Все граждане рб в своей совокупности составляют социальную общность как

Обновлено: 16.05.2024

\u0421\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u043a\u0430\u043a \u0441\u043e\u0432\u043e\u043a\u0443\u043f\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u0447\u0438\u0441\u043b\u0435\u043d\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0438 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f, \u0432\u0437\u0430\u0438\u043c\u043e\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443 \u0441\u043e\u0431\u043e\u0439. \u0421\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u043e\u0431\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u2014 \u044d\u0442\u043e \u0440\u0435\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0443\u044e\u0449\u0430\u044f \u0441\u043e\u0432\u043e\u043a\u0443\u043f\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439, \u0445\u0430\u0440\u0430\u043a\u0442\u0435\u0440\u0438\u0437\u0443\u044e\u0449\u0430\u044f\u0441\u044f \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0446\u0435\u043b\u043e\u0441\u0442\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c\u044e \u0438 \u0432\u044b\u0441\u0442\u0443\u043f\u0430\u044e\u0449\u0430\u044f \u0441\u0443\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u043e\u043c (\u0430\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u044b\u043c \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u043e\u043c) \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0438 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0433\u043e \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u043e\u0432. \u0421\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u043e\u0431\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0438\u043c\u0435\u0435\u0442 \u0441\u0445\u043e\u0434\u0441\u0442\u0432\u043e \u0443\u0441\u043b\u043e\u0432\u0438\u0439 \u0436\u0438\u0437\u043d\u0435\u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438, \u043e\u0431\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u043f\u043e\u0442\u0440\u0435\u0431\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439 \u0438 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u044b \u0435\u0435 \u0447\u043b\u0435\u043d\u043e\u0432. \u041f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0435\u043b\u0438 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0441\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043e\u0431\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0434\u0435\u043d\u0442\u0438\u0444\u0438\u0446\u0438\u0440\u0443\u044e\u0442 \u0441\u0435\u0431\u044f \u0441 \u043d\u0435\u0439 (\u043f\u0440\u0438\u0447\u0438\u0441\u043b\u044f\u044e\u0442 \u0441\u0435\u0431\u044f \u043a \u0433\u0440\u0443\u043f\u043f\u0435).

\u0421\u043e\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043e\u0431\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u043c\u043d\u043e\u0433\u043e\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043d\u044b, \u0438 \u0432\u0440\u044f\u0434 \u043b\u0438 \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043f\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u0441\u044f \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0441\u0442\u044c \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0438\u0442\u044c \u0438\u0445 \u043f\u043e\u043b\u043d\u044b\u0439 \u043f\u0435\u0440\u0435\u0447\u0435\u043d\u044c. \u041e\u043d\u0438 \u0440\u0430\u0437\u0434\u0435\u043b\u044f\u044e\u0442\u0441\u044f \u043f\u043e \u043a\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c\u0443 \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u0443 (\u043e\u0442 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0438\u0445 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u043a \u0434\u043e \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u043e\u043d\u043e\u0432), \u043f\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u043e\u043b\u0436\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f (\u043e\u0442 \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u0438\u0445 \u043c\u0438\u043d\u0443\u0442 \u0438 \u0447\u0430\u0441\u043e\u0432, \u043a\u0430\u043a \u043f\u0430\u0441\u0441\u0430\u0436\u0438\u0440\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e\u0431\u0443\u0441\u0430, \u043f\u043e\u0435\u0437\u0434\u0430, \u0434\u043e \u0442\u044b\u0441\u044f\u0447 \u043b\u0435\u0442, \u043a\u0430\u043a \u044d\u0442\u043d\u043e\u0441\u044b), \u043f\u043e \u0441\u0442\u0435\u043f\u0435\u043d\u0438 \u0443\u0441\u0442\u043e\u0439\u0447\u0438\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438 (\u043e\u0442 \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u0443\u0441\u0442\u043e\u0439\u0447\u0438\u0432\u044b\u0445 \u043e\u0431\u044a\u0435\u0434\u0438\u043d\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0434\u043e \u043a\u0432\u0430\u0437\u0438\u0433\u0440\u0443\u043f\u043f \u2014 \u043e\u0431\u0449\u043d\u043e\u0441\u0442\u0435\u0439, \u043e\u0442\u043b\u0438\u0447\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f \u0441\u043b\u0443\u0447\u0430\u0439\u043d\u044b\u043c \u0441\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432\u043e\u043c, \u043a\u0430\u043a, \u043d\u0430\u043f\u0440\u0438\u043c\u0435\u0440, \u0431\u043e\u043b\u0435\u043b\u044c\u0449\u0438\u043a\u0438).

Друзья

Социальная общность — это объединение людей, возникающее на почве единства интересов, близости условий жизнедеятельности, общности во взглядах, целях и методах достижения поставленных целей. Фундаментом социальной общности являются следующие элементы:

  • наличие взаимосвязи и взаимодействия между членами объединения;
  • общие интересы;
  • идентичные условия жизнедеятельности;
  • схожие взгляды и представления.

На протяжении своей жизни человек вступает в целый ряд разнообразных общностью, часто находясь одновременно в нескольких подобных группах, при этом, уровень внутреннего единства в них заметно отличается. Так, чувство национального единства между членами определенной группы может соседствовать с отсутствием у них чувства классового единства.

Основные признаки социальной общности

Поскольку социальные общности объединяют индивидов со схожими идеями, целями и интересами, им присущ ряд характерных лишь для них признаков. К таковым относят:

  • единый для всех участников сообщества круг интересов;
  • общую модель поведения;
  • схожие потребности и условия жизни;
  • обязательное взаимодействие людей внутри сообщества;
  • общность целей и методов, применяемых в процессе достижения целей;
  • одни для всех нормы и ценности;
  • внутригрупповую солидарность.

К этому перечню российские социологи добавляют еще несколько признаков:

  • проживание участников объединения в одной местности;
  • формирование у них собственной культуры;
  • внутренняя организованность и наличие системы управления;
  • понимание и принятие участниками группы общей для всех членов сообщества идентичности.

В равной степени социальным общностям присуща и стабильность, и динамизм, обычно происходящие внутри них изменения тесно связаны с общественными изменениями. Новые социальные общности могут создаваться и внутри отдельных государств, и в международных рамках, при этом их создание и развитие всегда отражает текущие экономические, общественные и политические реалии того или иного социума.

Классификация и примеры

Специалистами выделяется сразу несколько классификаций социальных общностей, чаще всего их классифицируют по критерию образования. Согласно этому критерию социальные общности бывают:

  • демографическими, т.е. отличными по признакам пола и возраста, например, мужскими, женскими, молодежными, ветеранскими и т.д.
  • этническими, которые основываются на языковом, национальном и культурном родстве, на общности обычаев и традиций.
  • территориальными, образуемыми по месту жительства (городскими, сельскими, региональными).
  • профессиональными, в которые объединяются люди одних профессий (например, медики, строители, преподаватели, моряки и др.).
  • культурными (или субкультурными), построенными на единстве культуры либо субкультуры (объединения геймеров, металлистов, хиппи и т.д.).

Помимо этого, советский и российский философ, социолог — Б. А. Грушин (1929 — 2007) также разделял социальные общности на несколько основных групп:

  • реальные, т.е. существующие в объективной реальности и выполняющие определенные общественные функции, например, нации;
  • номинальные, чьи участники взаимодействуют друг с другом лишь на субъективном уровне, к примеру, студенты;
  • массовые, объединяющие индивидов на основе различий в модели поведения;
  • групповые, являющиеся наиболее однородными и сплоченными.

Оттолкнувшись от временного критерия, можно разделить все социальные общности на:

  • кратковременные, чье существование может длиться пару минут или, максимум, два-три часа (например, зрители на спектакле или концерте);
  • длительные, чье существование продолжается от пары суток до нескольких лет (трудовой коллектив, армейское подразделение);
  • долговременные, существующие на протяжении десятков лет, столетий, и даже тысячелетий (этнические группы, территориальные образования и др.).

По степени взаимосвязи, созданной внутри сообщества, их разделяют на:

  • тесно сплоченные (к таковым относят организации);
  • аморфные (объединения спортивных болельщиков).

Отличия между социальной группой и социальной общностью

Несмотря на кажущуюся схожесть, социальные группы заметно отличаются от социальных общностей. Так, участники социальных групп четко осознают факт своей принадлежности к данному сообществу, что нередко подкрепляется наличием у группы собственных правил поведения, символики и атрибутики. А основным отличием социальной группы от социальной общности является причина образования этих объединений: группы образуются исключительно по инициативе людей, в то время как общности формируются по естественным причинам.

Также социальные группы отличаются меньшей масштабностью, хотя в этом правиле есть исключения (к примеру, фанаты известного и титулованного футбольного клуба могут в больших количествах проживать во всех уголках мира). Одновременно с этим, исключения в плане масштабности есть и у социальных общностей — так, пассажиров вагона метро нельзя назвать большим объединением. Кроме того, социальные группы часто более устойчивы, нежели общности, они обладают организационными ресурсами, а уровень идейности их участников заметно выше. Однако, в некоторых социальных общностях (например, в нациях) уровень единения людей в разы выше, чем в любой известной социальной группе.

Следовательно, основные различия между социальной группой и социальной общностью определяются их характерными чертами. Социальные группы менее масштабны, они организуются по инициативе людей и, чаще всего, отличаются от социальных общностей более значительными организационными ресурсами и устойчивостью. А вот социальные общности формируются по естественным причинам, они почти всегда масштабнее социальных групп, но уступают им в плане устойчивости и наличия у них организационных ресурсов (которые часто им попросту не нужны).

Как формируются и распадаются социальные общности

К самым первым в истории человечества социальным общностям ученые относят семьи, роды и племена, возникшие на базе двустороннего единства. Эти группы людей были связаны не только кровным родством, но и общей хозяйственной деятельностью. Дальнейшее развитие социума неизбежно привело к возникновению новых типов взаимоотношений между людьми, в результате чего ряд социальных сообществ прекратил свое существование, в то время как другие остались, но значительно изменились.

Главной причиной распада любой социальной общности специалисты считают определенные социальные процессы, чаще всего связанные с демографией, урбанизацией и миграцией населения. Именно эти процессы оказывают ключевое влияние на подобные объединения, коренным образом изменяя их структуру.

К самым весомым причинам дезорганизации социальных общностей можно отнести попытки руководства таких групп контролировать поведение своих членов, а также навязывать им противоречивые ценности и неприемлемые для них поведенческие модели. Такие попытки диктата крайне негативно отражаются на психологическом климате внутри коллектива, быстро разрушая атмосферу солидарности и взаимопонимания внутри общности, которая и является ее фундаментом, а затем — закономерно приводя ее к последующему распаду.

Выводы

Таким образом, социальные общности играют роль своеобразных соединительных механизмов, они связывают между собой личность и общество. Изучая данный механизм взаимосвязи можно не только конкретизировать отдельный социум, почти всегда представляющий собой довольно абстрактное и непростое для изучения образование, но и выявить реальные возможности по интеграции индивидуума в общественные процессы через его участие в какой-нибудь социальной общности.

Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений.

Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Сергеенко, принимая во внимание археологические данные, внес коррективы в классификацию хозяйств, предложенных его мастером: он определил более богатые и более бедные компании с различными планами развертывания зданий. Вывод автора - это заключение о прогрессивном характере экономики средних рабских вилл, продукт которых был частично предназначен для рынка. Мы обеспокоены условиями окружающей среды Апеннинского полуострова и их влиянием на экономику. Ученый сосредоточился на почве и на римской агрономии, на разных культурах, на общих вопросах эволюции сельского хозяйства.

Подходы к формированию социально-групповой структуры общества

* демографическая подструктура (половая, возрастная)

* этноподструктура (племя, народность, нация)

* территориальная подструктура (городское и сельское население, регион)

* классовая подструктура (классы и социальные группы)

Сергеенко, он настаивает на взаимосвязи между экономической ситуацией и общественной жизнью. Крайне великолепие италийского сельского хозяйства, как основного сектора экономики, связано с развитием и широким и глубоким внедрением режима производства рабства. Этот процесс, по мнению автора, не приводит к ликвидации небольшого производства свободных и полулиственных производителей. Сергеенко он признает рабовладельческую компанию среднего размера как самую важную и передовую экономическую единицу. Он продемонстрировал, как преимущество сотрудничества, простого и частичного сочетания с рациональной организацией рабского труда, было достигнуто за счет совершенствования системы экстраэкономического принуждения.

В 90-е годы социальная структура стала более подвижной, возросло многообразие социальных статусов, изменилась и значимость компонентов социального статуса – социальный вес людей все больше определяется величиной капитала, расширились границы бедности и нищеты.

Выделяют пять основных позиций белорусского общества:

Ученый уделил особое внимание вопросу о производительности рабской работы и эксплуатации рабов и предложил для них дифференцированный подход в зависимости от времени и места действия. История выделяет две фазы эволюции рабства: патриархальное рабство, которое соответствует цели удовлетворения потребностей семьи хозяина и развитого рабского бизнеса, целью которого было получение прибыли. Автор затронул важный вопрос о зависимости рабовладельческой экономики от рабовладельческого рынка.

Снижение их притока и рост их содержания делали рабскую работу невыгодной. Следовательно, был сделан вывод относительно относительно короткого периода существования среднеинтенсивных и прибыльных компаний, постепенной ориентации средних и крупных рабовладельцев, которые всегда существовали с преобладанием естественной экономики. Эти тезисы были обобщены ученым в двух монографиях. Участвуя в материалах исторических источников, ученый продемонстрировал специфику латифондо древней эпохи. Он доказал, что большая рабская компания не позволяет неограниченно увеличивать слуг компании, которые по мере их роста потребляют перепроизводство.

нижний слой – служащие без специальности, рабочие низкой квалификации, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, безработные;

базовый слой – специалисты массовых профессий, пенсионеры, рабочие средней квалификации;

средний слой – высококвалифицированные специалисты, рабочие высокой квалификации, средние предприниматели;

Отсюда пришел вывод о трансформации землевладельческой экономики в пользу децентрализованной экономики, в основном основанной на узуфрукте небольших поселений поселенцами. Во время кризиса рабства Кузичиначин, с последующим истощением земель, был социально-экономическим образованием, в котором возникали новые социальные отношения, возникшие в средние века. Кузьюцина есть теоретическая работа, посвященная древнему рабству как экономической системе. В нем, можно сказать, есть заключительная формула марксистской концепции этого явления.

верхний слой – востребованные специалисты, успешные предприниматели, наиболее квалифицированные рабочие;

элита – высокооплачиваемые служащие, предприниматели.

Старое рабство не рассматривается как обычное явление, а как основа доминирующего способа производства, являющегося структурным элементом социально-экономического становления. Книга учитывает прогресс советской и зарубежной историографии на эту тему, в том числе вопрос о характере собственности на рабство. Маркса выделил два этапа в процессе формирования этого института. Исходя из понятия социального класса, данного Лениным, ученый, придерживаясь позиций своих коллег, признал важность класса свободных продюсеров в Древнем Риме.

Книжный шкаф, изданный Академией наук, показывает актуальность исследований древнего рабства. Ожерелье структурировано в хронологическом порядке и по аргументам. Римская проблема занимает достаточно места. Ученый понимает неопределенность характеристик сельскохозяйственного населения как отражение повседневной реальности и в значительной степени используется в методе аналогии в отношении других обществ. Книга характеризуется использованием огромного материала различных источников и литературы. Впервые в советской науке он вводит археологические данные и их интерпретацию из истоков италийского шиавизма.

В социальной структуре любого общества выделяются в первую очередь группы людей по месту жительства – население города или деревни. В социальном составе населения обязательно выделяются группы, которые сложились исторически – этнические. Выделяются также религиозные общности (католики, православные, баптисты, мусульмане). Всегда выделяют группы людей на основании их отношения к собственности, профессиональные группы, в отдельные группы объединяются люди по месту в управлении обществом, по размерам доходов и т. д.

В этой книге латинская, греческая и этрусская терминология относится к состоянию зависимости людей. Автор также обращает внимание на революционные действия Мамертини в Мессине и колокола в Региуме, а также на отношения между низшими классами и римской идеологией. Он видит происхождение курсивного рабства внутри рога и связывает внешний вид клиентуры. Статус, реальное состояние и протесты низких социальных слоев в архаичном Риме кажутся ему в целом, на мой взгляд, в слишком маленьком различном видении.

Он опубликовал некоторые монографии в упомянутом ожерелье. Они изучали различные аспекты эволюции рабства в разные периоды римской истории. В рабстве республиканской эпохи книга была посвящена анализу фундаментальных вопросов эволюции режима рабовладельческого производства, который ученый рассмотрел в предыдущих монографиях и будет заниматься этим позже. Этаймерман, убежденный марксист, далеко не заменил глубокое понимание марксистской доктрины формальными цитатами. Книга противоречива. Этаймерман использует обширный материал советской и зарубежной литературы и письменных источников: работы древних историков и юристов, сельскохозяйственные договоры, комедии Плаута, поэтические произведения, эпиграфический материал.

По данным переписи населения 2009 года , на территории Беларуси проживали представители более 130 наций и национальностей. Среди них наиболее представленными этническими группами являются белорусы (7 957 252), русские (785 084), поляки (294 549), украинцы (158 723), евреи (12 926), армяне (8 512), татары (7 316), цыгане (7 079), азербайджанцы (5 567), литовцы (5 087). 1 - 3,5 тыс. чел. насчитывают молдаване, туркмены, немцы, грузины, китайцы, узбеки, латыши, казахи, арабы, чуваши.

В центре внимания Дже. Этаймерман был эпохой поздней республики. Она изучает источники рабства, рассматривает рабство в сельском хозяйстве и ремеслах, идентифицирует домашние семьи и рабскую разведку, исследует статус рабов и отношение к обществу, особенно фокусируется на состоянии рабов и свобод, по идеологии и классовой борьбе рабов. Расцвет рабства в Древнем Риме состоял из Дже. Ученый резко контрастирует с мнением Вебера и широко распространен в литературе о том, что жестокая эксплуатация рабского персонала и бесчеловечные условия жизни связаны с необходимостью частой замены вымерших рабочих новым трудом.

Численность населения Беларуси на 1 июня 2011 года составила 9469 тыс. человек и по сравнению с началом текущего года сократилась на 12,2 тыс. человек.

Почти 70% населения нашей страны проживает в городах, и соответственно 30% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 104 городах и 108 поселках городского типа. 15 городов имеют население более 100 тысяч человек, в них проживает 67% городского населения. В столице нашей страны г. Минске проживает около 1млн.700 тысяч граждан, что составляет около 24% от всего городского населения. По данным последней переписи на 1000 мужчин приходилось 1129 женщин, а в группах старше 50 лет эта цифра возрастает.

Он следовал выводу о прямой зависимости рабовладельческой экономики от рабовладельческого рынка и о кризисе рабства, когда прекратились победоносные войны в Риме. Таким образом, автор заметил важность неотъемлемых причин режима производства рабства по отношению к внешним факторам. Укрепление советской социально-экономической подготовки в Древнем Риме не было случайным фактом, но это было историческое правило. Ученый был в равной степени против модернизации древней истории современной историографии, рожденной на теоретическом уровне незаконным отождествлением рыночной экономики с капиталистической и исторически от идентификации древних римских рабов с древними римскими рабами Западная Индия.

Социальная структура современного белорусского общества отвечает тем тенденциям , которые характерны для современных развитых промышленных государств (возрастание доли городского населения, рост образовательного уровня населения, возрастание доли работников квалифицированного труда, формирование среднего класса и т.д.). Но в то же время следует подчеркнуть, что многие показатели социальной структуры нашего общества являются результатом целенаправленной государственной политики.

Подчеркнул Дже. И еще одно замечание: определение его доминирующего класса не как рабы, а как рабы и землевладельцы. Логическим продолжением этой монографии была его книга, посвященная италийскому рабству во времена Княжества. Ученый делает важные комментарии об источниках рабства. Старые авторы дают нам мало информации. О пленных военнопленных мало говорится. Создается впечатление, что приток новых рабов не вызывает беспокойства в обществе. Рабы рабов пополнились еще больше, чем наследие республики благодаря признанию рабов семейных и родственных ограничений.

Важнейшим направлением государственной политики в нашей стране является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения . Государство в своей деятельности ориентировано, прежде всего, на обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения, на преодоление малообеспеченности, на недопущение проявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе. В нашей стране в последние годы наблюдалась положительная динамика роста доходов населения. Доля малообеспеченного населения сократилась с 42 % в 2000 году до 6, 1 % в 2008 году. Это один из лучших показателей среди стран СНГ.

Автор сообщает важные факты в пользу существования, помимо рабства, других ситуаций личной зависимости, в том числе иждивенцев. Этаймерман демонстрирует очень важную роль конкретного различия между рабами и их хозяевами в распаде отношений рабства. Многие советские и зарубежные ученые по какой-то причине видели отсутствие интереса со стороны рабов к результатам своей работы. К этой структуре ученый добавил новый цвет. Поскольку древняя эпоха характеризовалась медленным совершенствованием инструментов работы, экономический прогресс был возможен с оптимизацией организации работы и со специализацией производителей, что требовало развития их интеллектуального уровня.

Но это боялись боссы. Таким образом, рабские отношения ограничивают экономический прогресс, к которому добавился рост крупных имущественных свойств, в которых использование классических научных методов управления экономикой было, как было продемонстрировано ранее, невыгодным. В книге рассматриваются гражданские рабы, их профессионализм и специализация в предпосылках роста ремесел. Это породило рабскую наем и стимулировало их освобождение, отражающее экономическую дифференциацию в рабской семье. Мы особенно обеспокоены Институтом Свободы.

В последние предкризисные годы около 60 %. государственного бюджета Республики Беларусь расходовалось на социальные нужды . Эта цифра свидетельствует о высокой социальной ориентированности государственной политики Республики Беларусь. Специалисты Всемирного банка оценивали государственную социальную поддержку населения Беларуси как самую высокую среди стран с переходной экономикой.

В настоящее время в республике проживает около 2,4 млн. пенсионеров , из них 1,9 млн. человек – ветераны труда, около 70 тысяч человек – ветераны Великой Отечественной войны.

В республике особое внимание уделяется социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны. Учитывая, что основным источником их доходов являются пенсии, к их трудовым пенсиям установлены специальные надбавки.

Страх перед маленькими и средними рабами перед массой рабов вызывал неодобрение обращения с жестокими рабами. Изощренные греки возмутились, увидев богатого римлянина, окруженного их рабами. Первые циники, по словам Диона Крисостомо, отвергли рабство как незаконное убийство военнопленных. Сенека постулирует послушание рабов по условию покровительства боссов по отношению к ним.

Социальная защита инвалидов – одно из приоритетных направлений государственной социальной политики. В республике численность инвалидов составляет более 500 тыс. человек, в том числе около 30 тыс. детей-инвалидов. В стране создана и функционирует сеть реабилитационных учреждений. Эти учреждения осуществляют мероприятия в рамках медицинской, профессиональной и социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Но, с одной стороны, он укрепил власть боссов над рабами, с другой - утверждал вмешательство государства в свои отношения, ставя во главу государства власть хозяев. Это все больше влияло на статус рабов. Этаймерман отметил увеличение своих прав на особенности и правоспособность. Еще одним шагом вперед в его научных исследованиях стал анализ растущей дифференциации экономического состояния рабов. Отсюда был сделан новый важный вывод о реальной дифференциации классов рабского населения. По его мнению, с начала имперской эпохи в республике произошел сдвиг в вопросе о зависимых группах.

Демографическими угрозами являются те явления и тенденции, социально – экономические последствия которых, оказывают отрицательное воздействие на устойчивое развитие Республики Беларусь.

В нашей стране существуют многочисленные демографические угрозы: угроза депопуляции, неблагоприятная возрастная структура населения, связанная, в первую очередь, со старением населения.

Процесс социально-экономических преобразований в РБ сопровождается активным формированием новых слоев и классов, что влечет за собой серьезную трансформацию всей социальной структуры. Меняются отношения собственности и власти, идет интенсивная смена элит, на общественную сцену выходят новые соц. группы (меняется их соц.статус, образ и кач-во жизни, способы деят-ти). Одновременно происходит маргинализация массовых слоев населения, рост социально-периферийных групп, расширение социального дна.

По социально-статусным критериям население постсоветского общ-ва, в т.ч. и белорусского, дифференцируется след.образом:

Высший слой – новая элита, в состав кот. входят богатые предприниматели (владельцы банков, частных крупных фирм и др.), высшие должностные лица в ранге министра и выше;

Высший средний слой – средние и мелкие предприниматели, директорский корпус, популярные художники, артисты, телекомментаторы, крупные ученые, владельцы частных больниц, стоматологических кабинетов и др.;

Средний -средний слой – профессура, врачи и юристы, имеющие частную практику, руководители отделов (служб) крупных, эффективно работающих предприятий, старшие офицеры, др;

Низший средний слой – учителя, линейные (рядовые) инженеры, работники учреждений культуры, младшие офицеры, квалифицированные рабочие;

Низший слой – малоквалифицированные рабочие, крестьяне, служащие, сержантский состав вооруженных сил и правоохранительных органов и др.;

Маргинальные слои - опустившиеся на соц. дно из различных соц. групп нищие, бомжи, беженцы, вынужденные переселенцы, беспризорные подростки и т.п.

Неустойчивость, т.е. подверженность распаду на несколько независимых измерений, когда отсутствует связь между различными стратификационными критериями;

Многоукладность, при которых старые слои и классы советского общества соседствуют с новыми;

Мозаичность, когда в разных секторах экономики наблюдаются автономные системы социальной стратификации.

20. Социальная мобильность: понятие и виды.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Существуют следующие виды миграции по:

Характеру - трудовая и по политическим мотивам: § продолжительности - временная (сезонная) и постоянная;

Территории - внутренняя и международная:

Статусу - легальная и нелегальная.

По видам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.

Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются по социальной лестнице по сравнению со своими родителями.

Внутрипоколенная мобильность связана с социальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.
21. Проблема формирования среднего класса и предпринимательского слоя в современном постсоветском обществе.

↑ Признаки социальной общности

  • наличие общей цели деятельности или совпадение целей людей, составляющих общность;
  • наличие единых правил, норм;
  • солидарность;

↑ Виды (типы) социальных общностей

Территориальные – совокупности людей, проживающих на одной территории (дальневосточная общность, население города и деревни).
Этнические – совокупности людей, имеющих одни этнические корни, принадлежащие к одному этносу (территориально компактные этнические общности – японцы, французы; территориально разобщённые этнические общности – евреи).
Демографические – совокупности людей, образованные по принципу идентичности демографических характеристик (молодежь, женщины, женатые, бездетные).
Культурные (субкультурные) совокупности людей, объединённых одной культурой или принадлежащих к одной субкультуре (хиппи, панки,
хипстеры, геймеры; представители русской, японской культуры и т. д.).

По времени существования можно разделить общности на кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов: аудитория конкретного мероприятия, пассажиры одного автобуса), длительные (от нескольких дней до нескольких лет: коллективы предприятий, воинские подразделения) и долговременные (от нескольких десятилетий до веков и тысячелетий: территориальные, этнические общности, нации).

По степени связи между индивидами можно выделить тесно сплоченные общности (организации) и аморфные образования (болельщики футбольного клуба, любители пива).

  • Множества (при отсутствии взаимных социальных действий имеются совпадающие цели, интересы):
  • Контактные общности (в них воплощается реальная, но кратковременная солидарность)
  • Групповые общности (или социальные группы ), в которых воплощается долговременная, устойчивая, определяемая нормами, обычаями солидарность.

↑ Социальная группа

Социальная группа - объединение людей, занятых одной деятельностью, определённым образом взаимодействующих друг с другом, идентифицирующих себя с ней и признающихся её членами другими представителями этой группы.

↑ Признаки социальной группы:

  • внутренняя организация;
  • общая (групповая) цель деятельности;
  • образцы (модели) групповой деятельности;
  • внутригрупповая коммуникация;
  • интенсивные групповые взаимодействия (межличностные отношения);
  • групповые процессы (охватывают все изменения в группе, её развитие);
  • групповые ценности (универсальные и специфические);
  • групповые нормы (универсальные и специфические);
  • групповые формы социального контроля (поощрительные и запретительные санкции).

↑ Виды социальных групп

По характеру взаимодействия традиционно выделяют первичные и вторичные социальные группы.

Первичные и вторичные социальные группы

Первичные социальные группы – малые группы, небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Данная группа обеспечивает обеспечивающая успешность вхождения индивидов в другие группы, в общество и их социализацию. Возникает за счет прямых личных контактов, отличается высокой плотностью взаимосвязей членов группы и идентификацией их с ней (семья, группа друзей, сверстников, соседская общность).

Основные функции: формировать моральные нормы, которые человек получает в детстве и проносит сквозь всю жизнь; выступать средством поддержки людей.

Вторичные социальные группы - разновидности больших и формальных групп (социальных институтов, организаций). В них чаще всего отсутствует непосредственное взаимодействие членов этого социального образования.

Итак, первичные группы ориентированы на установление взаимосвязи между ее членами, вторичные группы - на достижение цели.

По характеру внутригрупповых связей различают формальные и неформальные социальные группы:

Формальные и неформальные социальные группы

Формальные – объединения людей, опосредованные не личными интересами, а внешними законодательными предписаниями (трудовой коллектив, воинское подразделение). Признаки формальной группы: заданная чаще всего извне рациональная цель; предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушения; четкая социально-профессиональная структура, определяющая формальные отношения между членами группы.

Неформальные – объединения людей по их желанию, взаимным симпатиям и общим интересам.

Формальные и неформальные группы в ряде случаев могут совпадать или внутри формальной группы могут возникнуть неформальные группы (внутри профессионального коллектива – формальной группы возникают дружеские компании – неформальные группы).

По численности социальные группы делятся на малые (2—30 человек) и большие .

Малые и большие социальные группы

Малые – социальные образования, члены которых целенаправленно связаны друг с другом и зависят друг от друга (семья, студенческая группа, производственная бригада, дружеская компания). Малые группы, несмотря на свой малочисленный состав, очень устойчивы, ее члены имеют общие нормы и ценности.

Отличительные признаки малой социальной группы:
– небольшое число членов;
– непосредственность общения между ее членами;
– общие интересы, цели и совместная деятельность;
– определенная локализация в пространстве и устойчивость во времени;
– разделение труда, координация и дополнительность деятельности;
– внутренняя расчлененность функций и групповых ролей;
– общие нормы, установки, ценностные ориентации и способы поведения;
– определенная структура организации и управления;
– групповая идентичность с точки зрения посторонних.

Большие – группы, в которых люди чаще всего не только не знают друг друга, но и не имеют непосредственных контактов (социальные классы, слои, этносы, профессиональные группы). Большие группы нередко называют общностями (этническая общность, профессиональная общность).

По степени открытости социальные группы делятся на открытые и закрытые .

Открытые и закрытые социальные группы

Открытые – это группы, которые стремятся расширить свой членский состав. Особенно это типично для формирующихся групп на стадии их расширения и потенциального определения.

Закрытые – это группы, организованные таким образом, чтобы ограничивать число своих членов, вплоть до исключения тех, кто формально сохраняет право оставаться их членом. Это особенно относится к элитам – как самоконтролирующимся, так и социально признанным. Эта политика исключения определяется не только сохранением престижа и могущества группы, но и иными структурными и эгоистическими соображениями её членов.

Обособленно стоит референтная группа – группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на её ценности и нормы. Данная группа служит своеобразным стандартом, ориентиром, точкой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций индивида.

По социальному положению различают следующие социальные группы:

  • социально-классовые;
  • демографические (мужчины, женщины, дети, родители и т. д.);
  • этнические (нации, племена);
  • социально-территориальные (город, деревня);
  • профессиональные.

↑ Квазигруппа

Квазигруппа — малоустойчивая, неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм.

↑ Виды квазигрупп

  • Аудитория – объединение людей во главе с коммуникатором (передача и прием информации непосредственно или с помощью технических средств)
  • Фан-группа – объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок группе или религиозному культу.
  • Толпа – временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей.

↑ Различие между социальной группой и социальной общностью

Сегодня принято отделять социальные группы от социальных общностей на основании следующих признаков:

В процессе жизнедеятельности люди объединяются в различные социальные группы и общности.

Под социальной общностью понимают совокупность людей, которая существует в реальности и эмпирически фиксируется.

Среди характерных черт общности выделяют:

  1. Относительную целостность — форма организации обеспечивает закрепленные разновидности взаимосвязи между элементами общности.
  2. Самостоятельность — общность является самостоятельным субъектом исторического и социального действия.

Социальное действие — способ отношения человека к социуму, который состоит в установлении коммуникативных, информационных связей между индивидами, группами и общностями.

Система поступков формирует модель поведения человека в социуме в зависимости от поставленных целей и имеющихся ресурсов и ограничений.

Понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер.

Основные признаки социальной общности

К основным признакам социальной общности относят:

  • общность потребностей;
  • сходство условий жизнедеятельности;
  • присутствие совместной деятельности как фактора существования общности;
  • становление собственной культуры, наличие определенных особенностей;
  • социальная идентификация членов общности и формирование в сознании понимания своей причастности к ней.

Социальные общества могут отличаться:

  1. По количественному составу. В общность могут входить несколько лиц или целые массы.
  2. По продолжительности существования. Время существования общностей варьируется от нескольких минут и часов до столетий, тысячелетий и эпох.
  3. По степени связи между индивидами. Связи могут быть устойчивыми или случайными образованиями, аморфными.

К общностям с устойчивыми типами связей относят школьный класс, а к объединениям со случайными связями — очередь, толпу. Такие объединения называют квазигруппами.

Квазигруппа является малоустойчивой совокупностью людей. У нее нет определенной структуры, системы ценностей и норм. Такие группы формируются непреднамеренно. Между представителями нет устойчивых связей.

Продолжительность существования квазигрупп кратка. После окончания группы либо распадаются, либо на их основе формируются устойчивые социальные группы.

К свойствам или признакам квазигрупп относят:

  • анонимность;
  • внушаемость;
  • социальную заражаемость;
  • бессознательность;
  • спонтанность;
  • кратковременность существования;
  • отсутствие разнообразного взаимодействия: либо прием и передача информации, либо выражение согласия или несогласия.

Анонимность подразумевает, что каждый индивид квазигруппы чувствует себя неузнанным и, тем самым, неуязвимым. Контроль деятельности участников отсутствует.

Челны квазигруппы более внушаемы, чем люди, которые не входят в группу.

Под социальной заражаемостью понимают быструю передачу эмоций и настроений от индивида к индивиду и их быструю смену.

Спонтанность проявляется в механизмах формирования квазигрупп, которые зависят от условий социального окружения индивида в конкретный период времени.

Краткость существования описывают тем, что квазигруппы легко распадаются и существуют ограниченное время.

Социальные общности делят на:

  1. Устойчивые: нация, народ.
  2. Кратковременные: люди, стоящие на остановке или аудитория на лекции.

Виды социальных общностей представляют собой:

  1. Классовые общности и слои, сословия.
  2. Исторические формы общности.
  3. Социально-демографические общности.
  4. Корпоративные.
  5. Этнические и территориальные.
  6. Общности, которые сложились в зависимости от интересов входящих в них индивидов.

Множество реальных общностей разделяют на два подкласса:

  • массовые;
  • групповые — социальные группы.

Для чего люди объединяются в группы

Человек на протяжении своей жизни становится непосредственным участником деятельности различных социальных групп. Соотнесение индивида с группой дает представление о его потребностях, интересах, особенностях поведения, которые формируют личностные характеристики человека.

Появление социальных групп связывают с принятым в обществе разделением труда. Деятельность специализирована, для ее выполнения необходимы определенные умения и навыки.

Также предпосылкой формирования групп является исторически сложившееся разнообразие условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.

В социальную группу объединяются индивиды, у которых есть общий значимый социальный признак. На этом признаке основано их участие в деятельности сформированной группы. В таком объединении люди связаны между собой системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Под социальным или общественным институтом понимают исторически сложившуюся или созданную организацию жизнедеятельности люде. Она имеет определенную цель, достижение которой обеспечивает удовлетворение социальных, экономических, культурных, духовных и иных потребностей общества и индивида в частности.

Социальные группы удовлетворяют потребности человека как материальные, так и духовные.

Человек нуждается в поддержке, общении, понимании, любви, чувстве принадлежности. Соответствующая группа ему это предоставляет.

Сотрудничество помогает достигать целей, стремление к достижению которых в единичном исполнении занимало бы гораздо более длительный срок. Или же вообще исключало возможность исполнения задуманного.

В социальной группе индивид чувствует себя защищенным.

Объединение людей подразумевает обмен знаниями, что влечет за собой личностный рост.

Функции социальных групп:

  1. Социализация — обеспечение освоения норм, ценностей, идентичности, реализации возможностей, адаптации к различным условиям постоянно меняющегося общества, формирование гражданско-правовой позиции, понимание иерархических структур.
  2. Инструментальная — осуществление совместной деятельности.
  3. Экспрессивная — удовлетворение потребностей в уважении, заботе, доверии.
  4. Поддерживающая — люди объединяются в сложных жизненных ситуациях и поддерживают друг друга.

Малые и большие социальные группы

Социальными группами называют устойчивые совокупности людей, которые имеют отличительные признаки.

К таким критериям, которые присущи только этим индивидам, относят, например:

  • социальное положение;
  • интересы, суждения;
  • ценностные установки.

Социальные группы образуют социальную структуру общества.

Под социальной структурой понимают внутреннее устройство общества или социальной группы. Структуры упорядочены определенными нормами взаимодействия.

  • социальные группы;
  • социальные слои;
  • социальные общности;
  • социальные институты.

Виды социальных групп

По характеру взаимодействия — классификация Ч. Кули в социологии:

  1. Первичные. Взаимодействие имеет непосредственный, межличностный характер. Предполагает взаимную поддержку. Часто в такие группы входят индивиды, которые находятся в родстве или имеют эмоциональную близость. Напрмер: группа сверстников, соседей.
  2. Вторичные. Достижение конкретной цели является фактором взаимодействия. Индивидов объединяют общие интересы, взгляды и идеи. Характер межличностных отношений формально-деловой, поэтому изначально у людей такой группы часто нет личной и эмоциональной привязанности. Например: профессиональные организации, политические партии, рабочие коллективы.

По фактору существования:

  1. Номинальная — создана искусственно для целей, например, статистического учета населения. Например: покупатели конкретного магазина, посетители библиотеки.
  2. Реальная — формируется по осознаваемым реальным признакам. К таким признакам относят: пол, возраст, национальность, доход, профессию, место жительства.

По способу организации и регулирования взаимоотношений:

  1. Формальная — официальная: группа существует в рамках официально признанных организаций. Отношения членов регламентируются локально-нормативными актами. Например: футбольная команда, школьный класс.
  2. Неформальная — неофициальная: группа возникает на базе личных интересов участников. Интересы могут совпадать или расходиться с целями официальной организации. Например: кружок литераторов, цветоводов, клуб любителей бардовской песни.

По степени принадлежности человека к группе:

По численности участников:

Виды и характеристика больших социальных групп

Характеристика большой социальной группы:

  • многочисленность;
  • участники занимают одинаковое положение в структуре общества;
  • участники имеют общие интересы.

Большие социальные группы могут быть следующих видов:

  1. Территориальные — объединены местностью.
  2. Целевые — созданы с определенной целью.

Виды и определения малых социальных групп

Малая группа — элементарная ячейка общества.

Характеристика малой социальной группы:

  1. Небольшое число участников: от 2-3 до 20-30 человек.
  2. Люди хорошо знают друг друга.

Малая группа: семья, школьный класс, компания друзей.

Воздействие социальных групп на общество

В современных реалиях требуется работа по координации деятельности человека и разработка и формирование ресурсов. Растет значение организации как фактора регулирования общественных отношений.

Организация — ассоциация людей. Она действует на основании неличных связей.

Организации создают для достижения специфических целей.

Примеры организаций: школа, театр, библиотечный комплекс.

Организации проектируют: они учреждаются с определенными целями, имеют свое пространственное ориентирование, конструкции.

Группы и организации влияют на поведение человека.

Влияние может быть отрицательным и положительным.

Позитивное влияние — список:

  1. Отношения в группе приучают человека выполнять существующие социальные нормы.
  2. Отношения формируют ценностные ориентиры, которые усваивает личность.
  3. Человек совершенствует свои коммуникативные навыки и умения.
  4. От других членов группы человек получает информацию, которая позволяет ему воспринимать и оценивать себя.
  5. Группа дает человеку уверенность в себе, положительные эмоции, которые необходимы для его развития.
  6. В процессе участия в деятельности группы индивид постигает основы психологии, социологии и права.
  7. В процессе взаимодействия человек непрерывно учится.

Негативное влияние — список:

  1. Группа может достигать цели за счет ущемления интересов отдельных ее членов — групповой эгоизм.
  2. Могут отвергаться оригинальные идеи творческих личностей большинством из-за того, что они были непонятны. Сами инициаторы могут подавляться в своем развитии.
  3. Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно.

Конформное поведение — поведение людей, когда они осознанно расходятся во мнении с социумом, но соглашаются с ним, исходя из каких-то личностных соображений.

Читайте также: