываться о своем великом предшественнике. Возможно, сама мысль, что он — не первый и что за 50 лет до него те же мысли уже были высказаны французом, тяготила его.

Один из раритетов Дарвиновского Государственного музея — единственный в России скелет дронта, нелетающей птицы, некогда обитавшей на о. Маврикий и вымершей в 1680–1690 гг. В гибели этого вида были повинны моряки, для которых беззащитные птицы стали источником провианта

Один из раритетов Дарвиновского Государственного музея — единственный в России скелет дронта, нелетающей птицы, некогда обитавшей на о. Маврикий и вымершей в 1680–1690 гг. В гибели этого вида были повинны моряки, для которых беззащитные птицы стали источником провианта

Даже основные группы примеров, использованных Дарвином, совпадали с примерами Ламарка (породы собак, домашних птиц, садовые растения). Только Дарвин старался привести как можно больше примеров, пусть и однотипных, но создающих у читателя впечатление солидности, основательности; Ламарк же ограничивал себя одним-двумя примерами по каждому пункту.

В чем мысли Дарвина сильно отличались от мыслей Ламарка, так это в попытке объяснения причин эволюции. Ламарк искал их внутри организмов, в заложенной в них способности изменять устройство тела в зависимости от упражнения органов (и во второй половине XIX в. это положение Ламарка расценивалось как чрезвычайно важное, ибо подавляющее большинство ученых полагали, что живым существам имманентно присуще свойство самосовершенствования). Дарвин же первоначально исходил из того, что свойства организмов могли изменяться из-за случайных причин, а внешняя среда исполняла роль контролера, отсекающего менее приспособленные особи. Но поскольку Дарвин не понимал, что могло изменяться в организмах, что собой представляют наследственные структуры, эти его мысли были целиком и полностью гипотетическим философствованием.

Геммулы вместо генов

Первые подходы к познанию законов наследственности, правда еще в достаточно аморфном виде, сложились в результате работ немецкого исследователя Йозефа Готлиба Кёльрёйтера (1733–1806), несколько лет работавшего в Петербурге, и ряда других европейских ученых. Кёльрёйтер в 1756–1760 гг. провел первые опыты по гибридизации и сформулировал понятия о наследуемости.

В 1852 г. другой француз, Шарль Нодэн (1815–1899), более внимательно изучил эти два типа признаков и, подобно Сажрэ, установил, что в комбинациях доминантных и рецессивных признаков последние перестают проявляться. Однако стоит скрестить между собой такие гибриды, как у части их потомков они снова проступают (позже Мендель назовет этот процесс расщеплением признаков). Эти работы доказывали важнейший факт — сохранение наследственных структур, несущих информацию о подавляемых (рецессивных) признаках даже в тех случаях, когда внешне эти признаки не проявлялись. Нодэн попытался открыть количественные закономерности сочетания доминантных и рецессивных признаков, но, взявшись следить сразу за большим их числом, запутался в результатах и не смог продвинуться вперед.

Дарвину были хорошо известны результаты работ этих ученых, но он не понял их значения, не оценил той великой пользы, какую несли ему открытия элементарных наследственных единиц, закономерностей их комбинирования и проявления у потомков. Следовало сделать еще один шаг — упростить задачу и анализировать количественное распределение признаков у организмов, различающихся одним или максимум двумя признаками, и тогда законы генетики были бы открыты.

Этот рывок в науке совершил чешский естествоиспытатель, блестящий экспериментатор Иоганн Грегор Мендель, в 1865 г. опубликовавший гениальный труд, в котором изложил выводы экспериментов по выявлению законов наследственности. Схему своих опытов Мендель построил именно путем упрощения задачи, когда он решил скрупулезно следить за поведением в скрещиваниях сначала лишь одного наследуемого признака, а затем — двух. В результате он доказал, теперь уже окончательно, наличие элементарных единиц наследственности, четко описал правила доминирования, открыл количественные закономерности комбинирования единиц наследственности у гибридов и правила расщепления наследственных признаков.

Чарлз Дарвин, 1868 г. Эта фотография — один из раритетов Государственного Дарвиновского музея — была привезена его основателем А. Ф. Котсом. Фото Дж. М. Кэмерон

Чарлз Дарвин, 1868 г. Эта фотография — один из раритетов Государственного Дарвиновского музея — была привезена его основателем А. Ф. Котсом. Фото Дж. М. Кэмерон

Дарвин, следовательно, мог сам эти законы открыть (он продвинулся вперед в понимании важности выяснения законов наследования, к тому же прогресс науки в то время был столь ощутим, что сделанное Менделем было в принципе доступно любому задумывающемуся над проблемами наследования). Но Дарвин не был экспериментатором. Конечно, он мог просто прочесть опубликованный Менделем труд на немецком языке, однако этого тоже не произошло.

Бесхвостую кошку нельзя получить упражнениями

В большинстве случаев при обсуждении гипотезы пангенезиса Дарвина принято говорить, что ее автор не ушел далеко от своего времени, а, дескать, Мендель опередил свое время на 35 лет (недаром его законы действительно переоткрыли 35 годами позже). Но можно сказать и по-другому: в понимании механизмов наследования признаков Дарвин не дорос до своего современника Менделя.

Первый генетик — крестьянский сын Иоганн Мендель, ставший настоятелем августинского монастыря Святого Томаша в Брюнне, — провел свои знаменитые опыты по скрещиванию разных сортов гороха на маленьком участке в монастырском саду (фото внизу)

Первый генетик — крестьянский сын Иоганн Мендель, ставший настоятелем августинского монастыря Святого Томаша в Брюнне, — провел свои знаменитые опыты по скрещиванию разных сортов гороха на маленьком участке в монастырском саду (фото внизу)


Но почему первые изменения не наследуются, а вторые возникают и наследуются? Что собой вообще представляют наследственные структуры и как они передаются потомкам, он себе не представлял. Назвав их геммулами, он ни на йоту не приблизился к пониманию их природы. Интуитивно он, возможно, догадывался, что, сколько ни отрубай хвосты кошкам, чтобы те, прыгая с комодов, не сбивали веджвудских статуэток, приплод от бесхвостых котов и кошек все равно будет с хвостами.

Редакция и автор благодарят сотрудников Государственного Дарвиновского музея
Е. Ю. Баранову, И. П. Калачеву и к.б.н. А. С. Рубцова за помощь
в подготовке иллюстративного материала (с. 89–91, 96–97)

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова


Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Описание презентации по отдельным слайдам:


1 слайд

Что мы будем изучать в этом учебном году? Как мы изучали биологию? 6 класс. Б

2 слайд

Что мы будем изучать в этом учебном году? Как мы изучали биологию? 6 класс. БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ 7 класс. ЖИВОТНЫЕ 8 класс. ЧЕЛОВЕК 9 класс. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ 10 класс. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ (принципы организации и функционирования живого; химический состав, строение клетки; биологические процессы, обусловленные обменом веществ, превращением энергии и реализацией генетической информации; закономерности наследственности и изменчивости; использование биологических процессов в промышленности и медицине) 11 класс. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ (жизнь на уровне популяций и видов, сообществ, экосистем, биосферы, как геологической оболочки, созданной и поддерживаемой деятельностью населяющих нашу планету организмов, в том числе и человека)

«Все есть и не есть, потому что хотя и настанет момент, когда оно есть, но он

3 слайд

Ответьте на вопросы, используя свои знания: 1. Что вам известно о происхожден

4 слайд

Ответьте на вопросы, используя свои знания: 1. Что вам известно о происхождении живых организмов? 2. Что такое эволюция? 3. Кто является автором современного эволюционного учения? ВСПОМИНАЕМ, ЧТО ЗНАЕМ… Задачи нашего урока: • Познакомиться с историей формирования и развития эволюционных идей; • Рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории; • Изучить основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.

ЧТО ТАКОЕ биологическая эволюция? Биологическая эволюция (от лат. evolutio —

5 слайд

Развитие биологии в додарвиновский период Аристотель (4 век до н.э.) – жизнь

6 слайд

Развитие биологии в додарвиновский период Аристотель (4 век до н.э.) – жизнь возникает постепенно из неживого и продолжает возникать путем самозарождения (основная теория до 17 века). Древняя Греция Эпоха Великих географических открытий Какие с/х растения были привезены из Америки в Европу? Вспомните!

Развитие биологии в додарвиновский период Система органической природы К. Лин

7 слайд

Развитие биологии в додарвиновский период Система органической природы К. Линнея (1707-1778) - шведского естествоиспытателя. • За единицу классификации он принял вид- совокупность особей, сходных по строению. • Выделил три царства: Растения, Животные и Минералы. • Установил единообразную терминологию. • Закрепил использование в науке бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Каждый вид обозначается двумя словами. Например: Кошка домашняя (ливийская). • Установил принцип соподчиненности: соседние категории связаны не только сходством, но и родством, но чем дальше друг от друга находятся категории, тем меньше степень их родства. Ошибочность его теории: • Видов столько, сколько создал Творец. Карл Линней (1707-1778) – создатель систематики и номенклатуры – наук о классификации живых организмов. Для названия видов использовал бинарную систему с указанием рода и вида (Человек разумный, Мухомор красный). Запишите!

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка (1744-1829). Развитие биологии в додарвиновс

8 слайд

Развитие биологии в додарвиновский период Ж. Л. Кювье – основатель сравнитель

9 слайд

Развитие биологии в додарвиновский период Ж. Л. Кювье – основатель сравнительной анатомии и палеонтологии. • Исследовал органы позвоночных; • Установил: - Все органы представляют собой части одной целостной системы; - Ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей; - Вымирание древних животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции Ж. Л. Кювье Запишите!

• Впервые описал процесс возникновения тканей и органов в ходе развития эмбри

10 слайд

• Удалось расшифровать и датировать геологическую историю Земли. • Показал, ч

11 слайд

• Удалось расшифровать и датировать геологическую историю Земли. • Показал, что горообразование, вулканизм, оледенения, потоки, дождь, ветер, приливы, объясняют изменения земной поверхности, а значит и изменения в составе органического мира. Ч. Лайель – расшифровал и датировал геологическую историю Земли. Чарльз Лайель - английский ученый (1797-1876). Геологические доказательства эволюции Ч. Лайеля Запишите! Развитие биологии в додарвиновский период

Просмотрите видеофрагмент о Чарльзе Дарвине и ответьте на вопросы: Чарльз Дар

12 слайд

Просмотрите видеофрагмент о Чарльзе Дарвине и ответьте на вопросы: Чарльз Дарвин и его учение об эволюции 1. Какое событие произошло в жизни Чарльза Дарвина в 1831 году? 2. Как назывался корабль, на котором путешествовал Дарвин? Какому маршруту он следовал? 3. Какие открытия, сделанные Дарвином на Галопогоских островах натолкнули ученого на мысль об эволюции видов? 4. Как называлась книга, в которой Чарльз Дарвин опубликовал свою теорию, объясняющую происхождение разных форм жизни? 5. В чем отличие эволюционного учения Дарвина от всех остальных?

Ознакомьтесь с основными положениями эволюционного учения Чарльза Дарвина. От

13 слайд

Ознакомьтесь с основными положениями эволюционного учения Чарльза Дарвина. Ответьте на вопросы: Чарльз Дарвин и его учение об эволюции Источник информации: учебник с. 194, 3-й абзац 1. Почему в природе не существует двух абсолютно одинаковых организмов? 2. Все ли изменения передаются по наследству, согласно Ч. Дарвину? 3. Почему организмы, даже при благоприятных условиях, не смогут заселить всю Землю? 4. Каким образом, полезные признаки организма закрепляются у последующих поколений? Запишите! Чарльз Дарвин (1809 — 1882) - обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени и происходят от общих предков. В эволюционной теории Дарвина предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость, а движущими силами эволюции - борьба за существование и естественный отбор.

Проверяем усвоение темы… Задание: определите, что из перечисленных взглядов и

14 слайд

Домашнее задание: § 52, читать. Подготовиться к тесту по Линнею, Ламарку, Дар

15 слайд

Домашнее задание: § 52, читать. Подготовиться к тесту по Линнею, Ламарку, Дарвину.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: